Можно ли взыскать ущерб с транспортной компании за порчу груза?

Претензия в транспортную компанию о повреждении груза

Можно ли взыскать ущерб с транспортной компании за порчу груза?

Вам привезли товар в повреждённом состоянии? Неприятная ситуация. Но раз уж так случилось, то необходимо принять все меры для восстановления справедливости.

При таком раскладе, обязательным условием для успешного решения проблемы будет считаться претензия к транспортной компании о повреждении груза. Составление такого документа, с передачей его на рассмотрение транспортной компании является одним из действенных способов не пострадать материально.

Как это сделать с соблюдением всех необходимых условий? Мы и расскажем в нашей статье.

Как написать претензию в транспортную компанию о повреждении груза

Перед тем, как приступить к обсуждению написания претензии, необходимо коснуться момента обнаружения повреждений. Это далеко не маловажный аспект. Повреждения могут быть обнаружены после получения груза.

Например, вскрыв упаковку, станет очевидной трещина на стекле двери. В таком случае, процесс доказывания факта непричастности получателя груза, к его повреждению будет очень сложным.

Очень важным моментом является договор, на основании которого доставлен груз. А именно, доставляется ли он по договорённости транспортников с изготовителем (продавцом) имущества или с получателем.

В первом случае, перевозчик является субподрядчиком, а во втором, субъектом, оказывающим транспортные услуги.

Указание на этот момент, имеет своей целью, подчеркнуть важность установления кто именно несёт ответственность перед грузополучателем. От этого зависит, кто должен писать претензию о том, что произошло повреждение груза при автомобильной перевозке.

Часто бывает так, что перевозчик не виноват, товар был изначально бракован, но брак был скрыт упаковкой. При таких условиях может возникнуть необходимость доказать свою непричастность к порче товара, и писать о том, что он был некачественный изначально. Так что, осуществляя приём груза, нужно учитывать эти обстоятельства, в целях минимизации рисков.

претензии к транспортной компании

Прежде всего, внимание нужно уделить обстоятельствам, которые имеют отношение к повреждениям. Следует подробно описать акте о приемке груза, что повреждено.

Кроме того, очень полезно будет провести фотографирование и указать в акте на это обстоятельство. В дальнейшем акт о приёмке груза и фотографии можно приложить к претензии.

Образец бланка претензии о повреждении груза, вы можете скачать на нашем сайте, а при необходимости, заказать подготовку готового документа, конкретно по вашему случаю.

 Образец претензии грузополучателя о возмещении стоимости груза

Претензия транспортной компании о повреждении груза, образец которой размещён для ознакомления на сайте соответствует всем требованиям действующего законодательства.

В общем виде, претензия в транспортную компанию о повреждении груза при перевозке должна содержать:

  • реквизиты сторон, заключивших договор о перемещении груза;
  • дата получения груза;
  • место получения груза;
  • стоимость груза;
  • обстоятельства, при которых были обнаружены повреждения;
  • характер повреждений;
  • число, подпись.

Кроме вышеперечисленных пунктов, в обязательном порядке, следует упомянуть, что если ситуация не будет разрешена в претензионном порядке, получатель оставляет за собой право обращения в суд.

Ещё одно действие, которое нужно произвести, это написать второй экземпляр претензии, либо снять её ксерокопию. На экземпляре, который остаётся у заявителя, сотрудник компании ставит дату приёма претензии, и подпись, вместе с указанием должности и Ф.И.О.

В случае если не возможности подать претензию лично, она отправляется заказным письмом с уведомлением и описью вложения.

Сроки рассмотрения претензии транспортной компанией

Грузополучатели, оказавшиеся в заложниках ситуации, когда транспортная компания доставила груз с повреждениями, выявленными не сразу, имеют право подать претензию в установленные сроки. Стоит отметить, что в зависимости от вида транспорта, отличается и время, отведённое на предъявление претензии.

Кроме того, существуют и сроки для предъявления претензий не только в отношении ущерба нанесённого перевозимому имуществу, но и возмещению других убытков, вытекающих из полученных повреждений. Об этом более подробно читайте в статье: Сроки предъявления претензии перевозчику.

Что же касается времени, отведённого для рассмотрения претензии, то оно, как правило, не превышает тридцати дней. Если по истечении этого срока транспортная компания не отреагировала на претензию, получатель вправе обратиться с исковым заявлением в суд.

Однако из этого общего правила существуют исключения, поэтому, чтобы быть уверенным наверняка, следует проконсультироваться с юристом.

Возмещение ущерба транспортной компанией

Сразу необходимо сказать, что требовать можно не только сумму, в которую оценивался груз, но и ущерб, который нанесён другими действиями транспортной компании.

Например, если перечисление денежных средств, за повреждение груза не было произведено в установленные сроки. Кроме того, если получатель груза так и не дождался осуществления доставки, то транспортники обязаны возместить ущерб, связанный с оплатой перевозки.

Здесь необходимо рассмотреть ещё одно обстоятельство. При требованиях возмещения ущерба, нужны подтверждающие документы. Обоснованы должны быть, как наличие самого ущерба, так и сумма, заявленная к возмещению.

Для получения подтверждений, возможно, потребуется помощь специалистов из других сфер деятельности, например экспертов. Чтобы организовать процесс доказывания с наибольшей эффективностью, нужно воспользоваться мнением квалифицированных юристов. Позвоните нам.

Наиболее важные аспекты претензионного порядка

Первое о чём стоит сказать, это то, что подача претензии транспортной компании о повреждении груза, обязательна.

Если вы не осуществите претензионный порядок, а сразу обратитесь в арбитражный суд, ваше исковое заявление оставят без рассмотрения и вернут обратно. Досудебное разбирательство установлено законом, как неотъемлемая часть разрешения таких споров.

Второе, на что следует обратить внимание, это вид транспорта, которым организованна доставка. Особенности есть у каждого вида, в том числе актуальна и смешанная доставка.

Третье обстоятельство, играющую важную роль – это сроки подачи претензии и время, в течении которого транспортная компания должна дать на неё ответ. Будьте внимательны, их нарушать нежелательно.

В заключение, предупредим вас о том, что транспортные компании имеют среди своих сотрудников очень опытных юристов, противостоять которым в одиночку довольно сложно. Поэтому верным решением будет уравнять шансы и воспользоваться услугами юридической фирмы.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Источник: https://yur-usl.ru/perevozka/pretenziya-transportnuyu-kompaniyu-povrezhdenii-gruza.html

Как взыскать с перевозчика и (или) экспедитора возмещение ущерба в случае утраты, повреждения или недостачи груза

Можно ли взыскать ущерб с транспортной компании за порчу груза?

В вашем случае речь идет об оказании услуг по договору транспортной экспедиции. Если при оказании экспедиционных услуг груз был утрачен, можно взыскать с экспедитора ущерб. Чтобы суд взыскал с экспедитора возмещение ущерба необходимо:

Но обращаю Ваше внимание, что если экспедиционные услуги связаны с перевозками грузов в международном сообщении, то ответственность экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки.

Кроме того, при таких перевозках размер ответственности экспедитора за несохранность груза не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Рекомендация:Как взыскать с перевозчика и (или) экспедитора возмещение ущерба в случае утраты, повреждения или недостачи груза

Ответственность перевозчика (экспедитора) за нарушение обязательств по договорам перевозки и транспортной экспедиции устанавливается:*

Причем стороны не могут ограничить или устранить ответственность перевозчика (экспедитора), которая установлена законом (п. 2 ст. 793 ГК РФ, ст. 37 УАТ, ст. 11 Закона о ТЭД). Даже если условия об ограничении ответственности перевозчика (экспедитора) будут включены в договор, то грузоотправитель (клиент) легко сможет добиться признания такого условия недействительным в суде.

Также стоит отметить, что суды при рассмотрении споров исходят из принципа добросовестности сторон при исполнении обязательств. На практике этим можно воспользоваться для защиты интересов клиента (грузоотправителя, грузополучателя).

Так, по одному из дел суд взыскал с перевозчика убытки несмотря на то, что грузоотправитель сам передал груз водителю, основываясь на поддельных документах. При этом суд исходит из того, что отправитель «действовал добросовестно, предусмотрительно и разумно, и не мог предполагать, что…

документы являются поддельными» (определение ВАС РФ от 28 ноября 2011 г. № ВАС-14712/11).

Как взыскать ущерб с экспедитора

Если при оказании экспедиционных услуг груз был утрачен или во время приемки и проверки груза были обнаружены его недостача или повреждение (порча), клиент может взыскать с экспедитора:*

Однако если утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, он не будет нести ответственность перед клиентом (п. 1 ст.

 7 Закона о ТЭД). Перечень таких обстоятельств ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон о ТЭД не раскрывают.

При возникновении спора экспедитор будет обязан доказывать, что им при перевозке были приняты исчерпывающие меры по обеспечению сохранности груза.

Чтобы суд взыскал с экспедитора возмещение ущерба, клиенту необходимо:*

  • зафиксировать факт утраты, повреждения или недостачи груза;
  • уведомить экспедитора об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза;
  • направить экспедитору претензию.
    • статьями 793–796 и 803 Гражданского кодекса РФ;
    • главой 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – УАТ);
    • главой 3 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон о ТЭД);
    • договором перевозки или транспортной экспедиции.
    • реальный ущерб в соответствии с положениями пункта 1 статьи 7 Закона о ТЭД (см. таблицу* Определение размера ущерба в случае утраты, повреждения (порчи), недостачи груза экспедитором);
    • упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, которые произошли по вине экспедитора (п. 4 ст. 7 Закона о ТЭД);
    • ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза (если это было предусмотрено договором);
    • проценты за пользование чужими денежными средствами (п. 1 ст. 395 ГК РФ), если экспедитор уклоняется от возмещения ущерба.
  • зафиксировать факт утраты, повреждения или недостачи груза;
  • уведомить экспедитора об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза;
  • направить экспедитору претензию.

Уведомление об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза

Получатель во время приема груза должен уведомить экспедитора об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза. Причем в этом уведомлении нужно обязательно указать общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза (п. 1 ст. 8 Закона о ТЭД).

Внимание! Если получатель во время получения груза не уведомит экспедитора о несохранности груза, то считается, что он получил груз неповрежденным.

Эта презумпция установлена пунктом 1 статьи 8 Закона о ТЭД, и на практике опровергнуть ее очень сложно.

Пример из практики: суд отказал заказчику во взыскании убытков, так как с момента передачи груза получателю до момента уведомления экспедитора о его повреждении прошло пять дней

12 января 2009 года при выгрузке груза из контейнера было обнаружено повреждение товара.

Заказчик обратился в арбитражный суд с иском к экспедитору о взыскании суммы реального ущерба и упущенной выгоды. Однако не представил доказательств того, что грузополучатель во время выдачи ему груза уведомил в письменной форме экспедитора о повреждении груза.

Претензия не была принята в качестве надлежащего доказательства, «поскольку с момента передачи груза получателю (12.01.2009) до момента уведомления экспедитора о его повреждении (16.01.

2009) груз находился в распоряжении истца в течение 5 дней, поэтому в данном случае экспедитор не несет ответственность за повреждение груза после передачи его получателю» (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 апреля 2010 г. по делу № А19-11435/09).

Однако указанная норма содержит оговорку «если не доказано иное».

То есть если груз по поручению экспедитора сдал перевозчик и сведения о недостаче, повреждении груза были указаны в акте и транспортной накладной, то эти документы и будут служить доказательством, что экспедитор извещен о несохранной перевозке груза.

Соответственно, есть основания, чтобы выставить претензии и подать иск о возмещении ущерба экспедитору, который в последующем может в порядке регресса перевыставить претензию фактическому перевозчику (при наличии его вины).

Если установить несохранность груза при приеме груза обычным способом не было возможности, то получатель или уполномоченное им лицо может уведомить экспедитора в течение 30 календарных дней со дня приема груза.

Такая ситуация может возникнуть при перевозке сложного оборудования (например, двигателей, станков с программным управлением), когда внутренние повреждения могут проявиться лишь спустя некоторое время после начала эксплуатации.

При этом датой уведомления будет считаться дата, когда экспедитор получит уведомление.

Предъявление претензии экспедитору

Условие об обязательном предъявлении экспедитору претензии установлено пунктом 1 статьи 12 Закона о ТЭД.

К претензии нужно приложить следующие документы:

Совет

Закон о ТЭД устанавливает обязанность прикладывать к претензии указанные документы в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

Однако прикладывать оригиналы документов к претензии не следует.

Это связано с тем, что если экспедитор отклонит претензию и оригиналы при пересылке по различным причинам будут утрачены, то будет весьма затруднительно взыскать ущерб в судебном порядке.*

В отличие от порядка предъявления претензии перевозчику претензии к экспедитору можно предъявить лишь в течение шести месяцев со дня, который следует за днем, когда груз должен быть выдан (п. 4 ст. 12 Закона о ТЭД).

Можно ли предъявить претензию (по поводу утраты, повреждения или недостачи груза) по истечении шестимесячного срока

Это возможно, но экспедитор будет сам решать, принимать ему претензию для рассмотрения или нет. Все зависит от того, признает ли он причину пропуска шестимесячного срока уважительной (п. 6 ст. 12 Закона о ТЭД). Вероятность такого признания очень мала.

Однако экспедитор должен будет направить в адрес клиента (грузополучателя) соответствующее сообщение (о признании причины срока неуважительной или уважительной). Если он этого не сделает, то суд может отклонить довод экспедитора о пропуске срока для предъявления претензии.

Кроме того, нужно иметь в виду, что этот срок не является пресекательным и его пропуск не препятствует рассмотрению в суде спора по существу.

Сергей Рогожин,

кандидат юридических наук, доцент,

судья Суда по интеллектуальным правам

(до 2013 г. – судья Арбитражного суда Ульяновской области)

2. Справочники:Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

Нарушение Размер ответственности Положение Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон о ТЭД)
Утрата груза Размер действительной (документально подтвержденной) стоимости груза и упущенная выгода клиента* Если груз был сдан для перевозки без объявления ценности п. 1 ст. 7
Размер объявленной ценности груза и упущенная выгода клиента Если груз был сдан для перевозки с объявленной ценностью

Если экспедиционные услуги связаны с перевозками грузов в международном сообщении, то ответственность экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки (п. 3 ст. 6 Закона о ТЭД).*

Кроме того, при таких перевозках размер ответственности экспедитора за несохранность груза не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза *(п. 2 ст. 7 Закона о ТЭД). Исключения касаются случаев, когда более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор (п. 2 ст. 7 Закона о ТЭД).

Для этого экспедитору нужно доказать, что утрата, повреждение (порча) или недостача принятого для экспедирования груза возникла не по причине его собственного действия (бездействия), совершенного умышленно или по грубой неосторожности (п. 4 ст. 6 Закона о ТЭД).

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/90542-kak-vzyskat-s-perevozchika-i-ili-ekspeditora-vozmeshchenie-ushcherba-v-sluchae-utraty

Возмещение ущерба при повреждении груза

Можно ли взыскать ущерб с транспортной компании за порчу груза?

При отправке продукции транспортными компаниями отправление может получить повреждения различной степени вплоть до уничтожения.

Ответственность за сохранность груза полностью ложится на перевозчика, но в судебной практике нередко возникают ситуации, когда транспортная компания ссылается на непредвиденность ситуации и отказывает в возмещении ущерба при перевозке товара. Какие действия нужно предпринять, чтобы взыскать утраченное при транспортировке имущество?

Юридические нюансы возмещения ущерба при перевозке груза

Принципиальные положения правоотношений, возникающих по договору перевозки, регулируются статьями Гражданского Кодекса РФ и ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Согласно ст.

785 ГК РФ основной обязанностью компании-перевозчика является доставка вверенного груза и передача его получателю.

Ответственность распространяется на весь период транспортировки, от момента принятия до передачи его получателю.

Если перевозчик не сумел обеспечить целостность багажа после того, как принял его к транспортировке и передаче получателю, он несет ответственность по статье 796 ГК РФ и вне зависимости от виновности обязан произвести возмещение стоимости поврежденного груза. Уйти от ответственности позволит только наличие обстоятельств, предотвращение, контролирование и устранение которых транспортной компании было не доступно. Эти препятствия не могли быть предусмотрены при оформлении договора перевозки.

Бремя доказательств невиновности при возникновении случая порчи или гибели багажа по независящим причинам, ложится на транспортную компанию. При этом недостаточно ссылаться на наличие подобного события, перевозчик должен представить доказательства, что возможности избежать или преодолеть возникшие препятствия у него не было.

Определение размера компенсации

Точно определить сумму ущерба помогут два правила:

  • при необъявленной ценности размер возмещения при повреждении груза соответствует его стоимости;
  • если ценность прописана, убыток возмещается пропорционально снижению ценности отправления или в полном объеме.

В обоих случаях для расчета суммы возмещения ущерба при повреждении груза потребуется помощь независимого эксперта. Он сможет уточнить причину порчи отправлений, чтобы выяснить виновника в сложившихся обстоятельствах.

Для документального подтверждения составляется акт, в котором указывается:

  • дата и место;
  • данные всех присутствующих;
  • описание доказательств повреждений;
  • сумма ущерба;
  • подписи сторон.

Акт составляется в присутствии представителей всех участников договора с привлечением иных заинтересованных лиц. Возможно составление акта единолично, копия которого отправляется другим сторонам.

Составление претензии

Документ оформляется в письменном виде в двух экземплярах, один из которых при наличии объективных факторов нарушения обязательств по перевозке отправляется в адрес перевозчика. Претензия о возмещении стоимости поврежденного груза включает следующую информацию:

  • данные участников спора;
  • прописанные в договоре перевозки обязанности транспортной компании;
  • подробное описание сложившейся ситуации;
  • сумма и сроки компенсации нанесенного урона;
  • уведомление о подаче иска в суд в случае отказа в удовлетворении претензии.

При получении согласия от перевозчика составляется договор о возмещении стоимости испорченного груза по образцу. Если от грузоперевозчика в течение 30 суток не поступил официальный ответ, можно составлять иск в суд.

Подача заявления в судебные инстанции

Исковое заявление о взыскании стоимости недостачи груза отправляется в суд по месту расположения ответчика, то есть в этом случае – транспортной компании. К иску в качестве свидетельства попытки досудебного урегулирования спора прикладывается претензия.

Возмещение убытков при страховании груза

Избежать проблем при перевозке позволяет объявление ценности и страхование багажа. Компенсацию стоимости будет осуществлять страховая компания. При наступлении страхового случая следует сразу письменно уведомить страховщика с подробным описанием сложившейся ситуации.

Страхователь не может препятствовать досмотру поврежденного груза представителями страховщика. Без оценки ущерба выплаты могут не состояться. В страховую компанию необходимо предоставить документы, которые обосновывают требуемую сумму.

Перевозчикам нередко приходится сталкиваться с проблемой взыскания задолженности за перевозку грузов. Нарушения обязательств по оплате могут возникать при ошибках в оформлении договора, встречных претензиях от заказчиков. Решение вопроса идет тем же путем – от выставления претензии грузоотправителю до подачи иска в суд.

Источник: https://ville.ru/laws/vozmeshhenie-ushherba-pri-povrezhdenii-gruza.html

Повреждение или потеря груза транспортной компанией: как компенсировать ущерб?

Можно ли взыскать ущерб с транспортной компании за порчу груза?

Транспортные компании предоставляют услуги по перевозке грузов из отправной точки к пункту назначения. Эта отрасль предпринимательской деятельности пользуется огромной популярностью как среди физических субъектов, так и среди предпринимателей.

Быстрая, удобная, выгодная с финансовой позиции, надёжная доставка товаров – так свои услуги регламентируют большинство товаротранспортных компаний. В нынешнее время, согласно статистическим подсчётам, за сутки отправляется более миллиона стандартных бандеролей и габаритных грузов посредством транспортных организаций.

Большинство из них доставляются в целости и сохранности адресату в положенное время, однако нередкими являются и ситуации, когда товар не доходит до получателя, привозится в неполной комплектации или испорченном виде.

В этой статье рассмотрим, как поступить в ситуации, если произошла утрата груза перевозчиком, кто виноват в подобном прецеденте, есть ли возможность компенсировать потери и каким образом это сделать.

Как действовать при порче или утере транспортной компанией груза.

Юридические основы, регулирующие ответственность за утрату груза при транспортировании перевозчиком

При частичной или полной утере груза транспортной организацией или его повреждении во время перевозки получатель и грузоотправитель являются лицами, получившими ущерб. Чтобы определиться, что делать, если транспортная компания повредила груз или потеряла его, необходимо ознакомиться с законодательной базой урегулирования форс-мажорных прецедентов.

Согласно действующей законодательной базе, в главе 40 Гражданского кодекса РФ, статье 796, ответственность за сохранность груза возлагается на перевозчика или экспедитора.

В соответствии с нормативно-правовым актом, при повреждении или пропаже товара после его поступления к исполнителю и до момента выдачи потребителю в обязанности перевозчика входит полная компенсация финансового ущерба, доставленного заказчику.

Дополнительно при доказывании факта утраты груза при перевозке стоит ссылаться на статьи 223 и 224 ГК.

В них указано, что исполнитель берёт на себя абсолютную ответственность за товар, с момента его поступления в компанию и подписания соответствующей товаротранспортной накладной до факта выдачи груза адресату, если в договоре по предоставлению услуг компанией не оговорены иные нормативные стандарты. Доказательством приёма товара грузоперевозчиком является подписанный договор и акт приёма-передачи.

Исходя из материалов, изложенных в нормативных документах, можно сделать вывод, что при утрате транспортной компанией материальных ценностей или их повреждении при погрузке, разгрузке или в процессе следования по маршруту доставки, относительно к грузоперевозчику применяется презумпция виновности. При подаче соответствующих документов грузоотправителем, получателем или страхователем товара в исполнительные инстанции, ответственность за утрату или повреждение груза понесёт перевозчик, если не представит суду неопровержимые доказательства своей невиновности.

Для заведения судебного дела у истца обязательно должны быть в наличии документы, подтверждающие факт принятия транспортной компанией груза, с подписями уполномоченных лиц перевозчика. В ином случае судебное дело открыть невозможно, прецедент будет считаться безосновательным с юридической позиции.

Сроки подачи исков на транспортные компании за порчу или потерю груза являются ограниченными, составляют один год с момента обнаружения утери, при этом отсчёт временного промежутка регламентируется дополнительными нормативными документами, варьирующимися от типа перевозки и условий транспортирования товара.

Ответственность грузоперевозчика

Транспортная компания является официальный, с правовой позиции, структурой, которая представляет свои услуги частным и физическим лицам.

Соответственно, ответственность, если произошла порча или утеря груза транспортной компанией, регламентируется на законодательном уровне, в соответствии с правовыми документами.

Изначально позиция законодательных структур стоит на стороне пострадавшего, а именно потребителя услуг.

Если в процессе доставки груза в период с поступления его на склад и до момента полной выгрузки, произошла его порча, частичная или полная потеря, у потребителя имеются подтверждающие принятие товара организацией документы в форме акта приёма-передачи или договора, потребитель имеет право в судовых инстанциях добиваться возмещения ущерба. Ответственность транспортной компании может быть следующей:

  1. Если ТК потеряла груз в полном или частичном объёме, исполнитель должен компенсировать потребителю стоимость утраченного товара, согласно прописанной в документах суммы.
  2. Если компания повредила товар в процессе транспортировки, сумма компенсации может варьироваться в зависимости от условия, поддаётся возобновлению груз или его восстановить невозможно. В первом случае суд может обязать исполнителя выплатить разницу, на которую понизилась ценность товара, во второй ситуации, когда товар не подлежит восстановлению, компенсируется стоимость в полном объёме.
  3. Компенсации подлежит стоимость затрат потребителя за оплату услуг компании по перевозке груза.

Рассмотрим наиболее распространённые причины повреждения или утери груза, а также ответственность грузоперевозчика в каждой конкретной ситуации.

Дорожно-транспортное происшествие как причина повреждения груза

Нередкими являются прецеденты, когда повреждение багажа происходит в результате ДТП при перевозке в пункт назначения.

Компания в этой ситуации с целью уклонения от ответственности может аргументировать свою правоту тем, что аварийная ситуация случилась по вине третьего лица.

При ДТП, независимо от факта, кто является виновником аварии, грузоперевозчик или третье лицо, ответственность за повреждение груза, согласно юридическим нормам, перед заказчиком несёт исполнитель.

Предусматривается, что грузоперевозчик сможет обратиться в судовые инстанции с целью разбирательства по поводу аварии и с требованием компенсации материального ущерба, в том числе и оплату повреждённого груза.

Аварийные ситуации на дороге, поломка автомобиля, его возгорание и другие ситуации, связанные с транспортом перевозчика, которые повлияли на выполнение его обязанностей перед заказчиком, не являются поводом для отказа судом в компенсации убытков грузовладельцу.

Хищение груза в пути или на складе товаротранспортной организации

Кража, так же как и ДТП, не считается прецедентом, которым исполнитель может доказать свою правоту в суде перед заказчиком, избежать возмещения ущерба потребителю.

При возникновении ситуации с воровством, компания имеет право на законодательном уровне обратиться в правоохранительные структуры, а соответственно и перспективы возместить свой ущерб, потому ответственность за утрату груза в результате кражи не снимается с перевозчика.

Когда грузоперевозчик не несёт ответственности

Освободить ответчика от возмещения ущерба могут предоставленные убедительные факты, подтверждающие возникновение прецедента по обстоятельствам, не зависящим от перевозчика. К таковым могут причисляться стихийные бедствия, природные катаклизмы, форс-мажорные прецеденты, возникшие в результате непредсказуемых условий.

Регламент оформления исковой документации грузополучателем

Суд – это инстанция, которая руководствуется при рассмотрении дела исключительно документально подтверждёнными аргументами. В интересах грузополучателя сразу же после обнаружения недостачи груза или его полной утери корректно оформить документы, подтверждающие прецедент.

Первым делом грузополучатель должен составить акт по утрате груза, ориентируясь на официальный образец, который можно получить в компании. Оформить документ желательно в день обнаружения пропажи багажа или же на второй день после выявления прецедента.

В документе важно указать информацию о масштабах ущерба, дополнительно можно сфотографировать повреждения, если речь идёт о порче товара. Они помогут доказать правоту грузополучателя в суде, если дело будет доведено до исковых тяжб.

Немаловажно при заполнении бланка корректно оценить сумму ущерба пострадавшей стороной. Если товар штучный, указывается количество единиц продукции, пришедших в негодность или отсутствовавших при выдаче.

Когда груз невозможно посчитать в единицах, проводится его контрольное взвешивание, при заполнении бланка указываются весовые размеры недостачи.

Если уполномоченное лицо организации отказывается подписываться под документом, тогда грузополучатель заполняет акт утраты груза в одностороннем порядке, уведомив об этом представителей компании грузоперевозчика.

Дальнейшим действием пострадавшего лица является написание претензии в транспортную компанию, повредившую или потерявшую груз.

Об оформлении жалобы необходимо сообщить в организацию посредством отправления на адрес грузоперевозчика дублирующего образца заполненного документа заказным извещением или передав лично, если исполнитель не отказывается от признания своей вины.

Законодательством предусмотрены сроки рассмотрения жалобы клиента в период, не превышающий месяца. На этом этапе вопрос о возмещении ущерба может решиться во внесудебном режиме.

Дальнейшая инстанция – Арбитражный суд, в который направляется исковое заявление пострадавшим, если он получил отрицательный ответ на претензионный запрос от грузоперевозчика или же в установленный законодательством период жалоба не была рассмотрена.

Пострадавший имеет право обратиться в суд на протяжении одного года с момента происшествия.

Образец претензии об утере или повреждении багажа, акт, исковое заявление и другие необходимые шаблоны документов, применяемые в области грузоперевозок и других сферах услуг, можно найти на сайте https://dogovor-blank.ru или же взять у своего юридического консультанта.

Алгоритм действий, если груз застрахован отправителем

Страховка – это один из действенных методов обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств, которые могут произойти с багажом в процессе следования к адресату. Применяется страхование зачастую в ситуациях, когда отправляемый багаж имеет значительную материальную ценность.

В случаях, когда при транспортировке произошла утрата застрахованного груза, процесс возмещения ущерба ложится непосредственно на страховую организацию.

Субъект, застраховавший багаж, должен обратиться в страховую компанию с полисом, а также заполненной документацией, свидетельствующей о пропаже или повреждении груза при перевозке, на основании которых страховщик будет заниматься взысканием убытка с виновника происшествия.

 Если материальная ценность груза велика, лучше позвонить в компанию страховщика при обнаружении его пропажи или порчи и проконсультироваться о дальнейших действиях. Для освидетельствования прецедента компания может выслать своего представителя для оценки масштабов ущерба.

Как вернуть деньги за потерянный груз через суд

На вопрос, что делать, если транспортная компания повредила или потеряла груз при процессе перевозки, законодательство даёт вполне конкретные ответы в нормативных документах, касающихся области грузоперевозок.

Согласно правовым нормам, первым делом, вопрос о возмещении ущерба необходимо попытаться решить в досудебном режиме.

Для этого составляются все фиксирующие прецедент документы, оформляется претензионный запрос в компанию грузоперевозчика.

Если решить таким способом конфликт не удаётся, необходимо подготовить исковое заявление в суд, где должны быть указаны все обстоятельства спорного вопроса.

Иск подаётся по месту официального расположения транспортной компании, так как законодательством предполагается подсудность грузоперевозчика. В дополнение к исковому заявлению, истец должен приложить следующие документы:

  1. Дубликат договора о предоставлении услуг грузоперевозчиком.
  2. Сопроводительные документы на груз.
  3. Заполненный акт, доказывающий, что компания испортила или потеряла багаж.
  4. Дубликаты претензионного запроса и ответа на него.

В исковом заявлении пострадавший должен детально описать сложившуюся ситуацию, указать максимально точную сумму ущерба, а также дополнительные растраты, если таковые имеются. От корректности заполненной документации напрямую зависит вердикт Арбитражного суда.

Пострадавший от действий грузоперевозчика при подаче искового заявления также должен помнить о сроках исковой давности: ГК РФ регламентирует рассмотрение прецедента утери или повреждения груза транспортной компанией в течение одиннадцати месяцев, за исключением месячного периода на досудебное решение спора.

По истечении этого срока пострадавший не сможет компенсировать ущерб, привлечь грузоперевозчика к ответственности, в связи с исковой давностью прецедента.

Подведём итоги

Несмотря на презумпцию виновности товаротранспортной компании при любых прецедентах с уверенным ей грузом, потребитель услуг должен быть готов, что при утере или повреждении товара, ему предстоит затяжной процесс доказывания своей правоты.

 Чтобы добиться возмещения ущерба, пострадавшему лицу необходимо безотлагательно действовать согласно законодательным стандартам.

Специалисты рекомендуют при возникновении подобного прецедента заручиться поддержкой юриста, который поможет корректно составить претензионную и фиксирующую ущерб документацию, что отобразится на повышении вероятности добиться компенсации.

Источник: https://econom-trans.ru/useful/transportnaya-kompaniya-isportila-poteryala-gruz.html

Если повредили или потеряли груз в транспортной компании?

Можно ли взыскать ущерб с транспортной компании за порчу груза?

Как вы понимаете при перевозке грузов товар может повредиться может потеряться какая-то его определённая часть либо полностью.

  Именно договор по которому вам будет оказываться услуги перевозки груза необходимо очень внимательно проанализировать и понять все ключевые моменты.

  Только после того когда грамотно заполнены все необходимые документы в дальнейшем будет зависеть ваши возможности для предъявления конкретных претензий в случае некачественно оказанных услуг.

В рамках данной статьи я хочу рассмотреть ситуации которых происходит утрата либо порча груза в случаях когда транспортная компания оказала услуги по перевозке.

Ответственность за причинение вреда чужому имуществу

Давайте сначала определимся с основными понятиями, такими как повреждение груза и его утрата.

Повреждением груза будет считаться физическое либо механическое изменение форм груза что влечет за собой снижение его стоимости, частичную либо полную, что привело к невозможности его использования по назначению.

  Само по себе повреждение груза – это химическое или биологическое его изменение что влечет за собой соответствующее снижение ценности груза либо вообще в дальнейшем отсутствие возможности его использовать по назначению.

Утратой груза является отсутствие возможности перевозчика предоставить или выдать на руки перевозимый груз по истечении установленного срока доставки.

  Недостача также относится к этому моменту и означает собой утрату перевозчиком определённого количества груза который изначально представлял с тобой одно целое,  к примеру это может быть комплект каких-либо запчастей,  утраченная деталь тренажера,  утрачены определенные комплектующее оборудование и прочие ситуации.

Несомненно в вышеперечисленных ситуациях необходимо привлекать экспедитора к ответственности.  В Гражданском Кодексе РФ имеется статья 803 которая регламентирует ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанности по договору экспедиции.

  За ненадлежащее исполнение обязанностей по договорам экспедитор несет ответственность на основании главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и по основанием данной главы экспедитор несет полную ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей то есть либо за утрату частичную или полную либо за повреждение груза. 

На основании Федерального закона о транспортной экспедиционной деятельности а именно по  пункту 1 статьи 7 экспедитор несет ответственность перед клиентом по возмещению реального ущерба за недостачу либо утрату а также повреждение груза после принятия его экспедитором и до выдача груза клиенту который указан в договоре транспортной экспедиции либо уполномоченному им лицо.  Экспедиторы освобождаются от ответственности в случае если будут иметь место доказательства о том что недостача, утрата или повреждение груза произошло по причине возникновения обстоятельств которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых не могло от него зависеть.

Стоит отметить один Важный момент, ведь невнимательному клиенту в ТК могут подсунуть на подпись документ соглашение и в данном соглашении может находиться информация о том, что клиент освобождает экспедитора от ответственности или заранее уменьшает ее размер. Не беспокойтесь, даже если такое соглашение будет подписано клиентом, оно считается ничтожным.

Как возместить убытки с физического или юридического лица?

И пару слов о сроках исковой давности, ведь на основании статьи 13 Федерального закона “О транспортно-экспедиционной деятельности” срок исковой давности для требований вытекающих из договора транспортной экспедиции составляет 1 год и данный срок начинает течь с момента возникновения права на предъявления иска, то есть с момента нарушения условий договора одной из сторон.

Экспедитор несет ответственность:

  • В случае повреждения груза (его порчи)  принятого для перевозки экспедитором в случае если ценность не объявлена и ответственность экспедитора здесь наступает в размере суммы на которую снизилась действительная реальная стоимость груза в результате полученных повреждений из такой ситуации необходимо будет документально подтвердить на какую сумму снизилась цена груза в результате повреждения.   В случае полного повреждение груза при невозможности его восстановить материальная ответственность наступает в размере документально подтвержденной стоимости груза. Здесь стоит сказать, что документально подтвержденная стоимость груза (действительная) определяется из конкретной цены груза (товара) которая должна быть указана в счете продавца или договоре купли-продажи, а если таких документов нет, то цена определяется исходя из средней цены на аналогичные товары установленной в том месте где груз подлежит выдаче;
  • Случае когда экспедитор принял груз с объявлением ценности и в результате произошла его порча (повреждение),  ответственность экспедитора наступает в размере суммы на которую снизилась объявленная ценность груза.  В случае когда груз  передан экспедитору с объявленной ценностью был полностью повреждён либо практически уничтожен и не имеется возможности его восстановить экспедитор несет ответственности в размере объявленной ценности груза;
  • В случае утраты или недостачи груза который экспедитор принял для перевозки без объявления ценности,  ответственность экспедитора наступает в размере документально подтверждённой стоимости груза,  либо документально подтвержденной недостающей части груза (как в таком случае определяется стоимость груза определяется так же как я описывал выше в конце первого пункта списка);
  • В случае когда произошла утрата или недостача груза принятого экспедитором с объявленной ценностью,  ответственность кредитора наступает в рамках объявленной ценности,  либо в рамках пропорциональной части недостающего груза отталкиваясь при расчетах от объявленной ценности.

На самом деле существует так называемая презумпция вины перевозчика и в ситуации когда произошла недостача, утрата либо повреждение груза, перевозчик обязан доказать, что повреждение, утрата либо недостача груза произошла по причинам обстоятельств которые экспедитор не смог предотвратить и устранение которых от него не зависело. А задача клиента в свою очередь, это доказать размер причиненного ущерба.

Однако перевозчик освобождается от ответственности в случае повреждения, утраты или недостачи груза, в случае если будет доказано, что перевозчик проявил необходимую степень осмотрительности и заботливости которая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, а так же перевозчик принял все меры для качественного исполнения обязательства по перевозке груза. Но данный факт требуется еще доказать, так что здесь не все так просто и как Вы понимаете ничего не бывает идеально.

В случае когда имеет место доказанная вина экспедитора, либо третьего лица на которое экспедитор возложил исполнение конкретных обязанностей, то возмещается не только реально причиненный ущерб, так же возмещению подлежит упущенная выгода, частичный или полный возврат уплаченного клиентом за услуги перевозки денежных средств.

Однако условие о возврате вознаграждения за перевозку в случае утраты, недостачи или повреждения груза, не всегда имеет место и денежные средства могут быть не возвращены в случае если в договоре не указаны обязательства экспедитора вернуть вознаграждение за ненадлежащее оказание услуг, то вознаграждение и не возвращается.

Может помочь страхование груза

Услуга по страхованию груза это добровольный вид страхования и никто навязать страховку клиенту не может. В отдельных транспортных компаниях которые тесно сотрудничают со страховыми при отправке груза напоминают от возможности страхования, но клиент сам выбирает, платить ли за страховку или нет.

Несомненно страховка груза осуществляется в интересах грузоотправителя и грузополучателя и здесь риски которые могут возникнуть в процессе перевозки будут покрыты суммой страховой выплаты и лучше конечно застраховать груз, так как это поможет избежать в дальнейшем лишних финансовых проблем и убытков.

Если застрахованный груз будет поврежден после передачи его транспортной компании для перевозки, то все убытки будут покрыты выплатами страховой компании, однако прежде чем получить выплаты от страховой, необходимо доказать факт и размер причиненных убытков, а так же факт наступления страхового случая. Несомненно при недостаче груза, его утрате или повреждении необходимо сообщить о данном факте в страховую компанию, которая в свою очередь должна направить эксперта, что бы он осмотрел поврежденный груз. Представитель страховой не просто осматривает груз, он должен составить акт, в котором зафиксировать факт недостачи, повреждения или утраты груза полностью. В процессе составления акта должны присутствовать все заинтересованные лица, в акте отражаются все повреждения груза, потери и прочие моменты, так же обязательно необходимо сделать фотографии самого груза, упаковки и средств крепления груза.

Страховое возмещение возможно получить в случае когда вам предоставят следующие документы которые должны быть как у экспедитора и перевозчика:

  • Товарно-транспортная накладная (ТТН);
  • Налоговая накладная;
  • Расходная накладная;
  • Акт приема-передачи груза;
  • Договор страхования;
  • Договор перевозки;
  • Договор экспедирования.

Не скажу, что указанный список документов является полным, это типовой набор, но ситуации бывают разными и могут потребоваться документы из ГИБДД, МЧС, акт осмотра составленный представителем страховщика и прочие документы соответствующие конкретной ситуации.

Так же скажу Вам, что на основании закона «О транспортно- экспедиторской деятельности», факт предоставления экспедиторских услуг подтверждается наличием товарно-транспортной накладной, а в ней уже должен быть указан маршрут по которому следует груз от пункта отправления до пункта назначения. ТТН это самый важный документ, поэтому обратите внимание на его наличие.

Необходимо правильно действовать, что бы страховая не обвинила Вас в нарушении правил страхования и по данному основанию не попыталась отказать в возмещении:

  1. Извещаем страховщика правильно. Обязательно в письменной форме, можно подготовить 2 экземпляра обращения, приехать в офис страховой компании и подать на подпись уполномоченному на прием лицу. На вашем экземпляре должны поставить печать, подпись принимающего лица и дату. Только так будет правильно уведомлять страховую и я вообще рекомендую всегда вести общение в письменной форме с обязательным возвратом Вам экземпляра обращения с подписью принимающей стороны. Точно так же Вы можете направить обращение по почте с описью вложения и уведомлением о вручении;
  2. В вашем письменном извещении укажите, что произошло, это порча, частичная или полная утрата. Если есть повреждения то указывается их характер, где произошел случай и по вашему мнению в какой ситуации он произошел, а так же можно указать предполагаемую сумму ущерба. Для оценки суммы реального ущерба может быть привлечен эксперт оценщик (независимый);
  3. Знайте, что лучше уведомлять страховую стразу же при обнаружении факта утраты или порчи.

Как действовать если Вы обнаружили повреждение груза, недостачу или произошла утрата груза?

Источник: https://yurist174.ru/grazhdanskoe-pravo/vozmeshchenie-vreda/esli-povredili-ili-poteryali-gruz-v-transportnoy-kompanii

Законовед
Добавить комментарий