Можно ли матери 8 летнего ребенка отказаться от работы по скользящему графику?

Дополнительный выходной день многодетным родителям | Добрая воля

Можно ли матери 8 летнего ребенка отказаться от работы по скользящему графику?

Вопрос: Говорят, что многодетные родители имеют право на дополнительный выходной день. Как его получить?

Ответ: В соответствии со статьей 265 Трудового кодекса матери (отцу), воспитывающим троих и более детей в возрасте до шестнадцати лет (ребенка-инвалида – в возрасте до восемнадцати лет), по письменному заявлению предоставляется один дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка. Дополнительный выходной может получить один из родителей или оба по очереди, по их усмотрению.

Для получения дополнительного выходного днямногодетным родителям 

надо подать заявление руководителю организации (Образец заявления о предоставлении дополнительного свободного от работы дня). К заявлению прилагаются следующие документы:

  • копии свидетельств о рождении детей;
  • справка о месте жительства и составе семьи;
  • справка из учреждения образования о режиме пребывания в нем ребенка (круглосуточный режим пребывания ребенка либо ребенок ежедневно возвращается домой);
  • информация о непредставлении свободного дня в неделю другому родителю либо подтверждающие документы, что семья неполная;

Если семья является полной также потребуется представить:

  • свидетельство о заключении брака;
  • документ, подтверждающий занятость второго родителя:
    • справку о месте работы и занимаемой должности с указанием сведений о предоставлении (непредоставлении) свободного дня в неделю (если второй родитель работает);
    • справку о нахождении в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет (если родитель находится в таком отпуске);
    • справку о размере пособия на детей и периоде его выплаты с указанием сведений о лице, осуществляющем уход за ребенком в возрасте до 3 лет (если второй родитель не работает и осуществляет уход за ребенком в возрасте до 3 лет);
    • гражданско-правовой договор (если второй родитель работает по такому договору);
    • свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (если второй родитель является ИП);
    • документ, подтверждающий уплату сбора за деятельность в сфере агроэкотуризма или ремесленной деятельности (если второй родитель занимается агроэкотуризмом или ремесленной деятельностью);
    • удостоверение нотариуса или адвоката (если второй родитель является нотариусом или адвокатом);
    • трудовой договор (контракт) или гражданско-правовой договор (на русском или белорусском языке) (если второй родитель работает за границей);
    • справку с места учебы (если второй родитель обучается на дневном отделении);
    • справку о размере назначенного пособия по уходу за инвалидом (если родитель получает пособие ухаживая за инвалидом);
    • выписку (копию) из трудовой книжки или другой документ, подтверждающий прохождение подготовки в клинической ординатуре (если второй родитель проходит такую подготовку);
    • удостоверение инвалида или заключение МРЭК (если родитель признан инвалидом);
    • сведения о получении ежемесячной страховой выплаты от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (если второй родитель получает такую выплату).

Для неполной семьи:

  • паспорт без штампа о регистрации брака;
  • свидетельство о расторжении брака;
  • свидетельство о смерти.

Примечание: Этот вопрос регулируется также Постановлением Совета Министров № 1729 (в настояшее время отменено) и Постановлением Минтруда № 34.

Постановления содержат ряд ограничений в предоставлении дополнительного дня отдыха, поэтому в практическом применении могут быть нюансы. В случае, если Вам отказали – пишите, будем рады помочь.

P.S. Уважаемые родители! Наиболее частый вопрос, который задают читатели – такой:

“Мы спросили в отделе кадров, дадите ли дополнительный выходной, они ответили, что нет, не дадим. Что мне делать?”

Обращаем ваше внимание, что дополнительный выходной предоставляется только по письменному заявлению по установленному образцу.

Если Вы не соблюли порядок – обратились устно, то администрация отказала Вам на законных основаниях. Сделайте, пожалуйста, всё, как сказано в инструкции.

Если Вам всё равно откажут – тогда сообщите, мы напишем Вам, как поступить дальше.

Источник: //mihck.info/node/80

Рабочее время. Режим рабочего времени

Можно ли матери 8 летнего ребенка отказаться от работы по скользящему графику?

Рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени.

Продолжительность рабочего времени в Российской Федерации строго регламентирована и играет двоякую роль: с одной стороны, законодательная регламентация рабочего времени обеспечивает надлежащую охрану труда работников, а с другой – она обеспечивает отдачу каждым работником необходимого количества труда.

Продолжительность рабочего времени в неделю является наиболее общей мерой продолжительности рабочего времени, применяемой в условиях как пятидневной, так и шестидневной рабочей недели.

Продолжительность ежедневной работы при пятидневной рабочей неделе определяется (нормируется) правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности (о чем мы поговорим позже) с соблюдением установленной законом продолжительности рабочей недели.

При шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем нормирование рабочего времени осуществляется путем законодательного ограничения продолжительности ежедневной работы и рабочей недели.

Итак, в Трудовом кодексе РФ установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 ч в неделю.

Для начала поясним, что нормальная продолжительность рабочего времени – это установленная законом норма рабочего времени, которую должны соблюдать стороны трудового договора (работник и работодатель).

Она не зависит ни от формы собственности, ни от организационно-правовой формы организации, ни от того, является ли работодатель физическим лицом или лицом юридическим, и в одинаковой степени относится как к постоянным работникам, так и к временным работникам, к сезонным работникам, к работникам, принятым на время выполнения определенных работ и др. Кроме того, если в организации есть работники, выполняющие работу по совместительству, то для них согласно ст. 284 Трудового кодекса продолжительность рабочего времени, устанавливаемого работодателем, не может превышать 4 ч в день и 16 ч в неделю.

Конечно, работодатель может установить рабочую неделю меньшей продолжительности, т. е. уменьшить указанные нормы, а вот увеличить эти нормы вы не можете. Так как согласно ст.

5 Трудового кодекса РФ акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Отметим, что работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (ст. 91 Трудового кодекса РФ). Эта обязанность работодателя безусловна и относится равным образом как к физическим, так и юридическим лицам, к большим и малым предприятиям.

Однако как вести данный учет – работодатель решает самостоятельно. Как правило, в крупных организациях учет рабочего времени осуществляется путем составления табеля, в малых организациях – составлением ведомости.

Здесь, на наш взгляд, хотелось бы обратить ваше внимание на то, что существуют следующие виды учета рабочего времени: поденный, еженедельный и суммированный.

Поденный учет применяется в случаях, когда работник имеет одинаковую продолжительность рабочего дня ежедневно.

Другими словами, когда ежедневная длительность труда ваших работников совпадает с установленной законом продолжительностью рабочего дня и составляет одинаковое количество рабочих часов.

Переработка нормы рабочего времени в одни дни не может быть компенсирована недоработкой в другие.

Еженедельный учет применяется в случаях, когда продолжительность ежедневной работы работника может быть различной, но за неделю он вырабатывает одинаковую продолжительность рабочего времени (36 ч, 24 ч и т. д., но не более установленной нормы в 40 ч).

Суммированный учет применяется в организациях или при выполнении отдельных видов работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года.

То есть суммированный учет рабочего времени – это учет его за более длительный, нежели один день, период – неделю, месяц, год, квартал. В этом случае работникам, переведенным на такой учет рабочего времени, устанавливается норма часов за определенный период: неделю, месяц, квартал.

Запомните, что компенсирование переработанных часов в одни дни недоработкой в другие и взаимный зачет этих часов допускается лишь в пределах установленного периода. Компенсирование же переработанных часов в установленный для учета период недоработкой в иной период законодательно не разрешается.

Переработанные на протяжении учетного периода часы являются сверхурочными, и должны оплачивается по нормам, установленным для сверхурочных работ.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации. А в ряде случаев суммированный учет рабочего времени предусматривается непосредственно законодательством, например, в строительно-монтажных организациях (за календарный год обычно), на предприятиях общепита (буфетчикам, официантам, кассирам и т. д.

), в других случаях, когда это вызвано спецификой производства. Отметим, что в любом случае учетный период не может превышать одного календарного года, у работодателей – физических лиц применение суммированного учета не допускается, а процедура применения суммированного учета рабочего времени должна быть установлена в правилах внутреннего распорядка, действующих в организации.

Помимо нормальной продолжительности рабочего времени, о котором мы только что говорили, наше трудовое законодательство предусматривает и сокращенное рабочее время. Сокращенным называется такой рабочий день, продолжительность которого ниже установленных законодательством 40 ч в неделю. Согласно ст. 92 Трудового кодекса РФ нормальная продолжительность рабочего времени сокращается на:

1) 16 ч в неделю – для работников в возрасте до шестнадцати лет;

2) 5 ч в неделю – для работников, являющихся инвалидами I или II группы;

3) 4 ч в неделю – для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет;

4) 4 ч в неделю и более – для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Запомните, что установление сокращенного рабочего времени – обязанность администрации. И стороны не вправе игнорировать это положение законодательства.

А теперь давайте остановимся более подробно на этом вопросе.

1. Несовершеннолетние работники. Для лиц, не достигших 16-летнего возраста, законодатель сократил продолжительность рабочей недели на 16 ч и на 4 ч в неделю для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет.

Кроме того, продолжительность рабочего времени учащихся образовательных учреждений в возрасте до восемнадцати лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины указанных выше норм.

Таким образом, лицам, обучающимся в общеобразовательных и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования и работающим в течение учебного года в свободное от учебы время, устанавливается сокращенное рабочее время продолжительностью: в возрасте от 16 до 18 лет – не более 18 часов в неделю; в возрасте от 14 до 16 лет – не более 12 ч в неделю. То есть при пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (рабочей смены) для несовершеннолетних от 16 до 18 лет не должна превышать 7 ч, а для несовершеннолетних от 15 до 16 лет не должна превышать 5 ч. При шестидневной рабочей неделе продолжительность рабочего дня лиц от 16 до 18 лет не должна превышать 6 ч, а лиц от 15 до 16 лет – 4 ч в день. Продолжительность рабочего дня учащихся общеобразовательных и профессиональных школ в возрасте от 14 до 16 лет не может превышать 2,5 ч .

——————————–

Источник: //hr-portal.ru/article/rabochee-vremya-rezhim-rabochego-vremeni

Какие имеют права матери-одиночки по трудовому законодательству РФ

Можно ли матери 8 летнего ребенка отказаться от работы по скользящему графику?

«Мать-одиночка» это устойчивое словосочетание появилось в прошлом веке и было простонародным обозначением женщины, родившей ребенка без законного мужа.

В наши дни такой статус приобрел правовое значение и применяется в целях социальной и материальной поддержки матерей, решившихся на рождение ребенка без брака.

Законодательного понятия матери-одиночки не существует, поэтому бессмысленно искать в законах и иных нормативно-правовых актах юридическое определение этого термина.

Единственным документом, в котором прописано по каким критериям женщину можно отнести к данной категории льготников, является Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.01.2014 года № 1.

В соответствии с разъяснениями высшей судебной инстанции таковой можно признать женщину, в одиночку осуществляющей функции родителя по воспитанию и развитию детей, без участия отца, а так же в случаях его смерти, лишения родительских прав, признания судом безвестно отсутствующим, недееспособным, пребывания в исправительных учреждениях в связи с лишением свободы. При этом закон не делает различия между родным и усыновленным ребенком.

Какими правами обладает данная категория граждан

Мама, решившая воспитывать и содержать малыша в одиночку, поистине мужественная женщина и государство с учетом проблем в области демографии стремится поддерживать ее в данном стремлении, предоставляя комплекс льгот в виде:

  • повышенного размера пособия, выплачиваемого органами социальной защиты. Сумма, подлежащая выплате, превышает обычное пособие на 100%;
  • двойного размера вычета из налогооблагаемой базы на каждого ребенка, в отличие от стандартной ежемесячной суммы, для матерей-одиночек он составляет 1400 рублей;
  • внеочередного предоставления жилья, при признании нуждающимся в улучшении жилищных условий. Одинокую маму невозможно выселить без предоставления взамен другого жилого помещения;
  • оплаты больничного листа по уходу за ребенком вне зависимости от его длительности, если малыш дошкольного возраста. Если он уже школьник, то мама может оформить больничный на 15 дней.

В зависимости от региона проживания местные органы власти обеспечивают маму и ее ребенка:

  • единовременной доплатой к пособию по случаю рождения малыша;
  • компенсацией на покупку продуктов питания;
  • бесплатным школьным питанием;
  • возмещением части расходов за содержание ребенка в детском саду;
  • бесплатной или частично компенсируемой путевкой в санаторий или оздоровительный лагерь при наличии медицинских показаний;
  • 50% скидкой на лекарства первой необходимости, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ

Льготы по ТК РФ

Одинокая мама в большинстве случаев выходит на работу из декретного отпуска досрочно, поскольку ей приходится рассчитывать только на саму себя,  как правило, она часто вынуждена работать по совместительству в другом месте, для того, что бы обеспечить ребенка.

О своем особом статусе одиночка должна уведомить работодателя, представив свидетельство о рождении ребенка, в котором в графе «отец» стоит прочерк, либо иные документы, такие как справка о смерти, решение суда о признании второго родителя умершим, безвестно отсутствующим либо недееспособным.

В случае пребывании отца в местах не столь отдаленных, потребуется приложить приговор суда и справку из исправительного учреждения  о том, что осужденное лицо находится в его стенах.

Положения Трудового законодательства направлены на защиту труда такой категории женщин, ряд статей предоставляет одиночке определенные преимущества и льготы, которые состоят в следующих преференциях.

Льготный режим труда

По просьбе мамы, одной воспитывающей ребенка работодатель обязан установить для нее неполный рабочий день или неделю. Заработная плата при таком распорядке рабочего времени выплачивается пропорционально отработанному или выполненному объему.

При этом работа в таком режиме не влияет на исчисление трудового стажа или продолжительность отпуска. Такой порядок трудовых отношений применяется в основном, когда малыш еще совсем маленький или невозможности устроить его в детский сад.

Особый порядок расторжения трудового договора

По условиям законодательства невозможно уволить мать-одиночку до исполнения ребенку 14-летнего возраста, за исключением случаев:

  • ликвидации предприятия или организации;
  • если она допускает неоднократное неисполнение трудовых обязанностей;
  • однократного грубого нарушения трудовой дисциплины, предусмотренной пунктом 6 статьи 81 ТК РФ.

Если на предприятии намечается сокращение штатов, то женщина, в одиночку воспитывающая ребенка, имеет преимущество перед остальными работниками в вопросе оставления на работе.

При увольнении по случаю ликвидации, руководство предприятия должно трудоустроить одиночку в другом месте, в целях недопущения утраты заработка, поскольку у такой семьи единственным источником дохода является зарплата матери.

Право на дополнительный отпуск

Одинокая мама может воспользоваться правом, предоставленным ТК РФ и добавить к очередному отпуску еще 14 неоплачиваемых дней. Только необходимо иметь в виду, что такое условие должно быть прописано в коллективном договоре.

Дополнительный отпуск может быть оформлен в любое время по желанию работника, один раз в календарном году. При этом женщина может воспользоваться им как в целом, так и по частям. Возможность отдыхать еще две недели предоставляется маме, пока ее ребенку не исполнилось 14 лет.

Отказ от работы в ночное время

Работодатель не может понуждать работать одинокую маму в ночную смену, таковой признается время с 22 часов до 6 утра.

Мать-одиночка должна письменно уведомить руководство о невозможности или нежелании выходить на работу ночью, при этом ее отказ не может расцениваться, как нарушение трудовой дисциплины.

Нельзя заставить работать женщин, воспитывающих ребенка в отсутствие отца, так же в праздничные и выходные дни. Работодатель обязан письменно ознакомить женщину с ее правом отказаться от выхода на работу.

Порядок направления в командировку и на работу вахтовым методом

Законодательство регламентирует правоотношения, связанные со служебными поездками, такими как командировка в другой город или местность. Руководство предприятия может направить одинокую маму только с ее письменного согласия.
Что касается работы вахтовым методом, когда отсутствие может быть очень длительным, то закон запрещает отправлять туда матерей-одиночек.

Льготы для военнослужащих и многодетных

Одинокой маме очень тяжело воспитывать и содержать детей, а если их у нее несколько и ей присвоен статус многодетной мамы, то поддержка от государства должна хоть как-то покрывать и компенсировать расходы.

С указанной целью разработан ряд мер в виде льгот и социальных гарантий в отношении матери, имеющей более 2-х детей и воспитывающей их без мужа:

  • для неработающих мам фиксированная денежная сумма пособия, которая ежегодно индексируется, а для трудящихся в размере 40% от заработка до достижения ребенку 1,5 лет;
  • региональная помощь в виде бесплатного 2-х разового питания в школе, бесплатные учебники;
  • льготы по оплате коммунальных услуг в виде 30% скидки;
  • бесплатный проезд на городском транспорте, а в случае проживании в сельской местности, возможность воспользоваться льготными междугородними автобусами;
  • обеспечение школьной и спортивной формами.

Еще одна особая категория мам это военнослужащие, льготы и социальные гарантии в отношении которых регулируются различными Положениями о порядке прохождения воинской службы.

В соответствии с нормативными актами в военной сфере одиноким мамам:

  • сохраняется на период декретного отпуска денежное и натуральное довольствие;
  • время пребывания в отпуске по беременности и родам включается в стаж для исчисления надбавок к пенсии;
  • обеспечение питанием и продуктами через специальные магазины до исполнения ребенку 3-х лет;
  • не могут привлекать для несения караульной и гарнизонной службы.

Лишение родительских прав

К сожалению, статус матери-одиночки не дает ей никаких преимуществ в вопросах лишения родительских прав. По общим нормам Семейного кодекса можно прекратить родительские обязанности в отношении любого лица, кто пренебрегает воспитанием и содержанием ребенка.

Вне зависимости от того, воспитывает мать ребенка вместе с мужем или без такового, суд может по ходатайству заинтересованных лиц принять решение о лишении материнских прав, если женщина:

  • уклоняется от воспитания и содержания ребенка;
  • является хронической алкоголичкой или наркоманкой;
  • не забирает ребенка из роддома или иного воспитательного учреждения;
  • жестоко обращается с ребенком;
  • совершила в отношении своего отпрыска уголовно наказуемое деяние.

Женщина, принявшая решение стать матерью уже достойна уважения, а та, что пожелала иметь ребенка, не взирая на трудности и отсутствие отца, поистине героиня. Поэтому государство должно стремиться оказывать всемерную помощь в воспитании ее детей и разрабатывать иные способы поддержки и льгот.

О государственной помощи одиноким матерям рассказано в следующем видеосюжете:

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: //posobie-help.ru/subsidii/semeynye/trudovie-prava-materi-odinochki.html

Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с аутизмом

Можно ли матери 8 летнего ребенка отказаться от работы по скользящему графику?

ГКУЗ Дом ребенка № 1.

Аутизм

Согласно МКБ-10, аутизм – это своеобразное нарушение психологического развития, которое обычно проявляется в первые 30 мес. жизни. Аутизм впервые описан Лео Каннером в 1943 г. Основным признаком аутизма является нару­шение контакта ребенка с окружающим миром, и прежде все­го с людьми.

Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных кон­тактов. Он замкнут и сторонится коллектива сверстников, у него отсутствуют живая выразительная мимика и жесты, он старается не смотреть в глаза окружающим. Эти дети избега­ют также телесных контактов, отстраняются от ласки близ­ких.

Лучше всего они себя чувствуют, когда их оставляют в покое. Ребенок с аутизмом как бы не замечает других людей; предоставленный самому себе, он может однообразно повто­рять одни и те же движения, что-то нашептывать, временами выкрикивать отдельные, лишенные конкретного смысла сло­ва или звуки.

Если взрослый все же пытается вступить с ним в контакт, он возбуждается, становится напряженным, негативистичным, может проявлять агрессию по отношению к ок­ружающим.

Для детей с аутизмом характерна однообразная, как бы неце­ленаправленная двигательная активность, которая проявля­ется в прыжках, беге на цыпочках, своеобразных движениях пальцев рук около наружных углов глаз. Двигательное беспо­койство может чередоваться с периодами заторможенности, за­стывания в одной позе.

Степень умственного развития при аутизме различна: в од­них случаях интеллект может быть нормальным, в других ребенок может быть умственно отсталым, но среди аутистов встре­чаются и высокоодаренные дети.

Развитие речи также отличается большой вариативностью: некоторые дети по темпу и срокам развития речи опережают здоровых сверстников, другие отстают в речевом развитии. Од­нако во всех случаях наблюдается своеобразие речи детей с аутиз­мом. Прежде всего это нарушения модуляции голоса: либо она очень бедная, либо гротескная, не адекватная смыслу.

//www.youtube.com/watch?v=0B3nK-k0KzQ

Часто ребенок особенно громко и выразительно произносит отдельные звуки или слоги. При аутизме очень своеобразен тембр голоса: высокий, с нарастанием его высоты к концу фразы.

Речь детей с аутизмом часто содержит набор штампованных фраз, иногда наблюдается стремление к повторению малопонят­ных слов, услышанных ими от окружающих и по радио. Осо­бенностью речи детей с аутизмом является речь о себе во втором и третьем лице.

Речь аутичного ребенка не направлена на общение с окру­жающими, а является как бы речью для себя. Ребенок полу­чает удовольствие не от общения, которое возникает при по­мощи речи, а от манипулирования самими словами, звуками и фразами. В некоторых случаях речь у ребенка отсутствует полностью.

Для многих детей с аутизмом характерна любовь к музыке, они могут часами слушать любимые ими мелодии.

Они отличаются повышенной чувствительностью к своему окружению, с трудом переносят изменение привычной для них обстановки, часто испытывают страхи при встрече с незнако­мыми предметами, иногда боятся самых обычных предметов обихода, например света электрической лампы, звука пылесо­са, некоторые из них боятся лифта, поездки в метро, животных и т. д.

Аутизм может возникать по различным причинам: вслед­ствие раннего повреждения головного мозга в сочетании со сво­еобразными, наследственно обусловленными особенностями психики, а также в результате эмоциональной депривации в раннем детстве. Но во всех случаях наблюдается наследствен­ная предрасположенность к подобному своеобразию психичес­кого развития. Имеются данные, что аутизм чаще развивается у мальчиков, чем у девочек.

Семья аутичного ребенка

Аутичные дети, как правило, первые, а нередко и единствен­ные в семье. Из-за отсутствия опыта родители долго не замеча­ют особенностей ребенка. Третий год жизни является крити­ческим для родителей, так как становится очевидной серьез­ность отклонений ребенка.

Реакция родителей проявляется в подавленности, растерянности перед неконтактностью ребен­ка, в комплексе собственной неполноценности, в полном отка­зе от себя во имя ребенка, в тревожных опасениях в связи с пред­полагаемой ролью «плохой наследственности». Это усугубляет­ся невыгодным сравнением своего ребенка с «нормальными» детьми.

Возникает напряженность, скрытая или явная конф­ликтность семейных отношений, взаимные обвинения родите­лей.

Позиции родителей могут быть различными. Одни из них недооценивают реальные успехи и возможности ребенка, фиксируясь на его недостатках. Они стыдятся за ребенка. Воспита­ние строится на жестко-директивных принципах.

Другие ро­дители, наоборот, всячески преувеличивают достижения своих детей и затушевывают их недостаточность. Часто родители сами многое делают за ребенка, не замечая этого и приписывая ре­зультаты ребенку. Во многих семьях имеет место противоречи­вость позиций.

Многие родители считают главным вербально-интеллектуальное развитие, хотя западает преимущественно невербальное развитие.

Специалист, работающий с аутичным ребенком, должен знать об особой ранимости его близких. В момент постановки диагноза семья переживает тяжелейший стресс.

Достаточно поздно — в три, четыре, а иногда и в пять лет, родители узна­ют, что их ребенок, который до сих пор считался здоровым и одаренным, «необучаем»: ему следует оформить инвалид­ность и поместить в специальный интернат. Состояние стресса для семьи нередко становится хроническим.

Семья может столкнуться с недоброжелательностью соседей, аг­рессивной реакцией людей в транспорте, в магазине, на ули­це и даже в детском учреждении. Во всем мире семьи, вос­питывающие аутичных детей, оказываются более страдаю­щими, чем семьи, имеющие детей с другими особенностя­ми, в том числе с умственной отсталостью.

Стресс в боль­шей степени проявляется у матерей, испытывающих чрез­мерные ограничения личной свободы и времени из-за сверх­зависимости своих детей, они имеют очень низкую само­оценку, считая себя плохими воспитателями.

Ребенок с ран­него возраста не поощряет мать, не смотрит в глаза, не лю­бит бывать на руках, иногда даже не выделяет ее из других людей, не отдает предпочтения в контакте. Такой ребенок не несет ей достаточного эмоционального отклика, радости общения. Это приводит к депрессивности, астено-невротическим проявлениям.

Отцы, как правило, проводят больше времени на работе, хотя на них ложатся обязанности мате­риального обеспечения семьи, которые носят долговремен­ный характер. Братья и сестры аутичных детей тоже ис­пытывают определенные трудности, так как родители не­редко вынуждены жертвовать их интересами.

Они могут чувствовать обделенность вниманием, чувствовать, что ро­дители их любят меньше. Иногда они разделяют заботы се­мьи, а иногда и отстраняются, что дополнительно ранит родителей. Ранимость семьи с аутичным ребенком усилива­ется в периоды его возрастных кризисов и в те моменты, когда семья проходит определенные критические точки своего раз­вития: поступление ребенка в дошкольное учреждение, в шко­лу, достижение им переходного возраста. Наступление совер­шеннолетия и обозначающего его события (получение паспор­та, перевод к взрослому врачу и т. п.) порой вызывает у семьи еще больший стресс, чем постановка диагноза.

Чрезвычайно важно помочь родителям прийти к мысли о нецелесообразности отказа от себя во имя ребенка. Объяснить, что это не способствует развитию и социализации ребенка. Все взрослые члены семьи должны достичь единства в понимании поведения и нужд ребенка, а также предъявляемых к нему требований. Для этого им предлагаются готовые рецепты по­ведения.

Длительный эмоциональный стресс, который испытывают родители больного ребенка, формирует определенные особен­ности их личности, такие как повышенная чувствительность и тревожность, неуверенность в себе, внутренняя противоречи­вость.

Такое эмоциональное состояние в сочетании с беспокой­ством, неуверенность в себе неблагоприятно отражается на эмо­ционально-личностном развитии ребенка. Поэтому врачу, пси­хологу и педагогу-дефектологу надо лечить и учить не только ребенка, но и всех членов семьи, особенно у матери необходимо создать положительное отношение к семейной психотерапии.

Основную психотерапевтическую работу проводит психотера­певт, однако не во всех случаях семья больного ребенка готова к этим психотерапевтическим занятиям, поэтому на начальных этапах, которые часто являются наиболее трудными для семьи, психотерапевтом становится лечащий врач, логопед, педагог-дефектолог, т. е. специалисты, реально помогающие больному ребенку.

Их конкретная помощь ребенку вызывает у родите­лей наибольшее доверие и желание следовать их советам. По­этому эти специалисты должны быть обязательно ориентирова­ны в проведении психотерапевтической работы.

При проведении этой работы специалисты обязательно учи­тывают характерологические особенности членов семьи, выра­женность и особенности стрессового состояния у каждого из них. Задачей психотерапевтической работы является прежде всего нормализация взаимоотношений внутри семьи, выработка еди­ного и адекватного понимания проблем ребенка.

На начальных этапах работы следует избегать бесед, касающихся отдельного прогноза ребенка в плане обучения, социальной адаптации, осо­бенно при тяжелых нервно-психических заболеваниях. Преж­де всего следует научить мать внимательно наблюдать за разви­тием своего ребенка, вести дневник наблюдений, а также овла­деть некоторыми приемами по уходу, воспитанию и обучению ребенка.

Всю психотерапевтическую работу с матерью необхо­димо проводить одновременно с обучением ее конкретным при­емам коррекционной работы.

На начальных этапах работы пре­обладает индивидуальная психотерапия членов семьи с одно­временным обучением каждого из них отдельным приемам кор­рекционной работы, например, бабушку обучают, как правиль­но кормить ребенка, как учить его самостоятельному приему пищи, мать — как развивать ребенка во время прогулки, как проводить с ним те или иные коррекционные занятия, отца — как заниматься с ребенком физическим воспитанием и т. п. Каждый член семьи должен получить от специалистов опреде­ленные рекомендации по воспитанию и обучению ребенка. Если этот аспект консультирования становится ведущим и родите­лям предлагаются конкретные лечебно-коррекционные про­граммы, а при констатации отклонений в развитии, даже в са­мых тяжелых случаях, обращается особое внимание на те, или иные более сохранные функции и потенциальные возможнос­ти ребенка, то такое консультирование в целом является психо­терапевтическим. Активное и грамотное привлечение родите­лей к работе со своим ребенком считается основным методом психотерапии семьи.

Первостепенной задачей родителей, обучающих детей с аутизмом гигиеническим навыкам, является устранение всех раздражителей, которые могут напугать ребенка или вызвать у него неприятные ощущения.

Следующая задача — постепенное и доброжелательное обу­чение малыша гигиеническим навыкам. При этом необходимо похвалить и наградить ребенка за любые, даже очень незначи­тельные успехи. Его следует постоянно подбадривать, вселять в него чувство уверенности.

Особенно родителям следует быть терпеливыми при вос­питании у малыша навыков опрятности. Многие дети с аутизмом длительное время боятся горшка. Обучать этим на­выкам малыша следует систематически.

Высаживать на гор­шок необходимо через строго определенные промежутки времени: утром сразу после сна, затем после завтрака и да­лее через каждый час. В то время, когда ребенок сидит на горшке, вам нужно быть рядом с ним. Но только не отвле­кайте его внимание игрушками.

Следите, чтобы малыш не сидел долго на горшке (не более 5 мин), не играл на нем в игрушки.

Горшок, который предлагается ребенку, должен быть удоб­ным, желательно с мягким стульчиком. Старайтесь, чтобы гор­шок находился в строго определенном месте, стимулируйте ре­бенка, чтобы он сам шел к нему и садился на горшок. Мальчи­ков как можно раньше обучайте мочиться стоя.

//www.youtube.com/watch?v=uTvXEmRvahg

Если ребенок с аутизмом научился пользоваться унитазом, никогда не спускайте воду в тот момент, когда он еще сидит на унитазе. Помните, это может вызвать у него большой страх.

Если ребенок длительное время не может овладеть гигиени­ческими навыками, не может пользоваться туалетом, не ругай­те его. Будьте терпеливы и спокойны, когда меняете его одеж­ду, но не прекращайте своих действий по воспитанию у него этих навыков.

При обучении ребенка навыкам приема пищи особенно важ­но соблюдать режим питания, пищу рекомендуется давать в одни и те же часы, за одним и тем же столом. Для приема пищи у ребенка должна быть любимая посуда.

Источник: //www.babykrd.ru/expecting-parents/recommendations-for-parents-raising-a-child-with-autism

Законовед
Добавить комментарий