Нужно ли предприятию оформлять квоту для трудоустройства гражданина Республики Беларусь?

Принимаем на работу после службы в армии

Нужно ли предприятию оформлять квоту для трудоустройства гражданина Республики Беларусь?

Лицам, уволенным с военной службы по призыву (альтернативной службы), гарантируется:

1) сохранение рабочего места после окончания военной службы по призыву (альтернативной службы);

2) выплата единовременной матпомощи в случае приема на прежнее место работы после окончания срочной военной службы (альтернативной службы);

3) предоставление первого рабочего места после окончания военной службы по призыву (альтернативной службы).

Рассмотрим особенности предоставления таких гарантий.

Если работник ранее трудился у нанимателя

Гарантия N 1 «Сохранение рабочего места»

Суть гарантии

Прежний наниматель обязан принять на работу лиц после военной службы по призыву или альтернативной службы в течение трех месяцев со дня :

— следующего за днем окончания состояния на военной службе (прохождения альтернативной службы);

— восстановления трудоспособности или установления инвалидности (когда она препятствует поступлению на работу), если травма была получена или лицо заболело в период прохождения военной службы по призыву (альтернативной службы).

По истечении данного срока такое лицо гарантию теряет.

Кто должен предоставить

Обязанность принимать на работу лиц, уволенных с военной службы по призыву (альтернативной службы), закреплена только для государственных организаций .

На заметку
Под государственными организациями понимаются унитарные предприятия, учреждения, государственные объединения и иные юридические лица, имущество которых находится в собственности государства или его административно-территориальной единицы и закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления .

В организациях частной формы собственности аналогичная гарантия может быть закреплена в коллективном договоре (ином ЛНПА). В таких случаях наниматель также будет обязан принять на работу лиц, уволенных с военной службы по призыву (альтернативной службы).

Кому предоставляется

Гарантия по сохранению рабочего места распространяется не на всех лиц, которые проходили воинскую службу. Так, бывший наниматель обязан принимать на работу лиц, уволенных:

1) с военной службы по призыву, которая подразделяется:

— на срочную военную службу;

— военную службу офицеров по призыву;

2) альтернативной военной службы.

Соответственно, если гражданин служил, например, по контракту, то на него данная гарантия распространяться не будет.

Порядок предоставления

Для получения данной гарантии гражданин обязан письменно уведомить нанимателя. Форма такого уведомления не установлена. В нем целесообразно отразить сведения о том, что до призыва на военную службу гражданин работал у этого нанимателя, а также о периоде воинской службы.

Срок направления уведомления нанимателю законодательством не установлен. Так как гарантия предоставляется в течение трех месяцев после увольнения с военной службы по призыву (альтернативной службы), полагаем, что уведомление может быть направлено в течение данного срока.

Отметим, что при приеме на работу такого лица наниматель должен предоставить должность, равноценную занимаемой работником до призыва на военную службу (направления на альтернативную службу) .

При этом обязанности уволить работника, который уже трудится в данной должности, у нанимателя нет.

Соответственно, наниматель должен принять лицо, уволенное с военной службы по призыву (альтернативной службы), в случае наличия в штате вакантной должности, равноценной занимаемой работником до призыва на военную службу (направления на альтернативную службу).

Судебная практикаГражданин обратился для трудоустройства к нанимателю, у которого работал до призыва на военную службу. Поскольку вакантные должности, равноценные той, которую он занимал до призыва на воинскую службу, отсутствовали, то в приеме на работу ему было отказано. Решение нанимателя было признано законным.Определение судебной коллегии по гражданским деламВерховного Суда Республики Беларусь от 01.04.2004

В случае если у нанимателя отсутствует необходимая вакансия, он вправе предложить другие имеющиеся вакансии.

Особенности для молодых специалистов

Напомним, что к молодым специалистам относятся выпускники, направленные на работу:

— по распределению, — в течение срока обязательной работы по распределению ;

— по перераспределению, — в течение срока обязательной работы по перераспределению ;

— в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), — в течение срока обязательной работы .

Если с военной службы по призыву (альтернативной службы) уволился молодой специалист, наниматель, к которому он обратился, обязан трудоустроить его в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией.

Когда это сделать невозможно, по требованию молодого специалиста наниматель обязан письменно известить его о мотивах отказа не позднее трех дней после обращения . Кроме того, обоснование отказа также целесообразно направить в учреждение образования, чтобы решить вопрос о перераспределении выпускника в другую организацию .

Обратите внимание!
Отказывая лицу, обучавшемуся на основании договора о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), в повторном приеме на работу, нужно учитывать содержание данного договора. Согласно его условиям нанимателя могут обязать, например, возместить государству расходы, затраченные на обучение специалиста .

Гарантия N 2 «Выплата единовременной матпомощи»

Суть гарантии

Наниматель обязан выплатить единовременную матпомощь уволенным после прохождения срочной военной службы, альтернативной службы и принятым на прежнее место работы .

Кто должен предоставить

Данная гарантия предоставляется всеми нанимателями независимо от их формы собственности.

Кому предоставляется

Единовременная матпомощь предоставляется лицам, уволенным после прохождения срочной военной службы, альтернативной службы и принятым на прежнее место работы .

Порядок предоставления

Единовременная матпомощь выплачивается в размере не менее одной минимальной заработной платы .

Обратите внимание!
Так как законодательством установлен только минимальный размер такой матпомощи, наниматель в коллективном договоре, ином ЛНПА организации может предусмотреть больший размер.

Порядок оформления и сроки выплаты данной матпомощи законодательством не определены. Полагаем, наниматель вправе не требовать от работника заявления о выплате матпомощи. Достаточно будет оформить соответствующий приказ. По нашему мнению, наниматель вправе указанную матпомощь выплатить вместе с зарплатой.

Если принимаем на первое рабочее место

Гарантия N 3 «Предоставление первого рабочего места»

Суть гарантии

Наниматель обязан принять на первое рабочее место молодых специалистов, бывших военнослужащих срочной военной службы, уволенных из Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, а также граждан, уволенных с альтернативной службы (далее — бывшие военнослужащие).

Кто должен предоставить

Данная гарантия предоставляется всеми нанимателями независимо от формы собственности.

Кому предоставляется

После окончания срочной военной службы, альтернативной службы наниматель обязан принять на первое рабочее место :

— бывших военнослужащих, которые пришли устраиваться на работу в счет брони от органов по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов по месту их жительства;

— выпускников государственных учреждений образования, которым место работы предоставлено путем распределения, т.е. молодых специалистов.

Данная гарантия не предоставляется выпускникам, которые получили справку о самостоятельном трудоустройстве, а также гражданам, которые уволены с военной службы по контракту или военной службы офицеров по призыву.

Порядок предоставления

Он различается в зависимости от лица, имеющего на него право.

1. Бывшие военнослужащие для получения данной гарантии должны предоставить нанимателю броню.

Необоснованный отказ в приеме на первое рабочее место бывшим военным, направленным на работу в счет брони, запрещен. В связи с этим, если предоставить первое рабочее место невозможно, наниматель обязан по требованию письменно известить их о мотивах отказа не позднее трех дней после обращения .

На заметку
При невозможности предоставления бывшим военнослужащим первого рабочего места по полученной профессии (специальности) из-за отсутствия потребности в таких специалистах им может быть предложена с их согласия работа по смежной, родственной или иной профессии (специальности) с учетом общественных потребностей, выполнение которой требует профессионального обучения .

2. Молодые специалисты обязаны:

— письменно уведомить нанимателя о своем прибытии или неприбытии для трудоустройства за два месяца до окончания срока службы ;

— представить свидетельство о направлении на работу.

На заметку
В случае невозможности трудоустроиться по месту работы, указанному в свидетельстве о направлении на работу, молодому специалисту необходимо обратиться в учреждение образования за перераспределением или получением справки о самостоятельном трудоустройстве .

Наниматель при невозможности предоставить молодому специалисту место работы в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией по его требованию обязан письменно известить его о мотивах отказа не позднее трех дней после обращения . Кроме того, обоснование отказа также целесообразно направить в учреждение образования, чтобы решить вопрос о перераспределении выпускника в другую организацию .

Обратите внимание!
Предусмотрен штраф в размере от 20 до 50 базовых величин за необоснованный отказ в приеме на работу :
— гражданина, направленного органами по труду в счет брони;
— выпускника государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленного на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем.

Источник: https://ilex.by/prinimaem-na-rabotu-posle-sluzhby-v-armii/

Как нанять иностранного специалиста для работы в Беларуси

Нужно ли предприятию оформлять квоту для трудоустройства гражданина Республики Беларусь?

14 января 2020г.

По состоянию на январь 2020 года

Периодически у нанимателей Республики Беларусь возникает потребность в привлечении иностранных специалистов для работы на территории Республики Беларусь. В этом случае важно учитывать, что законодательство Республики Беларусь предусматривает особый порядок найма иностранцев для работы у белорусских нанимателей.

Основным нормативным актом, регулирующим порядок трудоустройства иностранных граждан в Республике Беларусь является Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 225-З «О внешней трудовой миграции». Эта процедура также регулируется рядом подзаконных актов, принятых в его исполнение.

По общему правилу для занятия трудовой деятельностью в Беларуси иностранцу необходимо получить специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее – Специальное разрешение).

Однако есть и исключения из этого правила, в частности, получать Специальное разрешение не требуется для:

  • граждан стран Евразийского экономического союза (Российская Федерация, Казахстан, Армения, Кыргызстан); 
  • руководителей представительств иностранных организаций в Республике Беларусь;
  • иностранцев, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь (т.е. имеющих разрешение на постоянное проживание);
  • иностранцев, заключивших трудовой договор (контракт) с резидентом Парка высоких технологий;
  • иностранцев, являющихся победителями (лауреатами) национальных (международных) конкурсов, отмеченных наградами в сфере их профессиональной деятельности.

Наниматель Республики Беларусь обязан получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (далее – Разрешение) в случае, если он имеет намерение трудоустроить более 10 иностранных граждан, за исключением:

  • иностранных граждан, имеющих высокий уровень профессиональных знаний, стаж работы по специальности не менее 5 лет и размер заработной платы не менее 15 минимальных заработных плат (в настоящее время 5625 белорусских рублей, что эквивалентно ориентировочно 2390 евро) (далее – высококвалифицированный работник);
  • иностранных граждан, привлекаемых на должность руководителя коммерческой организации, в создании которых они участвовали (в качестве собственника имущества, учредителя, участника).

Рассмотрим подробнее процедуры получения Специального разрешения и разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.

Специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь

Специальные разрешения выдаются по заявлению нанимателя Республики Беларусь на имя конкретного иностранного гражданина.

В данном заявлении, помимо иных данных, наниматель должен обосновать необходимость привлечения иностранца на имеющуюся у нанимателя вакансию.

При описании обоснования необходимости найма иностранного гражданина нанимателю также следует указать то, какие меры он предпринял для поиска граждан Беларуси на имеющееся свободное рабочее место, например, о направлении им сведений о свободных рабочих местах (вакансиях) в отдел трудоустройства органов по труду, занятости и социальной защите населения.

Высококвалифицированным работникам и иностранному гражданину, привлекаемому на должность руководителя коммерческой организации в создании которой он участвовал, Специальное разрешение выдается миграционным органом без учета заключения органа по труду, занятости и социальной защите.

По общему правилу срок рассмотрения заявления составляет 15 дней с момента подачи заявления. Для отдельных категорий юридических лиц установлен более короткий срок:

  • инвестора и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта – 7 дней;
  • организации – резидентов Парка высоких технологий и членов научно-технологической ассоциации «Инфопарк» – 7 дней;
  • резидента, участника строительства объектов, инвестора Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», Китайско-Белорусского совместного закрытого акционерного общества «Компания по развитию индустриального парка» – 5 дней.

Специальное разрешение может быть выдано на следующий срок:

  • 2 года – в отношении высококвалифицированных работников;
  • 1 год – в отношении иных работников

Срок действия Специального разрешения может быть однократно продлен. После однократного продления наниматель вправе обратиться за получением нового Специального разрешения.

Размер платы, взимаемой за рассмотрение заявления, по общему правилу, составляет 5 базовых величин (в настоящее время 135 белорусских рублей, что эквивалентно ориентировочно 57 евро).

Специальное разрешение выдается бесплатно, если нанимателем трудящегося-иммигранта является инвестор и (или) организация, в установленном порядке созданная в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта, или резидент, участник строительства объектов, инвестор Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», Китайско-Белорусского совместного закрытого акционерного общества «Компания по развитию индустриального парка»

При осуществлении трудовой деятельности у нескольких нанимателей Республики Беларусь иностранный гражданин обязаны получить Специальное разрешение для работы у каждого из них.

После получения Специального разрешения нанимателю Республики Беларусь следует заключить трудового договор (контракт) с иностранным гражданином. Здесь важно учитывать следующее:

  • срок действия трудового договора (контракта) не может превышать срока действия специального разрешения;
  • трудовой договор (контракт) должен включать особые положения, предусмотренные белорусским миграционным законодательством (в том числе, условия переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-иммигранта);
  • трудовой договор (контракт) должен быть составлен на русском и (или) белорусском языках, а также на родном или ином понятном для иностранного гражданина языке(если русский и (или) белорусский языки не являются родными или понятными для иностранного гражданина);
  • трудовой договор (контракт) должен быть зарегистрирован в органе по гражданству и миграции в месячный срок со дня его заключения.

Обращаем внимание, что изменения и/или дополнения к трудовому договору (контракту) также должны быть зарегистрированы в органе по миграции в месячный срок со дня их внесения.

Специальное разрешение выдается по разрешительному принципу. Одним из возможных оснований для отказа является отрицательное заключение соответствующих органов по труду, занятости и социальной защите.

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы

Обязательным условием выдачи Разрешения является наличие положительного заключения о возможности привлечения в Республику Беларусь иностранцев для осуществления трудовой деятельности на ее территории.

Такое заключение выдается Комитетом по труду, занятости и социальной защите областных исполнительных комитетов или Минского городского исполнительного комитета (по местонахождению нанимателя) по запросу миграционного органа.

Для получения Разрешения наниматель подает заявление в орган по гражданству и миграции с приложением пакета документов, определенного законодательством.

По общему правилу, срок принятия решения по заявлению – 15 дней, а для инвесторов и (или) организаций, в установленном порядке созданных в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта, – 2 дня.

Срок принятия решения по заявлению – 15 дней. Максимальный срок действия Разрешения 1 год.

Размер платы за выдачу Разрешения составляет 5 базовых величин (в настоящее время 135 белорусских рублей, что эквивалентно ориентировочно 57 евро).

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы выдается бесплатно, если заявителем является инвестор и (или) организация, в установленном порядке созданная в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта, или резидент, участник строительства объектов, инвестор Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», Китайско-Белорусского совместного закрытого акционерного общества «Компания по развитию индустриального парка».

В случае, если по истечении года после выдачи разрешения наниматель намерен продолжать использовать труд более десяти иностранцев не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, ему следует обратиться в Департамент с заявлением о продлении срока действия разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы. При этом обратиться с таким заявлением необходимо заблаговременно, таким образом, чтобы срок действия Разрешения не прерывался.

Основания для отказа в выдаче Разрешения установлены в ст. 27 Закона «О внешней трудовой миграции». По аналогии с выдачей Специального разрешения к таким основаниям, в частности, относится наличие отрицательного заключения органа по труду, занятости и социальной защите о возможности найма иностранных граждан.

Ответственность

За найм иностранных граждан без наличия необходимых разрешений наниматель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст.23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Санкция: предупреждение или взыскание штрафа в размере до 20 базовых величин (в настоящее время составляет 540 белорусских рублей, что эквивалентно ориентировочно 230 евро).

Кроме того, к ответственности может быть привлечен и сам иностранный гражданин на основании ч. 1 ст.23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. В данном случае возможны следующие санкции: предупреждение, депортация или взыскание штрафа в размере до 50 базовых величин (в настоящее время составляет 1350 белорусских рублей, что эквивалентно ориентировочно 575 евро).

Мы будем рады проконсультировать вас по всем вопросам, связанным с трудоустройством иностранных граждан в Республике Беларусь.

По всем вопросам связывайтесь с руководителем практики “Трудовое право”  партнером Светланой Дашук (svetlana.dashuk@vmp.by).  

© АБ “ВМП Власова, Михель и Партнеры”

Источник: http://vmp.by/publications/trudoustroystvo-inostrannyih-grazhdan/

Какие новшества содержит проект закона о правах инвалидов

Нужно ли предприятию оформлять квоту для трудоустройства гражданина Республики Беларусь?

Беларусь в 2015 году присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов, взяв на себя обязательства создавать равные условия для людей с ограниченными возможностями. В республике ведется планомерная работа по воплощению положений документа в жизнь.

Одно из ключевых направлений – совершенствование законодательной базы. Ожидается, что уже в апреле на рассмотрение в Парламент поступит проекта Закона «О правах инвалидов и их социальной интеграции».

Какие новации в нем будут закреплены, рассказали разработчики нормативного правового акта на заседании круглого стола в республиканском общественном объединении «Белая Русь».

Как отметил заместитель Министра труда и социальной защиты Александр Румак, к подготовке документа кроме специалистов органов госуправления подключились представители объединений инвалидов.

Он заменит два существующих закона – «О социальной защите инвалидов в Беларуси» и «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов».

Помимо действующих норм он будет включать нововведения, направленные в большей степени на создание условий полного и независимого вовлечения людей с инвалидностью в жизнь общества. «Наша цель – убрать барьеры для всех социально уязвимых категорий граждан», – подчеркнул Александр Румак.

Право на труд

Особое внимание в документе уделено вопросам трудоустройства. Не секрет, что люди с инвалидностью могут столкнуться с дискриминацией при приеме на работу. Из 568,5 тыс. инвалидов, которые проживают в Беларуси, около 200 тыс. человек находятся в трудоспособном возрасте.

Чуть более половины из них по состоянию здоровья могут трудиться, но реально работает только около 60 % от этого количества. Чтобы человек мог себя реализовать, в новом законе предусматриваются определенные механизмы «понуждения» организаций отказаться от барьеров. В их числе – квотирование рабочих мест.

То есть предприятию, исходя из численности работников, будет доводиться квота на трудоустройство инвалидов.

«Во многих европейских странах все большее распространение получает практика, когда человек с ограниченными возможностями включается в обычные трудовые коллективы. Это способствует в том числе преломлению мнения в обществе по отношению к таким гражданам», – считает Александр Румак.

Инвалидность – не приговор

Второй важный момент, который нашел отражение в законе, заключается в помощи человеку, получившему инвалидность, выстроить жизненный путь.

«Кто-то, конечно, нуждается в социальных услугах, но есть и те, кто способен дальше продолжать вести активную деятельность.

И мы заложили определенные механизмы социальной реабилитации таких граждан, взаимодействия социальных служб с медико-реабилитационными экспертными комиссиями (МРЭК)», – пояснил Александр Румак.

Как рассказала заместитель начальника главного управления – начальник управления медицинской экспертизы главного управления организации медицинской помощи, экспертизы, обращений граждан и юридических лиц Министерства здравоохранения Ирина Киреева, планируется введение двух программ реабилитации и абилитации – для взрослых и детей.

«Это большой шаг вперед по сравнению с тем, что есть сейчас, – уверена она. – Также расширены принципы государственной политики в области обеспечения прав инвалидов, такие, например, как гарантированность реабилитации, абилитации, приоритетность мер по профилактике инвалидности.

Все мероприятия уточнены и соответствуют Конвенции ООН о правах инвалидов», – отметила Ирина Киреева.

Изменения в работе МРЭК

Предусмотрено формирование межведомственной персонифицированной базы данных по учету инвалидов, которая будет содержать сведения о группе инвалидности, степени утраты здоровья, профессиональной или общей трудоспособности, ограничении жизнедеятельности, причине, сроках и дате установления инвалидности, индивидуальные реабилитационные мероприятия. Расширен перечень лиц, которые могут привлекаться к работе МРЭК. В него включены врачи, специалисты по социальной работе, представители комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов, управлений местных администраций. Закреплено право граждан или законных представителей отказаться от направления на медико-социальную экспертизу, за исключением периода временной нетрудоспособности. Указан порядок отказа, который оформляется записью в медицинских документах. «Этот шаг в последующем не лишает гражданина права повторно обратиться по вопросу установления инвалидности. Все его права сохраняются», – добавила Ирина Киреева.

Лицам в возрасте старше 18 лет, которые признаются инвалидами, будет установлено несколько групп инвалидности, детям – I-IV степени утраты здоровья, указаны перечни причин инвалидности. «Раньше четко в законодательстве это не прописывалось», – пояснила специалист.

Также указан перечень дополнений к экспертному решению в отношении инвалидов с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и с интеллектуальными нарушениями, который расширен по предложению людей с инвалидностью.

«Предусмотрено при необходимости в последующем введение иных дополнений, чтобы обеспечить права и гарантии другим категориям граждан. Определены сроки установления групп инвалидности у ребенка-инвалида (сейчас они прописаны только в постановлении Минздрава).

Сами сроки остались прежними, только уточнены критерии установления инвалидности без указания сроков переосвидетельствования», – отметила Ирина Киреева.

Определены и условия переосвидетельствования инвалидов ранее установленного срока действия заключения МРЭК или в тех случаях, когда инвалидность устанавливается без срока переосвидетельствования.

Это будет осуществляться только на основании заявления человека с инвалидностью или его законного представителя в письменной форме, которое предоставляется в медицинское учреждение.

Введена статья, которая касается содержания реабилитации и абилитации инвалидов и включает такие направления, как реконструктивная хирургия, протезирование, ортезирование, санаторно-курортное лечение, профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации и др.

Определена структура индивидуальных реабилитационных программ, порядок их оформления. Программы должны содержать общие данные, информацию об условиях и характере труда, требования к организации специальных условий для получения образования, для труда инвалидов. «Специалисты МРЭК определяют нуждаемость в различных разделах реабилитации и определяют исполнителей, сроки по каждому из них», – добавила Ирина Киреева.

Также предусмотрено создание центров реабилитации и абилитации инвалидов на республиканском и местном уровнях.

Будут вводиться новые понятия: «дискриминация по признаку инвалидности», «абилитация», «разумное приспособление», «универсальный дизайн», а также совершенствоваться существующие нормы, гарантирующие оказание помощи и поддержки в чрезвычайных ситуациях инвалидам с учетом их индивидуальных потребностей.

Ставка на инклюзию

В проекте закона придается особое значение праву лиц с инвалидностью на получение образования, вводится принцип инклюзии, определены концептуальные подходы к подготовке кадров, содержанию учебных программ, созданию безбарьерной среды. Предлагается внедрить услугу персонального ассистента для инвалида, которая закрепит имеющуюся практику помощи по сопровождению, услуги личного переводчика жестового языка.

Александр Румак уверен, что мотивация к получению новых знаний у молодых людей с инвалидностью зачастую на порядок выше, чем у обычных ребят. Они могут многого добиться, если для них создать условия для самореализации.

Посодействовать социальной интеграции инвалидов могут общественные организации, оказывая различные услуги на условиях государственно-частного партнерства. В конце 2018 года в Беларуси упрощена процедура государственного социального заказа, чтобы расширить круг участников и оказать помощь большему числу нуждающихся.

«На социальном поле работы хватит всем, – заверил Александр Румак. – На сегодня в стране заключены 82 договора государственного социального заказа. В работу вовлечены и религиозные организации, и объединения инвалидов. Мы готовы поддерживать инициативы общественности».

Нюансы терминологии

Дискуссию во время заседания круглого стола вызвало название законопроекта. По мнению представителей общественных объединений, оно должно содержать другой термин – люди с инвалидностью или лица с инвалидностью, поскольку слово «инвалид» для многих звучит оскорбительно.

«Во время работы над законом мы эту тему обсуждали, – отметил Александр Румак. – Действительно, так сложилось (не столько за годы независимости, сколько за предыдущие периоды нашего развития), что понятие «инвалид» вызывает ассоциацию с некоторой ущербностью.

Поэтому начали рассуждать, как поступить, чтобы определение не несло стигму».

Разработчики документа пояснили, что формулировка «о правах инвалидов» взята из русскоязычной версии одноименной Конвенции ООН, и пока нет однозначного ответа, как правильно переводится название документа с английского языка.

За профессиональным комментарием Беларусь обратилась в структуры ООН, а также к опыту других стран, в частности России и Украины. После всестороннего изучения ситуации будет принято окончательное решение. «Это не первостепенная проблема в вопросах, связанных с правами людей с ограниченными возможностями.

Основное – защитить их от дискриминации, не только явной, но и косвенной. Нужно создавать равные возможности для всех», – считает Александр Румак.

Участники встречи уверены, что Закон «О правах инвалидов и их социальной интеграции» повышает социальные стандарты общества, станет своеобразной конституцией для людей с инвалидностью.

Свои предложения и мнения по проекту документа жителям предлагают направлять в РОО «Белая Русь». Общественное объединение организует в регионах серию круглых столов для обсуждения проекта закона.

Поступившие предложения в дальнейшем будут направлены депутатам.

Надежда МАТВЕЕВА, БЕЛТА

Источник: http://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2019/february/32673/

Общий порядок трудоустройства иностранцев

Нужно ли предприятию оформлять квоту для трудоустройства гражданина Республики Беларусь?

Если вы решили работать с иностранными гражданами, вам следует начать изучение нормативной базы с нескольких значимых документов. В их числе:

  • гл. 50.1 Трудового кодекса РФ;
  • Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства»;
  • Приказ МВД России от 10.01.2018 № 11 «О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа…»;
  • Постановление Правительства РФ от 14.11.2018 № 1365 «Об установлении на 2019 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» (на 2020 год будет новое постановление).

Допустимая доля иностранных работников

Прежде чем взять иностранца на работу, надо убедиться, что вы вправе это сделать. Каждый год Правительство РФ публикует данные о допустимой доле иностранных работников по каждой из отраслей. Если для вашей сферы деятельности нет запрета на привлечение иностранцев — смело оформляйте документы.

Если у вас уже есть иностранные сотрудники, отслеживайте изменения квот.

При снижении процента на следующий год вы должны привести численность иностранных работников на предприятии в соответствие с утвержденными Правительством РФ нормами.

Иначе организации грозит штраф от 800 тысяч до 1 млн рублей или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток. Должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 45 тысяч до 50 тысяч рублей.

Доля не включает:

— иностранных граждан, которые получили разрешение на временное проживание или вид на жительство (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ);

— высококвалифицированных специалистов и членов их семей (п. 2 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ);

— граждан Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии, работающих по трудовым или гражданско-правовым договорам (п. 2 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

Кроме допустимой доли, существует еще и квота. Она распространяется на иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы. Каждый год Правительство РФ определяет потребность в привлечении иностранцев из визовых стран.

Правовой статус иностранца в РФ

Возможность трудоустройства иностранных граждан зависит от их правового статуса:

  1. Временно пребывающие — самая большая группа. Это иностранцы, которые приезжают в РФ работать, учиться, в гости, с туристическими целями и т.д. Срок их пребывания в РФ определяется сроком действия выданной визы или 90 суток суммарно в течение каждых 180 суток для безвизовиков. Срок пребывания в РФ может быть продлен при наличии оснований.
  2. Временно проживающие — те, кто получил разрешение на временное проживание на три года.
  3. Постоянно проживающие — те, кто получил вид на жительство, их проще всего принять на работу.

Иностранцев можно также разделить на группы по порядку въезда:

  1. Визовый — из Грузии, Туркмении, Литвы, Латвии, Эстонии, США, Канады, Германии, Великобритании, Китая и пр. Для иностранцев из этих стран нужно оформлять разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в рамках квоты, приглашение, визу и разрешение на работу.
  2. Безвизовый. Группу можно разделить на две подгруппы. Граждане стран — участников ЕАЭС (Армении, Казахстана, Киргизии, Беларуси) — работают в РФ на основании трудового договора. Граждане Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Украины для работы в РФ обязаны оформить патент и заключить трудовой договор.
  3. Краткосрочный безвизовый по международным соглашениям с отдельными странами, например с Сербией, Израилем, на короткий промежуток времени, если цель поездки — не работа и не учеба. Для работы в РФ они должны оформить документы, указанные в п. 1 (разрешение, визу и т.д.).

Правовой статус и страна, откуда приехал иностранный гражданин, определяют порядок и сроки оформления на работу в России, а также перечень представляемых документов.

Документы при устройстве на работу

Базовый пакет документов, обязательный для иностранца, который устраивается на работу на территории России, включает:

  1. Национальный паспорт. В большинстве стран паспорта делаются по единому международному образцу, и в них нетрудно найти сведения о дате и месте рождения, гражданстве и пр. Обращайте внимание на срок действия документа: если паспорт просрочен, вашего работника могут выдворить из страны; если до окончания срока действия паспорта осталось меньше года, иностранцу могут отказать в патенте, разрешении на работу.
  2. Виза. Она нужна тем, кто приезжает из визовых стран. Виза вклеивается в паспорт, в ней должна быть указана цель приезда — работа по найму.

Миграционная карта. В ней должна быть подчеркнута цель — работа. За нарушение цели въезда КоАП предписывает штраф (от 2 000 до 5 000 рублей, ст. 18.8). У граждан Беларуси, у постоянно и временно проживающих иностранных граждан миграционных карт нет.

Жители Казахстана, Киргизии, Украины могут приехать в Россию не только по заграничному паспорту, но и по внутреннему удостоверению.

Но вам, как работодателю, выгоднее нанимать сотрудников, которые могут представить именно паспорт, где проставляется отметка о пересечении границы.

Это важная дата, потому что с нее отсчитывается срок пребывания иностранца на территории страны, по ней можно проверить суммарный срок пребывания в РФ (90 из 180).

Иностранцы из ЕАЭС

Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный главами России, Киргизии, Беларуси, Армении и Казахстана, обеспечивает свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территориях этих стран.

Это значит, что трудоустройство граждан ЕАЭС в России проходит в упрощенном порядке.

Работодателю достаточно заключить с таким сотрудником трудовой или гражданско-правовой договор, направить в МВД уведомление о приеме на работу и поставить иностранца на миграционный учет, если он будет проживать в квартире, предоставленной работодателем.

Граждане Киргизии, Казахстана и Армении при въезде на территорию РФ могут не получать миграционную карту до 30 дней с даты пересечения границы и не вставать на учет. Но устраиваясь на работу, они обязаны предъявить карту в отдел кадров. Граждане Беларуси приезжают в РФ без миграционных карт и в течение 90 суток могут не стоять на мигучете.

Если иностранный гражданин из ЕАЭС заключил трудовой договор, то ему и членам его семьи на основании трудового договора и документов, подтверждающих родство, МВД продлит пребывание в РФ на срок свыше 90 суток. В случае досрочного расторжения договора после истечения 90 суток из 180 у иностранца есть еще 15 дней на заключение нового договора. Если не успел, обязан покинуть территорию РФ.

Сотрудники из безвизовых стран

Иностранцы, приехавшие в Россию из Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы и Украины, с 18 лет могут работать на основании патента. Этот документ действует максимум год при условии, что его владелец своевременно делает авансовый платеж. В каждом регионе установлен свой размер платы за патент.

Патент действует только в том регионе, где он выдан, и только на указанную в нем профессию. Если меняется регион или профессия, надо получить другой патент.

Если ваш сотрудник получил патент на работу поваром, но хочет по совместительству еще и мыть посуду — ему нужно получать новый патент. То же относится и к работе в разных регионах.

Для второй должности или второго региона надо получить второй патент и по нему тоже платить налоги.

Иностранец оплачивает патент авансовым платежом ежемесячно или сразу за длительный период. Размер этого налогового взноса в регионах разный и меняется каждый год Так, в 2019 году в Москве за патент платят 5 000 рублей в месяц, в Якутии — 9 335 рублей, в Астраханской области — 3 813 рублей.

Обратиться за получением патента иностранец обязан в течение 30 календарных дней со дня въезда в РФ. Срок оформления в МВД — 10 рабочих дней. Чтобы оформить патент, надо представить:

  1. Заявление.
  2. Паспорт или признаваемый в России документ, удостоверяющий личность, со сроком действия не менее года.
  3. Миграционная карта, где указана цель визита — работа.
  4. Договор или полис ДМС.
  5. Заключение медкомиссии об отсутствии зависимостей, опасных инфекционных заболеваний, сертификат обследования на ВИЧ-инфекцию и пр.
  6. Документ об образовании:
  • документ об образовании (не ниже основного общего), выданный на территории государства, входившего в состав СССР до 1 сентября 1991 года;
  • документ об образовании или квалификации, выданный по итогам успешной аттестации на территории РФ после 1 сентября 1991 года;
  • сертификат о владении русским языком, знании истории РФ и законодательства, выданный после сдачи экзамена.
  1. Документ об оплате штрафа, в случае если иностранец не уложился в отведенные ему 30 суток (ст. 18.20 КоАП, от 10 000 до 15 000 рублей).

Проследите, чтобы в течение двух месяцев с момента получения патента иностранец представил в управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ копию трудового договора, иначе патент может быть аннулирован и вы потеряете сотрудника. Патент выдается максимум на год, чтобы продлить его, к исходным документам надо добавить трудовой (гражданско-правовой) договор и ходатайство работодателя.

Проверить, действителен ли патент будущего сотрудника, можно на сайте МВД.

Выдача и переоформление патента — 10 рабочих дней. Оформление дубликата патента — 3 рабочих дня.

Если во время действия патента изменились личные данные — в течение 7 рабочих дней с момента въезда или получения нового паспорта надо обратиться в МВД.

Срок пребывания безвизового гражданина в России напрямую зависит от того, на сколько месяцев вперед оплачен патент. Об изменении срока пребывания принимающая сторона должна в течение 3 рабочих дней уведомить территориальное отделение МВД лично или через МФЦ (п. 42 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007

№ 9). Если работодатель, который предоставил сотруднику жилье, не сообщил в ведомство об изменении срока пребывания иностранца в РФ (при оплате патента), он может быть оштрафован на сумму до 500 тысяч рублей (ч. 4 ст. 18.9 КоАП).

Сотрудники из визовых стран

Чтобы принять на работу иностранца-визовика, вам надо получить квоту. Основные нормативные документы, которые регламентируют квотирование:

Порядок действий работодателя:

  1. Подать заявку на Migrakvota.gov.ru.
  2. Получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
  3. Оформить каждому иностранному сотруднику разрешение на работу, приглашение, визу.

Рабочая виза сначала оформляется на 90 суток. Если во время этого испытательного срока вас и сотрудника все устраивает, заключайте трудовой договор и подавайте в МВД ходатайство о продлении визы. После этого работник получает годовую многократную визу.

Размер госпошлины с 1 января 2015 года не менялся и составляет:

  • 10 000 рублей за человека — за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы;
  • 3 500 рублей — за выдачу разрешения на работу;
  • 800 рублей — за выдачу приглашения;
  • 1 600 рублей — за продление визы.

И помните: не важно, из какой страны приехал ваш сотрудник и какой у него правовой статус, вы обязаны подавать в МВД уведомления о приеме на работу и увольнении иностранца (приложения № 13–15 к Приказу МВД России от 10.01.2018 № 11). Исключение из этого правила — граждане Беларуси.

Об авторе: Наталья Расторгуева, эксперт сервиса Контур.ФМС, подполковник внутренней службы в отставке.

Источник: https://kontur.ru/articles/5632

Министерство труда и социальной защитыРеспублики Беларусь

Нужно ли предприятию оформлять квоту для трудоустройства гражданина Республики Беларусь?

Трудоустройство иностранных граждан на территории РеспубликиБеларусь.

1. Право на трудоустройство:

1.1. иностранных граждан, постоянно проживающих в РеспубликеБеларусь.

В соответствии с частью первой статьи 11 Закона РеспубликиБеларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства вРеспублике Беларусь» (далее – Закон о правовом положении) постоянно проживающиев Республике Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства (далее –иностранцы) имеют право заниматься трудовой и предпринимательской деятельностьюнаравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательнымиактами Республики Беларусь, с учетом ограничений, предусмотренных статьями19 и 20 Закона о правовом положении.

Документом, удостоверяющим личность иностранца на территорииРеспублики Беларусь и подтверждающим получение им разрешения на постоянноепроживание в Республике Беларусь, является вид на жительство (статья 1 Закона оправовом положении, пункт 3 Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2008№ 294 «О документировании населения Республики Беларусь» (далее – Указ одокументировании);

1.2. иностранных граждан, не имеющих разрешения напостоянное проживание в Республике Беларусь.

В соответствии с частью второй статьи 11 Закона о правовомположении порядок занятия трудовой деятельностью иностранцами, временнопребывающими и временно проживающими в Республике Беларусь, определяетсяспециальными законодательными актами Республики Беларусь, в частности ЗакономРеспублики Беларусь «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон о трудовоймиграции). Закон о трудовой миграции установил, что иностранец, не имеющийразрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, должен получитьспециальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в РеспубликеБеларусь, которое выдается по ходатайству нанимателя Республики Беларусь.

Вместе с тем, если международным договором РеспубликиБеларусь установлены иные правила, чемте, которые предусмотрены Законом о трудовой миграции, то применяются правиламеждународного договора Республики Беларусь (статья 3 Закона о трудовоймиграции).

Например, Договором о Евразийском экономическом союзе (вступил в силу 1 января 2015 г.

), заключенным Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией (в 2014 году к Договору присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика) предусмотрено, что работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов («трудящийся государства-члена» – лицо, являющееся гражданином государства-члена, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает) без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).

Поскольку вопросы внешней трудовой миграции относятся ккомпетенции Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних делРеспублики Беларусь, за более подробной информацией рекомендуем обращаться вуказанный Департамент (официальный сайт МВД http://mvd.gov.by).

2. Документы, предъявляемые при приеме на работу.

Статья 3 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее –Трудовой кодекс) устанавливает, что Трудовой кодекс применяется в отношениивсех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территорииРеспублики Беларусь.

Таким образом, при заключении трудового договора натерритории Республики Беларусь Трудовой кодекс будет применяться в отношениииностранцев, имеющих право заниматься трудовой деятельностью, как постояннопроживающих в Республике Беларусь, так и не имеющих разрешения на постоянноепроживание.

В соответствии со статьей 26 Трудового кодекса притрудоустройстве гражданин должен предъявить нанимателю следующие документы:

1) документ, удостоверяющий личность.

Документом,удостоверяющим в Республике Беларусь личность иностранца, временно пребывающегоили временно проживающего в Республике Беларусь, за исключением иностранцев,которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, является документдля выезда за границу (статья 52 Закона о правовом положении). Документом длявыезда за границу является действительный паспорт или иной документ, егозаменяющий, предназначенный для выезда за границу и выданный соответствующиморганом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительстваиностранца или международной организацией (статья 1 Закона о правовом положении). Документом, удостоверяющим личность иностранцев,получивших разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, являетсявид на жительство (пункт 1 Указа одокументировании);

2) трудовую книжку, за исключением впервые поступающегона работу и совместителей.

На территории Беларуси наниматели заполняют трудовыекнижки старого образца (выдана в период существования СССР союзной республикой)либо образца трудовой книжки Республики Беларусь 1993, 1995 и 2014 годов.

Трудовыекнижки иных государств (например, выданных в Российской Федерации, Украине)наниматели не заполняют. В связи с этим при отсутствии у иностранца трудовойкнижки либо при наличии трудовой книжки неустановленного образца нанимательзаводит ему трудовую книжку Республики Беларусь;

3) документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы;

5) индивидуальную программу реабилитации инвалида (дляинвалидов);

6) декларацию о доходах и имуществе, страховоесвидетельство, медицинское заключение о состоянии здоровья и другие документы оподтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если ихпредъявление предусмотрено законодательными актами.

Источник: http://mintrud.gov.by/ru/trudoustrojstvo-inostrannyx-grazhdan-na-territorii-respubliki-belarus

Законовед
Добавить комментарий