Определение статуса Одинокая мать

Трудовые споры. Как определяется статус «одинокая мать» и когда работодатель может сократить сотрудника, воспитывающего ребенка без участия второго родителя?

Определение статуса Одинокая мать

Родители малолетних детей — категория граждан, к которым работодателям следует относиться с осторожностью.

Если речь идет о работнике, в одиночку воспитывающем ребенка, компании следует помнить, что законодатель предоставляет такому сотруднику дополнительные гарантии на случай его увольнения, в том числе в связи с сокращением штата.

О том, как работают гарантии для одиноких матерей в случае сокращения штата, какие позиции занимают суды, рассматривая подобные споры, и какие процедурные моменты следует учитывать работодателю, читайте в материале.

Известно, что российское законодательство по общему правилу не разрешает расторгать трудовые договоры с работниками, если речь идет об одиноких матерях.

Исключениями являются лишь некоторые случаи: ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, неисполнения или грубого нарушения трудовых обязанностей, утраты доверия, конфликта интересов, совершения аморального поступка, предоставления подложных документов при заключении трудового договора и некоторые другие. При этом следует отметить, что указанное правило распространяется не только на матерей. Так, ч. 4 ст. 261 Трудового кодекса РФ запрещает расторгать по инициативе работодателя трудовой договор с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка до 14 лет и т.д. Кроме того, защита распространяется не только на матерей, но и на другого родителя или законного представителя ребенка, являющегося единственным кормильцем в семье.

Подобная ситуация произошла недавно в одной крупной российской FMCG-компании. Одна из сотрудниц перестала выполнять свои должностные обязанности, прямо прописанные в ее должностной инструкции.

В связи с этим работодатель планировал применить к ней дисциплинарное взыскание, но для этого ему не хватило доказательств.

Проанализировав ситуацию и оценив бизнес-процессы, руководство компании решило сократить соответствующую штатную единицу, распределив обязанности сотрудницы между другими работниками.

В соответствии с ТК РФ сотрудницу уведомили о сокращении за два месяца и предложили имевшиеся вакансии. Сотрудница, в свою очередь, заявила работодателю, что ее нельзя сокращать, так как она является одинокой матерью, а затем заявила, что ей предлагают не все вакансии, имеющиеся в организации.

На сегодняшний день дело движется к трудовому спору, только вот финал его неочевиден. Давайте рассмотрим, кто и как определяет статус одинокой матери, что говорят суды по этому вопросу и какие нюансы надо знать, предлагая вакансии такому сотруднику при сокращении.

Кто относится к категории «одинокая мать»?

Это может показаться удивительным, но сегодня официального определения понятия одинокой матери, так же как и лица, воспитывающего ребенка без матери, нет ни в Трудовом кодексе РФ, ни в других федеральных законах. В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2010 г. (утв.

постановлением Президиума ВС РФ от 16.06.2010) Верховный суд указывал, что гарантии по ст.

261 ТК РФ действуют не только в отношении трудящихся матерей, но и должны предоставляться работникам, осуществляющим лично и непосредственно фактическое воспитание детей, например в случае, если мать ребенка умерла, объявлена умершей, лишена родительских прав, ограничена в родительских правах, признана безвестно отсутствующей, недееспособной (ограниченно дееспособной), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, длительно отсутствует, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказалась взять своего ребенка из воспитательного, лечебного учреждения, учреждения социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в иных ситуациях.

Позднее ВС РФ сделал уточнение: в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28.01.

2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» отмечается, что одинокой матерью может быть женщина, которая в единственном лице несет родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей, родных и усыновленных, в соответствии с семейным и другим законодательством. Иными словами, это женщина, воспитывающая детей без отца, в частности в случаях, когда отец ребенка умер, лишен родительских прав, ограничен в родительских правах, признан безвестно отсутствующим, недееспособным (ограниченно дееспособным), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в иных ситуациях. Иными словами, перечень таких обстоятельств остается открытым.

Так или иначе, подтверждение статуса одинокой матери, как и одинокого отца, носит индивидуальный характер и разбирается в каждом конкретном споре. При этом суды требуют предъявить веские доказательства того, что сотрудник относится к защищенной категории. Отметим, что сами по себе развод и невыплата алиментов таковыми не являются. Рассмотрим несколько кейсов.

  • Отец живет в другой стране, у него имеется задолженность по алиментам.

Пример из практики

Сотрудница обратилась в суд с иском о признании увольнения в связи с сокращением незаконным, требуя восстановить ее на работе, взыскать зарплату за время вынужденного прогула и компенсировать моральный вред.

Она заявила, что является одинокой матерью, и обосновала свою позицию тем, что у нее имеется несовершеннолетний ребенок, в то время как брак с отцом ребенка расторгнут, отец живет в другой стране и имеет задолженность по алиментам.

Суд решил, что сотрудница не является одинокой матерью в том смысле, который придает этому понятию ст. 261 ТК РФ.

Суд обосновал свою позицию тем, что на день увольнения в распоряжении работодателя были паспорт сокращаемой сотрудницы, свидетельство о расторжении брака и свидетельство о рождении ребенка.

Других документов, которые могли бы подтвердить статус сотрудницы как одинокой матери, женщина не предоставила.

В ходе заседания к материалам дела приобщено решение о лишении отца ребенка родительских прав. Однако суд не принял это во внимание, так как на дату рассмотрения дела в суде оно еще не вступило в силу. А на момент увольнения работодатель даже не мог знать о данном решении.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/408950/

Одинокая мать: статус, права и льготы

Определение статуса Одинокая мать

На сегодняшний день количество одиноких матерей составляет свыше 600 000 тысяч. Картина неутешительная, ведь с каждым годом цифра все увеличивается.

Термин «одинокая мать» на законодательном уровне не определен, однако согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 6 ноября 1992 г.

№9 одинокой матерью считают женщину, которая не состоит в браке и в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце ребенка или запись сделана в установленном порядке по указанию матери; вдову; другую женщину, которая воспитывает и содержит ребенка сама.

Основные критерии для определения статуса одинокой матери: воспитание и содержание ребенка без участия отца. Получение женщиной алиментов от отца ребенка, ведение с ним общего хозяйства лишает статуса одинокой матери.

Основание для получения статуса одинокой матери — отсутствие записи о заключении брака или наличие свидетельства о расторжении брака. Впрочем, свидетельства недостаточно. Необходимо подтвердить факт того, что отец действительно не принимает участия в воспитании ребенка.

Для этого мать может обратиться в суд с иском о лишении его родительских прав, по поводу чего будет принято решение суда. Можно также обратиться в полицию в связи с необходимостью розыска отца в деле по иску о взыскании алиментов.

В этом случае документом, подтверждающим факт неучастия отца в воспитании ребенка, будет соответствующее постановление следователя. Также основанием может стать справка из школы, садика о том, что отец не принимает участия в воспитании ребенка, или подобный акт, составленный и подписанный соседями. Нужно добавить, что указанный перечень документов неполный, а единого установленного образца документа, который бы подтверждал статус одинокой матери, нет.

Законодательство Украины устанавливает ряд льгот: 

Отпуск 

Имеет право на дополнительный (социальный) отпуск продолжительностью 10 дней без учета праздничных и нерабочих дней. Неиспользованный за прошлые годы дополнительный отпуск можно взять в любое время, а в случае увольнения он будет компенсирован деньгами. 

Запрет привлечения к сверхурочным работам и командировкам 

Женщины, которые имеют детей в возрасте от 3 до 14 лет или детей-инвалидов, не могут привлекаться к сверхурочным работам или направляться в командировку без их согласия. 

Запрет на отказ в приеме на работу 

Ст.

184 Кодекса законов о труде Украины устанавливает запрет на отказ одинокой матери в принятии на работу, снижение заработной платы и увольнение по инициативе работодателя до достижения ребенком 14-летнего возраста. Если работодатель отказывает в принятии на работу, то в таком случае он должен предоставить письменные объяснения, а женщина, которой отказано в приеме на работу, имеет право обратиться в суд. 

Право на жилье 

Ст.

45 ЖК Украинской ССР предусмотрено право на первоочередное получение жилья одинокими матерями, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. 

Налоговая скидка 

В зависимости от прожиточного минимума налоговая социальная льгота (далее — НСЛ) предоставляется одинокой матери в размере, равном 150% суммы обычной НСЛ в расчете нa каждого ребенка в возрасте дo 18 лет, которая составляет 1522,50 грн. При этом предельный размер дохода должен составлять 2030,00 грн. 

Временное пособие на детей

Помощь предоставляется при наличии одного из таких оснований: 1) решение суда о взыскании алиментов с отца не выполняется в связи с уклонением от уплаты алиментов или отсутствием у должника средств и другого имущества, на которые по закону может быть обращено взыскание; 2) отец находится под арестом, следствием, на принудительном лечении, в местах лишения свободы, признан в установленном порядке недееспособным, а также находится на срочной военной службе, 3) местожительство (пребывание)  отца не установлено. Для назначения временной помощи получатель должен подать в Управление труда и социальной защиты населения по месту проживания (пребывания) документы, предусмотренные п. 6 Порядка 189 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты временной государственной помощи детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, не имеют возможности содержать ребенка или местожительство их неизвестно»: заявление, копию свидетельства о рождении ребенка, справку о регистрации местожительства (пребывания) ребенка, справку о регистрации местожительства (пребывания) получателя. Кроме того, в зависимости от оснований, на которых назначается временная помощь, дополнительно подаются такие документы: решение суда (исполнительный лист) о взыскании с отца   алиментов на ребенка; справка государственной исполнительной службы, которая подтверждает факт неуплаты алиментов одним из родителей на протяжении шести месяцев, которые предшествуют месяцу обращения; справка соответствующего учреждения о пребывании отца под арестом, следствием, на принудительном лечении, в местах лишения свободы, признании его в установленном порядке недееспособным, а также пребывании на срочной военной службе; сообщение органа внутренних дел о том, что местожительство (пребывание) отца ребенка не установлено. Размер временной помощи зависит от возраста ребенка и размера прожиточного минимума, гарантированного государством для ребенка этого возраста. Помощь на детей, в частности, одиноким матерям, которые имеют детей в возрасте до 18 лет, предоставляется в размере, равном разнице между 50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одного человека за предыдущие шесть месяцев, но не менее 30% и более 50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста. Прожиточный минимум на ребенка до 6 лет составляет 1228,00 грн. и на ребенка от 6 до 18 лет — 1531 грн. Данные о своих доходах нужно возобновлять каждые 6 месяцев в Управлении труда и социальной защиты населения.

Для того чтобы получить гарантированные законодательством льготы по месту работы, необходимо подать в кадровую службу такие документы:

— свидетельство о рождении ребенка, в котором отсутствует запись об отце;— свидетельство о рождении ребенка и выписку из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан о государственной регистрации рождения ребенка с указанием основания внесения сведений об отце ребенка в актовую запись о рождении ребенка согласно абз. 1 ч. 1 ст. 135 СК;— справка из органов труда и соцзащиты о назначении соответствующей помощи.

Согласно положениям украинского законодательства, одинокий отец тоже имеет соответствующие права и льготы. Порядок получения статуса одинокого отца и аналогичных льгот — такой же, как и для одинокой матери.

Галина Овсиенко, юрист.

Источник: http://www.golos.com.ua/rus/article/269642

Определение одинокой матери: от теории к практике

Определение статуса Одинокая мать

Отсутствие в ТК определения одинокой матери привело на практике к различным трактовкам этого понятия, дополнительным трудовым спорам.

Данное обстоятельство в итоге привлекло внимание Конституционного Суда и иных государственных органов.

Предлагаем ознакомиться с ситуацией поближе, а также определить тактику поведения на период, пока законодательно не будет введено определение одинокой матери.

Определение одинокой матери и одинокого родителя

К одиноким матерям, на которых распространяются гарантии, предусмотренные ст. 268 ТК, следует относить:

— женщин, не состоящих в браке и имеющих детей, в актовой записи о рождении которых запись об отце произведена в установленном порядке по указанию матери;

— вдов (вдовцов), не вступивших в новый брак, воспитывающих несовершеннолетних детей .

Одновременно отметим, что одинокими родителями признаются:

— мать, не состоящая в браке, имеющая ребенка, сведения об отце которого записаны в записи акта о рождении ребенка по указанию матери или по указанию другого лица, подавшего заявление о регистрации рождения;

— родитель, если второй родитель ребенка умер или лишен родительских прав;

— усыновитель (удочеритель), не состоящий в браке .

В связи с отсутствием легального (официального на уровне законодательного акта) определения одинокого родителя, в частности одинокой матери, в сфере трудовых отношений было обращение по данному вопросу в Конституционный Суд. По результатам рассмотрения обращения было принято решение N Р-946/2014.

В решении N Р-946/2014 Конституционный Суд указал следующее:

— постановление N 2 фактически содержит не разъяснение по вопросу применения законодательства о труде, а новую правовую норму, дополняющую законодательное регулирование трудовых и связанных с ними отношений в части определения, какие лица имеют право на гарантии, закрепленные в ст. 268 ТК ;

— отсутствие в ТК положений, определяющих, какие лица признаются одинокими матерями применительно к гарантиям, предусмотренным ст.

268 ТК, создает условия для неоднозначного понимания его норм, а следовательно, может привести к нарушению конституционных требований о гарантированности прав и свобод граждан Беларуси, закрепленных в Конституции, законах и предусмотренных международными обязательствами государства, а также о недопустимости пользования преимуществами и привилегиями, противоречащими закону .

Также Конституционный Суд рекомендовал Совмину внести в Парламент законопроект, предусматривающий изменения в ТК в части включения в него определения одинокого родителя. В настоящее время такой законопроект внесен в Парламент. Согласно ему предусмотрено следующее определение:

одинокий родитель — мать (отец), не состоящая в браке (не состоящий в браке) и воспитывающая (воспитывающий) несовершеннолетнего ребенка в случае, когда другой родитель умер, лишен родительских прав, признан недееспособным, объявлен умершим или признан безвестно отсутствующим; мать, не состоящая в браке и воспитывающая несовершеннолетнего ребенка, сведения об отце которого внесены в запись акта о рождении ребенка по указанию матери; усыновитель (удочеритель), не состоящий в браке и воспитывающий несовершеннолетнего ребенка (см. проект Закона Республики Беларусь «Об изменении некоторых законов Республики Беларусь»).

Исходя из данного определения предполагается расширить понятие вдовца (когда другой родитель объявлен умершим или признан безвестно отсутствующим), перечень случаев признания родителя одиноким (когда второй родитель лишен родительских прав, признан недееспособным), а также отнести к данной категории усыновителей (удочерителей), не состоящих в браке и воспитывающих несовершеннолетнего ребенка.

Следует отметить, что в ТК нет определения одинокого родителя (одинокой матери), что на практике приводит к разному толкованию указанного понятия. Но все же суды придерживаются определения, которое приведено в постановлении N 2. Отсюда и рекомендация: до тех пор, пока в ТК не будут внесены соответствующие изменения, необходимо ориентироваться на судебную практику.

Документальное подтверждение статуса одинокой матери

Перечень документов, подтверждающих статус одинокой матери в зависимости от категории одинокой матери, представлен в таблице.

Таблица

Категории одиноких матерейДокументы, подтверждающие статус одинокой матери
женщины, не состоящие в браке и имеющие детей (ребенка) (в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида — до 18 лет)), в актовой записи о рождении которых запись об отце произведена в установленном порядке по указанию матери справка, содержащая сведения из записи акта о рождении ;— отсутствие отметки о заключении брака в документе, удостоверяющем личность (паспорте, виде на жительство, удостоверении беженца)
вдовы, не вступившие в новый брак и имеющие детей (ребенка) (в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида — до 18 лет))— свидетельство о смерти отца детей;— отсутствие отметки о заключении брака в документе, удостоверяющем личность (паспорте, виде на жительство, удостоверении беженца)

Примечание
Инвалидность ребенка до 18 лет подтверждается заключением медико-реабилитационной экспертной комиссии, удостоверением ребенка-инвалида .

Следует отметить, что при регистрации рождения ребенка у матери, не состоящей в браке, если не имеется совместного заявления родителей или решения суда об установлении отцовства, сведения об отце ребенка вносятся в запись акта о рождении по фамилии матери, собственное имя и отчество записываются по указанию матери ребенка, национальность отца — по национальности матери. Другие сведения об отце ребенка в запись акта о рождении не вносятся .

Это значит, что в свидетельстве о рождении ребенка в графе «Отец» будет указана фамилия матери. Статус одинокой матери подтверждается соответствующей справкой о рождении ребенка с указанием основания внесения сведений об отце ребенка.

Органы, регистрирующие акты гражданского состояния, архивы органов, регистрирующих акты гражданского состояния, главных управлений юстиции облисполкомов, Мингорисполкома при выдаче справок при необходимости дополнительно указывают в справках о рождении, если запись об отце в записи акта о рождении ребенка произведена на основании заявления матери, не состоящей в браке, следующую информацию: «Запись об отце в записи акта о рождении ребенка произведена на основании заявления матери, не состоящей в браке, в соответствии со ст. 55 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.» .

Таким образом, основным документом, подтверждающим статус одинокой матери (женщины, не состоящие в браке и имеющие детей), является не свидетельство о рождении ребенка, где в графе «Отец» будет указана фамилия матери, а специальная справка о рождении ребенка с указанием основания внесения сведений об отце ребенка.

Если у работницы имеется соответствующий документ (справка о рождении с указанием дополнительной информации), то она будет признаваться одинокой матерью и в отношении ее будут действовать гарантии, установленные законодательством, коллективным договором и т.п.

Ошибки и заблуждения на практике в связи с неверным толкованием понятия «одинокая мать»

Как правило, заблуждения имеют место со стороны работниц. Их условно можно разделить на две группы:

— работницы неверно интерпретируют понятие «одинокая мать». Это явление, как указывалось ранее, обусловлено тем, что нет соответствующего определения данного понятия в ТК.

Так, некоторые матери полагают, что они подпадают под категорию одиноких матерей, если они воспитывают детей, но при этом есть второй (живой) родитель и дети были рождены в браке.

ПримерВ решении N Р-946/2014 указано, что по иску гражданки Геращенко В.М. в суде рассматривалось дело о незаключении с ней трудового договора. В обоснование исковых требований она ссылалась на ч. 1 ст. 268 ТК, в соответствии с которой запрещается отказывать в заключении трудового договора одиноким матерям по мотивам, связанным с наличием ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида — до 18 лет). Данная гражданка на момент рассмотрения спора была разведена и воспитывала двоих несовершеннолетних детей, одному из которых еще не было 14 лет. Отец детей помощи в их воспитании и содержании не оказывал. Однако в иске ей было отказано (ч. 4 преамбулы решения N Р-946/2014);

— работницы неверно полагают, что если не представить документы, подтверждающие статус одинокой матери, или не оформить их своевременно, то все равно положены гарантии.

Так, наниматель не вправе требовать у женщины при приеме на работу перечисленные в таблице документы . То есть женщина (одинокая мать) вправе их представить по собственной инициативе, но не обязана это делать. Однако женщина, которая не представила нанимателю документы, не сможет при приеме на работу воспользоваться гарантиями, установленными п. 6 ч. 1 ст. 16, ч. 1, 2 ст. 268 ТК.

Отметим, что некоторые документы, предъявляемые при приеме на работу, подлежат включению в состав личного дела работника.

Пример

Источник: https://ilex.by/opredelenie-odinokoj-materi-ot-teorii-k-praktike/

Одинокое материнство в России
Над темой номера работал
Сергей ЗАХАРОВ

“Мать-одиночка” или одинокая женщина с детьми?

Согласно российским законам, одинокой матерью («матерью-одиночкой») признается только мать, получившая в органах ЗАГС специальную справку (форма №25), подтверждающую статус матери-одиночки.

Такая справка может быть выдана в случае, если при регистрации новорожденного не было предъявлено свидетельство о браке между родителями или отсутствует совместное заявление родителей о добровольном признании отцовства или не имеется решение суда об установлении отцовства.

Кроме того, юридическим статусом одинокой матери наделяется женщина, которая усыновила (удочерила) ребенка, и не состояла в браке на этот момент.

Итак, не важно, есть ли у ребенка фактический отец (биологический или отчим), проживает ли он совместно с матерью ребенка или нет, заботится ли он о ребенке или нет.

Для получения статуса матери-одиночки в России важно, чтобы сведения об отце отсутствовали в исходном документе о статусе ребенка – актовой записи о его рождении с учетом всех изменений, внесенных позднее в эту запись (например, в соответствии с решениями суда об установлении отцовства или усыновлении). Если у ребенка имеется официальный отец («бумажный папа»), то его мать не будет признана одинокой даже в случае, если мать и ребенок не поддерживают с ним никаких отношений. Считается, что у женщины имеется неотъемлемое право привлечь отца к участию в жизни ребенка в той или иной форме, хотя бы взыскивая с него алименты по решению суда.

В соответствии с действующим российским законодательством женщина не теряет статус матери-одиночки, если она выйдет замуж. Она перестанет быть «одинокой матерью» только в случае усыновления (удочерения) ребенка (детей) новым супругом.

Таблица 1. Категории женщин, в одиночку воспитывающих детей, юридически признаваемых и не признаваемых в качестве матерей-одиночек (одиноких матерей)

Наделяются статусом «одинокая мать»Не признаются одинокими матерями
Женщина, родившая ребенка (детей) вне брака, и при условии, что отцовство ребенка не установлено (при регистрации ребенка в органе ЗАГС не предъявлено совместное заявление родителей или нет решение суда об установлении отцовства)Женщина, воспитывающая ребенка (детей) в неполной семье в результате расторжения брака или овдовения
Женщина, родившая ребенка в браке или в течение 300 дней после расторжения брака, если отцом ребенка записан супруг (бывший супруг), но отцовство было успешно оспорено в судеЖенщина, родившая ребенка в течение 300 дней после расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга. В этом случае отцом ребенка признается бывший супруг, даже если он не является биологическим отцом ребенка.
Женщина, не находясь в браке, усыновила (удочерила) ребенкаЖенщина, не состоявшая в браке и воспитывающая ребенка, отцовство которого было установлено (добровольно или в судебном порядке)
Женщина, воспитывающая ребенка, отец которого был лишен родительских прав

Социально-демографическое положение одиноких матерей, определяемых на основе выше приведенных формальных критериев, априори будет весьма разнообразным, поскольку реальное семейное положение женщин и фактические условия воспитания ее детей, строго говоря, не принимаются в расчет. Более того, можно сказать, что юридический статус матери-одиночки присваивается матери на основе самоопределения самой женщины при двух ограничивающих условиях: а) со своим решением женщина должна определиться в течение одного месяца после рождения ребенка (срок, установленный законом для обязательной регистрации ребенка в органах ЗАГС) б) отец ребенка не предъявляет свои права на отцовство в той или иной форме. После регистрации ребенка с установленным отцовством получить статус матери-одиночки будет невозможно.

Следует заметить, что не только сама женщина за редким исключением осведомлена, кто отец ее ребенка, но, как показывает специальное изучение этого вопроса на надежной базе российского исследования «Родители и дети мужчины и женщины в семье и обществе» (РиДМиЖ)5, и мужчины, вопреки распространенному мнению, в подавляющем большинстве случаев также осведомлены обо всех своих рожденных детях6. Следовательно, выбор в пользу статуса матери-одиночки не только результат волеизъявления женщины-матери, но и шаг, предполагающий предварительное согласование интересов обоих родителей между собой. Мотивационная основа для принятия родителями такого решения достаточна сложная и не является предметом рассмотрения в данной статье7. Например, распространенной ситуацией бывает рождение ребенка от мужчины, состоящего в другом браке. Официальное признание отцовства в этом случае может привести к нежелательному оглашению факта адюльтера и разрушению его семьи, и в этом могут быть не заинтересованы один или оба родителя внебрачного ребенка. В то же время, и чисто прагматичный, меркантильный интерес обретения юридического статуса матери-одиночки также имеет место. Обладательница справки по форме №25 («одинокая мать») может счастливо проживать в брачно-партнерском союзе (в том числе и с биологическим отцом ребенка!), а ее ребенок, соответственно, не имея «отца на бумаге», может воспитываться в благополучной полной семье. Тем не менее, такая семья может претендовать на дополнительные социальные пособия и льготы, положенные матерям-одиночкам. Чем сильнее социальная поддержка одиноких матерей мерами государственной политики, тем большую склонность проявляют женщины к обретению данного статуса. В этом убеждает и опыт зарубежных стран, расширявших материальную помощь одиноким матерям в 1970-х – 1980-х года8, и даже современный российский опыт экспериментирования в области семейной политики на региональном уровне. В качестве примера приведем коллизию, развернувшуюся в последние годы в одной из российских областей.

С 1 января 2011 года Законодательное собрание Калужской области установило щедрую поддержку одиноким матерям – ежемесячное пособие в размере 5000 руб. Вот как комментировала в апреле 2012 года последствия данного решения Министр по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области С.

Медникова: «В прошлом году количество детей одиноких матерей увеличилось на 40% (на 3 тыс. 113 человек). Из них около 230 человек прибыли из других субъектов Федерации и зарегистрировались на территории Калужской области. При этом в целом улучшение демографической ситуации в области не наблюдается».

По ее словам, в регионе наблюдается устойчивая тенденция к сокращению зарегистрированных актов об установлении отцовства. Этот показатель сократился с 1679 в 2010 году до 1142 в 2011 году. При этом численность одиноких матерей выросла на 8%9. «Надо признавать свои ошибки, – подвел итог эксперимента председатель заксобрания области В. Бабурин – в этом случае мы ошиблись.

Подход был правильным, но сам закон оказался антисоциальным. Мы стимулируем антисоциальные явления. К нам едут, регистрируются, получают пособия и уезжают. Но самое плохое, что перестали регистрироваться семьи». Примерно в том же духе высказался и губернатор области А. Артамонов10.

После некоторой дискуссии было принято решение сохранить выплаты на прежнем уровне тем, кому это пособие уже назначили, а новым «матерям-одиночкам» установить пособие в размере 400 руб. и тем самым снизить мотивацию обретения данного статуса.

Впрочем, в России на федеральном уровне материальная поддержка матерям-одиночкам как специфической категории реципиентов (т.е. помимо общих программ поддержки материнства и борьбы с бедностью) в настоящий момент практически отсутствует.

По сути, она сводится к двойному, но очень скромному, стандартному налоговому вычету (в размере 2800 рублей) на каждого ребенка до 18 лет (учащегося очной формы обучения до 24 лет), а также к некоторым льготам, закрепленным в трудовом законодательстве (дополнительный неоплачиваемый отпуск, более жесткие условия для работодателя при увольнении, более гибкий режим труда и некоторые др.). Инициатива и, соответственно, ответственность за принимаемые решения в сфере дополнительной социальной поддержки одиноких матерей сейчас переданы регионам, но и на этом уровне она крайне незначительна11. Так, к примеру, богатая Москва предлагает одиноким родителям на детей в возрасте до 16 лет (учащимся до 18 лет) компенсационную выплату в связи с ростом стоимости жизни ежемесячно в размере 750 руб. Правда, эта сумма выплачивается только в случае, если среднедушевой доход в семье ниже московской величины прожиточного минимума, а если он выше, то выплачивается только 300 руб. Одинокая мать-москвичка может также надеется на ежемесячную компенсационную выплату на возмещение роста стоимости продуктов питания на детей в возрасте до 3-х лет в размере 675 руб. В Москве дети одиноких матерей имеют права на преимущественный (но не на внеочередной и первоочередной) прием в детские дошкольные учреждения. Никакими дополнительными льготами в решении жилищных проблем, а с 2013 года и при оплате детских дошкольных учреждений матери-одиночки в Москве не обладают.

Потому, если и имеется массовая заинтересованность в том, чтобы не декларировать признаваемое отцовство, то ее причины, в том числе и материального свойства, следует искать не столько в стимулирующих началах проводимой государственной политики, сколько в особенностях и тенденциях развития межличностных отношений между мужчинами и женщинами до наступления беременности, во время беременности и сразу же после рождения ребенка.

5 Это исследование – часть международного исследовательского проекта сравнительных исследований «Generations and Gender Programme»/ «Программа поколения и гендер», координируемого Европейской экономической комиссией ООН при поддержке международного консорциума научно-исследовательских центров. В проекте участвуют более 30 стран мира. Подробнее о проекте см.

: http://www.unece.org/ead/pau/ggp/Welcome.html. В России исследование РиДМиЖ/RusGGS координировалось Независимым институтом социальной политики/НИСП (Москва) и специально созданным Научным советом, представляющим различные организации (директор программы – О.В.Синявская, зам. директора НИСП, научный руководитель – С.В.Захаров, зав.

лабораторией Центра демографии и экологии ИНП РАН, затем зам. директор Института демографии НИУ ВШЭ). Полевая часть исследования проведена Независимой исследовательской группой «Демоскоп» (руководители – П.М.Козырева и М.С.Косолапов) при финансовой поддержке Пенсионного фонда Российской Федерации, Научного Общества Макса Планка (Германия) и др.

6 Alich D. (2007) Differences between male and female fertility in Russia: an evaluation of basic pattern and data quality using the first wave of the Russian GGS. MPIDR Working Paper WP-2007-015. Rostock (Germany), 2007. http://www.demogr.mpg.de/papers/working/wp-2007-015.pdf
7 См.

: исследования различных ситуаций проведенные качественными методами (Михеева А.Р. Человек в сфере частной жизни: векторы трансформации семейных отношений. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2012; Лунякова Л. «Чем мужика кормить, лучше ребенка воспитывать одной»: социальный портрет материнских семей // Семейные узы: Модели для сборки /Сост. и редактор С.

Ушакин. М: Новое литературное обозрение, 2004; Киблицкая М.А. Исповеди одиноких матерей: социологический анализ стратегий выживания и нарушений прав одиноких матерей в переходной экономике с использованием этнографических методов. М.: Эслан, 1999).
8 González L.

(2005) The Determinants of the Prevalence of Single Mothers: A Cross-Country Analysis. IZA Discussion Paper No. 1677, 2005 http://www.iza.

org/en/webcontent/publications/papers/viewAbstract?dp_id=1677
9 После введения пособия для матерей-одиночек в Калужской области в 1,5 раза снизилось число мужчин, признавших своих детей / Интерфакс, 23 апреля 2012 года http://www.interfax-russia.ru/Center/main.

asp?id=309926
10 После введения пособия для матерей-одиночек в Калужской области в 1,5 раза снизилось число мужчин, признавших своих детей / Интерфакс, 23 апреля 2012 года http://www.interfax-russia.ru/Center/main.asp?id=309926; Пособие матерям-одиночкам отменять не стали / КР40.ru, 25 апреля 2012 года http://www.kp40.ru/news/gorod_oblast/11266/
11 Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная защищенность городской монородительской семьи // Мир России, 2004, т. 13, № 2.

Источник: http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0553/tema02.php

Определение одинокого родителя и одинокой матери 

В части первой п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее – постановление Пленума № 2) установлено, что к одиноким матерям, на которых распространяются гарантии, предусмотренные ст. 268 ТК, следует относить:

женщин, не состоящих в браке и имеющих детей, в актовой записи о рождении которых запись об отце произведена в установленном порядке по указанию матери, а также

вдов (вдовцов), не вступивших в новый брак, воспитывающих несовершеннолетних детей.

Одновременно в соответствии с частью пятой подп. 1.2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Республики Беларусь одинокими родителями признаются:

– мать, не состоящая в браке, имеющая ребенка, сведения об отце которого записаны в записи акта о рождении ребенка по указанию матери или по указанию другого лица, подавшего заявление о регистрации рождения;

– родитель, если второй родитель ребенка умер или лишен родительских прав;

усыновитель (удочеритель), не состоящий в браке.

Заметим, что в связи с отсутствием легального (официального на уровне законодательного акта) определения одинокого родителя (одинокой матери) в сфере трудовых отношений было обращение по данному вопросу в Конституционный Суд, по результатам рассмотрения которого было принято Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 18.09.2014 № Р-946/2014 «О понятии “одинокая мать” в трудовых правоотношениях».

В своем Решении Конституционный Суд указал, что:

– постановление Пленума № 2, определяющее, что к одиноким матерям, на которых распространяются соответствующие гарантии, предусмотренные ст.

268 ТК, фактически содержит не разъяснение по вопросу применения законодательства о труде, а новую правовую норму, дополняющую законодательное регулирование трудовых и связанных с ними отношений в части определения, какие лица имеют право на гарантии, закрепленные в ст. 268 ТК (прим. автора, т.е. Верховный Суд вышел за рамки своих полномочий);

– отсутствие в Трудовом кодексе положений, определяющих, какие лица признаются одинокими матерями применительно к гарантиям, предусмотренным ст.

268 ТК, создает условия для неоднозначного понимания его норм, и, следовательно, может привести к нарушению конституционных требований о гарантированности прав и свобод граждан Беларуси, закрепленных в Конституции, законах и предусмотренных международными обязательствами государства актах, а также о недопустимости пользования преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

Также Конституционный Суд рекомендовал Совмину внести в Парламент законопроект, предусматривающий внесение изменений в Трудовой кодекс в части включения в него определения одинокого родителя. В настоящее время такой законопроект внесен в Парламент и согласно ему в нем предусмотрено следующее определение:

одинокий родитель – мать (отец), не состоящая в браке (не состоящий в браке) и воспитывающая (воспитывающий) несовершеннолетнего ребенка в случае, когда другой родитель умер, лишен родительских прав, признан недееспособным, объявлен умершим или признан безвестно отсутствующим; мать, не состоящая в браке и воспитывающая несовершеннолетнего ребенка, сведения об отце которого внесены в запись акта о рождении ребенка по указанию матери; усыновитель (удочеритель), не состоящий в браке и воспитывающий несовершеннолетнего ребенка (см. Проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам трудовых отношений», размещен на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь по адресу: http://www.pravo.by/print.aspx?guid=3871&p0=2016040001).

Исходя из данного определения предполагается расширить понятие вдовца (т.е.

также если второй родитель объявлен умершим или признан безвестно отсутствующим), а также расширен перечень случаев, когда родитель признается одиноким (если второй родитель лишен родительских прав, признан недееспособным), к данной категории также предлагается отнести усыновителей (удочерителей), не состоящих в браке и воспитывающих несовершеннолетнего ребенка. 

Вывод. В Трудовом кодексе не приводится определения одинокого родителя (одинокой матери), что на практике приводит к разногласиям (разному толкованию указанного термина).

Но все же суды придерживаются определения, которое приведено в постановлении Пленума № 2.

Отсюда и рекомендация: до тех пор, пока в Трудовой кодекс не будут внесены соответствующе изменения, ориентироваться на судебную практику (постановление Пленума № 2).

Документальное подтверждение статуса одинокой матери 

Перечень документов, подтверждающих статус одинокой матери, представлен в таблице ниже.

                     Документы, подтверждающие статус одинокой матери

Категория одинокой матери

Документы, подтверждающие их статус

Женщины, не состоящие в браке и имеющие детей (ребенка) в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), в актовой записи о рождении которых запись об отце произведена в установленном порядке по указанию матери

– справка, содержащая сведения из записи акта о рождении ребенка (абз. 2 п. 103, абз. 3 п. 104, п. 107 Положения о порядке регистрации актов гражданского состояния, п. 5.14 Перечня административных процедур);

– отсутствие отметки о заключении брака в документе, удостоверяющем личность (паспорте, виде на жительство, удостоверении беженца) (п. 11-1 Положения о регистрации актов гражданского состояния)

Вдовы, не вступившие в новый брак и имеющие детей (ребенка) в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет)

– свидетельство о смерти отца детей;

– отсутствие отметки о заключении брака в документе, удостоверяющем личность (паспорте, виде на жительство, удостоверении беженца) (п. 11-1 Положения о регистрации актов гражданского состояния)

Примечание:

Источник: https://aqm.by/stati/hr/opredelenie-odinokoy-materi-ot-teorii-k-praktike-/

Законовед
Добавить комментарий