Предоставление выходных военнослужащему, имеющему ребенка инвалида

Социальные гарантии военнослужащим, воспитывающим детей без матери: реалии и перспективы (Корякин В.М.)

Предоставление выходных военнослужащему, имеющему ребенка инвалида

Дата размещения статьи: 08.05.2015

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию в качестве социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7). При этом в ч. 2 ст.

38 Конституции Российской Федерации закреплено очень важное положение о том, что забота о детях и их воспитание – равное право и обязанность обоих родителей.Указанные конституционные положения нашли определенную конкретизацию в военном законодательстве.

В частности, в Федеральном законе “О статусе военнослужащих” имеются следующие нормы отсылочного характера:а) военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства (п. 9 ст.

10);б) военнослужащим женского пола предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 13 ст. 11).В Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г.

N 1237, имеется отдельная статья (ст. 32), определяющая порядок предоставления военнослужащим отпусков по беременности и родам, а также по уходу за ребенком.

Данной статьей установлены следующие гарантии семьям военнослужащих с детьми:1) в случае когда один из работающих родителей (опекун, попечитель) является военнослужащим или когда оба родителя (опекуны, попечители) являются военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет таким родителям (опекунам, попечителям) предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц. Указанные выходные дни могут быть использованы одним из родителей (опекуном, попечителем) либо разделены родителями (опекунами, попечителями) между собой по их усмотрению;2) военнослужащим женского пола предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней (в случае многоплодной беременности – 84 календарных дня) до родов и 70 (в случае осложненных родов – 86, при рождении двух или более детей – 110) календарных дней после родов. Продолжительность указанного отпуска исчисляется суммарно и предоставляется военнослужащему женского пола полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов;3) перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него военнослужащим женского пола по их желанию предоставляется основной отпуск за текущий год установленной продолжительности, а в год окончания отпуска по уходу за ребенком – отпуск пропорционально времени, оставшемуся до конца календарного года;4) основной отпуск в год окончания отпуска по уходу за ребенком исчисляется пропорционально времени исполнения служебных обязанностей со дня окончания отпуска по уходу за ребенком до конца календарного года. Продолжительность основного отпуска определяется в этом случае путем деления установленной для конкретного военнослужащего полной продолжительности основного отпуска на 12 и умножения полученного результата на количество полных месяцев, в течение которых он исполнял свои обязанности. При этом неполный месяц продолжительностью более 10 дней считается за один полный месяц;5) военнослужащему женского пола по его желанию предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Во время данного отпуска за военнослужащим женского пола сохраняется место военной службы и воинская должность;6) военнослужащему женского пола, усыновившему ребенка (детей), предоставляется отпуск по беременности и родам за период со дня усыновления и до истечения 70 дней (при усыновлении двух и более детей – 110 дней) со дня рождения ребенка (детей), а также по желанию военнослужащего женского пола – отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;7) военнослужащему мужского пола, проходящему военную службу по контракту, по его просьбе однократно предоставляется дополнительный отпуск сроком до трех месяцев в случае смерти жены при родах, а также если он воспитывает одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов в возрасте до 16 лет) без матери (в случае ее смерти или гибели, лишения ее родительских прав, длительного ее пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях).Как видно из приведенных положений, большинство из перечисленных социальных гарантий рассчитаны на предоставление военнослужащим женского пола. Между тем совсем не редки случаи, когда военнослужащие-мужчины воспитывают детей без матери.Следует при этом отметить, что понятие “одинокий отец” действующим законодательством не предусмотрено. Практика показывает, что таким отцом считается мужчина, имеющий одного ребенка или нескольких детей, мать которых умерла, пропала без вести, лишена родительских прав, долгое время пребывает в лечебном учреждении, оставила детей отцу при расторжении брака, находится в местах лишения свободы. Кроме того, под мужчинами, воспитывающими детей без матери, следует понимать военнослужащих:- воспитывающих без матери усыновленных ими детей;- являющихся опекунами и попечителями, воспитывающими опекаемых и подопечных детей без матери;- являющихся отчимами, воспитывающими детей без матери;- являющихся приемными отцами, воспитывающими детей без матери .——————————– Наумова Р.Л. Льготы для одиноких родителей // Кадровые решения. 2008. N 3.По оценке российской правозащитной ассоциации “Отцы и дети”, в стране насчитывается около 300 тыс. одиноких отцов. По другим сведениям, в России около 800 тыс. отцов-одиночек . В отношении военнослужащих, являющихся отцами-одиночками, каких-либо официальных данных не имеется.——————————– URL: http://cfgorod.ru/otcy-odinochki-v-rossii-spraa.html.Таким образом, несмотря на конституционную норму о равных правах и обязанностях обоих родителей в отношении детей, военнослужащие-отцы по действующему военному законодательству имеют меньший объем прав и гарантий, связанных с воспитанием детей, по сравнению с военнослужащими женского пола.Следует заметить при этом, что в отношении сотрудников правоохранительных органов данный вопрос урегулирован несколько иначе. Так, например, согласно ч. 8 ст. 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” сотруднику органов внутренних дел, являющемуся отцом (усыновителем, попечителем) и воспитывающему ребенка без матери (в случае ее смерти, лишения ее родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения по объективным причинам), предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном трудовым законодательством. На такого сотрудника в части, не противоречащей указанному Федеральному закону, распространяются социальные гарантии, установленные трудовым законодательством.В целях устранения данной социальной несправедливости и усиления гарантий социальной защиты семей военнослужащих, в которых в силу объективных обстоятельств отсутствует мать, в Минобороны России разработан и в конце мая 2014 г. внесен в Правительство Российской Федерации законопроект “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части предоставления военнослужащим мужского пола, проходящим военную службу по контракту, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет”. Данным проектом предполагается предоставлять военнослужащим мужского пола, проходящим военную службу по контракту и являющимся отцами (усыновителями), воспитывающими ребенка без матери, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Кроме того, на эту категорию военнослужащих будет распространено право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и ежемесячной компенсационной выплаты.В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составляет 40% денежного довольствия по месту службы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. По состоянию на 1 января 2014 г. минимальный размер пособия (с учетом произведенной индексации) составляет 2576,63 руб. по уходу за первым ребенком и 5153,24 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 10306,50 руб.Как указывается в Пояснительной записке, принятие вышеназванного законопроекта позволит урегулировать отношения, связанные с предоставлением военнослужащим мужского пола, проходящим военную службу по контракту и являющимся отцами (усыновителями), воспитывающими ребенка без матери, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, и предоставит данной категории военнослужащих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и ежемесячной компенсационной выплаты.

Внесение указанного законопроекта в Федеральное Собрание Российской Федерации и его принятие планируется до конца текущего года.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Источник: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/3119

Некоторые вопросы охраны семьи, материнства и детства при прохождении военной службы женщинами в Вооруженных Силах Российской Федерации

Предоставление выходных военнослужащему, имеющему ребенка инвалида

(Стренина Е. А.)

(«За права военнослужащих», 2007)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА ПРИ

ПРОХОЖДЕНИИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ЖЕНЩИНАМИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е. А. СТРЕНИНА

Стренина Е. А., юрисконсульт войсковой части, майор юстиции.

«Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» — закрепляет Конституция Российской Федерации (п. 1 ст. 38). В своем Послании Федеральному Собранию 2006 г. Президент Российской Федерации особое внимание уделил защите и поддержке семьи, материнства и детства в Российской Федерации.

Военнослужащие женского пола, помимо установленных для всех военнослужащих преимуществ, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательными и подзаконными нормативными актами об охране семьи, материнства и детства (Федеральный закон «О статусе военнослужащих», п. 9 ст. 10).

К таким актам относятся: Основы законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г.

N 81-ФЗ, иные федеральные законы, Постановление Верховного Совета СССР «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи» от 10 апреля 1990 г. N 1420-1, Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г.

N 105, которое утверждает Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, постановления Министерства труда Российской Федерации, приказы Министерства здравоохранения и медицинской промышленности России, постановления Фонда социального страхования Российской Федерации, правовые акты Министерства обороны Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Социальные гарантии и компенсации, предоставляемые военнослужащим женского пола в связи с необходимостью защиты семьи, материнства и детства, можно разделить на социальные гарантии при прохождении военной службы и гарантии и компенсации материального характера.

К социальным гарантиям и компенсациям, предоставляемым военнослужащим женского пола при прохождении военной службы, относятся установленные трудовым законодательством льготы по направлению в служебные командировки, привлечению к ночным и сверхурочным работам.

Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.

Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями.

При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (Трудовой кодекс Российской Федерации, ст. 259).

Государство гарантирует беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья.

В соответствии с медицинским заключением беременные женщины имеют право быть назначенными с их согласия на воинские должности с более легкими условиями службы с сохранением месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячных и иных дополнительных выплат по воинской должности, которую они занимали до назначения. Военнослужащие женского пола, имеющие детей в возрасте до полутора лет, если они не могут выполнять служебные обязанности, назначаются на другую воинскую должность до достижения ребенком возраста полутора лет с сохранением месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячных и иных дополнительных выплат по воинской должности, которую они занимали до назначения (Положение о порядке прохождения военной службы, п. п. 19, 20 ст. 11).

Военнослужащим женского пола предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом на них распространяются социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет военнослужащим женского пола предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц.

Военнослужащему женского пола по его желанию предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Во время отпуска по уходу за ребенком за военнослужащим женского пола сохраняется место военной службы и воинская должность.

Не допускается увольнение с военной службы беременных военнослужащих женского пола, а также имеющих детей в возрасте до 3 лет, детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), кроме как по собственному желанию, и случаев, предусмотренных в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе»:

при достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

в связи с признанием военно-врачебной комиссией военнослужащего женского пола не годным к военной службе;

в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего женского пола, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно;

в связи с лишением воинского звания;

в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы;

в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования.

Военнослужащие женского пола, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

В соответствии с ч. 2 ст. 271 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации запрещается назначать военнослужащих-женщин на работы, связанные с переноской и передвижением тяжестей, превышающих установленные для них нормы. Эти нормы установлены Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г.

N 105. Предельная масса поднимаемого и перемещаемого груза, при условии чередования с другой работой, не должна превышать 10 кг; при подъеме и перемещении тяжестей постоянно масса груза не может превышать 7 кг. Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа, не должна превышать: с рабочей поверхности — 1750 кг, с пола — 875 кг.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на социальное обеспечение для воспитания детей (п. 1 ст. 39).

Законодательством установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Вопросы назначения этих пособий регулируются Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г.

N 81-ФЗ и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 883. Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка имеют право на получение следующих пособий:

— пособие по беременности и родам;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

— единовременное пособие при рождении ребенка;

— ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

— ежемесячное пособие на ребенка.

Помимо этого, во время нахождения в отпуске по беременности и родам за военнослужащими женского пола сохраняется право на получение денежного довольствия и продовольственного обеспечения.

Вместе с тем законодательство о прохождении военной службы женщинами нуждается в совершенствовании. Так, некоторые из социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством об охране семьи, материнства и детства, продублированы в Положении о порядке прохождения военной службы.

Часть социальных гарантий и компенсаций содержится в иных нормативных правовых актах, в частности в Трудовом кодексе Российской Федерации.

С применением таких норм в отношении военнослужащих женского пола связано наибольшее количество сложностей, так как и командиры (начальники), и военнослужащие женского пола плохо знают законодательство, испытывают дефицит информации. Нередко возникают трудности с применением нормы, содержащейся в ст.

263 Трудового кодекса Российской Федерации, о предоставлении дополнительных отпусков: «Работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. В этом случае указанный отпуск по заявлению соответствующего работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается». В соответствии с требованиями данной статьи такие отпуска устанавливаются коллективным договором (а военнослужащие в соответствии с действующим законодательством не заключают коллективных договоров), предоставляются без сохранения заработной платы (что также не предусмотрено законодательством о статусе военнослужащих). Таким образом, предоставление указанных дополнительных отпусков военнослужащим в настоящее время не представляется возможным, так как механизм реализации указанной нормы недостаточно нормативно определен.

Решение правовых проблем охраны семьи, материнства и детства при прохождении военной службы женщинами в Вооруженных Силах Российской Федерации автор видит в дублировании норм законодательства об охране семьи, материнства и детства в военном праве, в частности в Положении о порядке прохождения военной службы, либо издании отдельного нормативного правового акта, регламентирующего правовое положение и порядок прохождения военной службы женщинами в Российской Федерации.

——————————————————————

Источник: http://center-bereg.ru/e1035.html

Законовед
Добавить комментарий