Может ли учитель начальных классов работать в школе с коррекционным уклоном?

Усть-лабинской коррекционной школе № 35 исполнилось 30 лет

Может ли учитель начальных классов работать в школе с коррекционным уклоном?

Специальная (коррекционная) школа появилась в Усть-Лабинске 30 лет назад. В то время это было прорывным событием в сфере образования. В конце 1980-х в районе негде было учить детей с особенностями развития.

И сегодня школа № 35 – единственное учреждение, занимающееся в муниципалитете обучением и воспитанием детей с задержкой психического развития по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования.

Корреспонденты «СН» решили разобраться, чем учебный процесс в ГКОУ КК «Специальная (коррекционная) школа № 35» отличается от обычного, и побывали в образовательном учреждении.

Развивая социализацию

Основное здание школы расположено на улице Островского, 89 в постройке 1920 года, являющегося до 1989 года городским Домом пионеров. Второй корпус находится по улице Советской. До начала 1990-х в нем функционировал детский сад № 1.

Будто впитав творческую атмосферу, когда-то витавшую в этих стенах, в школе сделали упор на раскрытие индивидуальных способностей своих подопечных. В учреждении работают четыре кружка, две секции и 17 детских объединений в рамках внеурочной деятельности – от «Юного эрудита» до игры в шашки.

Максимальная наполняемость классов в школе составляет 12 человек.

– Весь учебно-образовательный процесс и специальные развивающие занятия – это коррекционная и адаптивная работа. С детьми работают социальный педагог, педагог-психолог и два учителя-логопеда.

Большинство учителей школы имеет дефектологическое образование, – поясняет директор школы № 35 Александр Зайко. – Есть и проблемы. Например, требует модернизации спортивная площадка. А еще у школы до сих пор нет собственной столовой.

Поэтому ученики по договоренности с социально-педагогическим колледжем организованно обедают в его столовой.

Человековедение

Нынешнее лето, по словам педагогов, должно запомниться их воспитанникам не только познавательными экскурсиями и поездками, но и эмоциональными игровыми занятиями.

Учитель начальных классов и руководитель кружка «Веселый карандаш» Татьяна Лысенко на своих занятиях использует технику быстрого рисования, когда по команде ученики одновременно с педагогом наносят штрихи рисунка.

Всего 15 минут, и белые листы альбомов учеников превращаются в красочные летние пейзажи с морем, песчаным пляжем и пестрыми солнечными зонтиками.

– Стараюсь использовать больше необычных техник рисования, например, пальцами, ватными дисками или салфетками, – рассказывает Татьяна Лысенко. – У большинства ребят слабо развита мелкая моторика, и я старюсь научить их почувствовать бумагу.

Сложность состоит еще и в том, что наши ученики гиперактивны, с рассеянным вниманием и ослабленной памятью. Поэтому важно увлечь таких детей и постоянно многократно повторять с ними информацию. Обычно первоклашки, попадающие к нам, по уровню знаний – как чистый лист.

И всегда радуешься, когда из четвертого класса они уходят с хорошими оценками и продолжают прилежно учиться дальше.

Педагог-психолог Наталья Горобец считает, что детей с задержкой психического развития необходимо учить общению друг с другом. На своих уроках человековедения она старается устранить эмоциональные барьеры и подтолкнуть ребят к самостоятельным выводам.

– Наши ученики – обычные дети, просто у них недостаточно развита познавательная активность, – поясняет психолог. – Поэтому им все необходимо иллюстрировать конкретными примерами. Урок мы начинаем не с обычного приветствия, а с обмена эмоциями. Каждый ребенок выбирает подходящую ему по настроению маску и объясняет почему именно ее.

Учитель и строитель

Инициатором основания в районе школы с коррекционным уклоном стала ее первый директор, а ныне социальный педагог Нина Каспарян.

– До этого я работала учителем-логопедом. Мы с коллегами постоянно сталкивались с проблемой отсутствия специального обучения для детей с задержкой психического развития, а без него отстающему в учебе ребенку выровняться сложно, – вспоминает педагог. – Нужна была коррекционная школа. Руководство района поддержало нас. В итоге набрали 48 человек – два первых и два вторых класса.

Вместе с Ниной Каспарян с момента открытия в учебном заведении работает и воспитатель Светлана Медяная. По словам педагогов, самым трудным периодом было начало работы.

– Под школу выделили здание бывшего городского Дома пионеров, – рассказывает первый директор учреждения. – Турлучная постройка 1920 года к этому времени сильно обветшала.

Чтобы к первому сентября привести ее в порядок, учителя наравне со строителями до позднего вечера занимались ремонтом.

Подставив под потолок подпоры, убирали внутренние перекрытия для увеличения классных помещений, выносили мусор, убирали заросли во дворе. И к началу учебного года школа была полностью готова.

По-семейному

Первого сентября в 35-ю школу отправятся 18 первоклассников. Сегодня в ней занимаются дети не только из Усть-Лабинска, но и из станиц и хуторов района и Адыгеи – из села Красногвардейского и аула Хатукай. Особенность коррекционной школы, по мнению первого директора, – работа с трудными семьями, в которых воспитывается большинство ее учеников.

– Тяжело, если родители выпивают, – делится Нина Каспарян. – Однажды зимой наша ученица пришла на занятия в резиновых сапогах на босу ногу. А на улице – мороз. Вызвала в школу отца – он явился выпившим, говорил, что денег на обувь ребенку нет.

Поняв, что разговаривать с ним бесполезно, собрали с коллегами девочке вещи. Кто-то принес сапоги, кто-то колготки, кофточку. А недавно посетили родителей одного из учеников. Дома у них обнаружили беспорядок, дети сидели раздетые и голодные.

После этого каждую неделю стали приходить в эту семью с проверкой. Испугавшись лишения родительских прав, супруги навели в доме порядок, побелили стены. Учителя принесли кто что смог – ковры, матрасы, одеяла, подушки, посуду.

Из школы привезли списанные столы, шкафы и стулья, оборудовали детям отдельную комнату. О каких успехах в учебе может идти речь, если дома ребенок лишен элементарных бытовых условий?

– Стараемся организовать работу так, чтобы ученики чувствовали себя в школе как дома, – соглашается воспитатель Светлана Медяная. – Теплая непринужденная атмосфера на уроках – один из факторов адаптации наших учеников.

Важно разобраться в причине, почему ребенок не может усвоить материал. Однажды ко мне в класс поступил мальчик из 36-й школы. Его семья переехала из Армении, поэтому по-русски он говорил тяжело. Каждый день я оставалась с ним после уроков.

Сначала читала ему вслух, потом мы стали читать вместе, мальчик записался в библиотеку. И пробелы в знаниях исчезли.

С хорошими оценками ученик вернулся в 36-ю школу, окончил ее, получил медицинское образование и стал успешным стоматологом. И таких примеров педагоги 35-ой могут привести много. Они убеждены, что их главная задача – не научить, а мотивировать к учебе.

КСТАТИ

Школа № 35 была открыта 1 июля 1989 года на базе городского Дома пионеров и называлась школой с продленным днем для детей с задержкой психического развития.

Директорами школы работали Нина Каспарян, Ольга Шепелева, Лариса Хархарова, Надежда Чмыхало (исполняла обязанности). С мая 2019 года директором ГКОУ КК специальной (коррекционной) школы № 35 назначен Александр Зайко.

С 2016 года учебное заведение является ресурсным центром сопровождения инклюзивного образования.

За 30 лет школу окончили 425 учеников (23 выпуска). В 2018-2019 учебном году в заведении обучались 76 человек из Усть-Лабинска, станиц и хуторов района, а также Республики Адыгея.

В школе работают 28 сотрудников, из них 17 – педагоги. Трое специалистов трудятся в учреждении с момента его основания. Это социальный педагог Нина Каспарян, воспитатель Светлана Медяная и медсестра Лидия Галоян.

Восьми сотрудникам школы присвоена высшая квалификационная категория, семи – первая квалификационная категория. 13 человек имеют дефектологическое образование.

Социальный педагог Нина Каспарян имеет звания «Заслуженный учитель РФ» и «Отличник народного образования». Заместитель директора по воспитательной работе Галина Сертакова и учитель начальных классов Людмила Григорьева являются почетными работниками общего образования.

Источник: http://sn-news.ru/index.php?id=1860

Учитель начальных классов: специфика профессии, обучение и требования ФГОС

Может ли учитель начальных классов работать в школе с коррекционным уклоном?

19.04.2019

Учитель начальных классов оказывает огромное влияние на будущее детей — он учит работать и мыслить самостоятельно, правильно себя вести в обществе, расширяет кругозор, формирует мировоззрение.

Эта профессия достойна уважения, но сложна. Прежде чем выбрать ее окончательно, разберитесь в плюсах и минусах, специфике работы и в требованиях ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта). Мы собрали эту информацию в статье, а также рассказали, где получить образование учителя начальных классов и куда пойти работать.

Специфика профессии и требования ФГОС

Особенность работы учителя начальных классов в том, что именно он формирует у детей само умение учиться.

Большинство первоклассников незнакомы с правилами дисциплины, принятыми в школе, они не знают, как нужно работать с учебниками и тетрадями, как выполнять задания в паре или группе, как общаться с одноклассниками и преподавателями — и даже как вести себя во время уроков и на переменах. Всему этому детей нужно обучить.

Если вы планируете работать в общеобразовательной школе, учитывайте также направления деятельности учителя начальных классов по ФГОС. Педагог должен не только обучать детей конкретным дисциплинам (математика, русский язык и пр.

), но и заниматься их воспитанием, прививать им семейные, гражданские ценности, доброжелательность в отношении к окружающим, готовность действовать самостоятельно, отвечать за свои поступки и достигать намеченных целей.

Для этого нужна комплексная работа, которая выходит за рамки школы — именно поэтому учитель начальных классов часто сотрудничает с преподавателями разных дисциплин, психологами, дефектологами и родителями.

После принятия образовательного стандарта в учебном процессе произошло несколько изменений:

  • Вместо классического фронтального обучения чаще используется групповое и парное. В числе прочего это помогает ученикам научиться работать вместе с одноклассниками.
  • Упор не на выполнение указаний преподавателя, а на самостоятельный поиск решений, творческую работу.
  • У учителя больше нет цели «успеть все, что запланировано». Готовясь к уроку, он составляет не жесткий план, а сценарий — это дает свободу в выборе приемов и методов, позволяет быстро менять структуру урока, если требуется.
  • Учитель может использовать помимо класса любые оборудованные помещения — лабораторию, комнату прикладного творчества и пр.
  • Педагог может вести уроки в паре с психологом, логопедом или другим специалистом. Также он может сам пройти обучение на курсах по коррекционной педагогике или получить квалификацию «учитель-логопед». Это особенно актуально при работе в инклюзивных классах, в которых дети с ограниченными возможностями здоровья учатся наравне со всеми.
  • Навыкам самооценки и самоконтроля уделяется больше внимания, чем раньше. Именно поэтому сейчас учитель чаще предлагает детям активно участвовать в уроке, а не просто слушать и читать.
  • Родители принимают большее участие в образовательном процессе, чем прежде. Изменилась форма проведения родительских собраний — вместо классического выступления учителя и анализа успеваемости на собраниях теперь проводятся тренинги, используются проектные и игровые педагогические технологии.
  • Предусмотрена возможность проведения уроков совместно с родителями. Более того, теперь родители чаще участвуют в организации и проведении мероприятий и праздников, в то время как раньше они в основном были просто зрителями.

Все детали работы по федеральному государственному образовательному стандарту разъясняют на курсах повышения квалификации учителей начальных классов по ФГОС. Они длятся 3 недели и предполагают изучение только профильных дисциплин — все полученные знания вы сможете использовать в работе.

Плюсы и минусы работы учителем начальных классов

Преимущества:

  • Творческая работа. Необязательно повторять из года в год одно и то же — можно разрабатывать и изучать новые методики, иначе строить планы уроков и пр.
  • Можно работать неполный день. Чтобы зарабатывать больше, часть свободного времени учитель может тратить на репетиторство.
  • Гарантированный летний отпуск длительностью в 2 месяца.
  • Широкие возможности для смены места работы или самой сферы деятельности. Можно вести занятия в творческих студиях и кружках, работать с учениками индивидуально, пройти курсы переподготовки и преподавать педагогику начального образования.
  • Обычно дети отлично помнят и очень любят своих первых учителей. Благодарность учеников и их родителей ценна, она бережет от профессионального выгорания.

Недостатки:

  • Невысокая зарплата в общеобразовательных школах.
  • Работа учителя требует огромного терпения.
  • Проверка тетрадей и подготовка к урокам могут отнимать много времени, особенно если у педагога пока мало опыта.
  • Не всегда ученикам удается помочь, особенно если есть сложности с родителями.

Как получить профессию учителя начальных классов

Устроиться на такую работу можно только при условии, что у вас есть педагогическое образование, в том числе полученное на курсах переподготовки. Даже если вы захотите преподавать в индивидуальном порядке или вести кружок, родители захотят удостовериться в вашем профессионализме — не говоря уже о работе в частной или общеобразовательной школе.

Если у вас есть среднее профессиональное или высшее образование по любому профилю, вы можете пройти курсы переподготовки, получить диплом и устроиться на работу.

Для тех, кто уже работает по этой специальности, предусмотрены программы повышения квалификации.

Курсы могут быть как общими, так и специализированными: например, разработанными для учителей, которые хотят преподавать основы светской этики или вести русский язык в начальных классах. Ознакомьтесь с полным списком курсов, чтобы выбрать подходящий.

Учитель начальных классов может получать образование заочно без отрыва от работы и сразу применять полученные знания на практике. Обучение проходит дистанционно* — вы можете смотреть вебинары, читать материалы и сдавать практические работы в удобное время. Но если вы беспокоитесь, что вам будет сложно совмещать учебу с работой и семейными делами, пройдите курсы во время летнего отпуска.

Куда пойти работать

После окончания обучения вы сможете устроиться на работу в общеобразовательную школу.

Но это далеко не единственный вариант — можно также работать в центрах подготовки к школе, интернатах и детских домах, частных школах, вести собственные кружки и факультативы, заниматься с учениками индивидуально как репетитор, давать консультации по выбору учебных заведений, преподавать педагогику в колледжах и вузах.

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Источник: https://urgaps.ru/news/502

Педагогический колледж N 8 Санкт-Петербурга – описание программ обучения, описание структуры учебного заведения, описание специальностей, расписание занятий – Педагогический колледж N 8 Санкт-Петербурга

Может ли учитель начальных классов работать в школе с коррекционным уклоном?

Наш колледж – многопрофильное учреждение, где получают образование по целому ряду современных педагогических специальностей

44.02.01 – «Дошкольное образование»

44.02.02 – «Преподавание в начальных классах»

44.02.03 – «Педагогика дополнительного образования в области:

    • Туристско-краеведческой деятельности»

44.02.04 – «Специальное дошкольное образование»

44.02.05 – «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

 Обучение осуществляется на русском языке.

Колледж не имеет общежития.

На отделении «Дошкольное образование» можно получить специальность воспитатель детей дошкольного возраста. 

 Область профессиональной деятельности выпускников: воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях разного вида и в домашних условиях.

Получая специальности дошкольного работника студенты колледжа учатся:

  • организовывать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физического развития и различные виды деятельности и общения детей;
  • проводить занятия по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;
  • взаимодействовать с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.

На 1 сентября 2019 года на дневном отделении по специальности “Дошкольное образование” обучается 346 человек (из них 35 человек за счет средств физических лиц), на очно-заочном отделении – 306 человека  (из них 16 человек за счет средств физических лиц).

Отделение «Преподавание в начальных классах» 

готовит учителей начальных классов для общеобразовательных школ. 

Область профессиональной деятельности выпускников: обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ начального общего образования. Студенты, осваивающие эту специальность готовятся к следующим видам деятельности:

  • преподавание по программам начального общего образования;
  • организация внеурочной деятельности и общения младших школьников; 
  • классное руководство;
  • методическое обеспечение образовательного процесса.

На 1 сентября 2019 года на дневном отделении по специальности “Преподавание в начальных классах” обучается 411 человек  (из них 4 человека за счет средств физических лиц).

Студенты, обучающиеся на отделении «Педагогика дополнительного образования» 

осваивают область профессиональной деятельности: дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях профессионального образования. 

Педагог дополнительного образования готовится к следующим видам деятельности: 

  • преподавание в области туристско-краеведческой деятельности; 
  • организация досуговых мероприятий, конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок;
  • методическое обеспечение образовательного процесса. 

На 1 сентября 2019 года на дневном отделении по специальности “Педагогика дополнительного образования” обучается 106 человек  (из них 8 человек за счет средств физических лиц).

На отделении «Специальное дошкольное образование»

можно получить с квалификацию Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием.

Область профессиональной деятельности выпускников: воспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием в различных образовательных организациях и в домашних условиях.

 Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;

задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;

документационное обеспечение образовательного процесса.

 Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием готовится к следующим видам деятельности:

  • Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
  • Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием.
  • Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, и сотрудниками образовательной организации.
  • Методическое обеспечение образовательного процесса.

На 1 сентября 2019 года на дневном отделении по специальности ” Специальное дошкольное образование ” обучается  188 человек  (из них 6 человека за счет средств физических лиц).

На отделении «Коррекционная педагогика в начальном образовании» осуществляется подготовка специалистов среднего звена по квалификации : учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Студенты, осваивающие эту специальность, должны быть готовы к выполнению основных видов деятельности согласно получаемой квалификации специалиста среднего звена:

  • преподавание по образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего  и коррекционно-развивающего образования;
  • организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
  • классное руководство.

На 1 сентября 2019 года на дневном отделении по специальности “Коррекционная педагогика в начальном образовании» обучается 68 человек  (из них 7 человек за счет средств физических лиц).

Все студенты колледжа после окончания могут продолжить обучение в высших учебных заведениях города.

Педагогические специальности являются востребованными в Санкт-Петербурге.

Источник: http://www.pedagog8.ru/

Речевая школа. Мифы и реальность. – ГБОУ школа №3

Может ли учитель начальных классов работать в школе с коррекционным уклоном?

 Данная статья адресована прежде всего родителям, чьи дети посещают логопедические группы детских дошкольных образовательных учреждений.

Зачастую родителей пугают речевой школой, считая видимо, что эта школа сильно отличается от обычной общеобразовательной, и значительно ограничивает возможности ребенка в получении базового образования. Это первый миф. Следующий миф состоит в том, что дети, обучающиеся в речевой школе, якобы, имеют выраженные отклонения в развитии.

Третий заключается в том, что попав в коррекционную школу, ребенок уже никогда не сможет обучаться в общеобразовательной школе и не получит хорошего профессионального образования в будущем.

В реальности же все обстоит несколько иначе.

            В специальную (коррекционную) школу V вида принимаются дети, имеющие тяжелые нарушения речи различного патогенеза (общее недоразвитие речи, тяжелое фонетико-фонематическое недоразвитие, нарушения лексико-грамматического строя речи, письма и чтения), степень выраженности которых препятствует обучению в обычной общеобразовательной школе. При этом у ребенка должны быть сохранными физический слух и интеллект.

В отличие от общеобразовательной школы, учащиеся речевой школы получают основное общее образование и аттестат государственного образца за 10 лет обучения. I ступень (1-4 классы) – 4 года, II ступень (5-10 классы) – 6 лет. Основу образовательного процесса в речевой школе составляет единство обучения, воспитания, развития и коррекции.

Помимо образовательных задач важнейшей целью является преодолению речевого и, связанных с ним, особенностей психического развития, воспитание личности, способной адаптироваться к жизни в современном обществе и успешно реализовывать свои познавательные и социальные потребности.

Этим обусловлены особенности учебного плана речевой школы. Увеличено количество часов на изучение русского языка и развитие речи с 1 по 10 классы, в 1-2 классах введен предмет «Произношение».

Программы других образовательных областей скорректированы с учетом увеличения срока обучения в основной школе.

Важнейшей составляющей учебного плана является «Коррекционно-адаптационная область», которая включаетиндивидуальные и групповые логопедические занятия, логоритмику в начальных классах и факультативы коррекционной направленности в старших классах.

Самым сложным и ответственным периодом в обучении детей с нарушениями речи является начальная школа. Первый год обучения для ребенка с речевой патологией становится диагностическим.

В первые два месяца обучения первоклассники проходят углубленное обследование. При этом уточняется структура речевого дефекта, прослеживается динамика развития основных психических функций и компенсаторных механизмов.

Исходя из этого, составляется программа коррекционной работы и дальнейшего обучения для каждого ученика.

Очень важно, что в каждом классе начальной школы учителем работает специалист-логопед. Именно это позволяет реализовать принцип единства обучения, развития и коррекции. Обучение ведется по программам и учебникам общеобразовательной школы, только для предмета «Произношение» есть специальный учебник для школы V вида.

Учитель-логопед в процессе работы видит, с какими трудностями сталкивается ребенок в овладении знаниями, и на дополнительных часах логопедии после основных уроков проводит индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Однако, усилий только учителя было бы недостаточно для достижения необходимого результата.

Условия речевой школы позволяют создатьпредпосылки для оптимально эффективной коррекционной работы. В первую очередь, это наполняемость классов до 12 человек. Школа работает по типу школы полного дня, то есть каждый класс это класс-группа продленного дня ( с 1 по 6 класс), где дети могут находиться с воспитателем до 17-18 часов.

Воспитатель координирует посещение детьми различных занятий коррекционной направленности, кружков, помогает с выполнением домашних заданий, совместно с классным руководителем планирует и ведет воспитательную работу.

Кроме того, штатное расписание речевой школы позволяет создать качественную систему сопровождения обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Ученик с тяжелыми нарушениями речи не может не испытывать трудностей в период обучения.

Помимо проблем,обусловленных речевым недоразвитием, эти дети часто отличаются слабым соматическим здоровьем, гиперактивностью, психо-эмоциональной неустойчивостью, недостаточной социальной адаптацией. На помощь педагогам приходят психологи, логопеды, учитель-дефектолог, социальный педагог, а также врач-невролог, медсестра, инструктор ЛФК, валеолог.

У каждого из этих специалистов свои задачи, но цель одна – помочь ребенку справиться с трудностями и как можно лучше освоить учебную программу.

Дети, у которых в ходе обучения и коррекционной работы нормализуется речевая деятельность, могут продолжить свое обучение в обычной общеобразовательной школе.

Успешность и результативность обучения данного контингента учащихся во многом зависит от выбора методов и приемов обучения, осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к коррекции речевых нарушений.

В этой связи, хочется отметить высокий профессионализм, творческий подход к делу всего педагогического коллектива. Учителя корректируют учебные программы, адаптируя их к особенностям развития учащихся школы, ведут экспериментальную работу, разрабатывают авторские программы и методические пособия.

 Так, чтобы облегчить детям изучение химии по учебникам общеобразовательной школы, учителем химии Ергогло Г.Х. был написан учебник «Химия. 8 класс» и создана рабочая тетрадь для учащихся. В последние годы в учебный процесс активно внедряются современные педагогические и информационные технологии.

В коррекционной работе используются компьютерные программы БОС «Здоровье», «Дельфа», «Логодиакорр» (последняя разработана и апробирована при участии учителя-логопеда школы Павловой Л.Н.). В школе два компьютерных класса.

На базе одного ведутся логопедические занятия по коррекции нарушений письменной речи, а также занятия психолога и дефектолога по коррекции нарушений психических функций. В другом классе проводятся уроки информатики, ОБЖ. Многие предметные кабинеты оснащены мультимедийным оборудованием, что позволяет учителю вести уроки на современном уровне.

Нам очень важно, чтобы наши ученики не чувствовали себя какими-то особенными, не такими как их сверстники в общеобразовательных школах. Хотя учеба дается им большим трудом, педагоги радуются любому их успеху, поддерживают, помогают.

Главное, чтобы дети не потеряли уверенность в себе, преодолели страх собственной речи.

И если ребенок не стал лучшим в учебе, он обязательно будет лучшим в спортивных соревнованиях, в творческом конкурсе, сможет проявить себя в любой другой деятельности.

Это подтверждают ежегодные успехи учащихся школы в различных городских и районных мероприятиях. Мы можем гордиться спортивными достижениями: 1 место в соревнованиях «К стартам готов» на Первенстве Красногвардейского района, 3 место в детско-юношеской Спартакиаде Санкт-Петербурга. (фото 1).

В течение двух последних лет школьная театральная студия «Вдохновение» становилась победителем и лауреатом Межрайонного городского конкурса детских театральных коллективов «Начало».(фото 2).

Наши дети вообще очень любят петь в хоре, танцевать, читать стихи, делать инсценировки. Они удивительно толерантны друг к другу, поддерживают любого выступающего, и каждый может почувствовать себя настоящим артистом.(фото 3).

В марте этого года группа учащихся 6 класса едет в г.

Сочи, как победители конкурса творческих работ участников Восьмого открытого Интернет-фестиваля молодых читателей России «Сочи-МОСТ-2009» (МОСТ -Мастерская Остро Современных Текстов) «Сорочинская ярмарка», посвященного 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя.

Важнейшей составляющей успешности и результативности обучения ребенка с нарушением речи, мы считаем роль родителей, как полноправных участников образовательного процесса. Хотя некоторые считают, что отдав ребенка в речевой сад или в речевую школу, они все свои проблемы решили.

Или напротив, родители демонстрируют чрезмерные амбиции по типу: «Я хочу, чтобы мой ребенок учился по такой-то программе, изучал английский язык с 1 класса и т.п.». Родителям следует четко понимать, что учеба для ребенка с нарушением речи – тяжкий труд.

Ему нужна постоянная помощь, поддержка, направленность на успех – тогда не пропадет желание учиться.

Родители вправе рассчитывать на хороший результат, если пройдут весь сложный путь обучения в школе вместе со своим ребенком.

Наши выпускники после 10 класса чаще всего поступают в профессиональные училища, колледжи или идут в 10 класс общеобразовательной школы. Многие в будущем получают высшее образование и становятся прекрасными специалистами.  

Выпускник школы 1997 года Степанов Дмитрий сейчас учитель физкультуры лицея №265 Красногвардейского района, и несколько лет назад он стал победителем районного конкурса педагогических достижений в номинации «Педагогические надежды». Выпускник школы 2004 года Николаев Василий, закончив среднюю школу №10 Центрального района с золотой медалью, стал студентом факультета коррекционной педагогики РГПУ имени А.И.Герцена. (фото 4)

Речевая школа – это шанс для определенной категории детей, шанс справиться со своими проблемами с помощью специалистов, получить базовое образование и состояться в жизни. 

Источник: https://sites.google.com/site/gskou3spb/privetstvie-direktora/recevaa-skola-mify-i-realnost

Обучение «необучаемых»

Может ли учитель начальных классов работать в школе с коррекционным уклоном?

Проблема обучения «необучаемых» детей возникла уже в советское время: педагоги сталкивались с тем, что есть дети, которые не усваивают материал и не осваивают учебные навыки (чтение, письмо, счёт), несмотря на титанические усилия самих детей и педагогов. Обучение не только не приводило к развитию детей, но, напротив, вызывало у таких детей устойчивое нежелание учиться, они «выпадали в осадок» школьного обучения, превращались в маргиналов или пополняли ряды асоциальных групп.

Для решения этой проблемы было принято верное решение: создать в советской педагогике целое направление: коррекционно-развивающее (не путать с коррекционными школами 1-8 вида).

Это были классы коррекционно-развивающего обучения (КРО) в обычных общеобразовательных школах, в них набирали детей со следующими проблемами: дети с дисграфией, с дислексией, с ЗПР, СДВГ, с ДЦП, с педагогической запущенностью, с особенностями восприятия, дети билингвы, левши и переученные левши, неправильно обученные дети, дети с различными физическими и нейропсихологическими, врождёнными или приобретёнными дефектами или особенностями организации поведения, речи, слуха, зрения, мелкой моторики рук и интеллекта, эмоционально неблагополучные дети и дети перенёсшие эмоциональную травму — то есть все те дети, которым была необходима дополнительная ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ помощь без выделения этих детей в специализированные учреждения. Это те дети, для которых не требовалось особых школ и главный упор делался на развитие таких детей. Были написаны замечательные программы и созданы великолепные условия обучения — 7-14 человек в классе.

НО было два упущения.

Во-первых, учителя, работающие в классах КРО, в подавляющем большинстве не прошли необходимых курсов переподготовки и обучения, а студентов учили как и прежде.

Во-вторых, не было разработано хороших общедоступных методик для работы с проблемными детьми, сами дети и их проблемы не были изучены.

В итоге, в некоторых случаях классы КРО добивались высоких результатов (показатели были на уровне обычных классов и даже выше — особенно в начальной школе при обучении навыкам чтения, письма и счёта), но в подавляющем большинстве успехи были незначительны, а порой эти классы превращались в «отстойники», там, где их так и воспринимали педагоги.

В недрах КРО параллельно с обучением детей шёл процесс создания хороших методик.

Но к тому моменту, когда методическая база обучения детей из группы КРО уже была создана, когда педагоги наладили связь с нейропсихологами, логопедами, дефектологами, когда стали создаваться центры обучения учителей, вся страна перешла на подушевое финансирование школ и коррекционно-развивающее обучение было закрыто.

Классов КРО не стало, но проблемные дети остались, их вернули в общие классы.

А педагоги, работающие с классом, как и прежде в большинстве своём не владеют необходимыми представлениями о детях из группы риска, у них нет соответствующих методик для обучения проблемных детей в составе класса, а некоторые методики, используемые по старинке, только вредят таким детям, уроки как были так и остаются рассчитанными на обучение «усреднённого ученика».

Дети из группы КРО сегодня не отнесены к детям с ОВЗ, для них не предусмотрены особые права по ИНКЛЮЗИИ, но и переводить их в коррекционные школы 1-8 видов нет смысла. И опять эти дети, выпадая из учебного процесса, пополняют ряды детей с девиантным, асоциальным поведением или превращаются в маргиналов, испытывая унижения.

Видит ли «педагогическая» власть страны (министр образования и руководители региональных департаментов образования) эту проблему? Нет, не видят — во ФГОСах её не прописали, а значит и решать не будут, даже если их собственные дети будут дисграфиками например. Вопрос решится через частную школу или репетиторов.

Видят ли эту проблему в педагогических вузах и колледжах, чтобы готовить по- новому учителей? Нет, не видят, перед ними никто такой проблемы-задачи не ставит.

Видят ли эту проблему завучи, учителя, родители? Да, видят, но опять же при существующих ФГОСах такой проблемы быть не должно, потому что по документам нет ни таких детей, ни штатных единиц и ставок, ни какого-либо методического сопровождения или хотя бы оговорок или сносок мелким шрифтом, о том, что такие дети, возможно, могут быть.

Как школы выходят из положения? Детям натягивают оценки, их переводят из класса в класс, при несформированных навыках грамотного письма, счёта и чтения, при этом делая в уме или на отдельной бумажке пометку «НЕОБУЧАЕМЫЙ». И никто не собирается эту проблему решать.

Вот типичный пример из типичной московской школы: у мальчика 6 класса дисграфия (диагноз поставлен в специализированном центре), при этом интеллектуально-речевые навыки у него прекрасно развиты, на устных предметах он блистает, но как только дело доходит до письма, то, у него будет двойка даже по словарному диктанту — ребёнок «НЕОБУЧАЕМ» при стандартно-усреднённом обучении. Да, учитель знает, что мальчик дисграфик, знает чётко прописанные рекомендации специалиста по работе с ним на уроке, знает, что ребёнку нужны особые условия на уроке (при соблюдении которых мальчик выполняет задания на реальные тройки и четвёрки, и соблюдение которых не требует от учителя больших затрат энергии), но… Но ребёнок не относится к категории ОВЗ, и учитель вместе с завучем заявляют, что ребёнку «не положены поблажки, чтобы другим не повадно было, и учитель не может нарушать общие методические требования», а если на комиссии официально ставить диагноз, то мальчика нужно переводить в коррекционную школу. Всё, вопрос закрыт: или ребёнок с ОВЗ, тогда место ему в спецшколе седьмого вида, или ребёнок без ОВЗ, тогда ему не будет «поблажек». Вопрос об инклюзии не ставится, а классов КРО, в которых ребёнку могли бы помочь, нет.

Каковы пути решения этой проблемы? Они есть.

Но хотелось бы услышать мнение коллег, а то, может быть, автор заблуждается, чего- то не видит или не понимает в решении подобных проблем.

Приглашаю к обсуждению данной темы даже тех, кто в ней проблемы не видит.

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/obucenie-neobucaemyh

Профессия коррекционного педагога: обучение и перспективы

Может ли учитель начальных классов работать в школе с коррекционным уклоном?

10.04.2019

Программы коррекционного образования предназначены для обучения детей с отклонениями в поведении, замедленным умственным развитием, проблемами со здоровьем. В АНО «НИИДПО» учат работать с такими детьми на курсах переподготовки и повышения квалификации. Обучение длится от 5 недель до 6,5 месяцев.

Давайте разберемся, чем именно занимается коррекционный педагог, какими качествами он должен обладать и куда может устроиться на работу.

В чем заключается работа специального педагога

Предмет коррекционной педагогики — процесс воспитания и обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), замедленным интеллектуальным развитием, эмоциональными нарушениями, а также поиск и создание лучших методов работы с такими отклонениями и профилактики их возникновения. Соответственно, специалист, который работает по этому направлению:

  • определяет, почему и в каких условиях возникают отклонения в поведении и развитии детей;
  • разрабатывает и использует коррекционные программы;
  • отслеживает развитие каждого ребенка в динамике и меняет подход, если требуется;
  • постоянно взаимодействует со специалистами смежных сфер, при создании программ опирается на исследования в области медицины, коррекционной педагогики и психологии образования;
  • анализирует особенности обучения детей с отклонениями в обычных школах;
  • создает учебно-методическую базу для подготовке учителей к работе с особыми детьми;
  • помогает в воспитании и адаптации детей в обществе;
  • изучает историю развития специальной коррекционной педагогики и новые методики.

Но это лишь общие обязанности. Полный перечень зависит от направления, которое выбрал специалист: например, олигофренопедагогика, логопедия, работа с детьми с нарушениями слуха или зрения и пр.

https://www.youtube.com/watch?v=O2xj-_VcADQ

Какое направление предпочесть — решать вам.

Вы можете пройти общую профессиональную переподготовку и получить квалификацию «специальный педагог», либо выбрать более узкую специализацию: например, научиться работать с детьми и подростками с эмоциональными нарушениями.

Если вас интересует коррекционная педагогика в начальном образовании, обратите внимание на курс переподготовки с присвоением квалификаций «логопед» и «учитель начальных классов».

Какими качествами должен обладать коррекционный педагог

Часто именно от такого специалиста зависит вся дальнейшая жизнь ребенка — и это не преувеличение.

Высокие компенсаторные возможности мозга сохраняются до 3-5 лет: качественная работа педагога с детьми, особенно этого возраста, помогает сгладить и даже полностью убрать отклонения, либо как минимум избежать усугубления ситуации в будущем. Именно поэтому готовность к полной самоотдаче очень важна для коррекционного психолога.

В этой работе необходимы и другие качества:

  • Ответственность, умение работать с большими объемами информации. Специалист может использовать только те методики и технологии педагогической науки, которые уже прошли многократную проверку и хорошо себя показали. Работа с особыми детьми — не поле для бездумных экспериментов.
  • Терпеливость, способность к состраданию и доброжелательность.
  • Высокая стрессоустойчивость. Работа специального педагога предполагает огромную эмоциональную нагрузку, не все способны ее выдерживать.
  • Настойчивость. Нельзя опускать руки и признавать, что ребенку невозможно помочь, даже если обучение дается ему гораздо труднее, чем остальным.
  • Наблюдательность. Важно уметь замечать даже самые маленькие сдвиги в развитии ребенка.
  • Аналитические способности. Без них будет сложно подбирать подходящие методы работы и оценивать результаты.
  • Тактичность. Коррекционному педагогу нужно уметь общаться не только с детьми, но и с их родителями — и всегда быть осторожным в прогнозах и сдержанным в выборе фраз.

Это сложная работа — именно поэтому хороших специалистов всегда не хватает, а опытным профессионалам не приходится долго искать подходящую вакансию.

Куда пойти работать коррекционному педагогу?

Для такого специалиста есть три основных направления деятельности.

Первый вариант — непосредственно работа с детьми. После окончания обучения вы сможете работать в спецшколах, коррекционных классах, реабилитационных, социальных и медицинских центрах, детских садах и пр.

Опытный специалист также может открыть частную практику, чтобы проводить индивидуальные и групповые занятия с детьми.

Наконец, если со временем вы станете широко известны как профессионал, сможете открыть собственный центр помощи детям.

Второй вариант — преподавать коррекционную педагогику как дисциплину, обучать специалистов на курсах переподготовки и повышения квалификации, вести лекции и семинары для студентов в вузах.

Третий вариант — дополнительно заняться наукой. Можно участвовать в работе методических объединений, проводить исследования, совершенствовать методы работы с детьми, которым обучение дается сложнее, чем их сверстникам.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Источник: https://niidpo.ru/news/496

Как в российских коррекционных школах учатся дети

Может ли учитель начальных классов работать в школе с коррекционным уклоном?

Сегодня в инклюзивных классах учится почти 160 тысяч детей. А всего в России примерно полмиллиона детей с ограниченными возможностями здоровья.

Почему маленькие аутисты не смотрят в глаза учителю? Может ли ученик с синдромом Дауна сдать английский на “пятерку”? Нужны ли в школах врачи-психиатры? Об этом “РГ” рассказывает профессор Института коррекционной педагогики Российской академии образования Елена Стребелева.

Елена Антоновна, обычные школы активно переходят на инклюзивные программы. Коррекционные школы больше не нужны?

Елена Стребелева: Инклюзивное образование особенно хорошо для малых городов и сел. Скажем, там, где ближайшая коррекционная школа находится в 200 – 300 километрах.

А вот в больших городах к инклюзиву надо подходить с осторожностью. Почему? Если в классе 25 – 30 учеников, то учителю некогда работать с особенными детьми.

При инклюзивном обучении в классе должно быть не больше 15 человек.

Воронежские аутисты пойдут в обычные школы

Учитель должен знать особенности развития таких детей. Подбирать такие задания, чтобы ребенок с ними мог справиться и не был “неучем” для других учеников. Кроме того, все дети с органическим поражением центральной нервной системы нуждаются в медикаментозной поддержке. В каждой инклюзивной школе желательно иметь врача-психиатра. Вы их видели в обычных школах?..

Очень сложно учить в обычной школе, к примеру, аутистов?

Елена Стребелева: Среди детей с аутичными расстройствами есть, безусловно, одаренные – 5 – 7 процентов. Они нередко становятся хорошими программистами. Но одаренность проявляется одновременно с дисгармоничным развитием. Допустим, такой ученик хорошо считает.

Однако он придет на урок математики и забудет, что второй урок биология, а третий физкультура. Ему трудно переключиться. Аутисты действуют по своему алгоритму. Они не всегда воспринимают слова учителя. Не любят смотреть в лицо, часто отводят взгляд.

Педагогов это иногда раздражает.

Знаю, в одной из обычных школ в этом году был выпускник с синдромом Дауна, который хорошо знал историю, литературу, выучил английский язык. В коррекционной школе у него и близко не было бы таких успехов.

Елена Стребелева: В мире известен факт: около 3 процентов людей с синдромом Дауна заканчивают университеты. Но в целом такие дети могут усвоить только 10 процентов материала массовой школы. Перегружать их нельзя. Математика, химия, физика – для них слишком сложно. А вот иностранный под силу, особенно если с ребенком занимались с раннего детства.

Получается, даже в “началке” особенные дети должны учиться не по обычным программам?

В московской школе разгорелся скандал из-за нетерпимости родителей

Елена Стребелева: Конечно! Им нужны другие учебники – те, что используются в коррекционных школах. Получается, что учитель должен работать сразу как минимум по двум программам. Если в классе больше 10 – 15 человек, это невозможно.

В чем еще трудность? В наших школах принято подушевое финансирование. Но на таких детей норматив в инклюзивной школе должен быть в три раза выше. И главное, нельзя собирать в одном классе разных детей с особыми потребностями.

Не может учитель одновременно заниматься со слабовидящим ребенком и с учеником с синдромом Дауна. Или с глухим и аутистом. Это совершенно разные методики обучения. Недавно я была в одном подмосковном поселке для приемных семей. Там две школы: коррекционная и обычная.

Спортивные и игровые площадки общие. Дети живут вместе в семьях, вместе играют в футбол, но учатся по разным программам. И это очень правильно.

А не лучше открывать небольшие коррекционные классы в обычных школах, на 5 – 7 человек со сходными диагнозами?

Елена Стребелева: Только в том случае, если в городе нет специализированной коррекционной школы. Обучение таких детей связано с покупкой дорогого оборудования. Например, дисплей со шрифтом Брайля стоит от 100 тысяч рублей, принтер от 200 – 300 тысяч. А еще нужны специалисты по адаптивной физкультуре, тифлопедагоги, тьюторы…

От первого лица

Дмитрий Ливанов, министр образования и науки:

– Коррекционные школы должны не только выполнять функции учебно-методических центров, оказывающих помощь учителям обычных школ, детям и их родителям, но и координировать работу по обучению таких детей в регионах.

В Минобрнауки России будет создан федеральный перечень таких коррекционных школ и в рамках программы “Доступная среда” в 2016-2020 годах они получат поддержку на создание современных условий. Число школ, в которых создана доступная среда, выросло в три раза и достигло более 9000. Будет также сформирован реестр базовых школ, в которых созданы условия для инклюзивного образования.

Для обеспечения школ специалистами по работе с детьми-инвалидами увеличены контрольные цифры приема в вузы. Сейчас более 100 вузов в стране готовят таких специалистов.

Источник: https://rg.ru/2015/12/21/spisokvuzov.html

Законовед
Добавить комментарий