Правомерно ли изымают мой автомобиль в данном случае?

Приставы отнимают автомобили на дороге. Как не стать их жертвой?

Правомерно ли изымают мой автомобиль в данном случае?

В Москве стартовал рейд, в ходе которого сотрудники Федеральной службы судебных приставов (ФССП) совместно с работниками ГИБДД останавливают случайные машины и проверяют водителей на предмет наличия долгов. У системных неплательщиков при этом конфискуют автомобили. Лайф расскажет, как не лишиться автомобиля из-за долгов и что делать, если автомобиль всё-таки конфисковали.

Забрать автомобиль в счёт долга могут за неплатежи по различным правонарушениям: штрафам ГИБДД, алиментам, долги ЖКХ, просрочки по кредитам и прочему.

Казалось бы, чего бояться, ведь изымают автомобиль только у злостных нарушителей? Но стать таким нарушителем довольно легко: достаточно получить свыше двух десятков штрафов и не оплатить их. Формально в формат “злостных” переводятся граждане с задолженностью свыше 20 тыс. рублей.

Впрочем, и своевременная оплата, как показывает практика, не всегда гарантирует защиту ввиду шквала проблем с обновлением у судебных приставов базы должников.  

Конфисковать авто можно только по решению суда, для чего приставам необходимо начать исполнительное производство. О старте этого процесса должника уведомляют по почте, однако не всегда письмо находит адресата: человек может, к примеру, не проживать по месту прописки. Да и письма могут украсть из ящика. В этом случае должник может даже не знать, что ему грозит.

Пристав должен предъявить копию или оригинал исполнительного листа — документа, с помощью которого должника уведомляют о просроченных долгах. Здесь многое зависит от срока давности — на оплату задолженностей обычно даётся 5 дней.

Если этот срок уже прошёл, то пристав предложит погасить сумму долга немедленно. Если же гражданин откажется, то только тогда его имущество могут изъять. При этом конфисковать могут не только машину, но и её детали — магнитолу, акустику и даже запасное колесо.

Также велик риск лишиться мобильного телефона, часов и украшений.

В случае если уведомления не было, изымать автомобиль сотрудники ФССП не имеют права, утверждает вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский.

— Если пристав указывает на то, что гражданин является должником, он должен уведомить его об этом, а потом открыть исполнительное производство. Гражданин же может сказать, что ничего о своей задолженности не знает.

При наличии судебного решения о взыскании с должника суммы долга можно сослаться на то, что уведомления хозяин авто не получал и, следовательно, не знал об этом. Значит, и обязательств у него нет. Нужно отстаивать свою позицию.

Если не получится на дороге, то в суде, — советует Ольшанский.

Иногда должники заранее стелют соломку, регистрируя машину на стороннее лицо. Такую машину изъять нельзя. По сути, это лазейка для злостных неплательщиков, которая поможет не остаться без личного транспорта.

Есть ряд случаев, когда у должника не могут изъять автомобиль по определённым причинам. Так, если гражданин нуждается в транспортном средстве в связи с инвалидностью, приставы не смогут его конфисковать.

Также отобрать автомобиль нельзя, если для человека он является единственным средством заработка.

— Когда машина служит единственным средством легального заработка, изъять её нельзя. Если человек работает водителем (таксистом) на собственном авто и может это доказать, машину у него не конфискуют, — рассказал Виктор Травин.

Формально не будут поводом для отказа от конфискаций для приставов и форс-мажорные обстоятельства типа родов жены или необходимости врачу спешить в операционную.  

— В случае форс-мажора есть вероятность, что пристав пойдёт навстречу и отпустит должника. Но, как правило, там, где у пристава есть возможность изъять имущество в счёт долгов, ему плевать будет на беременную женщину в машине, то, что водитель опаздывает, и прочие проблемы должника, ему работать надо, — объясняет президент “Коллегии правовой защиты автовладельцев” Виктор Травин. 

Есть в арсенале судебных приставов и более гуманные меры борьбы с неплательщиками. Так, на автомобиль может быть наложен арест и по решению пристава он может быть направлен на спецстоянку или же передан на ответственное хранение владельцу.

В последнем случае на машине можно ездить, но нельзя её продать или подарить. Такую же цель преследует и ещё одна мера наказания — запрет на совершение регистрационных действий. В этом случае автомобиль заносится в базу ГИБДД и такую машину нельзя снять с учёта или зарегистрировать.

Предполагается, что это делает невозможным продажу авто, но многие мошенники умудряются этим пользоваться. 

О схожей проблеме рассказал Лайфу москвич Александр К. Он купил машину у знакомого, не зная, что у того есть неоплаченный кредит и несколько просроченных штрафов за нарушение ПДД. Договор купли-продажи товарищи написали от руки, при этом продавец отговаривал Александра регистрировать машину в ГИБДД.

Через полгода после сделки покупатель с помощью интернет-сервиса выяснил, что на машину был наложен запрет на регистрационные действия. Александр вынужден был отказаться от поездок на автомобиле и подал на уже бывшего товарища в суд. Причём сам продавец утверждает, что о наложенном запрете ничего не знал.

В данный момент суд ещё не вынес решения.

— Действительно, так бывает, что человек, который продаёт автомобиль, может даже не знать, что на машине есть ограничение. Покупатель идёт в ГИБДД ставить авто на учёт, получает там отказ и далее в суде пытается расторгнуть сделку и получить деньги назад. Но сделать это достаточно трудно.

У меня в практике был случай, когда человек продал автомобиль, а через год приставы наложили ограничение на эту машину, пользуясь старыми данными.

Однако пострадал от этого новый владелец авто — теперь ему придётся доказать, что он честно приобрёл автомобиль и не состоит в сговоре с должником, — рассказывает автомобильный адвокат Сергей Радько.

Если же конфискации не избежать — вернуть машину всё-таки можно. На месте пристав примерно определяет стоимость автомобиля, окончательную же цену изъятого авто определяет эксперт. Далее автомобиль выставляется на торги. До того как машину купят, она принадлежит прежнему хозяину.

Таким образом, оплатив долги, машину можно вернуть через суд, пока она ещё не сменила владельца. Но для этого придётся оплатить издержки, например хранение. Также можно подать заявление в суд с просьбой отсрочки платежа.

В этом случае реализация будет приостановлена, но за стоянку всё равно придётся платить.

— Приставы организуют возмещение путём продажи авто на открытых торгах. Но, как показывает практика, стать участником этих торгов крайне тяжело: есть ряд компаний, которые регулярно приобретают изъятые машины по цене ниже рыночной, а потом перепродают их, — рассказывает Сергей Радько.

Источник: https://life.ru/p/949129

Эвакуатор vs водитель — стоять до последнего!

Правомерно ли изымают мой автомобиль в данном случае?

Среди автовладельцев едва ли найдется хоть один равнодушный к вопросу эвакуации своего автомобиля. Недавний инцидент с водителем Константином Алтуховым, вынужденным провести в уже помещенном на эвакуатор пикапе почти сутки – лишь тому подтверждение. К каким же последствиям может привести противостояние водителя и эвакуационной службы? В этом мы сейчас и разберемся.

Эвакуировать или нет – вот в чем вопрос! 

Для начала стоит определиться, в каких случаях автомобиль может быть эвакуирован. Все основания перемещения транспортных средств на штрафстоянку перечислены в ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ.

К ним относятся, например, отсутствие водительского удостоверения или регистрационных документов на ТС, вождение автомобиля с заведомо неисправной тормозной системой и т. д.

Но самая распространенная причина, по которой машины забирает эвакуатор, – это стоянка в неположенном месте.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Даже если водитель не согласен с эвакуацией неправильно припаркованного автомобиля, оплатить штраф за парковку в неположенном месте – его обязанность (ст. 12.19 КоАП РФ). Напомним, что размер штрафа в этом случае может составлять от 500 руб. до 5 тыс. руб. в зависимости от вида нарушения (ст. 12.19 КоАП РФ).

Главное помнить, что штраф накладывает сотрудник ГИБДД, а не представитель эвакуационной службы, который, по сути, лишь исполняет его решение (ч. 3 ст. 27.13 КоАП РФ, ст. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России).

Иными словами, сотрудник службы эвакуации не может погрузить автомобиль на эвакуатор, если находящийся на месте правонарушения сотрудник полиции не составил соответствующий протокол (ч. 3-8 ст. 27.13 КоАП РФ).

Если автомобиль эвакуировали, нужно быть готовым за это заплатить – расходы на перемещение и хранение транспортного средства несет водитель (ч. 11 ст. 27.13 КоАП РФ). Например, в Москве действуют следующие тарифы: 5 тыс. руб. за эвакуацию и 1 тыс. руб. в сутки за содержание на штрафстоянке (распоряжение Департамента экономической политики и развития г.

Москвы от 9 сентября 2013 г. № 35-Р “Об утверждении размера оплаты расходов на перемещение и хранение на специализированных стоянках задержанных транспортных средств”). При этом до 1 июля 2012 года в ст. 27.

13 КоАП РФ было указано, что за первые сутки на штрафстоянке платить не нужно, в нынешней же редакции эта статья фактически передала субъектам РФ право самостоятельно определять порядок и размеры оплаты расходов на эвакуацию и хранение автомобилей на специализированных стоянках (изменения были внесены Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ).

Уточнить эти тарифы можно на сайтах региональных органов власти (администрации города, департамента транспорта), а также на сайтах официальных служб эвакуации. 

СОВЕТ

Если автомобиль хотят эвакуировать за нарушение правил парковки в вашем присутствии, советуем зафиксировать в протоколе об административном правонарушении свое намерение переставить машину до начала эвакуации и готовность уплатить административный штраф за неправильную парковку, а также тот факт, что инспектор ГИБДД отказывается вернуть вам транспортное средство. В последующем это поможет доказать незаконность эвакуации и вернуть затраченные деньги.

Однако не все так страшно, ведь при определенных условиях эвакуации можно избежать. Главное – устранить причину нарушения до начала перемещения задержанного автомобиля (п. 147.

1 Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения). К примеру, если проблема заключается в неправильной парковке, достаточно переместить свою машину в другое место.

Поскольку нарушение все равно имело место, это не спасет водителя от административного штрафа, но необходимость эвакуации автомобиля исчезнет.

Если автомобиль эвакуируют в присутствии водителя, который признает свою обязанность оплатить штраф, ему следует максимально четко донести свою позицию до сотрудника Госавтоинспекции и обосновать законность своих требований о возврате автомобиля со ссылкой на ст. 27.13 КоАП РФ и п. 147.1 Административного регламента МВД России.

Необходимо объяснить, что устранение нарушения является основанием для того, чтобы прекратить эвакуацию. Кроме того, водитель может заснять этот процесс на видео, заранее предупредив о своем намерении фиксировать все действия (ст. 55 ГПК РФ, ст. 152.1 ГК РФ).

Кроме того, он может привлечь свидетелей, которые смогут подтвердить, что сотрудники ГИБДД и представитель службы перемещения транспортных средств действовали с превышением своих полномочий.

Противостояние длиною в сутки 

Часто автомобили эвакуируют прямо на глазах у водителей, выражающих готовность устранить нарушение на месте и оплатить административный штраф.

Недавно внимание общественности было приковано к новости о московском водителе Константине Алтухове, который 22 часа провел в своей машине, уже помещенной на эвакуатор.

Таким образом водитель выражал свое несогласие с решением отправить его автомобиль на штрафстоянку за нарушение правил парковки.

Позиция каждого из участников конфликта вполне понятна. Алтухов счел эвакуацию незаконной, поскольку был готов устранить нарушение, переместив машину. Хотя, по словам представителей Московского паркинга, запрыгнул в свою машину, когда эвакуатор уже начал движение.

Сотрудники эвакуационной службы убеждены, что процедура эвакуации была соблюдена в строгом соответствии с действующим законом – сотрудники ГИБДД оформили постановление о нарушении и составили протокол задержания транспортного средства. “Автомобиль был погружен на эвакуатор, который начал движение.

Он даже успел проехать 200 метров, когда автовладелец догнал его и прыгнул в автомобиль, стоявший на платформе. По правилам техники безопасности перемещение автомобиля с человеком запрещено, поэтому водитель эвакуатора сразу же прекратил движение.

Снять транспортное средство сотрудник службы эвакуации не имеет права, так как с момента начала движения эвакуатора автомобиль попадает в нашу единую базу данных, и владелец может забрать его только со специализированной стоянки, оплатив стоимость эвакуации”, – пояснили нам в пресс-службе Московского паркинга.

Это противостояние привлекло к себе внимание не только со стороны прохожих, но и среди представителей СМИ, вызвав немалый общественный резонанс. К примеру, на прошлой неделе члены Общественной палаты РФ выработали ряд идей по решению проблем взаимодействия автомобилистов с сотрудниками службы эвакуации транспортных средств.

Например, общественники предлагают незамедлительно возвращать автомобиль на любом этапе эвакуации, а также обязывать водителя оплатить перемещение машины на штрафстоянку только после того, как постановление о правонарушении вступит в законную силу.

Ведь, если верить пользователям многочисленных интернет-форумов, случай с Алтуховым – далеко не единственный подобный прецедент.

Еще до этого инцидента председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов высказал мнение об исключительном характере такой меры пресечения правонарушения как эвакуация автомобиля.

Он предложил эвакуировать не все неправильно запаркованные автомобили, а только те, которые создают для других машин и пешеходов препятствия. Все остальные транспортные средства, по мнению депутата, при наличии свободных мест должны быть просто перемещены.

МНЕНИЕ

Антон Цветков, председатель Комиссии по общественной безопасности Общественной палаты РФ:

“Я обратился к мэру столицы Сергею Собянину по поводу проверки подразделений, отвечающих за эвакуацию. По моим данным, полученным от Госавтоинспекции Москвы, с начала года нарушения ПДД были зафиксированы в отношении более чем 2,5 тысяч эвакуаторов.

И вчера нам стало известно, что освобожден от должности начальник Московской административной дорожной инспекции. Кроме того, на днях я провел рабочую встречу с заместителем мэра Москвы, руководителем Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Максимом Ликсутовым.

В ходе встречи мы договорились, что в ближайшее время будет разработана информационная брошюра, в которой четко и предельно понятно будут описаны все права и обязанности граждан-автовладельцев при взаимодействии с представителями Администратора Московского парковочного пространства и Московской административной дорожной инспекции. Ликсутов однозначно выразил свою позицию: если эвакуатор с погруженным на платформу автомобилем еще не начал движение, а водитель появился, машину обязаны ему вернуть без взимания платы за эвакуацию. Мы также пришли к согласию о необходимости пресечения противоправных действий граждан, направленных на противодействие сотрудникам эвакуационных организаций”.

Развязка или начало нового конфликта? 

Источник: http://www.garant.ru/article/581144/

Изъятие автомобиля на специализированную стоянку (эвакуация на штрафстоянку)

Правомерно ли изымают мой автомобиль в данном случае?

К сожалению, водители не всегда соблюдают ПДД: управляют автомобилем в нетрезвом состоянии или не имея водительских прав, паркуются в неположенном месте и так далее. И тогда их поведение на дороге несет угрозу для других участников движения или создает им существенные затруднения.

Поэтому для обеспечения безопасности дорожного движения более целесообразно транспортное средство перевезти в то место, где водитель не сможет им воспользоваться, пока не будет устранено нарушение, или виновное лицо привлечено к ответственности.

Для этого и применяется эвакуация автомобиля на штраф стоянку.

Эвакуация автомобиля может проводиться по Кодексу об административных правонарушениях или по Уголовному кодексу. В обоих случаях различаются основания, порядок эвакуации и хранения, порядок возврата.

По КоАП автомобиль эвакуируется на штрафстоянку в следующих случаях:

Управление автомобилем в состоянии опьянения;

Управление автомобилем без водительского удостоверения;

Нарушение правил остановки и стоянки, неправильная парковка;

Переделывание автомобиля под рекламную конструкцию;

Нарушение правил перевозки крупных или опасных грузов.

При совершении иных правонарушений эвакуация автомобиля запрещается. Эвакуация должна происходить в присутствии двух понятых, причем это должны быть лица, не заинтересованные в деле.

То есть понятыми не могут быть сотрудники ДПС или водитель эвакуатора. Об эвакуации составляется протокол, который должны подписать оба понятых. Соблюдение процедуры в этом случае крайне важно.

Даже при одном нарушении этой процедуры эвакуация автомобиля может быть признана незаконной.

На время нахождения автомобиля на штрафстоянке он подлежит охране. К организации штрафстоянки и оформлению поступающих автомобилей предъявляется ряд требований.

Так, штрафстоянка должна быть оборудована шлагбаумом, местом для постоянного нахождения работника организации и видеокамерами. При поступлении автомобиля на стоянку производится осмотр, составление описи и опечатывание.

В опись вносятся не только сведения о марке и модели автомобиля, но и о его техническом состоянии и наличии видимых дефектов. Наличие этих сведений важно для определения того, кто будет нести ответственность за повреждения автомобиля.

Организация, осуществляющая охрану, несет ответственность только в том случае, если повреждения возникли во время нахождения автомобиля на стоянке. Собственник в этом случае может предъявить иск, и причиненный вред будет возмещен.

По общему правилу, оплачивает нахождение автомобиля на штрафстоянке собственник. Однако если автомобиль был эвакуирован незаконно, в том числе с нарушением процедуры, то расходы на оплату возмещаются из бюджета.

Автомобиль можно забирать после устранения причин задержания.

Для того, чтобы забрать автомобиль, нужно предъявить не только паспорт и водительские права, но и документы, подтверждающие отсутствие оснований для задержания.

На штрафстоянку часто поступают автомобили тех водителей, которые забыли водительские удостоверения дома. В этом случае ФИО водителя пробивается по базе ГИБДД, и водитель может вернуться домой за удостоверением и забрать автомобиль. В этом случае специального разрешения не требуется.

Бывают случаи, когда лицо не может забрать автомобиль: не имеет водительских прав или времени и так далее. Тогда забрать автомобиль может не член семьи или иное лицо. Для этого оно должно предъявить водительское удостоверение, полис ОСАГО, и квитанцию об оплате времени нахождения автомобиля на штрафстоянке. При этом доверенность от собственника транспортного средства предъявлять не нужно.

Если порядок эвакуации по КоАП знаком многим автовладельцам, то с изъятием автомобиля в качестве вещественного доказательства возникают проблемы. Они связаны с тем, что такие ситуации встречаются реже. Но это не означает, что порядок возврата в данном случае будет проще.

Автомобиль изымается не из-за совершения преступления, так как это еще нужно доказывать. В уголовном процессе он служит вещественным доказательством. Он подлежит изъятию тогда, когда из него можно узнать информацию, нужную для расследования дела или найти следы: отпечатки пальцев, оставленные вещи, запрещенные вещества. Автомобиль может быть изъят по следующим категориям уголовных дел:

  • Повторное управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения;
  • ДТП, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или смерть лица;
  • Кража автомобиля;
  • Угон. Он отличается от кражи тем, что в этом случае лицо не имеет намерения оставить автомобиль себе;
  • Перевозка наркотических средств в этом автомобиле;
  • И другие. Перечень преступлений не исчерпывающий, то есть автомобиль изымается, если он представляет интерес для расследования.

Порядок изъятия автомобиля строго регламентирован законом. Изъятие автомобиля осуществляется по постановлению следователя или дознавателя.

Это действие должно сопровождаться протоколом, в котором подробно описываются признаки и техническое состояние автомобиля. При изъятии автомобиля должны присутствовать двое понятых, не заинтересованных в расследовании.

То есть не могут быть понятыми оперативные сотрудники, следователь или члены семьи лица, у которого изымается автомобиль.

Далее автомобиль с помощью эвакуатора направляется на штрафстоянку. Так как он считается вещественным доказательством, то, по общему правилу, он подлежит хранению до вступления в силу приговора суда. Однако если он был исследован и больше не представляет интереса для расследования, он может быть возвращен владельцу. Для этого собственник должен подать ходатайство.

Место, куда оно подается, зависит от стадии расследования дела. Если по делу ведется предварительное расследование, то есть оно еще не поступило в суд, то ходатайство подается следователю или дознавателю. Отказ в возврате автомобиля может быть обжалован в суд.

Если же дело рассматривается в суде, то ходатайство может быть подано судье как устно на заседании, так и в письменной форме.

Пока по уголовному делу ведется производство, оплата штрафстоянки осуществляется из бюджета. И чем дольше автомобиль там находится, тем больше будет итоговая сумма.

Поэтому подача ходатайства подозреваемым или обвиняемым  целесообразна уже через несколько дней после изъятия. Вопрос о том, кто оплачивает судебные расходы, разрешается уже в суде в зависимости от того, какой приговор выносится и чей автомобиль был изъят.

Если автомобиль принадлежит подсудимому, и он был признан виновным, то он обязан возместить в бюджет расходы, связанные с нахождением автомобиля на штрафстоянке.

Если же автомобиль принадлежит потерпевшему либо подсудимый был признан невиновным, то расходы на штрафстоянку они не несут. В любом случае следует руководствоваться положениями приговора о распределении судебных расходов.

Возврат автомобиля возможен только после вынесения следователем или судом постановления. Для возврата автомобиля со штрафстоянки нужно предъявить не только это постановление, но и водительские права и полис ОСАГО. Доверенность в этом случае также не требуется.

После возврата автомобиля со штрафстоянки на нем могут быть обнаружены повреждения. Ответственность за возмещение вреда, причиненного автомобилю, несет тот, по чьей вине этот вред был причинен.

Если автомобиль потерпевшего был поврежден до эвакуации на штрафстоянку и потерпевший доказал, что до преступления на нем не было этих повреждений, то вред возмещается осужденным.

Для выяснения момента возникновения повреждений используются фотографии и опись, изготовляемые при доставке автомобиля на штрафстоянку. Если повреждения возникли при нахождении автомобиля на ней, то за них отвечает организация, которая ее охраняет.

Чаще всего водителей интересуют именно финансовая сторона нахождения автомобиля на штрафстоянке, а именно то, кто оплачивает нахождение на ней автомобиля.

И этот вопрос решается по-разному в зависимости от вида процесса, и поэтому необходимо четко понимать особенности изъятия автомобиля применительно к каждому виду процесса. Но лучше, конечно, чтобы Ваш автомобиль не изымали.

А для этого нужно соблюдать ПДД. И не совершать преступлений.

Источник: https://pravo163.ru/izyatie-avtomobilya-na-specializirovannuyu-stoyanku-evakuaciya-na-shtrafstoyanku/

Что делать, если ваш автомобиль забрал эвакуатор. История из жизни

Правомерно ли изымают мой автомобиль в данном случае?

Все автомобилисты помнят те времена, когда автомобили принудительно эвакуировали за неправильную парковку при первой удобной возможности, и что-то доказывать было бесполезно. Но потом эвакуаторы исчезли.

Однако необходимо признать, что вместе с этим из-за неправильных парковок возросло количество проблем с движением транспорта и уборкой улиц. Почти год назад были приняты изменения в законодательство, и эвакуаторы появились снова. Ниже попытаемся разобраться, что с этим делать и как себя вести в случаях временного задержания вашего автомобиля.

Один мой товарищ приехал в Киев по делам. Спеша на заседание, он оставил свой автомобиль там, где смог найти удачное место. Посмотрел, что вроде как никому не мешает, и побежал по делам.

Вернулся через час, а машины нет. Сразу начал думать худшее – украли. Уверен, что вы легко сможете представить себе его состояние. Как добраться домой? Что делать в незнакомом городе? Походил, повозмущался и начал звонить в полицию. Заявление о похищении зарегистрировали. Через час позвонили правоохранители и сказали, что автомобиль временно задержан и увезен на штрафплощадку.

Взволнованный, но радостный, что автомобиль нашлось, на такси мой друг поехал в райотдел полиции. Но был уже вечер, и в райотделе не было работника, занимающегося оформлением административных протоколов. Пришлось ночевать в хостеле и ехать в полицию следующим утром.

На следующий день пришлось ожидать около часа, пока составят протокол и постановление. Затем отправили платить штраф в банковское отделение. Там также очередь.

Оплатил и вернулся в райотдел за справкой на выдачу автомобиля с площадки. Работало около 5 окошек, в которых неторопливо выдавали справки, но пришло время обеда и все закрылось. Пришлось ожидать еще час.

После получения справки поехал по адресу стоянки – на левый берег Днепра, куда-то в промзону.

Искал стоянку больше двух часов: расстояния в промзоне большие, адрес одного дома занимает несколько километров. Никаких отметок и указателей. Начало темнеть. Нашел случайно. На стоянке моего товарища ждал еще один сюрприз. Пришлось платить за вторые сутки, потому что по правилам стоянки время измерялся посуточно и уже начались следующие учетные сутки.

Сел за руль злой, голодный, усталый. А впереди еще около четырех сотен километров дороги домой. Решил судиться принципиально. Но когда от юриста услышал, что для того, чтобы оспорить 510 гривен штрафа за нарушение парковки, нужно заплатить 580 гривен судебного сбора, еще и иск нужно составить и юриста привлечь – желание идти в суд резко уменьшилось.

История типичная. Она может случиться с каждым автомобилистом. Поэтому давайте разберем эту ситуацию с юридической точки зрения.

Право на задержание автомобиля вернулось к нам с конца прошлого года. Эти полномочия принадлежит полиции. При этом полицейский может применять блокировку колес или временное задержание автомобиля и изъятия его с помощью спецтехники (эвакуатора).

Но надо знать, что по закону эвакуировать можно не любой неправильно припаркованный автомобиль, а только тот, который расположен таким образом, что существенно препятствует дорожному движению. Например, стоит на трамвайных путях, закрывает проезд по улице и тому подобное.

Изъятие автомобиля происходит в присутствии двух свидетелей, которые подписывают документы об изъятии. Свою подпись также ставит водитель эвакуатора.

По закону, полицейскому рекомендуется сфотографировать автомобиль перед его изъятием. На месте изъятого автомобиля должно остаться сообщение полицейского о применении временного изъятия и местонахождение отдела полиции, сотрудник которого провел изъятия. На практике же фотографирование не производится и сообщений никто не оставляет.

Согласно с правилами владельцу должны вернуть автомобиль сразу после предъявления квитанции об оплате расходов на транспортировку и хранение на штрафплощадке, а также протокола и постановления об административных правонарушениях. При этом запрещено требовать доказательств уплаты самого штрафа.

Закон напрямую запрещает полицейским изымать транспортные средства, если:

  • они не создают существенных (значительных) препятствий дорожному движению или
  • если водитель автомобиля присутствует на месте и может быстро устранить явное нарушение (существующее препятствие).

Как показывает практика, чаще всего эвакуацию применяют к автомобилям среднего класса, опасаясь задерживать дорогие машины, а также не забирают старых дешевых автомобилей. Логика простая, из дешевого авто денег не возьмешь, а за дорогой автомобиль могут и в суд подать, и проблемы создать. А владельцы автомобилей средней стоимости в суд подают крайне редко.

Итак, рекомендации в случае изъятия автомобиля:

  1. Осмотреть прилегающую территорию, где был припаркован автомобиль, чтобы выявить сообщения от полицейского об изъятии автомобиля.
  2. Если такого сообщения не обнаружено, позвонить 102 и сообщить о пропаже (похищение) автомобиля.
  3. Прийти в отделение полиции для оформления протокола и постановления об административном правонарушении. Штраф за нарушение правил парковки в способ, который создает значительные препятствия дорожному движению составляет 510 грн.
  4. Уточнить у полицейского конкретное местоположение штрафплощадки. Как правило, такие площадки находятся в промышленной зоне или на окраине города. Поэтому нужно знать не просто адрес, а подробно выяснить, где именно находится ваш автомобиль.
  5. Перед тем, как ехать за автомобилем, заплатите расходы за транспортировку и хранение автомобиля, поскольку часто возможность заплатить по месту стоянки отсутствует. Цены за транспортировку и хранение на штрафплощадке везде одинаковы, они определенные законом. Так, за транспортировку автомобиля весом до 2000 кг установлена оплата 600 грн., до 3000 кг – 700 грн., свыше 3000 кг – 850 грн. Хранение автомобиля на штрафплощадке – 120 грн. в сутки.
  6. Вам обязаны выдать автомобиль сразу после предъявления вами документов о собственности на автомобиль, квитанции об оплате услуг эвакуатора и хранения, а также экземпляр постановления об административном правонарушении. Требование других документов законом не предусмотрено. Если автомобиль не возвращают, вызывайте полицию и требуйте, чтобы по вашему заявлению внесли сведения о преступлении в реестр досудебных расследований (возбудили уголовное дело за самоуправство).

Стоит ли судиться с полицией?

Если вы уверены, что припаркованный Вами автомобиль, не нарушал требований закона или хоть и нарушал правила стоянки, но не мог создавать существенных (значительных) препятствий для дорожного движения, тогда вы имеете все шансы выиграть дело в суде.

Конечно, хорошо иметь фото своего припаркованного автомобиля, в качестве доказательства для суда. Но даже если у вас нет доказательств расположения автомобиля – это не проблема.

Согласно правил административного судопроизводства в Украине именно ответчик (в данном случае полицейский) должен доказать, что действовал законно.

То есть представить доказательства существенного (значительного) препятствование дорожному движению вследствие неправильно припаркованного автомобиля.

Поэтому, получив от полицейского постановление о наложении штрафа, не спешите оплачивать его. Уплаченные в бюджет средства очень трудно забрать обратно, даже на основании судебного решения. Для уплаты без санкций есть 10 дней и этот срок продлевается автоматически на все время рассмотрения дела, если вы обратились в суд.

Для обращения в суд необходимо оформить административный иск. Это письменный документ, требования к которому вы можете найти в ст. 106 Кодекса административного судопроизводства Украины.

В принципе в составлении административного иска нет ничего сложного, поэтому для этого не обязательно обращаться к юристу.

К исковому заявлению необходимо приложить копию постановления об административном правонарушении и доказательства уплаты судебного сбора, а также доказательства расходов на эвакуацию и хранение автомобиля на штрафплощадке.

За рассмотрение такой административного дела в суде нужно оплатить 0,4 размера минимальной зарплаты (в данное время это 580 грн.). Исковое заявление и приложенные материалы должны быть представлены в двух экземплярах (другой экземпляр направляется ответчику). Ответчиком в таком судебном разбирательстве является полицейский, который вынес постановление об административном правонарушении.

Часто можно услышать, что судебный сбор за обжалование наложенного штрафа является слишком большим

Да, вы правы, 580 грн. – это явно неадекватная сумма. Такой размер платежа определен Законом Украины “О судебных расходах”. Еще год назад эта сумма была в десять раз меньше. Но, наши законотворцы, наверное, решили, что граждане слишком часто судятся с властью. Другого объяснения резкому повышению судебного сбора просто нет.

Если ваш иск будет удовлетворен, то присудят взыскании с ответчика 580 грн судебного сбора, наряду с отменой штрафа и постановления об административном правонарушении.

Следует также указать, что вы можете включить в иск требование о возмещении причиненного морального (неимущественного) вреда. Размер вы определяете самостоятельно, в зависимости от обстоятельств. Чаще всего в подобных случаях к взысканию заявляют 3000 – 5000 грн.

Размер заявленного морального вреда никак не влияет на размер судебного сбора. За это требование также придется заплатить 580 грн. Решая дело суд часто уменьшает эту сумму, присуждая от 300 до 1000 грн. Но единых стандартов нет.

Единственное, чего точно не сможет сделать судья, это взыскать с ответчика больше, чем вы попросили в административном иске.

Согласно закона существует возможность требовать возмещения морального вреда за неправомерное наложение штрафа и временное задержание автомобиля сразу в административном иске с одновременным рассмотрением требований об отмене постановления об административных правонарушениях. Также такой иск можно заявить позже, после рассмотрения административного дела, путем подачи самостоятельного иска в порядке гражданского судопроизводства.

Судиться или не судиться?

Я как профессиональный правозащитник отвечаю – судиться обязательно.

Полицейский как блюститель закона должен следовать его требованиям неукоснительно и, применяя меры по ограничению собственности, должен действовать в пределах полномочий и способом, определенным законом. Это правило действует для всех госслужащих. Но для правоохранительных органов эти требования приобретают особое значение.

Если вы миритесь с противоправными действиями полицейского, то вы усугубляете кризис в собственной стране. Безнаказанное умышленное нарушение прав граждан, которое совершено полицейским, является не меньшей угрозой, чем действия преступников.

Кроме этого, вы еще и финансируете беззаконие, ибо платите безосновательный штраф, расходы на эвакуатор и услуги стоянки. Также, отказываясь защищать свои права, вы подвергаете опасности других граждан.

Поскольку только обжалования неправомерных действий позволяет эффективно восстановить права, прекратить нарушение и сформировать правовую систему в государстве.

Иногда предприятия, предоставляющие местной власти услуги спецтехники (эвакуатора) договариваются с полицейскими и пытаются заниматься своеобразным бизнесом на людской беде.

Понимая, что граждане редко судятся, “властные бизнесмены” живут очень неплохо. Таким образом мы сами способствуем преступном обогащению через свою правовую безграмотность, равнодушие или нерешительность.

Если бездействовать, то со временем проблема будет только усугубляться.

Искренне надеюсь, что изложенное выше поможет вам защитить свои права и избежать ненужных волнений. Также надеюсь, что мои доводы о необходимости обращения в суд будут для вас убедительными.

Актуальные услуги:

Актуальные заметки:

Источник: https://www.smartsolutions.ua/chto-delat,-esli-vashe-avtomobil-zabral-evakuator.-istoriya-iz-zhizni

Законно купленные машины забирают у владельцев как вещдоки – МК Саратов

Правомерно ли изымают мой автомобиль в данном случае?

Десятки автовладельцев в Саратове охвачены паникой

Причём производится изъятие настолько странным образом, что заставляет встревоженных людей объединяться в группы, искать помощи у юристов и в прокуратуре, писать обращения на сайт Президента России и спикера Госдумы. В том, что происходит, попытался разобраться корреспондент «МК» в Саратове».

«Сейчас будет задержание»

Рассказ моей собеседницы Галины БАХМАТОВОЙ звучит как несмешной анекдот:

— Вечером 18 апреля мне позвонил какой-то мужчина, представившийся старшим лейтенантом полиции из городского ГИБДД, сообщил, что приехал к моему дому за моей машиной (!), но не нашёл её и теперь желает немедленно встретиться.

Сказал, что руководство поставило ему задачу срочно найти мой автомобиль, при этом причину он точно не знал: «То ли у вас слишком много штрафов, то ли кто-то ездит под вашим номером» (у меня сохранилась запись этого телефонного разговора, как и всех последующих диалогов с якобы сотрудниками полиции). Я пришла в недоумение, поскольку все свои штрафы оплачивала вовремя. Звонивший замялся, пояснил, что подробностями не владеет, так как он «сотрудник низшего звена». Мне это показалось очень странным, и я ответила, что буду реагировать только на официальные уведомления или повестки.

Встревоженная Галина связалась с дежурной частью городского отдела ГИБДД, затем приехала в отдел, где услышала, что её автомобиль suzuki SX4 sedan, приобретённый в августе 2017 г.

у менеджера автосалона «Гепард-Авто», является вещественным доказательством по уголовному делу о мошенничестве. Поэтому надо срочно ехать в Управление МВД по Саратову и там давать пояснения следователю.

Владелица suzuki позвонила своему адвокату и решила, что следователь должен вызвать её повесткой.  

Вскоре последовал ещё один звонок: человек, называвший себя сотрудником отделения розыска полка ДПС по имени Рушан, настаивал, чтобы Галина немедленно приехала в УМВД. При этом он заявлял, что «машина находится в розыске, сейчас будет задержание, вызов следственно-оперативной группы и изъятие автомобиля с помощью эвакуатора».

— Я нашла в интернете информацию о том, что в автосалоне «Гепард-Авто» обманывали клиентов, сдающих туда свои машины на комиссию, то есть для продажи, — говорит Бахматова.

— Авто продавали, но деньги людям якобы не возвращали, поэтому ещё в прошлом году было возбуждено уголовное дело и заместитель гендиректора фирмы «Феникс», занимающейся продажей машин из автосалона, Сергей ВЬЮНОВ находится под домашним арестом.

Но при чём тут я? Машина приобретена законным путём и зарегистрирована в МРЭО ГИБДД. Если у следователя есть ко мне вопросы, пусть приглашают на законном основании.

Этот Рушан опять звонил мне и добивался встречи, якобы чтобы передать повестку — с какой стати это делает инспектор ГИБДД и почему я должна ему верить? Очень странно ведут себя в данной ситуации сотрудники органов внутренних дел!

Свидетели или потерпевшие?

Благодаря своевременной консультации с адвокатом Галина Бахматова пока осталась при своём автомобиле — ей в итоге даже оставили машину под сохранную расписку (хотя моя собеседница не уверена, что её больше не будут беспокоить). Другим владельцам машин из злополучного «Гепард-Авто» повезло гораздо меньше.

Николай ещё в конце 2016 г. выставил на продажу в «Гепард-Авто» старый «опель», принадлежащий жене. Машину продали, но деньги за неё вернули лишь частично: то бухгалтера не было, то ещё возникали какие-то проблемы. В конце концов, уговорили взять из салона другую машину по собственному выбору.

18 апреля нынешнего года поздним вечером вдруг позвонили сотрудники ГИБДД, приехали к дому, потребовали документы на машину и пригласили супругов проехать в городской УМВД. Там их опросил оперуполномоченный службы по борьбе с экономической преступностью, жену сфотографировали на фоне машины и пожелали счастливо добраться домой… на такси.

Ошеломлённым хозяевам сказали, что их машина находится в розыске и теперь арестована, за всеми разъяснениями обращаться к следователю. 

Ещё более интересная история случилась с жительницей Воскресенского района Мариной СВИТИНСКОЙ. Когда осенью 2017 г. она покупала машину на авторынке на Вольском тракте, то ни о каком «Гепард-Авто» ничего не слышала. Вопрос возник лишь 26 апреля: к ней в гости пожаловал оперативник из Саратова в компании местного участкового.

— Мне издалека показали постановление об изъятии машины, нужной следствию как вещдок,— говорит Марина.— Стали что-то объяснять: дескать, совершены мошеннические действия и тому подобное. Я ответила, что меня это не интересует, машина моя на законном основании и никому её отдавать не собираюсь.

Трудный разговор длился до вечера, на меня оказывали психологическое давление, говорили, что сейчас приедет группа с постановлением на обыск и перевернёт всё село в поисках машины. Оба сотрудника полиции клялись: машину изымают всего на три дня для проведения ряда экспертиз. Каких именно экспертиз, они пояснить не могли.

При этом я услышала, как наш участковый разговаривает по телефону с райотделом внутренних дел, от него требовали доставить машину во что бы то ни стало. В конце концов я не выдержала натиска и сдалась. Теперь понимаю, что меня просто запугали. Сама отогнала автомобиль во двор райотдела, где она до сих пор и стоит.

Характерная черта: изъятие происходило без понятых. 

Через некоторое время после нашего разговора Свитинская позвонила мне и сообщила, что её машина из двора райотдела исчезла в неизвестном направлении — сотрудники местной полиции ничего внятно пояснить не могут.

Сейчас владельцы машин, оказавшихся вещдоками и изъятых по этой причине, находят друг друга и собираются в группу, чтобы вместе защищать свои интересы. Таких людей уже более двух десятков.

Они не понимают, кем себя считать — свидетелями по уголовному делу, в которое попали не по своей воле, или потерпевшими? Практически все выражают недоумение действиями сотрудников полиции: к кому-то оперативники приехали, назвавшись работниками компании по автострахованию, другим сообщили, что к ним в дом пришли на основании заявления об угоне автомобиля, поступившего от некой гражданки, и так далее.

Среди владельцев изъятых авто пошли слухи: якобы некоторые машины уже возвращают их прежним хозяевам, тем, кого «кинули» в «Гепард-Авто».

Что это означает? Если пострадавших от мошенничества много (по некоторым данным, их порядка ста десяти человек), расследование уголовного дела может затянуться на годы! Где всё это время будут находиться вещдоки на колёсах и что с ними может произойти за это время? Почему нельзя оставить их на ответственное хранение последним в цепочке законным владельцам? Эти вопросы закономерно адресовать следователям.

Сергей ГУК, которому машину сначала оставили под ответственное хранение, а затем всё же изъяли, так и сделал: позвонил старшему следственной группы ДОБРОВОЛЬСКОЙ.

Он сказал мне, что получил подтверждение того, что его машина передана на хранение «другому лицу» — из разговора следовало, что, видимо, этим лицом является прежний владелец, который пользоваться автомобилем не может, поскольку не имеет на него никаких документов.

Добровольская объяснила, что такое решение принято потому, что некоторые из нынешних владельцев прямым текстом заявляли ей: они лучше продадут авто на запчасти или просто уничтожат, чем отдадут. Вот такого градуса напряжения достиг накал страстей.   

Ещё один из моих собеседников, Антон, сказал, что работает торговым представителем и теперь вынужден срочно брать кредит, чтобы приобрести другой автомобиль, поскольку без колёс выполнять свои обязанности не может. Другие жаловались на то, что, приобретая подержанные машины, вкладывали деньги в их ремонт и техобслуживание — кто будет возмещать эти расходы?

Инструкция специалиста

Вадим МИХОЛАП, юрист, считает, что прежде всего в данной ситуации надо ответить на главный вопрос: насколько правомерны действия сотрудников полиции?

— На первый взгляд, во всём этом нет ничего особенного. Машины являются вещественными доказательствами по уголовному делу о мошенничестве, и руководитель следственной группы выносит постановление об их изъятии.

Но поскольку такие вещдоки, будучи весьма громоздкими и объёмными, в материалах дела храниться не могут, законом предусмотрено, что они могут быть переданы на ответственное хранение законному владельцу (с правом или без права пользования, по этому поводу тоже принимается отдельное решение).

Теперь вопрос: кто в нашей ситуации является законным владельцем? У добросовестных покупателей есть основания считать, что именно они владеют приобретёнными и зарегистрированными на их имя автомобилями по праву. Соответственно, и находиться вещдоки на колёсах должны у них.  

Вадим Витальевич также отметил, что изъятие вещдоков, насколько ему известно, проводится по другой процедуре. Владельца машины-вещдока приглашают официальным извещением к следователю, разъясняют ситуацию и ставят в известность о решении забрать автомобиль.

При этом у человека есть право заявить о несогласии с таким решением и ходатайствовать об оставлении машины у него на ответственном хранении.

Отказ в данном ходатайстве тоже должен быть предоставлен в письменном виде, что даёт возможность обратиться в суд для защиты своих прав.

— Что же получается сейчас? — говорит юрист. — Владельцев машин ловят, как каких-то преступников, вводят их в заблуждение относительно намерений полиции, хотя никто из этих людей, добросовестных покупателей машин, не совершил ничего противозаконного.

Таким образом, единственная возможность вернуть свой автомобиль — заявить ходатайство о передаче на ответственное хранение и получить ответ, который можно оспорить в суде. При этом, предупреждает Михолап, нужно быть готовым к тому, что следователь по каким-то причинам может ходатайство не принять, в этом случае необходимо проявить разумную настойчивость.

К такому же методу придётся прибегнуть и тем владельцам, которые на сегодняшний день ещё не отдали своих автомобилей — скрывать их от следствия до бесконечности не удастся, да и нет в этом необходимости.

Из ГУ МВД РФ по Саратовской области нам ответили:

— По данному уголовному делу транспортные средства были переданы владельцам либо вторым или третьим приобретателям (после потерпевшего) на ответственное хранение до окончания производства по делу и принятия окончательного решения судом.

Как это понимать, предоставляем решать каждому самостоятельно.

Получается, что от деятельности автосалона «Гепард-Авто» и фирмы «Феникс» пострадали уже две стороны — те, кто сдавал свои автомобили на комиссию и на продажу, и те, кто эти автомобили покупал.

Источник: https://saratov.mk.ru/social/2018/05/15/zakonno-kuplennye-mashiny-zabirayut-u-vladelcev-kak-veshhdoki.html

Законовед
Добавить комментарий