Приватизация в частном секторе

Тема 8. Приватизация как фактор создания частного сектора

Приватизация в частном секторе

Цель: Изучить преобразование отношений собственности в условиях приватизации, сущность экономической политики приватизации, темпы и формы приватизации, ее теоретические модели.

План:

1. Сущность экономической политики приватизации.

2. Темпы и формы приватизации, ее теоретические модели.

3. Приватизация в Казахстане, проблемы и пути их решения.

Формирование частного предпринимательства возможно двумя путями: создание но­вых предприятий на базе частного капитала и преобразование государственной собствен­ности в негосударственную на основе приватизации.

В экономической литературе запад­ных стран ее понимание трактуется не только как процесс передачи объектов из рук госу­дарства в частную собственность, но и как привилегии какого-либо монопольного права, завое­вание определенного рынка или возникновение новых форм предложения товаров и услуг.

Термин «приватизация» в переводе с латинского «приватус» – понимается как «ча­стный». В узком смысле слова он означает «превратить частную собственность, т. е.

пре­образовать общественную форму правления или собственности отдельного предприятия или отросли в частную».

В настоящее время это понятие приобрело более широкое значе­ние и подразумевает осуществление разнообразных мероприятий по уменьшению мас­штабов деятельности государства по усилению роли частного сектора во владении фонда­ми в предпринимательской деятельности.

Приватизацияпредставляет собой целую систему мер разгосударствления, а именно:

• демократизацию управления хозяйством;

ограничение государственной предпринимательской деятельности;

• стимулирование частного капитала.

Приватизация, являющаяся инструментом реформы, с точки зрения эволюции и ре­формирования должна сформировать воспроизводственную форму собственности – кру­гооборот капиталов.

Приватизацию нельзя упрощенно сводить только к созданию новой собственности и тем более к распределению она должна охватывать весь воспроизвод­ственный кругооборот, включая как создание нового субъекта-собственника, так и утвер­ждение рыночных механизмов инвестиционно-денежных и товарно-денежных оборотов.

Под приватизацией государственной собственности понимается процесс преобразова­ния (продажа, передача) принадлежащих государству предприятий, средств транспорта, жилых зданий и т.д. в частную собственность.

Приватизацияширокое понятие, охватывающее передачу собственности от государ­ства фирмам или отдельным лицам, ограничение оказания государственных услуг част­ным секторам или сужение сферы деятельности государства в целях предоставления более широких возможностей для частной инициативы. Программы приватизации развернуты в ряде стран ОСЭР, а также в Африке, Азии и Латинской Америке, а в последнее время на­чали осуществляться в Центральной и Восточной Европе.

Приватизация – это переход государственной собственности в руки отдельных граж­дан, трудовых коллективов, юридических лиц или возникновение на базе государствен­ных предприятий различных смешанных форм собственности. Приватизацию иногда называют тихой революцией, которая завоевывает мир.

Распро­даются государственные предприятия, сельское хозяйство и промышленность, выводятся из-под государственного контроля, сдаются в аренду. Процесс приватизации в любой стране в первую очередь регулируется политическими и экономическими императивами, а также финансовыми и социальными условиями.

Ис­ходя из своих конкретных национальных условий, правительства, провозглашающие сходные цели политики приватизации, зачастую выбирают различные методы ее проведе­ния.

Затем, в зависимости от того, что диктуют или позволяют обстоятельства, по мере появления новых целей или смещения приоритетов и накопления правительствами опыта в плане приватизации и ознакомления с различными имеющимися методами ее проведе­ния, эти выборы могут меняться.

Факторы, влияющие на выбор методов приватизации, можно в целом подразделить на две группы: факторы, в основе которых лежат стимулы к приватизации; и факторы, свя­занные с конкретными обстоятельствами.

К первой группе поэтому относятся ряд направ­лений государственной политики, направленных на изменение и совершенствование ха­рактера взаимоотношений государства и промышленности, например, упрочение позиций правительства, поощрение действия рыночных сил и конкуренции в экономике, улучше­ние показателей деятельности предприятий, укрепление внутренних финансовых рынков и расширение хозяйственной собственности.

Стимулы к приватизации:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 20; Нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.com/1-181372.html

Эта Палата приватизирует услуги здравоохранения

Приватизация в частном секторе

Здравоохранение — одна из основных функций государства. Здоровая нация означает ее высокую производительность и эффективность. Задача здравоохранения заключается в обеспечении населения качественным медицинским обслуживанием.

В современном мире идут ожесточенные дебаты вокруг идеи приватизации сферы здравоохранения. При этом, наверное, также как и современная экономика лишь отчасти капиталистическая (а скорее — смешанная), мировое сообщество пришло к выводу, что и здравоохранение должно быть смешанным.

В системе здравоохранения должен прісутствовать как частный сектор, так и государство. Реальный вопрос, который может в этом случае подниматься — дебаты об эффективности двух этих систем: государственного и частного здравоохранения.

Этот кейс ставит перед собой задачу выяснить, какая система более эффективна.

Для подробного рассмотрения данной темы необходимо дать четкое определение понятиям здравоохранения и приватизации, а также критериям оценки эффективности частной и государственных систем здравоохранения.

Здравоохранение — отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья.

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

Сама по себе приватизация не может гарантировать прогресс в экономике.

Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова.

Основные дебаты возникнут вокруг понятие эффективности. Что является критерием эффективности, ведь каждый отдельный человек имеет собственное субъективное представление об эффективности здравоохранения?

На данный момент в мире существуют различные системы здравоохранения. При этом, эти системы различают по основным критериям:

По форме собственности учреждений здравоохранения. Проще говоря, кто владеет больницами, клиниками и прочими лечебными учреждениями.

Есть страны с полностью государственной системой здравоохранения, где все больницы и клиники государственные. Таким примером является Куба или Северная Корея.  

Существуют страны со смешанной системой собственности учреждений здравоохранения. В некоторых из них преобладают государственные учреждения, как в Германии, Российской Федерации или Канаде, в некоторых преобладают  частные, как, например, в США, где государство представлено очень небольшим числом муниципальных клиник.

Примеров полностью частной системы здравоохранения не существует, но теоретически она возможна.

По форме финансирования. Кто непосредственно финансирует лечение конкретных отдельных граждан.

Опять же существует государственная система, в которой государство напрямую финансирует лечение граждан. Такая система существовала в СССР. Примерно такая же система сегодня существует в Великобритании.

В большинстве стран мира действует система обязательного государственного медицинского страхования.

В данной системе государство и частично сам гражданин в счет налогов выполняет отчисления в фонд медицинского страхования.

В случае наступления страхового случая, лечение данного человека финансируется из этого фонда. Такая система существует в Канаде, Швеции, России и в большинстве стран мира.

Необязательное частное страхование существует в США. Она также относится к смешанной системе здравоохранения, но отличается большим влиянием частного сектора и большим уровнем приватизации.

Так, в большинстве своем, кроме представителей социально незащищенных слоев населения, страхование осуществляется частными компаниями.

Более того, в США нет всеобщего государственного медицинского страхования — гражданин сам выбирает, покупать медицинскую страховку или нет.

Такие системы в конечном итоге привели к крайне противоречивым результатам. Например, в США частное необязательное страхование привело к возникновению ситуации, в которой 50 млн граждан не имеет медицинской страховки, стоимость медицинских услуг выросла в 15 раз с 1990 года, при незначительном росте доходов, а 90% банкротств в стране происходит именно из-за неоплаченных медицинских счетов.

При этом Соединенные Штаты занимают ведущее место в мире по уровню и результативности научных исследований. Здравоохранение в США обеспечено самым совершенным медицинским оборудованием, лекарствами и расходными материалами.

Сегодня большую часть Нобелевских премий в области медицины получают представители США — 18 из 25 последних лауреатов были американскими гражданами либо приглашёнными в США учёными.

На американцев приходится половина всех созданных за последние 20 лет медицинских препаратов.

Швеция не может похвастаться таким количеством научных открытий, как в США, но система здравоохранения в Швеции общедоступна и отличается высоким качеством.

Таким образом, принципиальный вопрос заключается в том, какая система более эффективна.

Возможные интерпретации:

  • Эта Палата считает, что здравоохранение должно быть частным.
  • Эта Палата считает, что государственная система здравоохранения неэффективна.

Основные столкновения в дебатах будут происходить по линии классического противостояния правых либералов и левых консерваторов — относительно оценки эффективности, постановки целей и приоритетов здравоохранения.

Команда утверждения должна строить свою линию, основанную на идее большей экономической, управленческой и научной эффективности.

Команда утверждения должна продвигать либеральные идеи свободы, уменьшения роли государства, экономических стимулов и привлечение частного капитала.

Очевидно, что частный бизнес в экономическом и управленческом плане эффективнее бюрократизированной государственной машины. Более того, частный капитал способствует быстрой модернизации и научно-техническому прогрессу.

С другой стороны, команда утверждения должна основываться на идее социальной ответственности государства.

Команда опровержения должна продвигать левые идеи всеобщей доступности здравоохранения, равенства и справедливости.

Бизнес, конечная цель которого экономическая выгода, очень сложно призвать к экономической ответственности. В конечном итоге это порождает неравенство и социальную несправедливость.

В любом случае, в современных условиях полностью приватизированная система медицинской помощи невозможна ни в одной стране мира, поэтому центральный вопрос — выбор баланса между государственной и частной медициной в рамках унитарной системы здравоохранения. Вопрос в том, чего должно быть больше — частного или государственного?

Таким образом, тема действительно актуальна в данном контексте. Команды могут использовать следующие примеры возможных аргументов для построения своей позиции.

Примеры резолюций для дебатов:

  • ЭПСЧ все больницы, клиники и прочие лечебные учреждения необходимо передать в частные руки.
  • ЭПСЧ роль государства в системе здравоохранения должна быть снижена.
  • ЭПС необходимым либерализацию здравоохранения в странах СНГ.

Cсылки:

“Евроньюс”. Врачи Мадрида – против приватизации государственных больниц. 

Источник: https://ca.idebate.org/ru/debatabase/tematika/zdravoohranenie/eta-palata-privatiziruet-uslugi-zdravoohraneniya

Приватизация дома

Приватизация в частном секторе

В своем желании оформить в собственность имеющееся в распоряжении жилье, граждане стремятся обеспечить себе достойный статус и создать предпосылки для оставления наследства.

Участие в оформлении дома  часто бывает сопряжено с необходимостью изменения владельца земельного участка в Украине.
Несмотря на создание приемлемых условий действующим законодательством, правовой статус частного сектора остается нерешенным.

Находящаяся в ведении государства недвижимость в Одессе может быть легко подвержена сносу ввиду непригодности для дальнейшей эксплуатации или необходимости планомерной застройки современными зданиями.

Наличие регистрации частного дома обеспечивает жильцам право участия в градостроительных процессах. В результате сноса появляется возможность полноценной замены ветхого жилья на современную квартиру со всеми удобствами.

Для получения права собственности жильцам, проживающим в домах на законных основаниях, понадобится оформление документов согласно установленному порядку.

После принятия такого решения проживающим необходимо выразить коллективное согласие (всеми членами семьи). Сам процесс приватизации недвижимости и жилья на практике не является передачей прав собственности, а подтверждением такого статуса.

Для того чтобы оформить дом на себя, жильцам необходимо соблюсти два важных условия:

  • Строение должно эксплуатироваться лицами на законных основаниях. К таковым относятся договор социального найма. Также жильцы могут предоставить иные документы, подтверждающие право нахождения и проживания в адресе, по которому планируется приватизация частного дома в Украине;
  • Частный дом, на который подаются документы, не должен пребывать в аварийном состоянии, подходить для проживания.

Для чего нужна приватизация дома

Необходимость оформления здания во владение несет в себе ряд преимуществ. Частная собственность обладает определенной вещной ценностью. Ликвидность жилья сохраняется даже в условиях кризиса. Строение, используемое по договору социального найма, реализовать на рынке не получится, поскольку фактически таким домом владеют муниципальные органы.

Приватизация жилья как процедура имеет многолетнюю практику. Условия получения права собственности на дом заключаются в простом сборе документов, по которым будет приниматься решение местными властями.

Расходы на оплату ведомственных услуг несоизмеримы с имущественной ценностью, которая всегда может обеспечить семью в трудной ситуации.

Приватизация жилплощади состоит из нескольких этапов, после прохождения которых граждане получают право свободного распоряжения собственным имуществом.

Особенности оформления в собственность дома

Жильцы частного сектора сегодня могут рассчитывать на упрощенный порядок регистрации недвижимости. При условии постоянного проживания в сельской местности потенциальные владельцы могут по запросу получить выписку из единого Земельного реестра.

После получения этого документа соискателям необходимо будет пройти несколько инстанций на пути к получению права полноценного владения недвижимым имуществом. Нередко для взаимодействия с государственными инстанциями Одесской области привлекаются профессиональные юристы.

Также при формировании новых единиц жилого фонда – капитальном строительстве, понадобится предварительная приватизация.

Необходимые документы для приватизации частного дома

Для оформления права собственности понадобится собрать следующие пакет документации:

  • Заявление по установленной форме;
  • Договор социального найма;
  • Технический паспорт на строение;
  • Копия удостоверения личности;
  • Копия ордера;
  • Копия документа, подтверждающего наличие льгот;
  • Справка, удостоверяющая состав семьи;
  • Заявления от остальных членов семьи с согласием на приватизацию.

Порядок приватизации частного дома

После того как подано заявление на приватизацию, гражданам необходимо пройти полную процедуру регистрации жилья. Это изготовление нового технического паспорта, обращение в местные органы власти и регистрационную службу с соответствующими заявлениями на проведение регистрационных действий.

Бесплатная приватизация дома

По умолчанию, всем гражданам доступна бесплатная приватизация жилья в Украине. На пути к получению права распоряжения недвижимым имуществом соискатели будут нести расходы на оплату услуг государственных ведомств и представителей юридических служб. Последние помогут собрать все необходимые документы, будут представлять интересы в различных инстанциях до получения результатов.

Какие дома нельзя приватизировать

Запрещается оформлять в собственность дома и участки в заповедных зонах, музеи, аварийную недвижимость, строения на отчужденной территории или здания, относящиеся к ведению восковых частей.

Этапы приватизации дома

Процедура оформления частной недвижимости включает два основных этапа – регистрация земельного участка и последующая приватизация жилья. От гражданина потребуется собрать все необходимые документы, заказать изготовление технической документации.

Сроки и стоимость приватизации дома

Обращение в нашу компанию гарантирует соблюдение законности проведения всех необходимых процедур до получения права собственности на недвижимое имущество в Одессе и Одесской области. При минимальной цене услуг гарантируется сокращение сроков прохождения регистрации с гарантией получения результата.

Стоимость оформления через юридическую компанию «Документы» зависит от состава имеющихся на руках заявителя документов, сложности взаимодействия с государственными инстанциями, географического положения объекта и его метража.

При необходимости, на место нахождения регистрируемого объекта выезжает эксперт, проводит консультацию, оценивает объем работ, сроки и размер вознаграждения за оказание юридических услуг.

Источник: https://document.od.ua/privatizaciya-doma/

Как приватизировать землю в частном секторе

Приватизация в частном секторе

Рассказать об этом подробно мы попросили Александра Шпаляренко – директора Департамента коммунальной собственности, земельных отношений и регистрации имущественных прав на недвижимое имущество городского совета.

Он сообщил, что сначала жителям частного сектора, которые хотят оформить приватизацию на земельный участок, нужно проверить, в порядке ли документы на дом. Обязательно должно быть зарегистрировано право собственности на жилье и оформлен технический паспорт БТИ.

Если все необходимое есть, то можно начинать действовать.

Александр объяснил редакции, куда надо обращаться, в какой последовательности, сколько это стоит и как много времени потребуется на весь процесс оформления приватизации земельного участка.

И добавил, что в каждом районе города есть свои Центры предоставления административных услуг (ЦПАУ). Именно туда и надо гражданам обращаться сначала.

А дальше специалисты этих Центров будут направлять документы в нужные инстанции.

Мы предлагаем вам отовую схему пошаговых действий.

Этапы получения земельного участка в собственность.

  1. Подается заявление установленной формы о получении разрешения на разработку технической документации по землеустройству по установлению пределов земельного участка в натуре.

Подавать его следует через Центр предоставления административных услуг (ЦПАУ).

К заявлению прилагаются копия паспорта и кода ИНН, правоустанавливающие документы на дом, технический паспорт БТИ.

  1. Подготовка проекта решения городского совета о предоставлении разрешения на изготовление технической документации.

Выполняет Департамент коммунальной собственности, земельных отношений и регистрации имущественных прав на недвижимое имущество городского совета. Проект решения подается на рассмотрение на ближайшую сессию.

  1. Получение решения городского совета о предоставлении разрешения на разработку техдокументации.

Через Центр предоставления административных услуг (ЦПАУ). Гражданина оповещают
СМС-сообщением.

  1. Заказ разработки техдокументации.

Заключается договор с соответствующей организацией, имеющей лицензию на разработку землеустроительной документации. Обращается лично гражданин.

  1. Направление технической документации для государственной регистрации земельного участка (присвоения кадастрового номера) в отдел Госгеокадастра в г. Каменское.

Центр предоставления административных услуг (ЦПАУ). Лично гражданин подает заявление установленной формы.

  1. Получение техдокументации вместе с выпиской из государственного земельного кадастра.

Центр предоставления административных услуг (ЦПАУ). Гражданина оповещают
СМС-сообщением.

  1. Обращение с письмом установленной формы о передаче в частную собственность соответствующего земельного участка.

Центр предоставления административных услуг (ЦПАУ). Обращается лично гражданин.

  1. Подготовка проекта решения городского совета о передаче в частную собственность земельного участка.

Выполняет Департамент коммунальной собственности, земельных отношений и  регистрации имущественных прав на недвижимое имущество городского совета. На ближайшую сессию городского совета.

  1. Получение выписки из решения городского совета о передаче земельного участка в частную собственность.

Центр предоставления административных услуг (ЦПАУ). Гражданина оповещают
СМС-сообщением.

  1. Обращение в регистрационную службу департамента за регистрацией права собственности на земельный участок и в результате для получения информационной справки из госреестра имущественных прав на недвижимое имущество.

Центр предоставления административных услуг (ЦПАУ).

Лично гражданином подается заявление установленной формы с выпиской из государственного земельного кадастра и выпиской из решения городского совета о передаче в частную собственность земельного участка.

  1. Получение информационной справки о регистрации права собственности на земельный участок. Центр предоставления административных услуг (ЦПАУ).

Гражданина оповещают СМС-сообщением.

ЦЕНА.

За регистрацию права собственности на земельный участок с жителя частного сектора взимается госпошлина в размере 160 грн.

ВРЕМЯ.

Остается добавить, что вся процедура оформления права собственности на земельный придомовой участок для жителей частного сектора по времени занимает примерно 10-12 месяцев.

Читайте новости nashreporter.com в

Источник: http://nashreporter.com/economics/kak-privatizirovat-zemlyu-v-chastnom-sektore/

Госсектор давит на приватизацию

Приватизация в частном секторе

В 2017–2019 годах правительство намерено получить доход около 17 млрд рублей в рамках реализации госакций. Долгосрочная цель приватизации — повышение эффективности управления и конкурентоспособности предприятий. Однако эти планы так и могут остаться планами, так как российская экономика стремится к огосударствлению, считают аналитики.

Процессы приватизации и национализации — это инструменты управления экономикой, считают эксперты. Всплеск приватизации в РФ начался в 1990-х, но замедлился к 2000-м годам, а в 2010-х годах ее масштабы заметно сократились.

Юридическую и правовую основу приватизации определяет Гражданский кодекс, кроме этого, прогнозный план приватизации осуществляет правительство. Один из самых ожидаемых докладов в этой сфере представил в прошлом году Центр стратегических разработок (ЦСР).

В документе «Эффективное управление госсобственностью» определяются сроки снижения прямой госдоли в экономике до 2035 года, предлагаются ограничения косвенной доли в ней государства и определение ядра госсектора по принципу «объясняй или продавай»: необходимо аргументировать, какие цели преследует сохранение госактива, или избавиться от него.

В последние годы ситуация в экономике, находящейся в глубочайшем за всю современную историю кризисе, крупнейшим собственником, инвестором, работодателем вновь становится государство, пусть и не напрямую, а опосредованно через госкомпании, госкорпорации и организации с участием государства в капитале, считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Несмотря на постоянно провозглашаемую приверженность рыночным принципам экономики и регулярно принимаемые планы по приватизации, тренд последних лет на консолидацию секторов экономики в государственных или окологосударственных руках все более очевиден, добавляет аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев.

В России с 2000-х годов количественный и качественный рост госсектора стал преобладающим трендом, отмечают в ЦСР. За прошедшие годы размеры сектора достигли исключительно высоких значений: общая доля государственного сектора в ВВП выросла с 39,6% в 2006 году до 46% в 2016 году. По состоянию на 2016 год госсектор включал около 65,2 тыс.

хозяйствующих субъектов, хотя еще двумя годами раньше их было на 1600 меньше. Фактически в четырех секторах (энергетика, транспорт, добыча полезных ископаемых, финансы) доля выручки госкомпаний в общей выручке топ-100 компаний близка к 50% или превышает эти показатели.

Дальнейшее наращивание или даже простое сохранение существующих объемов госсектора чревато для экономики негативными последствиями, уверены эксперты ЦСР.

Формально на сегодняшний день единственной сферой экономики, в которой государство не занимает доминирующего положения, остается розничная торговля, в остальном госсектор ведет крайне активную экспансию за счет процессов естественного укрупнения бизнеса, слияний и поглощения представителей частного сектора, констатирует господин Жарский. Этот процесс приводит к нарушению баланса интересов в экономике и разрастанию госсектора, который, по различным оценкам, формирует от 50% (оценка Moody’s) до 70% (оценка ФАС) ВВП.

Побочный эффект

К побочным эффектам расширения госсектора относится «пробуксовывание» экономики из-за того, что конкурентные механизмы рынка заменяются административным ресурсом и лоббизмом, считают в ЦСР.

Отмечается также, что государство проявляет себя как менее эффективный собственник по сравнению с частными структурами: фактически госпредприятия превращаются в многоступенчатые бюрократические пирамиды административного контроля и формальной отчетности.

Кроме этого, происходит неформальное огосударствление частного сектора и появление «частных государственных компаний».

Как сообщал ранее “Ъ”, специалисты ЦСР предлагают сформировать «исчерпывающий узкий перечень компаний, закрытых для приватизации»: все, что не входит в этот список, является ее базой. Далее предлагается создать три «последовательно сужающихся» (на 2019, 2024, 2035 годы) списка ядра госэкономики, а на их основе — план-график продаж.

Еще одним важным аспектом являются ограничения для разрастания госсектора: предлагаются уже безуспешно обсуждавшиеся в Белом доме барьеры для выхода госкомпаний на новые конкурентные рынки и приобретение непрофильных активов; новыми инициативами являются запрет на участие дочерних и зависимых банков и компаний с госдолей более 25% в приватизации и запрет компаниям с более чем пятидесятипроцентным госпакетом покупать любые доли частных.

Согласно приложениям к докладу ЦСР, самыми «огосударствленными» отраслями (определяется как доля совокупной выручки контролируемых государством компаний в совокупной выручке крупнейших компаний отрасли) являются транспорт (83%), энергетика (70,9%), добыча полезных ископаемых (70%), финансы и страхование (46,8%), коммунальное хозяйство (31,9%), машиностроение и автомобилестроение (30,9%), информатизация, связь и медиа (22,7%).

Полный выход участия государства стратегически нацелен на информационную отрасль и машиностроение (кроме ОПК). Частичный выход предусмотрен в остальных отраслях. При этом отмечается возможность проведения IPO акций всех стопроцентных АО, сохраняемых в составе государственного ядра.

Процессы приватизации затрагивают целый ряд отраслей, включая сельское хозяйство, добывающую промышленность, банковское дело и транспорт, отмечает профессор НИУ ВШЭ в Петербурге Александр Скоробогатов.

Продажа долей государства в предприятиях в качестве краткосрочного следствия обеспечивает пополнение бюджета, долгосрочная же цель — повышение эффективности управления и конкурентоспособности приватизируемых предприятий, подчеркивает эксперт.

Однако, говорит профессор Северо-Западного института управления РАНХиГС Александр Нещерет, работа по планам приватизации носит несистемный характер, зачастую это прогнозные документы, которые не всегда выполняются.

Декларируемые темпы и масштабы приватизации не всегда реализуются, причины не только внутренние, но и внешние.

Например, ранее правительство заявляло, что доходы от приватизации в 2015 году составят 595 млрд рублей, а по факту они составили около 7 млрд, говорит он.

Прогнозный план

В прогнозный план приватизации на 2017–2019 годы вошло 477 акционерных обществ, доля в которых находится в федеральной собственности, 298 ФГУПов, доли участия государства в десяти обществах с ограниченной ответственностью, а также более 1 тыс. других объектов.

Среди отраслей, долю в которых государство планирует сократить в этот период,— сельское хозяйство, издательская деятельность, строительство, транспортная деятельность, научные исследования и разработки.

Ежегодные поступления в бюджет от приватизации составят 5,6 млрд рублей, оценивают в правительстве.

Среди компаний, долю в которых предполагается продать,— «Алроса», «Совкомфлот», ВТБ, Новороссийский морской торговый порт, Объединенная зерновая компания, Приокский завод цветных металлов и производственное объединение «Кристалл».

Понятие приватизации постепенно трансформируется: вместо появления широкого круга собственников приватизируемых активов в условиях увеличивающегося расслоения населения по доходам, основные активы в процессе приватизации рискуют оказаться в немногих руках, приближенных к власти, считает господин Калачев.

С другой стороны, топ-менеджеры госкорпораций управляют государственными активами почти как личной собственностью. Более того, редкий собственник или нанятый в частную корпорацию менеджер может позволить себе такой уровень личных доходов, как чиновник, назначенный в руководители госкомпании, добавляет эксперт.

Приватизация унитарных предприятий в целом не несет в себе ощутимой финансовой выгоды, она позволяет списывать с баланса государства непрофильные активы и снижать административные издержки, отмечает господин Жарский.

По сути, продолжает он, приватизацию ФГУПов можно назвать уходом из тех сфер, где государство либо не видит перспектив извлечения существенной выгоды от деятельности унитарных предприятий, либо хочет усилить частный сектор.

Это становится особенно очевидно, если обратить внимание на структуру программы приватизации: так, изначально планом утверждались планы по приватизации всего одного предприятия, занятого в сфере ТЭК, но зато 18 — в сельском хозяйстве, 30 — в строительстве, 34 — в сфере здравоохранения, 43 — в сфере НИОКР.

Таким образом, говорит господин Нещерет, следующий период приватизации предусматривает продажу долей в крупных промышленных предприятиях и финансовых институтах примерно на 17 млрд рублей. «Сумма достаточно скромная. По моему мнению, в период 2019–2024 годов мало что изменится: приватизация будет проводиться точечно.

Ни внутренние, ни внешние условия нашей экономики за эти пять лет не изменятся кардинально. Скорее всего, в этот период будет наблюдаться определенный прирост огосударствления»,— заключает эксперт, добавляя, что планы правительства так и могут остаться планами.

Условия как экономические, так и геополитические, в первую очередь санкции со стороны США, существенным образом тормозят ход реализации плана приватизации, считает господин Жарский.

«Приватизировать нужно те сектора, в которых мотив прибыли частного собственника мог бы обеспечить рост производительности.

В каких-то случаях это может привести к болезненным последствиям, например, к закрытию предприятий.

Однако поддержание на плаву убыточных предприятий — одна из причин национализации — снижает социальную напряженность, уменьшая при этом потенциал роста экономики»,— считает господин Скоробогатов.

По сути, продолжает господин Нещерет, процессы приватизации и национализации — это инструмент управления экономикой.

«Власть решает различные тактические задачи, либо увеличивая масштабы приватизационных действий, либо усиливая процессы национализации»,— говорит он, приводя в пример Великобританию, где власти национализируют отрасли, которые испытывают трудности, находясь в частных руках: если сектор требует серьезного обновления, то госсредства вкладываются в модернизацию и повышение эффективности управления, а при достижении этих целей снова проводится приватизация.

В целом, заключает эксперт, приватизация или национализация экономики не оказывает прямого воздействия на состояние социума: эти процессы не решают проблем бедности, преступности, коррупции. Они могут только способствовать или не способствовать экономическому росту, что может приводить или нет к росту благосостояния населения.

Доказанная неэффективность

За исключением ряда экстремальных ситуаций государство исторически убедительно доказало свою неэффективность в качестве главного собственника, подчеркивает господин Калачев. «Темпы развития стран с госэкономикой заведомо отстают от экономик, основанных на частной инициативе.

Государственное управление национализированной собственностью эффективно только на короткой дистанции — в ситуации, требующей мобилизации ресурсов. Например, для подготовки и ведения войны, внешней или внутренней»,— отмечает он.

Сам факт того, что все больший сектор экономики контролируется властью и к ней приближенными и вновь звучит слово «национализация», вызывает опасения, продолжает собеседник BG.

Это свидетельствует, по мнению аналитика, о том, что вектор развития страны сворачивает с мировой и мирной дороги. «И это не может не беспокоить»,— заключает он.

Яна Войцеховская

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3990003

Законовед
Добавить комментарий