Жилищное обеспечение военнослужащих после увольнения в запас

Жилье для военнослужащих

Жилищное обеспечение военнослужащих после увольнения в запас

Жилье для военнослужащих.

Статья 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (далее – Закон о статусе военнослужащих) предусматривает, что  право на жилье имеют все военнослужащие-контрактники.

Но, кто-то приобретает право на получение квартиры по истечении первых 5 лет военной службы, кто-то  – после 20 лет или после увольнения с военной службы по уважительным основаниям. А некоторые  могут воспользоваться только государственными жилищными сертификатами или ипотечным кредитом.

Перевод обязательств государства перед военнослужащими в жилищной сфере из натуральной (предоставление квартиры) в денежную форму расширило возможности военнослужащих самостоятельно принимать решение по выбору места проживания, качеству и размеру приобретаемого жилья.

Возможность приобретения жилья в собственность с помощью ипотечного кредитования в любое время по истечении трех лет участия в накопительно-ипотечной системе, даже до окончания срока службы, а также выбора месторасположения и размера жилья является одной из новых форм реализации военнослужащим права на жилище.

 Наряду с военнослужащим право на получение жилых помещений имеют также члены их семей. К ним, согласно пункту 5 статьи 2 Закона о статусе военнослужащих, отнесены:

 – супруга (супруг);

 – несовершеннолетние дети;

 – дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

 – дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

 – лица, находящиеся на иждивении военнослужащих;

 – иные члены семьи согласно федеральным законам и иным нормативно-правовым. Согласно статье 69 Жилищного кодекса РФ при предоставлении жилого помещения по договору социального найма к членам семьи относятся проживающие совместно с нанимателем его супруг, дети и родители – граждане РФ.

А другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя, только если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях членами семьи нанимателя в судебном порядке могут быть признаны и другие лица.

          Положения статьи 69 ЖК РФ и должны применяться при определении права семьи военнослужащего на предоставление того или иного жилого помещения.

Об этом сказано в пункте 22 постановления Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 г.

N 9 “О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих” (далее – Постановление N 9).

 Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем, наряду с нормами Закона о статусе военнослужащих, регулируются  жилищным законодательством.

Согласно действующему законодательству любой из военнослужащих по контракту должен быть обеспечен жильем в трехмесячный срок со дня прибытия на новое место службы. Здесь, конечно, говорится о служебных жилых помещениях.

А военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и совместно проживающие с ними члены семей, на первые пять лет службы могут быть размещены в служебных жилых помещениях или общежитиях.

Такие помещения закрепляются за учреждениями соответствующих силовых министерств и ведомств.

С военнослужащим, которому предоставляется такое жилье, заключается договор найма служебного помещения, в котором определяется порядок предоставления жилья, его содержания и освобождения.

Типовая форма договора утверждена Постановлением Правительства РФ от 4 мая 1999 г.

N 487 “Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба”.

После увольнения с военной службы гражданин в некоторых случаях может приобрести право на свое жилье. Но если этого не произошло и (или) военнослужащего обеспечили другим жилым помещением, он должен в трехмесячный срок освободить предоставленное служебное помещение.

Нельзя выселить из служебных жилых помещений без предоставления другого жилья граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории таких граждан устанавливаются федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ (статья 98 ЖК РФ):

– членов семьи военнослужащих (должностных лиц органов внутренних дел, органов государственной безопасности, таможенных органов), погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
– пенсионеров по возрасту;

– инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I и II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на военной службе.

Предоставление жилых помещений военнослужащим-гражданам РФ должно производиться в порядке очередности, с учетом норм и льгот, установленных жилищным законодательством РФ, в соответствии с правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, установленными действующим законодательством и НПА субъектов РФ, на территории которых дислоцирована воинская часть. При этом военнослужащим-гражданам РФ, имеющим право не первоочередное обеспечение жильем, жилое помещение предоставляется ранее лиц, принятых на учет в том же году, но не имеющих права на льготное получение жилья.

При предоставлении военнослужащему-гражданину РФ жилого помещения по договору социального найма учитывать действия и гражданско-правовые сделки, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или их отчуждению. Указанные сделки и действия необходимо учитывать за установленный законом субъекта РФ период, предшествующий предоставлению военнослужащему-гражданину РФ жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Перечень документов, которые прилагаются к заявлению

военнослужащего о признании его нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма
(в соответствии с п.

1 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280)

а) копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей – граждан Российской Федерации (далее именуются – члены их семей) (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);

б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи;

в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака – при состоянии в браке (расторжении брака);

г) документы с мест жительства военнослужащих и членов их семей с 1991 года: выписки из домовых книг;

справки (сообщения) бюро технической инвентаризации до 31 января 1998 г.;

д) копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления;

е) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации с 31 января 1998 г.;

ж) копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

з) сведения о наличии идентификационного номера налогоплательщика у военнослужащего и всех членов его семьи.

В случае если по результатам принятых военнослужащим мер документы, указанные в подпунктах “г” и “д” , не могут быть получены, военнослужащие представляют документы, свидетельствующие о невозможности их получения.
Военнослужащие вправе представлять другие документы, подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в случае отсутствия жилых помещений по месту прохождения военной службы им по желанию ежемесячно выплачивают денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. № 909.

Выплата денежной компенсации военнослужащим осуществляется ежемесячно за счет и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации.

Денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.

Порядок признания

нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями и признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.

51 ЖК РФ, имеющих общую продолжительность военной службы более 20 лет, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более:

Нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:

а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:                    – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;                                   – по состоянию здоровья;                                                                                                                 – в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении;

в) члены семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:                                                           

а) отсутствие жилой площади;

б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ;

в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;

г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;

д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;

з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади;           и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.

Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление, после увольнения с военной службы – приказ об увольнении в запас или в отставку.

Не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае:            а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры);            б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам);            в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств – участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.);            г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;            д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

          Право военнослужащих и граждан, уволенных со службы, на дополнительную жилую площадь, предусмотренную Федеральным законом “О статусе военнослужащих”, не является основанием для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

© Токунова Г.А., 2012

Источник: http://www.tokunova.ru/publikacii/zhile_dlya_voennosluzhashih/

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 июня 2013 г. по делу N 33-1732/2013 (ключевые темы: военнослужащие

Жилищное обеспечение военнослужащих после увольнения в запас

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 июня 2013 г. по делу N 33-1732/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,

судей Гельфенштейна В.П. и Сыромятникова А.В.

при секретаре Макаршиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 марта 2013 г. по гражданскому делу по иску Полянского В.А.

к территориальному отделению в Республики Карелия по г.

Петрозаводску ФГКУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” Министерства Обороны РФ, ФГКУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” Министерства Обороны РФ об оспаривании решений, понуждении к совершению определенных действий.

Заслушав доклад судьи Гельфенштейна В.П., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Иск заявлен по тем основаниям, что Полянский В.А. проходил военную службу по контракту в военном комиссариате РК в должности ( … ) в период с ( … ) по ( … ), досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, исключен из списков личного состава военного комиссариата РК.

Решением жилищной комиссии военного комиссариата РК от ( … ) он был признан нуждающимся в получении жилого помещения и включен в список очередников.

В дальнейшем документы были представлены в ФГУ “Петрозаводская КЭЧ района” для постановки на электронный учет для включения в единый реестр военнослужащих, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма.

В связи с расформированием ФГУ “Петрозаводская КЭЧ района” и передачей документов в созданный департамент жилищного обеспечения МО РФ, истец не смог отыскать своих данных в едином реестре военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В ответ на отправленный ( …

) в адрес руководителя ФГКУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” МО РФ пакет документов для восстановления в едином реестре, ( … ) истец получил от заместителя начальника управления решение N ( … ) об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что на момент подачи заявления истец не являлся военнослужащим, которое решением Петрозаводского городского суда от ( … ) было признано незаконным.

( … ) в адрес начальника ТО в РК – г. Петрозаводск ФГКУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” МО РФ вместе с копией вступившего в законную силу решения Петрозаводского городского суда РК от ( … ) истцом был представлен пакет документов для восстановления в едином реестре военнослужащих. Решением N ( … ) ( …

) истцу было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с тем, что представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Более того, решением ФГКУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” N ( … ) от ( …

) он был снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц жилищной комиссии. Истец просил суд отменить указанные решения, обязать начальника ТО в РК – г.

Петрозаводск ФГКУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” и начальника ФГКУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” включить его в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в получении жилых помещений, на состав семьи из 2-х человек.

В ходе рассмотрения дела в суде Полянский В.А.

исковые требования уточнил, указав, что требования об обязании включить его в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в получении жилых помещений, на состав семьи из 2 человек (истца и его супруги Полянской А.В.

), предъявлены им непосредственно к организациям – ФГКУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” МО РФ и к Территориальному отделению в Республике Карелия -г. Петрозаводск ФГКУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” МО РФ.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Полянский В.В., Полянская Н.А., Полянская А.В., военный комиссариат РК.

Решением суда иск удовлетворен частично. Решение ТО в РК по г. Петрозаводску ФГКУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” МО РФ N ( … ) от ( … ) об отказе Полянскому В.А. в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, признано незаконным. В остальной части в удовлетворении иска отказано.

С решением суда не согласен Полянский В.А., в апелляционной жалобе просит его отменить в части и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

В жалобе указывает, что в связи с неправильной оценкой обстоятельств, имеющих значение для дела, суд не учел, что и в соответствии с приказом МО РФ N ( … ) и тем более с приказом МО РФ от ( … ) N ( … ) (п.

4) военнослужащие имеют полное право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях после истечения пяти лет с момента совершения ими действий, связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.

Указывает также, что в ходе судебного заседания установлено, что им были представлены все документы, которые подтверждают его законное право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, в результате чего признано незаконным и подлежащим отмене решение территориального отделения по Республике Карелия в г. Петрозаводск N ( … ) об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Учитывая вступившее в законную силу решение Петрозаводского городского суда РК от ( … ), считает, что жилищная комиссия военного комиссариата РК в полном объеме и всесторонне рассмотрела документы, представленные им для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, т.к. избрание после увольнения постоянным местом жительства ( … ) уже является одним из оснований признания нуждающимся в жилых помещениях в соответствии с п.7 пп. “и” постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054.

Полагает, что судом неправильно истолкованы положения ст. 15 и ст. 23 ФЗ N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, т.к. ст. 15 не содержит положений о возможности ограничения жилищных прав военнослужащих – граждан Российской Федерации, предусмотренных жилищным законодательством, а в соответствии с ч. 2 ст.

4 ЖК РФ, устанавливаемые этим кодексом жилищные правоотношения распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат. При этом введение законодателем специальных условий предоставления военнослужащим жилых помещений само по себе не препятствует реализации ими жилищных прав, установленных ЖК РФ, а содержащееся в п.

27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.02.

2000 N 80, требование о приложении военнослужащим к рапорту о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района не указывает на невозможность применения к военнослужащим положений ст. 53 ЖК РФ.

Относительно вывода суда о возможности бесплатного обеспечения военнослужащих жильем за счет МО РФ только один раз, истец указывает, что в соответствии с п. 14 ст.

15 ФЗ “О статусе военнослужащих” это правило действует в отношении военнослужащих – граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более и нуждающихся в улучшении жилищных условий, при их увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2009 N 6н-424/08).

В возражениях на апелляционную жалобу ФГКУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” МО РФ указывает, что требования Полянского В.А. удовлетворению не подлежат.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Полянский В.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить в части, исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчиков ТО в РК по г. Петрозаводску ФГКУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” МО РФ и ФГКУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” МО РФ, третьи лица Полянский В.

В., Полянская Н.А., Полянская А.В., представитель третьего лица – военного комиссариата РК в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения участвующего в деле лица, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений к ней, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Полянский А.В. проходил военную службу с ( … ), в период с ( … ) по ( … ) – в военном комиссариате Республики Карелия в должности ( … ). В период прохождения службы решением жилищной комиссии военного комиссариата РК в соответствии с протоколом N ( …

) от ( … ) он был признан нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в ( … ) на состав семьи из 3 человек. В дальнейшем документы были предоставлены заявителем в ФГУ “Петрозаводская КЭЧ района” для постановки на электронный учет для получения жилого помещения по договору социального найма.

Приказом N ( … ) от ( … ) истец был уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт “а” пункта 2 статьи 51 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”), общая продолжительность военной службы ( … ) Полянского В.А. в Вооруженных Силах РФ в календарном исчислении составила ( … ).

( … ) истец направил в адрес ФГУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” МО РФ заявление о внесении его персональных данных в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, формируемый в соответствии с Приказом МО РФ от ( …

) N ( … ). ( … ). истец получил решение N ( … ) от ( … ) об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, которое было признано незаконным решением Петрозаводского городского суда РК от ( … ). Решение сторонами не обжаловалось, вступило в законную силу.

Полянским А.В. в адрес начальника ТО в РК по г. Петрозаводску ФГКУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” МО РФ был повторно представлен пакет документов для восстановления его в едином реестре военнослужащих.

Решением территориального отделения N ( … ) от ( …

) истцу было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с тем, что представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение суда в части признания незаконным указанного решения территориального отделения сторонами не оспаривается.

Судебная коллегия также полагает верным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в остальной части в связи со следующим.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/110203763/

Право на жилье военнослужащих 20 лет выслуги | Загранник

Жилищное обеспечение военнослужащих после увольнения в запас

Один из наиболее приоритетных государственных вопросов — это обеспечение жильем военнослужащих. Пока они осуществляют свою служебную деятельность, им зачастую приходится переезжать с одного места на другое, как правило, вместе с семьей. По этой причине военные могут рассчитывать на предоставление служебной жилплощади либо на оплату арендуемой квартиры государством.

Когда срок службы по заключенному контракту закончится, у них появляется право на получение дополнительной площади жилого помещения или отдельной недвижимости в собственность.

По действующему законодательству увольнение в запас без выделения квартиры или дома не допускается, при этом вместо предоставления недвижимости возможна выплата эквивалентной денежной суммы.

Также доступно участие в программе военного ипотечного кредитования, позволяющего стать собственником недвижимости на выгодных условиях и без очереди.

В размещенной ниже статье будет подробно рассмотрен общий порядок военного жилищного обеспечения, нормы выделяемой площади, необходимые условия для получения и другие особенности данной процедуры.

Регулирование вопроса на законодательном уровне

Обеспечение жилплощадью данной категории граждан регламентируется:

  1. Указом Президента РФ (далее Указ), гарантирующим увольнение в запас только с предоставлением жилья.
  2. Жилищным кодексом РФ (далее ЖК РФ), устанавливающим критерии, по которым военнослужащий признается нуждающимся в жилплощади;
  3. Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 №76-ФЗ (далее №76-ФЗ), регламентирующим порядок получения недвижимости.
  4. Приказом Министерства обороны №510 (далее Приказ), определяющим условия предоставления данной льготы;
  5. Постановлением Правительства РФ (далее Постановление), гарантирующим выделение жилья военным, срок службы которых составляет 10 лет и более.

В согласовании со ст.15 №76-ФЗ на квартиру или дом могут претендовать:

  • офицеры, окончившие военные учебные заведения;
  • контрактники, пребывающие в военных городках закрытого типа;
  • должностные лица, заключившие контракт после начала 1998 г.

Важно, что помимо получения квартиры или суммы на ее приобретение, государство предусматривает возможность участия в программе военной ипотеки.

Она позволяет получить жилье без очереди и минимального 10-летнего стажа службы.

Первоначальный взнос и дальнейшие кредитные выплаты обеспечиваются государством, что делает военную ипотеку доступным и выгодным способом получения собственной недвижимости.

Согласно закону «О статусе военнослужащих», на жилье для военных могут претендовать не только сами офицеры, но и члены их семьи. Подобным правом обладают следующие категории лиц:

  • супруг/супруга офицера;
  • несовершеннолетние дети;
  • лица, находящиеся на иждивении;
  • дети, младше 23лет, при условии, что они получают образование в высшем учебном заведении.

Жилищное обеспечение военнослужащих и их семей с обозначением иного субъекта права (супруги или ребенка) производится в случае смерти офицера либо его пропажи без вести во время исполнения служебного долга.

В согласовании с п.2.1 ст.15 №76-ФЗ, улучшение имеющихся жилищных условий возможно за счет:

  • предоставления недвижимости в собственность;
  • выделения жилья по договору социального найма (подробно об этом написано здесь);
  • выплаты денежной суммы на приобретение готовой жилплощади или строительства (единовременно) — хотите узнать подробнее, тогда читайте статью.

Также п.2 ст. 15.1 №76-ФЗ регламентирует, кому положено предоставление дополнительных метров при выделении жилплощади. На подобное улучшение могут претендовать:

  • командиры воинских частей;
  • военные, награжденные почетным званием РФ;
  • преподаватели высших учебных заведений, как военного, так и гражданского направления (в последнем случае речь идет о преподавателях военных кафедр);
  • сотрудники научных учреждений военного направления с наличием ученой степени;
  • военные, имеющие звание полковника, генерала и маршала.

Количество дополнительных метров – от 15 до 20 м².

Кроме того, дополнительные метры положены тем военнослужащим, которые страдают хроническими заболеваниями, представляющими опасность для членов его семьи.

Распределением жилой площади между военнослужащими занимается жилищная комиссия воинской части в порядке очередности.

Право на дополнительную жилищную площадь

На предоставление своего жилья военнослужащим с дополнительными метрами после увольнения в запас могут рассчитывать:

  • граждане, имеющие звание полковника и выше;
  • люди, проходившие службу в Афганистане;
  • военные, представленные к почетному званию РФ;
  • военнослужащие, имеющие 20 лет выслуги.

Преподаватели и научные работники могут претендовать на дополнительные метры только в период осуществления трудовой деятельности.

Для постановки в очередь необходимо признание военнослужащего остро нуждающимся в жилье. Для этого ему нужно представить соответствующие доказательства.

Правила признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях определяются Постановлением.

Основанием для подобного заключения является учетная норма жилплощади, установленная российским законодательством для места прохождения им воинской службы либо постоянного адреса регистрации.

По этой причине первый шаг, который необходимо сделать контрактнику, ему следует подать заявление на постановку в очередь на выделение жилья.

Нормы жилья для военнослужащих

Предоставляемое государством жилье для военнослужащих должно соответствовать учетным нормам, принятым законодательством — это обязательное условие реализации программы по обеспечению военных жилплощадью.

Нормы жилья для военнослужащих составляют 18 м² на каждого проживающего. Если недвижимость предоставляется после смерти военного, площадь определяется, учитывая всех членов семьи вместе с погибшим офицером.

С учетом особенностей некоторых многоквартирных домов выделяемая недвижимость может быть больше, при этом увеличение нормы предоставления возможно не более чем на 9 м² для одинокого офицера, и не более 18 м² для членов семьи погибшего военнослужащего.

Читать дальше  Пустой бланк доверенности на получение товара

Чем грозит намеренное ухудшение жилищных условий

Несмотря на то, что намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих встречается довольно часто, в законодательстве нет четких критериев, по которым оно может быть определено, следовательно, намеренным ухудшением признаются любые сделки, совершаемые военнослужащим или членом его семьи по отчуждению от имеющейся собственности. Например, если офицер или его супруга являлись совладельцами дома, продали, подарили его, тем самым избавившись от имущества.

Совершение подобных действий на 5 лет лишает военнослужащего права претендовать на получение жилья. Отсчет начинается с момента совершения сделки с недвижимостью. После того, как указанный срок истечет, он может заново встать на очередь.

Общая инструкция по обеспечению жильем

В соответствии с Инструкцией о предоставлении жилья военнослужащим, алгоритм действий следующий:

  1. Чтобы получить квартиру, нужно написать заявление в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. Документ составляется по установленному образцу.
  2. После принятия обращения заявитель будет занесен в Единый госреестр как нуждающийся в жилплощади. В нем находятся все имеющиеся на данный момент квартиры для военнослужащих. Доступ к базе может получить любой, что позволяет не только следить за тем, насколько заявитель продвинулся в очереди, но и проверить правильность внесенных данных.
  3. Обращение рассматривается в течение 30 дней с момента оформления, после чего заявителя уведомляют о постановке его в очередь и дают список документов, который нужно представить.

Порядок предоставления жилья осуществляется в порядке очередности с учетом имеющихся льгот заявителя.

Постановка на учет нуждающихся в жилье военнослужащих

Чтобы встать в очередь на получение квартиры, помимо заявления, нужно представить в Департамент пакет документов. Постановка на учет нуждающихся в жилплощади осуществляется на основании:

  • личного паспорта;
  • военного билета;
  • паспортов и свидетельств о рождении всех членов семьи заявителя;
  • свидетельства о заключении брака;
  • выписки из ЕГРН, подтверждающей факт отсутствия собственного жилья;
  • банковской выписки за последние 5 лет;
  • документального подтверждения льгот, не относящихся к статусу венного (при наличии).

Следует учитывать, что наличие служебной квартиры не является препятствием для постановки в очередь на получение постоянного жилья.

Подробнее о том, как встать на учет, читайте в этой статье.

Как получить жилье военному пенсионеру

Жилье военным пенсионерам предоставляется, если они были уволены по причине:

  • достижения максимального срока службы;
  • состояния здоровья;
  • проведения штатных мероприятий.

Во всех перечисленных случаях срок службы должен быть не менее 10-ти лет.

Распределением квартир для военных пенсионеров также занимается Департамент, поэтому для постановки в очередь нужно написать ходатайство в адрес именно этого органа. К нему нужно также приложить пакет документов.

Помимо перечисленного выше списка, пенсионерам нужно дополнительно представить пенсионное удостоверение.

Далее процедура проводится в стандартном порядке: заявитель становится в очередь, через определенное количество времени ему предоставляется жилплощадь либо денежная сумма на ее приобретение.

Повторное обеспечение жильем

Законодательство предусматривает возможность повторного обеспечения жильем военных. Это допускается, если заявитель будет вновь признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Подобное возможно в результате изменения состава семьи: увеличения количества членов или появления иждивенцев. Например, если одинокий офицер получил квартиру, он снимается с очереди.

Впоследствии, если он женится, и/или у него появятся дети, выданная государством площадь не будет соответствовать учетным нормам.

Таким образом, он снова будет признан нуждающимся в жилплощади, и может повторно встать в очередь на законных основаниях, при этом имеющаяся у него недвижимость будет учитываться при выделении жилья, и площадь повторно предоставляемой квартиры будет уменьшена на количество квадратных метров выданной раньше недвижимости.

Между тем, каждый военнослужащий, срок службы которого не меньше 10-ти лет, может рассчитывать на получение от государства квартиры/дома или денежной суммы на ее приобретение. Однако, процедура постановки в очередь имеет много нюансов, которые необходимо учитывать.

Источник: http://zagranic.ru/2019/09/10/pravo-na-zhile-voennosluzhashhih-20-let-vyslugi/

Вс разрешил увольнять военных, имеющих только служебное жилье

Жилищное обеспечение военнослужащих после увольнения в запас

Верховный суд России признал законным увольнение военнослужащих, имеющих только служебное жилье. Они могут жить в казенных апартаментах до того момента, когда получат собственную крышу над головой. Никто экс-служивых не выселит.

Но главный вопрос в другом: теперь отставника не будут держать в списках части, пока он ждет личное жилье. Соответственно, никакого оклада человеку не положено, жить в казенной квартире придется полностью за свой счет.

Для военнослужащих, задумывающихся уже об отставке, это по-настоящему больной вопрос. Не каждому офицеру везет оказаться перед увольнением в том самом месте, где он и хотел бы жить после отставки, да еще успеть получить там личное жилье.

Зато нередко человеку приходится увольняться из дальнего гарнизона. Вполне естественно, что служивый в таком случае хочет получит жилье где-то поближе к цивилизации.

В итоге человек может на несколько лет оказаться в подвешенном состоянии, так как жилье в хороших местах быстро не дают. Раньше увольняемого служивого могли держать в списках части столько, сколько нужно для получения личного жилья.

Но теперь на время ожидания военных стали снимать в части с довольствия.

Консультация юриста: Возмещение стоимости проезда в военные санатории

В октябре Верховный суд рассмотрел в кассационном порядке несколько подобных дел. Двое истцов увольнялись со службы по организационно-штатным мероприятиям, один – по достижению предельного возраста.

По закону человека, прослужившего не менее десяти лет, нельзя уволить без жилья. Раньше, когда время увольнения настигало офицера в неподходящем для него месте, действовал такой порядок: человека выводили в распоряжение, то есть он числился на службе, не занимая конкретной должности.

Он получал определенный оклад и ждал положенную квартиру. Такое подвешенное состояние могло продолжаться годами. Ничего особенного от без пяти минут отставника не требовали: время от времени ему надо было появляться на службе. Иногда ему могли давать какие-то несложные поручения. Но главной его задачей было ждать.

Причем, он мог ждать и в служебном жилье.

Но теперь порядок изменился. Воинские части начали исключать из своих списков военнослужащих, имеющих служебное жилье. Например, один из истцов служил в поселке Горячий пляж на острове Кунашир на Курилах.

Он был летчиком в пограничной авиации, дослужился до подполковника, стаж имел более 10 лет. Однако в марте 2008 года его признали негодным к летной работе. Служить же на земной должности подполковник не захотел.

Осенью того же года он был уволен в запас, но затем почти шесть лет оставался в списках части. Все это время он жил в служебной квартире в военном городке.

Однако летом прошлого года его решили исключить из списков части, то есть сделать на 100% отставником.

“В ходе беседы в связи с предстоящим увольнением командованием было доведено до истца, что в связи с тем, что он обеспечен по месту военной службы служебным жильем, он будет уволен и исключен из списков личного состава Отряда с оставлением в списке нуждающихся в получении жилых помещений по избранному месту жительства”, говорится в материалах Верховного суда. Проще говоря, права на жилье человека не лишили, он будет по-прежнему ждать. Но на службе его держать уже не станут, и никакие оклады ему больше не положены.

Офицер попытался протестовать, и даже сдал свою квартиру. Но это ему не помогло. Командование пояснило, что выселять офицера никто не собирался. Более того, ему гарантировали, что он будет жить там, пока не получит собственное жилье.

Консультация юриста: Продление отпуска заболевшему военнослужащему

“К тому же, как следует из письменных объяснений врио командира Отряда, после сдачи заявителем служебного жилья оно никому не перераспределялось, в него никто не вселялся, а заявителю было предложено занять служебное жилое помещение до обеспечения жильем по избранному месту жительства”, говорится в материалах Верховного суда. В итоге Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного суда Российской Федерации сочла, что наличие служебного жилья у военнослужащего не препятствует его увольнению в запас.

В подобную же ситуацию попал майор К., служивший на Дальнем Востоке в одном из дальних гарнизонов. В 2010 году он был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Напомним, что в то время в армии шли большие сокращения. После отставки майор решил обосноваться в Казани, и написал соответствующий рапорт.

Так как квартиры там ему до сих пор не дали, он вынужден жить в том гарнизоне, в котором закончил службу.

До июля прошлого года майор числился в распоряжении, но затем его полностью исключили из списков части. Как пояснило командование, в 2012 году поселок, где служил офицер, был исключен из числа закрытых военных городков. А так как у человека есть служебное жилье, то держать в списках части офицера необязательно. Верховный суд с такой позицией согласился.

Как пояснила Судебная коллегия Верховного суда России по делам военнослужащих, согласно п.17 ст.

34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий, без его согласия не может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства.

Но, как говорится в том же пункте, “при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации”.

Источник: https://rg.ru/2015/11/07/uvolot-site.html

Законовед
Добавить комментарий