Начисляются ли пени на пени за комунальные услуги?

Меры воздействия, принимаемые к должникам за несвоевременную оплату или неоплату жилищно-коммунальных услуг

Начисляются ли пени на пени за комунальные услуги?
17.05.2019

Все граждане обязаны своевременно и в полном объеме оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Однако, к сожалению, не все и не всегда выполняют эту обязанность.

Почему так происходит, каковы последствия неоплаты жилищно-коммунальных услуг и как сегодня работают с должниками в Хабаровском крае, узнаем у первого заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства края Елены Геннадьевны Костенко.

Елена Геннадьевна, добрый день! Почему граждане не оплачивают жилищно-коммунальные услуги?

Е.Г.: Граждане становятся неплательщиками жилищно-коммунальных услуг по разным причинам. Эти причины могут быть как субъективными, так и объективными.

К субъективным причинам можно отнести такие факторы, как низкий уровень доходов граждан, большие сезонные расходы, связанные, например, с периодами новогодних праздников или летних отпусков, физическое состояние гражданина, когда человек болен – находится в стационаре, и т.д.

Кроме того, к сожалению, оплата жилищно-коммунальных услуг не всегда является одним из первоочередных платежей в семейном бюджете. О своевременной оплате услуг нередко просто забывают.

Из объективных причин наиболее показателен пример, когда граждане не получают квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг или получают платежные документы, содержащие ошибки. Конфликтные ситуации с управляющей компанией или ненадлежащее качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг также могут привести к неоплате данных услуг.

Понимая, за что они платят, люди будут более ответственно относиться к оплате жилищно-коммунальных услуг.

Поэтому очень важно сегодня, чтобы квитанции на оплату были подробными и понятными, управляющие компании открытыми для диалога с собственниками, а вся необходимая информация по вопросам платы за жилищно-коммунальные услуги была доступна для населения, в том числе через средства массовой информации.

Какие существуют виды задолженности за жилищно-коммунальные услуги?

Е.Г.: Законодательство, определяющее систему оплаты в жилищно-коммунальном хозяйстве – это федеральное законодательство. Согласно этим “правилам игры” существует два вида задолженности по квартплате в зависимости от сроков исполнения обязательств – текущая и просроченная задолженность.

Срок оплаты жилищно-коммунальных услуг – до 10 числа месяца, следующего за указанным в квитанции (ст. 155 ЖК РФ). Поэтому в период с 11 числа по конец месяца, в котором выставлена квитанция, будет числиться текущая задолженность до момента поступления денежных средств.

Просроченная задолженность – это неисполненные обязательства, по которым уже истек срок для оплаты. Как только появляется просроченная задолженность, начисляется пеня за просрочку платежа.

Что такое пеня?

Е.Г.: Пеня – это неустойка, которая взимается с должника за то, что у него имеется просрочка по жилищно-коммунальным платежам. Это своего рода проценты за пользование чужими деньгами, когда услуга оказана, но не оплачена.

Для недобросовестных получателей жилищно-коммунальных услуг пеня начисляется с 31 дня, следующего за днем наступления срока оплаты, по день фактической оплаты. Общий размер неустойки зависит от размера задолженности, количества дней неоплаты и ставки рефинансирования Центробанка России.

Начисление пени является самой распространенной мерой воздействия, применяемой к должникам.

Какие еще существуют способы работы с должниками за жилищно-коммунальные услуги? Какие действия управляющей компании являются правомерными?

Е.Г.: Работа с должниками за жилищно-коммунальные услуги включает в себя досудебную и судебную работу.

Досудебные меры воздействия на неплательщиков применяют управляющие организации, ТСЖ, ресурсоснабжающие организации, органы местного самоуправления.

В рамках этой работы неплательщика уведомляют о задолженности и возможных последствиях для него в случае дальнейшего игнорирования требований об оплате. Сумма задолженности указывается в квитанции, письме-уведомлении, телефонном оповещении, также возможен визит представителей управляющей компании.

Учитывая положение должника, управляющая компания может предложить альтернативные методы расчетов, отработку долга, может предоставить рассрочку.

Помогают в работе с неплательщиками за жилищно-коммунальные услуги управляющие домами, советы домов – общественное мнение может быть достаточно эффективным инструментом в работе с должниками.

Еще одним способом досудебной работы является приглашение неплательщика на комиссию в местную администрацию, в ходе которой ему также могут быть предложены различные варианты погашения имеющейся задолженности за жилищно-коммунальные услуги.

В суде вопрос о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги решается, если эта задолженность сформировалась за период не менее полугода, а неплательщик не идет на контакт и не собирается оплачивать долг добровольно.

Может ли управляющая компания ограничить или приостановить предоставление коммунальных услуг?

Е.Г.: Исполнитель коммунальных услуг – управляющая компания или ресурсоснабжающая организация (при непосредственном способе управления или если способ управления не определен) – вправе ограничить или приостановить предоставление коммунальных услуг. Но ограничить можно только подачу горячей воды, электроэнергии, газа или услугу водоотведения.

Какие меры воздействия могут быть применены к должнику в случае урегулирования вопроса о погашении задолженности в судебном порядке?

Е.Г.: По завершению судебного разбирательства обеспечивать исполнение решения суда может истец (управляющая компания или ресурсоснабжающая организация) самостоятельно или служба судебных приставов-исполнителей.

Судебный пристав-исполнитель наделен широкими полномочиями для обеспечения исполнения судебных решений, он вправе наложить арест на имущество, в том числе на денежные средства и ценные бумаги, должника, изъять это имущество и передать на хранение. Арестованное имущество затем реализуется в целях погашения задолженности.

Например, за 2018 год в Хабаровском крае на погашение задолженности за жилищно-коммунальные услуги от реализации имущества поступило средств на сумму 592 тыс. рублей. В основном это средства от реализации бытовой техники, сотовых телефонов, компьютеров и т.д.

Одним из наиболее действенных способов побуждения должников к погашению задолженности является отказ в пропуске через государственную границу, который может быть применен, если сумма долга за жилищно-коммунальные услуги превышает 30 тыс. рублей. Ограничение на выезд за границу также устанавливается судебным приставом-исполнителем.

Кроме того, в отношении должника, проживающего в жилом помещении по договору социального найма и не имеющего уважительных причин не оплачивать жилищно-коммунальные услуги, судом может быть принято решение о выселении.

При этом должнику предоставляется другое жилое помещение той же площади, но менее благоустроенное.

Актуальна ли в Хабаровском крае проблема неоплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг?

Е.Г.: Необходимо понимать, что состояние системы расчетов с потребителями за жилищно-коммунальные услуги – это один из самых важных факторов, от которого зависит стабильность работы предприятий отрасли и предоставление ими качественных услуг.

В 2018 году предприятиями жилищно-коммунального хозяйства края оказано услуг населению на сумму 13,8 млрд. рублей, оплачено 93 процента от этой суммы.

По состоянию на 1 января текущего года задолженность потребителей края за жилищно-коммунальные услуги составила 6,4 млрд. рублей, из которых долги населения – 4,56 млрд. рублей или 71 процент.

Наличие долгов потребителей приводит к хроническому недостатку оборотных средств у предприятий, из-за чего возникают трудности с проведением ремонтных кампаний, накапливаются долги по оплате за энергоресурсы и топливо, появляется задолженность предприятий перед работниками по заработной плате и т.д.

Насколько эффективны применяемые к должникам меры воздействия?

Е.Г.: Положительный эффект от используемых инструментов воздействия, несомненно, есть.

Так, например, проводимая работа с должниками в Хабаровском крае позволила снизить задолженность потребителей в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 290 млн. рублей или 1,3 процента.

Чтобы получить максимальный положительный эффект, работа с должниками должна проводиться на постоянной основе, быть комплексной и системной, включать как можно больше инструментов воздействия на должников и охватывать широкий спектр участников системы расчетов за жилищно-коммунальные услуги.

Одним из самых действенных методов работы с должниками должна быть информационно-разъяснительная работа с населением по вопросам платы за жилищно-коммунальные услуги.

Граждане должны понимать, за что они платят, на что пойдут эти средства, какова структура платы за жилищно-коммунальные услуги, какие существуют способы оплаты, на какие льготы, компенсации и субсидии можно рассчитывать и как их получить и т.д.

Зная ответы на все эти вопросы, граждане будут подходить к вопросам оплаты жилищно-коммунальных услуг более осознанно и ответственно.

Источник: http://gkh27.ru/about/info/news/2544/

Кого и на сколько будут штрафовать за долги по коммуналке

Начисляются ли пени на пени за комунальные услуги?

С 10 июня 2019 года поставщики воды, отопления, газа или электроэнергии получили право применять штрафные санкции к должникам (начислять пеню), согласно нормам Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах». Закон был принят парламентом еще в 2017 году и вступил в силу с 1 мая 2019 года.

Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.

При этом размер пени должен быть установлен в договоре с поставщиком. Пеня не может быть выше 0,01% суммы долга за каждый день просрочки.

То есть за год штраф может составить 3,65% от суммы задолженности, однако общий размер уплаченной пени не может превышать 100% суммы долга.

В дополнение к статье закона Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства опубликовало разъяснение, согласно которому «пеня за несвоевременное осуществление платежей за коммунальные услуги может начисляться на ту сумму задолженности, которая образуется с момента заключения соответствующего договора о предоставлении коммунальных услуг».

Это означает: если в договоре с поставщиком услуг нет пункта о возможности начисления пени за задолженность, то к должнику не имеют право применять штрафные санкции.

Поэтому юристы советуют людям внимательно почитать текст договора.

Учитывая, что подавляющее большинство потребителей заключало типовые договора в автоматическом режиме, то текст документа можно найти на сайте компании-поставщика.

В определенных случаях пеня начисляться не будет. В частности, это касается получателей государственной субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.

«Нужно учитывать, что по закону пеня не будет насчитываться, если долг образовался вследствие задержек в финансировании субсидий со стороны государства. Но мы профинансировали субсидии вовремя и в полном объеме.

Проблем с финансированием в этом отопительном сезоне не было никаких», — сообщил порталу UBR.ua генеральный директор Директората семьи и социальной поддержки Министерства социальной политики Украины Виталий Музыченко.

Кстати, в Минсоцполитики сообщили, что уровень расчетов субсидиантов за жилищно-коммунальные услуги существенно вырос, а задолженность, соответственно, сократилась. В частности, в апреле и мае получатели субсидий рассчитались за коммунальные услуги лучше, чем в марте.

В министерстве это объясняют тем, что люди наконец-то разобрались: дополнительные деньги от государства, поступившие на пенсионные карточки или выданные на почте наличкой, предназначены не для проедания, а на оплату счетов, в которых указаны суммы без учета субсидий.

Это подтверждается данными Государственной службы статистики.

Если по февральским счетам за коммуналку было уплачено 69,4% от начисленных сумм, то по мартовским счетам уже 100,9%, а по апрельским счетам — 159,9%.

Таким образом образом общая сумма задолженности субсидиантов уменьшилась. Перспектива лишится государственной помощи из-за долгов, очевидно, выступала для людей дополнительным стимулом.

Хотя количество субсидиантов и без того существенно сократилось. Если в отопительном сезоне 2017—2018 годов государственную помощь получали 6,9 млн домохозяйств, то в отопительном сезоне 2018—2019 годов — 4,2 млн домохозяйств.

Отток произошел из-за изменения процедуры оформления субсидии и ужесточения требований к ее получателям. В связи с уменьшением количества субсидиантов Кабинет министров сократил финансирование программы помощи малоимущим гражданам.

Напомним, что с 1 мая изменился порядок начисления платы за отопление, водоснабжение и некоторые другие коммунальные услуги. В частности, появилось такое понятие, как абонплата.

Подробнее о нововведениях «ФАКТАМ» рассказал эксперт в сфере жилищно-коммунальных услуг, кандидат юридических наук, исполнительный директор Украинского института анализа и менеджмента политики Андрей Никончук.

 — Сумму в платежке разделят на две части. Помимо стоимости отопления или воды по счетчику появится отдельная графа — так называемая абонплата, которая будет выделена из нынешнего тарифа. Причем этот платеж будет начисляться в любом случае, независимо от объемов потребления. Например, даже если люди были в отъезде и не пользовались водой.

Однако хочу пояснить читателям, что широко используемый термин «абонплата» на самом деле в законе называется «плата за абонентское обслуживание» или, иными словами, расходы на обеспечение процесса заключения договоров. Но суть нового платежа не меняется, поэтому для удобства мы будем использовать термин «абонплата».

Абонплата будет начисляться в том случае, если между поставщиком и потребителем заключен индивидуальный договор. Фактически это оплата за счет жильцов содержания всей абонентской службы поставляющей компании, призванной общаться с огромным количеством людей, с которыми будут заключены индивидуальные договоры.

Сразу хочу отметить, что новый Закон «О жилищно-коммунальных услугах» предусматривает две формы договорных взаимоотношений между жильцами многоквартирных домов и компаниями, предоставляющими им различные услуги. Это коллективный или индивидуальный договор.

Коллективное потребление или коллективный договор подразумевают, что подписантом со стороны потребителей могут быть: ОСМД, выбранный жильцами управитель либо управляющая компания. Если жильцы не создали ОСМД или не наняли управителя, то они будут обязаны заключать индивидуальные договоры с поставщиками воды и отопления.

Прямые договоры с поставщиками электроэнергии и газа существуют уже давно. Данный документ подписывается между каждым отдельным собственником квартиры или нежилого помещения, то есть потребителем и компанией — поставщиком услуги.

Так вот, абонплата будет начисляться за услуги, предоставленные этой компанией конкретному потребителю на основании индивидуального договора, — отметил эксперт.

Ранее «ФАКТЫ» сообщали, что Закон «О жилищно-коммунальных услугах» предлагает новые схемы взаимоотношений между жильцами многоэтажек и поставщиками услуг. Так, согласно одной из них, все вопросы, связанные с содержанием домового хозяйства, взаимодействием с поставщиками воды, отопления и других услуг, будет решать нанятый жильцами управитель или управляющая компания.

Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»

Читайте нас в Telegram-канале, и

Источник: https://fakty.ua/308070-kogo-i-na-skolko-budut-shtrafovat-za-dolgi-po-kommunalke

Платить ли пеню за коммуналку? — PRAVO.UA

Начисляются ли пени на пени за комунальные услуги?

Верховным Со­ветом Украины 17 де­кабря 2010 года принят Закон Украины «О внесении изменений в статью 2 За­кона «О временном запрете взыскания с граждан Украины пени за несвое­временное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги», которым установлено, что действие нормы о запрете взыскания пени прекращается с 1 января 2011 года.

При этом определено, что начисление и взыскание пени за несвое­временное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая энергия, тепловая энергия, водоотвод, содержание и эксплуатация жилья и придомовых территорий, сбор мусора, лифтовое хозяйство) будет осуществляться на сумму задолженности, которая образовалась с 1 января 2011 года.

В связи с этим у обычного потребителя возникают два вопроса:

1. До какой даты необходимо оплатить жилищно-коммунальные услуги и, соответственно, с какой даты будет начисляться пеня?

2. Каков, собственно, размер начисляемой пени?

Итак, попробуем разобраться.

Основные принципы организационных, хозяйственных отношений, возникающих в сфере предоставления и потреб­ления жилищно-коммунальных услуг между их производителями, исполнителями и потребителями, а также права и обязанности ­сторон определяются Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 24 июня 2004 года.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 20 Закона потребитель обязан оплачивать жилищно-коммунальные услуги в сроки, установленные договором или законом, а в соответствии с пунктом 10 этой же нормы Закона в случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги — обязан платить пеню в установленных законом или договором размерах.

Обратите внимание: сроки оплаты услуг и размер пени должны быть установлены договором или законом.

В соответствии с действующим Жи­лищным кодексом УССР 1983 года размер платы за пользование жильем (квартирной платы) устанавливается Кабинетом Министров Украины (КМУ) (статья 66).

Плата за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, тепловая энергия и другие услуги) взимается помимо квартирной платы по утвержденным в установленном порядке тарифам (статья 67).

Плата за пользование жильем и коммунальные услуги в домах государственного и общественного жилищного фонда вносится ежемесячно в сроки, установленные Советом Министров УССР (статья 68).

В соответствии с Гражданским кодексом Украины наниматель обязан свое­временно вносить плату за жилье, а также самостоятельно вносить плату за коммунальные услуги, если другое не установлено договором найма (статья 815). Наниматель вносит плату за пользование жильем в срок, установленный договором найма жилья. Если срок внесения платы за пользование жильем не установлен договором, наниматель вносит ее ежемесячно (статья 820).

Жилищным и Гражданским кодексами, Законами Украины «О жилищно-коммунальных услугах», «О теплоснабжении», «Об отходах», «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», «Об основах функционирования рынка природного газа», «Об электроэнергетике» и другими законами конкретный срок оплаты жилищно-коммунальных услуг и размер пени за их несвоевременную оплату не установлены.

Правилами пользования помещениями жилых домов и общежитий, утвержденными постановлением КМУ от 8 октября 1992 года № 572 «О механизме введения Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» в редакции, от 24 января 2006 года, пунк­том 7 новой редакции указанных Правил установлено, что владелец и наниматель (арендатор) квартиры, жилого помещения в общежитии обязан заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг, подготовленный исполнителем в соответствии с типовым договором (что также соответствует статье 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах»); оплачивать предоставленные жилищно-коммунальные услуги в сроки, установленные договором или законом.

Типовым договором о предоставлении услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий, утвержденным постановлением КМУ № 529 от 20 мая 2009 года, установлено, что расчетным периодом является календарный месяц, а конкретная дата оплаты не установлена (согласовывается сторонами договора, пункт 5 Типового договора). За несвоевременное внесение платы с потребителя взыскивается пеня в установленном законом размере и далее следует прочерк, подразумевающий указание конкретного размера процентов (пункт 8 Типового договора).

В соответствии с Правилами предоставления услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотводу и Типовым договором о предоставлении услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотводу, утвержденными постановлением КМУ № 630 от 21 июля 2005 года, расчетным периодом для оплаты услуг является календарный месяц. Плата за услуги вносится не позднее 20 числа месяца, следующего за расчетным, если договором не установлен другой срок (пункт 8).

В соответствии с Правилами пользования электрической энергией для населения, утвержденными постановлением КМУ № 1357 от 26 июля 1999 года, расчетным периодом для установления размера оплаты потребленной электрической энергии является календарный месяц. Плата за потребленную на протяжении расчетного периода электрическую энергию вносится не позднее 10 числа следующего месяца, если договором не установлен иной срок (пункт 20).

В соответствии с Правилами предоставления населению услуг по газоснабжению, утвержденными постановлением КМУ № 2246 от 9 декабря 1999 года, расчетным периодом для определения размера оплаты услуг по газоснабжению является календарный месяц. Плата за предоставленные на протяжении расчетного периода услуги по газоснабжению вносится не позднее 10 числа следующего месяца, если договором не установлен другой срок (пункт 17).

Таким образом, на сегодня определены расчетный период и сроки для оплаты предоставленных услуг. Размер пени (и/ или ее максимальное значение) действующими законами не установлен.

Лишь проектом Жилищного кодекса, который рассматривается Верховным Советом, предусмотрено начисление пени в размере 0,1 % от суммы задолженности за каждый день просрочки в случае несвое­временного внесения платы за жилищно-коммунальные услуги (статья 112 проекта Кодекса).

Федерация профсоюзов Украины в своем открытом обращении «О начислении пени на жилищно-коммунальные услуги», размещенном на их официальном веб-портале (www.fpsu.org.

ua) в сети Интернет 24 декабря 2010 года, в частности, сообщила, что «размер пени и ее ма­ксимальные значения нормативно-правовыми актами не установлены, что делает невозможным начисление пени с 1 января 2011 года».

Федерация порекомендовала «членским организациям ФПУ, первичным организациям профсоюзов оперативно довести до сведения членов профсоюзов, что в любом договоре сторона берет на себя обязательство добровольно.

При наличии у них задолженности по заработной плате или социальным выплатам они имеют право не соглашаться на установление размера пени в договоре или не заключать новые договоры с поставщиком соответствующих жилищно-коммунальных услуг до законодательного урегулирования вопроса».

Следует также отметить, что на проект Закона Украины «О внесении изменений в статью 2 Закона Украины «О временном запрете взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги» (рег.

 № 7013 от 23 июля 2010 года, внесенный КМУ) до его принятия было дано заключение Главного научно-экспертного управления Верховного Совета Украины.

В частности, в пункте 4 заключения отмечено, что «само по себе изложение статьи 2 Закона Украины «О временном запрете взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги» в предложенной проектом редакции не приведет к реальному введению пени за несвоевременную оплату указанных услуг.

Это объясняется тем, что в статье 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» установлено, что потребитель обязан платить пеню в случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги в установленных законом или договором размерах.

Поэтому для создания механизма взыскания пени одновременно с принятием решения об отмене запрета взыскания пени необходимо внести соответствующие изменения в Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах», а в случае необходимости, и в другие законы, регулирующие предоставление отдельных видов таких услуг (Законы Украины «О теплоснабжении», «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» и другие), определив в них размер пени и ее максимальную величину».

Таким образом, некоторое время можно успешно противостоять попыткам организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, начислить и предъявить к оплате (взыскать) пеню за предоставленные услуги. Однако, учитывая, с какой скоростью сейчас Верховный Совет Украины принимает законы, не следует надеяться на то, что этот пробел просуществует долго.

При этом формулировка Закона Укра­ины «О внесении изменений в статью 2 Закона «О временном запрете взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги» о том, что начисление и взыскание пени будет осуществляться на сумму задолженности, которая образовалась с 1 января 2011 года, наводит на неутешительный вывод — даже если конкретный размер пени будет установлен через полгода, начисление пени будет все равно осуществляться на сумму задолженности, которая образовалась с 1 января 2011 года.

А теперь немного «лирики». Государ­ственные мужи и коммунальщики объясняют необходимость принятия такого Закона безответственностью потребителей, которые на сегодня задолжали более 10,5 млрд грн за жилищно-коммунальные услуги.

Что же привело к такой сумме? Смею предположить, что безответственно в большей части не население — основные должники это иные потребители, тарифы завышены (50—70 % тепла идет на обогрев улицы, вода течет потоками туда же, средства затрачиваются на постоянное рытье окопов и бесконечный ремонт проржавевших труб), отсутствуют систематические и свое­временные действенные правовые меры по взысканию задолженности в установленном порядке — через суд и исполнительную службу.

Итак, подведем итоги:

1) пеня за неуплату жилищно-коммунальных услуг, скорее всего, будет установлена в размере 0,1 % от суммы задолженности за каждый день просрочки;

2) полученные услуги лучше все же оплачивать и делать это вовремя;

3) до внесения соответствующих изменений в Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» или другие законы, регулирующие предоставление отдельных видов услуг, в части установления размера пени, взыскание пени за просрочку платежа неправомерно;

4) до официального установления размера пени следует быть внимательными при заключении договоров с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, с целью недопущения установления в них размера пени за несвое­временную оплату.

ЛИПОВ Сергей — юрисконсульт Управления НБУ в Луганской области, г. Луганск

Источник: https://pravo.ua/articles/platit-li-penju-za-kommunalku/

За неуплату жкх пени

Начисляются ли пени на пени за комунальные услуги?

За задержку платежей предусмотрены штрафы, которые начисляются ежедневно. Если задолженность будет большая, то к собственнику применяются не только положения Гражданского Кодекса, но также и УК РФ.

Пени за коммунальные услуги устанавливаются за нарушение порядка платы или погашения долгов в неполном объеме. Помимо штрафных санкций, управляющая организация наделена полномочиями прекратить подачу ресурсов в жилплощадь, пока не будет произведено погашение задолженности. Все эти действия проводятся на основании нормативно-правовых актов.

Пеня за коммунальные услуги регулируется несколькими законами ГК России:

  1. Статья ФЗ №317.1 устанавливает нормы и определяет законность процентов за невыполнение обязательств по соглашению с коммунальщиками.
  2. Ст. №330 – дает полное представление о понятии «пеня».
  3. Ст. №332 – говорит о законности неустойки и методах взимания долгов.

Данные о размерах санкций прописаны в соглашении между потребителем и коммунальщиком, а неустойка начисляется согласно правовым актам и не требует официального упоминания при заключении договора.

Штрафные санкции – это законная вынужденная мера, когда гражданин не свои обязательства регулярно и задерживает платежи на длительные сроки.

Посмотрите видео: “Оспаривание пени за коммунальные платежи.”

Что это такое?

Понятие пеней устанавливается положениями Гражданского Кодекса Российской Федерации. В его статьях указано следующее:

  • ст. 317.1 – оговаривает, что стороны по договору, имеющему денежное выражение, вправе установить порядок расчета пеней.
  • ст. 330 – указывает, что пени – способ обеспечения исполнения договорных обязательств.

Пени, взимаемые с неплательщика по коммунальным услугам, – денежная санкция, устанавливаемая за просрочку платежа. Она призвана дисциплинировать жильцов многоквартирных домов, владельцев нежилого помещения, стимулировать к скорейшей выплате долга. Она начисляется в следующих ситуациях:

  • оплата квитанции позже установленных дат при своевременной доставке квитанции;
  • неполный расчет по обязательствам;
  • отсутствие оплаты.

При длительном уклонении от оплаты коммунальных услуг управляющая компания вправе не ограничиваться начислением неустойки, а применить к гражданину дополнительные методы воздействия: отключить горячее или холодное водоснабжение, электричество.

Пени за просрочку коммунальных платежей – закон

Основным нормативным правовым регулятором, затрагивающим данный вопрос, является ФЗ №307, который внес изменения в отдельные правовые акты по поводу взимания штрафных санкций в случае неуплаты в срок услуг ЖКХ.

Этот федеральный закон с последними изменениями и дополнениями состоит из девяти статей, каждая из которых поделена на части. В законе указан лишь определенный спектр услуг, а именно- поставка электроэнергии. Подробнее о размерах пени будет рассмотрено ниже.

Нельзя забывать и еще об одном важнейшем регуляторе данных правоотношений, а именно, о Жилищном Кодексе РФ.

Именно там указана обязанность физических лиц платить помесячное вознаграждение за предоставление электроэнергии, воды, газа и др.

Просрочка квартплаты за услуги жилищно-коммунального хозяйства влечет за собой массу негативных последствий, куда входит как уплата пени, так и полное прекращение подачи коммунального блага.

Когда начисляются пени за коммунальные услуги

Последняя редакция ГК РФ устанавливает некие ограничения относительно размеров пени. Так, они не могут быть выше основной суммы долга. Начисление и взимание пени происходит в тех ситуациях, когда гражданин вовремя не произвел оплату по квитанциям за коммуналку.

Как правило, в следующем месяце должнику рассчитывается сумма, которую нужно оплатить и также начисляется размер неустойки в случае не оплаты коммунальных услуг (КУ) до десятого числа каждого календарного месяца.

Процент и размер задолженности можно посчитать самостоятельно, воспользовавшись положениями, закрепленными в договоре с ресурсоснабжающей организацией.

Как начисляют пени за просрочку платежа: ставка, формула, пример

С 2018 года были внесены некоторые изменения, касающиеся формулы расчета платы за коммунальные услуги и пеней за просрочку. Теперь, по состоянию на 2019 год, формула имеет следующий вид и включает в себя такие элементы:

  • Число дней просрочки * ставка рефинансирования ЦБ.

По новым правилам за первый месяц просрочки, как правило, пени не начисляются. Единственное, что может быть взыскано, так это штраф, и то только в том случае, если возможность его начисления прямо указана в договоре с управляющей компанией .

В зависимости от календарных дней избирается и соответствующая ставка рефинансирования.

Она равна 1/300 ставки рефинансирования в той ситуации, когда сумма, подлежащая к оплате, не перечисляется в срок, не превышающий девяноста дней.

Иное дело обстоит в ситуациях, когда задолженность по календарному периоду превышает девяносто дней. Тогда применяется ставка рефинансирования в размере 1/130.

Для примера приведем следующую ситуацию.

Гражданин К. задолжал за коммунальные услуги 5 000 рублей и не уплатил их в период, с 2 мая по 23 июня 2019 г.

К нему применяется ставка, равная 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, а следовательно, сумма его долга будет равна. По правилам, установленным законом, применяется коэффициент равный 7.5%.

По правилам, за первый месяц пени не взыскиваются, а вот за оставшиеся 23 дня они начисляются. Следовательно, сумма пени будет равна 28,75 рублей.

За отопление

Плата за отопление носит сезонный характер, поэтому и срок, в который надлежит считать пени, не может быть распространен на весь календарный год. В данном случае, формула расчета остается той же.

Особое внимание следует уделить тому, что в некоторых УК плата за отопление устанавливается в общей платежке за квартплату, в других же ситуациях, устанавливается отдельной платежкой.

За электроэнергию

Помимо пени за неуплату отопления, штрафные санкции могут быть также установлены и за неуплату счетов за электроэнергию.

Формула в данной ситуации схожа с вышеописанной. Особое внимание стоит уделить тому, что помимо пени за несвоевременную оплату счетов за электроэнергию, на гражданина могут быть возложены и иного рода штрафные санкции, в том числе и за самовольное подключение электрических сетей.

Конечной санкцией (при неоплате услуг ЖКХ в срок, превышающий полгода) может стать полное отключение потребителя от электроэнергии. Это происходит путем отреза проводов в целях запрещения дальнейшего пользования электричеством.

Пени за квартплату и воду

Формула расчетов во всех вышеприведенных случаях является единой. Пени по коммунальным платежам по закону начисляются в определенный срок и в определенных размерах.

За несвоевременную оплату насчитываются штрафные санкции, а конечным итогом может стать продажа жилого помещения с публичных торгов и полное прекращение подачи гражданину в жилое помещение коммунальных ресурсов.

Пени за квартплату и за воду указываются, как правило, в одной квитанции, так как большинство управляющих компаний идут по пути объединения данных благ в один расчетный листок.

Как проверить правильность начисления пени за ЖКХ

Правильность начисления пени можно проверить, изучив при этом законодательную базу, в том числе, Федеральный закон, о котором уже рассказывалось выше, приказы и др. Узнать, правильно ли по месяцам начисляются пени, можно воспользовавшись онлайн калькулятором по расчету долга за капремонт, газ, свет, воду и иные коммунальные блага.

Также за помощью в разъяснении расчетов можно обратиться и в управляющую компанию, в той ситуации, когда у нее с многоквартирным домом заключен соответствующий договор управления.

Калькулятор пени ЖКХ

Источник: https://okd1.ru/zakon/za-neuplatu-zhkh-peni/

Начисление пени за коммунальные услуги

Начисляются ли пени на пени за комунальные услуги?

  Язык базовой версии программы: РУССКИЙ   Также Вы можете заказать международную версию программы, в которую сможете вносить информацию на ЛЮБОМ ЯЗЫКЕ мира. Даже интерфейс сможете легко перевести самостоятельно, так как все названия будут вынесены в отдельный текстовый файл.

Начисление пени за коммунальные услуги производится потребителям коммунальных услуг за задержку их оплаты, которая должна быть произведена, согласно общепринятому порядку, до 25-го числа месяца, следующего за расчетным.

Пени называют неустойку за каждый день просрочки платежа, соответственно, сумма задолженности растет на сумму пени ежедневно.

Начисление пеней за коммунальные услуги определяется суммой и сроком задолженности: сумма задолженности остается постоянной, но ежедневно увеличивается за счет пени, которая добавляется к ней в течение всего периода задолженности – до момента частичного или полного погашения долга.

Порядок начисления пени за коммунальные услуги предусматривает ее ежедневное начисление и прибавление к задолженности.

Размер неустойки представляет собой приблизительно 0,0007% от суммы долга, согласно утвержденной формуле ее расчета, и начисление пени в вот таком размере ежедневно повышает сумму долга.

Процентная ставка неустойки определяется ставкой рефинансирования НБ РК, принятой теперь за базовую и равную 10,25%, и коэффициентом кратности, равным 2,5, из расчета за один из 365 дней.

Начисление пени за неуплату коммунальных услуг можно легко произвести самостоятельно, зная сумму первоначальной задолженности, количество дней просрочки и порядок расчета – достаточно эти цифры перемножить между собой и полученное произведение умножить на коэффициент 0,0007, а если точнее, то на 10,25%/100*2,5/365. В результате будет получена сумма, соответсвующая общей задолженности на сегодняшний день. Следует отметить, что срок взыскания задолженности, согласно законодательству РК, определен тремя годами, по истечении которых она теряет свою исковую давность.

Начисление пеней за неуплату коммунальных услуг создает напряженность в отношениях между потребителями и жилищно-коммунальными службами. Предприятия ресурсоснабжения и обслуживающие население организации остро зависимы от своевременности оплаты.

И достижение критического значения задолженности грозит таким предприятиям банкротством.

Поэтому весь сектор ЖКХ заинтересован, в первую очередь, конечно, в установлении полного финансового порядка – своевременном начислении платежей и их скорейшей оплате, при нарушении порядка – в оперативном начислении пени за коммунальные услуги.

Чтобы четко контролировать порядок начисления и оплаты, компания «Универсальная Система Учета» предлагает коммунальному рынку специальное универсальное приложение Начисление пени за коммунальные услуги, разработанное для программного обеспечения «Коммунальное хозяйство» и устанавливаемое на любой компьютер.

Начисление пеней за коммунальные услуги не предъявляет высоких требований к аппаратной части и к пользовательским навыкам сотрудников предприятия. Приложение имеет гибкую структуру, позволяющую настроить его под специфику деятельности заказчика и в будущем расширить его новыми функциями, полезными для управления системой учета предприятия.

Начисление пеней за коммунальные услуги организует порядок входа для одновременной работы специалистов в локальном и удаленном доступе. Вход разрешен только по персональным паролям, ограничивающим зону деятельности работника.

Бухгалтерия и прочие специализированные службы имеют собственные права на работу в приложении, согласно установленному предприятием порядку полномочий.

Руководство компании, владея полным функционалом Начисления пеней за коммунальные услуги, может контролировать деятельность всех подразделений и отдельных работников – программа сохраняет все данные, их изменения, фиксирует даты и время входа, имена сотрудников.

Принцип действия Начисления пеней за коммунальные услуги основан на управлении информационной базой, где собраны все сведения по потребителям и их жилому пространству, приборам учета, прочему измерительному оборудованию, поставщикам ресурсов, методикам расчета, нормативно-правовым актам, положениям и пр. В систему встроен калькулятор начисления пени за коммунальные услуги, в задачу которого входит корректное начисление неустойки и взаимодействие с неплательщиками по электронной связи (sms, e-mail, Viber, ое сообщение) для уведомления о наличии долга и прочих официальных требований о его погашении.

Программой могут пользоваться:

Посмотрев следующее видео, можно быстро ознакомиться с возможностями программы УСУ – Универсальной Системы Учета. Если Вы не видите загруженное на видео, обязательно напишите нам, мы найдем другой способ показать демонстрационный ролик!

Возможности контроля и управления программы начисления пени за коммунальные услуги

Далее представлен краткий перечень возможностей программы Универсальная Система Учета. В зависимости от конфигурации разработанного программного обеспечения список возможностей может меняться.

  • Программа для начисления пени – это автоматизированная информационная база с функциями управления, позволяющими свободно оперировать неограниченным количеством данных;
  • Программа начисления пеней имеет удобный интерфейс, понятный для работы сотрудникам, не имеющим высокой квалификации;
  • Программа по начислению пеней организует надежную защиту данных и сохраняет на требуемый срок, регулярно проводя их резервное копирование;
  • Порядок начисления пени за коммунальные услуги начинается с идентификации абонента в базе данных по одному из известных параметров;
  • Порядок начисления пени за коммунальные услуги контролирует работу персонала, работающего с показаниями приборов учета и по приему платежей;
  • Программа по начисление пеней разрешает работать в ручном режиме при необходимости внести правки в значения;
  • Приложение производит расчеты для каждого абонента согласно установленному порядку начисления и условиям контракта, перечню услуг и объемам ресурсопотребления;
  • Программа по начислению пеней производит расчеты в условиях многотарифной ценовой политики, с учетом льгот, квот, норм потребления, задолженности;
  • Порядок начисления пени за коммунальные услуги организует мониторинг платежей, выявляет задолженности абонентов и начисляет пеню;
  • Программа для начисления пеней готовит извещения об оплате, сортируя их по участкам и исключая абонентов с предоплатой, составляет списки должников для контролеров;
  • Программа для начисления пеней контролирует доходы и расходы, распределяет платежи по счетам абонентов и способам оплаты (касса, банк, платежные терминалы Qiwi);
  • Программа по начислению пеней имеет комплект шаблонов для формирования как финансовой отчетности, так и внутренних отчетов, писем, уведомлений;
  • Программа по начисление пеней информирует об общей задолженности перед поставщиками и предоставляет информацию по оплате с каждого участка;
  • Порядок начисления пени за коммунальные услуги способствует экономии на ведение офисной деятельности, оптимизирует внутренние коммуникации и бухгалтерский учет;
  • Программа для начисления пеней дает оперативную оценку текущей деятельности предприятия и перспективную на основе анализа динамики показателей.

Скачать программное обеспечение для начисления пени за коммунальные услуги

Ниже располагаются ссылки для загрузки. Скачать бесплатно можно презентацию программного обеспечения в формате PowerPoint и демонстрационную версию. Причем, демо-версия имеет определенные ограничения: по времени использования и функционалу.

Есть вопросы по демо-версии?Наша служба технической поддержки Вам поможет!

Напишите или позвоните нам. Контакты здесь.

Заказать автоматизацию начисления пени за коммунальные услуги

Чтобы приобрести данную программу, достаточно позвонить нам по указанным в контактных данных телефонам или скайпу, либо просто написать письмо. Наши специалисты согласуют с Вами подходящую конфигурацию, подготовят договор и счет на оплату.

Источник: http://usu.kz/nachislenie_peni_za_kommunalnyie_uslugi.php

Законовед
Добавить комментарий