Возможна ли лицензия по ТБО на двух юридических лиц?

Предприниматели ввязались в войну за полигон ТКО в Сургуте. К конфликту привлекли подчиненных Ботвинкина

Возможна ли лицензия по ТБО на двух юридических лиц?

Учредитель ООО «Эконадзор» Евгений Слюсарь 

В обоих письмах речь идет о выдаче обществу в 2017 году департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по УрФО лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. Согласно данным, указанным в документе, место осуществления деятельности ООО «Эконадзор» – город Сургут, Восточно-Сургутское месторождение нефти, полигон для захоронения твердых бытовых отходов.

Как выяснилось, данная территория зарегистрирована как объект размещения отходов на другое юридическое лицо – СГМУП «Сургутский кадастровый центр «Природа». При этом разрешение на аналогичную деятельность с «Эконадзором» муниципальному предприятию было выдано в 2016 году.

«В данном случае речь идет о нарушении федерального закона, который запрещает выдачу более одной лицензии по обращению с отходами на один и тот же участок. ООО «Эконадзор» получило данный документ спустя 9 месяцев после выдачи разрешения СГМУП «СКЦ «Природа».

Более того, лицензия компании Слюсаря может быть сомнительна в силу того, что она выдана на 487 наименований отходов с IV по I класс опасности, разнородных не просто по морфологии, но по химическому составу.

При этом на 267 наименований отходов выдан такой вид деятельности по обращению с отходами, как утилизация, а для этого уже требуются особые технические условия, заключение Роспотребнадзора, сертификаты, декларации, а также паспорта на вновь изготавливаемые материальные/энергетические ресурсы.

Поэтому сегодня является большим вопросом наличие данных документов у предпринимателя Евгения Слюсаря», – делятся мнением авторы заявлений.

Не менее примечательным, по словам собеседников издания, является и место осуществления деятельности ООО «Эконадзор». Так, помимо полигона «Природа», в лицензии указан еще один адрес – Сургут, ул. Декабристов (Ч.Мыс), 1А. «Если открыть этот адрес на карте, то мы увидим магазин автозапчастей «АВТО БУМ».

Это как так? В магазине идет обращение с опасными отходами?! И что за методы переработки отходов могут быть на объекте торговли? Много вопросов, конечно, и по полигону «Природа». Если он принадлежит муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения, то получается «Эконадзор» использует госимущество в коммерческих интересах.

Строил полигон город, а прибыль получает бизнес», – недоумевают участники рынка.

Интерес к факту выдачи двух лицензий на один объект ранее проявляла и межрегиональная общественная экологическая организация «Зеленый фронт». Правда, год назад речь шла об аналогичных лицензиях, выданных организациям еще в 2014 и в 2015 годах. Тогда Природнадзор Югры не увидел нарушений действующего законодательства, объяснив это тем, что разрешение выдано на участки под разными кадастровыми номерами. Согласно материалам лицензионного дела, как указывает глава службы Сергей Пикунов, СГМУП «СКЦ «Природа» в хозяйственное ведение переданы полигон по захоронению твердых бытовых отходов, а также комплекс по термическому обезвреживанию медицинских и биологических отходов. Оба объекты расположены на Восточно-Сургутском месторождении нефти

«Согласно имеющимся в распоряжении разрешительным документам и отчетности юридических лиц, «СКЦ «Природа» не осуществляет сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности в «Комплексе по термическому обезвреживанию медицинских и биологических отходов», переданном в аренду ООО «Эконадзор», – пишет Пикунов, отмечая, что в свою очередь общество не ведет деятельность на полигоне, эксплуатируемом «СКЦ «Природа».

Такой поворот событий местные экологи уже трактовали как использование лазеек в федеральном законодательстве. «По сути, заинтересованные лица в прежней команде горадминистрации выделили отдельный участок под помещение, которое передали в аренду Слюсарю.

Есть отдельно полигон, и есть отдельно участок, где развернул бизнес данный предприниматель. Поэтому и выглядит все якобы законно.

Другой вопрос – как на территории столь небольшого производственного помещения можно перерабатывать ртуть и другой объем отходов, которыми якобы занимается «Эконадзор»? Да и как можно на полигоне переработать ртутные лампы, когда ртуть в стране перерабатывают лишь несколько предприятий? Интересно, как это происходит, и куда девается ртуть. Создается впечатление, что небольшой участок в аренду был взят только для того, чтобы прикрыть свою деятельность законом», – делится мнением председатель «Зеленого фронта» Сергей Виноградов.

omskzdes.ru

Впрочем, представители экологического сообщества сегодня не исключают, что аналогичную схему работы, скорее всего, Евгений Слюсарь намерен применить и на скандально известном полигоне в Нефтеюганске. Напомним, ранее предприниматель уже обозначал свои интересы к данному объекту.

В частности, некоторое время назад «Эконадзор» подарил муниципалитету проект по рекультивации свалки. Правда, реализация «подарка» Евгения Слюсаря, по словам экспертов, должна была обойтись городу выше рыночной цены в 7 раз и привести к нарушению сразу пяти федеральных законов.

Так или иначе, историю с двойной лицензией представители общественности уже назвали следствием несовершенства государственного законодательства, а также неким локальным отражением вышедшего на федеральный уровень конфликта с выбором регионального оператора в Югре.

«В ситуации с бизнесом Слюсаря и с регоператором компании получили договоры аренды на объекты, на которые ранее была выдана лицензия другим юридическим лицам. При этом в истории с сургутским предпринимателем для всех очевидна условная законность. Это стало возможно из-за непродуманности федерального закона и подхода властей к реализации проектов по обращению с отходами. Сегодня складывается впечатление, что сначала мы создали теневой рынок для «своих», а теперь начинаем его легализовывать. В результате регион получил большой скандал, связанный с реализацией федерального проекта по обращению с ТКО. Конечно, мы будем настаивать на проверке законности деятельности ООО «Эконадзор» и того, где данная организация на самом деле размещает отходы. Для этого необходимо будет поднять все договоры, действующие с момента получения лицензии», – резюмирует член регионального штаба ОНФ Александр Хильман

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: surgut-tr.gazprom.ru

Источник: http://pravdaurfo.ru/articles/169131-predprinimateli-vvyazalis-v-voynu-za-poligon-tko-v

Лицензия на обращение с отходами

Возможна ли лицензия по ТБО на двух юридических лиц?

Лицензия на отходы необходима, чтобы владеть, пользоваться или распоряжаться отходами 1-4 класса опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»). 

Последние изменения 2017 года в законе вновь вернули обширный список видов деятельности, подлежащих лицензированию: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов 1-4 классов опасности.

Штрафы для юридических лиц за несоблюдение закона –  100 000 – 250 000 рублей.

Лицензия нужна срочно? Узнайте, как можно продолжать работу предприятия на законных основаниях пока готовится лицензия на отходы.

Получить лицензию на обращение с отходами

Лицензия на отходы 1-4 класса опасности с июля 2015

С 1 июля 2015 вступил в силу закон №458-ФЗ о лицензировании, который обязывает юридические лица иметь лицензию на отходы по всем шести видам деятельности, прописанным для отходов 1-4 класса опасности. Если ранее лицензия требовалась только для обезвреживания и размещения отходов, то с 01.07.2015 лицензируемыми стали: сбор, транспортирование, обработка и утилизация.

Примечательно, что новый закон это возврат к нормам, действовавшим 2, 5 года назад, которые, в свою очередь, были упразднены в пользу упрощенных процедур для бизнеса. Нынешнее решение властей – шаг обратно к ужесточению контроля.

На какие виды деятельности вам нужна лицензия по отходам?

Если кратко, то на все виды деятельности с отходами. На одно предприятие выдается одна лицензия с перечнем всех или интересуемых действий с отходами.

Лицензия выдается и переоформляется на перечень конкретных видов отходов I – IV классов опасности согласно ФККО. Выдача и переоформление лицензии на группы отходов, содержащие в одиннадцатом знаке 11-значного кода ноль, недопустимо.

  1. Лицензия на сбор отходов. Сбор отходов – первый этап обращения отходов. Например, сбором является поступление отходов от арендаторов (юр. и физ. лиц) в бизнес-центре. При этом накопление (т.е. временное складирование до 6 месяцев) не лицензируется. Нужно лишь следовать требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  2. Лицензия на транспортировку отходов. Транспортировка отходов – перемещение отходов за границы участка земли, находящегося в собственности юр. лица или ИП или предоставленного ему на иных правах. Перемещение внутри земельного участка не является лицензируемой деятельностью.
  3. Лицензия на обработку отходов. Обработка отходов – любая подготовительная деятельность с отходами перед утилизацией: сортировка, разборка, очистка.
  4. Лицензия на утилизацию отходов. Утилизация отходов – использование отходов для производства продукции, выполнения работ/ услуг. Например, утилизация некоторых бумажных отходов подразумевает повторное изготовление из нее упаковки (рециклинг).
  5. Лицензия на обезвреживание отходов. Обезвреживание отходов – как правило, сжигание или обеззараживание отходов в целях уменьшения негативного влияния на окружающую среду. Сжигание отходов в целях отопления к обезвреживанию не относится.
  6. Лицензия на размещение отходов. Размещение отходов – разделяют хранение и захоронение отходов. Хранение происходит на подготовленных местах сроком от 11 месяцев с целью последующей утилизации, обезвреживания или захоронения. Захоронение – финал «жизни» отходов в хранилищах, где они изолируются от окружающей среды.

Лицензия на транспортировку отходов

Лицензия на деятельность по транспортированию отходов – это самый распространенный вид лицензирования, так как он обязателен для перевозчиков отходов на территории Российской Федерации. Фактически, все кто собирает и вывозит опасные отходы 1-4 класса, нуждаются в лицензировании.

Что НЕ подлежит лицензированию с 1 июля 2015?

  • Деятельность по образованию и накоплению отходов 1-4 класса на территории меньше 11 месяцев
  • Вся деятельность по обращению с отходами 5 класса опасности (наименее опасный для окружающей среды вид отходов)

Кто подлежит лицензированию по отходам 1-4 класса?

Вам нужна лицензия, если вы юридическое лицо или ИП, а также:

  • собираете отходы у сторонних организаций;
  • транспортируете отходы (свои или сторонних организаций);
  • занимаетесь обработкой отходов (своих или сторонних организаций);
  • утилизируете отходы (свои или сторонних организаций);
  • обезвреживаете отходы (свои или сторонних организаций);
  • размещаете, то есть храните или захораниваете отходы.

Требования к лицензиату при получении лицензии даны в Постановлении Правительства РФ от 03.10.

2015 N 1062 “О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности” (вместе с “Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности”).

Ответственность за отсутствие лицензии по отходам

КОАП России, статья 8.2, предусматривает следующие виды наказаний:

  • Физлица – штраф 1000 до 2000 рублей
  • Должностные лица – штраф от 10 000 до 30 000 рублей
  • ИП – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток
  • Юридические лица – от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток

КОАП России, статья 247 о нарушении правил обращения с экологически-опасными веществами и отходами предусматривает:

  • Угроза вреда здоровью или окружающей среде – штраф до 200 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода за 18 месяцев, либо ограничение/лишение свободы до 2 лет, либо принудительные работы до 2 лет
  • Те же деяния, плюс загрязнение окружающей среды, массовую гибель животных и пр. – штраф от 100 000 до 300 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода от 1 до 2 лет, либо ограничение/лишение свободы до 5 лет, либо принудительные работы до 5 лет
  • Те же деяния, повлекшие смерть человека или массовые заболевания – лишение свободы до 8 лет

Отсутствие лицензии при осуществлении деятельности – это, кроме того, незаконное предпринимательство, что влечет за собой уголовную ответственность (ст. 171 УК РФ).

Требования для оформления лицензии

Предприятия должны удовлетворять лицензионным требованиям:

  • Наличие помещений, специально оборудованных объектов для размещения отходов, знаков на транспортных средствах по вывозу отходов.
  • Наличие сертификатов в области работы с отходами 1-4 класса, подтверждающими профподготовку в данной области.
  • Производственный контроль соблюдения установленных процедур по обращению с отходами
  • Санэпид-заключения (выдаются в Роспотребнадзоре) о соответствии правилам объектов и имущества, которое лицензиат собирается использовать под деятельность, связанную с отходами
  • Наличие паспортов отходов
  • Положительное заключение Госэкспертизы по проектной документации вышеупомянутых объектов

Более подробная информация обо всех требованиях к лицензиату читайте в статье про получение лицензии.

Этапы получения лицензии

  1. Разработать необходимую документацию, собрать документацию согласно требованиям Положения;
  2. Получить санитарно-эпидемиологическое заключение на здания и сооружения в Роспотребнадзоре;
  3. Получить заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), если планируется использовать объекты по обезвреживанию и/или размещению отходов;
  4. Подать документы в Росприроднадзор с заявлением и оплаченной госпошлиной для получения бланка лицензии на отходы.

Сроки получения и действия лицензии

Срок действия лицензии не ограничен при условии неизменности процесса обращения с отходами, юридических реквизитов организации, адресов осуществления деятельности.

Сроки получения лицензии колеблются в зависимости от сложности деятельности, номенклатуры отходов и количества документации, которую необходимо разработать дополнительно. В целом, получение лицензии на обезвреживание и (или) захоронение занимает от полугода до года, на транспортирование – значительно меньше.

Список требуемых документов для лицензии

Вот примерный список документов, которые вам потребуются для оформления лицензии по отходам 1-4 класса опасности (применим для любой сферы деятельности):

  1. Свидетельство ЕГРЮЛ/ЕГРИП, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН), копия Устава организации, Выписка из ЕГРЮЛ;
  2. Правоустанавливающие документы на здания, сооружения, транспортные средства, земельные участки, на которых предполагается осуществлять лицензируемую деятельность;
  3. Для предприятий, производящих продукцию, – перечень товаров, работ, услуг, в ходе производства которых образуются отходы, с которыми планируется осуществлять лицензируемый вид деятельности;
  4. Краткое описание производственной деятельности и полная схема деятельности по обращению с отходами от образования до удаления (материалы обоснования деятельности по обращению с отходами);
  5. Паспорта, СЭЗ и сертификаты на сырье, продукцию, оборудование;
  6. Если планируется транспортирование отходов: паспорта транспортных средств, договоры на временное хранение (стоянку), договоры на мойку, техническое обслуживание и ремонт транспорта, свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, наличие спецзнаков и соответствие требованиям, предъявляемым к транспорту по перевозке опасных грузов;
  7. Для водителей – обязательный медицинский осмотр, инструктаж, наличие стажа вождения не менее 3 лет, свидетельство на право сопровождения опасных грузов, сведения о наличии санитарно-бытовых помещений для водителей;
  8. Список должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, согласованный с Роспотребнадзором, договоры на медицинский осмотр и его последние результаты;
  9. Копии свидетельств на право работы с опасными отходами лиц, допущенных к обращению с отходами
  10. Сведения о выдаче спецодежды, СИЗ, договор на стирку одежды;
  11. Договор на дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию зданий и помещений;
  12. Договоры на теплоснабжение, энергоснабжение,  водоснабжение;
  13. Сведения о местах накопления отходов – расположение, вместимость, соответствие санитарным и экологическим нормам, ответственные лица;
  14. Экологическая документация:
    • Инструкции по обращению с отходами;
    • Программа производственного экологического контроля и ее результаты;
    • Наличие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документа об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
    • Паспорта отходов I-IV классов опасности;
    • Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, СЭЗ на проект нормативов ПДВ;
  15. Санитарная документация:
    • Наличие проекта расчетной СЗЗ, проекта окончательной СЗЗ, результаты замеров на границе СЗЗ согласно плану-графику контроля, либо расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ – если требуется для данного предприятия согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;
    • Протоколы замеров качества состояния атмосферного воздуха, воды, сточных вод, воздуха рабочей зоны, сточных вод, уровней физического воздействия и т.д.

Источник: https://ecopromcentr.ru/litsenziya-na-otkhody/

Лицензия на сбор, транспортировку, обезвреживание и утилизацию отходов I-IV класса опасности

Возможна ли лицензия по ТБО на двух юридических лиц?

Получить лицензию на отходы

Цена:Госпошлина:Срок исполнения:Срок действия:
От 4500007 5004-6бессрочно
рублей рублей месяцев

Отходами производства и потребления считаются вещества и предметы, образованные при выполнении работ или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению.

Выделяют также твердые бытовые отходы (ТБО), которые представляют собой мусор, созданный человеком, подлежащий вывозу на специальный полигон.

ТБО подразделяют на органический мусор (например, пищевые продукты) и бытовой (например, стекло, пластмасса и так далее).

Обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. При этом сами отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности:

Для выполнения работ, предполагающих обращение с твердыми бытовыми отходами или другими отходами 1-4 класса, необходимо получить лицензию. То есть даже для вывоза ТБО на полигон нужна лицензия. Для взаимодействия с отходами 5 класса опасности не нужна лицензия.

Лицензирующий орган

Лицензирование в области обращения с отходами осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные органы.

Порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами, которые относятся к 1- 4 классу опасности, установлен «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности» (утв. Постановлением Правительства №1062 от 03.10.2015).

В чем отличие лицензии на перевозку жидких бытовых отходов (жбо)?

ТБО создает человек, такой мусор подлежит вывозу на специальный полигон. Он бывает органическим (пищевые продукты) и бытовым (стекло, пластмасса и тому подобное). При этом ТБО бывают всех классов опасности.

Только для обращения с отходами 1 – 4 класса нужна лицензия .
В свою очередь, жидкие бытовые отходы образуются в домах, которые не подключены к централизованной системой канализации. Это малоопасные отходы, которые относятся к 4 классу опасности.

Таким образом, лицензия на сбор отходов 4 класса опасности также необходима.

Лицензия на деятельность по обращению с отходами

Многие соискатели задаются вопросом, для каких классов отходов нужна лицензия? Ответим, что для выполнения следующих видов работ необходимо получить специальную лицензию:

  1. Сбор отходов I – IV класса опасности – деятельность по приему отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (лицензия на деятельность по сбору отходов 1 – 4 класса опасности);
  2. Транспортирование отходов I – IV класса опасности – перемещение отходов с помощью транспортных средств (лицензия на транспортировку отходов 1 – 4 класса опасности);
  3. Обработка отходов I – IV класса опасности – предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку (лицензия на обработку отходов);
  4. Утилизация отходов I – IV класса опасности – использование отходов для производства товаров, включая повторное применение отходов (в том числе повторное применение отходов по прямому назначению – рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерации), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация) (лицензия на деятельность по утилизации (использованию) отходов 1 – 4 класса опасности);
  5. Обезвреживание отходов I – IV класса опасности – уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание или обеззараживание на специальных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду (лицензия на деятельность по обезвреживанию отходов);
  6. Размещение отходов I – IV класса опасности (лицензия на размещение отходов):


6.1 хранение
– складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения6.

2 захоронение – процесс изоляции отходов, не подлежащих утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Таким образом, для обращения с опасными отходами, то есть для сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения нужно получить лицензию.

Лицензионные требования

Для получения лицензии Росприроднадзора на отходы соискатель должен отвечать следующим требованиями в области обращения с отходами:
а) наличие необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и размещения отходов I – IV классов опасности) – для сбора, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов 1 – 4 класса опасности;
б) наличие соответствующих установленным требованиям: оборудования и специализированных установок, необходимых для выполнения заявленных работ – для обработки, утилизации, обезвреживания отходов 1 – 4 класса опасности;

в) наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям – для транспортировки отходов 1 – 4 класса опасности;

г) наличие у сотрудников организации, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I – IV классов опасности – для работ по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 – 4 класса опасности.

Лицензиат при осуществлении деятельности в области обращения с отходами, также должен соответствовать приведенным выше требованиям.

Кроме того, при размещении ТБО и других отходов, относящихся к 1 – 4 классу опасности, лицензиат обязан проводить рекуперацию веществ, разрушающих озоновый слой, перед их захоронением на специальном полигоне.

Рекуперация веществ представляет собой технологическую обработку, которая включает извлечение и восстановление ценных компонентов из отходов, с возвращением их для повторного использования.Нарушения лицензионных требований

Любое несоответствие указанным требованиям является грубым нарушением лицензионного законодательства. Кроме того, недопустимым является:

  1. допуск к деятельности по обращению с отходами лиц, которые не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I – IV классов опасности;
  2. использование объекта размещения или обезвреживания отходов I – IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекшее за собой:

2.1 возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2.

2 человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Как получить лицензию на отходы?

Для получения лицензии, в том числе на транспортировку отходов, соискатель должен направить в лицензирующий орган заявление, в котором указывает:

а) виды отходов I – IV классов опасности, в отношении которых предоставляется лицензия, и виды деятельности, которую планирует выполнять: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение;
б) реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ (для осуществления сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I – IV классов опасности);

Источник: http://jurfininvest.ru/litsenziya-na-othodyi/

В планах принимать вторсырье и передавать на утилизацию: нужна лицензия на сбор отходов?

Возможна ли лицензия по ТБО на двух юридических лиц?

Согласно ст. 1 ФЗ-89 об отходах производства и потребления, сбор отходов — это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. Наше предприятие планирует сбор отходов от юр. лиц и физ.лиц, в основном вторсырье.

Но есть отходы, которые в соответствии с ФККО относятся к отходам 4 класса опасности. Предприятие планирует их только принимать и передавать лицензируемым предприятиям на утилизацию. Транспортировать отходы планируется с привлечением транспортной компании, имеющей лицензию на транспортировку.

Нужно ли в нашем случае получать лицензию на сбор отходов?

Принятие отходов I–IV класса опасности у населения или юридических лиц (заказчиков) даже при транспортировке наемным транспортом, требует соблюдения законодательства в области обращения с отходами, в том числе в области лицензирования обращения с отходами.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.

2018) «Об отходах производства и потребления», право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

– Реклама –

Отходы как объект гражданско-правовых отношений следует признавать движимым имуществом, так как согласно ч. 2 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к таковым относятся вещи, не относящиеся к недвижимости.

Статья 236 Гражданского кодекса РФ: «гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество».

Заказчик, передавая отходы, не планирует в дальнейшем забрать их обратно и, таким образом, отказывается от права собственности на принадлежащее ему имущество.

Статья 226 Гражданского кодекса РФ: «1. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

2.

Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность».

В случае организаций — приемщиков отходов с целью транспортировки и дальнейшей передачи такие действия могут быть расценены как действия с приобретением права собственности. Далее, граница балансовой принадлежности отходов определяется местом их передачи на утилизацию в организации, занимающиеся обезвреживанием и/или размещением отходов.

Как описано в вопросе, Ваше предприятие, осуществляет услуги по сбору отходов I–IV класса опасности у населения и/или юридических лиц, транспортирует их арендованным спецтранспортом к месту передачи. Но даже и в этом случае затрагиваются нормы, прописные в Постановлении Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 (ред. от 28.

12.

2018) «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»):

«Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности:

Сбор отходов IV класса опасности…»

Таким образом, процедуру получения лицензии подобным организациям не избежать, так как выявление подобного нарушения сулит штрафные санкции на юридическое лицо согласно «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

«Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) „Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ от 30.12.

2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.04.2019):

2.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.»

Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, в регионах — территориальным отделом Росприроднадзора.

Избежать лицензирования возможно только в случае приема отходов 5 класса опасности, но тогда в спорных моментах (однообразный отход может классифицироваться и как отход 4 класса, и как отход 5 класса, например: 40512202605 отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства и 40581191604 отходы бумаги и картона в смеси) поможет предоставление паспорта (или протокола биотестирования) на передаваемый отход от заказчика.

Уточнение по определению «Сбор отходов»

Определение «Сбора отходов» из Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.

2018, с изм. от 19.07.2019) «Об отходах производства и потребления», а именно:

«Сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение».

Акцентируем внимание на словах «прием отходов в целях их дальнейшей обработки».

В вышеупомянутом законе также есть определение:

«Обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку».

То есть, в месте сбора на Вашем предприятии осуществляется прием нескольких видов отходов. Деятельностью Вашей организации будет в таком случае обработка отходов (сортировка, разборка, подготовка к транспортированию и передаче). В таком случае при работе с отходами IV класса опасности лицензированным видом деятельности у Вас будет «Сбор и обработка».

При всей кажущейся «надутости» этих терминов, к сожалению, контролирующие органы несомненно расценят подобную деятельность как требующую лицензирования.

От себя, как разработчика проектной документации, скажу, что оформление лицензионных документов несложно осуществить сотрудниками организации, уплатив при этом только госпошлину за выдачу самого документа Лицензии.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза и выдача санитарно-эпидемиологического заключения на лицензионные документы, как правило, делается бесплатно.

Таким образом, можно избежать больших трат при заключении договора на подобные услуги с организациями-проектировщиками.

Начальник отдела нормирования ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО»,
эксперт сайта ecovopros.ru
Юлия Васильчикова

by HyperComments

Источник: https://news.solidwaste.ru/2019/07/v-planah-prinimat-vtorsyre-nuzhna-litsenziya-na-sbor-othodov/

На официальном сайте Минприроды России опубликованы ответы на часто задаваемые вопросы «Горячей линии» системы обращения с ТКО

Возможна ли лицензия по ТБО на двух юридических лиц?

Январь 29, 2019

1. Кто отвечает за обустройство контейнерных площадок?

В России приняты Правила обустройства мест накопления ТКО (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 №1039). В них определено, что обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица.  Документ вступает в силу с 1 января 2019 года.

Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юрлица, ИП, физлица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а если у органа местного самоуправления таковых нет, то – на порталах субъектов РФ.

2. Я не заключил договор с региональным оператором, почему я должен платить?

Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора.

В соответствии с Правилами обращения с ТКО если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора.

3. Будут ли льготы по оплате услуги по сбору и вывозу мусора? Куда обращаться, чтобы их получить?

Плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами будет учитываться при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям с низкимидоходами (малоимущим). Для получения компенсации необходимо обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

4. Если у дома не выбран способ управления: кто отвечает за контейнерные площадки?

В такой ситуации за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена. Также с 1 января 2019 выполнение этой функции относится к полномочиям органов местного самоуправления.

А вот если собственники определили способ управления МКД, то за организацию, создание и содержание контейнерных площадок отвечает управляющая организация (или иная организация, которая управляет МКД).

5. За что в новой системе обращения с ТКО отвечают управляющие компании?

Управляющие организации возложена обязанность убирать контейнерные площадки.

Кроме того, по решению общего собрания жильцов они могут от имени собственников заключать договоры с регоператором на оказание коммунальной услуги по обращению с отходами, а также приобретать контейнеры.  

6. Почему увеличилась плата за мусор?

Правильнее говорить о выделении данного платежа из общей строки жилищах услуг и появления строки для владельцев индивидуального жилищного фонда. При этом ранее взимаемая плата за обращение с ТКО будет исключена из состава жилищных услуг, что позволит исключить двойную оплату населением одних и тех же услуг.

С 2019 года плата за обращение с ТКО становится коммунальной услугой (как отопление, водоснабжение, электричество), и поэтому на нее распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам (осуществляется индексация, услуга  регулируется специальными правилами формирования стоимости и пр.)

Напомним, что у регионов есть право вводить субсидии на плату за обращение с отходами для определенной категории граждан (малоимущие и т.п.).

7. Должны ли заключать договор на вывоз ТКО садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан?

Да. Заключить договор с регоператором обязаны все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы.

8. Я являюсь собственником двух квартир, но живу только в одной. Почему я должен платить за обе?

Тарифы утверждает региональный орган тарифного регулирования, а порядок оплаты – Жилищный кодекс и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее — Правила № 354).

В соответствии с этими правилами и ЖК, если у собственника несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только там, где проживает.

При этом можно сделать перерасчёт. Например, если человек находился в отъезде. В этом случае регоператору предоставляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца будет сумма с учетом этого вычета.

Кроме того, перерасчёт возможен, если члены семей собственников жилья учатся или работают в других городах.

При заключении договора с регоператором по обращению с ТКО нужно предоставить документ, подтверждающий, что зарегистрированный в доме или квартире человек проживает в другом месте.

Это может быть документ о регистрации по факту временного пребывания, справка из учебного заведения. Полный перечень таких документов – в постановлении Правительства РФ № 354.

В то же время при начислении платы за обращение с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, перерасчет сделать нельзя. Законодательством Российской Федерации такой порядок не установлен.

9. Куда обращаться в случаях, когда некорректно выставлены квитанции?

Если плата за вывоз и утилизацию ТКО начислена неправильно, то вы можете обратиться в офис регионального оператора. Для корректировки необходимо предоставить подтверждающие документы. Например, если в квартире прописан один человек, а плата выставлена за двух, то нужно предоставить справку о количестве прописанных.

Также в каждом регионе действуют «горячие линии» по вопросам запуска реформы по обращению с ТКО.

10. Будут ли вывезены несанкционированные свалки, и что для этого требуется?

Региональный оператор обязан заниматься ликвидацией несанкционированных свалок. После поступления информации о несанкционированной свалке, представители регоператора выезжают на место, составляют акт, фотографируют и определяют координаты.

Затем собственнику земельного участка направляется уведомление.

Если собственник не ликвидирует свалку собственными силами в течение 30 дней, то региональный оператор обязан убрать ее собственными силами с последующим взысканием расходов в судебном порядке.

11. Где можно оплатить квитанции?

В любом отделении Почты России, Сбербанке, в кассах приема коммунальных платежей.

12. Может ли собственник отказаться от заключения договора с региональным оператором?

Нет, не может. Об этом говорится в №89-ФЗ и в Жилищном кодексе.

В соответствии со статьёй 24.7 Закона № 89-ФЗ все собственники ТКО обязаны заключить договор с регоператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.

Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации говорит о том, что собственник жилья обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.

Для общей информации:

1. Какие отходы отнесены к твердым коммунальным отходам (далее – ТКО), обращение с которыми должно осуществляться региональным оператором по обращению с ТКО?

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.

1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ТКО — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Особенности регулирования обращения с ТКО установлены статьями 24.6-24.13 Закона № 89-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.

Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий».

Условия образования ТКО  обуславливают также  особенность их удаления, которое осуществляется в настоящее время, в основном, путем захоронения, в ряде случаев с предварительной сортировкой.

  Виды отходов, отнесенные к ТКО, относятся к IV или V классу опасности в силу того, что в составе присутствуют в основном отходы материалов и изделий, отнесенных к  IV и/или V классу опасности.

Источник: https://esoo39.ru/novosti/na-oficialnom-sajte-minprirody-rossii-opublikovany-otvety-na-chasto-zadavaemye-voprosy-goryachej-linii-sistemy-obrashheniya-s-tko/

Законовед
Добавить комментарий