Малоимущим и улучшение жилья

Ключи есть, права нет: бедным раздадут жилье

Малоимущим и улучшение жилья

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству РФ до 10 октября разработать механизмы обеспечения жильем граждан, имеющих невысокий уровень доходов, на условиях его сохранения в публичной собственности.

Речь идет о предоставлении малоимущим гражданам жилья без передачи его в собственность. Это и ряд других поручений по результатам проверки исполнения законодательства и решений президента по вопросам жилищного строительства опубликованы 18 июля на сайте Кремля.

Малоимущими семьями в РФ принято считать те, где уровень дохода в среднем на каждого взрослого члена семьи ниже прожиточного минимума. Этот показатель отличается в разных регионах, в среднем по стране он составляет около 11 тыс. рублей.

В настоящее время в России за чертой бедности живут около 19 млн россиян. Ранее Владимир Путин пообещал снизить численность этой категории населения в два раза к 2024 году и поставил такую задачу перед правительством в своем майском указе.

В настоящее время в пилотном режиме запущена единая система социального обеспечения (ЕГИССО), с помощью которой регионы должны создать реестры семей с низкими доходами, после чего им будет оказываться адресная помощь.

Проблемы с жильем в стране есть у многих категорий граждан. Так, ранее уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова уже призвала принять государственную программу обеспечения сирот жильем. По ее словам, сейчас проблема с выдачей квартир сиротам стоит очень остро и нынешняя программа простого субсидирования не способна ее решить.

Другую важную проблему в этом ключе 10 июля поднимала уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова. По ее словам,

очередь на соцжилье «практически встала». На учете стоят в том числе 16 тыс. участников военных действий, которые не могут получить жилье более 14 лет. «Нам нужна крупномасштабная программа приоритетов движения, «дорожная карта» по решению жилищного вопроса, проблемы в целом», — заявила омбудсмен.

Путин также поручил профильным ведомствам обеспечить формирование земельных участков для предоставления под индивидуальное жилищное строительство и достижение объемов ввода такого жилья к 2024 году на уровне свыше 40 млн кв.

метров в год, предусмотрев утверждение планов реализации комплексных проектов индивидуального жилищного строительства на таких земельных участках, включающих мероприятия по подготовке соответствующей инфраструктуры и индустриальному строительству домов.

При этом подчеркивается необходимость обеспечить синхронизацию инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций — субъектов естественных монополий в сфере электро-, газо-, теплоснабжения — с документами территориального планирования.

Правительству также поручено к сентябрю представить предложения о целесообразности ограничения однократным предоставлением за счет бюджетных средств субсидий гражданам на выплату первоначального взноса или компенсации процентной ставки по ипотечным (жилищным) кредитам. А также до декабря разработать требования по обеспечению архитектурного облика многоквартирных домов и качественных характеристик жилых помещений.

Отдельно Генеральная прокуратура РФ при участии Минстроя и Роспотребнадзора проведет комплексную проверку соблюдения законодательства органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при осуществлении функций по контролю за качеством возводимых жилых домов.

В целом, нацпроект «Жилье и городская среда» предполагает увеличение к 2024 году объемов жилищного строительства до 120 миллионов квадратных метров в год, а также улучшение жилищных условий пяти миллионов семей.

При этом запланировано снижение средней ипотечной ставки до уровня ниже 8%. До конца 2024 года на реализацию нацпроекта планируется потратить около триллиона рублей, 90% из которых — из федерального бюджета.

Ранее премьер Дмитрий Медведев сравнил текущую задачу по улучшению жилищных условий в РФ с реформой времен Никиты Хрущева.

«Чего скрывать, эта задача сопоставима с масштабным решением квартирного вопроса в 1950–1960 годы. Тогда, конечно, задача была несколько иной. Она состояла в том, чтобы переселить людей из бараков в собственное жилье — небольшое по площади, зачастую не очень хорошо спроектированное», — сказал Медведев, добавив, что сейчас в России строят «много и качественно».

Так, в 2018 году в эксплуатацию было введено свыше 1 млн квартир (75,7 млн кв. м), а также 230 тыс. индивидуальных жилых домов (32 млн кв. м). В прошлом году банки выдали 1,5 млн ипотечных кредитов примерно на 3 трлн руб., это на 50% больше, чем в 2017-м.

Источник: https://www.gazeta.ru/business/2019/07/18/12508645.shtml

Новый закон поможет малоимущим получить в Москве жилье :: Городская недвижимость :: РБК Недвижимость

Малоимущим и улучшение жилья

Бесплатно получить жилье из столичного фонда могут нуждающиеся в жилых помещениях граждане, имеющие статус малоимущих. По мнению экспертов, новый закон не поможет большому количеству малоимущих получить бесплатное жилье, поскольку жилплощадь между данными очередниками будет распределяться лишь после получения квартир льготниками. А количество льготников постоянно увеличивается.

На днях Мосгордума приняла закон “Об обеспечении права жителей Москвы на жилые помещения”. Согласно новому закону, бесплатно получить жилье из столичного фонда могут нуждающиеся в жилых помещениях граждане, имеющие статус малоимущих.

Документ уточняет порядок предоставления жилых помещений: отдельно для тех, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., и отдельно – для нуждающихся в жилье в соответствии с новым Жилищным кодексом. В законе сохранена существующая учетная норма площади жилого помещения, равная 10 кв. м на человека.

При этом уточняется, что площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех его частей, в том числе балконов, лоджий, веранд и террас.

По мнению опрошенных “РБК-Недвижимостью” экспертов, новый закон не поможет большому количеству малоимущих получить бесплатное жилье, поскольку жилплощадь между данными очередниками будет распределяться лишь после получения квартир льготниками. А количество льготников постоянно увеличивается.

Недавно Мосгордума приняла в окончательном чтении закон “Об обеспечении права жителей Москвы на жилые помещения”. В нем прописаны условия ведения жилищного учета очередников.

Так, установлен перечень документов, которые заявитель должен предоставить в муниципальный орган для рассмотрения вопроса о признании его нуждающимся в жилом помещении. Кроме того, систематизированы нормы о предоставлении жилья разным категориям граждан.

В документе подчеркивается, что срок проживания в столице, необходимый при постановке на учет для улучшения жилищных условий, составляет 10 лет. В законе также прописано такое понятие, как учетная норма.

Как поясняет заместитель руководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда столицы Николай Федосеев, учетная норма – это площадь помещения, при которой малоимущие граждане могут быть поставлены на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Если раньше в документе учетная норма формулировалась как “10 кв. м общей площади”, то теперь “10 кв. м площади жилого помещения”.

Согласно законопроекту, право на первоочередное или внеочередное улучшение жилищных условий имеют граждане, признанные нуждающимися в таком улучшении, в том случае, если они до 1 марта 2005 года успели предоставить в органы исполнительной власти города необходимые документы, подтверждающие это право.

Согласно новому закону, жильцы имеют право выкупить комнату или несколько комнат, если они были освобождены от других жильцов. Документ также увеличивается сроки подачи заявления о выкупе или занятии освободившейся комнаты в коммунальной квартире оставшимися жильцами с 30 дней до 6 месяцев.

Предполагается, что ежегодно будут вставать на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий около 7 тыс. малоимущих москвичей.

Однако вряд ли все нуждающиеся получат квартиры, поскольку фонд муниципальных квартир ограничен и формируется из жилья, которое передают городу подконтрольные московскому Правительству застройщики.

Последним приходится отдавать городу 40-45% квартир в возведенном доме – за то, что столица бесплатно предоставила землю под строительство. Некоторые коммерческие застройщики рассчитываются с городом деньгами. Так поступает с 2004 г. компания “ДОН-Строй”.

Например, доля города в объекте “Дом в Сокольниках” составила 17 млн долл.

Как рассказала “РБК-Недвижимости” директор департамента городской недвижимости Vesco Realty Вера Лукина, на сегодняшний день в первую очередь жилье предоставляется льготным категориям граждан, которые подразделяются на первоочередников и внеочередников.

Право на первоочередное предоставление жилья имеют инвалиды и многодетные семьи.

К категории внеочередников относятся лица, проживающие в условиях коммунального заселения последние пятнадцать лет, больные туберкулезом, инвалиды Отечественной войны, дети-инвалиды а также граждане, утратившие жилье в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

На практике получается, что в первую очередь, имеющаяся жилплощадь распределяется между льготными категориями граждан, а прочие очередники, даже находящиеся на учете не один десяток лет, продолжают ждать получения квартиры.

“Несмотря на то, что объем внеочередников составляет всего 2% от общего количества нуждающихся в жилплощади, очередь на получение квартиры идет крайне медленно, в связи с тем, что состав внеочередников постоянно возобновляется”, – отмечает В.Лукина.

Вера Ковалева 

Источник: https://realty.rbc.ru/news/577d33079a7947a78ce987c4

Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа

Малоимущим и улучшение жилья

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону.

Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма 

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим.

Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).

Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Ознакомиться с судебными решениями по спорам, связанным с предоставлением жилья по договорам социального найма, признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях либо снятием с соответствующего учета, можно в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ).

А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п.

1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв.

м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ).

При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях 

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов.

Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л.

и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления.

Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ.

Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета 

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи.

Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К.

никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К.

неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания.

Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т.

, причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш.

Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м.

(то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму.

Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было.

Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст.

6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими.

ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Источник: http://www.garant.ru/article/692747/

Жильё малоимущим семьям в 2019 году

Малоимущим и улучшение жилья

Одним из направлений поддержки малоимущих семей является предоставление жилья на различных льготных основаниях. Государство в целом и регионы в частности разрабатывают различные программы, чтобы помочь таким российским семьям.

Как получить статус малоимущих для получения жилья

Малоимущая семья – это официальный статус, который присваивается тем семьям, в которых среднедушевой доход не превышает прожиточный минимум по данному региону.

Для получения этого статуса нужно обратиться в отдел социальной защиты по месту постоянной регистрации семьи и подтвердить свои доходы.

Для подтверждения необходимо принести все документы и справки, которые подтверждают величину доходов в семье в совокупности.

При этом не имеет значения, кто получает эти доходы – супруг / супруга или дети. Имеет значение весь совокупный доход отдельно взятой семьи.

Чтобы семья получила такой статус, необходимо выполнение всего двух условий:

  • получаемый на семью доход невелик по различным причинам;
  • все члены семьи проживают вместе по одному адресу.

Первое условие выполнимо в том случае, если:

  • работают оба супруга;
  • второй супруг не работает по уважительной причине. Например, это мама, которая находится в отпуске по уходу за ребёнком;
  • учитывать нужно любой доход – от стипендии ребёнка – студента, до алиментов на ребёнка от бывшего мужа.

Если трудоспособный член семьи не работает без уважительной причины или ведёт асоциальный образ жизни, то получить такой статус не получится.

Как уже упоминалось, для сравнения берётся величина прожиточного минимума. В каждом регионе эта величина устанавливается на уровне местных властей и каждый квартал индексируется. Поэтому подтверждать свой статус приходится каждые 3 месяца.

Для получения соответствующего статуса и, как следствие, различных льгот, субсидий и компенсаций, необходимо:

  • самостоятельно подсчитать весь общий семейный доход. Учитывать стоит не только выплаты по основному месту работы, но и другие денежные поступления. Например, дивиденды от акций, размещённых в различных компаниях;
  • теперь нужно подсчитать, сколько членов одной семьи проживает по конкретному адресу. Учитывать стоит лишь супругов и их ближайших кровных родственников. Если в семье проживает старенькая бабушка, то её пенсию необходимо учитывать в совокупности;
  • теперь нужно высчитать среднедушевой доход на каждого члена семьи. Для того чтобы идти подавать документы на получение статуса, необходимо узнать эту величину за последние 3 месяца.

Очередь на жилье малоимущим

В каждом муниципальном образовании существует очередь на жильё. Очередь пополняется даже в том случае, если муниципальное жильё в этой административной единице не строится, и его нет в наличии.

Чтобы встать на очередь, необходимо:

  • получить статус малоимущей семьи. Для этого нужно подать документы в отдел социальной защиты. Никакого специального свидетельства (как, например, при получении статуса многодетной семьи) семья не получает. При этом сведения в единой базе данных по муниципалитету отражаются;
  • посетить администрацию или управу и записаться на приём в жилищный отдел. В небольших городах, сёлах или посёлках, очередью на жильё также занимается отдел социальной защиты или управляющий орган ЖКХ;
  • представить документы, которые подтверждают тот факт, что семья является малоимущей. Сведения есть в базе данных, но лишнее подтверждение не помешает. Поэтому документы о доходах должны быть при себе;
  • написать соответствующее заявление на улучшение жилищных условий;
  • дождаться решения комиссии по приёму данной семьи на учёт;
  • получить свой порядковый номер и жать получения жилья.

Зачастую, с момента постановки на очередь и до момента получения жилья проходит несколько лет. Причина в том, что строительством новых многоквартирных домов занимаются частные застройщики, а им крайне невыгодно отдавать несколько квартир на нужды муниципального образования.

А если муниципальное жильё есть в старом жилом фонде, то оно либо занято, либо находится в аварийном состоянии. Поэтому очередь практически не двигается.

Поэтому государство и регионы разрабатывают специальные программы по предоставлению жилья малоимущим семьям на льготной основе. Как правило, выдаётся денежная субсидия, которая имеет исключительно целевую направленность – покупка жилья. Субсидия предоставляется на безвозмездной основе. Она может составлять до 50% от стоимости жилья в данном муниципальном образовании.

Получение жилья малоимущим

Чтобы получить жильё по договору социального найма, мало быть малоимущим, ещё нужно получить статус «нуждающегося в улучшении жилищных условий».

Для этого необходимо выполнение следующих условий:

  • у семьи нет возможности самостоятельно приобрести жильё по рыночным ценам. То есть семья – малоимущая;
  • размер жилья на одного члена семьи не соответствует установленным нормативам. Например, в Москве – это 10 кв. м на одного члена семьи. Если семья из 6 человек проживает в квартире общей площадью 42 кв. м., то на одного члена семьи приходится менее 10 кв. м;
  • жильё признано аварийным. Здесь можно пойти двумя путями:
    • получить статус нуждающихся и встать на очередь;
    • стать участником программы расселения аварийного жилья. Как правило, эти две программы действуют параллельно.

Субсидия на жилье малоимущим

Так как частные застройщики всё меньше строят муниципального жилья, то государство разработало программу по предоставлению малоимущим семьям субсидий. Чтобы получить такую помощь, необходимо получить статус «нуждающихся в улучшении жилищных условий». В ст. 51 ЖК РФ сказано, что получить его могут семьи, которые:

  • не имеют собственного жилья (ни один из членов семьи не является собственником или нанимателем жилья). Это означает, что в базе данных Росреестра нет свидетельства о собственности или договора социального найма;
  • семья проживает в жилище, которое было признано уполномоченной комиссией как аварийное жильё. То есть оно в ближайшее время должно быть расселено, а, впоследствии, снесено;
  • в одной семье есть тяжело больной человек, которому, согласно нормам Минздрава, должно быть выделено отдельное жилое помещение;
  • в одном изолированном жилом помещении проживают несколько семей. То есть имеет место быть коммунальная квартира, а они запрещены законом;
  • жильё, взятое в найм по соответствующему договору, или собственное жилье не отвечает нормам на 1 человека.

Если присутствуют эти факторы, то семью должны поставить на учёт. Если у властей есть возможность, они должны предоставить семье муниципальное жильё, которое должно соответствовать всем нормам жилого помещения, в том числе и по квадратным метрам на одного человека. Если нет возможности выделения жилья из муниципального фонда, то государство должно выделить семье субсидию.

Для получения выплаты необходимо:

  • встать на учёт, написав соответствующее заявление и предъявив все необходимые документы;
  • дождаться положительного решения комиссии о признании статуса семьи;
  • теперь нужно встать на очередь, поучив свой «номерок»;
  • теперь нужно подавать документы на получение субсидии. Нужно подготовить:
    • паспорта всех членов семьи, которым уже исполнилось 14 лет;
    • если в семье есть дети, которым нет 14 лет, то необходимы их свидетельства о рождении;
    • справка о составе семьи;
    • документ, подтверждающий наличие брачных уз;
    • документ из БТИ;
    • дополнительные документы, которые подтверждают право семьи на дополнительное льготное обеспечение. Это может быть пенсионное удостоверение, свидетельство о многодетности и прочее.

Когда уполномоченная комиссия примет положительное решение о выделении субсидии конкретной семье, нужно будет предпринять следующие шаги:

  • специально открыть банковский счёт или дать реквизиты уже открытого ранее счёта. Важно! Никто не даст семье деньги наличными, они будут перечислены на специальный счёт;
  • теперь нужно заняться подбором жилья. Оно должно быть эконом класса и отвечать всем требованиям. Для подбора нужно обратиться в агентство недвижимости и вместе с ними подобрать хороший вариант. Есть такие агентства, которые работают с различными программами господдержки;
  • после того как жильё будет выбрано, его необходимо зарегистрировать по всем правилам, включая подписание договора купли-продажи;
  • затем этот договор нужно передать в банк для того чтобы со счёта продавца была списана определённая сумма;
  • подписание акта приёмки – передачи;
  • нужно обязательно взять с продавца расписку о том, что деньги им получены;
  • теперь необходимо зарегистрировать право.

Рекомендуется работать вместе с опытным юристом. Он подскажет и поможет правильно провести сделку. Когда право будет зарегистрировано, необходимо самостоятельно обратиться в жилищный отдел и снять семью с очереди.

После того как семья получит сертификат на выделение субсидии, она должна воспользоваться им в течение одного года. Если этого не сделать, он будет аннулирован.

Предоставление жилья малоимущим многодетным семьям

Многодетная семья – это семья, в которой воспитываются 3 и более несовершеннолетних детей. Это дополнительное условие «льготности» при постановке на учёт для получения жилья.

Порядок постановки на учёт и выделения жилья или субсидии точно такой же, как и при отсутствии фактора многодетности.

Документы на жилье малоимущим

Чтобы встать на очередь на жильё и получить его, необходимо не только подтвердить статус малоимущей семьи, но и статус семьи, которая нуждается в улучшении жилищных условий.

Для получения статуса малоимущих нужно принести в жилищный отдел следующие документы:

  • справку о составе семьи. Если документы подаются через МФЦ, то эта справка оформляется сразу же на месте;
  • документы, подтверждающие доходы. К таковым могут быть отнесены:
    • справка о доходах по форме 2НДЛФ;
    • справка о размере получаемой пенсии;
    • справка о размере получаемой стипендии;
    • справка о размере получаемых алиментов;
    • справка о размере получаемых пособий;
    • декларация по форме 3НДЛФ, если один из членов семьи занимается предпринимательской деятельностью;
    • справка о получаемых дивидендах от размещённых в различных компаниях акций;
    • иные документы, которые могут подтвердить тот или иной вид дохода в данной семье;
  • паспорта всех членов семьи, которым уже исполнилось 14 лет;
  • свидетельства о рождении детей, которым ещё не исполнилось 14 лет;
  • свидетельство о заключении или прекращении брака либо судебных решений о прекращении брака;
  • трудовые книжки всех трудоспособных членов семьи или справки из Центра занятости населения, если кто-то из них имеет официальный статус безработного;
  • документ о подтверждении права владения или права на проживание в данном жилище;
  • выписки из ЕГРП в отношении каждого из членов семьи о составе и стоимости налогооблагаемого имущества. Получить эту справку можно в местном отделении Росреестра или распечатать с сайта Госуслуги;
  • если кто-то из членов семьи имеет инвалидность, то необходимо представить справку МСЭ;
  • копию начальной страницы сберегательной книжки или лицевой стороны банковской карточки, на которую будет приходить материальная помощь.

Для постановки на учёт в качестве нуждающихся нужны следующие бумаги:

  • справки из кадастровой, регистрационной палаты, БТИ, которые подтверждают, что у семьи нет собственного или муниципального жилья. Ели же такое жильё имеется, то нужны справки о том, что семья «не помещается» на такой площади;
  • если жильё признано аварийным, то решение специальной комиссии;
  • справка о составе семьи, то есть обо всех, кто имеет постоянную регистрацию на данной жилплощади;
  • если в семье есть официально безработные, то справку из Центра занятости;
  • если дети – школьники или студенты, то справки с места учёбы;
  • если семья живет в общежитие или коммунальной квартире, дополнительно на каждого человека предъявляется санитарный паспорт.

Государственные программы по жилью для малоимущих

В каждом регионе есть свои программы по предоставлению жилья малообеспеченным и малоимущим семьям на льготных условиях. Для получения более точной информации нужно обращаться в отдел социальной защиты.

Источник: https://trudinspection.ru/alone-article/maloimuschaya-semya/zhilyo-maloimuschim-semyam/

Слышал, что государство дает малоимущим субсидии на улучшение жилищных условий. Как их получить?

Малоимущим и улучшение жилья

Меня зовут Дмитрий, я живу в Мытищах. Меня давно интересует вопрос о субсидии на улучшение жилищных условий для малоимущих семей.

Моя официальная зарплата — 10 тысяч рублей, у супруги — 17 тысяч рублей, у нас один ребенок трех лет и квартира 32 кв. м не в нашей собственности. Имеем ли мы право на получение такой субсидии? Какие вообще критерии для ее получения?

Спасибо,
Дмитрий

Расскажу, что из этого реально и каким требованиям надо соответствовать.

Если у вас нет своего жилья, неважно, сколько квадратных метров в квартире, где вы живете, — вы все равно считаетесь нуждающимися.

Жилье есть, но на всех не хватает. Если у кого-то из членов семьи есть жилые помещения, но на одного человека приходится меньше квадратных метров, чем установлено муниципалитетом, все они нуждаются в жилье. Используется специальный показатель — учетная норма. Он свой для каждого муниципального образования.

В семье есть тяжелобольной. Нуждающимися признают семьи, один из членов которых страдает тяжелой формой хронического заболевания.

Настолько тяжелой, что совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Тут есть особые условия: в квартире должно жить несколько семей, не должно быть другого жилья.

Перечень заболеваний определяет правительство, там реально тяжелые случаи. Туберкулез, например.

Две последние ситуации — экстраординарные, рассматривать их я сейчас не буду. Остановлюсь на том, что близко каждому: нет своего жилья либо жилье есть, но на всех не хватает.

Вы пишете, что живете в небольшой квартире, но она не в вашей собственности. Я не знаю, есть ли у вас другие квартиры или дома. Видимо, нет. В таком случае вам нужно вставать на учет просто на том основании, что у вас нет своего жилья в собственности или по договору соцнайма.

Если вы прописаны у родителей, будут дополнительные сложности. Администрация может установить состав семьи по прописке и учесть квартиры, которыми владеют ваши родители. Вам нужно будет доказать, что фактически вы живете отдельно и у вас своя семья. Можно использовать договоры о найме квартиры, показания свидетелей, квитанции об оплате коммунальных услуг.

Федеральная программа действует в связке с региональными и муниципальными. В Московской области это государственная программа «Жилище» на 2017—2027 годы. В Мытищах есть своя муниципальная программа — «Жилище городского округа Мытищи» на 2017—2021 годы.

По госпрограмме государство может оплатить молодой семье 30% от стоимости квартиры или дома. Семьям с детьми — 35%. В регионах могут быть дополнительные выплаты: например, если рождается еще один ребенок.

Критерии для участия в программе:

  1. И вы, и супруга младше 36 лет.
  2. Вы признаны нуждающимися в жилом помещении.
  3. Вы можете оплатить основную часть жилья.

Как подать документы на программу и что вас ждет дальше, мы писали в статье «Как оформить документы для субсидии по программе “Молодая семья”?».

Расскажу о том, как подтвердить, что у вас достаточно денег, чтобы оплатить стоимость дома или квартиры сверх субсидии.

У участника госпрограммы должны быть доходы, позволяющие взять ипотеку, либо достаточная сумма накоплений. Для семьи из трех человек, которая живет в Мытищах, это минимум 2 млн рублей. Это очень примерный расчет.

Государство считает размер субсидии исходя из расчетной стоимости квартиры. Она определяется по двум нормативам: норме предоставления и нормативу стоимости квадратного метра. Норма предоставления по госпрограмме для семьи из трех человек — 18 кв. м на каждого. Общая расчетная площадь квартиры будет 54 кв. м.

Норматив стоимости квадратного метра в Мытищах — 57 748 рублей. Умножим и округлим: расчетная стоимость квартиры — около 3 млн рублей. Государство оплатит 35% от этой стоимости, то есть около миллиона рублей. Остальную часть стоимости квартиры семье нужно будет заплатить самой — это 2 млн рублей.

На самом деле квартира может стоить дороже, тогда семье нужно накопить больше денег. Размер социальной выплаты от этого не изменится, он считается по нормативам.

Платежеспособность можно подтвердить справкой с работы, выпиской по счету, справкой от банка и не только.

Порядок подтверждения доходов устанавливают субъекты РФ. Единого федерального порядка нет.

Порядок, действующий в Московской области, позволяет подтвердить доходы:

  1. справкой об одобрении кредита на определенную сумму;
  2. выпиской о наличии денежных средств на банковском счете;
  3. договором займа, заверенным у нотариуса;
  4. отчетами оценщиков о стоимости принадлежащих вам машин и земельных участков;
  5. копией государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, если рождается второй ребенок.

А вот, например, в Саратовской области молодые семьи могут подтвердить постоянный доход не только справками от работодателей, но и копиями деклараций по НДФЛ, ЕНВД, УСН. В разных регионах по-разному, проверяйте.

Вы можете приложить к заявлению один документ, два или все сразу. Если официальный доход небольшой, налоговые декларации вам не помогут.

Прикладывайте выписки по банковскому счету, справку об одобрении кредита на определенную сумму, отчеты об оценке имущества. Как именно вы будете доказывать платежеспособность, зависит от региона, в котором вы живете.

Уточняйте это в своей администрации. Главное — убедить чиновников, что вы сможете оплатить стоимость жилья сверх субсидии.

Если все документы устроят администрацию, вас включат в список молодых семей — участниц госпрограммы. Стоять в очереди можно долго, но шанс получить поддержку от государства есть. Вот данные по Московской области:

  1. В 2016 году поддержку по этой программе получила 341 семья.
  2. В 2017 — 313 семей.
  3. В 2018 — 429 семей только с января по июнь.

Если вам или супруге уже исполнилось 36 лет, под госпрограмму вы не попадете. Просто так малоимущим государство не дает субсидий на приобретение жилья. Зато им выдают квартиры по соцнайму. Это не собственность, но жить можно. Квартиры дают в порядке очереди, ждать нужно долго.

Здесь можно руководствоваться принципом: нужно заявлять о своем праве. Если встать на учет, когда-нибудь очередь может до вас дойти. Если не встать — не дойдет никогда.

ћр

Муниципалитет учитывает весь доход членов семьи, а также все принадлежащее им имущество. Включая машины. По смыслу региональных законов малоимущими признают тех, кто не может накопить на свое жилье или взять квартиру в ипотеку. При расчете учитывается региональный прожиточный минимум и стоимость квадратного метра в муниципальном образовании. В каждом регионе правила свои.

Вы пишете, что ваш средний доход — 10 тысяч рублей, у вашей супруги — 17 тысяч рублей, в семье двое взрослых и один ребенок. Значит, совокупный доход семьи — 27 тысяч рублей.

Вычитаем прожиточный минимум в Московской области за 3 квартал 2018 года: 13 496 рублей для взрослых, 11 925 рублей для детей. Всего 38 917 рублей. Получаем отрицательную величину.

Если у вас нет иного заработка, машин, земельных участков и квартиры, вы попадаете в категорию малоимущих и можете вставать на жилищный учет.

Вы можете получить субсидию на покупку квартиры от государства, если подходите по возрасту. В вашем случае размер субсидии — 35% от расчетной стоимости квартиры. Низкий официальный доход — это минус, но вы можете подтвердить платежеспособность другим способом.

Я думаю, нужно пробовать и подавать заявление на участие в программе. К тому же обратиться в администрацию можно бесплатно.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: ask@tinkoff.ru. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/ask/low-income/

Законовед
Добавить комментарий