Увольнение военнослужащей по семейным обстоятельствам

Инициатива военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, об увольнении: правовое регулирование

Увольнение военнослужащей по семейным обстоятельствам

ИНИЦИАТИВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ, ОБ УВОЛЬНЕНИИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

М. С. Лукьянчиков, соискатель московского пограничного института ФСБ России

Необходимость разъяснения поряд- ракту, по собственному желанию обус-ка увольнения военнослужащих, ловлена трудностями, возникающими проходящих военную службу по конт- при реализации этого права, связан-

ными как с неправильным пониманием и применением норм материального права, являющихся правовыми основами статуса военнослужащих, должностными лицами, от которых зависит принятие соответствующего решения, так и самими военнослужащими.

Несмотря на то что качественные изменения статуса военнослужащих произошли почти 10 лет назад, решение о реализации предоставленного государством права военнослужащих на увольнение по собственному желанию не всегда находит понимание у непосредственных и прямых командиров (начальников), особенно если офицер — настоящий профессионал своего дела или, напротив, только что прибывший из училища лейтенант.

В настоящее время для Вооруженных Сил Российской Федерации (как и в целом для российского общества) проблема реализации положений Конституции Российской Федерации, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами продолжает оставаться наиболее актуальной.

Положение дел с соблюдением конституционных прав и свобод военнослужащего, которые в соответствии со ст.

18 Конституции Российской Федерации являются непосредственно действующими, но в обычной повседневной службе оказываются лишь декларацией прав, не позволяющей их реализовать, обусловлено в первую очередь правовым опытом и правовой культурой должностных лиц, а во вторую — правовым опытом и правовой культурой самого военнослужащего.

Увольнение с военной службы осуществляется по инициативе военнослужащего при совершении им действий, направленных на прекращение военно-служебных отношений.

Увольнение по инициативе военнослужащего возможно по основаниям, возникающим:

• в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении военнослужащего условий контракта;

• в связи с признанием военнослужащего, относящегося к составу офицеров, военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;

• по семейным обстоятельствам. Семейные обстоятельства, которые могут выступить в качестве оснований увольнения, различны для разных составов и категорий военнослужащих;

• по иным уважительным причинам.

В соответствии с п. 6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» [1] военнослужащий по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Если ранее собственное желание военнослужащего для увольнения с военной службы являлось его субъективным правом на увольнение, то в настоящее время собственное желание военнослужащего на увольнение с военной службы рассматривается как просьба (пожелание) и зависит от объективных (уважительных) причин, установлен-

ных заключением аттестационной комиссии воинской части (института).

Для увольнения с военной службы по данному основанию необходимо выполнение следующих условий:

1) военнослужащий должен выразить желание уволиться с военной службы, доложив об этом рапортом по команде;

2) в рапорте об увольнении по собственному желанию должны быть изложены уважительные причины увольнения по указанному основанию;

3) командир (начальник), который принимает решение о представлении военнослужащего на увольнение, направляет рапорт и другие материалы на аттестационную комиссию;

4) аттестационная комиссия, рассматривая направленные ей материалы, а также непосредственно заслушивая военнослужащего, который выразил желание уволиться с военной службы по собственному желанию, должна прийти к выводу, что причины для увольнения у военнослужащего уважительные. Заключение аттестационной комиссии должно быть отражено в протоколе ее заседания, а военнослужащему выдана выписка из протокола;

5) окончательное решение о представлении военнослужащего к увольнению с военной службы принимает командир (начальник), который подписывает представление.

Под уважительными причинами увольнения с военной службы по собственному желанию подразумеваются обстоятельства (условия) увольнения, не вошедшие в другие основания увольнения, указанные в ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и во-

енной службе» и не позволяющие военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта. Подобные причины рассматриваются аттестационной комиссией, созданной в воинской части.

Перечень уважительных причин, которые могут быть поводом для увольнения военнослужащего по собственному желанию, не установлен законодательством, что создает сложности при увольнении военнослужащих.

Среди них могут быть причины, связанные с невозможностью содержать семью военнослужащего на денежное довольствие, которое он получает (например, размер денежного довольствия, приходящийся на каждого члена семьи военнослужащего, ниже прожиточного минимума, при отсутствии иных источников дохода у членов семьи), нахождение на руках у военнослужащего малолетних детей, которые содержатся без отца (матери), хотя отец (мать) этих детей не лишен родительских прав, но уклоняется от их содержания и воспитания (при отсутствии оснований для увольнения по семейным обстоятельствам), беременность военнослужащей-женщины и другие случаи.

Автору известен случай, когда аттестационная комиссия воинской части сочла уважительной причиной отсутствие возможности для военнослужащего максимально использовать свой уровень образования на занимаемой воинской должности при невозможности назначения на другую должность.

Основными причинами увольнения с военной службы по рассматриваемому основанию, как правило, являются: несвоевременная выплата денежного

довольствия; неудовлетворение продовольственным и вещевым обеспечением; необеспечение квартирным довольствием, в том числе непредоставление служебного жилья в 3-месячный срок с момента заключения жилищного договора по форме, содержащейся в постановлении Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. № 487 [2].

Понятия «существенность» и «систематичность» содержатся в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г.

N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» [3].

В нем под существенным нарушением условий контракта со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, понимается такое нарушение, из-за которого военнослужащий лишился возможности осуществлять свои конституционные права, либо нарушение, лишающее военнослужащего или членов его семьи возможности воспользоваться наиболее значимыми для них правами и льготами, предусмотренными законодательством о порядке прохождения военной службы и статусе военнослужащих.

При рассмотрении жалоб на отказ в расторжении контракта о прохождении военной службы в связи с нарушением его условий со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, вопрос о том, являются ли допущенные в отношении военнослужащего нарушения

условий контракта существенными, должен решаться судом индивидуально по каждому конкретному делу с учетом таких обстоятельств, как семейное и материальное положение военнослужащего, место его военной службы и условия ее прохождения, а также других данных.

По нашему мнению, систематическим нарушением условий контракта должны признаваться многократные нарушения предусмотренных законодательством о статусе военнослужащих прав военнослужащего (повторяющиеся более 2 раз) в течение непродолжительного времени.

Предусмотренные ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации [4] сроки для обращения в суд с жалобой на отказ командования в расторжении контракта о прохождении военной службы в связи с систематическим нарушением его условий исчисляются со дня, когда военнослужащему стало известно о последнем таком нарушении его прав.

Утверждения о невозможности решения вопроса о досрочном увольнении в запас по названному основанию ввиду отсутствия механизма такого увольнения не обоснованы.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» вступил в силу в полном объеме со дня его официального опубликования, и осуществление военнослужащим своего права, установленного Законом, в силу ст.

2 и 18 Конституции Российской Федерации не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия подзаконных нормативных актов. Как разъяснило Главное управление кад-

ров Министерства обороны Российской Федерации в указании от 16 апреля 1998 г. № 173/2/599 (с изм. от 10 июля 1998 г. № 173/2/1102), в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении военнослужащего условий контракта увольнение по указанному основанию производится по обоюдному согласию сторон, а при его отсутствии военнослужащий имеет право на увольнение по решению суда.

Для предупреждения спорных ситуаций, связанных с увольнением военнослужащего с военной службы в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта, предлагается изложить пп. «а» п. 3 ст.

51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в следующей редакции: «а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта, под которым подразумевается такое нарушение, из-за которого военнослужащий лишился возможности осуществлять свои конституционные права, либо нарушение, лишающее военнослужащего или членов его семьи возможности воспользоваться наиболее значимыми для них правами и льготами, предусмотренны-

ми законодательством о порядке прохождения военной службы и статусе военнослужащих».

Литература

1. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» // Российская газета. 1998. 2

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/initsiativa-voennosluzhaschih-prohodyaschih-voennuyu-sluzhbu-po-kontraktu-ob-uvolnenii-pravovoe-regulirovanie

Незаконный отказ в увольнении по семейным обстоятельствам

Увольнение военнослужащей по семейным обстоятельствам

В данном административном деле нашими юристами были защищены права военнослужащего, которому командир войсковой части незаконно отказал в реализации рапорта об увольнении по семейным обстоятельствам.

Административное дело № …/2016

06 мая 2016 года                                                                                                                                                                                                                                      г. Балтийск

Военнослужащий О. обратился в суд с просьбой признать незаконными действия командира войсковой части, связанные с принятием решения о невозможности реализации его рапорта о досрочном увольнении с военной службы в запас по семейным обстоятельствам в связи с необходимостью осуществления постоянного ухода за несовершеннолетним ребёнком-инвалидом.

Административные исковые требования О. были удовлетворены судом в полном объёме.

Суд признал вышеуказанные действия должностного лица незаконными и обязал командира войсковой части направить установленным порядком в адрес вышестоящего воинского должностного лица, наделённого полномочиями по увольнению О. с военной службы, рапорт О. о его досрочном увольнении с военной службы в запас по семейным обстоятельствам со всеми приложенными к рапорту документами, для принятия решения по существу указанного рапорта.

Удовлетворив требования административного истца, суд исходил из следующих обстоятельств дела:

Документами, приложенными к материалам дела подтверждено, что административный истец имеет на иждивении трёх несовершеннолетних детей, проживающих вместе с ним. При этом дочь административного истца является инвалидом, получающим длительное лечение и нуждающимся в постоянном уходе, который осуществляет отец ребёнка – О.

Из представленных в суд заключений МРТ-исследований усматривается, что супруга административного истца имеет заболевания позвоночника, препятствующее поднятию тяжестей, по сути лишающее её возможности осуществлять постоянный уход за своей дочерью-инвалидом.

Рапортом административного истца О. подтверждается, что в связи с назначением по служебной необходимости без его согласия на равную воинскую должность в другую войсковую часть, О.

выразил желание досрочно уволиться с военной службы по семейным обстоятельствам в связи с необходимостью осуществления постоянного ухода за несовершеннолетним ребёнком-инвалидом.

В связи с чем, он просил указанное должностное лицо ходатайствовать о его досрочном увольнении с военной службы по указанному основанию.

Однако, как усматривается из ответа командира войсковой части, указанное воинское должностное лицо, отказало О. в реализации его рапорта в связи с отсутствием законных оснований для его досрочного увольнения с военной службы по семейным обстоятельствам.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы по семейным обстоятельствам в случаях, прямо оговоренных в данной правовой норме.

Как установлено пунктами 1,2 статьи 14 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий освобождается от занимаемой воинской должности в случае в том числе и увольнения с военной службы. Право освобождения военнослужащего от занимаемой воинской должности имеет то должностное лицо, которому предоставлено право назначения на данную воинскую должность.

Поскольку административный истец был назначен на воинскую должность приказом командующего Балтийским флотом, то суд приходит к выводу, что в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами правом освобождения О. от занимаемой должности и принятия решения по его рапорту о досрочном увольнении с военной службы наделён командующий Балтийским флотом, а не командир войсковой части.

Таким образом, суд приходит к выводу, что, принимая единоличное решение об отказе О. в реализации его рапорта, командир войсковой части нарушил право административного истца на рассмотрение его рапорта вышестоящим воинским должностным лицом, наделённым соответствующими полномочиями принимать решение по существу указанного рапорта.

Данное решение вступило в законную силу 11 июня 2016 года.

Данное решение исполнено, командир войсковой части направил указанные документы на увольнение административного истца по семейным обстоятельствам к вышестоящему должностному лицу. Командующий Балтийским флотом принял положительное решение по данному рапорту военнослужащего и своим приказом уволил указанного военнослужащего, чем требования О. были удовлетворены и исполнены.

Источник: http://yustice39.ru/node/40

Действия при увольнении участника НИС

Увольнение военнослужащей по семейным обстоятельствам

  • Военная ипотека
  • Действия при увольнении участника НИС

Ответ: Программа «Военная ипотека» была создана для того, чтобы обеспечить военнослужащих жильём за счёт государственных субсидий.

Для того чтобы приобрести недвижимость по военной ипотеке, военнослужащему необходимо зарегистрироваться в накопительно-ипотечной системе.

Уже через три года он имеет возможность выбрать себе жильё, взять кредит в банке и после этого заключить сделку купли-продажи.

Что же происходит, если после приобретения квартиры по программе «Военная ипотека» военнослужащий решил не продлевать контракт и уволиться с военной службы?

В таком случае военнослужащий должен вернуть государству сумму целевого жилищного займа, а также погасить кредит в банке за счёт собственных средств. Если же военнослужащий не погасит свою задолженность перед государством и банком, залогодержатели, то есть банк и ФГКУ, имеют право взыскать сумму кредита и займа в судебном порядке.

Военная ипотека и увольнение по причинам, не зависящим от самого военнослужащего, – это другой вопрос.

Если военнослужащий вынужден был уволиться или уйти в запас по состоянию здоровья, по семейным обстоятельствам или был признан негодным (ограниченно годным) к военной службе, то военная ипотека после увольнения не предполагает возврата целевого жилищного займа государству.

Для погашения кредита перед банком военнослужащий имеет право воспользоваться остатком средств на своём именном накопительном счету и средствами, дополняющими накопления для жилищного обеспечения. Если же их недостаточно, то необходимо погасить кредит собственными средствами.

Таким образом, увольнение с военной ипотекой необходимо рассматривать в каждом конкретном случае, так как последствия напрямую зависят от причины увольнения.

Разберем данную проблему подробнее с помощью следующей таблицы:

Причины увольнения
По достижении общей продолжительности военной службы (в том числе в льготном исчислении) 20 лет и более. При общей продолжительности военной службы 10 лет и более: – в связи с организационно-штатными мероприятиями; – по состоянию здоровья в связи с признанием ограниченно годным к военной службе;  – по семейным обстоятельствам; – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.  В связи с признанием не годным к военной службе (без ограничения минимальной выслуги) Любые другие причины, в том числе, но не ограничиваясь: По собственному желанию или, например, в связи с невыполнением условий контракта при выслуге менее 20 лет.   При общей продолжительности службы менее 10 лет по этим же статьям (ОШМ, состояние здоровья, семейные обстоятельства, предельный возраст).
Что происходит с залогом и задолженностью перед государством в лице ФГКУ “Росвоенипотека”
Cредства ЦЖЗ, перечисленные в банк в качестве первоначального взноса, и ежемесячные платежи в счет погашения обязательств по ипотечному кредиту возврату государству не подлежат. Залог в пользу государства с жилого помещения снимается (в установленном законодательством порядке). Вся сумма средств ЦЖЗ, включающая первоначальный взнос и ежемесячные платежи, перечисленные в погашение обязательств по ипотечному кредиту, подлежат возврату государству. Возврат задолженности производится в срок, не превышающий 10 лет, в соответствии с графиком, предоставленным военнослужащему ФГКУ “Росвоенипотека”, с ежемесячным начислением на сумму остатка задолженности процентов, по ставке, равной ставке рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату возникновения основания для исключения его из реестра участников НИС. Залог в пользу государства с жилого помещения снимается после возврата средств ЦЖЗ.
Что происходит с залогом и задолженностью перед банком
Задолженность по кредиту перед банком военнослужащий может погасить средствами, дополняющими накопления для жилищного обеспечения. Если этих средств недостаточно для погашения кредита или они не положены участнику НИС, то остаток задолженности погашается за счет собственных средств военнослужащего. Вопрос снятия с жилого помещения залога в пользу банка решается военнослужащим самостоятельно после погашения ипотечного кредита. Остаток задолженности по ипотечному кредиту военнослужащий обязан погашать за счет собственных средств в соответствии с графиком платежей, предусмотренным кредитным договором. Залог в пользу банка с жилого помещения снимается после полного погашения ипотечного кредита.
Что необходимо иметь в виду
В случае не возврата ЦЖЗ и (или) не погашения кредита залогодержатель (банк, ФГКУ) имеет право обратить взыскание на жилое помещение в судебном порядке. Жилое помещение реализуется залогодержателем в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Из денежных средств, полученных от реализации жилого помещения, должны быть выплачены: – остаток задолженности по кредиту (ЦЖЗ); – расходы по реализации жилого помещения; – судебные издержки. После всех вышеперечисленных платежей остаток средств зачисляется на банковский счет участника НИС. Военнослужащий и после реализации жилого помещения может остаться задолженником перед государством и/или банком, если вырученных от продажи средств будет недостаточно.

Если участник НИС не воспользовался правом заключения договора целевого жилищного займа (не взял военную ипотеку), у него есть 20 лет выслуги или уволился по основаниям, приведенным в графе “1”, он может получить накопленные средства и воспользоваться ими по своему усмотрению. Для получения накоплений необходимо подать рапорт:

Средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения

При увольнении по “льготным” основаниям (ОШМ, состояние здоровья, семейные обстоятельства или предельный возраст при календарной выслуге не менее 10 лет; увольнение в связи с признанием негодным к военной службе – без ограничения минимального скрока службы) участник НИС (или члены его семьи) приобретает право на получение средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, выплата которых осуществляется за счет лимитов средств, выделяемых на жилищное обеспечение, тем федеральным органом исполнительной власти, где военнослужащий проходил военную службу. Для военнослужащих, увольняемых с военной службы (для членов семьи погибших военнослужащих) после вступления в силу закона № 118-ФЗ от 01.05.2016 (после 12 мая 2016 года), наличие другого жилья более НЕ является основанием для отказа в выплате доп.средств. Информация для получателей ДОПов, с датой возникновения основания до 12 мая 2016 года:
Выплата денежных средств производится военнослужащим или членам их семей, не являющимся: 

  • нанимателями жилых помещений по договорам социального найма; 
  • членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 
  • собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (за исключением помещения, приобретенного по программе Военная ипотека).

Расчет и выплата дополнительных средств производится ФОИВ по последнему месту военной службы участника НИС, один раз за весь период военной службы. Размер дополнительных средств определяется исходя из величины годового накопительного взноса на одного участника НИС, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, и количества полных лет, месяцев и дней, которые участник НИС не дослужил с даты возникновения основания для исключения его из реестра (даты исключения из списков личного состава воинской части) до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить 20 лет.

Дополнительные средства могут быть использованы по целевому назначению, то есть для приобретения жилого помещения или для погашения имеющихся на дату получения средств обязательств по ипотечному кредиту, а также в иных целях.

Восстановление на военной службе и Военная ипотека

Военнослужащие, уволенные с военной службы и заключившие новый контракт о прохождении военной службы с любым федеральным органом исполнительной власти, где федеральным законом предусмотрена военная служба, вновь могут быть включены в реестр участников НИС. Основанием для включения в систему будет являться заключение нового контракта о прохождении военной службы.

Причины увольнения
Участник НИС уволен с военной службы при календарной выслуге менее 10 лет по перечисленным выше льготным основаниям (здоровье, ОШМ, семейные обстоятельства) или по одному из положительных: по собственному желанию, по окончанию контракта или прекращением службы, в связи с переходом на службу в ОВД, ВНГ, ГПС, ФСИН или таможенные органы, переводом на федеральную государственную гражданскую службу, нарушением в отношении военнослужащего условий контракта, избранием (назначением) главой субъекта РФ или членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, депутатом органа государственной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Участник НИС уволен по другим основаниям.
Что происходит с именными накоплениями после восстановления на военной службе?
На именной счет возобновляется начисление накопительных взносов. За период перерыва в прохождении военной службы денежные средства не начисляются. Накопительные взносы, начисленные до увольнения, не восстанавливаются.
Как погашается ЦЖЗ, полученный до увольнения с военной службы?
Сумма накопительных взносов, начисленная на день увольнения, относится в погашение задолженности по договору ЦЖЗ, в том числе процентов и пеней. Остаток накоплений (после погашения ЦЖЗ) учитывается на именном накопительном счете. Новые начисления (после восстановления) относятся в погашение задолженности по ЦЖЗ.
Как погашается ипотечный кредит, полученный до увольнения с военной службы?
Платежи по ипотечному кредиту продолжаются за счет новых начислений после погашения общей задолженности по договору ЦЖЗ, процентов и пеней.

Источник: https://molodostroy.ru/voennaya_ipoteka/dismiss.php

Социальные вопросы – Солдатские матери

Увольнение военнослужащей по семейным обстоятельствам

В этом разделе мы рассмотрим социальные вопросы, с которыми чаще всего встречаются военнослужащие, проходящие службу по призыву:

Отпуск по личным обстоятельствам

В соответствии с частью 11 статьи 31 Положения о порядке прохождения военной службы, отпуск по личным обстоятельствам предоставляется военнослужащему на срок до 10 суток в случае:

1) тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника военнослужащего (супруга, отца, матери, сына, дочери, родного брата, родной сестры, отца, матери супруга или лица, на воспитании которого находился военнослужащий);

2) пожара, другого стихийного бедствия, постигших семью или близкого родственника военнослужащего;

3) в других исключительных случаях, когда присутствие военнослужащего в семье необходимо, — по решению командира воинской части.

Обстоятельства, по которым предоставлен такой отпуск, должны быть документально подтверждены.

Продолжительность предоставляемого военнослужащему отпуска по личным обстоятельствам увеличивается на количество суток, необходимое для проезда наземным (водным, воздушным) транспортом к месту использования отпуска и обратно.

Основанием для предоставления отпуска по личным обстоятельствам является приказ по строевой части, изданный на основании документов, подтверждающих факт тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника военнослужащего или других случаев.

Перечень документов в силу разнообразия обстоятельств, по которым может быть предоставлен указанный отпуск, в нормативных правовых актах не закреплен.

К ним могут быть отнесены телеграммы, заверенные военным комиссаром по месту жительства близких родственников или должностным лицом лечебно-медицинского учреждения, заверенные установленным порядком копии документов (например, свидетельства о смерти) и т.д.

Решение о предоставлении военнослужащему отпуска по личным обстоятельствам принимается командиром воинской части (начальником учреждения) исходя из конкретной сложившейся ситуации. Такое решение является и основанием для оплаты проезда.

Практика показывает, что необходимо обращаться в военный комиссариат по месту жительства и требовать направления заверенной телеграммы в войсковую часть.

Также обязательно нужно написать заявление и отправить его по почте (заказным письмом с простым уведомлением), факсу с требованием предоставить отпуск по личным обстоятельствам.

По прибытии к месту отпуска военнослужащий должен встать на учет в военной комендатуре гарнизона (если ее нет — в ближайшем военном комиссариате), а перед убытием к месту службы сняться с учета.

При удалении места пребывания военнослужащего от военной комендатуры гарнизона или военного комиссариата свыше 10 км военнослужащий может встать на учет (сняться с учета) в органах государственной власти или органах местного самоуправления.

При постановке на учет и снятии с учета на отпускном билете делается соответствующая отметка.

Отметка о прибытии должна быть сделана не позднее следующего дня после прибытия, а об убытии — накануне или в день отъезда.

Также в отпускном билете делается отметка о продлении отпуска, если получено такое разрешение. (см.: Приложение № 13 к Уставу гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации)

Досрочное увольнение по «социальным» показаниям

Согласно части.

4 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2 статьи 23 и подпунктами «б», «б.1», «в», «г» и «д» пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Таким образом, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеют право на досрочное увольнение, если:

1)  являются сыновьями (родными братьями):

  • военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
  • граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

2)  заняты постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);

3)  являются опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

4)  имеют ребенка и воспитывают его без матери ребенка;

5)  имеют двух и более детей;

6)  имеют ребенка-инвалида в возрасте до трех лет.

Чтобы уволиться по этим основаниям из Вооруженных Сил родственники военнослужащего или/и сам военнослужащий должны подать заявление (рапорт) командиру войсковой части с требованием уволить с военной службы по соответствующему основанию. К рапорту необходимо приложить копии документов, подтверждающих право на досрочное увольнение. Перечень данных документов изложен в Приложении № 32 к Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны от 02.07.2007 г. № 400.

*При рассмотрении командиром воинской части рапорта военнослужащего (заявления от его родственников) о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы по семейным обстоятельствам командир воинской части обязан уточнить изложенные в рапорте (заявлении) мотивы досрочного увольнения и проверить наличие документов, подтверждающих его законность.

В случае, если к рапорту (заявлению) документы, подтверждающие законность досрочного увольнения, не приложены, командир воинской части должен в трехдневный срок направить в военный комиссариат района по месту жительства семьи военнослужащего запрос на представление в воинскую часть указанных документов.

Военный комиссар района, получив от командира воинской части запрос на представление документов, подтверждающих законность досрочного увольнения военнослужащего, в 10-дневный срок обязан на основании представленных членами семьи военнослужащего документов подготовить соответствующее заключение, которое, с приложением подтверждающих документов, после утверждения военным комиссаром субъекта Российской Федерации направить командиру воинской части. Подпись военного комиссара субъекта Российской Федерации при утверждении заключения военного комиссара района заверяется гербовой печатью. Копия этого заключения остается в военном комиссариате района.

Командир воинской части, рассмотрев поступившие из военного комиссариата документы, подтверждающие законность досрочного увольнения военнослужащего с военной службы, со своим ходатайством представляет их на решение по подчиненности соответственно начальнику главного штаба вида Вооруженных Сил, штаба военного округа, штаба рода войск Вооруженных Сил, главного и центрального управления Министерства обороны, объединения и соединения, в подчинении которых находится воинская часть.

На основании полученного разрешения командир воинской части досрочно увольняет военнослужащего с военной службы по семейным обстоятельствам. Номер и дата приказа командира воинской части об увольнении военнослужащего указываются в его военном билете.

В случае отказа в досрочном увольнении военнослужащего с военной службы он должен быть мотивирован и сообщен соответствующим штабом лицу, возбудившему ходатайство.

Мы советуем подавать соответствующее заявление и командованию, и военным комиссарам.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, в соответствии с пунктом «в» части 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» имеет право на досрочное увольнение с военной службы по семейным обстоятельствам:

1)  в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;

2)  в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

3)  в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

4)  в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка;

5)  в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.

* пункт 108 «Руководства по комплектованию Вооруженных сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами», утв. Приказом Министра обороны от 16.01.2001 г. № 30.

Перевод военнослужащего

Источник: https://soldiersmothers.ru/voennosluzhashemu/sotsialnye-voprosy

Законовед
Добавить комментарий