Продление договора о коммунальных услугах

Как действовать в случае изменения цены на услуги по отоплению

Продление договора о коммунальных услугах

Ситуация: в учреждении дважды сорвались открытые торги по закупке услуг по отоплению из-за недостаточного количества участников. Поэтому была проведена переговорная процедура закупки, по результатам которой заключен договор о закупке. В настоящий момент учреждение отапливает поставщик, который находится в одной административно-территориальной единице.

При этом сначала районный совет своим решением снизил ему цены, в результате чего учреждение внесло изменения в договор, а теперь, напротив, – поднял цены.

Может ли учреждение внести изменения в договор относительно увеличения цены отопления в связи с тем, что поставщик повысил цену на основании решения районного совета? Является ли это достаточным основанием? Какими нормами в данном случае руководствоваться?

Когда разрешается вносить изменения в существенные условия договора?

Как видим, в этой ситуации учреждение должно внести изменения в такое существенное условие договора о закупке, как цена. Сразу напомним заказчикам, что ч. 4 ст. 36 Закона от 25.12.15 г. № 922-VIII (далее – Закон № 922) установлен исключительный перечень случаев, когда можно вносить изменения в существенные условия договора, в том числе и в цену за единицу услуги, а именно:

1) уменьшение объемов закупки, в частности с учетом фактического объема расходов заказчика;

2) изменение цены за единицу товара не более чем на 10 % в случае колебания цены такого товара на рынке, при условии, что это изменение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре;

3) улучшение качества предмета закупки при условии, что это не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре;

4) продление срока действия договора и выполнения обязательств по передаче товара, выполнению работ, предоставлению услуг в случае возникновения документально подтвержденных объективных обстоятельств, повлекших за собой такое продление, в том числе непреодолимой силы, задержки финансирования расходов заказчика, при условии, что такие изменения не приведут к увеличению суммы, определенной в договоре;

5) согласованное изменение цены в сторону уменьшения (без изменения количества (объема) и качества товаров, работ и услуг);

6) изменение цены в связи с изменением ставок налогов и сборов пропорционально изменениям таких ставок;

7) изменение установленного согласно законодательству органами государственной статистики индекса потребительских цен, изменение курса иностранной валюты, биржевых котировок или показателей Platts, регулируемых цен (тарифов) и нормативов, которые применяются в договоре о закупке, в случае установления в договоре порядка изменения цены;

8) изменение условий из-за применения положений ч. 5 ст. 36 данного Закона.

Как вытекает из этого перечня, изменить цену в договоре о закупке услуг (а закупка теплоснабжения – это закупка именно услуг) заказчик может только в случаях, приведенных в п. 5–7 ч. 4 ст. 36 Закона № 922.

При этом для нашей ситуации подойдет п. 7 в части изменения регулируемых цен (тарифов), которые применяются в договоре о закупке, в случае установления в договоре порядка изменения цены.

В то же время следует помнить, что внесение изменений в существенные условия договора в указанных выше случаях – это право сторон, а не их обязанность. А для решения данной ситуации стоит разобраться с тем, как формируются цены на услуги по отоплению в Украине и может ли заказчик изменять цену за отопление на основании решения райсовета.

Как формируются цены на услуги по отоплению?

Как определено в ст. 1 Закона от 02.06.05 г.

№ 2633-IV «О теплоснабжении» (далее – Закон № 2633), тариф (цена) на тепловую энергию – это денежное выражение расходов на производство, транспортировку, поставку единицы тепловой энергии (1 Гкал) с учетом рентабельности производства, инвестиционной и других составляющих, которые определяются по методикам, разработанным национальной комиссией, которая осуществляет государственное регулирование в сфере коммунальных услуг.

При этом тарифы на тепловую энергию должны (ст. 20 Закона № 2633):

  • обеспечивать возмещение всех экономически обоснованных расходов на ее производство, транспортировку и поставку;
  • учитывать себестоимость тепловой энергии и обеспечивать рентабельность субъекта хозяйствования (далее – СХ), которая определяется органом, уполномоченным устанавливать тарифы.

Важный нюанс: установление тарифов на тепловую энергию ниже размера экономически обоснованных расходов на ее производство, транспортировку и поставку не допускается (ст. 20 Закона № 2633).

Еще одной нормой, а именно ст. 31 Закона от 24.06.04 г. № 1875-IV «О жилищно-коммунальных услугах» (далее – Закон № 1875), определено, что устанавливать цены/тарифы на жилищно-коммунальные услуги ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство без соответствующего возмещения запрещено, в противном случае это может быть обжаловано в суде.

Кто разрабатывает (рассчитывает) тарифы?

В соответствии с Законом № 1875 исполнитель/производитель имеет право разрабатывать расчеты относительно уровня цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги и подавать их на утверждение органам, уполномоченным устанавливать тарифы. При этом исполнитель – это СХ, предметом деятельности которого является предоставление жилищно-коммунальной услуги потребителю по условиям договора, а производитель – СХ, который производит или создает такие услуги.

Кто устанавливает (утверждает) тариф на теплоснабжение?

Источник: https://balance.ua/ru/news/post/kak-dejstvovat-v-sluchae-izmeneniya-ceny-na-uslugi-po-otopleniyu

Закон о коммуналке в действии: стоит ли бояться штрафов и отключений

Продление договора о коммунальных услугах

С 1 мая вступил в действие закон о жилищно-коммунальных услугах / фото УНИАН

В Украине вступил в действие принятый еще в 2017 году закон «О жилищно-коммунальных услугах».

Главные новшества, которые были отсрочены на два года, – обязательное заключение индивидуальных или коллективных договоров с поставщиками ЖКУ, введение пени за несвоевременную оплату потребленных услуг и ужесточение правил отказа от централизованного отопления и горячего водоснабжения. УНИАН разбирался, что несут украинцам эти нововведения.

«Штрафные» санкции

С 1 мая в Украине вводится норма, согласно которой, в случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги, потребитель обязан будет уплатить пеню в размере, установленном в договоре, но не выше 0,01 процента суммы долга за каждый день просрочки. Общий размер уплаченной пени не может превышать 100 процентов общей суммы долга.

Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем ​​предельного срока внесения платы за ЖКУ. Пеня не начисляется при условии, если государство задержало выплату субсидий или работодатель не платит должнику зарплату, но это нужно документально доказать.

Начисления пени может осуществляться после 1 мая 2019 года, исключительно исходя из условий договоров. При этом пеня может насчитываться на ту сумму задолженности, которая образуется с момента заключения соответствующего договора. Пеня за услугу по управлению многоквартирным домом может начисляться с момента заключения договора о предоставлении этой услуги, но не ранее 1 мая.

Координатор гражданской сети «ОПОРА» Татьяна Бойко считает, что расстраиваться из-за введения пени не стоит: «Пеня за несвоевременную оплату услуг больше символическая, чем реальная – всего 0,01 процента».

Общий размер уплаченной пени не может превышать 100 процентов общей суммы долга / Фото УНИАН

Критически относится к введению пени директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко. По его словам, пеня – лишь «судорожные телодвижения» власти в желании остановить рост задолженности населения за «коммуналку», но такой шаг проблемы не решит.

«За два года задолженность населения за коммунальные услуги выросла втрое: на 1 января 2017 года она составляла 23 млрд гривен, а на 1 февраля 2019 года – 69 млрд гривен. Вот и начались страшилки пеней. Но пеня – совершенно не эффективный метод запугивания, он рассчитан лишь на пенсионеров.

Ситуацию с неплатежами этот шаг не исправит. Логично было бы ввести жесткую ответственность не только получателей услуг, но и их поставщиков. К примеру, если вам несколько недель не дают горячую воду, а при этом оправдываются тем, что не проводят оплату услуги, то на самом деле поставщик должен штрафоваться за такие вещи.

Вот тогда он будет заинтересован в том, чтобы у украинцев каждый день была горячая вода. А прописанная в законе ответственность поставщика, на которую ссылаются чиновники, – фикция. Эта норма была и в старом законе о ЖКХ.

Она и осталась в таком же виде – обращайся к поставщику, вызывай комиссию, которая в течение трех дней идет к заявителю, за это время вам включат воду или поднимут температуру в батареях, да и на улице станет теплей. Это – мертворожденная норма.

Если бы в квартире стоял счетчик учета, который действительно бы фиксировал температуру поданной воды или качество тепла, то тогда бы это было эффективным фактором относительно нарушения качества подаваемой услуги», – отметил эксперт.  

Договор по-новому

В течение года, начиная с 1 мая, совладельцы многоквартирных домов, независимо от выбранной ими формы управления домом, должны принять решение о модели договорных отношений с поставщиками коммунальных услуг (кроме услуг по поставке электрической энергии и природного газа).

Договоры о предоставлении жилищно-коммунальных услуг заключаются в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Кабинетом министров или уполномоченными законом госорганами.

Предлагается два варианта отношений с поставщиками. Это – коллективный договор, который заключается с ОСМД или другой формой объединения собственников, а также индивидуальный договор, который заключается с каждым отдельным жильцом дома.

Договор о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом от имени всех совладельцев заключается с определенным в соответствии с законодательством управляющим. Такой договор подписывается на условиях, утвержденных собранием совладельцев, и является обязательным для выполнения всеми совладельцами.

В договоре должны быть четко выписаны все условия партнерства поставщика и потребителя: перечень услуг; требования к качеству услуг; права и обязанности сторон; ответственность за нарушение договора; цена услуги;

порядок ее оплаты; порядок и условия внесения изменений в договор, в том числе о цене услуги; срок действия договора, порядок и условия продления его действия и расторжения.

Электричество и газ будут поставлять исключительно по индивидуальным договорам. Причем договор о поставке газа будут заключать лишь в случае наличия у потребителя или его поставщика договора с оператором газораспределительной системы.

Электричество и газ будут поставлять исключительно по индивидуальным договорам / Фото УНИАН

Насчет остальных услуг (отопление, поставка холодной и горячей воды, водоотвод, вывоз мусора) пользователи смогут сами решить, подписывать индивидуальные договоры с поставщиком или коллективные.

Если собственники не определятся, какой способ им более удобен, то с каждым потребителем коммунальных услуг будет заключен индивидуальный договор.

Нынешние договоры продолжат действовать, пока не будут заключены новые.

В законе также выписано право потребителя, если он недоволен качеством услуг, вызвать поставщика для проверки, а также право поставщика прекратить поставки из-за долгов потребителя.

Прописаны и процедуры согласования договора между поставщиком и потребителем, информирование о повышении тарифов, сроки плановых перерывов в снабжении или же сроки исправления ситуации в случае аварий.

«Основное – по новым договорам будет четко понятно, кто и за что отвечает. Причем совладельцы многоквартирного дома сами смогут выбрать лучший для них вариант, к тому же большинством , а не каждая квартира в отдельности.

Хотя относительно поставок газа и электричества будут применятся исключительно индивидуальные договоры. Но правительство еще не приняло типовых договоров для каждого варианта.

Поэтому сложно сказать, когда закон действительно заработает», – подчеркнула Бойко.

По словам Сергиенко, норму об индивидуальных или коллективных договорах ввели еще в 2014 году, согласно закону №1198. Нынешний ее вид лишь немного расширили, но, в основном, она продублирована.

«Эта норма теперь выглядит следующим образом: дом, в лице уполномоченного или управителя, будет составлять договор с поставщиком. Если такого поручения не будет, то тогда действует индивидуальная норма договора. Но и здесь фикция. В законе прописано, что получатель услуг может выставлять условия, но это не реально.

К примеру, «Киевтеплоэнерго», которое обслуживает примерно 750 тысяч потребителей, не будет с вами цацкаться. Еще два года назад, когда только приняли закон, все поставщики на своих сайтах сообщили, что будущий договор – это договор присоединения и не иначе. Но реально его условия не действуют. Если он не подписан, то никто не может отрезать воду или отопление.

В 95% у нас инженерно так сложилось, что отключить отдельную квартиру от отопления или водоснабжения невозможно. Можно это сделать только в современных домах. И то – в 5-7% случаев. Кроме того, в гражданском праве выписано, что у каждого украинца должен быть выбор, а на деле – монополия, выбора нет. Не может рядовой гражданин получить ни воду, ни тепло у другого поставщика.

К примеру, заключить договор с атомной станцией на поставку дешевого электричества. Есть целая цепочка посредников, с которыми вы и заключаете договоры. Поэтому эта норма, которая не работала в прошлом, не будет работать и сейчас. А основная проблема заключается в том, что у нас коллективная ответственность, хотя пользуемся услугами индивидуально.

Один каждый день принимает душ, другой – пять дней не моется. А оплата идет по общедомовому счетчику (с 1 мая счетчиком коммерческого учета считается не квартирный, а домовой прибор учета), все суммируется и выставляется платежка. До тех пор, пока не будет квартирного учета пользования, ничего не изменится.

И еще – пока не будет личного вентиля: хочешь – закрыл воду или выключил батарею, хочешь – подключился. Это и есть решение проблемы. А все выписанное в законе – шулерство», – убежден Сергиенко.

«Жесткая» автономка

Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с законом о ЖКХ, разработало правила отключения от централизованного отопления и водоснабжения, то есть перехода на частные котлы и бойлеры.

Так, владельцы квартир могут отрезаться от централизованных сетей только в том случае, если не менее половины квартир в доме это уже сделали.

Для отключения владелец квартиры должен обратиться в орган местного самоуправления с заявлением, где в произвольной форме должен указать причины отключения и дать информацию об устройстве системы индивидуального тепло- или водоснабжения.

Кстати, местная власть должна разместить на официальном сайте полный список домов, в которых уже отключены от централизованных услуг половина и более квартир.

Далее орган местного самоуправления передает обращение собственника квартиры на рассмотрение комиссии, которая затем даст рекомендации относительно возможных вариантов устройства системы индивидуального теплоснабжения, а также проектной документации. Дальше собственник квартиры за свои средства должен обеспечить разработку проекта отключения квартиры. Оплата выполнения работ по отключению также обеспечивает собственник жилья.

Законом ужесточается переход на автономное отопление и горячую воду / Фото УНИАН

Процедуру отключения необходимо провести до 1 октября – до начала отопительного сезона, и при условии, что она не помешает дальнейшему снабжению других квартир общегородским отоплением и горячей водой.

«Правило перехода на автономное отопление и горячую воду было выписано и раньше, но только не в законе, а в нормативных актах. Причем прописано было, что отрезаться от сетей можно только в том случае, если на 100% дом с этим согласен.

Как по новым правилам, выписанным в законе, когда только половина жильцов согласна отказаться от централизованных услуг, возможно перейти на автономку? То есть, как можно решить дилемму, когда каждый второй против? Закон не решает этот вопрос. Он нарушает право выбора жильцов.

И все из-за того, что нерешенной остается главная проблема – учет индивидуального потребления услуг. В новом законе закрепили совковые правила. Для украинцев нововведения не станут положительными», – подытожил Сергиенко.

Оценить эффективность вступившего в действие закона о жилищно-коммунальных услугах, который был принят для приведения этой сферы в соответствие с европейскими стандартами, украинцы смогут в течение этого года.

В принципе, у нас должны будут на полную заработать конкуренция на рынке ЖКХ, взаимная ответственность поставщика и потребителя, договорные основы.

При этом чиновникам нужно будет выработать массу дополнительных нормативно-правовых документов, от которых будет многое зависеть. Время покажет, насколько власть действует верно.

Нана Черная

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://www.unian.net/economics/other/10537773-zakon-o-kommunalke-v-deystvii-stoit-li-boyatsya-shtrafov-i-otklyucheniy.html

Что будет в новых договорах на коммунальные услуги. Важные детали

Продление договора о коммунальных услугах

Жилье в Украине переводят на новые коммунальные правила.

По новой редакции закона о ЖКУ, которая вступила в силу с 1 мая 2019 года, люди должны подписать один из трех предлагаемых договоров на предоставление коммунальных услуг.

Жильцам дадут право выбора по базовым услугам, кроме энергетических: по поставке и распределению природного газа, поставке и распределению электрической энергии.

Что запишут в договор

По новому закону, в договоре по предоставлению коммунальной услуги, должны быть:

  1. перечень услуг;
  2. требования к качеству услуг;
  3. права и обязанности сторон;
  4. ответственность сторон за нарушение договора;
  5. цена услуги;
  6. порядок оплаты услуги;
  7. порядок и условия внесения изменений в договор, в том числе по цене услуги;
  8. срок действия договора, порядок и условия продления его действия и расторжения.

Украинцам запретили отключаться от центрального отопления и горячей воды 

Все остальные условия договора (не включенные в перечень основных) могут согласовываться между сторонами. Закон предусматривает, что с предложением о заключении договора о предоставлении услуг или с внесением изменений в него может обратиться любая сторона. Предоставив письменно проект соответствующего договора, составленный в соответствии с типовым соглашением.

Это может сделать даже сам человек — составить свою версию соглашения с водоканалом или теплоэнерго.

И, если в течение 30 дней после получения проекта документа коммунальное предприятие, официально не отказалось его подписать, не предоставило возражений, и продолжило обслуживать потребителя, то договор считается заключенным в предложенной редакции.

Ровно также все работает и в обратную сторону: если жилец после получения соглашения от коммунальщика за месяц ничего не оспорил, и продолжил получать услугу, то считается, что он со всем согласен. Договор заключен.

«Вопрос внесения изменений в договор по инициативе потребителя, якобы решается новой редакцией закона. Но как это будет реализовываться на практике, будут ли принимать поставщики услуг изменения в договора, или будут слать всем отказ во внесении изменений, — покажет время», — заметил в беседе с UBR.ua ведущий аналитик ОО «Общественный аудит» Тарас Галайда.

Пеня за коммунальные услуги

Еще один важный момент — степень ответственности поставщика за некачественные или предоставленные не в полном объеме услуги. Коммунальщики и управляющая компания, обслуживающая дом (или ОСМД), обязаны пересчитать всю стоимость потребленного, чтобы человек не платил ни за что.

И это еще не все. Потребитель, по новому закону, имеет право на неустойку — штраф, пеню. Своего рода моральный ущерб. Его размер должен быть выписан в договоре.

В новом законе ставки пеней и штрафов четко не расписаны. Механизм их взыскания также определен достаточно пространно, так что все это следует указывать в договоре с коммунальным предприятием. И до последнего настаивать на своих правках — не заключать договор без них. Иначе будет практически нереально что-то получить с компании-поставщика услуги, если та проштрафится.

Частные ЖЭКи отказываются от домов – требуют поднять квартплату

«Теоретически, потребителю предоставлено право получить пеню за некачественную услугу от поставщика. Но в порядке, которого нет, и в размере, который не установлен. При этом для потребителя пеня за несвоевременную оплату вписана в законе четко. С размером и с порядком взыскания», — говорит Галайда.

Из чего выбирают люди

По новому закону, с коммунальными предприятиями могут подписываться разные виды договоров — индивидуальные и коллективные. Все зависит от формы управления домом и решения самих жильцов.

Индивидуальные договоры заключает каждое домохозяйство в отдельности. А коллективные — глава ОСМД от имени всего дома. Какой вид договора выбрать — решают потребители.

У людей уйма времени, чтобы все хорошо обдумать, и сделать правильный выбор. С ним нужно определится до 1 мая 2020 года.

Новые коммунальные договоры

Тексты типовых договоров с коммунальными предприятиями, по новому закону, должен утвердить Кабмин. Это не окончательный документ — нет. Это своего рода шаблон, который будет доводиться до ума самими коммунальщиками. И, как описано выше, корректироваться потребителем и согласовываться с обслуживающей компанией.

Варианты договоров предлагаются следующие:

  • Индивидуальный договор: коммунальное предприятие ответственно за предоставление услуги и за ее качество до квартиры. По такому документу, потребитель будет оплачивать объем потребленной услуги, абонентский учет (распределение показателей общедомового счетчика между всеми совладельцами, начисления, работу с должниками и т.д.) и обслуживание внутридомовых сетей. Именно потому, что поставщик услуги будет осуществлять обслуживание сетей он и будет нести ответственность за качество услуги в квартиру потребителя.

Новые тарифы на коммунальные услуги хотят утверждать задним числом

«Понятно, что и абонентский учет, и обслуживание внутридомовых сетей являются дополнительными затратами. Ответственность по такому договору несет лично потребитель, которому можно насчитать пеню, в случае наличия задолженности или ограничить в пользовании коммунальной услугой», — сказал UBR.ua президент Ассоциации ОСМД Станислав Драганов.

  • Коллективный договор: коммунальщики несут ответственность за качество услуги на вводе в дом. Документ от имени потребителей подписывает председатель правления ОСМД, ЖСК, управляющий, физическое или юридическое лицо. Один документ на весь дом, нет индивидуальных соглашений с каждым потребителем в отдельности. Но, если люди перестанут платить за отопление или воду, то каждому выставят пеню и штраф за просроченный платеж. Не всему дому сразу, а каждой квартире в отдельности.

Уполномоченное совладельцами лицо должно открыть банковский счет со специальным режимом использования, на который невозможно обратить взыскание. Средства должны тратиться исключительно на оплату коммунальных услуг.

Уполномоченный человек должен вести учет по потреблению, и распределять их между жильцами. Он может получать вознаграждение, фактически абонентскую плату.

«По этому варианту обслуживания внутридомовых сетей осуществляет ОСМД или управляющий», — уточнил Драганов.

  • Коллективный потребитель: компания-поставщик ответственна за качество услуги на вводе в дом. Вариант доступен только для ОСМД. Заключая такой договор надо учитывать, что объединение, как сторона договора, будет отвечать за все задолженности совладельцев. Следовательно, коммунальное предприятие будет применять штрафные санкции не к каждому должнику, а к ОСМД. Преимуществом такого варианта является то, что объединение совладельцев многоквартирных домов имеет право устанавливать внутренние правила для регламентации отношений по выполнению этого договора жильцами. Обслуживание внутридомовых сетей осуществляется силами ОСМД (работниками или привлеченными подрядчиками).

Принудительный договор

Какой из вариантов договоров выбрать — решать людям: на общем собрании жильцов или собрании ОСМД, если оно создано. Для соответствующего решения необходимо более 50% . В доме может быть только один вариант договора на каждую коммунальную услугу.

Как украинцу реструктуризировать задолженность по коммуналке

Если жильцы к 1 мая 2020 года не смогут или не захотят выбрать тип договора, и не заключат его с коммунальными предприятиями. То это сделают за них. Сделают сами коммунальщики — новый закон это позволяет. Без воды и отопления никто не останется.

Компании в принудительном порядке заключат индивидуальный договор на обслуживание квартиры с каждым домохозяйством. А соглашение на обслуживание внутридомовых сетей подпишут с управляющей компанией или ОСМД. Люди будут получать привычные платежки за потребленные услуги.

А вот управляющие домами — двойные счета: они состоят из абонентской платы и стоимости потребленной услуги.

«Гражданский (для физлиц) и Хозяйственный (для юрлиц) кодексы предусматривают возможность заключения договоров на согласованных между сторонами условиях. Однако эти условия не должны противоречить типовым договорам.

В зависимости от выбранной формы договора или не выбранной. В последнем случае применяется типовая форма.

Но вот ее нам и не дадут возможность заключать, навязывая всеми правдами и неправдами «свои» договора», — считает Драганов.

Чтобы этого не произошло, совладельцы дома могут договориться на собрании, выбрать управляющего и делегировать от себя представителя, который от имени жителей подпишет договор.

«Если ОСМД нет и совладельцы дома не проявляют инициативы по найму управляющего, то его с соответствующим обращением совладельцев назначает муниципалитет на основе конкурса.

А договор с управляющим подписывает уполномоченное лицо органа местного самоуправления», — объяснил UBR.

ua председатель комитета ЖКХ, благоустройства, экологии и охраны окружающей среды Общественного совета при КГГА Олег Попенко.

Пеня не для старых долгов

Новым законом о ЖКХ предусмотрена пеня за несвоевременное осуществление платежей за жилищно-коммунальные услуги: 0,01% суммы платежа за каждый день просрочки. Согласно ст.

12 закона, предоставление жилищно-коммунальных услуг осуществляется на договорных началах.

Пеня может начисляться с момента возникновения задолженности после заключения договора о предоставлении услуг, но не ранее 1 мая 2019 года.

Что дадут людям новые правила формирования тарифов на тепло

Это значит, что на новые долги (по новым договорам) пеня начисляться может. А на старые — нет.

«Закон обратной силы не имеет. Потому на старые долги пеню насчитывать нельзя. Только на новые, возникшие по договорам, заключенным после 1 мая 2019 года», — подтвердил UBR.ua старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

Источник: https://ubr.ua/finances/zhilishhno-kommunalnoe-hozjajstvo/chto-budet-v-novykh-dohovorakh-na-kommunalnye-usluhi-vazhnye-detali-3882413

Только для ЖКХ: Госдума хочет продлить еще на полгода действующий порядок обращения в суд по поводу коммунальных долгов

Продление договора о коммунальных услугах

Новости и аналитика Новости Только для ЖКХ: Госдума хочет продлить еще на полгода действующий порядок обращения в суд по поводу коммунальных долгов

В первом чтении приняты поправки, которые “тормозят” действие некоторых положений судебной реформы применительно к “жилищно-коммунальным” искам и заявлениям о выдаче судебного приказа (Проект федерального закона № 759178-7).

Напомним, что идущая в РФ судебная реформа предполагает, помимо прочего, обязательную идентификацию ответчика-гражданина одним из шести идентификаторов:

  • СНИЛС,
  • ИНН,
  • серия и номер паспорта (иного документа, удостоверяющего личность),
  • серия и номер водительского удостоверения,
  • серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства,
  • ОГРНИП (для граждан-ИП).

Хотя бы один из идентификаторов – согласно п. 3 ч. 2 ст. 124 и п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК (в редакции Кодекса на дату начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, о которой будет известно не позднее 01.10.

2019) – должен указываться истцом-юридическим лицом в тексте самого иска / заявления о выдаче судебного приказа.

Если такого идентификатора нет, то иск будет оставлен без движения, а заявление о выдаче судебного приказа – возвращено, ведь требования к иску/заявлению не соблюдены.

Однако проблема в том, что субъекты жилищно-коммунальной отрасли обычно не имеют доступа к таким идентификаторам. Они им просто не нужны:

  • договор между УК (или РСО) и потребителем об оказании коммунальных услуг можно заключать путем конклюдентных действий, письменный договор о предоставлении комуслуг не нужен;
  • то же самое относится к договору с УК или региональным оператором по обращению с ТКО;
  • обязанность по уплате взносов за капремонт возникает в силу закона, заключать договор с фондом капремонта опять-таки необязательно;
  • реестр собственников помещений в МКД также не содержит ни одного из упомянутых идентификаторов.

Таким образом, когда осенью ГПК РФ начнет требовать от всех взыскателей и истцов-юрлиц указывать идентификатор гражданина-ответчика, претензионно-исковая работа в ЖКХ будет парализована.

Чтобы этого не случилось, поправки к ГПК РФ в части указания идентификатора ответчика-гражданина предложено ввести в действие не с момента начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, а спустя полгода с наступления указанного события.

При этом такая “задержка” будет применяться только к правоотношениям, связанным с взысканием просроченной задолженности физического лица и возникшим из жилищного законодательства, законодательства о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства, регулирующего отношения в сфере обращения с ТКО.

За эти полгода, по мнению инициаторов проекта, будет создан правовой механизм взаимодействия с гражданами-должниками, устанавливающий порядок истребования персональных данных, необходимых для предоставления в суд при подаче заявления.

Отметим, что в Госдуму уже внесен соответствующий законопроект (№ 735817-7) о получении упомянутых персональных данных организациями отрасли ЖКХ. Он предусматривает следующее:

  • в реестре собственников помещений МКД будут, в том числе, содержаться паспортные данные собственника (серия и номер),
  • УК (ТСЖ, кооператив) будут обязаны сообщать эти идентификаторы РСО и региональным операторам (по капремонту и по обращению с ТКО) бесплатно и без согласия субъектов персональных данных,
  • а вообще все участники отрасли – и УК, и РСО, и регоператоры – вправе будут обращаться за необходимыми идентификаторами и иной нужной информацией, например, о дате возникновения права собственности на помещение, в органы власти (МВД, Росреестр) и внебюджетные фонды. Эти сведения госорганы и фонды должны будут выдавать в течение 5 дней, бесплатно, без согласия субъектов персональных данных. Подробный порядок, предполагается, будет содержаться в Правилах № 354.

Однако, хотя этот проект внесен в парламент гораздо раньше проекта о “заморозке” ГПК РФ для УК и РСО, он до сих пор не прошел даже первое чтение. А ведь первое заседание осенней сессии Госдумы состоится только 9 сентября. Таким образом, у Госдумы остается не так много времени на принятие поправок о доступе отрасли к сведениям, необходимым для претензионно-исковой работы.

Документы по теме:

Проект федерального закона № 759178-7 “О внесении изменений в статью 21 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Источник: http://www.garant.ru/news/1286074/

Законовед
Добавить комментарий