Сроки увольнения с военной службы и обеспечение жильем

Елисеев, С.БЕССРОЧНАЯ СЛУЖБА В ОЖИДАНИИ ЖИЛЬЯ

Исходя из правовой позиции КС РФ, на военнослужащих, подлежащих увольнению, но продолжающих числиться в армии в ожидании предоставления им жилья, должны распространяться все нормы законодательства о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих, в том числе и дисциплинарной.

Одним из важнейших прав граждан РФ является закрепленное в ст. 40 Конституции РФ право на жилище. Сегодня в улучшении жилищных условий нуждаются более 84 тыс. бывших военнослужащих. Еще более 20 тыс. нуждающихся в жилье военнослужащих подлежат увольнению из армии, но не соглашаются увольняться без его предоставления.

Между тем вопрос обеспечения военнослужащих жилыми помещениями в полной мере законодателем до сих пор не урегулирован, что ведет к возникновению на практике парадоксальных ситуаций.В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 25 декабря 2008 г.; с изм. от 9 февраля 2009 г.

) военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Казалось бы, хорошая правовая норма, только вот соблюсти ее чрезвычайно сложно. Жилья в натуре для обеспечения им всех увольняющихся из армии катастрофически не хватает, а получать его в виде сертификата многие военнослужащие не согласны. В результате на практике возникает еще одна проблема: как в срок уволить военнослужащего, подлежащего увольнению либо имеющего право уволиться и изъявившего такое желание, если этот военнослужащий хочет получить жилье не по месту увольнения с военной службы, но при этом отказывается принимать участие в программе «Государственные жилищные сертификаты»?Поскольку законодателем определено точное время предоставления жилья гражданам вышеуказанной категории (до увольнения с военной службы), задержка с его предоставлением вынуждает командование держать подлежащих увольнению военнослужащих, в том числе тех, кто по возрасту или по состоянию здоровья просто не может больше исполнять воинские обязанности, на военной службе до того момента, когда появится возможность обеспечить их жильем. Ведь увольнение до предоставления жилья без согласия военнослужащего является нарушением Закона. Военнослужащий же, согласившийся уволиться до предоставления жилья, лишается возможности в дальнейшем получить его бесплатно. Верховный Суд РФ высказался по этому вопросу весьма определенно. В п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» (в ред. от 6 февраля 2007 г.) говорится, в частности, что военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их в списке очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение. В случаях, когда эти военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы в связи с нарушением в отношении них условий контракта или в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (п.п. «а» и «б» ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), согласились уволиться без предоставления жилья, оснований для их последующего восстановления на военной службе для обеспечения жилыми помещениями не имеется, поскольку в этом случае требования ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ не нарушаются. Если такие военнослужащие не соглашаются с увольнением их с военной службы без предоставления жилья, суд отказывает в удовлетворении их требований об увольнении, поскольку в таком случае указанные лица согласно ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ не могут быть уволены с военной службы.Положение усугубляется тем, что подлежащие увольнению, но вынужденные продолжать военную службу до обеспечения их жилыми помещениями военнослужащие, как правило, отказываются подписывать контракт о дальнейшем прохождении военной службы, самоустраняются от выполнения служебных обязанностей, поскольку полагают, что в отсутствие контракта они перестают быть субъектами воинских правоотношений, в связи с чем привлечь их к ответственности за невыполнение приказов и поручений командира нельзя.Однако подобное мнение ошибочно. Данный вывод следует из Определения КС РФ от 30 сентября 2004 г. № 322-О, вынесенного по жалобе бывшего военнослужащего Ф. Заявитель, вынужденный в ожидании предоставления ему жилья продолжать исполнять обязанности по занимаемой военной должности и после достижения предельного возраста нахождения на военной службе, не заключал нового контракта, тем не менее ему непосредственным начальником дважды были объявлены дисциплинарные взыскания. Гарнизонный военный суд отказал военнослужащему в удовлетворении его жалоб на действия начальника. В кассационных жалобах Ф. утверждал, что, поскольку срок его службы, указанный в контракте, истек, в период службы после истечения этого срока он не должен привлекаться к дисциплинарной ответственности, тем не менее все вышестоящие судебные инстанции, включая Верховный Суд РФ, оставили решение суда первой инстанции без изменения.Рассматривая жалобу Ф., КС РФ указал на важные моменты, которые необходимо учитывать при решении вопроса об истечении срока военной службы.По смыслу ст. ст. 37 (ч. 1) и 59 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. ст. 32 (ч. 4), 71 (п. «м»), 72 (п. «б» ч. 1) и 114 (п.п. «д», «е») военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству. Так, сроки и основания окончания военной службы регулируются нормами не трудового, а военного законодательства. Военнослужащий, подписывая контракт и приступая к военной службе, налагает на себя ряд обязанностей, которые отсутствуют в других видах трудовой деятельности, в частности обязанность продолжать службу после истечения срока, указанного в контракте, в случаях, предусмотренных в законе.Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» момент истечения срока контракта о прохождении воинской службы и момент исключения военнослужащего из списков личного состава могут не совпадать не только в случаях, в нем перечисленных (например, нахождение военнослужащего на стационарном лечении), но и в иных случаях, указанных в Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 г. К их числу относится предусмотренная п. 17 ст. 34 Положения норма, согласно которой военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по установленным нормам, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. Следовательно, при отсутствии письменного согласия военнослужащего на увольнение до улучшения его жилищных условий и при истечении срока, указанного в контракте, такого военнослужащего следует считать проходящим военную службу в добровольном порядке до дня обеспечения жилым помещением. Исходя из данной правовой позиции КС РФ, на военнослужащих, продолжающих числиться в армии в ожидании предоставления им жилья, должны распространяться все нормы законодательства о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих, в том числе и дисциплинарной, а значит, при невыполнении военнослужащим его служебных обязанностей к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания в объеме, предусмотренном Дисциплинарным уставом, в том числе и досрочное увольнение.Согласно п. 2 ст. 32 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ именно добровольность поступления гражданина на военную службу прежде всего закрепляется в контракте о ее прохождении, поэтому увольнение военнослужащего, отказывающегося выполнять определенные военной службой обязанности, с формулировкой «в связи с невыполнением условий контракта» является в рассматриваемой ситуации вполне обоснованным. Увольнение же с такой формулировкой само по себе снимает «с повестки дня» вопрос об обеспечении военнослужащего жильем до момента его исключения из списков личного состава воинской части, поскольку законодательный запрет на увольнение без жилищного обеспечения распространяется только на тех военнослужащих, которые увольняются по строго определенным основаниям – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.Таким образом, если срок очередного контракта истек и военнослужащий отказывается подписывать следующий контракт, но при этом ни одна из сторон не изъявила намерения расторгнуть правоотношения по поводу прохождения военной службы (командование – путем издания приказа об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части после обеспечения жильем, а военнослужащий – путем выражения согласия уволиться без предоставления жилья), ранее заключенный контракт о ее прохождении необходимо считать продленным на неопределенный срок – до обеспечения военнослужащего жилым помещением.Подобный подход в определенной степени вводит период вынужденного продолжения военнослужащим военной службы в ожидании предоставления жилья в правовое русло, однако не решает проблему жилищного обеспечения военнослужащих. Из-за нехватки свободных жилых помещений данный вопрос может решаться годами. И все это время государство в силу законодательной неурегулированности вопроса вынуждено осуществлять таким военнослужащим денежные выплаты, предоставлять социальные льготы, обеспечивать положенными видами довольствия.В конце июля 2005 г. в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, предлагающий в качестве возможного способа разрешения указанной проблемы установить, что при отсутствии возможности предоставить военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы, жилье для постоянного проживания в избранном месте жительства соответствующие ведомства обязаны в указанных местах арендовать для таких военнослужащих жилье на срок до исполнения в отношении них обязательств по жилищному обеспечению, при этом оплата арендованного жилья должна осуществляться за счет средств федерального бюджета. Думается, такое предложение могло бы устроить многих военнослужащих, прежде всего тех, кто служит в отдаленных воинских гарнизонах и не согласен на получение жилья в виде государственного жилищного сертификата. Однако проект до сих пор не рекомендован к рассмотрению даже в первом чтении. 

Источник: //www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1339849

Увольнение с военной службы без обеспечения жильём. Восстановление на военной службе

Сроки увольнения с военной службы и обеспечение жильем

Порядок увольнения военнослужащих с военной службы утвержден Федеральными Законами «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и Указом Президента РФ №1237, принятым в 1999 году.

Несмотря на детальное изложение процедуры и обстоятельств, по которым допускается завершение службы, в этой сфере происходит наибольшее число нарушений, связанных с халатностью ответственных лиц либо пренебрежением к ответственному вопросу.

О важности его следует знать каждому военнослужащему, так как от причины и механизма увольнения зависит не только материальное обеспечение лица (возможность получения пособий и льгот от государства), но и дальнейшая судьба человека.

Возникают ситуации, когда увольнение по собственному желанию военнослужащего по контракту выглядит необходимым. Решение могут диктовать условия и внешние факторы: конфликты с начальством, эмоциональное желание оставить службу, трудности личного характера.

Как правило, «под горячую руку» может быть написан рапорт или же согласовано с командиром части увольнение военнослужащего по НУК. В дальнейшем за необдуманность и спешку придется долго расплачиваться, так как данная норма – наиболее нежелательна.

Она лишает уволенного социальных выплат и льгот, а также делает невозможным восстановление на военной службе, исключает возможность претендовать на должность в государственных структурах.

К вопросу нужно подходить взвешенно и обстоятельно! Не лишней будет консультация юриста, тем более в ситуациях, когда на нежелательном формате прекращения службы настаивается командование.

Расторжение военного контракта – основания

В отличие от гражданского трудового законодательства, военное не предусматривает возможности уволиться «по собственному желанию», предупредив об этом непосредственное руководство за две недели.

Государство вкладывает средства в каждого контрактника, поэтому заинтересовано в длительной и качественной работе каждого из них.

Поэтому необоснованных причин здесь быть не может, а попытки уйти со службы без достаточных оснований всегда вызывают недовольство командования и могут привести к печальным последствиям.

Условно причины расторжения контракта можно разделить на три группы:

  • обязательные;
  • по желанию армейца;
  • по решению командования.

К обязательным относят причины и обстоятельства, при которых мнение военнослужащего не учитывается в вопросе завершения службы. Он будет уволен, даже если того не хочет.

Вторая группа обстоятельств самая малочисленная, она включает законные аспекты, как уволиться с военной службы по контракту, без негативных последствий. Третья – многочисленная и спорная, так как по решению командира возможно увольнение любого армейца.

В этой сфере чаще всего происходят нарушения, включая подлог документов, привлечение «свидетелей», которые, находясь в подчинении и на службе, говорят суду то, что необходимо.

Доказать свою правоту в борьбе с мощной «бюрократической машиной» невероятно сложно, но с помощью адвоката удается отстоять доброе имя, регалии и материальные выплаты, положенные при увольнении по «белым» статьям.

Неминуемое увольнение

Без согласия военнослужащего его могут уволить по следующим причинам:

  • по состоянию здоровья, когда медицинской комиссией он признается негодным к дальнейшей службе;
  • при невозможности исполнять обязанности на штатной должности при ухудшении состояния здоровья и отсутствии подходящей должности, удовлетворяющей требованию врача;
  • по предельному возрасту для звания;
  • по завершению срока действия контракта;
  • при вынесении приговора суда, предусматривающего лишение свободы, звания или права занимать должности на госслужбе;
  • при условном осуждении по уголовной статье с признанием умышленности деяния;
  • по утрате доверия;
  • при смене гражданства;
  • после избрания депутатом.

Порядок увольнения военнослужащего по окончании контракта предусматривает возможность продления контракта по желанию человека. В зависимости от возраста, должности армейца срок продлевается на 1,5 и более лет.

Завершение службы по этому обстоятельству – идеальный вариант, который позволяет пользоваться государственными выплатами и льготами, но и не лишает права продолжить служить при желании увеличить выслугу, получать более высокую военную пенсию.

Однако нередки ситуации, когда начальство умышленно затягивает с увольнением, «подкидывая» дела, которые необходимо закончить. В данном случае необходимо обращаться с рапортом к вышестоящему командиру.   

Как расторгнуть военный контракт по собственному желанию

Допускается увольнение с военной службы по контакту по собственному желанию при соблюдении одного из указанных условий:

  • признание негодным или ограниченно годным ВВК;
  • избрание депутатом;
  • нежелание продолжать службу по контракту при его завершении;
  • достижение предельного возраста, нежелание служить дальше;
  • по семейным обстоятельствам, требующим личного присутствия в семье;
  • ввиду систематических нарушений со стороны командования, выражающихся в попирании прав армейца.

Если основания для увольнения военнослужащего обязательного типа или по распоряжению командования «обсуждению» не подлежат, то в данном случае каждое обстоятельство, кроме предельного возраста и истечения срока контракта, придется доказывать. Признание негодным потребует прохождения медицинской комиссии по инициативе увольняющегося или командира части. Рапорт будет удовлетворен лишь при положительном решении ВВК, считающей возможным увольнение по болезни военнослужащего.

Избрание на выборную должность предусматривает предоставление документов об этом, допуская восстановление военнослужащих после завершения депутатских полномочий.

Значительно сложнее доказать основания, когда досрочное прекращение контракта инициируется по семейным обстоятельствам. Таковых может быть только три.

  • Невозможность проживания члена семьи в местности, где осуществляется служба. Противопоказание должно быть подтверждено результатом медкомиссии. При этом высока вероятность, что контрактнику предложат иное место службы, от которого «невозможно отказаться».
  • Перевод супруга/супруги. В семьях, где муж и жена военнослужащие, по этому основанию обычно увольняются жены, переезжающие вслед за супругом.
  • Необходимость постоянного присутствия с близким родственником. При наличии заключения МСЭ и отсутствия других родственников, способных осуществлять уход за тяжело больным, престарелым членом семьи, допускается досрочное прекращение контракта.

Жесткие требования предъявляются к подтверждению фактов систематического нарушения прав армейца.

В этом случае придется доказывать, что командование части регулярно (не менее трех раз) задерживало или не выплачивало довольствие, боец был лишен обмундирования, продовольствия или его права попирались иным образом. Это основание наименее перспективно с точки зрения увольнения без негативных последствий.

Когда увольняет командир

В редких случаях такой вариант прекращения службы привлекателен для увольняемого. Негативный прогноз, когда исключается выплата военнослужащим при увольнении пособий, а дальнейшая работа на госслужбе невозможна, касается оснований:

  • по несоблюдению условий контракта;
  • отказ доступа к гостайне;
  • непрохождение аттестации;
  • наступление уголовной ответственности за намеренное деяние;
  • отказ от наркологического обследования;
  • совершение неправомерного деяния под действием наркотиков.

Оптимальный вариант завершения службы – по организационно-штатным мероприятиям, аналог гражданского сокращения на предприятии. При этом государство несет ответственность за служивого, должность которого сокращена, включая выплату «выходного пособия». При достаточном трудовом стаже в 25 лет, половину из которых человек отдал армии, допускается его выход на пенсию.

Но не всегда по ОШМ удается уволиться «без скрипа». Командование может предложить должность в другом регионе, где требуется военнослужащий с таким званием и опытом, или должность с меньшим окладом. Право армейца – отказаться и на шесть месяцев выйти за штат. Если в течение полугода не будет подобрана устраивающая должность, допускается досрочное расторжение контракта.

Расторжение контракта и жилищный вопрос

По общему правилу, увольнение военнослужащего по окончанию контракта требует освобождения служебного жилья. Одновременно граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, не могут быть уволены из рядов армии, за исключением причин НУК, совершения правонарушений.

Государство обязуется предоставить жилье по договору социального найма тем, кто прослужил более 20 лет и сохранил статус нуждающегося, или же уволен по ОШМ, состоянию здоровья, отслужив более 10 лет.

Несоблюдение этих норм стало бичом современной армии. Увольнение необеспеченных жильем, законодательно запрещенное, практикуется часто и густо.

При этом граждане автоматически переносятся в «конец списка», а шансы на получение жилья или сертификата сводятся к нулю. Неправомерное расторжение контракта можно оспорить! Но обращаться в суд необходимо в течение трех месяцев.

Пропуск этого периода не станет основанием для отказа в рассмотрении заявления, но в его удовлетворении могут отказать только по этой причине.

При рассмотрении судом правомерности увольнения военнослужащего без обеспечения постоянным жильем, при наличии у него служебного жилья, суд изучает вопрос, где располагается служебная квартира, какова ее площадь. При наличии определенных условий и оснований, приказ об увольнении военнослужащего без обеспечения постоянным жильем подлежит отмене.

Если вас незаконно увольняют из армии, не обеспечивают жильем, искусственно создают условия для расторжения контракта по вашей инициативе или НУК, увольняют не по тому основанию, обратитесь к военному адвокату! Наша консультация по телефону бесплатна! Мы поможем вам выйти из этой ситуации, сохранить свои интересы, получить причитающееся от государства. Приезжайте к нам офис, чтобы составить исковое заявление, тактику ведения дела в суде, подготовить необходимые документы.

При возникновении вопросов позвоните нам по тел. 8 (925) 772-49-22, 8 (968) 663-91-63 и получите бесплатную консультацию. В разделе Заказать услугу можете задать нам письменный вопрос, или заказать бесплатный обратный звонок.

Мы сразу вам перезвоним. Вы можете рассчитывать на компетентную консультацию опытного военного адвоката, которая всегда является конкретной и понятной для наших клиентов.

С перечнем оказываемых нами юридических услуг, Вы можете ознакомиться в разделе “Услуги”.

Источник: //voenadvokat.ru/nashi-uslugi/voennosluzhaschim/uvolnenie-s-voennoy-sluzhby-bez-zhilya-vosstanovlenie-na-voennoy-sluzhbe/

Могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья 2017

Сроки увольнения с военной службы и обеспечение жильем

Изменения законодательства, которые касались увольнения военнослужащего без предоставления жилья, вызвали немало споров. Однако на деле это вовсе не способ ущемления прав военных, а скорее мера по рационализации военных расходов из государственного бюджета России.

Как выглядит процесс прекращения военной службы лицом, не обеспеченным жильем?

  • Во-первых, уволены на новых основаниях могут быть только те военнослужащие, которые отказались от предложенной им жилплощади;
  • Во-вторых, могут увольняться на только служащие из рядов Вооруженных сил, но и те, кто находится в распоряжение командования (занимают внештатные должности).

Законодательство довольно детально описывает круг причин для увольнения работников, а именно:

  1. Достижение предельного возраста военной службы;
  2. Неблагоприятное состояние здоровья, которое исключает возможность дальнейшего пребывания в рядах Вооруженных сил;
  3. Организационно-штатные мероприятия (ОШМ).

Если военнослужащий попадает под одну из упомянутых выше статей, то его могут уволить даже без его согласия и при отсутствии жилплощади. Однако возможно это лишь в том случае, если ему неоднократно предлагалась квартира от государства, а он в силу необъективных причин отказался от ее получения.

Существуют и исключения из этого правила: не считаются необъективными отказы военнослужащего от жилья если оно:

  • Не соответствует существующим стандартам жилья;
  • Не способно удовлетворить установленным на государственном уровне санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Примечательно, что при отказе военнослужащего от жилищной субсидии – его также могут уволить из рядов вооруженных сил. При этом, даже будучи уволенными и неоднократно отказавшимися от жилья – они продолжают состоять в списке очередников на получение жилплощади от государства.

Для исключения вероятности ущемления прав лиц, состоящих на военной службе, был издан Указ Президента РФ, который уточняет права военных, срок службы которых составляет 10 и более лет (УП №2 от 2.01.2016).

  • Во-первых, лица, которые отслужили в рядах Вооруженных сил имеют право на получение жилищной субсидии ли жилой площади;
  • Во-вторых, если им не предоставлялись эти виды обеспечения или предлагались всего один раз, то они не могут быть уволены по обозначенным выше основаниям;
  • И наконец, военнослужащий имеет право заявить о том, чтобы его обеспечили жильем не в том месте, где он проходит службу.

Существуют и иные законодательные допущения, которые затрагивают вопрос обеспечения военнослужащего жильем, а именно:

  • Если военнослужащего направили для выполнения обязанностей в район, где у него отсутствует собственная жилая площадь, то его в трехмесячный срок обеспечивают служебной квартирой;
  • Если выслуга лет лица составляет 20 и более лет и при этом имеет место необходимость улучшения жилищных условий, то оно имеет право рассчитывать на получение квартиры в собственность или на условиях социального найма.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что те военные, которым разрешено после увольнения проживать без ограничений в предоставленных по месту несения службы квартирах, не вправе дополнительно претендовать на социальные гарантии по обеспечению военнослужащих жильем (ст. 23 №229-ФЗ).

Таким образом, поправки в законодательстве вовсе не предполагают полное лишение военнослужащих права на обеспечение жильем перед увольнением, но пресекают злоупотребления этим правом.

Увольнение без обеспечения недвижимостью по собственному желанию

Согласно действующему законодательству, военнослужащий может инициировать расторжение контракта по собственному желанию.  Для этого необходимо выполнить следующее:

  1. Составить рапорт, указав в нем причину (желательно). Это может быть переезд в другой город, необходимость в постоянном уходе за близким родственником, и т.д.
  2. Предоставить рапорт начальнику для рассмотрения за месяц до предполагаемой даты увольнения.
  3. Дождаться окончательного решения начальника, который после получения рапорта отдает его на рассмотрение комиссии, состоящей из сотрудника отдела кадров, юриста и командиров подразделений.
  4. Когда решение будет принято, об этом оповещают увольняющегося посредством ознакомления с приказом. На нем должны быть подписи уполномоченного руководителя и самого военнослужащего.
  5. С него берут письменный отказ от жилплощади, если он прослужил более трех лет и имеет право на нее.

Скачать рапорт на увольнение

Источник: //okd1.ru/spravka/mogut-li-uvolit-voennosluzhashhego-bez-predostavleniya-zhilya-2017/

Сроки обеспечения жильем

Сроки увольнения с военной службы и обеспечение жильем
sh: 1: –format=html: not found

Более 1000 военнослужащих и членов их семей получили ответы от военного юриста медиа группы Mil.Press.

Если ваш вопрос связан с денежным довольствием, пенсионным обеспечением, жилищной проблемой или увольнением со службы, выберите нужную тему в представленном ниже выпадающем списке.

Также вы можете ознакомиться со списком наиболее популярных вопросов.

Новые обращению в юрконсультацию временно не принимаются.

15 марта мне исполняется 45, заканчивается контракт. Выслуга составляет 20 календарей, проживаю с семьей в служебной квартире, метраж позволяет, есть рапорт с получении постоянного жилья в другом городе.

Обещают уволить без моего согласия и буду дальше жить в служебном жилье и ждать постоянное, согласно пункту 17 статьи 34 указа 1237 “Положение о прохождении военной службы”.

Законно ли будет увольнение, если да, то есть ли сроки обеспечения жильем или можно ждать бесконечно?

Алексей Николаевич Левченко, Тема вопроса: Жилищный вопрос Населенный пункт: Армавир

Поскольку по месту службы у Вас имеется жилое помещение, то Вы можете быть уволены и поставлены в списки очередников на постоянное жилье по избранному месту жительства. Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом в абзаце 2 пункта 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности их предоставления в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах. Исходя из этого, следует признать, что для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту военной службы.

В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих – граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. Данная норма гарантирует определенным в ней категориям военнослужащих обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по месту военной службы.

С учетом изложенного следует признать, что абзац 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, являясь одной из гарантий жилищных прав военнослужащих, устанавливает запрет на увольнение по указанным в нем основаниям военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем именно по месту военной службы, т.е. в населенном пункте, где дислоцирована воинская часть.

Положениями этой же нормы закона предусмотрено, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона. В соответствии с этим пунктом вышеназванные военнослужащие и члены их семей обеспечиваются жилым помещением при перемене места жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Таким образом, законодательство Российской Федерации не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания – по избранному им месту постоянного жительства.

Однако такие военнослужащие, даже после признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства (в порядке подпункта “и” пункта 7 раздела II Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 6 сентября 1998 года), не могут претендовать на социальную гарантию, установленную в абзаце 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, поскольку они обеспечены жильем по прежнему месту жительства – по месту военной службы. Следовательно, препятствий для их увольнения не имеется. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу.

Бадасюк В.О. ,

Возврат к списку

Источник: //flot.com/project/legalservice/?ELEMENT_ID=134165&print=Y

Обзор судебной практики по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, Обзор судебной практики от 18 августа 2015 года

Сроки увольнения с военной службы и обеспечение жильем

Перед изучениемОбзора рекомендуем предварительно ознакомиться с егооглавлением.

Общиеположения о жилищном обеспечении военнослужащих

Право на жилищегарантировано статьей15 Федерального закона от 27.05.

98 N 76-ФЗ “О статусевоеннослужащих”, в соответствии с данной статьей,государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилымипомещениями в форме предоставления им денежных средств наприобретение или строительство жилых помещений либо предоставленияим жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящимФедеральным законом, другимифедеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

На весь срок военнойслужбы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

-военнослужащие, назначенные на воинские должности после полученияпрофессионального образования в военной профессиональнойобразовательной организации или военной образовательной организациивысшего образования и получения в связи с этим офицерскоговоинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие сними члены их семей;

-офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службыпосле 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены ихсемей;

-прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы,являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контрактупосле 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены ихсемей.

Согласно п.14ст.

15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общуюпродолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении своенной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями ичленов их семей при перемене места жительства осуществляетсяфедеральными органами исполнительной власти, в которыхпредусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджетана строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путемвыдачи государственных жилищных сертификатов; документы о сдачежилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иномуфедеральному органу исполнительной власти, в котором федеральнымзаконом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационногоучета по прежнему месту жительства представляются указаннымигражданами и совместно проживающими с ними членами их семей приполучении жилого помещения по избранному месту жительства.

Лицам, отказавшимсяначиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенногожилого помещения, расположенного по месту военной службы или поизбранному до дня вступления в силу настоящего Федерального законаместу жительства, которое соответствует требованиям, установленнымзаконодательством Российской Федерации, а также изъявившим желаниеизменить место жительства,предоставляется жилищная субсидия.

Пунктом2.

1 статьи 15 указанного Федерального закона установлено, чтообеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службыпо достижении ими предельного возраста пребывания на военнойслужбе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатнымимероприятиями, общая продолжительность военной службы которыхсоставляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года былиприняты органами местного самоуправления на учет в качественуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с нимичленов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджетапо выбору гражданина, уволенного с военной службы, в формепредоставления:

жилого помещения всобственность бесплатно;

жилого помещения подоговору социального найма;

единовременной денежнойвыплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

На основании статьи15.1 Закона норма предоставления площади жилого помещения,предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственностьбесплатно или по договору социального найма, составляет 18квадратных метров общей площади жилого помещения на одногочеловека.

Военнослужащий, имеющийвоинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военнуюслужбу либо уволенный с военной службы по достижении им предельноговозраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или всвязи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинскойчасти, военнослужащий, имеющий почетное звание РоссийскойФедерации, военнослужащий – преподаватель военной профессиональнойобразовательной организации или военной образовательной организациивысшего образования, военной кафедры при государственнойобразовательной организации высшего образования, военнослужащий -научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, припредоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилогопомещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилогопомещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.

Согласно статье44 Федерального закона от 06.02.

97 N 27-ФЗ “О внутренних войскахМинистерства внутренних дел Российской Федерации”военнослужащие внутренних войск, проходящие военную службу поконтракту в воинских частях по охране важных государственныхобъектов, специальных грузов и сооружений на коммуникациях, и членыих семей, проживающие совместно с ними и являющиеся таковыми всоответствии с Жилищным кодексомРоссийской Федерации (далее в настоящей статье- проживающие совместно с ними члены их семей), на периодпрохождения военной службы в этих воинских частях обеспечиваютсяслужебными жилыми помещениями и жилыми помещениями в общежитиях,относящимися к жилым помещениям специализированного жилищногофонда.

Обеспечение жильем при увольнении со службы

Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2014N 210-КГ14-5

Исковыетребования: Кривцу К.Н. было отказано в предоставлении емураспределенного жилого помещения по избранному месту жительства всвязи с обеспечением ранее жильем за счет государственногожилищного фонда его жены и дочери. Истец не согласился с отказом иобратился в суд.

Позиция суда:решением Североморского гарнизонного военного суда от 27 февраля2013 года, оставленным без изменения апелляционным определениемСеверного флотского военного суда от 12 апреля 2013 года, КривцуК.Н. отказано в удовлетворении заявления.

Определениями судьиСеверного флотского военного суда от 9 июля 2013 года и судьиВерховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2013 года впередаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседаниипрезидиума флотского военного суда и Военной коллегии ВерховногоСуда Российской Федерации заявителю и его представителюотказано.

Однако Верховный суд несогласился с выводами нижестоящих судов.

По месту жительства вКривец Н.Л. вместе с дочерью и сыном проживает в качестве членасемьи заявителя. Другого жилья на территории Российской Федерацииони не имеют. Кривец К.Н. имеет общую продолжительность военнойслужбы более 10 лет.

Согласно п.14ст.

15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общуюпродолжительность военной службы 10 лет и более, совместнопроживающих с ними членов их семей, осуществляется при получениижилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, заявительправомерно поставил вопрос об обеспечении его жилым помещением поизбранному месту жительства после увольнения с военной службы сучетом супруги и дочери.

Иск обобязании предоставить жилье

Апелляционное определение Ростовскогообластного суда от 15.07.2015 по делу N 33-10482/2015

Исковыетребования: Шульженко Ю.А. обратился в суд с иском кАдминистрации г.Новошахтинска Ростовской области об обязаниипредоставить жилое помещение.

Позиция суда:Решением Новошахтинского городского суда Ростовской области от 1апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований Шульженко Ю.А.отказано.

Вышестоящий судсогласился с нижестоящей инстанцией.

Обязательным условиемобеспечения жилым помещением граждан вышеуказанной категорииявляется принятие решения органами местного самоуправления опринятии на учет их в качестве нуждающихся в жилых помещениях ивключении их в список нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, какследует из материалов дела, истец является включенным в списокграждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего врезультате ведения горных работ ликвидированной шахтой имени газеты”Комсомольская правда” ОАО “Ростовуголь” непригодным для проживанияпо критериям безопасности.

Как следует из материаловдела, истцу неоднократно Администрацией г.Новочеркасскаразъяснялось о том, что он может обратиться в Администрацию городас заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жиломпомещении. Сведений о том, что Шульженко Ю.А. обращался сзаявлением в Администрацию г.Новошахтинска и ему было отказано покаким-либо основаниям, у суда не имеется.

Признание недействительным решения о предоставлении жилогопомещения

1.

Источник: //docs.cntd.ru/document/420294823

Законовед
Добавить комментарий