Можно ли клеить наклейки в городе с названием моей фирмы со ссылками на соцсети?

Что такое стикер-арт?

Можно ли клеить наклейки в городе с названием моей фирмы со ссылками на соцсети?

Стикер-арт — одно из направлений уличного искусства. Художники рисуют наклейки, которые потом клеят  на столбы и городские автобусы, доски объявлений и невзрачные фасады домов.

Социологи Яна Крупец, Маргарита Кулева и Надежда Васильева прочли лекцию о стикерах в Петербурге в Музее стрит-арта, где год назад проходил Фестиваль авторских наклеек, и рассказали, зачем художники этим занимаются, как формируется их гражданская позиция, чем наклейки отличаются от граффити, и почему стикер-арт — это забота и ответственность за город. «Бумага» публикует выдержки из их выступления.

Яна Крупец — заместитель директора Центра молодежных исследований, доцент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Область научных интересов включает молодежные исследования, экономическую социология, исследования труда, социальные исследования тела.

Маргарита Кулева — преподаватель департамента социологии, научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, стипендиат Центра изучения Германии и Европы СПБГУ — Университета Билефельда, в научные интересы входят исследования культурных институций, производства и потребления моды, молодежные культуры.

Надежда Васильева — магистр социологии, стажер-исследователь Центра молодежных исследований. Занимается исследованиями искусства в городе, творческих карьер.

Маргарита Кулева: Интересно, что когда мы говорим о стрит-арте, мы ждем, что это искусство будет работать не так, как то, что создается для галерей и затем музеев: стрит-арт не висит в white cube галереях, не помещается в рамку, не покупается и не продаётся, это искусство бунтующее, но если мы посмотрим на существующие исследования, в том числе и социологические, если мы посмотрим на мировую практику, то увидим, что стрит-арт гораздо ближе к институциональному искусству, чем мы думаем.

Возможно вы слышали о случаях консервации Banksy на улицах Лондона. Но если мы приведём в пример больше работ, то сможем говорить о действительных карьерах стрит-арт художников, в этом мы можем их сравнить с институциональными художниками, работающими в галерее, в музейных пространствах. Некоторые исследования рассматривают стрит-арт не только как искусство, но и как культурное наследие.

Чпвск, russian_stickerart

Яна Крупец: В рамках нашего проекта Digital Youth in Media City, который мы делаем вместе с университетами Хельсинки и Тампере и Финским обществом исследований молодежи при поддержке Kone Foundation, мы изучаем стикер-артистов. Это маленькие картинки, которые недолговечны, которые быстро срывают, которые клеят по несколько раз на одно и то же место, которые портятся от дождя, плохой погоды, снега и всего остального.

В метро мы увидели стикеры, и нам стало интересно посмотреть, кто, каким образом и почему рисует эти наклейки, кто их клеит, почему их клеят именно в этих местах, почему летом их становится больше, чем зимой.

Когда мы говорим про авторские наклейки, мы не затрагиваем такой формат стикеров, как стикеры болельщиков — те, что вы часто можете видеть в метро, их расклеивают болельщики «Зенита». Это тоже интересный случай для изучения, но мы не брали во внимание такие стикеры, мы изучали художественные стикеры.

 Мы также специально не брали для рассмотрения коммерческие стикеры, используемые для продвижения, скажем, кафе или магазинов.

Это тоже присутствует, но для нас как раз было интересно посмотреть на авторские городские стикеры, которые мы встречаем не только в метро, но и на светофорах, на дорожных знаках, на столбах и так далее.

Мы нашли в соцсетях 16 художников и провели с ними глубинные интервью. Про большую их часть можно сказать, что это люди, высоко вероятно, имеют опыт работы с граффити и создания другого стрит-арта и увлекаются хип-хоп культурой в разных ее проявлениях. Другая часть, меньшая, — это стикер-артисты, у которых есть какое-то профессиональное образование.

Для кого-то стикеры — это хобби, от которого получают удовольствие, для кого-то — фан. Это удовольствие, фан проходили постоянной темой наших интервью.

Выяснив, откуда пришли эти люди, мы пытались понять, а есть ли тусовка стикер-артистов. Для стикер-артистов очень важно совместное расклеивание стикеров, джемы, а также обмен стикерами.

Художники рисуют или печатают свои стикеры в большом количестве (для стикера это важно), а потом начинают обмениваться друг с другом. Это может происходить на фестивалях, при встречах, через интернет или по почте.

Обмен приводит к сбору коллекций стикеров. Обратим внимание, что это добровольный безденежный обмен.

russian_stickerart russian_stickerart russian_stickerart

Большое значение для сообщества играет регулярная коммуникация, прежде всего, конечно, через социальные сети. Многие из опрошенных говорили о значимости паблика о стикер-арте, который относительно недавно появился.

Сообщество также создается через совместные мероприятия. В прошлом году в Музее уличного искусства проходил фестиваль авторских наклеек — значимое событие, которое объединяет любителей стикеров.

Среди участников было много детей, детей с родителями, которые тоже оказываются включенными в эту тусовку.

Такая разная аудитория — это то, что отличает стикер-тусовку от более закрытой тусовки тех же граффитистов.

Как говорили наши информанты, любой человек может начать делать стикеры. Ты просто рисуешь. Такой легкости нет в других видах стрит-арта. Например, чтобы делать граффити, нужно учиться и тренироваться, это сложно художественно и физически.

Со стикерами, по мнению художников, участвовавших в исследовании, проще. Но это не значит, что здесь нет пространства для роста, что в сообществе не выделяют, скажем, более или менее «крутых» профессионалов.

Тем не менее это пространство открыто для новичков.

Здесь нет никакой опасности — клей где хочешь и что хочешь. Отсутствие вражды в стикерах предполагает, что это, скорее, пространство объединения, взаимопохвалы, радости и удовольствия, которую человек получает, когда делает стикер и когда клеит его.

Поговорим теперь о том, зачем делаются стикеры. Прежде всего, стикер — это попытка заявить о себе. Люди, оставляя их в городе, показывают: здесь был я, кто я и так далее.

 Кроме того, стикеры дают возможность самовыражения, что очень важно. Это как раз то пространство свободы, которое позволяет художникам экспериментировать, придумывать, делать что-то несерьезное.

За этой несерьезностью стоит возможность творчества.

Помимо того, стикеры дают художникам возможность развивать художественные навыки. Люди рисуют дома вечером перед телевизором, делают зарисовки в блокнотах, чтобы потом превратить их в стикеры. Так они отслеживают свой профессиональный рост.

Следующее — это популярность и получение признания, что очень важно для стикер-артистов. Чем больше вас замечают, тем популярнее вы становитесь. И здесь появляется возможность для коммерциализации.

 Человек начинает переводить образы, которые создавались для города, в товар. Например, печатает картинки со стикеров на майках, сумках, сувенирах и прочее, создает мультфильмы и рекламу.

По большому счету, стикеры оказываются частью портфолио художника, что позволяет ему в дальнейшем переводить и получать проекты и заказы.

Также стикер обеспечивает доступный вход в сообщество, в хип-хоп-культуру. Рисовать стикер не так сложно и не так страшно, как, например, граффити. Да и полиция снисходительнее смотрит на эту практику.

Чпвск, russian_stickerart

Надежда Васильева: Рассматривая стикер-артистов с позиции социологии города, можно говорить, что их активность, их деятельность — это борьба за право на город.

Несмотря на то, что они мирные, славные, дружелюбные ребята, они осваивают свое право на город, осваивание пространства и трансформирование его. И это их роднит со многими другими молодежными культурами, такими как, например, паркур или ворк-аут.

Стикер-артисты борются за свое право определять визуальный облик города.

Вся риторика стикер-арта, относящаяся к городу, — это риторика заботы и ответственности. Они видят свою цель в преображении города, и это проявляется в том, какие области они выбирают для стикер-пространства. Это серые, безжизненные места (метро, заборы), заклеив которые, они не навредят жителям города. Например, клеить стикеры на музеи для них неприемлемо.

Для многих важно не просто наклеить стикер, но и обыграть пространство вокруг, подобрать стилистику стикера. Не будь городского подтекста, стикер потерял бы часть своей смысловой нагрузки.

Для стикер-артистов город — место творчества, любая поверхность (кроме, конечно, музеев и подобного) — это холст, а  город — это галерея.

Они уже не просто горожане, перемещающиеся по городу, они творцы, художники, которые могут его трансформировать. Это формирует их гражданскую позицию. Стикер-артисты клеят стикеры повсюду, как у себя дома.

Получается, что они через стикеры распространяют личное пространство, и их персональным пространством становится город: происходит его одомашнивание.

Маргарита Кулева: Я согласна с тем, что стикер-артисты каким-то образом переопределяют городское пространство, вносят туда новые смыслы, с большой любовью и заботой к нему относятся. Но то место, которое они в нем занимают, и то, на которое они претендуют, позволяет называть их скорее робкими бунтарями.

Наши стикер-артисты говорят, например, что на Эрмитаж никогда не наклеят стикер. Удивительно, но так же, как и для других художников и институций, это доминанта, которая делает и их существование художественно осмысленным.

Мы можем говорить не только об Эрмитаже, но вообще о городских политиках и традициях обращения с городом. Эти робкие бунтари часто апеллируют в своих интервью к классическому опыту.

В основе их совсем другого искусства мы можем найти базис классического, но при этом мы можем говорить, что то место, которое они могут занимать в этом пространстве, очень скромное.

Например, один из наших информантов, описывая работу, сказал: «Голубь обрисован частями, а на заднем плане семечки. Просто голуби любят и едят семечки. И все это в рамочку, чтобы смотрелось галерейно, но у меня никогда не было идеи про галереи. Просто я исходил из чего: улица — это моя галерея».

Чпвск, russian_stickerart

Необходимо отметить и процесс институционализации стикер-арта. С одной стороны он оказывается издан (например, в стикер-буках), с другой — стикер-арт всё-таки попадает в галереи и музеи. Здесь я хочу обратить ваше внимание на ФАН — Фестиваль авторских наклеек, который прошел в Музее прошлым летом.

Несмотря на то, что Музей стрит-арта пользуется классическими принципами экспонирования, в случае ФАН мы наблюдаем смещение работ на стене, их авторство не указано, не дан список авторов, неясно, производился ли их отбор.

Таким образом, даже если мы и можем говорить об институционализации стрит-арта, этот процесс пока не работает на капитализацию художников-участников выставки, они не получают какой-то дополнительный профессиональный капитал.

Завершая, отмечу, что, хотя стикер-арт и находится в профессиональном поле петербургского искусства, пока он занимает там достаточно скромные позиции, а деятельность художников этого направления подвержена дополнительным рискам, связанным не только с хрупкостью самого носителя (стикера), но и отсутствием копирайта, практик архивирования и историко-культурного описания этих работ.

Источник: //paperpaper.ru/sticker-art/

Добровольный ярлык. Какие наклейки размещают водители на своих автомобилях

Можно ли клеить наклейки в городе с названием моей фирмы со ссылками на соцсети?

Водителям, которые находятся в замкнутом пространстве, часто недостает общения, и они прибегают к самому простому способу донести информацию — размещают на своих машинах наклейки.

Это могут быть публичные благодарности, обращения к коллегам по потоку, предупреждения в фривольной форме, ну или же спорно-банальное «На Берлин!». Предлагаем вашему вниманию фотоподборку из нашего архива.

Снимки были сделаны в течение последних лет в основном в Минске.

Чаще всего, если судить по числу наклеек на победную тематику на автомобилях, приступы патриотизма белорусские водители испытывают перед 9 Мая.

Одни размещают наклейку с танком, другие — с георгиевской ленточкой, третьи — с фотографией деда, воевавшего в Великую Отечественную. А большинство цитируют нынче популярный слоган, направляющий прямиком в столицу Германии.

Иногда наклейки забывают снять и так ездят круглый год. Эта традиция пришла к нам из России и не всегда вызывает однозначную реакцию.

А вот посыл водителя автобуса ясен. Это такая попытка напомнить о приоритете для общественного транспорта. На самом деле преимущество весьма условное, но отсылка к ПДД корректная.

На всякий случай напомним пункт 125: «В населенном пункте водитель транспортного средства, движущегося по крайней правой полосе, должен уступить дорогу маршрутному транспортному средству, начинающему движение от обозначенного остановочного пункта, при его перестроении на крайнюю правую полосу движения».

Еще одно профессиональное обращение мы как-то заметили на автомобиле службы такси. Оно явно было адресовано водителям, оказавшимся позади минивэна. Не каждый раз будет возможность моргнуть «аварийкой», а надпись всегда заметна. Удобно!

Из-за повреждения бампера можно расстроиться, начать переживать. Но владелец Hyundai предпочел обыграть неприятность в шутливой форме, претендующей на звание мема. У рисовавшего явно есть задатки художника!

Невероятно много новоиспеченных отцов стремятся сообщить о своем счастье всему миру. Некоторые фирмы даже предлагают заготовки-штампы: «Спасибо за сына, спасибо за дочь». С одной стороны, можно порадоваться за водителя, с другой — это кажется слишком личным, чтобы кричать на весь трафик.

По нашим наблюдениям, наиболее резкие высказывания позволяют себе сидящие за рулем девушки. В надежде обезопасить себя и любимый автомобиль они прибегают к повелительному наклонению, сравнениям и метафорам. Иногда довольно искрометным. Водитель Renault, мы поняли ваш намек!

Предупреждения новичков менее эмоциональны, но не менее доходчивы. Владелец этого Volvo прибег к аналогиям с известной онлайн-игрой. Суть его обращения к коллегам по потоку и самоирония вполне ясны.

А вот что имел в виду водитель Hyundai Solaris, не совсем понятно. Но подошел он к оформлению надписи основательно: «шильдочка» хорошо сочетается с названием марки и модели. Наиболее правдоподобная версия — это некий ник в соцсетях или на форуме.

Фразой на заднем стекле Opel Corsa «Голоса в голове заставляют меня шнырять по рядам!» могут заинтересоваться не только сотрудники ГАИ, но и люди в белых халатах. Слишком уж провокационно она звучит, хотя посыл водителя опять-таки очевиден.

Похожие предупреждения оставил владелец старенького купе, вероятно имеющий отчество Сергеевич. В частности, он утверждает, что найдя асфальтобетонное покрытие, поедет быстрее. А еще ему нечего терять. Судя по состоянию кузова, это действительно так.

Столь же скромен поляк, передвигающийся на Citroen. Если верить наклейке на его машине, он претендует на роль гонщика из известного британского телешоу.

А водитель этого автомобиля был краток. У нас тоже нет особых комментариев.

Тренд последнего времени — машины из России. Правда, владелец лукавит — у Hyundai Pony еще красно-белые номера. Ну а основная фраза вполне отвечает язвительным замечаниям водителей на более дорогих автомобилях.

В течение понедельника несколько наших читателей прислали фотографии из своих коллекций. Вот, например, девушка, если верить надписи, ищет супруга.

Также в объектив камер пользователей Onliner.by попал автомобиль заядлого байкера, который в холодное время года вынужден был пересесть на универсал, но принадлежность к мотосообществу — в каждой наклейке.

На самом деле отношение к наклейкам у госорганов неоднозначное. Хотя в пункте ПДД 194.

13 жестко сказано: «Запрещается участие в дорожном движении транспортного средства с внешне видимыми наклейками (изображениями), кроме размещаемых в установленном порядке опознавательных знаков транспортных средств, предусмотренных в приложении 5 к настоящим Правилам, разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, рекламы, информации о принадлежности транспортного средства соответствующей организации (индивидуальному предпринимателю)».

— Процедура получения разрешения несложная, — заверили нас в пресс-службе Минской ГАИ. — Нужно предоставить эскиз изображения и техпаспорт. При получении согласования можно размещать наклейку на кузове автомобиля.

Однако ГАИ не так уж часто штрафует даже за несогласованные надписи. За это нарушение все же предусмотрена ответственность по части 3 статьи 18.

12 Кодекса об административных правонарушениях в виде предупреждения или штрафа (до одной базовой величины).

В то же время были многочисленные случаи, описанные на нашем форуме, когда при прохождении техосмотра придирались даже к старым наклейкам еще немецких или французских дилеров, которые сейчас отойдут разве что только с краской.

Источник: //auto.onliner.by/2015/12/28/naklejka-3

Законовед
Добавить комментарий