Может ли работодатель запретить мне получение второго высшего образования?

Должен ли представитель в суде иметь высшее юридическое образование?

Может ли работодатель запретить мне получение второго высшего образования?

Как известно, процессуальные кодексы стали требовать в ряде случаев наличия высшего юридического образования или наличия ученой степени по юридической специальности у представителей лиц, участвующих в деле.

Обратиться к этой теме подтолкнула публикация Олега Зайцева в Фейсбуке от 2 октября 2019 г.

в 17:51, где он написал: «В истории с высшим образованием судебного представителя меня удивляет презумпция недобросовестности – почему предполагается, что пришедший в процесс представитель врет суду и на самом деле у него нет образования? Думаю, что взаимное уважение участников процесса друг к другу и презумпция добросовестности требуют доверия и в этом вопросе.

Вот если что то в поведении представителя заставило суд усомниться в наличии образования, то тогда и можно с указанием этих сомнений попросить его опровергнуть их предъявлением диплома или иным образом. Такая же история давно длится с доверенностями – непонятно, зачем суды подвергают всех представителей проверке и требуют оригиналы доверенностей.

Причём показательно, что помимо нарушения доверия и презумпции добросовестности, проверка дипломов и доверенности ещё и фактически бессмысленна – возможности проверить подлинность диплома или доверенности у суда нет. Итого призыв к уважаемым судьям: пожалуйста, доверяйте представителям и не требуйте у всех подряд диплом.»

Для начала воспроизведем хотя бы соответствующие указания частей 1-3 статьи 49 ГПК РФ, именуемой «Лица, которые могут быть представителями в суде» (заметим эта норма не запретительная!):

«1. Представителями в суде могут быть дееспособные лица, полномочия которых на ведение дела надлежащим образом оформлены и подтверждены, за исключением лиц, указанных в статье 51 настоящего Кодекса.

2. Представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

3. Адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия.

Иные оказывающие юридическую помощь лица должны представить суду документы, удостоверяющие их полномочия, а в случаях, предусмотренных частью второй настоящей статьи, также документы о своем высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности.»

(По тексту блога я объединяю высшее юридическое образование и наличие ученой степени по юридической специальности и именую их – высшее юробразование. При различии носителей соответствующего статуса, будут оговорки).

Дискуссия на эту тему была и, надеюсь, будет продолжена, поскольку правоприменение весьма неоднозначно и трактуется весьма двусмысленно.

Например, читаем на сайте 11 арбитражного апелляционного суда (http://11aas.arbitr.

ru/node/14889): представитель подтверждает своё «Высшее образование … дипломом бакалавра, дипломом специалиста, дипломом магистра либо дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) по юридической специальности, а ученая степень может подтверждаться дипломом кандидата наук, дипломом доктора наук, аттестатом о присвоении соответствующего ученого звания. Указанные документы представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Из цитаты четко следует, что суд требует от представителя предоставить оригинал диплома. Если паспорт гражданина РФ износится его можно поменять и документ будет у вас всегда при себе. Но возможно ли свой износившийся диплом поменять на новый? Это первый аспект против этой нормы.

Процессуальные кодексы ничего не говорят о том, дипломы каких образовательных организаций суды вправе признать. Допустят ли в качестве судебного представителя лицо получившее высшее юр.

образование, например, в Абхазии, в Белорусии, в США, или в Китае,..

? Можно ли представить в суд судебное решение об установлении юридического факта, подтверждающего факт обучения на юрфаке, например, Тбилисского госуниверситета, и его окончании (помните эпизод из жизни «золотой судьи»)?

Диплом у юриста один, а участвует он в качестве представителя по нескольким делам в разных судах. Как можно в таком случае представить в суд подлинник диплома? Диплом же вошьют в дело.

Или расходы на изготовление копии диплома и на удостоверение копии диплома у нотариуса можно будет включать в судебные издержки? И исходя из этого другой вопрос – всегда ли суд удовлетворит именно в полном объеме требования о возмещении этих судебных издержек? Что-то мне подсказывает, что эти суд.издержки не будут возмещены в полном объеме судами. Или нужно будет представлять судебные решения по предыдущим делам, по которым представитель участвовал и предъявлял удостоверенную копию диплома? Кто может удостоверить копию диплома? Только нотариус? Или ее можно удостоверить в жилищной организации, по аналогии с указаниями ст. 53 ГПК РФ?

Далее. По моему мнению в процессуальных кодексах эти нормы не совсем корректно размещены не смотря на то, что их проверяли величайшие юристы из ГосДумы.

Первое. Процессуальные кодексы находятся в области публичного права. В публичном праве действует принцип – разрешено все, что не запрещено законом. Я из этого делаю вывод: запрет быть представителем в суде без высшего юр образования должен быть размещен именно в статье, прямо указывающей на введение такого запрета.

В ГПК РФ это статья 51, которая прямо указывает тех, кому запрещено быть представителем. Аналогичная норма содержится в статье 60 АПК РФ.

В КАС РФ нет статьи, которая бы прямо указывала на лиц, которым законом запрещено быть представителями в суде, но часть 2 ст. 60 КАС РФ также говорит о введении законодателем запрета отдельным лицам быть представителями.

Ни в одной из перечисленных норм нет прямого указания на то, что запрещено быть представителем в судах лицам, не имеющим высшего юр. образования.

Полагаю, из этого следует вывод, что раз прямой запрет не введен законом, значит, могут быть представителями лица, не имеющие высшего юробразования, а суд не вправе запрещать таким лицам быть судебными представителями. Правовые нормы должны соответствовать принципам. А в данном случае принцип права нарушен.

Второе. Мне возразят, но ведь о необходимости наличия высшего юр. образования у представителя говорится в других статьях (49 ГПК, 61 АПК, 55 КАС) процессуальных кодексов.

Соглашусь с тем, что такое квалификационное требование к представителю указано в этих статьях.

Но это совсем не равнозначно введению законодателем прямого и недвусмысленного запрета быть представителем лицу, не имеющему высшего юр. образования.

Это обстоятельство также, полагаю, позволяет сделать вывод, что раз прямой запрет не введен законом, значит, в суде представителями могут быть лица, не имеющие высшего юробразования, и отказ суда признавать представителями лиц, участвующих в деле, тех, кто не имеет высшего юробразования, не основан на действующем законодательстве и его принципах.

Введение нормы о наличии у представителя высшего юробразования обусловлено тем, что представителями иногда выступают граждане, не обладающие специальными знаниями в области процесса и права.

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/10/03/dolzhen_li_predstavitel_v_sude_imet_vysshee_yuridicheskoe_obrazovanie

Профессиональное обучение работников: терминология. Налоги и бухгалт

Может ли работодатель запретить мне получение второго высшего образования?

Виды профессионального обучения работников

Профессиональное обучение работников осуществляется непосредственно у работодателя и на договорной основе в профессионально-технических и высших учебных заведениях, на предприятиях, в учреждениях или организациях (ст. 1 Закона № 4312).

Работодатель может осуществлять формальное и неформальное профессиональное обучение работников.

Формальное обучение это традиционный вид профессионального обучения работников, при котором знания, умения и навыки приобретаются в учебном заведении или непосредственно у работодателя в соответствии с требованиями государственных стандартов образования. По результатам такого обучения выдается документ об образовании установленного образца.

Под неформальным обучениемч. 1 ст. 1 Закона № 4312 понимает получение работниками профессиональных знаний, умений и навыков. При этом место получения таких знаний, умений и навыков, срок и форма обучения не регламентированы.

То есть формальное обучение отличается от неформального, в частности:

местом обучения — формальное обучение проводится в учебном заведении, у работодателя, на других предприятиях/учреждениях. Неформальное — непосредственно у работодателя;

программой обучения — формальное обучение проводится на основании требований государственных стандартов образования, типовых учебных планов и программ, стандартов высшего образования (ст. 1 Закона № 4312). Для неформального образования подобных требований нет;

сроками обучения — сроки формального обучения установлены государственными стандартами образования. Сроки неформального образования определяет работодатель;

документом, который выдается по результатам обучения. Итогом прохождения формального обучения является документ об образовании установленного образца — диплом бакалавра, магистра и т. п.

(образцы документов о высшем образовании государственного образца утверждены приказом № 525) либо диплом квалифицированного работника, младшего специалиста и т. п.

(образцы документов о среднем специальном и профессионально-техническом образовании государственного образца утверждены постановлением КМУ от 22.07.2015 г. № 645). Прохождение неформального обучения работодатель оформляет справкой произвольной формы.

В то же время работник может подтвердить полученные в результате неформального обучения знания и официальным документом — свидетельством или сертификатом (об этом читайте ниже).

Интересно, что в формальном обучении рабочих выделяют:

первичную профессиональную подготовку рабочих — это получение профессионально-технического образования лицами, которые ранее не имели рабочей профессии, или специальности другого образовательно-квалификационного уровня, обеспечивающего соответствующий уровень профессиональной квалификации, необходимый для продуктивной профессиональной деятельности;

переподготовку — профессионально-техническое обучение, направленное на овладение другой профессией рабочими, уже получившими первичную профессиональную подготовку;

повышение квалификации — профессионально-техническое обучение работников, позволяющее расширить и углубить ранее полученные знания, умения и навыки на уровне требований производства или сферы услуг.

А вот в отношении руководителей и специалистов, как правило, обучающая функция работодателя выражается в организации повышения их квалификации и стажировки.

Вместе с тем работодатель может поучаствовать в получении работниками (да и неработниками) высшего образования. Оно обеспечивает фундаментальную научную, профессиональную и практическую подготовку, получение гражданами степеней высшего образования, совершенствование их научной и профессиональной подготовки, переподготовку и повышение их квалификации.

Формальное обучение может проводиться в различных формах — дневная, вечерняя (сменная), очно-заочная, дистанционная, экстернатная. Оно может проходить с отрывом/без отрыва от производства и по индивидуальному учебному плану (ч. 1 ст. 7 Закона № 4312).

Для проведения формального профессионального обучения работодатель, направляющий учиться своего работника, издает соответствующий приказ

С приказом работника ознакомляют под подпись. После этого при необходимости работодатель может выдать работнику направление на обучение по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку № 232.

С формальным обучением разобрались. Переходим к неформальному.

Неформальное обучение осуществляется с согласия работников непосредственно у работодателя по его решению и за счет его средств с учетом нужд собственной хозяйственной или другой деятельности (ч. 7 ст. 6 Закона № 4312).

Чтобы проводить такое обучение, лицензия не нужна. Ведь, как мы сказали выше, по результатам неформального обучения выдается не документ об образовании, а справка с указанием в ней профессии (специальности), по которой осуществлялось обучение, направления повышения квалификации, сроков обучения (п. 2.1 Положения № 127).

Впрочем, у работника есть возможность закрепить результаты такого обучения официально: свидетельством или сертификатом, порядок выдачи которых утвержден приказом Минсоцполитики от 17.07.2014 г. № 477

Источник: https://i.factor.ua/journals/nibu/2017/august/issue-70/article-30064.html

«Дружище, ты получаешь бесплатное образование, но…»

Может ли работодатель запретить мне получение второго высшего образования?

«Совок» никогда не вернётся, Конституция не священная корова, блат в России навсегда и основной работодатель здесь – государство, рассказал «Фонтанке» автор законопроекта о распределении для студентов.

pixabay.com

Речь идет о дополнениях в закон «Об образовании», в рамках которого депутат Госдумы от «Единой России», он же лидер «Трудовой партии» Сергей Вострецов предлагает закрепить за студентами обязанность отработать срок от 4 до 6 лет в компании, доля государства в которой составляет не менее 50%. Бакалавр отработает по минимуму, специалист получит 5 лет отработки, а магистр – 6. В случае несогласия с таким сценарием студент должен будет возместить расходы на обучение в полном объеме.

Кроме этого, парламентарий хочет ограничить возможность получения бесплатного высшего образования возрастом до 30 лет (сейчас право на образование возрастом не ограничено). При этом студенты должны будут проживать только на территории России. В разговоре с «Фонтанкой» Сергей Вострецов заявил, что разумное планирование улучшит экономику государства и станет подспорьем для выпускников вузов.

– Сколько студентов сегодня в России учится на бюджете? Какая это доля от общего числа студентов?

– В прошлом году было 514 тысяч бюджетных мест. Из них почти две трети либо не устроены вообще, либо работают не по специальности.

Если взять сегодня в качестве работодателя всё государство, которое, как мы говорим, находится в рыночной экономике, то это процентов 70.

И нефтянка, и транспорт, и оборонка, они хоть и частные, но все с государственным участием. Я уже не беру там культуру, образование, медицину.

– Они все для вас госслужащие?

– Нет. Это просто рабочие места, связанные с государством. Поэтому, когда говорят,  что СССР закончился и плановости нет, я напомню, что сегодня государство самый большой работодатель. А в 90-е годы практически все училища стали институтами, а институты университетами.

Щёки раздули так, что ушей не видно! А прогнозы по востребованности специалистов вести перестали. А вот если взять армию, МВД – это ведь тоже государство, по сути дела, там эти столпы сохранили планирование своего заказа на кадры, чётко понимая, сколько им надо.

И точно так же можно сделать по любому другому министерству.

А для ребят-студентов это было бы просто честно. Начиная с их вопроса о том, какая у них будет зарплата через 5 лет, заканчивая пониманием, где конкретно они будут работать. Если это ребята-оборонщики, то поедут в Нижний Тагил.

Если это энергетики, то Ямал или ещё куда-то. Чтобы люди, поступая на учёбу, понимали, где их будущее. Это касается ежегодно сотен тысяч человек, которые скитаются и не могут найти работу. Постоянно приходят обращения: «помогите, не устроиться».

Фактически я написал законопроект из потребности граждан.

– Почему так долго надо отработать на государство?

– Вопрос о годах обязательной работы по распределению спорный. Мне нужно было от чего-то отталкиваться. Возможно, оптимально будет 3 года. Возможно, как в советском периоде, и службу в армии можно засчитывать будет. Это всё вопросы уже для второго чтения.

– Кому из студентов ваш законопроект сделает хорошо?

– Да процентам 90 студентов, которые хотят иметь стабильную работу. Порядка 250 000 студентов сегодня в России не могут найти себе работу. И они начинают просто ненавидеть государство.

Когда они шли на бюджет, они думали, что государство если тратит на них деньги, то оно в них нуждается и предоставит им рабочее место. Но по факту после выпуска они оказываются никому не нужными.

У нас сегодня ректорский и проректорский состав с многомиллионными зарплатами раздулись настолько, что занимаются учёбой ради учёбы. Но мы же должны учитывать интересы людей, а не ректоров. Именно поэтому почти для 100% это будет хорошо.

– Студенты полюбят государство, если их отправить в глушь?

– Это глупости! Образование остаётся бесплатным. Просто государство даёт дополнительную опцию. Государство как бы говорит: «Дружище, ты получаешь бесплатное образование, но государство и налогоплательщики твою учёбу оплатили вне зависимости от того, где они и ты живёшь». А государство – это люди.

– Меня всегда учили, что государство – это орган управления. Управления и насилия. В этом функция государства. Государство это никак не население страны.

– Нет. Государство это в первую очередь налогоплательщики, это люди. Я понимаю про орган управления. Но я говорю, что государство без людей не может быть. Чем вы будете управлять? Государство для людей.

А люди, которые заплатили налоги, ждут от этого органа управления, что он подготовит им специалистов, которых им надо, вне зависимости от того, где они живут.

Люди вправе требовать от государства отчёта об использовании их денег.

– Допустим, закон вступил в силу в 2018 году. Он кого коснётся? Всех, кто будет выпускаться начиная с лета 2019 года?

– Студентов, которые уже учатся, он не коснётся, потому что это будет неправильно. Вообще этот закон не пройдёт третье чтение, пока не будут готовы подзаконные акты. Сначала должно быть произведено планирование.

Планирование, когда каждый регион, каждая отрасль, каждый муниципалитет, каждое предприятие должны будут подать заявки по необходимым специалистам. Закон можно принять быстро, но года 2-3 уйдёт на его проработку.

– Вы когда последний раз Конституцию в руках держали?

– Я её регулярно держу в руках.

– А открываете?

– Перед каждым выступлением в Госдуме. Всегда под рукой. Регулярно её смотрю.

– Как Библию?

– Да! Поэтому все эти подвохи, что мой законопроект будет нарушать гарантированные Конституцией права, несостоятельны.

– Вы уверены, что ваш законопроект не противоречит Конституции, где в 37-й статье сказано, что «принудительный труд запрещен», а в 43-й – что «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование»?

– Стопроцентно не противоречит. Образование «бесплатное» и на «конкурсной основе» ведь никто не отменяет. И это не принудительный труд. Это контракт. Условие. Хочешь, не трудись. Обязаловки нет. Но тогда верни деньги.

– Студент откажется от распределения и откажется возвращать государству деньги за своё обучение. Что с ним делать тогда? В тюрьму, в армию, запрет на профессию?

– Не выедешь за границу. Не выплатишь ипотеку. Это уже вопросы подзаконных актов. Как сегодня привлекают к ответственности банковского должника, кто деньги не возвращает? Будет тот же самый механизм. Вообще механизмов возврата денег очень много. В тюрьму сажать, наверное, не будут.

– Вам смоленские студенты выслали копию Конституции. Вы с этой копией и пойдёте в Конституционный суд, если закон там решат проверить?

– На стёб отвечать смысла нет. Будет решение, будем думать.

– Возможно, пора просто отказываться от прописанных там принципов? Многие говорят, что они устарели, ну, не прижились, и людям удобнее вернуть всё к принципам СССР.

– Конституция тоже не священная корова. Жизнь идёт. Просто её писали тогда, когда у власти были либералы. Было очень много предателей. К примеру, я считаю, что труд вообще должен быть обязателен.

Если человек не инвалид, не мать-одиночка, не состоит на бирже труда, то он должен платить налоги. Сегодня 20 миллионов людей нигде официально не работают. Работают «серым образом». А миллионы людей зарплату получают в МРОТ и платят все налоги.

Так вот эти 20 миллионов ребят сидят у них на шее. Пользуются медицинскими услугами.

– Может, этих «серых негодяев» пенсии лишить?

– Ну пенсии может… Но мы же не можем им не давать медицину. Думаю, что нужно обязательное налогообложение. Нет денег? Вставай на биржу труда!

– А вы сами кто по профессии?

– Военнослужащий. Командир взвода. Первая специальность. А дополнительное образование – юрист-правовед.

– Вас распределяли после вуза?

– Я как положено 5 лет отслужил в системе МВД. Учился в Петербурге, в Институте внутренних войск МВД. Дальше работал там же. В службе информации. Преподавал.

– А как вам так повезло никуда не поехать, ни на Кавказ, ни на Дальний Восток?

– Это были 90-е. Всё разваливалось. Даже зарплату никто путём не платил. Но тех, кто просился, отправляли. А я был отец-одиночка. У меня ребёнок-инвалид был на руках. Поэтому оставили при институте.

– Сколько будет стоить выпускнику хорошее распределение?

– Я думаю, что молодой специалист будет прежде всего думать не об удобстве, а о повышении своей квалификации, чтобы до 25 лет наработать практику и дальше быть востребованным специалистом.

– И не сгореть ко времени самостоятельного трудоустройства в той глуши, куда распределят.

– В глуши экология. Не сгорит! Все говорят, что никто не хочет идти. Но посмотрите на МВД, другие силовые структуры, очередь желающих работать. Есть такое понятие – призвание. И это лучшие люди, которые хотят работать в системе государственных органов.

– Блатных не будет?

– Блатные были, есть и будут всегда. Но не так тотально. Куда вы отправите специалиста-оборонщика? Туда, где нет такой профессии, не отправите. Студенты будут заблаговременно понимать, куда они поедут. Конечно, будет предпочтение отдаваться своим регионам, откуда человек приехал.

– Вы знаете, что до вас с этой идеей носились коллеги в Росмолодёжи? В 2014 году. Так вот потом лидеры организации той поры сделали карьеру. Стали депутатами Госдумы. Вы уже в Думе. Куда дальше? В Минтруд?

– Меня устраивает то место, где я работаю. Одномандатный округ, мои избиратели. До конца срока еще много времени. У меня еще была инициатива по поводу ОСАГО, ее сейчас пришлось отозвать на доработку. И за это время количество людей, попавших без полиса в аварию, выросло на миллион, на 40%. Значит, вопрос актуальный. Я не гонюсь за популизмом.

Я и в случае образования понимаю, что натяну отношения с министерствами, потому что вряд ли кому-то хочется заниматься работой дополнительной, планированием. Ректорам тоже вряд ли понравится, хотя вот Кропачеву (ректор СПбГУ. – Прим. ред.) идея очень понравилась. Серьезные вузы проблем не будут испытывать. Учить специалистов только ради галочки – это очень дорого.

Мы не Америка, у нас нет таких ресурсов.

– А ведь когда-то были ресурсы!

– В 90-е мы сделали высшее образование как панацею. И это глупость. У меня папа шахтером был, мама моторы мотала, и я гордился своими родителями. И они получали гораздо больше, чем АТР-овцы.

– Вы займетесь восстановлением среднего специального образования? Оно же уничтожено.

– Когда еще Матвиенко (до 2011 года губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. – Прим. ред.) была в городе, я бился, чтобы не сокращали наши ПТУ.

– То есть вы уверены, что ваш законопроект подстегнет возрождение профтехучилищ?

– Конечно! Эти сотни тысяч человек, которые ежегодно выбрасываются на рынок и бегают с выпученными глазами, а потом переучиваются на рабочие специальности, они просто сразу будут попадать на рынок труда.

– Кто из коллег вас поддерживает, кто что сказал в поддержку? Пока в СМИ только критика, что можете сказать оппонентам сегодня?

– В ЛДПР сказали, что это не нужно, да и то, не целиком сказали. А что плохого-то? Что у ребят будет стабильная работа?

– Ребята будут связаны по рукам и ногам.

– Они сейчас связаны, потому что никому не нужны. Их же никто заставлять не будет, они будут выбор делать в начале пути своего, понимаете?

– Ваш законопроект – очередной кирпич в стенку «возрождаемого в России СССР» и его «железного занавеса» по периметру.

– Ну глупость! Весь мир живет планированием! Мы все развалили и побросали. Много было хороших вещей! Ценился человек труда, он был в почете.

Человек получал высшее образование только тогда, когда у него была потребность в карьерном росте. Вот китайцы, они не все бросили. Уже первая экономика мира.

Нам тоже не надо было пускать в транспорт и энергетику частный бизнес. Частный бизнес – легкая промышленность, еще какие-то вещи.

– Возврат к чему-то хорошему из Советского Союза может быть без возврата к чему-то плохому из Советского Союза?

– Только так и будет. Возврат в «совок» невозможен. Тоталитарно была одна партия. Но разумное планирование, прекращение коррупции – это, наоборот, улучшит экономику государства. Для ребят это большое подспорье будет. Люди это поддержат.

Николай Нелюбин, специально для «Фонтанки.ру»

© Фонтанка.Ру

Источник: https://www.fontanka.ru/2018/04/17/129/

Если работник получает второе высшее | «Гарант-Сервис» г. Киров

Может ли работодатель запретить мне получение второго высшего образования?
Если работник решил самостоятельно получить второе высшее образование, то фирма не обязана предоставлять ему учебный отпуск. И главное в данной ситуации — правильно определить, какое обучение относится к первому, а какое — ко второму высшему образованию.

Сейчас все большее число людей стремится получить дополнительное образование, в том числе второе высшее.

Но обязана ли фирма-работодатель в этом случае предоставлять сотруднику учебные отпуска и другие предусмотренные трудовым законодательством поблажки?

Учебный отпуск и прочие льготы

В Трудовом кодексе*(1) четко указано, что все гарантии и компенсации, связанные с обучением, фирма должна предоставить работнику, если он получает это образование впервые. Из чего следует, что, если сотрудник получает второе высшее образование, никакие льготы ему не положены. Организация имеет полное право не предоставлять такому работнику даже отпуск без содержания.

Однако в ситуации, когда сама компания явилась инициатором дополнительного обучения работника, она может в полной мере оплачивать ему это обучение, предоставлять учебные отпуска и другие льготы. Все эти условия должны быть зафиксированы непосредственно в трудовом договоре или в отдельном соглашении об обучении, которое заключается между компанией и сотрудником в письменной форме.

Например, если у работника есть высшее техническое образование, но для выполнения своих служебных обязанностей ему необходимо еще и экономическое, то фирма может направить его на обучение и по своему усмотрению оплачивать ему учебу (полностью или частично), а также дополнительный отпуск, проезд к месту учебы и т.д.

Таким образом, при получении работником второго высшего образования никаких жестких требований трудовое законодательство к фирме-работодателю не предъявляет. Организация вправе самостоятельно решать: обеспечивать работнику-студенту комфортные условия в связи с учебой или нет.

Эти выводы подтверждены и решениями Конституционного Суда РФ*(2), в которых указано, что нормы Трудового кодекса не мешают «решению вопроса о гарантиях и компенсациях работникам, получающим второе высшее образование, в рамках коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования и не исключают обязанность работодателя предоставлять таким работникам льготы в связи с обучением, если это предусмотрено коллективным договором либо соглашением между работником и работодателем».

Первое или второе?

Самое главное — не перепутать, какое образование относится к первому, а какое — ко второму высшему. Ведь если работнику не предоставить полагающиеся ему по закону льготы*(3), то фирму могут обвинить в нарушении трудового законодательства. А это повлечет наложение весьма существенных штрафов: от 30 000 до 50 000 рублей*(4).

В настоящее время система образования в России постепенно меняется, и уже в этом году практически все вузы должны перейти на так называемую болонскую систему. В отличие от традиционной системы, когда по итогам обучения студент получал диплом специалиста, теперь обучение будет производиться по двухступенчатой системе, включающей бакалавриат и магистратуру.

Поэтому, если работник, имеющий диплом бакалавра, через некоторое время поступил в магистратуру, это будет не вторым высшим, а лишь второй ступенью первого высшего образования*(5), и фирма обязана предоставить ему учебный отпуск и все другие положенные льготы. Причем не важно, совпадают ли направления обучения в данном случае или нет.

В то же время если сотрудник, обучающийся в магистратуре, уже имеет диплом специалиста, то это образование приравнивается ко второму высшему и, значит, никакие льготы такому работнику не положены*(6).

Налоговый учет расходов

Необходимо рассмотреть порядок налогового учета расходов в случае, если организация все-таки решила возместить сотруднику часть затрат в связи с получением второго высшего образования.

Если компания полностью или частично оплачивает обучение своего работника, то сумму затрат можно учесть в качестве прочих расходов при расчете налога на прибыль в полном объеме*(7).

Не имеет значения, первое это образование, второе или просто повышение квалификации.

Самое главное, чтобы у образовательного учреждения была необходимая лицензия и сам обучающийся отработал в фирме по трудовому договору не менее года (до или после учебы).

Со стоимости оплаты обучения НДФЛ удерживать не нужно (при условии, что оно проводится прежде всего в интересах компании, а не самого работника)*(8). Страховые взносы в данном случае также не начисляются*(9).

Однако в ситуации, когда фирма решила не только оплатить работнику стоимость самого обучения, но и, допустим, компенсировать расходы на проезд к месту учебы или наем жилья, необходимо учесть следующее.
Эти выплаты фирме будет гораздо сложнее обосновать при налогообложении прибыли, если они предусмотрены не в трудовом договоре, а, к примеру, в соглашении об обучении.

Кроме этого, с сумм возмещения дополнительных расходов в связи с повторной учебой придется удержать НДФЛ. В Минфине России считают, что такое возмещение является доходом сотрудника, полученным в натуральной форме. На эти суммы придется начислить страховые взносы, так как чиновники могут расценить их как выплаты, связанные не с учебой, а с трудовыми отношениями.

М. Кузьмина,
эксперт по финансовому законодательству

Экспертиза статьи:Д. Климов,

генеральный директор аудиторской компании «Истина»

Источник: http://garant-kirov.ru/articles/as201011/

Законовед
Добавить комментарий