Обязан ли инспектор ДПС составить данный документ?

Когда протокол ГИБДД может стать недопустимым доказательством

Обязан ли инспектор ДПС составить данный документ?

Любые исправления в протоколе подписываются в том числе и тем, кого привлекают к ответственности. В противном случае протокол может быть признан недопустимым доказательством.

На какие только ухищрения не идут некоторые недобросовестные инспекторы ГИБДД, чтобы оформить побольше протоколов. Но пойти на прямую фальсификацию документов – это все же редкий случай. При этом по непонятной причине три судебные инстанции ничего незаконного в деле не заметили. И только Верховный суд обратил внимание на правки.

Но обо всем по порядку.

ГИБДД ужесточит контроль за автошколами

Мировой судья судебного участка № 8 Индустриального района Хабаровска на основании протокола, составленного 18 декабря 2016 года инспектором ДПС хабаровского ГИБДД в отношении некоего гражданина Пилипа об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса об административных правонарушениях, вынес решение о назначении этому водителю наказания в виде штрафа в 30 тысяч рублей и лишения права управления на год и семь месяцев. И все это за отказ от медосвидетельствования.

Примечательно, что районный суд вернул дело обратно мировому судье. Но тот якобы после дополнительной проверки подтвердил свое решение. И у районного суда претензий не возникло. Претензий не возникло и у исполняющего обязанности председателя Хабаровского краевого суда, который подтвердил приговор.

Но вопросы возникли у Верховного суда.

Исправления в протокол можно вносить только в присутствии водителя. Рядом с каждым исправлением водитель должен поставить свою подпись

Итак, согласно протоколу инспектора ДПС от 18 декабря 2016 года, в 2 часа 8 минут водитель Пилип не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Но в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование дата составления протокола – 26 октября 2016 года – исправлена на дату 18 декабря 2016 года, в графе “место составления протокола” ул. Серышева исправлена на ул.

Волочаевская, 71, в графе “пройти освидетельствование” слово “согласен” изменено на “отказался”.

Таким образом, первоначальное содержание протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения свидетельствовало об отсутствии в действиях водителя признаков отказа от медосвидетельствования. Однако внесенные изменения в протокол стали свидетельствовать о наличии таких признаков в действиях автомобилиста, отметил Верховный суд.

Инспектор ДПС на заседании мирового суда пояснил, что изначально Пилип выразил согласие на прохождение медосвидетельствования, но в последующем свое мнение изменил и от направления отказался. Соответствующие изменения об отказе от прохождения медосвидетельствования были внесены в протокол в присутствии понятых. Обстоятельства внесения других исправлений в протокол судом не устанавливались.

При этом в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что изменения в протокол о направлении на медосвидетельствование были внесены в присутствии водителя Пилипа. Его подписи напротив внесенных изменений, как и сведений об ознакомлении с внесенными изменениями, нет.

Что делать, если штраф из ГИБДД превратился в судебную задолженность

При таких обстоятельствах, указывает Верховный суд, следует признать, что порядок направления на медосвидетельствование соблюден не был. Данных о том, что Пилипу в законном порядке предлагалось пройти освидетельствование на состояние опьянения и он отказался от его прохождения, в деле отсутствуют.

Верховный суд напомнил, что использование доказательств, если они получены с нарушением закона, недопустимо. Поэтому решения судов нижних инстанций Верховный суд отменил, а производство по делу прекратил в связи с недоказанностью.

Верховный суд также напомнил, что если есть основания полагать, что водитель нетрезв, то его необходимо сначала отстранить от управления. Об этом составляется протокол. После отстранения проводится освидетельствование на алкогольное опьянение с составлением соответствующего акта. Все это проводится либо под запись процесса на видео, либо в присутствии двух понятых.

При отказе от прохождения освидетельствования на алкогольное опьянение либо несогласии водителя с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что водитель в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения водитель направляется на медицинское освидетельствование. Также под видеозапись или в присутствии двух понятых. Об этом также составляется протокол.

Если медосвидетельствование установило, что водитель нетрезв, составляется протокол об управлении в нетрезвом виде. Если водитель отказался от прохождения медосвидетельствования, об этом также составляется протокол.

Исправления в протокол можно вносить только в присутствии того, в отношении кого он составляется.

При этом рядом с каждым исправлением водитель должен поставить свою подпись. Если он отказывается подписываться, об этом также должен быть составлен акт.

Если акта нет, нет подписей рядом с исправлениями, если в копии протокола, выданной на руки водителю, нет таких же исправлений, то такой документ будет признан судом недопустимым доказательством.

Источник: https://rg.ru/2019/04/01/kogda-protokol-gibdd-mozhet-stat-nedopustimym-dokazatelstvom.html

Права водителя

Обязан ли инспектор ДПС составить данный документ?

Поговорим о правах, которые у вас есть при остановке машины инспектором ГИБДД: что можно делать, что требовать, от чего отказаться и что контролировать. Все эти права — из Конституции, закона о полиции, административного кодекса и регламента для сотрудников ГИБДД.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Сохраните себе эти картинки, чтобы использовать их при встрече с инспектором. И делитесь с другими водителями: чем больше юридически грамотных автовладельцев, тем меньше произвола со стороны ГИБДД.

Основание. Пункт 89 административного регламента.

Как это работает. Когда инспектор останавливает машину, он сам сразу же подходит к водителю. Водитель не обязан выходить из машины. Он может сидеть на месте и слушать, чего хочет инспектор. Сотрудник ГИБДД подходит к машине со стороны водителя (п. 48). И только если что-то мешает или есть опасность, он может подойти с другой стороны.

Инспектор может попросить водителя выйти из машины, если есть конкретные причины. Например, нужно провести досмотр, составить протокол или есть подозрения, что водитель пьян (п. 93). При проверке документов выходить необязательно: сам факт остановки не означает, что водитель должен сразу покинуть салон и встать рядом с инспектором или идти в патрульную машину.

Основание. Пункты 84, 89 и 91 административного регламента.

Как это работает. При остановке машины инспектор обязан объяснить, почему ее остановили, какие документы нужно показать. Не водитель спрашивает, а инспектор говорит сам и сразу. Причин для остановки машины достаточно. Это может быть проверка документов или какой-то рейд.

Иногда говорят, что инспекторы не могут проверять у водителя документы: якобы это не повод останавливать машину. Действительно, раньше документы могли проверять только на стационарных постах, но такое ограничение отменили. По новому регламенту это повод для остановки на дороге: инспектор имеет право попросить права, полис ОСАГО или пластик, даже если нарушений не было.

По регламенту инспектор может проверить документы еще и у пассажиров. Есть мнение, что такие проверки противоречат праву на личную неприкосновенность и свободу передвижения. Но таков регламент.

См. также:

  • ГИБДД запретили снимать номера

Основание. Статья 51 Конституции РФ, пункты 51, 132 административного регламента.

Как это работает. Даже если водитель что-то нарушил — превысил скорость, пересек сплошную, едет без полиса ОСАГО, — он может объяснить, почему так поступил.

Причина может повлиять на наказание, например стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа. Иногда это и вовсе исключает вину водителя.

В любом случае инспектор обязан выслушать объяснения и занести их в протокол.

Если водитель не хочет ничего объяснять, имеет право: по Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя или родственников. Даже если есть грубое нарушение, водителя поймали на попытке дать взятку, он угнал машину или подделал документы на груз, можно молчать. Поможет это или нет — другой вопрос, но такое право есть, и им можно пользоваться.

Основание. Статья 8 закона «О полиции».

Как это работает. В новом регламенте нет пункта о видеосъемке. Некоторые инспекторы этим пользуются: говорят, что снимать их действия запретили.

На самом деле можно вести видеозапись всех действий сотрудника ГИБДД или полицейского.

А потом использовать эту съемку как доказательство в суде — например что у водителя требовали взятку или досмотр провели без понятых и протокола.

Иногда запретить съемку все-таки могут. Но для этого нужен документ и основание — например проводится оперативное мероприятие или что-то связано с гостайной. Просто так инспектор ГИБДД не может запретить видеосъемку. У МВД на этот счет однозначное мнение.

См. также:

  • Что изменилось в регламенте ГИБДД

Основание. Пункты 45, 52 административного регламента, статья 5 закона «О полиции».

Как это работает. Когда инспектор подходит к водителю, он обязан представиться. Водитель имеет право попросить служебное удостоверение. Можно узнать номер дежурной части или подразделения и позвонить туда для проверки: точно ли этот сотрудник там служит, действительно ли он сейчас при исполнении и правда ли, что есть ориентировка на такую же машину.

Узнавать подразделение ДПС полезно еще и для жалоб. Сам по себе вопрос о месте службы может сделать инспектора вежливее и заставить его внимательнее относиться к правам водителя.

Основание. Пункты 134, 151, 168, 211 административного регламента.

Как это работает. Если инспектор заметил превышение скорости, провел осмотр автомобиля, установил алкогольное опьянение, задержал машину, забрал из нее какие-то вещи, то должны быть документы.

В зависимости от мероприятия это может быть акт, протокол или постановление. Например, при осмотре составляют акт, а при досмотре — протокол.

Если составить не тот документ, результаты можно признать недействительными.

В любом случае водитель имеет право изучить протокол и внести в него уточнения. Инспектор обязан показать ему, что там написано, и отдать на руки копию. Все это помогает оспаривать штрафы, доказывать чужую вину и получать компенсации.

См. также:

  • Что делать при эвакуации машины

Основание. Статьи 28.1.1, 28.2 КоАП РФ.

Как это работает. Когда инспектор составит протокол, он покажет его водителю. Не сразу отдаст копию, а сначала даст ознакомиться. Водителю предложат подписать протокол, но с этим не надо торопиться.

Во-первых, протокол можно вообще не подписывать. Но наличие такого права не дает преимуществ: в протоколе напишут, что водитель не стал подписывать, а от штрафа это не спасет.

Лучше использовать другое право — предоставить объяснения и замечания. Например, что инспектор что-то указал не так или водитель нарушил по такой-то причине.

Или что свидетелей на самом деле не было, а вместо осмотра инспектор провел досмотр. Это пригодится в суде.

Если в протоколе есть ошибки оформления, например не та дата или данные водителя, об этом можно не писать и потом использовать для полной отмены: неправильно заполненные документы вообще могут не принять в суде, тогда и штраф не назначат.

См. также:

  • Штрафы за нештатное оборудование

Основание. Статьи 290, 291 УК РФ.

Как это работает. Инспектор ГИБДД не может требовать деньги, даже если водитель что-то нарушил. Водители не платят штрафы напрямую инспектору. Их нужно платить в бюджет через банк или с карты.

Если инспектор предлагает договориться на месте и обещает скидку, он вымогает взятку. Скидку 50% можно получить и при оплате штрафа на госуслугах, а намеки инспектора могут привести к уголовной статье. За дачу даже небольшой взятки могут оштрафовать на сотни тысяч рублей или приговорить к лишению свободы.

Если у вас требуют деньги, откажитесь или напишите жалобу. Такое предложение может быть провокацией: за поимку взяткодателей сотрудникам светят новые звания и премии.

Если у вас работают водители, предупредите их о том, что для взяток в интересах компании штрафы еще больше. Водитель получит приговор, а работодатель запросто потеряет миллион.

См. также:

Основание. Пункты 146, 147, 203 административного регламента, статья 25.7 КоАП РФ.

Как это работает. Если инспектор хочет провести досмотр машины, у него должны быть основания. Например, есть подозрения, что в машине находятся преступники или незаконно перевозят оружие. Это не то же самое, что осмотр: для него другие основания и отличается процедура.

При досмотре всем нужно выйти из машины, а инспектор имеет право трогать вещи. Но при этом обязательно нужны понятые или видеозапись. При осмотре их может не быть, но там и вещи трогать нельзя, и выходить из машины необязательно.

Если инспектор не позвал понятых, не ведет запись, но при этом проводит досмотр, можете ему не мешать, но потом запишите в протоколе, что понятых не было. Результаты досмотра будут недействительными — их не признают доказательствами.

Без понятых и протокола можно отказаться от досмотра. Пусть вызывают начальство из дежурной части: в конфликтных ситуациях так положено (п. 51). Но не забудьте, что если требования законные, то их нужно выполнять.

См. также:

  • За что могут задержать машину
  • Как проводят осмотр и досмотр машины

Основание. Пункт 221 административного регламента.

Как это работает. Бывает, что прямо на дороге инспектор нашел основания для лишения прав. Например, водитель пьян, ездит с чужими номерами или пересек двойную сплошную. Забрать права на месте не могут. Для этого нужно решение суда, которое вступило в силу.

На месте инспектор может только составить протокол. Потом его передают в суд. Даже если решение суда не в пользу водителя, его можно обжаловать. Пока постановление не вступило в силу, права забрать не могут и водитель имеет право ими пользоваться. Много лет назад права забирали сразу, но сейчас это условие не действует.

Если постановление о лишении прав вступило в силу, их нужно сдать как можно скорее. По закону на это есть три рабочих дня. Если не сдать их вовремя, срок лишения прервется, а за вождение машины грозит штраф.

См. также:

  • Что делать, если лишают прав

Основание. Пункт 234 административного регламента.

Как это работает. Если у инспектора есть подозрения, что водитель пьян, ему могут предложить пройти проверку на алкоголь, по-простому — подышать в трубочку. Но водитель может отказаться. Тогда он пройдет медицинское освидетельствование, то есть сдаст пробы в лаборатории.

Такое право может пригодиться, если есть сомнения в точности алкотестера, его поверке и пломбах. Или если инспектор не соблюдает процедуру проверки и не составил протокол.

Результаты проверки влияют на штрафы, лишение прав, отстранение от управления, выплаты по ОСАГО и потерю работы.

Медицинское освидетельствование обычно точнее проверки на алкотестере — пользуйтесь этим правом в спорных ситуациях на дороге.

См. также:

Основание. Статья 33, 53 закона «О полиции», пункт 316 административного регламента.

Как это работает. Когда инспектор ГИБДД нарушает ваши права, он несет за это ответственность. На его действия или бездействие можно жаловаться, результаты проверок и протоколы можно оспаривать, доказательства — признавать недействительными, штрафы — отменять, права — возвращать.

Если из-за нарушения прав водителю причинен ущерб, можно требовать компенсацию от МВД. Чаще всего это ни к чему не приводит, но есть случаи, когда водители добивались своего и получали выплаты из бюджета.

Даже если не доводить до компенсации ущерба, можно отменить постановление о штрафе или лишении прав. Мы уже рассказывали истории водителей, которые так делали.

См. также:

  • Как оспорить штраф ГИБДД
  • Что делать с двойным штрафом за нарушение ПДД

Источник: https://journal.tinkoff.ru/prava/ostanovili-prava/

Как общаться с инспектором ГАИ

Обязан ли инспектор ДПС составить данный документ?

Времена, когда инспекторы ДПС останавливали всех подряд и могли прицепиться к любой мелочи, постепенно проходят. Хочется верить, что они уйдут безвозвратно.

Но и все равно в крови многих водителей держится вирус опасения или даже боязни, замешанной на недоверии к человеку в форме.

Потому вполне справедливы наши возмущения, если вдруг ни с того ни с сего инспектор взмахивает своей волшебной палочкой и призывает остановиться. Даже когда совесть чиста, как у младенца, все равно кольнет беспокойство: как бы чего не вышло.

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ

Итак, инспектор «выбрал» ваш автомобиль. Нет смысла сразу и резко прижиматься к обочине. Водитель должен остановиться так, чтобы не создавать помех другим участникам движения — к этому призывают ПДД.

Конечно, если водитель осознанно, из вредности, уехал за сто метров на полупустой улице, это будет истолковано отнюдь не в его пользу и впоследствии может негативно сказаться на дальнейшем общении с инспектором.

Поэтому соблюдение взаимной вежливости не будет лишним.

Следующий момент, который должен стать нормой — водитель не обязан выходить из машины и бежать к инспектору, услужливо согнув спину. Достаточно опустить стекло и после того как инспектор, представившись (звание, фамилия) и объяснив причину остановки, попросит документы — выполнить его просьбу.

Если инспектор представился трудноразличимой на слух скороговоркой: “Здр-дыр-дыр-дыр…”, мы вправе попросить его назваться еще раз и более внятно. И уж тем более, водитель вправе знать о причине остановки автомобиля.

Кстати, по закону водитель может потребовать от инспектора предъявить служебное удостоверение — и тот обязан выполнить это прежде, чем получит в руки «права».

Причин для остановки ТС у «гаишников» довольно много. Но в любом случае инспектор обязан озвучить причину остановки, а не просто требовать документы.

Впрочем, есть в списке универсальная, на все случаи «отмазка» — якобы подозрение, что машина находится в розыске. Этим пунктом можно объяснить задержание практически любой машины.

Но, опять же, у инспектора должны быть причины — например, ориентировка на ТС данной марки.

По поводу остановки автомобиля иными сотрудниками милиции, помимо ГИБДД, существует масса заблуждений. Вплоть до того, что кроме ДПС, никто требовать документы от водителя не вправе. Однако ПДД на этот счет говорят следующее: «водитель обязан … по требованию сотрудников милиции…» и далее приводится список документов.

Любой сотрудник милиции имеет полное право проверить документы на машину: находится ли транспортное средство в законной собственности. Отказ предъявить документы является невыполнением законных требований милиционера и служит основанием для задержания и доставки водителя в ОВД. Кроме того, милиционер может отправить на врачебное освидетельствование.

Есть свои права и у сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

ТЫ ВИНОВАТ ЛИШЬ В ТОМ…

«Признание — царица доказательств», — к сожалению, этот постулат до сих пор является привлекательным для разного рода силовых структур. И ГИБДД здесь не исключение.

Вопиющая ситуация — когда обвиняют в нарушении, которого не было. В этом случае опытные люди советуют предельно вежливо пытаться довести до сознания инспектора, что он ошибся, и привести свою аргументацию.

Если он настаивает на наказании, можно дать понять, что в протоколе вы изложите свое видение ситуации, которое будет озвучено и впоследствии при «разборе полетов» в ГИБДД. И впишете в протокол все как есть: что инспектор не представился (или представился невнятно), что вел себя нагло, не прислушался к мнению свидетелей, не позволил вписать их показания в протокол.

Обычно даже предварительного намека, что водитель не намерен сдаваться, достаточно, чтобы инспектор, если он достаточно здравомыслящий, отказался от попыток «развести».

Проблема «преступления и наказания» всегда актуальна. Если водитель считает, что инспектор погорячился, он имеет полное право не соглашаться с обвинениями. Но и действовать должен не на основании эмоций, а по букве закона. Ведь на его стороне презумпция невиновности. Не только знание ПДД облегчает участь водителей.

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) тоже будет не лишним в бардачке: в статье 1.5 КоАП РФ четко сказано: «неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица».

Есть и другой пункт: «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность».

Общение с инспектором начинается еще с момента взмаха полосатым жезлом. Согласно должностной инструкции «требование об остановке должно быть понятно всем участникам дорожного движения».

Но часто можно видеть, как в ответ на невнятный жест сразу несколько водителей снижают скорость, одновременно включив поворотник, и вопросительно смотрят на гаишника: «Меня?». Все это создает нервозность и сказывается на безопасности движения.

Притормозив поток автомобилей, инспектор обязан указать именно на ту машину, которая вызвала его интерес. При необходимости привлечь внимание свистком.

Но рассмотрим ситуацию, когда ни водитель, ни его пассажир (а по закону он является свидетелем) не увидели инспектора. Такое может случиться с каждым. При этом экипаж ДПС обычно начинает преследование и уже через громкоговорители принуждает вас прижаться к обочине.

После того как машину с «нарушителем» остановили, инспектор может пригрозить протоколом и административным арестом — за невыполнение законного требования об остановке. При этом вероятна ссылка на статью 19.

3 КоАП («Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции»), где действительно предусмотрен арест до 15 суток или штраф в размере 500-1000 руб., или на статью 19.4 («Неповиновение должностному лицу, осуществляющему государственный надзор») с таким же размером штрафа.

В подобной ситуации на автомобилистов распространяется статья 12.25 КоАП в части 2 («Невыполнение требования об остановке ТС») и по ней полагается только штраф в размере 200-500 рублей.

Однако прежде чем грозить, инспектор должен располагать доказательствами, что его требование остановиться относилось именно к вам, и было для вас предельно понятно. Только видеосъемка может показать, что, например, визуальный контакт между вами был установлен. В противном случае решение инспектора можно оспорить.

В СПОРЕ РОЖДАЕТСЯ ИСТИНА

Один из первейших законов для водителя — ПДД. Хорошо зная «правила», можно избежать многих неприятностей. Вот как, например, можно разрешить ситуацию с проездом на запрещающий сигнал светофора. В момент проезда перекрестка зеленый сигнал сменился на желтый, а на выходе — уже на красный.

Такое нередко случается, когда водитель старается избежать резкого торможения (пункт 10.5 запрещает резкое торможение, если это не требуется для предотвращения ДТП). Кроме того, водителю запрещено занимать перекресток (пп.13.7 и 12.4 ПДД). В этом случае на стороне водителя пункт 6.

14 ПДД, который позволяет проезжать перекресток при включении желтого сигнала светофора, если нет возможности остановиться, не прибегая к экстренному торможению. Правда, аргументация должна быть обоснованной.

Однако слишком увлекаться не стоит — если проезд на красный станет привычкой, это может сыграть плохую шутку.

Довольно распространенный случай — нарушение правил остановки или стоянки.

Нюансов здесь много, и если раньше «вилка» штрафов была минимальной, то сейчас за нарушение правил остановки/стоянки полагается штраф 300 рублей, а если это создало препятствия другим ТС или пешеходам — 1500 и 1000 рублей соответственно. Так что следует освежить знания соответствующих пунктов ПДД. Иначе можно нарваться не только на максимальную сумму штрафа, но и на услуги эвакуатора.

Превышение скорости тоже наказывается по-разному. Превышение на 10-20 или 20-40 км/ч — штраф 300 и 500 рублей. А вот превышение на 40-60 км/ч или выше 60 — это совсем другие цифры: в первом случае либо 1000-1500 рублей, либо лишение прав на 2-4 месяца.

Во втором — штраф 2000-2500 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев.

Что, если инспектор попадется нечестный? И назначит то наказание, которое ему покажется выгоднее? В самом деле, велика ли разница между 39 и 41 км/ч сверх положенного ограничения? Кстати, многие «таблицы штрафов» грешат ошибками, и чтобы не оказаться обманутым, неплохо держать при себе КоАП.

Неплохо поинтересоваться, есть ли свидетельство о поверке радара, а также сертификат (эти документы не должны быть просрочены). Водителю стоит и более придирчиво оценивать показания радара, особенно данные таймера, который показывает, сколько времени прошло с момента фиксации.

При скорости 60 км/ч автомобиль за одну минуту проезжает километр, при 90 км/ч — полтора километра. Остается прикинуть, сколько времени было затрачено на объяснение с инспектором. И если получается, что по показаниям таймера автомобиль был на расстоянии нескольких километров от патрульной машины — инспектор явно пытается ввести вас в заблуждение.

Дальность действия большинства простых радаров (не видео) не превышает 350 метров. Кроме того, следует требовать доказательств, что это скорость именно вашего автомобиля. Помните — это не водитель обязан доказывать свою невиновность, а инспектор ГИБДД должен доказать его вину.

Когда в работу инспекторов ДПС вменят обязательную фото-видео фиксацию правонарушений, неправомерных придирок не станет, но и шансов отвертеться при нарушении будет гораздо меньше.

Вопросы возникают и по перевозке детей. Согласно ПДД (пункт 22.9) перевозка детей до 12 лет возможна лишь в специальных удерживающих устройствах. Нарушение карается штрафом в размере 100 рублей (КоАП, ст. 12.23). Однако в «правилах» есть и уточнение: «…

или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства». Такими «иными средствами» могут быть адаптеры штатных ремней.

А вот на переднее сиденье ребенка можно посадить только с использованием специального удерживающего устройства — иных вариантов в ПДД не предусмотрено.

В заключение можно лишь пожелать водителям и инспекторам быть терпимее друг к другу. Как показывает практика, часто агрессия идет в первую очередь со стороны водителей, и ответом может стать только еще более жесткая реакция «гаишников». Впадать в крайности не стоит. А вот обжаловать действия инспектора, если он проявляет излишнее рвение — это наше полное право.

Попросить покинуть машину инспектор имеет право в следующих случаях:

  • есть основания считать, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения;
  • для сверки номеров агрегатов и узлов ТС;
  • для проведения досмотра или осмотра ТС;
  • водитель или пассажир подозреваются в совершении преступления;
  • требуется участие водителя в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам движения.

Проверка документов на право пользования автомобилем может производиться только на стационарных постах. Исключением считаются спецмероприятия: «Перехват», «Чистый автомобиль» и т.п.

Инспекторам ДПС запрещено останавливать ТС на участках дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах.

Чтобы остановить автомобиль на улице, инспектор должен иметь основания:

  • нарушение ПДД;
  • данные, свидетельствующие о причастности водителя и/или пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
  • нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях.
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются.
  • решение уполномоченных органов об ограничении или запрещении движения;
  • привлечение водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции.

Кстати, водитель обязан не только остановиться, но и отдать машину сотрудникам милиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством, а также медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение, если их жизнь находится под угрозой.

Будьте уверенными!

* «Действуйте и продвигайтесь к намеченной цели. Выигрывает действующий. Логика действия до примитивного проста. Обвинения отвергайте, ссылайтесь на отсутствие доказательств. Доказательства оспаривайте, выискивайте ошибки и указывайте на них. Требуйте разъяснений, затем требуйте обоснований. Требуйте, требуйте и требуйте!».

* «Вначале выслушайте инспектора. Слушайте, не перебивая и не задавая вопросов. Предоставьте ему возможность высказаться полностью. Когда инспектор предоставит слово вам, уточните, что вам непонятно из сказанного.

Вам необходимо иметь полное представление о том, какие претензии имеются к вам, чем они вызваны, и какие шаги в дальнейшем инспектор намерен предпринять.

Уточняйте в следующем порядке: а) намерения, б) обоснованность этих намерений».

* «Поставьте инспектора в известность, что вам нужно подумать, извинитесь, отойдите в сторону и проанализируйте имеющуюся информацию. Определите с точки зрения закона слабые места в аргументах инспектора и получите необоснованность его намерений. Слабые места в обвинении есть всегда. Если инспектор ссылается на закон, попросите его предъявить ту статью закона, на которую он ссылается».

* «Проиграйте ситуацию в следующем порядке: вас признают виновным, и вы составляете жалобу. Проанализируйте свою жалобу с точки зрения «имеющихся в деле материалов». Оцените ваши шансы на успех с точки зрения закона. Если шансы есть, необходимо действовать».

Н. И. Козлов, «Искусство полемического боя»

Кирилл ЮРЧЕНКОАвтомаркет+Спорт № 22

Источник: https://law.drom.ru/11296/

«Ваши документы!»: на что имеет право сотрудник ДПС

Обязан ли инспектор ДПС составить данный документ?

Каждого автомобилиста хотя бы раз в жизни останавливал сотрудник ГИБДД. Но не каждый знает, на что представитель власти имеет право, а что требовать от водителя незаконно. Командир взвода ДПС в Королеве Игорь Фатеев рассказал корреспонденту «РИАМО в Королеве», как должен вести себя инспектор и за что он может остановить автомобиль.

Форма, удостоверение, значок

© РИАМО, Корешков Николай

По словам Фатеева, инспектор ДПС не останавливает автомобиль просто потому, что ему так захотелось.

«Все сотрудники ДПС выходят на маршрут, который согласован и заранее разработан в зависимости от оперативной обстановки и проведения рейдов. Просто так останавливать водителей никто не будет. Если водитель уверен в том, что он не совершал никаких правонарушений, бояться сотрудника ДПС не стоит», – говорит Фатеев.

При остановке автомобиля сотрудник ДПС должен быть в форме, иметь служебное удостоверение и нагрудный знак. Удостоверение он обязан предъявить по требованию водителя, при этом не давая его в руки. Если водитель сомневается в том, что его остановил именно сотрудник ДПС, нужно позвонить по телефону доверия: 8 (495) 200-39-29.

«Если человек, остановивший автомобиль, не предъявляет удостоверение, если его нагрудный знак отсутствует или плохо читается, то водитель имеет полное право не общаться с ним, позвонить по телефону доверия и сообщить, что неизвестные лица представляются сотрудниками ДПС», – подчеркивает командир взвода.

Куда пожаловаться на полицейских в Королеве>>

Причина остановки

© РИАМО, Корешков Николай

Чаще всего сотрудник ДПС останавливает автомобиль при зафиксированном нарушении правил дорожного движения. При этом инспектор должен четко и ясно объяснить водителю, что именно он нарушил.

«Все пояснения сотрудник ГИБДД должен давать четко и ясно, без нравоучений. Инспектор должен быть спокойным, вежливым и сохранять спокойствие в любой ситуации. Причин остановки достаточно много, и во всех случаях водитель должен четко понимать, за что он остановлен и какими должны быть его дальнейшие действия», – уточняет Фатеев.

Основные причины остановки – это проверка документов, нарушение ПДД, подозрение в преступлении, угоне или алкогольном опьянении. Также сотрудник ГИБДД имеет право остановить автомобиль для обеспечения проезда экстренных служб, для оказания помощи другим участникам движения или самому сотруднику.

Фатеев отмечает, что в некоторых случаях сотрудник ГИБДД имеет право сохранить в тайне настоящую причину, по которой была произведена остановка. Но так он поступает только в случае, если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления или обвиняются в совершении ДТП. Задержание таких личностей входит в обязанности сотрудника ГИБДД.

Куда пожаловаться на плохие дороги в Королеве>>

Предъявление документов

© РИАМО, Корешков Николай

После представления и объяснения причины остановки сотрудник ДПС имеет право попросить водителя предъявить водительские права, страховые документы, а также техпаспорт транспортного средства – то есть свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС). В некоторых случаях инспектор может потребовать предъявить паспорт транспортного средства (ПТС).

Водитель должен предъявлять документы без каких-либо удерживающих устройств, по требованию инспектора необходимо вынуть их из обложек.

Если документов нет, инспектор имеет право задержать водителя. Но может предоставить время, не больше 3 часов, чтобы водителю доставили необходимые документы на пост.

За любое вольное или невольное нарушение водитель понесет ответственность. Сотрудник ДПС обязан в таких случаях остановить автомобиль, попросить предъявить документы, объяснить водителю нарушение и наложить административное взыскание в виде штрафа.

Пьяный водитель

© РИАМО, Корешков Николай

Прямая обязанность сотрудника ДПС – остановить водителя, который может быть опасен для других участников движения. Если инспектор подозревает, что за рулем движущегося автомобиля человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, он обязан его остановить и задержать.

Водитель имеет право не «дышать в трубочку», а требовать проведения медицинского освидетельствования. Но нужно помнить, что совсем отказаться от экспертизы равносильно признанию в том, что водитель сел за руль пьяным.

Еще один нюанс: если обычно инспектор не может требовать покинуть автомобиль, то в случае подозрения на пьяное вождение сотрудник ДПС может потребовать покинуть машину. То же самое касается случаев, если водитель подозревается в совершении преступления или есть информация, что в его автомобиле могут перевозиться опасные вещества.

«В таких случаях проводится досмотр автомобиля в присутствии понятых или при ведении видеозаписи. После досмотра составляется протокол», – поясняет командир взвода.

Во время ознакомления с протоколом нарушения, сотрудник ДПС должен разъяснить водителю его права.

Жалоба на инспектора

© РИАМО, Корешков Николай

Итак, главное, что нужно помнить водителям: у сотрудника ГИБДД должна быть форма, удостоверение и нагрудный знак, он должен объяснить причину остановки. В случае некорректного поведения инспектора стоит написать жалобу на него.

«Жалоб на сотрудников у нас крайне мало. Многие водители понимают, что останавливают их не просто так, и спокойно предъявляют документы и выполняют просьбы инспекторов. Человека, совершившего преступление и пытающегося это скрыть, опытный сотрудник вычислит сразу и будет действовать в рамках закона», – заключает Фатеев.

Источник: https://korolevriamo.ru/article/211395/vashi-dokumenty-na-chto-imeet-pravo-sotrudnik-dps.xl

Вас остановил инспектор ДПС

Обязан ли инспектор ДПС составить данный документ?

Что делать, если вас останавливает на дороге инспектор ДПС, а вы не согласны с его требованием? Где инспектор ДПС может остановить ваш автомобиль, и на каких основаниях? Безосновательная остановка вашего транспортного средства — это нарушение ваших водительских прав. Поэтому инструкторы по вождению расскажут вам, как нужно вести себя в такой ситуации, чтобы отстаивать свои права и самим не нарушать закон.

Законные причины для остановки вашего автомобиля

  1. Документом, которым руководствуется сотрудник ГИБДД при работе, является «наставление». В этом документе конкретно прописаны причины, по которым водитель транспортного средства может быть остановлен инспектором.
  2. Нарушение водителем или пассажирами дорожных правил.
  3. Наличие информации о причастности водителя или пассажиров к какому-либо преступлению, нарушению или совершению ДТП. Это могут быть ориентировки, информация дежурного, визуальные признаки и другие. В данном случае вы можете позвонить дежурному для уточнения информации о вашей причастности к тому или иному происшествию.
  4. Наличие сведений о том, что данный автомобиль находится в розыске, а также использование автомобиля в противоправных целях. В целях безопасности вы также можете уточнить предъявляемые вам обвинения, позвонив по телефону дежурному.
  5. Необходимость провести опрос пассажиров или водителя о совершенном ДТП, если есть информация, что они являются свидетелями данного происшествия.

    При этом инспектор ДПС должен рассказать вам о том, что существует ответственность при даче ложных показаний, а также о наличии права не свидетельствовать против себя и против своих близких.

  6. Исполнение решений государственных органов об ограничении или запрете движения.

  7. Привлечение водителя автомобиля или его автомобиля для оказания помощи других участников движения или сотрудникам ДПС. Как пояснили автоинструкторы, данный случай подразумевает изъятие транспортного средства для проведения оперативной работы.

    Вы имеете право отказаться от предоставления своего транспортного средства, тогда на вас будет наложен штраф.

  8. Осмотр документов на право управления автомобилем или на сам автомобиль, а также на груз, перевозимый данным средством. Данную проверку инспектор может производить только на постах ДПС, на КПП или контрольных постах милиции. Также проверка водительских и регистрационных документов допускается во время проведения специальных мероприятий.

Итак, вас остановили

При остановке, инспектор должен представиться с указанием своей должности, звания и фамилии, а также сообщить причину остановки.

Остановка транспортного средства должна проводиться в минимально короткие сроки, поэтому, если инспектор ГИБДД будет необоснованно затягивать время составления протокола, то можно обратиться к нему с просьбой составления протокола о задержании. А оснований на задержание у инспектора нет, поэтому этот протокол будет легко обжалован.

Вы имеете право не покидать автомобиль, ведь в «наставлениях» сказано, что сотрудник может предложить вам выйти из автомобиля всего по нескольким причинам.

Это может быть наличие признаков опьянения у водителя, проведение осмотра автомобиля или груза, необходимость устранения технических неисправностей ТС и других.

Обратите внимание на то, что сотрудник не может потребовать того, чтобы вы вышли из автомобиля, а только может предложить вам это сделать. Поэтому только вам решать, покидать салон автомобиля, или воспользоваться своим правом и остаться в салоне.

Документы передавайте в руки инспектору только при свидетелях, во избежание недоразумений.

Как вести себя, если остановка не законна?

Если вы видите, что вас остановили незаконно, то вы все равно должны остановиться и предъявить документы.

Если вас остановили вне зоны поста и потребовали документы, то напомните инспектору об ответственности за самоуправство, которое приводит к предупреждению или наложению штрафа.

Если это напоминание не подействовало на инспектора, то предупредите, что дальнейшим вашим действием будет звонок по «02» или по телефону доверия.

Конечно, инспектор может попытаться «вывернуться» и обвинить вас в совершении административного нарушения. Это может быть не пристегнутый ремень безопасности, разговор за рулем по телефону и другие обвинения.

В любом случае, эти нарушения доказаны не будут, так как они были получены незаконно.

Подводим итоги

При остановке вашего автомобиля лучше не покидать салон, приоткрыв боковое стекло. Для собственной безопасности, вы имеете право использовать видео- и аудио-съемку, и сотрудник ГИБДД не должен вам в этом препятствовать. Запись начните со слов о дате и времени остановки, затем попросите продемонстрировать его документы и громко прочитайте данные сотрудника.

Затем, если сотрудник не назвал основание для остановки, попросить его огласить ее. Если требование остановки законно, то вы обязаны подчиниться. А если же требование не законно, то напомните ему об ответственности, о том, что вы можете позвонить в соответствующие органы.

После этого сотрудник поймет, что вы юридически грамотный водитель и, скорее всего, пожелает вам счастливого пути.

Служебные обязанности на дороге выполняют инспекторы ДПС.

Также вас могут становить сотрудники других структур полиции. Например, ваш автомобиль может быть остановлен сотрудником ППС в случае ограничения доступа в зону оцепления для проверки документов и даже для осмотра транспортного средства.

Посмотрите видеоматериал об обязанностях инспектора ГИБДД на дороге:

Честных и вежливых вам инспекторов на дороге!

В статье использовано изображение с сайта bestyurist-a177.ru

Источник: http://spokoino.ru/articles/gibdd/vas_ostanovil_inspektor_dps/

Законовед
Добавить комментарий