Перезаключать договор?

Надо ли перезаключать договор на газ?

Перезаключать договор?

Недавно в нашей редакции раздался тревожный звонок. За ним последовала целая череда похожих обращений.

Абоненты ОА «Горячий Ключгоргаз» жаловались — специалисты этой организации настаивают на срочном перезаключении договоров на поставку газа и техобслуживание оборудования. Особые нарекания вызывали возникающие в связи с этим очереди.

Один из наших читателей, проживающий в сельской местности, посетовал — ему пришлось несколько раз приезжать в горгаз, так как с первого визита попасть к заветному (и единственному) абонентскому окошку, принимающему документы, не получилось. Другие обратившиеся тоже негодовали.

— С «Горячий Ключгоргазом» мы договор заключали в прошлом году, платили деньги за документы, которые нужно было собрать для его оформления. И вот те нате — опять двадцать пять. А почему мы должны в одну и туже организацию опять нести все собранные справки, на которые, кстати, тратятся не только финансы, но и время? — вопрошал в трубке голос рассерженного читателя.

Реакция людей вполне объяснимая и, разумеется, она требует комментариев руководства этой организации. Разъяснить ситуацию мы попросили главного инженера, заместителя директора филиала № 9 «Газпром газораспределение Краснодар» Анзора Чич.

— Почему возникла необходимость в перезаключении договоров. АО «Горячий Ключгоргаз» больше не работает?

Перезаключение договоров не требуется. АО «Горячий Ключгоргаз» продолжает осуществлять свою деятельность на территории города Горячий Ключ в соответствии с уставом общества. Заключенные физическими и юридическими лицами договора на техобслуживание (ТО ВДГО) с АО «Горячий Ключгоргаз» считаются действующими и не будут расторгаться в одностороннем порядке.

С целью надлежащего исполнения обязательств и не допущения нарушения прав граждан в жилищной сфере, АО «Газпром газораспределение Краснодар», как управляющая организация АО «Горячий Ключгоргаз», в соответствии с п.4.6 договора управления, приняла решение о передаче функций по исполнению договоров ТО ВДГО от имени АО «Горячий Ключгоргаз» АО «Газпром газораспределение Краснодар» в лице филиала №9.

Таким образом, все обязательства АО «Горячий Ключгоргаз» исполняются в полном объеме, в соответствии с условиями обязательств и требований законов РФ.

Если у обратившегося в редакцию заявителя останутся вопросы, прошу обращаться ко мне лично для рассмотрения конкретной ситуации.

-Если происходит первичное подключение к сетям газораспределения или истек срок действия старого соглашения, договор на ТО можно заключить только с местным филиалом «Газпром газораспределение Краснодар»?

— Нет, организацию горожане могут выбрать самостоятельно. Главное требование, чтобы она была специализированной, имеющей допуск к проведению работ по техническому обслуживанию, с круглосуточно действующей аварийно-диспетчерской службой. Таких фирм в Горячем Ключе несколько. На стендах в нашем офисе вывешен их перечень.

— Какие документы нужно собрать, чтобы заключить новый договор, и во сколько обойдется их оформление?

— Оплата работ по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО (ВКГО) производится только по факту их выполнения. Оформление договора не входит в перечень работ по ВДГО и, следовательно, плата за оформление договора не взимается.

Исчерпывающий перечень необходимых документов для заключения договора ТО ВДГО установлен п.19 «Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению», утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410.

Если подробнее, то в первую очередь, понадобятся правоустанавливающие документы на объект недвижимости, то есть выписка из реестра, подтверждающая право собственности обратившегося человека на квартиру или жилой дом.

Если речь идет о домовладении в частном секторе, то нужно будет дополнительно предоставить документы на землю.

В том случае если жилой объект находится в долевой собственности, потребуется согласие совладельца на заключение договора.

Следующие в перечне — копии паспортов на газоиспользующее оборудование. В случае их отсутствия потребуется информация о марке и мощности оборудования. То есть при перезаключении договора наши специалисты проводят своеобразную техническую инвентаризацию. Далее — паспорт владельца дома.

Кроме этого, нужно будет предоставить акт о техническом состоянии дымохода. Это подтверждение выполнения собственником закона, регламентирующего регулярную (не менее одного раза в год) проверку дымоходов.

В Горячем Ключе есть несколько организаций, занимающихся данным видом деятельности. Информация с их телефонами и адресами тоже доступна в нашем офисе, с ней можно ознакомиться на информационных стендах.

Специалисты этих фирм проверяют тягу и при необходимости проводят чистку дымоходов.

То есть, получив на руки акт, мы убеждаемся в том, что в домовладении в нормальном режиме происходит отвод продуктов сгорания и имеется достаточная вентиляция помещения. Средняя по городу стоимость работ по выдаче акта колеблется в районе 500 рублей.

Ну и, кроме того, необходимым условием для заключения договора является наличие технического паспорта на объект — дом или квартиру.

— Как часто будет проводиться осмотр оборудования в рамках заключенного договора? Значит ли это, что, заплатив единожды, абоненты смогут быть уверенными в том, что до конца действия договора каких-то дополнительных денег у них не попросят?

— Требования действующего законодательства предусматривают периодичность обслуживания ВДГО — не реже одного раза в год.

Согласно п.

37 «Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению», утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410, договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заключается в письменной форме на срок не менее трех лет и вступает в силу со дня его подписания последней из сторон этого договора.

Согласно п.

3.2 утвержденной в Обществе типовой формы договора оплата услуг по договору может осуществляться в полном объеме (единовременная оплата за три года) либо ежегодно, до 31 декабря текущего года — за последующий, соразмерно от цены договора. Однако в случае ежегодной оплаты исполнитель работ по договору имеет право пересматривать оставшуюся стоимость договора.

Исходя из вышеизложенного, абонент вправе выбрать удобный для него вид оплаты услуг по договору (единовременная оплата за три года или ежегодная).

— Не желая оплачивать за техобслуживание газового оборудования, многие хозяева не впускают в дом ваших специалистов. Какие санкции им грозят?

— Действительно, это очень распространённая ситуация. Часто наши сотрудники сталкиваются с тем, что собственники не пускают их на порог, поясняя, что им это обслуживание не нужно. И дело тут не только в финансовой стороне вопроса. Таким образом некоторые хотят скрыть самовольные внесения изменений в конструкции приборов и прочие нарушения.

Но не нужно думать, что всё это безнаказанно. Статьей 9.23 КОАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил обеспечения безопасного пользования и содержания ВДГО/ВКГО (пунктом 3 за отказ в допуске специалистов, пунктом 2 — за отказ от заключения договора). И штрафы за это немалые. Но, помимо них, абоненту может грозить и приостановка подачи газа.

От безопасности эксплуатации ВДГО/ВКГО зависит здоровье, а зачастую и жизнь, как самого абонента, так и членов его семьи. Особенно важен этот вопрос для жильцов многоквартирных домов, так как в этом случае последствия аварии на себе ощутят и соседи.

— Помимо договора на ТО, нужно ли абонентам перезаключать договор на поставку газа?

— Это необходимо в том случае, если на техническое обслуживание был заключен новый договор. Подробнее об этом смогут рассказать специалисты «Газпром межрегионгаз Краснодар».

— Ваши абоненты жалуются на большие очереди к единому окошку. Некоторые говорят, что не успевают за один день сдать документы.

— Чаще всего заминки происходят именно по невнимательности самих абонентов. У нас существует определенный регламент, по которому на приём документов специалист тратит не более 20 минут. Максимальный срок оформления договора — месяц. Но обычно эта процедура при наличии необходимых документов занимает в среднем около 7-8 рабочих дней.

Перечень документов размещён на стенде. Но часто люди не приносят их сразу. Бывает, что человек приходит с просроченной доверенностью от собственника — это частный случай, но он характеризует общую практику.

Кроме того, в АО «Газпром газораспределение Краснодар» с апреля 2018 г.

начал функционировать новый сервис для потребителей края — интернет-ресурс: «Личный кабинет», с помощью которого любой зарегистрированный в нем потребитель может подавать заявки и получать всю необходимую информацию без посещения офисов клиентского центра.

АО «Газпром газораспределение Краснодар» является клиентоориентированной организацией, которая и в дальнейшем будет предпринимать все меры для улучшения обслуживания потребителей края.

Источник: http://gkgazeta.ru/2018/12/10/nado-li-perezaklyuchat-dogovor-na-gaz/

Нюансы подписания договоров: две практические ситуации

Перезаключать договор?

Вопросы, связанные с особенностями ведения договорной работы на предприятии, всегда актуальны. В этой консультации рассмотрим две распространенные ситуации из практики.

Ситуация 1
На предприятии поменялся руководитель, который подписывал все договоры. ООО «Свет», в лице директора Петрова Е. Н., действующего на основании устава предприятия, заключило договор на поставку продукции с ООО «Тополь».

Договор был заключен 1 февраля 2016 года сроком на один год. В апреле 2016 года в ООО «Свет» поменялся директор: Петров уволился, на его место был принят Соколов.

В связи со сменой директора были внесены изменения в Единый реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований.

Вопрос. Надо ли сторонам перезаключать договор поставки или составить допсоглашение к нему?

Краткий ответ. Нет, никаких новых документов оформлять не нужно. Подписанный прежним директором договор продолжает действовать на тех же условиях.

Анализ ситуации

Как известно, юрлицо реализует свои права и обязанности через свои органы управления, действующие в соответствии с уставными документами (ч. 1 ст. 92 Гражданского кодекса, далее – ГК). Один из таких органов – директор предприятия.

При заключении сделки от имени юрлица все документы подписывает конкретный человек, уполномоченный на это учредительными документами предприятия, доверенностью, законом либо другими актами гражданского законодательства (ч. 2 ст. 207 ГК). Причем полномочия эти у него должны быть на момент заключения сделки.

Директор Петров представлял интересы предприятия и выступал от его имени при заключении договора с ООО «Тополь». Тот факт, что директор уволился, не делает его действия или подписанный им договор недействительными. Ни один нормативный документ не требует перезаключать договоры при смене лиц, которые подписали договор.

Понятно, что если договор заключен на длительный срок, то на протяжении его действия директор у предприятия или его контрагента может поменяться не один раз. Это не повод устраивать такую же «чехарду» и в документах (не нужно каждый раз перезаключать договор).

Наши рекомендации

Теория – теорией, а на практике из-за смены руководства между контрагентами могут возникнуть споры. Дадим несколько советов, как этого избежать.

Предприятию, у которого сменился руководитель. Рекомендуем письменно уведомлять своих контрагентов о смене руководителя.

Ведь вполне вероятно, что при исполнении договора возникнет необходимость в подписании дополнительных договорных документов к договору (приложений, актов, дополнительных соглашений). И контрагент заметит, что в этих документах фигурирует уже другая фамилия.

Это вызовет у него вопросы. Уведомить контрагента можно в любой удобной для вас форме: например, отправить письмо по почте (вручить нарочным).

Контрагенту предприятия, у которого сменился руководитель. Допустим, вы видите, что договор от имени юридического лица подписывал один директор, а последующую документацию (например, акт приемки-передачи) подписывает уже другой директор того же предприятия.

В этом случае советуем запросить у контрагента документы, подтверждающие полномочия нового директора (устав предприятия, протокол собрания учредителей и т. д.).

Также напомним, что проверить контрагента, в том числе и на предмет того, кто является его руководителем, вы можете на официальном .

Ситуация 2
Нужна ли виза главного бухгалтера на договоре. Главный бухгалтер предприятия не визирует хозяйственные договоры (хотя всеми финансовыми вопросами на предприятии занимается именно главный бухгалтер).

Вопрос. Влияет ли отсутствие визы главбуха на действительность договора или на другие факторы деятельности предприятия?

Краткий ответ. Нет, не влияет.

Анализ ситуации

Виза главного бухгалтера не является обязательным реквизитом хозяйственного договора. Согласно ст. 207 ГК, главное, чтобы на договоре стояла подпись лица, уполномоченного на подписание договора от имени предприятия (уставом предприятия или доверенностью).

Вместе с тем в визировании договора главным бухгалтером заинтересовано само предприятие, а также руководитель предприятия, который уполномочен ставить свою подпись на договоре.

Ведь что, по сути, представляет собой эта виза? Она удостоверяет, что главный бухгалтер (или другое должностное лицо предприятия, которое отвечает за финансовые вопросы) изучил проект договора и его условия устраивают предприятие с точки зрения бухгалтерского учета и финансов.

Пример
Менеджер по поставкам производственной компании ООО «Ястреб» заключил договор купли-продажи, по которому покупает расходные материалы (бумагу) на сумму 100 000 грн.

Согласно условиям договора, покупатель должен оплатить товар в течение 5 рабочих дней после его получения, а в случае задержки оплаты покупателю грозят солидные штрафные санкции. При заключении договора менеджер не согласовал его условия с главным бухгалтером.

Директор предприятия договор одобрил, товар был получен.

На стадии оплаты товара оказалось, что накануне была произведена еще одна закупка необходимого для производства сырья, в связи с чем в ближайшие 5 рабочих дней у предприятия не будет возможности оплатить счет по покупке бумаги. Таким образом, предприятие просрочит оплату, что приведет к необходимости уплаты штрафов.

Этой крайне неприятной ситуации можно было избежать, если бы договор купли-продажи бумаги был согласован на этапе заключения с бухгалтерией (главным бухгалтером). В таком случае главный бухгалтер мог бы посоветовать либо отодвинуть на более поздний срок дату отгрузки бумаги (тогда изменилась бы и дата оплаты), либо увеличить срок оплаты (допустим, не 5 рабочих дней, а 10).

Чтобы подобных ситуаций впредь не возникало, нужно внедрить на предприятии процедуру визирования документов конкретными должностными лицами.

Как организовать на предприятии процесс визирования документов?

Необходимость согласования (визирования) тех или иных документов и порядок их визирования на предприятии приводится в инструкции по делопроизводству предприятия (п. 8 гл. 5 разд. ІІ Правил, утвержденных приказом Минюста от 18.06.15 г. № 1000/5, далее – Правила № 1000/5) или в других внутренних документах предприятия.

Как правильно ставится виза на документах?

Источник: https://uteka.ua/publication/commerce-12-proverki-i-yuridicheskaya-podderzhka-4-nyuansy-podpisaniya-dogovorov-dve-prakticheskie-situacii

Поменялось руководство. Надо ли перезаключать трудовые договоры?

Перезаключать договор?

Смена руководства компании – не такая уж и редкость. Бывает, к одному директору не успели привыкнуть, а тут раз – и первое лицо уже сменилось. Конечно, кадровика такие перемены не обходят стороной.

Вот, например, трудо­вые договоры большинства работников подписаны быв­шим генеральным директором.

И что теперь с ними делать? Переоформлять? Просто менять первую страницу? Заклю­чать дополнительные соглашения? Или вообще ничего не надо делать, а оставить все как есть?

Зульфия Бурнашева, юрист, ведущий специалист по правовым вопросам и кадровому делопроизводству Центра развития кадровых технологий, опыт кадровой работы 7 лет, эксперт журнала

Кадровики спорят

АвторСообщение
3010689У нас сменился директор. Необходимо ли в связи с этим вносить изменения в трудовые договоры работников? Я считаю, что не надо, а вот главный бухгалтер замучила – хочет всем сотрудникам, а их 150 человек, сделать дополнительные соглашения к трудовым договорам.
t1977А где это написано, что при смене руководителя надо провести процедуру переоформления трудовых договоров? И вообще, как говорится, со своим уставом в чужой монастырь не ходят, пусть лучше ваш главбух займется своими делами. Не надо ничего подписывать и перезаключать.
Ya_1980Совершенно согласна. Не надо этого делать. Работодателем является юрлицо, а не конкретный директор, насколько мне известно. У нас сменялся гендир, и мы договоры не переоформляли и никакие допсоглашения не подписывали.
AlenkaА мы перезаключили договоры, нам юрист сказал. Хотя я лично не уверена, что это надо было делать.
milaСмешно просто. Вы что, каждый раз при смене руководителя будете перезаключать договоры?
R_87Ну, бог миловал. У нас такое было всего лишь один раз.

Эксперт ставит точку

Что сказать, уважаемые читатели, спор у наших фо-румчан возник по довольно простой причине – пута­ницы при определении того, кто именно в трудовых отношениях выступает в качестве работодателя: ор­ганизация или ее руководитель (в данном случае гене­ральный директор)? Поэтому именно с этого и начнем.

Понятие «работодатель» дано в ч. 4 ст. 20 Трудово­го кодекса РФ (далее – ТК РФ). Согласно этой норме работодателем является физическое лицо либо юри­дическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В данном случае нас инте­ресует работодатель – юридическое лицо, поэтому да­лее речь пойдет именно о нем.

Безусловно, само юридическое лицо, являясь ра­ботодателем, не может подписывать трудовые дого­воры. Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях, как предусмотрено той же ст.

20 ТК РФ, осуществляются органами управления юридического лица (организации) либо уполномоченным им лицом в порядке, установленном законодательством, учре­дительными документами юридического лица (орга­низации) и его локальными нормативными актами.

Как правило, от имени работодателя в трудовых от­ношениях выступает руководитель соответствующей

организации (директор, генераль­ный директор и т. д.). Руководитель организации в свою очередь может делегировать те или иные права, в т. ч. право подписывать трудовые до­говоры, иному лицу. Порядок такого делегирования устанавливается зако­ном и учредительными документами организации.

Наша справка

В трудовом законодательстве в принципе отсутствует понятие «перезаключение трудового договора».

Возможность пере­заключения трудового договора предусмо­трена в виде исключения лишь в отноше­нии работников, направляемых на работу в представительство РФ за границей. Так, согласно ст.

338 ТК РФ по окончании срока трудового договора, заключенного с работником, направляемым на работу в представительство РФ за границей на срок до 3 лет, трудовой договор может быть перезаключен на новый срок.

Однако, так или иначе, работодате­лем в трудовых отношениях является юридическое лицо (организация), а не ее представители, которые могут меняться, и достаточно часто.

Теперь давайте вспомним, какие

сведения о работодателе – юридиче­ском лице должны содержаться в тексте трудового договора (табли­ца). Перечень таких сведений установлен в ст. 57 ТК РФ.

Сведения о работодателе, включаемые в текст трудового договора

Сведения о работодателеОсобенности включения сведений о работодателе в трудовой договор
Наименование работодателяУказывается полное наименование организации в точном соответствии с наименованием, предусмотренным в учредительных документах организации; если помимо полного наименования в учредительных документах определено ее сокращенное наименование, то оно, как правило, указывается в скобках после полного наименования.
Идентификационный номер налогоплательщикаУказывается для работодателей, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиямиУказанные сведения включают:
  • должность представителя работодателя, наделенного полномочиями заключать трудовые договоры;
  • фамилия, имя и отчество уполномоченного лица;
  • реквизиты документа, наделяющего представителя работодателя соответствующими полномочиями.

Надо отметить, что в ст. 57 ТК РФ в принципе не предусмотре­но внесение изменений в сведения, указанные в трудовом договоре.

Упоминается лишь возможность дополнить трудовой договор недо­стающими сведениями – в случаях, когда по тем или иным причинам они не были включены в трудовой договор при его заключении.

При этом недостающие сведения, по мнению законодателя, должны вноситься непосредственно в текст трудового договора (а не оформ­ляться отдельным документом, например дополнительным соглаше­нием или приложением к трудовому договору).

Между тем, на практике возникают ситуации, когда сведения из­начально были внесены полностью и верно, но есть необходимость их изменить. Одним из самых распространенных случаев такого изменения является, например, смена фамилии работника. В этом случае внесение изменений необходимо, т. к. работник является не­посредственно стороной трудовых отношений.

Некоторые же специалисты, по аналогии с этим и подобными случаями, ошибочно полагают, что если сменилось, лицо, которое уполномочено от имени работодателя заключать трудовые догово­ры, то непременно следует внести указанные изменения в текст тру­дового договора, т. к. изменились «сведения о работодателе». При этом одни советуют заключить дополнительное соглашение к трудо­вому договору, другие вообще предлагают перезаключить трудовой договор.

Однако они не учитывают, что в данном случае изменились све­дения не о работодателе, а о лице, не являющемся стороной трудо­вых отношений, а лишь представляющем интересы работодателя, который остался прежним. Необходимость же внесения изменений в сведения о работодателе возникает лишь в случаях изменения рек­визитов организации, например ее наименования.

В то же время …

… на практике очень часто возникает во­прос: каким образом нужно вносить изме­нения в сведения, указанные в трудовом договоре?

Существуют две точки зрения. Мнение 1. Одни специалисты полагают, что в случае изменения сведений, указан­ных в трудовом договоре, нет необходи­мости заключать с работниками допол­нительное соглашение, эти изменения необходимо указать непосредственно в самом тексте договора. Такой вывод следу­ет из ч.

3 ст. 57 ТК РФ, которая предусма­тривает возможность внесения недостаю­щих сведений непосредственно в текст трудового договора.

Понятно, что речь в данном случае идет именно о недостающих сведениях, которые по каким-либо причи­нам не были включены в трудовой договор изначально (при заключении трудового

договора), а не о сведениях, которые пре­терпели изменения в течение трудовых отношений. Однако, как утверждают сто­ронники такого способа, ничто не мешает поступать аналогично и в случае измене­ния сведений, т. е.

вносить изменения в оба экземпляра трудового договора и заверять вновь внесенные сведения подписями сторон – работника и работодателя. Мнение 2. Сторонники другой точки зрения делают акцент на том, что ч. 3 ст. 57 ТК РФ допускает внесение в текст трудового договора только недостающих сведений, но не измененных.

Поэтому при изменении сведений необходимо состав­лять отдельный документ (дополнитель­ное соглашение, приложение к трудовому договору и т. д.).

На наш взгляд, при необходимости можно использовать и тот и другой способ.

Журнал “Всё для кадровика: просто, практично, полезно” №8, 2011

Источник: https://www.ippnou.ru/print/010531/

Экспертное мнение. Надо ли перезаключать договоры с «КТЭК» и «Костанай Су»?

Перезаключать договор?

24 июня 2019 года министр национальной экономики РК подписал приказ № 58 «Об утверждении типовых договоров предоставления регулируемых услуг». Само собой, сам приказ никто не читал, за исключением, может быть, поставщиков этих самых услуг.

И то только в части, их касающейся. Народу, потребителям, просто объявили через СМИ о том, что, де, вышел новый приказ и теперь надо перезаключать договоры на коммунальные услуги. А для этого надо нести кучу документов. Народ поверил.

И началось …

Да, так ли все это? Проистекает ли это из самого приказа? Что вообще там написано и надо ли «волну гнать», надо ли перезаключать договоры? Похоже на то, что нет, не надо.

И это совершенно ясно, если самому просто взять и прочитать сам приказ № 58 и мыслить, как Козма Прудков, сказав: «Если на клетке слона написано буйвол, не верь глазам своим»! 

Сразу говорю ответственно – в приказе № 58 Миннацэкономики РК нет ни слова о том, что прежние договоры надо перезаключать.

Да, утратил силу прежний приказ того же министерства № 266-2015 года (у нас каждый новый министр немедленно по заступлении в должность переписывает приказы предшественника, это у них забава такая), но это вовсе не значит автоматически, что прежние договоры, уже действующие, утратили силу вместе с ним. Это обстоятельство подпадает под действие ч. 1, ст.

4 ГК РК – акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. На прежние отношения, бывшие до нового акта, новый акт распространяется только тогда, когда это прямо им предусмотрено. Так вот в приказе № 58, ответственно заявляю, это никак не предусмотрено.

А это значит только одно – приказ № 58 распространяется только на тех потребителей коммунальных услуг, которые стали или намерены пользоваться этими услугами после вступления в силу данного приказа. Так что требовать перезаключения у «старичков», да еще тащить коммунальщикам вновь свои правоустанавливающие документы на недвижимость, нет никаких правовых оснований.

С приказами министров, так как они издаются, вообще не все понятно. Судите сами. Согласно п.7, ч.2, ст. 7 закона РК «О правовых актах», нормативные правовые приказы министров РК стоят лишь на седьмом месте в ряду основных актов. Да, они имеют силу, но по ч. 6, ст.

7 закона, в отличие от вышестоящих актов, они: « … не могут затрагивать права и свободы человека и гражданина». А распространяются только в рамках той структуры, в которую входит ведомство (министерство).

Прав и законных интересов человека и гражданина могут впрямую касаться только те правовые акты, которые исходят из Правительства РК, от Президента РК и Парламента РК. Так что министр не может «повелевать» народом впрямую.

Если по его ведомству надо ввести какие – то правила, то проект их должен пройти через вышеназванные высшие органы и должен быть ими утвержден. Ч.3, ст. 10 закона прямо говорит, что каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней.

Обратимся к ГК РК.

Он занимает третью позицию в иерархии правовых актов страны. Согласно ч.2, ст. 482 ГК РК – договор энергоснабжения является публичным (ст. 387 ГК РК). Это важно. В приказе № 58 речь как раз и идет о договорах энергоснабжения, причем, что еще более немаловажно, именно о типовых договорах, т.е. это публичный типовой договор энергоснабжения. Так вот. Согласно ч.

1, ст. 387 ГК РК – публичный договор, это договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающей ее обязанности по продаже товаров или услуг, которые она должна осуществлять равно для всех. Подчеркиваю – речь идет исключительно об обязанностях коммерческой организации и ни о чем более.

Таким образом, приказом № 58 министр утвердил единые для всех публичные, типовые договоры энергоснабжения. Вот тут некая правовая коллизия. Согласно ч.4, ст. 387 ГК РК – обязательные для сторон акты в виде таких типовых договоров и положений, может издавать только Правительство РК. А согласно ч.5, ст.

387 ГК РК, условия публичного договора, не соответствующие в частности вышеназванной ч.4, ст. 387 ГК РК – недействительны! Тогда возникает вопрос – а законен ли вообще в таком виде приказ № 58? К слову сказать, в прежние годы разного рода правила и положения в коммунальной сфере регулировались исключительно нормативными правовыми актами, утвержденными Правительством РК, например «Правила предоставления коммунальных услуг» № 1822. Министры регулировали лишь частные обстоятельства чисто технического характера по своему ведомству.

Здесь следует впомнить, а что такое вообще – договор? Согласно ч.1, ст. 378 ГК РК – это соглашение двух или нескольких сторон об установлении гражданских прав и обязанностей. А в нашем случае разве стороны сами договариваются о поставке тепловой энергии или ХВС? Нет. Им предписали строить взаимоотношения именно так, без их согласия. Да, такое может быть по ч.1, ст.

380 ГК РК, но раз так, то это уже не договор между сторонами в порядке свободы заключения договора (та же ч.1, ст. 380 ГК К), а обязанность сторон по чисто публичному, типовому правилу (положению) энергоснабжения, которое может разрабатывать министерство, но по вышеназванным причинам, не может его утверждать и самостоятельно вводить в действие. Это прерогатива Правительства РК.

И еще.

Может ли вообще подобный документ называться «Договором», если стороны не договориваются ни о чем, а им властями предписано именно так действовать? Тогда это просто «Положение» или «Правила», обязательные для сторон, но не договаривающихся между собой, а принудительно действующих по указанию третьего лица.

Тогда зачем подобные «договоры» подписывать? Они действуют, как закон, а мы же законы не подписываем!

Таким образом, все вовсе не однозначно, но ясно, что бежать, сломя голову исполять приказ, не нужно и вообще не обязательно, исходя из его же текста и действующего законодательства РК. А уж нести документы, это вообще некорректная инициатива монополистов, их прихоть. Не исключено, что министр, как и его предшественник, погорячился и превысил свои полномочия. Может быть, есть иные мнения?

Анатолий ТИХАНОВСКИЙ

Источник: https://kstnews.kz/news/commune/item-55159

Законовед
Добавить комментарий