Закон о пластиковых картах

Закон с 1 июля о банковских картах и банковских переводах 2018 года, налог платить не нужно

Закон о пластиковых картах

Слух о том, что закон о банковских картах с 1 июля 2018 года заставит каждого гражданина платить налог с «незарплатных» поступлений свыше 4 000 рублей и отчитываться обо всех пополнениях счета перед налоговой, взволновал и привел в замешательство большинство россиян. Мало кто потрудился выяснить, в связи с какими изменениями в НК возникла паника.

Расскажем, в чем истинный смысл новшеств в финансовом законодательстве, будет ли взиматься налог на перевод денег с карты на карту, что из себя представляет закон о блокировки банковских карт, который действительно был принят Госдумой и вступит в силу в 2018 году.

Мифы и реальность налогового контроля переводов по картам

Прежде всего, обращаем внимание читателей, что никакой закон о картах с 1 июля 2018 года в действие не вступает по причине его отсутствия.

В адрес портала правовой информации takovzakon.ru поступали многочисленные обращения по этому вопросу. Вот типичные примеры:

«Пролейте свет на ситуацию: правда ли, что закон о банковских переводах на карту 2018 года обяжет с каждого поступления независимо от суммы уплачивать 13% налога? А если этого не сделать, оштрафуют еще на 20%?», — интересовалась Марина из Саратова.

«Как будет действовать закон с 1 июля о банковских картах? Какой документ надо предоставить в налоговую, если я с каждой зарплаты перевожу жене половину на хозяйство? Или это тоже объект налогообложения?», — спрашивал Игорь из Бийска.

Огромное количество связанных со слухами вопросов заставило Федеральную налоговую службу 20 июня 2018 года дать официальное разъяснение по этому поводу. Информация доступна на сайте самой ФНС, в справочно-правовой системе «Гарант».

Что делать, если вызывают в ФНС свидетелем и спрашивают про доходы?

Закон с 1 июля 2018 года — Налоговая разъяснила, когда возможна проверка

Смысл ответа инстанции сводится к следующему.

  1. Налоговая вправе запросить в кредитной организации данные о поступлениях на счет физического лица не просто так, а только в рамках проводимой проверки. Основаниями станут ст. 88, ст. 93.1 НК РФ.
  2. Сама обязанность банков сообщать в ФНС эти сведения — не новость, она существует еще с 2014 года. В 2016 году она была конкретизирована в пп. 1.1. ст. 86 НК и обязала передавать информацию об открытии и закрытии счетов частных лиц.

По всей видимости, слухи о тотальном контроле карточных переводов родились в связи с изменениями, произошедшими 01.06.2018. Была уточнена ст. 86: теперь банки по поступившим запросам передают в НИ информацию о наличии счетов, депозитов, о списаниях или отсутствии движений денег по счетам, открытым в драгметаллах.

Как узнать задолженность по налогам на сайте ФНС?

Реальная ситуация с банковскими переводами с 1 июля 2018 года

Действительно, налоговая вправе запрашивать данные о состоянии счетов, вкладов и электронных кошельков граждан. На то она и налоговая! Но получить эту информацию фискальный орган может не в любой момент. Для этого необходимо соблюдение двух условий:

  1. Данные потребовались в рамках проведении проверки гражданина. Чаще всего такие проверки инициируются при выявленном несовпадении расходов лица с его зарплатными, задекларированными доходами. Типичная ситуация: человек обращается за вычетом после приобретения недвижимости. ФНС выясняет, откуда средства на дорогостоящую покупку, если официальный заработок или иной доход отсутствует. И для этого служба может истребовать у банков сведения.
  2. Для оформления запроса в банк обычного требования инспектора недостаточно. Разрешить провести такую процедуру должен либо руководитель налоговой по субъекту, либо руководство ФНС федерального уровня.

В конце разъяснения ФНС указала: «Информация о начислении налогов и штрафов за все невыясненные поступления на карты граждан не соответствует действительности».

Вывод таков: новый закон о «налоге с банковских карт» с 1 июля 2018 года — очередная утка, массово распространенная соцсетями и ненадежными интернет-ресурсами.

Блокировка счета из-за подозрений в хищении: чего ожидать?

Из-за шумихи, которую породила пенсионная реформа, чемпионат по футболу и вымышленный закон о банковских картах 2018 года, незамеченной осталась другая новость. 20 июня 2018 года Совет Федерации одобрил закон о блокировке карт при выявлении признаков возможного хищения. Госдумой этот проект был принят еще 5 июня.

Законопроект под номером 296412-7 вносит соответствующие корректировки:

  • в 161-ФЗ «О национальной платежной системе»;
  • в ФЗ № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
  • в 86-ФЗ «О ЦБ РФ».

Он вступит в силу спустя 3 месяца после подписания Президентом. Карточка законопроекта доступна в электронной системе обеспечения законодательной деятельности. Пакет документов и сам текст законопроекта можно скачать здесь.

Таким путем законодатели решили бороться с мошенничеством, получившим распространение при совершении банковских операций в онлайн режиме. Закон призван обеспечить защиту средств граждан от незаконных снятий и оплат.

Обзор закона о «налоговой амнистии» для физических лиц и ИП в 2018 году

Ограничения и полномочия банков

Банк получает право заблокировать перевод, если обнаружит признаки, что перечисление выполняется без согласия владельца счета. Сроки блокирования предлагается ограничить 2 рабочими днями.

Клиенту банка тут же высылается уведомление о потенциально незаконном списании с его счета. Он должен либо подтвердить, либо запретить перечисление. Если поступает запрет, банк отвечает за возврат денег.

Перечень признаков хищения должен будет составить Банк России. На основании его указаний другие банки смогут дополнить или детализировать этот список.

В отношении переводов между организациями банки получат полномочие задерживать зачисление средств на счет получателя после их списания со счета отправителя на срок до 5 рабочих дней. Но для этого от плательщика должно поступить сообщение о списании денег без разрешения.

В связи с этим возникает вопрос: не станут ли постоянными задержки переводов денежных средств из-за закона о блокировки банковских карт. Говорить об этом до обнародования признаков хищений, утвержденных ЦБ, преждевременно.

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

Источник: https://takovzakon.ru/novyj-zakon-o-bankovskih-kartah-v-2018-godu-mif-ili-realnost/

Закон о и карте «Мир» (88 ФЗ): переход или отказ от нее для бюджетников и пенсионеров

Закон о пластиковых картах

Национальная платёжная система была запущена в 2017 году, когда президент В.В. Путин подписал закон № 88-ФЗ, ранее принятый Госдумой. Нормативным актом были внесены правки в закон номер 161-ФЗ от 27.06.2011 г.

Федеральный закон 88 о национальной платежной системе, о переводе бюджетников на карты мир

Документ состоит из 3 статей. Первая касается корректировки закона № 2300-I «О защите прав потребителей». Все продавцы и подрядчики, работающие с населением, должны обеспечить приём карт МИР.

Освобождаются от обязанности:

  • компании и ИП, выручка которых составила менее 40 млн рублей в предыдущем году;
  • организации и ИП, которые работают в местах, не оборудованных коммуникациями электросвязи;
  • продавец товаров, который выручил в прошлом году менее 5 млн рублей.

В статье 2 внесены изменения. Правки касаются запуска национальной платёжной системы.

Банки должны в обязательном порядке выдавать карты МИР при обращении граждан, относящихся к определённым категориям, за открытием карт-счёта.

Нормами предусмотрен перечень выплат, которые перечисляются только с использованием национальных платёжных инструментов. Также определены сроки, в которые банки обязаны заменить выпущенные ранее карты.

Статья 3 касается порядка вступления положений документа в силу.

Карта МИР для бюджетников: закон

Статья 5.5 закона № 161-ФЗ в новой редакции предусматривает выплаты на карту МИР для граждан, относящихся к одной из следующих категорий:

  • работающие в учреждениях бюджетной сферы;
  • служащие федеральных и местных государственных ведомств;
  • также перейти на нее должны сотрудники внебюджетных фондов;
  • получающие стипендию от государства;
  • граждане, получающие выплаты из ПФР;
  • лица, которым перечисляется пожизненное содержание судей.

Карту будут получать работники, которые устраиваются в бюджетную организацию. Платёжные средства сотрудников будут заменяться по мере истечения сроков действия выданных ранее. Выдача иных платёжных карт не предусмотрена.

Для пенсионеров

Все лица, которые обращаются в ПФР для оформления пенсии, теперь могут рассчитывать на открытие счета в банке и начислении выплат именно на эту банковскую карту. Выпуск иных платёжных средств не предусмотрен.

С введение в силу закона 88-ФЗ начата процедура перевода пенсионеров на карты МИР с «пластик» других систем по мере завершения срока обращения ранее эмитированных ранее средств. Замена завершится к июлю 2020 года.

Если граждане не желают переходить на НСПК, они имеют право отказаться от карты. Пенсионеры имеют право получать выплаты наличными средствами на почте или у курьера.

Пенсионеры из-за нововведений ничего не теряют. Например, обслуживание пенсионных карт в Сбербанке бесплатно.

Перевод на карту

Дата реализации проекта была назначена на 01.07.2017 г. С этого дня «Мир» начали получать работники, заключающие трудовые договоры с бюджетными организациями. Перевод остальных сотрудников должен завершиться до 1 июля 2018 года.

В перспективе все трансферы гражданам из бюджета будут перечисляться только на карту МИР. Так, в Москве социальная карта стала выпускаться на базе платёжный средств НСПК.

Банки выпускают дебетовые, зарплатные и кредитные карты, поддерживающие овердрафт. От условий договора с банком зависят правила обращения с платёжным инструментом и ограничения по использованию.

Лимит по снятию наличных, стоимость пользования, начисление процентов на остаток и другие условия зависят от банковских тарифов.

Например, обслуживание карты МИР в Сбербанке стоит 750 рублей за первый год и 450 за каждый последующий (зарплатным клиентам бесплатно). Можно переводить до 500 000 рублей в день и снимать наличными до 300 000 рублей. Комиссии за пополнение наличными не предусмотрено.

Где можно получить

Платёжное средство можно оформить в Сбербанке, банках Тинькофф, Уралсиб, ФК-открытие, Санкт-Петербург и других кредитно-финансовых учреждениях. Всего карты МИР оформляют 120 банков в РФ.

Срок действия

Платёжные средства обычно эмитируются на 5 лет. Иные условия могут быть установлены конкретным банком.

Где принимают

В России держатели карт Мир могут:

  • расплатиться в магазине через POS-терминалы;
  • совершить покупки в интернете;
  • провести банковскую операцию (получить средства, провести платёж и т.д.);
  • перечислить средства в бюджет;
  • оплатить услуги государственных организаций;
  • совершить иные операции.

За пределами Российской Федерации данный финансовый инструмент не используется. Если гражданин хочет пользоваться счётом в другой стране, следует обратиться в банк для выпуска кобейджинговой карты, например «Мир-Maestro».

Плюсы и минусы

По большинству параметров этот «пластик» не отличается от платёжных средств Maestro или Visa.

Эксперты отмечают защищённость карт МИР. В платёжном средстве используются только российские чипы и отечественные средства криптографии.

Главное преимущество использования – независимость от воли иностранных компаний. Процедура создания НСПК была начата после того, как в 2014 году системы Visa и Mastercard отказали в обслуживании нескольким российским банкам. С картой МИР платежи будут проводиться в любой международной обстановке.

Основной недостаток перехода на данное платежное средство – ограниченная география распространения.

Держатель карты, находящийся в зарубежной поездке, сможет воспользоваться ей только в банках, которые заключили с НСПК соглашение.

Например, можно снять наличные в банкоматах DenizBank в Турции, в некоторых терминалах в ОАЭ. Также держатель не сможет расплатиться своей карточкой в иностранных интернет-магазинах.

Чтобы решить проблему, гражданин может открыть новый счёт и обратиться за выпуском карты международного образца, что потребует дополнительных средств и времени. Также возможен выпуск кобейджинговых карт, но эта услуга доступна не во всех банках.

Ещё одна проблема – невозможность интеграции с приложениями для смартфонов (Apple pay, Samsung pay и др.) и отсутствие РayРass (необходимо для оплаты простым прикосновением к терминалу на кассе).

Как отказаться от карты МИР бюджетникам по закону

Новый порядок использования банковских инструментов не обязывает бюджетников использовать карты МИР. Все средства поступают на счёт, открытый в банке. Пластиковая карта – только физический носитель, выпускаемый для удобства клиента.

Если гражданин не желает переходить на новую карту, то он имеет право снимать деньги наличными средствами в кассе банка в количестве, не превышающем установленных лимитов.

Ранее ФАС в комментарии по данному вопросу указывал, что безальтернативный перевод работников на карту МИР нарушает их права. Позже ЦБ РФ постановил обеспечить возможность выдавать зарплаты гражданам в банке, где у них открыт счёт.

С 2018 года все бюджетники имеют право получить средства наличными. Для этого они должны обратиться в отделение и написать заявление о выдаче им определённой суммы. Если в организации допускается выдача наличных через кассу, деньги могут выдаваться по месту работы.

Перевод бюджетников на карты МИР обусловлен необходимостью создать национальную систему расчётов, которая не будет зависеть от иностранных организаций. Если гражданин не пользуется своим платежным средством в зарубежных поездках и при расчётах в иностранных интернет-магазинах, то разницы с платёжными средствами Visa и Mastercard он не заметит.

Источник: https://rusfz.ru/zakon-o-i-karte-mir-88-fz-perehod-ili-otkaz-dlya-byudzhetnikov-i-pensionerov

Новый закон о банковских картах с 1 июля 2018 года — правдивы ли слухи?

Закон о пластиковых картах

Один из самых популярных слухов, который периодически возникает в информационной среде — это слух о том, что налоговые органы или уже взялись, или вот-вот возьмутся за переводы средств с карты на карту. Даже официальные СМИ иногда сообщают о том, что за переводы будут взимать подоходный налог.

А одна из российских “городских легенд” гласит о том, что Сбербанк обзванивает клиентов и интересуется происхождением переведенных денег. Якобы если человек не может этого объяснить, деньги блокируются. Разбираемся в этом более подробно.

Существует ли новый закон о банковских картах с 1 июля 2018 года, будут ли взимать подоходный налог в 13% с переведенных с карты на карту денег.

Что случилось?

В прессе и в сети вновь начали ходить слухи о том, что денежные переводы с одной банковской карты на другую с 1 июля 2018 года начнут контролироваться налоговыми органами.

Выглядят эти слухи по-разному.

Одна из самых популярных в последнее время историй — сообщения о том, что один конкретный банк (а именно Сбербанк) уже контролирует переводы и часто звонит получателю и отправителю денег.

Якобы если оба физлица говорят о том, что перевод денег был возвратом долга, Сбербанк это устраивает. А вот если кто-то прямо говорит, что деньги поступили как оплата выполненных услуг — средства замораживаются.

Слух красивый, но наводящий на некоторые мысли.

Например, для чего это нужно самому Сбербанку? Во-первых, какие средства нужны для того, чтобы оплачивать труд сотрудников, которые будут обзванивать клиентов и, в общем-то незаконно, интересоваться источником происхождения их денег.

При том, что Сбербанк сокращает количество отделений и стремится уменьшить количество живых сотрудников в пользу терминалов, формировать огромные колл-центры для контроля всех переводов было бы как минимум нецелесообразно.

Второй момент, который настораживает в этом слухе — почему только Сбербанк? Неужели это кредитное учреждение так хочет подорвать свою репутацию, что будет совершать какие-то незаконные действия и блокировать деньги на банковских картах только потому, что клиент якобы должен был уплатить с перевода налог, но не сделал этого?

А если такие действия законные, и банк обязали их выполнять, то почему не говорится о других банках страны? На самом деле, слух выглядит как вброс конкурентов против самого крупного игрока на рынке банковских услуг страны.

Вторая версия слуха внешне выглядит чуть более правдоподобно и юридически продуманно.

По этой версии налоговые органы самостоятельно будут отслеживать движения средств по банковским картам и видеть все поступления денег с карты одного физлица на карту другого.

Схема описывается примерно такая — любой перевод с карты на карту будет автоматически облагаться налогом в 13%. То есть, по умолчанию будет считаться, что перевод денег — это оплата неких услуг. Если это не так, и перевод был возвратом долга. оплатой покупки и т.д., то человек должен будет отправляться в налоговую и доказывать это с документами на руках.

Таким образом, даже для того, чтобы взять деньги в долг у друга, теперь якобы нужно оформлять с ним соответствующий договор и т.д.

Эта версия хотя и выглядит угрожающе, тоже содержит множество слабых мест.

В налоговой службе работает не так много сотрудников, и когда в отделения ФНС хлынут толпы людей, которые начнут доказывать законное происхождение переведенных им денег и просить вернуть подоходный налог, эти отделения просто залебнутся от наплыва посетителей.

Более того, доказать законность денег сможет каждый, ведь ничего не мешает составить договор на займ между заказчиком неких услуг и их исполнителем, тем более что такой договор пишется от руки и не требует никакого заверения у нотариуса, а значит — стоит только той бумаги, на которой напечатан.

То есть, разговоры про новый закон о банковских картах с 1 июля 2018 года — всего лишь утка?

Совершенно верно. Даже поверхностно, но с позиции здравого смысла рассмотрев те слухи, которые ходят сегодня, мы с вами увидели, что они довольно абсурдны. А описанные схемы — невыполнимы.

Популярность таких слухов и то беспокойство, которое они вызывают, понятны. В 2018 года довольно много самозанятых граждан, которые выполняют те или иные услуги, работая на фрилансе.

Те же программисты зачастую берут единичные заказы на биржах и получают оплату от заказчика на карту.

Понятно, что государству было бы интересно обложить такого программиста не только подоходным налогом, но и множеством социальных взносов, которые съедают до половины доходов у тех, кто работает легально. Но государство скорее будет двигаться в сторону налога на самозанятых.

Помимо того, что у налоговых органов элементарно не хватит человеческих ресурсов, чтобы контролировать все переводы с карту на карту, у них в данный момент нет для этого никаких законных оснований. Не появятся они и 1 июля 2018 года, поскольку никакой новый закон о банковских картах к вступлению в силу не готовится.

Что касается доступа налоговиков к информации обо всех счетах граждан, то такой доступ у них есть уже давно — с 1 июля 2014 года.

Банки сообщают обо всех открываемых и закрываемых счетах в ФНС автоматически. И для того, чтобы налоговые органы заинтересовались каким-то конкретным гражданином, у них должны быть какие-то весомые причины для этого. Если вы — самозанятый гражданин, который периодически получает суммы в несколько тысяч или даже десятков тысяч рублей, едва ли на вас кто-то обратит внимание.

Источник: https://bankiclub.ru/zakony/novyj-zakon-o-bankovskih-kartah-s-1-iyulya-2018-goda-pravdivy-li-sluhi/

Новый закон о банковских картах с 1 июля 2018 года

Закон о пластиковых картах

Новые законы в России появляются с завидной регулярностью. Но интерес общества вызывают лишь те нововведения, которые прямо затрагивают его интересы. Это касается и закона о банковских картах с 1 июля 2018 года.

Данная норма вызвала бурную реакцию граждан и заставила обсуждать действия правительства. Резонанс вокруг вероятных проверок денежных переводов и обложение налогом любых финансовых операций был огромен. Вот только немногие люди решили разобраться в происходящем и выяснить правду. Большинство доверились слухам и активно распространяли панику.

Так какова реальность? О чём говорится в законопроекте и чего ожидать россиянам? Стоит ли опасаться изменений законодательства или разумнее не переживать о происходящем?

Чтобы получить ответы на перечисленные вопросы, следует заглянуть налоговый кодекс, присмотреться к последним введённым в действие нормам и изучить заявления официальных лиц. Кроме того, большое значение для происходящего имеют и отдельные постановления Верховного Суда, регулирующие деятельность налоговой.

Что за закон о банковских картах 2018 года

Самая важная информация, которую нужно знать гражданам, заключается в том, что никаких законов и изменений 1 июля в налоговый кодекс не вводилось.

Последние новшества, касающиеся банковских счетов, вступили в силу 1 июня, но они затронули лишь вклады в драгоценных металлах.

Суть тех нововведений заключается в том, что теперь денежные и металлические счета признаны равными и регулируются одинаковыми нормами права.

А слухи о том, что в середине лета начнётся тотальный контроль ФНС за деньгами и банковскими вкладами россиян не имеют под собой оснований. Не соответствуют действительности и новости о введении налога на финансовые поступления свыше 4 тысяч рублей.

Всё, что требуется налоговой службе для законного налогообложения граждан и эффективного контроля их доходов, стало доступным ещё несколько лет назад. Ничего нового сейчас уже не появится, поскольку в этом нет необходимости.

Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с налоговым законодательством.

Мифы и реальность про новый закон о банковских картах

Разобравшись в том, что ни с 1 июня, ни с 1 июля закона о банковских картах принято не будет, необходимо определиться, что в слухах было ближе всего к действительности. В данной ситуации внимания заслуживает следующее:

  • денежные переводы между картами счетами и вкладами не будут облагаться налогами, независимо от суммы перечислений;
  • платить налоговые взносы требуется только с полученных доходов, независимо от того, каким методом (законным) они были получены;
  • инспекторы ФНС действительно имеют право проводить проверку счетов, но в особенных случаях и с соблюдением строго установленного регламента;
  • наличие многочисленных переводов, расходы по банковской карте, поступление средств на счёт не являются признаками налоговых преступлений и основаниями для обвинений.

То есть, российское законодательство достаточно продумано, чтобы контролировать возможные нарушения законов, но не вторгаться в частную жизнь налогоплательщиков.

Как проходит процедура проверки

Выше было упомянуто о том, что инспекторы федеральной налоговой службы способны проводить проверку финансовых поступлений гражданина.

Но проведение подобных мероприятий происходит лишь в тех случаях, когда сотрудником ФНС инициирована полноценная проверка налоговых взносов человека и есть основания полагать, что тот укрыл часть доходов.

То есть, движение денег проверяется лишь при подозрениях в неуплате НДФЛ или хищении средств. В целом, когда подобные подозрения появились, инспектор должен:

  1. начать проверку;
  2. запросить разрешения на проверку счетов физического лица у руководителя регионального отделения или его заместителя;
  3. после получения разрешения отправить запрос в банк;
  4. после чего банк обязан в течение 3 рабочих дней переслать инспектору отчёт и подробную выписку всех финансовых операций проверяемого.

Важно подчеркнуть, что без разрешения руководителям проверка невозможна.

Стоит ли ожидать блокировку счёта

Ответ на данный вопрос предельно прост. Закон о контроле банковских карт налоговой не предусматривает их блокировку. Подобное решение может быть принято лишь после появления реальных сомнений в честности полученных доходов. Но в данной ситуации проверяемое лицо уже будет знать о проводимых мероприятиях, потому и введение ограничительных мер не окажется для него неожиданностью.

Имеет право на блокировку и сам банк. Это касается ситуаций, когда на счёт поступают действительно большие суммы. То есть, необходимо, чтобы дело касалось сотен тысяч или даже миллионов рублей.

Дополнительным условием блокировки является участие в денежной операции не только физического лица, но и юридического. Описанная ситуация напоминает банальное отмывание денег, а потому заслуживает особого внимания.

Но блокировка окажется моментально снята, когда владелец вклада или держателя карточки объяснит причину полученного зачисления или докажет законность перевода.

Закон о блокировке банковских карт – правда или обман?

Подводя итоги, следует ещё раз подчеркнуть, что закон о контроле переводов с банковских карт не существуют. Все новости о нём – просто слухи, не имеющие ничего общего с действительностью.

Дополнительно следует добавить решение одного из пленумов Верховного Суда, согласно которому списание денег со счёт и расходы по карте, превышающие заявленный доход гражданина не являются основанием подозревать его в финансовых преступлениях и неуплате налогов.

Кроме того, официальные представители властей заявили, что государство в лице ФНС имеет достаточно полномочий средств контроля финансов. А потому разработка и внедрение новых подходов на текущий момент бессмысленно.

Источник: https://karty-mira.su/zakon-o-blokirovke-bankovskih-kart/

Федеральный закон о пластиковых картах

Закон о пластиковых картах

Наименование изменено с 3 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ
«О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

3 июня, 17 июля 2009 г., 27 июля 2010 г., 27 июня 2011 г., 25 июня 2012 г., 7 мая, 2 июля, 25 ноября 2013 г., 5 мая 2014 г., 8 марта 2015 г., 3 июля 2016 г., 31 декабря 2017 г., 3 июля, 27 ноября 2018 г.

Принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года

Одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 года

О реализации настоящего Федерального закона см. письмо МНС РФ от 23 июня 2003 г. N БГ-10-22/406

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

22 мая 2003 года

Новым Законом существенно изменяется и дополняется порядок применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов.

Расширена сфера применения контрольно-кассовой техники — ККМ должны применяться всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Ограничение сферы применения закона расчетами с населением в новом законе отсутствует. Случаи, когда расчеты могут осуществляться без применения ККМ, перечислены в самом Законе.

Действие нормы, предусматривающей осуществление наличных денежных расчетов с обязательным применением контрольно-кассовых машин, распространено также на кредитные организации. В целях усиления контроля за исполнением законодательства о применении контрольно-кассовых машин предусматривается привлечение к этой работе Банка России.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.

На территории РФ допускаются к применению только те модели контрольно-кассовых машин, которые внесены в Государственный реестр.

Структура Государственного реестра, порядок его ведения, а также федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ведение реестра, определяются Правительством РФ.

Всем субъектам хозяйственной деятельности, применяющим контрольно-кассовые машины, вменяется в обязанность регистрировать используемые машины в налоговых органах.

Через шесть месяцев после вступления в силу Федерального закона при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 мая 2003 г. N 21 ст. 1957, в Российской газете от 27 мая 2003 г. N 99, в «Парламентской газете» от 27 мая 2003 г. N 95

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 425-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 июля 2018 г., за исключением абзаца третьего подпункта «в» пункта 5 и подпункта «д» пункта 15 статьи 1 изменений, которые вступают в силу с 1 июля 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 487-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 192-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2010 г.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 162-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

На кого распространяется нововведение?

Источник: https://ctr-dar.ru/federalnyj-zakon-o-plastikovyh-kart.html

Блокировка карт с 26 сентября 2018г – в чем суть закона?

Закон о пластиковых картах

В конце сентября в силу вступил закон, который дает банкам право блокировать сомнительны операции по платежным картам и замораживать их сроком до двух дней. Такие нормы введены вступившим в силу Федеральным законом № 167-ФЗ, подписанным еще 27 июня 2018 года.

Цель новшества в защите средств, находящихся на карточном счете, от кражи мошенниками. Правда, на сегодня закон еще не начал работать в полную силу, а вот как раз мошенники уже успели активизироваться и, пользуясь неразберихой, воруют деньги со счетов клиентов банков.

Федеральный Закон о блокировке карт № 167-ФЗ

167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств» был принят Государственной Думой 5 июня 2018 года, вступил в силу 26 сентября 2018 года. Он вносит изменения сразу в несколько законодательных актов: Закон «О банках и банковской деятельности», Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Закон «О национальной платежной системе».

Из названия 167-ФЗ уже понятно, что он направлен на защиту граждан от действий киберпреступности, направленных на хищение денежных средств клиентов, пользующихся банковскими картами и/или электронными средствами платежа. И хотя этот закон может стать причиной некоторых неудобств, все же его основная функция – это обезопасить граждан и юридических лиц.

Планируется, что закон позволит сделать так, чтобы никто не мог похитить деньги с пластиковой банковской карты. Теперь банк обязан проводить антифрод-мониторинг. И если он выявит, что проводимая операция обладает признаками, которые будут указывать на то, что она совершается без ведома и согласия владельца счета, то такая операция будет приостановлена на срок не более 2 рабочих дней.

После блокировки операции банк обязан связаться с клиентом тем способом, который указан в договоре обслуживания карты (телефон, электронная почта, смс) и:

  1. Первое: сообщить клиенту о совершенных действиях, то есть о временном приостановлении операции и предоставить рекомендации в отношении предотвращения повторного перевода денег без согласия клиента.
  2. Второе: запросить у клиента подтверждение того, что транзакция перевода или снятия инфицирована им и с его согласия.

Есть клиент подтвердит, что действительно операция проводится им, то банк обязан незамедлительно возобновить обслуживание и выполнить распоряжение по переводу или снятию денег со счета.

В случае, если такое подтверждение не получено или с клиентом не удалось связаться, то приостановка операции длится 2 рабочих дня, после чего проводится автоматическое списание средств со счета.

Аналогичная норма действует и для юридических лиц. Только там срок временной блокировки транзакции длится 5 дней.

В свою очередь Центральный Банк России будет формировать и вести Базу Данных о случаях, когда был осуществлен перевод без согласия клиента и о попытках проведения таких операций.

С этой целью коммерческие и государственные банки, операторов по переводу денежных средств, операторов платежных услуг и инфраструктуры законодательно обязали сообщать в ЦБ РФ информацию о проведении и/или о попытке поведения несанкционированных операций.

Также они могут получать информацию из сформированной ЦБ Базы Данных для проведения контроля над транзакциями и блокировки подозрительных переводов.

Признаки несанкционированных операций, из-за которых банк может заблокировать ее проведение

Признаки, по которым транзакция может быть признана подозрительной определяются Центральным Банком России в Приказе № ОД-2525 от 27 сентября 2018 года.

Всего ЦБ определил три признака, по которым операция может быть признана не санкционированной и инициированной без согласия клиента.

Первый: банки должны проверять реквизиты получателя средств, сверяя ее с базой данных в которой хранится информация о случаях и попытках неразрешенного клиентом перевода. Если совпадение будет найдено, то такая операция заблокируется. То есть, если получатель перевода – это лицо, которое уже было причастно к мошенническим действиям, то транзакцию остановят.

Второй: банки должны сверять информацию и об устройствах с помощью которых совершается доступ в интернет-банк, мобильный-банк и иные автоматизированные системы, с целью проведения операции перевода средств с БД, содержащей информацию об устройствах, с которых уж был совершен доступ к автоматизированным системам. То есть мошенникам не удастся воспользоваться теми же телефонами, компьютерами, планшетами и иными гаджетами, которые ранее уже применялись при атаках на счета клиентов банка.

Третий и, пожалуй, самый важный признак, который будет ключевым при принятии решения о блокировке проводимой транзакции. Он состоит из нескольких критериев, по которым банк должен решить, что перевод является мошенническим. Это операция не характерная для обычной, совершаемой клиентом.

ЦБ выделил параметры, на которых банк должен сконцентрировать внимание, чтобы выявить мошеннические действия – это нестандартные для транзакций: объем, время, сумма, день, периодичность, получатель, место и устройство с которого осуществляется попытка провести перевод.

С этой целью банк будет собирать, хранить и анализировать информацию о всех операциях, которые клиент проводит картой. И если, например, картодержатель проживает в Москве и регулярно совершает покупки в ближайшем от дома магазине, текущая транзакция по снятию наличных проводится в Монако, то, естественно, такая операция попадает под действие закона и ее приостановят.

Тоже самое произойдет, если клиент всегда пользовался онлайн-банком через домашний компьютер, а новая операция перевода будет проводится через мобильное приложение на Андроиде.

При этом ЦБ оставил за банками право самостоятельно разработать и применить порядок выявления сомнительных операций. То есть вопросы реализации закона с технической и организационной стороны банки решают самостоятельно, упираясь на свои системы управления рисками.

Если же банк не выполняет 167-ФЗ и не провел мониторинг транзакции, а подозрительный денежный перевод дошел до злоумышленника, то в такой ситуации клиент вправе обратиться в банк с требованием возместить украденные средства. Такая возможность предусмотрена 9 статьей закона «о национальной платежной системе».

Риски для клиентов банков

Вступление в силу 167-ФЗ несет за собой и некоторые трудности для клиентов банка.

Нежелательная блокировка операции

Основная – это риск получить блокировку по нужной операции, инфицированной самим клиентом. Такое, конечно, может случиться. Как будет на практике покажет время, но законом предусмотрено, что физическое лицо может с легкостью разблокировать перевод, просто позвонив на горячую линию или ответив на звонок от банка и разъяснив ситуацию.

Черный список клиентов

Клиенты банков переживают, что если их карту заблокируют, то они окажутся в «черном списке» и не смогут пользоваться услугам банка. Однако, на основании 167-ФЗ карты не блокируются, речь идет о временной блокировке только подозрительных операций.

Блокировка карт и доступа к онлайн-банку происходит на основании 115-ФЗ, называемого «антиотмывочном законом». Там действительно прописана возможность отказа клиенту в обслуживании со стороны банка уже после второй блокировки в течение одного года.

Мошенники активизировались

Даже когда закон, направленный на противодействие хищению средств, еще не действовал, мошенники уже начали его использовать для воровства денег с карт клиентов банков.

Информация о том, что количество смс-рассылок преступного характера увеличилось появилась в середине сентября 2018 года.

Жители Самары, Волгограда, Красноярска и других городов России сообщали, что на их телефоны приходят смс-сообщения о том, что карта такого-то банка заблокирована и требование перезвонить по указанному в тексте смс телефону. Хотя, фактически никаких блокировок и замораживания транзакций не происходит.

Мошенники воспользовались непониманием гражданами действия нового 167-ФЗ, а также постоянными сообщениями в СМИ о том, что карты могут быть заблокированы по той или иной причине.

В такой ситуации картодержателю нужно действовать согласно закону: завязаться со своим банком по официальной горячей линии и выяснить действительно ли информация из смс является правдивой.

И ни к в коем случае нельзя перезванивать на номер, указанный в смс-сообщении, так как даже это может стать причиной попытки списать средства с карты.

Тем более нельзя раскрывать данные своей карты в разговоре с другими лицами.

СМС-мошенничества практически невозможно раскрыть. Поэтому именно этот новый закон – 167-ФЗ стал противодействием к воровству денег клиентов банка.

Выводы

Идея закона прозрачна и проста. 167-ФЗ однозначно направлен на защиту физических и юридических лиц-клиентов банков и пользователей электронными средствами платежа.

По информации ЦБ за 2017 год в России было совершено свыше 300 тысяч несанкционированных списаний с карт клиентов банков и украдено более 1 млрд рублей. Действие закона если не сможет предотвратить воровство денег с пластиковых карт, то хотя бы снизит количество преступлений.

Правда, 167-ФЗ может создать небольшие проблемы в том случае, если на самом деле платеж «правильный», но его примут за несанкционированный и затормозят. Однако, достаточно будет подтвердить, что это действительно нужная транзакция, что проводится она владельцем карты и проблема будет улажена.

В ситуации, когда банку не удастся получить разъяснения от клиента, то после двухдневной блокировки, операция будет проведена. Однако, если все-таки окажется, что она мошенническая, то все потери станут ответственностью держателя карты. Именно поэтому, клиенту стоит оставаться на постоянной связи со своим банком.

Впрочем, теперь специалисты советуют опережать события.

И при необходимости осуществления операции, которая теоретически может попасть под критерии нелегитимных, заранее оповещать банк или даже проводить ее в отделении.

Также следует сообщить в кредитную организацию о предстоящих поездках, особенно заграницу, поскольку использование карты вне региона проживания может послужить причиной блокировки.

И все же 167-ФЗ можно считать положительным для клиентов банков, даже не смотря, на риски «ошибочных» блокировок. При этом закон напрямую направлен против «обнальщиков» и мошенников, ворующих деньги с картсчетов.

Источник: http://Bitvakart.ru/zakon-o-blokirovke-bankovskih-kart-s-27-sentyabrya-2018-goda.html

Законовед
Добавить комментарий