Выбор формы жилищного обеспечения

Итоги жилищного обеспечения военнослужащих Ульяновского гарнизона за 2018 год

Выбор формы жилищного обеспечения

Благодаря новым программам, военнослужащим Ульяновского гарнизона удается быстрее решать свои жилищные проблемы.

Пожалуй, нет ничего важнее для военнослужащего в личном плане, чем чувство уверенности в том, что твоя семья, родные надежно защищены, имеют крышу над головой.

Постоянно повышая свое ратное мастерство, боевую выучку, люди, связанные с армией, вправе рассчитывать на то, что государство создаст им все необходимые жилищные условия. И, нужно отметить, в наше время в этом плане стали вполне заметны позитивные сдвиги.

В оборонном ведомстве создана специализированная структура, в полномочия которой входит решение вопросов обеспеченности жильем разных категорий военнослужащих. Итоги работы в этой сфере за 2018 год комментирует начальник отделения (территориальное,
г.

Ульяновск) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Фролова Оксана Сергеевна. 

Основным приоритетом в работе отделения (территориальное, г. Ульяновск) ФГКУ «Центррегионжилье» в 2018 году являлось обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями для постоянного проживания и жилищной субсидией.

Наша задача, сделать так, чтобы очередь не стояла на месте, а двигалась, и чтобы военнослужащий, вставший в эту очередь, получал жилье в тот же год.

За истекший 2018 год отделением выполнены социальные обязательства по обеспечению жильем в отношении 70 военнослужащих, в том числе 9 военнослужащих реализовали право на постоянное жилье, из них только 3 получили квартиры в натуральном виде, 6 получили денежную компенсацию – жилищную субсидию, ее средний размер на одну семью превысил 7,8 млн рублей, а общая сумма выплат в Ульяновской области за 2018 год составила более 47 миллионов рублей, кроме того, служебные квартиры получили 42 семьи, 61 военнослужащих заселены в общежития. При этом с начала года поставлено на учет нуждающихся в служебном жилье 358 вновь прибывших в Ульяновскую область военнослужащих.

Добиться таких результатов смогли благодаря понимание руководством государства и Минобороны России важности решения жилищного вопроса военнослужащих, благодаря комплексному подходу к решению этой задачи, использованию всех предусмотренных законодательством Российской Федерации механизмов решения жилищного вопроса и разработкой новых подходов к его решению, создания и эксплуатации единых информационных ресурсов учета военнослужащих и их обеспеченности жилыми помещениями.

С 2016 года, жилищная субсидия стала одной из основных форм жилищного обеспечения военнослужащих постоянным жильем, которая в полной мере показала свою практичность и эффективность в последующих годах.

На перспективу, для военнослужащих, – это свобода выбора жилья при приобретении, а для Министерства обороны – отсутствие необходимости проведения мероприятий по строительству и приобретению жилья, отсутствие дополнительных затрат по содержанию уже готового и введенного в эксплуатацию жилья, а также более быстрый способ освоения выделенных бюджетных денежных средств, с участием только жилищных и финансовых органов Минобороны России, и непосредственно военнослужащих.

Обеспечение жильем военнослужащих – это не благотворительная акция, это процесс, выстроенный на букве закона и регламентированный соответствующими нормативно-правовыми документами.

Необходимо понимать, что бесплатное жилье предоставляется Министерством обороны Российской Федерации только тем военнослужащим, которые согласно действующему закону, в частности № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», имеют на него право и признаны нуждающимися в жилье в установленном порядке.

Наше отделение проводит работу по признанию военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и обеспечению их жильем.

В 1 полугодии 2017 года на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма были признаны 27 военнослужащих, поставлены на учет в обеспечении служебными жилыми помещениями – 74.

Согласно Федеральному закону от 27 мая 1998г.

№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» лицам по достижению общей продолжительности военной службы 20 лет и более Минобороны России предоставляются жилищные субсидии или жилые помещения по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения. Статья 15 данного Федерального закона прямо определяет гарантии государства на обеспечение военнослужащих жилыми помещениями.

Конечно, человеку, заинтересованному в реализации собственных прав, необходимо знать хотя бы минимум законодательных актов, позволяющих сделать это. Как военнослужащему разобраться в практической составляющей этого процесса, какие бумаги нужно собрать, куда с ними обращаться, кто поможет?

Источник: //ulgov.ru/page/index/permlink/id/17400/

Формы реализации военнослужащими права на жилище на современном этапе: проблемы и перспективы

Выбор формы жилищного обеспечения

Право на жилище является одним из основных конституционных прав. Каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища (ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации [1]).

В отношении военнослужащих как особой категории лиц, несущих службу, непосредственно связанную с обеспечением обороны страны и безопасности государства, и обладающих специальным правовым статусом, жилищное обеспечение выступает одной из важнейших социальных гарантий.

Однако обеспечение военнослужащих жилищем продолжает оставаться одной из наиболее острых и актуальных проблем в современной России.

На разных этапах государство предпринимало разнообразные попытки решения проблемы жилищного обеспечения военнослужащих: предоставление военнослужащим жилых помещений государственного и муниципального фонда по договору социального найма или в собственность бесплатно, накопительно-ипотечная система, предоставление безвозмездных выплат и субсидий на строительство или приобретение жилья в собственность.

В настоящее время законодателем осуществляется замена существующей «натуральной» формы жилищного обеспечения военнослужащих жилищной субсидией на приобретение или строительство жилья. Однако такое решение проблемы жилищного обеспечения военнослужащих порождает ряд проблем, прежде всего ставит вопрос о лишении военнослужащих права выбора по их усмотрению формы обеспечения жильем.

Поэтому вопросы реализации военнослужащими права на жилище являются весьма актуальными на современном этапе. Правовую основу жилищного обеспечения военнослужащих составляют Жилищный кодекс РФ [2], Федеральный закон от 27 мая 1998 г.

№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [3], Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» [4], иные законодательные и подзаконные нормативные правовые акты.

Указанными нормативными правовыми актами определены следующие формы жилищного обеспечения военнослужащих: предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, по договору социального найма и в собственность бесплатно, а также предоставление денежных средств из федерального бюджета на приобретение или строительство военнослужащими жилых помещений.

Приобретение или строительство жилья с использованием государственных субсидий является новым порядком приобретения жилья гражданами РФ. Впервые такая возможность была предусмотрена положениями Закона РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» [5], а затем и ст. 2 Жилищного кодекса РФ.

В настоящее время законодательство предусматривает четыре формы государственной финансовой поддержки обеспечения военнослужащих жильем: 1) предоставление социальной выплаты, удостоверенной государственным жилищным сертификатом, на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы [6]; 2) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; 3) предоставление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения; 4) предоставление целевого жилищного займа военнослужащим участникам накопительно-ипотечной системы.

Очевидно, что, вводя подобные формы жилищного обеспечения, законодатель руководствовался поставленной Президентом РФ перед Федеральным Собранием РФ еще в 2006 году задачей по обеспечению военнослужащих постоянным жильем до конца 2010 года и служебным – до 2012 года.

Поскольку жилищное строительство для военнослужащих идет гораздо более медленными темпами, чем рост числа военнослужащих, нуждающихся в постоянном жилье, предоставление военнослужащим денежных средств посредством накопительно-ипотечной системы или жилищной субсидии в целях самостоятельного приобретения им жилых помещений представляется логичным и оправданным. Вместе с тем отказ государства от существующего порядка предоставления постоянных жилых помещений «в натуре» воспринимается и учеными, и самими военнослужащими не так позитивно.

В частности, указываются следующие недостатки такого перехода в формах жилищного обеспечения. Во-первых, право на получение жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма содержит в себе механизм реализации права на жилище и свободу выбора места жительства [7, с.

59], которая существенно ограничена в период прохождения службы. Во-вторых, жилье в натуральном виде имеет большую социальную значимость для целей реализации статуса военнослужащего в контексте его жилищного обеспечения, поскольку не требует дополнительных финансовых вложений в его приобретение.

В-третьих, наличие множественности форм жилищного обеспечения позволяет более корректно учесть конкретные субъективные интересы отдельных военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы [8, с. 26].

В течение долгого времени приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и иных категорий граждан выступал государственный жилищный сертификат (п. 1 Указа Президента РФ от 30 сентября 1997 г.

№ 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» [9]). Однако данная форма жилищного обеспечения имеет ряд существенных недостатков.

Основной из них заключается в том, что размер социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, определяется исходя из ежеквартально утверждаемой Минстроем России средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в субъекте РФ.

Так, соответствующие показатели на III квартал 2017 года составляют в г. Москва 90 400 рублей, г. Санкт-Петербург 62 228 рублей, в Приморском крае 48 53280 рублей, в Хабаровском крае 47 214 рублей.

Для сравнения, по сведем риэлтерских агентств средняя рыночная стоимость жилой недвижимости на вторичном рынке Хабаровска на август 2017 составляет 67,7 тысяч рублей за м2 .

Поскольку предоставление государственных жилищных сертификатов не решило существующих проблем, законодатель ввел новые формы жилищного обеспечения военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, а именно: с 1 января 2011 г. – получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а с 1 января 2014 года – получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилищной субсидии).

Жилищная субсидия выплачивается военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых они проходят военную службу, а единовременная выплата на приобретение и строительство жилого помещения предоставляется гражданам, уволенным с военной службы и до 1 января 2005 г. вставшим на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления по избранному месту жительства. Соответственно выплата денежных средств осуществляется тем федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых предусмотрена военная служба, либо органом местного самоуправления за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в котором военнослужащий, гражданин, уволенный с военной службы, признан нуждающимся в жилом помещении. С принятием Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» порядок и условия обеспечения жилыми помещениями военнослужащих претерпели значительные изменения. Для военнослужащих, поступивших на военную службу после 1 января 2005 г., накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения является единственной формой жилищного обеспечения.

Ее участниками являются, во-первых, военнослужащие, изъявившие желание на участие, – к таковым Закон относит лиц, получивших первое воинское звание офицера и поступивших на военную службу по контракту с 1 января 2005 г.

до 1 января 2008 г; вовторых, военнослужащие, признаваемые участниками накопительноипотечной системы вне зависимости от их желания – преимущественно это лица, получившие первое воинское звание офицера и поступившие на военную службу по контракту с 1 января 2008 г. (ст.

9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»). Как справедливо отмечает В.М. Корякин, в силу естественных причин число военнослужащих, заключивших контракты до 1 января 2005 г. (включая тех, кто заключил контракт до 1 января 1998 г.

), с течением времени будет постепенно снижаться, и примерно к 2025 г.

наступит время, когда в отношении всех военнослужащих будет действовать единая форма жилищного обеспечения – накопительноипотечная [10, с. 32]. Д.Ю. Гайдин предполагает, что все военнослужащие будут участниками НИС к 2023 г. [7, с.

58] Таким образом, за длительный срок развития законодательства в области жилищного обеспечения военнослужащих законодателем, к сожалению, не была решена основная проблема, заключающаяся в необходимости сокращения числа военнослужащих, состоящих в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно. В целях разрешения сложившейся ситуации государство решило отказаться от существующего порядка предоставления постоянных жилых помещений «в натуре», предусмотрев для разных категорий военнослужащих такие альтернативные формы жилищного обеспечения как государственный жилищный сертификат, единовременная денежная выплата, жилищная субсидия.

//www.youtube.com/watch?v=0WqiqN1kwag

В то же время для военнослужащих, поступивших на военную службу после 1 января 2005 г., такой альтернативы не существует, поскольку единственной формой их жилищного обеспечения является накопительно-ипотечная система.

Такой подход ухудшает положение военнослужащих в силу большей социальной значимости жилья в натуральном виде и его гарантированную доступность по причине бесплатности предоставления жилья.

Современные жилищные субсидии, предоставляемые гражданам для улучшения жилищных условий, как правило, меньше 100% стоимости приобретаемого жилья.

В связи с этим считаем необходимым, чтобы система жилищного обеспечения военнослужащих предусматривала возможность выбора между получением денежных средств или получением готового жилого помещения в избранном постоянном месте жительства при увольнении с военной службы.

Кроме того, денежный эквивалент стоимости государственных жилищных сертификатов или сходных с ними единовременных денежных выплат и жилищных субсидий, а также размер начислений военнослужащим-частникам НИС на приобретение жилых помещений существенно ниже реальных рыночных цен для приобретения нормального жилья по социальным нормам обеспечения. Кроме того, участники НИС находятся в менее защищенном положении по сравнению с иными категориями военнослужащих, поскольку на них напрямую не распространяются социальные гарантии, связанные с запретом исключения военнослужащего из списков личного состава до их жилищного обеспечения.

В отличие от остальных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, участники НИС имеют право лишь на получение выделенных государством денежных средств для самостоятельного решения своих жилищных проблем, а потому гарантии их жилищного обеспечения никак не связываются с моментом их увольнения с военной службы.

В случае увольнения военнослужащего при определенных условиях закон предусматривает выплату ему денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, однако указанные выплаты осуществляются по истечении трех месяцев со дня написания военнослужащим соответствующего рапорта, а на практике выплата может быть осуществлена и через полгода, и через год, и все это время гражданин, уволенный с военной службы, вынужден самостоятельно нести расходы на целевого погашение жилищного займа.

Выявленные недостатки правового регулирования в области жилищного обеспечения военнослужащих позволяют нам предложить следующие пути совершенствования законодательства в этой сфере: сохранить в законодательстве возможность выбора военнослужащим при увольнении с военной службы между получением жилого помещения в избранном постоянном месте жительства и получением субсидий из федерального бюджета на его строительство или приобретение; внести изменения в абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусмотрев в нем предоставление жилых помещений по договорам социального найма по избранному постоянному месту жительства в отношении всех военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г.; 3) в целях гарантированности соблюдения государством прав военнослужащего участника НИС внести изменения в ч. 3 ст. 4 Федерального закона о НИС, дополнив ее предложением: «В отношении участника накопительно-ипотечной системы указанные выплаты должны быть произведены до исключения его из списков личного состава воинской части».

В ведомственных актах целесообразно уточнить срок, в течение которого участник НИС должен подать соответствующий рапорт.

Таким образом, к настоящему времени законодательством предусмотрены различные механизмы реализации права военнослужащих на жилище: предоставление служебного помещения и помещения для постоянного проживания, предоставление субсидий для приобретения жилья и строительства, использование накопительно-ипотечной системы финансирования покупки жилья и другие.

Проведенный анализ показал необходимость совершенствования нормативного регулирования жилищного обеспечения военнослужащих и пересмотр позиции законодателя в отношении отказа от традиционной формы жилищного обеспечения военнослужащих путем предоставления жилого помещения как важной социальной гарантии их статуса.

Отказ законодателя от обеспечения военнослужащих жильем в натуральном виде и переход к финансированию приобретения или строительства ими жилья имеет ряд несомненных преимуществ, но такая безальтернативная форма жилищного обеспечения, чтобы действительно быть эффективной гарантией правового статуса военнослужащих, должна быть адекватной современным рыночным отношениям и предусматривать меры защитно-го характера в отношении военнослужащих в случае нарушения их жилищных прав со стороны государства.

Литература и источники:

Источник: //www.oboznik.ru/?p=56435

Благодаря предоставлению жилищных субсидий в Прикамье значительно сократилась очередь военнослужащих, нуждающихся в обеспечении постоянным жильем

Выбор формы жилищного обеспечения

Благодаря предоставлению жилищных субсидий в Прикамье значительно сократилась очередь военнослужащих, нуждающихся в обеспечении постоянным жильем

Об этом сообщает территориальное отделение г. Перми ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России.

В течение трех последних лет на территории Пермского края очередь на жилье среди военнослужащих сократилась практически в четыре раза. Численность нуждающихся в постоянном жилье по состоянию на январь 2014 г. составляла свыше 300 человек, а на сегодняшний день на учете нуждающихся состоит менее 100 военнослужащих.

В 2014 г. жилищная субсидия была предоставлена 95 военнослужащим, в 2015 г. – 56, в 2016 г. – 28. С начала 2017 г. субсидия уже предоставлена 20 военнослужащим.

«Фактически многолетняя очередь военнослужащих, нуждающихся в обеспечении постоянным жильем, ликвидирована.

Если ранее среднее ожидание в очереди составляло не менее 5-7 лет, причем не секрет, что были нередки случаи нахождения в очереди 12-15 лет, то в настоящее время ожидание определяется самим военнослужащим путем выбора формы обеспечения жильем: хочет ли он квартиру в натуральном виде или жилищную субсидию», – отмечают в территориальном отделении.

До 2014 г. основным способом жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил РФ являлось предоставление им квартир в натуральном виде, построенных и приобретенных Минобороны России.

По инициативе руководящего состава Министерства обороны были внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации и с 22 августа 2014 г. начала действовать новая форма обеспечения военнослужащих постоянным жильем – предоставление субсидии на приобретение или строительство жилья.

На сегодняшний день форма обеспечения жилищной субсидией получила широкую поддержку в обществе. Особым спросом данный вид обеспечения жильем является и среди военнослужащих Пермского гарнизона.

Средний размер жилищной субсидии составляет 5,5 млн. рублей.

По правилам, субсидия рассчитывается исходя из норматива стоимости квадратного метра площади жилья по России, который определяет федеральный Минстрой, из норматива общей площади жилого помещения (зависит от состава семьи военнослужащего и его права на дополнительную жилую площадь), а также из поправочного коэффициента за выслугу лет (устанавливается в интервале от 1,85 до 2,75 в зависимости от выслуги). Рассчитать размер выплаты военнослужащие могут при помощи мультимедийного калькулятора, размещенного на сайте Минобороны России.

Самая крупная выплата среди военнослужащих Пермского гарнизона произведена в 2014 г. на состав семьи 6 человек в сумме 10 млн. 700 тыс. рублей.

В ведомстве отмечают, что принятие механизма жилищной субсидии ставит всех военнослужащих в равные условия, где бы они ни служили: в Москве, Калининграде, Южно-Сахалинске или Перми – сумма будет одинаковой.

На полученные средства военнослужащие приобретают жилье существенно большего метража, чем им бы полагалось при получении жилых помещений по нормам предоставления.

При этом, при помощи жилищной субсидии военнослужащие могут приобретать как готовое, так и строящееся жилье, использовать как собственные, так и заемные средства, а также средства материнского капитала, самостоятельно определяя характеристики (площадь, планировку, этаж) и вид приобретаемого жилого помещения (квартира, дом, коттедж).

Жилищная субсидия является одной из основных форм жилищного обеспечения военнослужащих постоянным жильем, которая в полной мере показала свою практичность и эффективность.

Для военнослужащих – это свобода выбора жилья при приобретении, а для Министерства обороны – отсутствие необходимости проведения мероприятий по строительству и приобретению жилья, отсутствие дополнительных затрат по содержанию уже готового и введенного в эксплуатацию жилья, а также более быстрый способ освоения выделенных бюджетных средств с участием только жилищных и финансовых органов Минобороны, и военнослужащих.

С ноября 2010 г. в Вооруженных Силах Российской Федерации в полном объеме был изменен порядок обеспечения жильем военнослужащих. В связи с данными изменениями в Министерстве обороны Российской Федерации были созданы новые структурные подразделения по решению вопросов, связанных с обеспечением жильем военнослужащих и членов их семей.

На территории Центрального военного округа данные полномочия были определены Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России, которое находится в г. Екатеринбурге.

В г. Перми в июне 2012 г. было образовано территориальное отделение, основной задачей которого является обеспечение жильем военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в воинских частях и учреждениях Минобороны России, дислоцирующихся на территории Пермского края, а с 2015 г. и Удмуртской Республики.

Источник: //www.permkrai.ru/news/35091/

Сделают ли сибиряки выбор в пользу аренды, а не покупки квартиры

Выбор формы жилищного обеспечения

О целях нацпроекта “Жилье и городская среда” – интервью с Ильей Пономаревым, членом президиума Общественного совета при минстрое России.

Российская газета: Доступность жилья – одна из задач нацпроекта. Как ее решать? По данным Росстата, стоимость квадратного метра жилья в СФО свыше 45 тысяч рублей, а средняя зарплата – менее сорока тысяч. При этом средний платеж по ипотечному кредиту “съедает” 52 процента зарплаты. По вашей оценке, это свидетельствует о доступности жилья или о его недоступности?

В России появятся новые механизмы расселения аварийного жилья

Илья Пономарев: Разумеется, при тех параметрах, о которых вы говорите, отнести жилье к “доступному” нельзя. Более того, озвученные вами цифры не дают полной картины.

В частности, цена “метра” однокомнатных квартир – а именно их рассматривают наименее обеспеченные граждане в качестве возможных к приобретению – выше средней на пятнадцать-двадцать процентов и составляет, например, для Новосибирска 75 000 рублей, при средней зарплате в 37 000 (по некоторым данным – 29 000), что уж совсем сильно ухудшает картину.

Стоит сказать, что во всем мире не ставится знак равенства между доступностью жилья и доступностью приобретения недвижимости. Если первое – социальная функция государства, то второе – показатель инвестиционного климата.

Для граждан, чьи доходы не создают избыточного объема, позволяющего заняться инвестированием, существуют веками отработанные формы жилищного обеспечения – арендное жилье для молодых и мобильных (кстати, необязательно для бедных) и субсидируемый наем для тех, кто не в состоянии платить аренду или ипотеку.

Принципиальной верхней границей возможных затрат на жилье принято считать тридцать процентов доходов домохозяйства, однако надо учесть, что оставшиеся семьдесят процентов должны составлять сумму, достаточную для жизни.

Ипотека, съедающая 52 процента зарплаты, – это ненормально, но ненормально и то, что, несмотря на многочисленные поручения президента и программы, продекларированные на самых разных уровнях, не найден финансовый механизм формирования реально значительного фонда наемного жилья, обеспечивающего достойные стандарты жизни для граждан с невысоким уровнем доходов. Одним из вариантов решения такой задачи могло бы быть принятие закона о концессионном строительстве такого жилья с изменением основной формы поддержки граждан с субсидии на приобретение на субсидирование найма. Такой закон был внесен в Государственную Думу в прошлом году, но, к сожалению, пока не нашел поддержки.

В Новосибирской области профильное министерство предложило поднять тариф на капремонт на 26 процентов, иначе программа капремонта на следующие три года не будет выполнена – нет денег. Насколько серьезна проблема недофинансирования программы капремонта в регионах?

В каких городах России дешевле всего арендовать жилье посуточно

Илья Пономарев: Полагаю, региональное министерство не с потолка взяло эти цифры. Простые расчеты показывают, что недофинансирование надлежащего содержания, в том числе и ремонта, в регионах очень значительно. Это еще одна болезнь “бесплатной” недвижимости, полученной в ходе приватизации.

такого актива, как дом или квартира, разумеется, недешево. При этом социальный характер государственных обязательств в жилищной сфере придает этому вопросу особую болезненность.

Никто не думает требовать у государства ремонт автомобиля, а вот необходимый ремонт жилья по прежнему относят к публичной функции власти.

Разумеется, есть и объективные вопросы к тарифам. Если в Новосибирске это семь рублей за метр в месяц, то, например, в Москве, – восемнадцать рублей. При этом набор и стоимость работ, необходимых для ремонта, отличаются весьма незначительно.

Видимо, действительно, существующий в Новосибирске тариф не позволяет реально обеспечить необходимые объемы работ. Вообще система управления жилой недвижимостью, особенно многоквартирными домами, требует дальнейшего развития в части обеспечения экономической эффективности.

Это непростая задача, и, думаю, решаться она будет достаточно долго и не без проблем, учитывая “родовые травмы” приватизации и неизбежную конфликтность коллективного владения имуществом.

Как продвигается расселение из ветхого и аварийного жилья в регионах Сибирского федерального округа? Как должна меняться ситуация с принятием нового закона о расселении ветхого жилья (реновации)?

Илья Пономарев: Расселение ветхого и аварийного жилья, как в Сибирском округе, так и практически везде в регионах, – заметная и очень позитивная практика государственного участия в решении проблем граждан. Ключевой механизм – Фонд содействия реформированию ЖКХ – заслужил репутацию едва ли не самого эффективного инструмента государственной политики в этой сфере.

В прошлом году озвучивалась идея трансформации Фонда в еще более масштабный институт развития, и, надеюсь, она получит продолжение. При этом я не возлагаю больших надежд на закон о реновации. Не все то, что работает в Москве, сработает в регионах.

Большинство малых и средних городов России не имеют такого инвестиционного потенциала на своей территории, который сделал бы привлекательным проекты комплексной реконструкции территории со значительным объемом сноса без мощной бюджетной поддержки.

Кроме того, реформа законодательства о долевом строительстве ощутимо снизила потенциальную доходность в жилищном строительстве, сохранив ее на приемлемом уровне только в крупных и крупнейших городах. При этом проблемы ветхого и аварийного жилья нарастают в большей степени как раз в малых населенных пунктах. Полагаю, для комплексного решения этой задачи нужны принципиально иные механизмы.

Между тем

В 2019 году в рамках нацпроекта “Жилье и городская среда” в России впервые был рассчитан индекс качества городской среды. По словам замглавы “Дом.РФ” Дениса Филиппова, при составлении методики определения индекса качества было изучено более 150 аналогичных международных индексов.

В итоге для оценки российских городов, которые были к тому же поделены по климатическим зонам и величине, выбрали 36 показателей.

Среди них – доля населения, живущего в аварийном жилье, количество ДТП, уровень озеленения, разнообразие жилой застройки, доступность остановок общественного транспорта, разнообразие услуг в жилой зоне и в общественно-деловых районах, доля освещенных улиц и другие показатели.

Девятнадцать видов данных было взято из открытых источников (использовались карты, космические снимки, государственные базы данных), еще семнадцать – из статистики или у местных органов власти.

До середины индекса “добралась” только четверть российских городов: более 180 баллов из максимально возможных 360 лишь у 256 городов из 1 114, в том числе Красноярск – 189 баллов.

К 2024 году власти планируют перевести в “зону комфорта” половину городов России, подняв среднее значение по стране с нынешних 163 баллов до 212.

Пока же большинство сибирских населенных пунктов, как говорится, средой не блещут: Омск стал аутсайдером среди крупнейших городов (от миллиона человек), набрав 104 балла, не набрал 180 и Новосибирск (161 балл). Чуть лучше дела у Томска (170), Барнаула и Кемерова (179) и Иркутска, который остановился ровно на 180 баллах.

Источник: //rg.ru/2019/12/19/reg-sibfo/sdelaiut-li-sibiriaki-vybor-v-polzu-arendy-a-ne-pokupki-kvartiry.html

Фгку «западрегионжилье»

Выбор формы жилищного обеспечения

Обеспечение жильем военнослужащих Российской Федерации

В этом году, как и прежде, отделение (территориальное, г.Иваново), наряду с иными жилищными органами Министерства обороны,  продолжает активно работу по разрешению жилищных вопросов военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы.

Начиная с 2014 года и по настоящее время, продолжаются выплаты жилищной субсидии.

Жилищная субсидия по-прежнему пользуется у военнослужащих повышенным спросом, так как существующий подход к определению ее размера позволяет военнослужащему гарантированно приобрести жилое помещение по нормам, установленным законодательством, во всех субъектах Российской Федерации. На ближайшие годы жилищная субсидия станет основной формой обеспечения военнослужащих постоянным жильем. В настоящее время  70 % находящихся на учете военнослужащих избрали для себя именно эту форму обеспечения жильем.

Размер жилищной субсидии рассчитывается на основании норматива общей площади жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь, норматива стоимости 1 кв.

 метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого 1 раз в полугодие Минстроем России (далее – норматив стоимости 1 кв.

метра), а также поправочных коэффициентов, применяемых во взаимосвязи с календарной выслугой лет (чем больше выслуга,  тем выше коэффициент).

Норматив общей площади жилого помещения определяется следующим образом:

33 кв. метра общей площади жилого помещения – на одиноко проживающего военнослужащего;

42 кв. метра общей площади жилого помещения – на семью из 2 человек;

18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи – на семью из 3 и более человек.

Норматив общей площади жилого помещения увеличивается
на 15 кв. метров при наличии у военнослужащего права на дополнительную площадь жилого помещения.

Поправочные коэффициенты зависят от продолжительности военной службы. То есть, чем дольше военнослужащий служит, тем выше поправочный коэффициент:

от 10 лет до 16 лет военной службы – 1,85;

от 16 лет до 20 лет военной службы – 2,25;

от 20 лет до 21 года военной службы – 2,375.

После 21 года военной службы поправочный коэффициент (2,45) увеличивается на 0,075 за каждый год военной службы. Максимальный коэффициент – 2,75.

Чтобы рассчитать сумму выплаты, необходимо умножить количество положенных военнослужащему квадратных метров, исходя из состава семьи и права на дополнительную площадь, на норматив стоимости 1 кв. метра жилого помещения по Российской Федерации и умножить на поправочный коэффициент.

Таким образом, чем больше выслуга лет и состав семьи, тем и больше получается размер жилищной субсидии.

Во втором полугодии 2017 года имеются приятные новости для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, находящихся на жилищном учете и избравших указанную форму обеспечения их жильем, поскольку   на II полугодие 2017 года норматив стоимости одного квадратного метра жилья в России увеличен на 1112 рублей.

На практике это означает следующее. Норматив стоимости – цена квадратного метра, которая используется в качестве индикатора, характеризующего изменение средней рыночной стоимости жилья по стране. Этот показатель утверждается раз в полгода. На  II полугодие он составляет 38320 рублей и будет действовать до конца 2017 года.

В сравнении с первым  полугодием 2017 года данный норматив составлял 37208 рублей. Таким образом, с 1 июля норматив стоимости одного квадратного метра в стране вырос на 1112 рублей.

При расчете суммы жилищной субсидии это означает, что, в среднем, семья военнослужащего, состоящая из четырех человек, получит сумму, большую примерно на 200 тысяч рублей.

При желании каждый военнослужащий может самостоятельно рассчитать полагающийся ему размер жилищной субсидии на онлайн-калькуляторе, который размещен на официальном сайте Минобороны России и пользуется огромной популярностью.

Существующий подход к определению размера жилищной субсидии позволяет военнослужащему гарантированно приобрести жилое помещение
по нормам, установленным законодательством, во всех субъектах Российской Федерации, при этом учесть все личные требования к жилому помещению.

Необходимо отметить, что жилищная субсидия – это единственная форма жилищного обеспечения, за которую полностью отвечает Департамент жилищного обеспечения. Её реализация зависит от организации работы органов жилищного обеспечения. Механизм предоставления жилищной субсидии на сегодняшний день уже отточен и автоматизирован.

До момента получения права на собственную бесплатную квартиру, военнослужащий и члены его семьи имеют право на служебное жилье. От постоянного собственного жилья «служебное» отличается тем, что оно предоставляется только на время прохождения военной службы, проживание в нем носит временный характер, его нельзя сдавать в наем, продать  или приватизировать.

В соответствии с п.3 ст.

15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим-гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

В случае отсутствия указанных жилых помещений, военнослужащим по их желанию выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии п.4 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны 30 сентября 2010 года №1280, военнослужащим-гражданам и членам их семей до получения жилых помещений по установленным нормам при их согласии могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания,  жилые помещения маневренного фонда и общежития.

Обращаем Ваше внимание на следующий важный момент.

В соответствии с законом о статусе военнослужащих для осуществления выплат военнослужащим компенсации за наем жилого помещения должны быть соблюдены два условия: отсутствие возможности  у Министерства обороны предоставить жилое помещение в порядке, установленном законодательством, в том числе и общежитие, и наличие желания самого военнослужащего получать денежные средства за наем жилого помещения.

Порядок осуществления выплат за наем жилых помещений определен инструкцией, которая утверждена приказом мо РФ от 27 мая 2016 г. № 303 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений».

В этом процессе участвуют как жилищные органы в части предоставления информации о военнослужащих, включенных в список на предоставление служебного жилого помещения, так и воинские части в лице командиров, издающих приказы, и финансовые органы МО РФ, осуществляющие непосредственное перечисление денежных средств военнослужащим.

Между всеми этими органами происходит обмен информацией в рамках выше указанного приказа Министра обороны №303.

Вернемся к порядку предоставления служебных жилых помещений, жилым помещением маневренного фонда и общежитиям.

Здесь дополнительно обращаем ваше внимание на то, что  вопросы предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с законодательством разрешаются в уполномоченном жилищном органе, каковым является на территории Ивановской области Отделение (территориальное, г.Иваново) Фгку «западрегионжилье». Основанием для вселения в жилое помещение специализированного фонда МО РФ  является принятое уполномоченным должностным лицом решение о предоставлении жилого помещения и заключенный с военнослужащим договор найма. Начальник отделения наделен правом принимать решения о предоставлении жилых помещений с последующим заключением  с военнослужащими договоров найма жилого объекта. Представители управляющих компаний, командиры воинских частей не вправе принимать решения о предоставлении жилых помещений фонда Министерства обороны.

Иными словами, все вопросы по предоставлению служебных жилых помещений, так же жилых помещений маневренного фонда и общежитий военнослужащим разрешаются только в уполномоченном жилищном органе Министерства обороны.

Еще один вид  обеспечения жильем – накопительно-ипотечная система (НИС) обеспечения военнослужащих получила свое начало в 2005 году.

НИС военнослужащих – накопительная ипотечная система, регистрация в которой дает право на получение льготного жилищного кредита.

Категории военнослужащих, которые принимаются в программу на обязательной и добровольной основе, а также основания для внесения их в реестр определены  Федеральным законом от 20 августа 2004 г.

N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

В Минобороны России порядок включения военнослужащих в реестр участников НИС, а также перечень документов, необходимых для включения в реестр, установлены приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 г.

№ 245 «Об утверждении порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации», а функции формирования и ведения реестра участников НИС выполняет Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Категории военнослужащих, имеющих право на добровольное или обязательное участие в НИС, а также основания для включения военнослужащих в реестр участников НИС, определены статьей 9 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

Категории военнослужащих, имеющих право на добровольное участие в НИС, обращаются с рапортом на имя командира воинской части, в которой проходят службу, о включении в реестр участников НИС, при этом рекомендуемый образец рапорта определен действующим с текущего года приказом Министра обороны №245. Этим же приказом обязанность по учету военнослужащих, у которых возникло основание для включения в реестр и военнослужащих, изъявивших желание стать участниками НИС, возложена на командиров воинских частей.

Комплект документов для включения военнослужащего в реестр участников НИС направляется воинской частью в региональное управление жилищного обеспечения (РУЖО) Минобороны России, в котором данная воинская часть состоит на обеспечении, для дальнейшего направления в Департамент жилищного обеспечения. 

После внесения записи о включении военнослужащего в реестр участников НИС Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации направляет военнослужащему (через соответствующее РУЖО Минобороны России) уведомление о включении в реестр участников НИС с указанием регистрационного номера участника.

Каждый участник накопительно-ипотечной системы уже через три года его участия в этой системе в соответствии с федеральным законом обладает правом на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений, приобретения земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, под залог приобретаемых жилого помещения или жилых помещений, указанного земельного участка, а также приобретения жилого помещения или жилых помещений по договору участия в долевом строительстве, либо уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).

Согласно изменениям, внесенным в 117-ФЗ в 2016 году, участники накопительно-ипотечной системы, состоящие в браке между собой, не менее чем через три года участия каждого из них в накопительно-ипотечной системе имеют право на заключение каждым из них с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа, для приобретения в общую собственность жилого помещения или жилых помещений, земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования.

Жилое помещение, приобретенное участником данного вида обеспечения по договору купли-продажи с использованием средств целевого жилищного займа (далее – ЦЖЗ) без использования ипотечного кредита, находится в залоге (ипотеке) в силу закона у Российской Федерации со дня государственной регистрации права собственности участника на указанное жилое помещение.

Преимущества данного вида обеспечения жильем в том, что военнослужащий уже через три года участия в данной системе получает фактически право на приобретение собственного жилого помещения, выбранного им самим с учетом места нахождения и иных характеристик самого жилого помещения. При этом, в случае, если жилье приобретено им не по месту службы, то военнослужащий не утрачивает право на предоставление ему служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы.

Сегодня каждый имеет возможность получить консультацию специалиста на приеме в отделении, а также ознакомиться с информацией на официальном сайте Минобороны России (www.dom.mil.ru).

Адрес отделения (территориальное, г.Иваново) Фгку «западрегионжилье»: 153000, г. Иваново, ул. Батурина. д. 1, телефоны (4932)  41-38-33, 41-34-40.

Итоги деятельности органов жилищного обеспечения за период с 12 июля 2012 года по 1 октября 2017 года на территории Ивановской области  Отделение (территориальное, г.Иваново) Фгку «западрегионжилье»  

Источник: //www.okrugshuya.ru/about/info/index.php?ELEMENT_ID=41454

Законовед
Добавить комментарий