Кто будет нести ответственность за ДТП?

При дтп кто несет ответственность водитель или собственник

Кто будет нести ответственность за ДТП?

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Эвакуация автомобиля на штрафстоянку

Иногда возникает такая ситуация, когда виновный в ДТП водитель, не является собственником транспортного средства, и его ответственность не застрахована. Обязан ли в этом случае он возмещать стоимость ремонта , если законность его владения ТС, и информация о противоправности его действий отсутствует, а собственником ТС был заключен договор ОСАГО.

Автоинструкторы помогут разобраться в этой ситуации. Согласно общих правил, ответственность за вред, который причиняет средство повышенной опасности, которым и считается автомобиль , несет его хозяин собственник.

В судебной практике это правило используют и при взаимодействии двух источников повышенной опасности. Возможность признать владельца законным при отсутствии надлежавшим образом оформленных документов является спорной.

Законным владельцем может считаться лицо, которое владеет ТС на праве собственности, на правах оперативного управления или хозяйственного ведения, либо на другом законном основании. Если источник повышенной опасности на законных основаниях находится во владении иного лица, а не собственника, то ответственность за принесенный вред несет то лицо, которое фактически владело ТС.

Законом не определен круг лиц, которых возможно рассматривать в качестве законных владельцев. В каждом случае все зависит от обстоятельств.

Обязательно нужно отметить, что законным владельцем не может считаться лицо, которое управляет ТС, этим исполняя свои должностные обязанности, согласно гражданско-правовому или трудовому договору.

Любую ответственность за действия подобных лиц несет владелец или собственник ТС. Остается открытым вопрос о том, кто отвечает за вред, причиненный источником повышенной опасности, если его собственник передал его другому лицу, без оформления каких-либо документов.

Иногда судьи исходят из того, что отсутствие необходимого документа не является основанием для освобождения владельца от ответственности, если управление ТС проходило в присутствии собственника. В некоторых случаях суды принимают иные доказательства, кроме свидетельских.

Иногда в подобных ситуациях суды возлагают ответственность и на собственника, за то, что он передал источник повышенной опасности в посторонние руки без оформления необходимых документов доверенности.

Если собственник сможет доказать, что транспортным средством завладели в результате неких противоправных действий, то вина будет возложена на лицо, которое незаконно завладело источником повышенной опасности.

Однако стоит учитывать, что договор ОСАГО распространяется на всех законных владельцев ТС, вне зависимости от того, кто выступает страхователем, и указанно ли то или иное лицо в качестве допущенного к управлению ТС.

В большинстве случаев, для получения необходимой выплаты потерпевший не обязан доказывать, законно или нет владел причинитель вреда автомобилем. Это обязанность правомерно или нет владение ТС ложится на страховщика. В данном случае незаконным считается такое владение, которое было совершенно в результате противоправного завладения транспортным средством.

— Протокол по спутнику.

Развитие транспортной инфраструктуры, совершенствование характеристик автомобилей и возрастающее количество автовладельцев обуславливает и развитие регулирования автотранспортных правоотношений, в которых немаловажная роль отведена ответственности собственника транспортного средства при ДТП.

Учитывая, что к ответственности в случае происшествия привлекаются и водители, не являющиеся владельцами авто, встает вопрос о разграничении наказания. Водитель автотранспорта, совершив правонарушение, повлекшее дорожно-транспортное происшествие , может нести различные виды ответственности — от гражданско-правовой до уголовной.

Какой именно, зависит от характера противоправных действий, последствия которых — наложение определенных санкций либо возмещение причиненного вреда.

Когда наступает ответственность собственника автомобиля при ДТП?

Кто несет ответственность за совершенное ДТП? Если человек, управляющий автомобилем в момент совершения аварии одновременно является и его собственником, то вывод очевиден.

Виновником будет признан владелец (он же человек, находившийся за рулем авто в момент аварии).

В этом случае собственник (он же водитель) отвечает за свои действия согласно административному, гражданскому или уголовному кодексу в зависимости от последствий аварии.

Но нередко возникает ситуация, при которой управляет транспортным средством родственник, коллега, друг или просто знакомый.

Кто будет нести ответственность за совершенное деяние в этом случае? Законодательная база РФ гласит, что ответственность ложится на того человека, который находился за рулем в момент совершения ДТП и управлял им на законных основаниях (доверенность, наличие фамилии водителя в полисе ОСАГО, праве аренды и т.д.). В данном случае, собственник не несет ответственности за последствия ДТП и причиненный ущерб.

Административная ответственность собственника при ДТП наступает при передаче управления лицу, которое находится в состоянии алкогольного опьянения, и составляет 30000р и лишение права управления ТС для собственника на срок от 1,5 до 2 лет (КоАП 12.8 ч2). Если же водитель не получал водительского удостоверения  или лишен ВУ, то штраф для собственника авто в этом случае составит 30000р согласно статье 12.7 КоАП.

Источник: https://zakon.okd1.ru/zakon/pri-dtp-kto-neset-otvetstvennost-voditel-ili-sobstvennik/

Несет ли собственник автомобиля ответственность при ДТП?

Кто будет нести ответственность за ДТП?

Но в вашем случае следует подготовиться к судебной тяжбе. В качестве аргументов для ответа на суде придется использовать уже упомянутую норму Гражданского кодекса. Судебная практика говорит, что на уровне городов и районов дело иногда решается не в пользу собственников транспортных средств. И только следующие инстанции готовы принять реальные доводы.

Но вот далее в этой же статье ГК РФ есть уточнение. Оказывается, возмещать вред должны не только владельцы автомобилей, но и те, кто водит его по доверенности.

В нынешнее время доверенности используются в ограниченном числе случаев, для того чтобы на законном основании водить авто достаточно быть вписанным в полис по ОСАГО.

Такая запись — тоже, по сути, доверенность. Как раз ваш случай.

Кто должен отвечать за совершенное ДТП, собственник или находившийся за рулем человек

История, предшествовавшая судебным тяжбам. В августе 2014 года произошло серьезное ДТП, пострадали люди, один человек погиб. Водитель не справился с управлением на дороге. Отметим, что автомобилем управлял не собственник автомобиля, хозяин сидел рядом на пассажирском сиденье.

Как сказано в материалах, виновником ДТП была признана женщина, управлявшая в тот момент автомобилем, впрочем, уголовное дело в отношении ее было закрыто (не было выявлено состава преступления), но вот моральный вред находившаяся за рулем авто должна была выплатить сполна. 1 млн. рублей через суд потребовали с нее безутешные водители- компенсация морального вреда в связи с гибелью дочери и 500 млн. рублей на лечение.

Что могут предъявить собственнику авто при ДТП, если за рулем был не он

Дело в том, что в подобных ситуациях, собственник автомобиля, как правило, подает (а если у него есть концы в полиции, то это вообще не проблема) заявление об угоне.

При правильно составленном исковом заявлении, вас этот момент вообще не будет волновать. Это хозяин авто будет в суде доказывать, что машину угнали.

Но, стоит отметить, что если заявления об угоне не было, то хозяин машинки вляпался по полной.

Тут надо понимать, что в данной ситуации может быть не только ответственность виновника ДПТ, а общая. Если точнее, то солидарная ответственность. Таким образом, искможет быть подан как на виновника ДПТ, так и на собственника автомобиля.

Ответственность владельца ТС при ДТП

  • непреодолимая сила — форс-мажор — наличие чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств. Фактически наличие обстоятельств непреодолимой силы прекращает правоотношения;
  • умысел потерпевшего — противоправное поведение потерпевшего, который предвидит и допускает наступление неблагоприятных для него обстоятельств;
  • транспортное средство до наступления последствий ДТП выбыло из владения владельца (автомобиль был угнан) — владелец должен доказать, что ТС выбыло из владения без его вины.

Интересное:  Как написать характеристику человека

Собственник автоматически понесет административное наказание в соответствии с положениями ст. 2.6.1. КоАП РФ, если фиксация происшествия произведена с помощью автоматической фото-, видеозаписи.

Исключение: при ДТП в случае обжалования постановления о совершении административного правонарушения, собственник может представить достаточные и относимые к делу доказательства, что управляло ТС иное лицо, которые суд примет во внимание.

Ошибочно мнение, что достаточно предоставить договор купли-продажи автомобиля в суде, чтобы доказать непричастность собственника к правонарушению, зафиксированному в автоматическом режиме.

Стоит помнить, что договор купли-продажи не является свидетельством смены хозяина ТС, если не произведена перерегистрация в подразделениях ГИБДД. Если вы продали автомобиль, но в течение 10 установленных законодательством дней новый собственник не подал документы на регистрацию, обязанность по снятию с него переходит на вас.

Хозяин машины — ни при чем

Примечательно, что в истории, которую сейчас рассматривал Верховный суд, родственники погибшего по закону об ОСАГО могут рассчитывать на компенсацию в размере 475 тысяч рублей от страховщика виновника ДТП. Плюс 25 тысяч — это действительно установленные законом расходы на погребение.

Если бы родственники погибшего привлекли страховую компанию не в качестве третьего лица, а в качестве соответчика, то они могли бы рассчитывать на получение всей этой суммы, которая почти в три раза превышает заявленный ими ущерб. В итоге они получили только затраты на судебные издержки.

На кого подавать в суд при ДТП, на хозяина или водителя

Почему было принято именно такое решение? Верховный суд, изучив обстоятельства дела, установил, что водитель Смирнов Г.Б. управлял автомобилем на законных основаниях, так как имел генеральную доверенность от владельца машины, Сазонова П.Л. В дополнение ко всему, данный водитель был вписан в страховой полис ОСАГО.

Так называемая солидарная ответственность хозяина машины и виновника аварии встречается нечасто. Если попытаться объяснить данную ответственность понятнее, то получается, что у потерпевшего появляется возможность самому определить лицо, которое будет возмещать ему ущерб. Также он может принять решение, что отвечать будут обе стороны.

Кто возмещает ущерб от ДТП, лицо, сидевшее за рулем, или собственник авто

Определившись с лицом, которое по закону обязано возместить убытки, требуйте этого от него письменно. Ответ ждите в течение недели. Получив отказ или не получив ничего, подавайте на него иск о компенсации причиненного в результате автоаварии вреда.

Обязанность возмещения причиненного вреда ложится на водителя или хозяина автомобиля. В этом случае, не всегда удается в короткий срок взыскать требуемую на ремонт сумму. Сложность заключается в том, что человек может просто не располагать такими деньгами.

Интересное:  Льготы Ветеранам Боевых Действий В 60 Лет

Ответственность за ДТП на чужой машине

Многим иногда приходится садиться за руль автомобиля друга или родственника.

И если в этой ситуации человек становится участником аварии, не всегда понятно, какая ответственность грозит, есть ли она вообще.

Участия в расследовании дела о ДТП водителю чужой машины не избежать. А будет ли он наказан, придется ли выплачивать компенсацию, зависит от обстоятельств.

  • Если сбил пешехода. Здесь того, кто был за рулем, возможно, заставят выплачивать деньги на лечение, даже если он не нарушал ПДД. Потому что машина является источником повышенной опасности, что по Гражданскому Кодексу налагает на автомобилиста особую ответственность. И если пешеход подаст в суд, скорее всего получит компенсацию за подорванное здоровье. Деньги возьмут с того, кто был за рулем, а не с владельца ТС.
  • Если в результате аварии погиб человек. Признание автомобилиста, управляющего не своей машиной, виновным приведет к применению уголовной ответственности.

Часто в жизни (автовладельцев и не только) встречаются такие ситуации, когда виновником ДТП является водитель, который хозяином (собственником) «виновного» автомобиля не является.

И еще при этом бывают ситуации, когда получить возмещение по страховке не получилось (например, страховая отказала в выплате или страхового возмещения оказалось недостаточным для ремонта, или вообще автомобиль виновника не был застрахован).

Источник: https://ukstrela.com/neset-li-sobstvennik-avtomobilya-otvetstvennost-pri-dtp/

Кто и как несет ответственность за ДТП с пострадавшим

Кто будет нести ответственность за ДТП?

Многим водителям приходилось попадать в аварийные ситуации, доставляющие множество неприятностей. К сожалению, не всем автомобилистам удается этого избежать, даже самым опытным.

Даже самые аккуратные водители иногда попадают в аварии и вынуждены нести ответственность за ДТП по закону.

Законодательством предусмотрены разные наказания, в зависимости от тяжести ситуации и нанесенного вреда.

Что собой представляют ДТП?

Авария с последствиями

ДТП или дорожно-транспортные происшествия, согласно правилам дорожного движения – это события, в результате которых при движении по дороге автомобиля, мотоцикла или другого транспортного средства страдают или гибнут люди, повреждается транспорт или наносится другой материальные ущерб. Ключевыми отличительными чертами ДТП от обычного нанесения вреда считаются:

  • ДТП происходит с участием транспорта, движущегося по автомобильным дорогам. К ДТП не относятся аварии на ж/д путях, автокатастрофы и столкновения речных/морских судов.
  • ДТП – это ситуация, произошедшая при движении. Если в автомобиле происходит утечка газа из-за неисправности газобаллонного оборудования с последующим взрывом, независимо от ущерба, это не будет признано ДТП.
  • ДТП всегда связывают с причинением вреда. При отсутствии материального ущерба или пострадавших, событие рассматривают в качестве нарушения ПДД или административного правонарушения, но не ДТП.

Все перечисленные признаки очевидны, но их важно учитывать, определяя ответственность виновного в ДТП. Дело в том, что иногда именно факт самого нарушения является ключевым фактором при определении наказания.

Ответственность и штрафы – какие они?

ДТП с пострадавшим

Что касается ДТП, обычно все говорят об административных штрафах, вспоминая ответственность собственника при ДТП. В действительности иногда виновникам приходится отвечать и более серьезно. Рассмотрим существующие виды ответственности участников ДТП:

  • гражданская ответственность за наносимый вред;
  • уголовная, когда нанесенный вред значителен (погиб или серьезно пострадал человек);
  • административная при нарушении правил дорожного движения.

Гражданскую ответственность описывает первый параграф 59-ой главы гражданского кодекса России. Автомобилистам особое внимание следует уделять статье 1079 ГК страны.

Согласно ней, владелец автомобиля или другого транспортного средства отвечает за наносимый при его эксплуатации вред, если не сумеет доказать, что причина в форс-мажорных обстоятельствах или умысла пострадавшего.

Следовательно, нужно каким-либо образом доказать невиновность, иначе ответственности собственника при ДТП, сидевшего за рулем, избежать не удастся.

Упомянутую статью применяют в каждом случае, когда страдают пешеходы. В случае аварий с участием двух автомобилей вред возмещается по общим правилам согласно статье 1064 гражданского кодекса: платить будет виновный участник происшествия.

Статьи и наказания

Оформление протокола

Вся 12-я глава КоАП посвящена административной ответственности. За саму аварию виновник отвечает лишь в случае нанесения вреда здоровью человеку, согласно статье 12.24. так как ДТП в большинстве случаев связаны с нарушением правил, то к виновнику могут применяться меры по целому ряду других статей, среди которых:

  • статья 12.5 – неисправность машины;
  • 12.7 – отсутствие водительского удостоверения;
  • 12.8 – водитель пьян или находился под наркотическим опьянением;
  • 12.9 – авария обусловлена превышением скоростного режима;
  • 12.27 – виновник покинул место ДТП или нарушил другие требования.

Конкретная статья, размер штрафных санкций и срок лишения водительского удостоверения зависит от конкретных обстоятельств, повлиявших на ДТП. Когда при аварии наносится тяжкий вред здоровью человека или есть летальный исход, виновного в аварии ждет уголовное наказание. Уголовная ответственность при ДТП описана в 264 статье кодекса, а нарушителю грозит:

  • тюремное заключение на срок от 2 до 9 лет (минимальное наказание при тяжком вреде здоровью, а максимальное за убийство двух и более людей при алкогольном опьянении);
  • лишение на срок до 3 лет (дополнительная мера, применяемая при некоторых дополнительных факторах);
  • штраф 200-300 тыс. рублей и лишение свободы на срок до 2 лет.

Последний вариант касается водителей, которых уже привлекали к ответственности по 264 статьей уголовного кодекса или выносили административное наказание. В таком случае даже при ДТП или другом нарушении будет вынесен столь большой штраф, а отягчающие обстоятельства могут лишить свободы. В любом случае при этом виновника аварии лишат водительского удостоверения на три года.

Что считается отягчающими обстоятельствами?

Пьяный водитель

Конкретная административная или уголовная ответственность за ДТП, применяемая к виновнику, зависит от отягчающих и смягчающих обстоятельств. В роли последних выступает многое, что судья может счесть важным. Что касается отягчающих обстоятельств, их немного и все они обозначены в законодательстве:

  • продолжение противозаконных действий, независимо от обратных требований уполномоченных лиц;
  • повторное нарушение;
  • вовлечение несовершеннолетнего лица (например, водитель пустил за руль подростка моложе 18 лет);
  • нарушение совершено группой людей, а не одним человеком;
  • авария произошла при чрезвычайных обстоятельствах;
  • виновник был в состоянии опьянения.

В случае с гражданской ответственностью отягчающих обстоятельств не бывает, а сам термин не используют. Усугубить наказание могут обстоятельства, описанные в первой части 63-ей статьи уголовного кодекса:

  • рецидив;
  • особо активная роль в совершении нарушения;
  • тяжкие последствия и пр.

Далеко не каждое из них применяется в случае с разбирательством по ДТП, так как 264-ая статья уголовного кодекса относится к ситуациям, когда преступление совершают по неосторожности. В связи с этим сложно представить аварию, совершаемую группой людей по предварительному сговору.

Можно ли избежать ответственности?

Съемка места ДТП

Напоследок дадим несколько советов как избежать ответственности за ДТП в 2017 году, если вы невиновны. Чаще всего виновникам выписывают штраф или лишают прав, но бывают и уголовные наказания. Чтобы не оказаться без вины виноватым, нужно придерживаться нескольких элементарных правил:

  • Используйте видеорегистратор. Съемка на него позволит доказать невиновность, поэтому при составлении протокола в графе с объяснениями обычно поставьте заметку, что есть видеозапись, сделанная на определенное устройство (укажите марку и модель). Также нужно отметить, что обязуетесь предоставить носитель информации при рассмотрении дела. По ходатайству компакт-диск или флешка приобщаются к материалам.
  • Найдите свидетелей. Они могут подтвердить вашу невиновности в совершенном ДТП. В качестве свидетелей подходят пассажиры или прохожие, которые видели момент аварии.
  • Зафиксируйте положение авто. Сделать это можно с помощью фото. Сфотографируйте расположение авто относительно дороги и прочих объектов, сделайте фото тормозного следа и прочих значимых вещей. Фотографии помогут доказать невиновность в суде.
  • Делайте все по закону. Ни в коем случае не покидайте место ДТП до приезда инспекторов, если только вы не составляете европротокол. Также выставьте знак аварийной остановки и включите аварийную сигнализацию.
  • Делайте копии. При оформлении протокола и прочих документов инспекторами берите копии всего, в том числе схемы происшествия. Если вы с чем-то не согласны, обязательно укажите это в протоколе. Напишите «не согласен» и укажите, с чем именно.

Если вы сделали все правильно, а в реальности вы не виноваты в ДТП, а вам назначат штраф, вы сможете обжаловать решение в течение десяти дней в суде.

:

:

:

:

Источник: http://driving24.ru/kakuyu-otvetstvennost-za-dtp-nesut-avtomobilisty-v-rf/

Ответственность за ДТП будут нести автошколы :

Кто будет нести ответственность за ДТП?
По данным Всемирного банка, в России на 10 тысяч автомобилей приходится 12 аварий в год, что является самым высоким показателем аварийности в мире. При сохранении таких показателей к 2050 году население страны сократится до 100 миллионов человек, в том числе, из-за высокой смертности при ДТП.

Озадаченное статистикой дорожно-транспортных происшествий, правительство решило бороться за повышение безопасности дорожного движения и приняло месяц назад концепцию федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.».

А на прошлой неделе президент страны Владимир Путин дал задание правительству подготовить ряд законопроектов, ужесточающих наказание водителей за различные правонарушения. Среди прочего президент потребовал прекратить практику выдачи прав, которая фактически поставлена на массовый коммерческий поток.

По его мнению, аттестационный экзамен часто превращается в пустую формальность — «только деньги плати и получай права».

Сразу же поползли слухи о том, что уже в следующем году система автошкол может претерпеть серьезные изменения. Принимать квалификационный экзамен у кандидатов на получение прав, дескать, уже в ближайшее время будет специальная комиссия, а за своих «недорослей» автошколы будут наказываться рублем.

Впрочем, часто проблема заключается не только в том, что школы плохо учат. Сейчас в автошколах учат тому, что было актуально лет сорок назад. До сих пор не разработана программа обучения вождения с АКПП. Хотя, как уже писал Autonews, в скором времени можно будет сдавать экзамен на управление автомобилем только с АКПП.

Тормозить двигателем рекомендуют только лишь на скользкой дороге и при неисправности системы торможения. Что само по себе глупо. Выжимая сцепление перед торможением, можно потерять несколько спасительных для жизни метров тормозного пути. Да и экзамены надо сдавать, как правило, на убитых Жигулях.

Хотя, в некоторых ГАИ напротив, просят приезжать на сдачу экзамена на своем авто. Да и то, скорее от бедности.

https://www.youtube.com/watch?v=wTiuL0agWOQ

Так или иначе, все тайное рано или поздно становится явным.

Вчера линию нападения на отвратительную подготовку водителей продолжил глава Госавтоинспекции Виктор Кирьянов, предложив ввести практику, когда автомобильные школы будут нести ответственность за своих учеников.

Главный гаишник страны считает необходимым публиковать в прессе информацию об автошколах, чьи воспитанники часто попадают в аварии и нарушают правила дорожного движения, а также увеличить стоимость получаемых такими школами лицензий.

«В какой-либо мере объективной публикуемую информацию о деятельности автошкол можно считать лишь в случае, если она будет основана статистике ДТП. Если же, как порой практикуется, ГАИ будет апеллировать к статистике сдачи экзаменов выпускниками той или иной автошколы с первого раза, ценность такой информации сводится к нулю», — считает президент Межрегиональной ассоциации автошкол России Владимир Виноградов.

К тому же определяющим условием при подготовке водителей сегодня являются требования ГАИ, принимающей экзамены на получение водительских прав. Автошколы лишь под эти требования подстраиваются. «Если планка задана, то зачем прыгать выше? Достаточно лишь ее перепрыгнуть», — считает В.

Виноградов, признавая при этом, что школы значительно различаются по уровню подхода к процессу обучения. Однако повысить эти требования в одночасье, по мнению эксперта, нельзя. Для этого нужно внести изменения в программу, методику и условия подготовки водителей.

Необходимо также повысить требования к подготовке самих экзаменаторов, поскольку нередко принимают экзамены сотрудники ГАИ, не обладающие в отличие от своих западных коллег соответствующими профессиональными навыками.

Как удалось выяснить Autonews.ru, в соответствии с положением о лицензировании, утвержденном правительством, лицензии на право подготовки водителей автошколы получают в образовательных департаментах на местах.

При этом никакой оценки компетенций сотрудников компании, которая завтра выпустит на улицы новичков, не проводится. Основные требования сводятся к проверке чисто формальных критериев: наличие оборудованного помещения и площадки для занятий, и программы обучения.

Квалификация преподавателей при этом подтверждается лишь документально.

Впрочем, все эти меры приведут лишь к тому, что часть автошкол закроется, а уцелевшие повысят плату за обучение.

Негативно эта ситуация скажется и на цене, которую надо будет платить ГАИ за получения прав без лишних вопросов. Она просто значительно вырастет.

Напомним, за последние несколько лет в ДТП ежегодно гибло более 30 тысяч человек (в прошлом году на российских дорогах погибло 34 тыс. человек, а 250 тыс. человек получили травмы), а по сравнению с 1997 годом число летальных исходов возросло почти на треть.

За 6 месяцев текущего года на российских дорогах было зарегистрировано 86 974 ДТП, в которых погибло 12 378 и получили ранения 106 706 человек.

Обстановка с аварийностью на автомототранспорте продолжает оставаться сложной, при некотором сокращении числа погибших (-6,5%), по итогам полугодия отмечено увеличение общего количества ДТП (+2,8%) и числа раненых (+4,8%).

Большинство всех аварий (79,8%) произошло из-за нарушения правил дорожного движения водителями. При этом практически каждый восьмой водитель находился в состоянии алкогольного опьянения.

Артур Саруханов

Источник: https://www.autonews.ru/news/58259c229a7947474311e740

Ответственность собственника транспортного средства при ДТП

Кто будет нести ответственность за ДТП?

Эксплуатация авто осуществляется не только правообладателем, но и другими водителями.

Закон допускает временную передачу машины устному распоряжению, по доверенности или договору аренды и другим основаниям.

Ответственность водителя и собственника при ДТП будет определяться по степени вины этих людей, а также по основаниям передачи права на транспорт.

Кто несет ответственность при ДТП – собственник или водитель?

Приобретая машину в собственность, частное лицо или предприятие обязаны поставить ее на учет в ГИБДД.

Для подтверждения прав будет выдано свидетельство о регистрации ТС, а в паспорт транспортного средства будет внесена соответствующая запись о правообладателе.

Собственник имеет право самостоятельно управлять машиной или передавать это право сторонним лицам:

  • по устному распоряжению – как правило, это происходит при личном присутствии владельца в машине;
  • путем выдачи доверенности;
  • по арендному договору – в тексте документа указываются все условия эксплуатации транспорта, в том числе срок временного владения машиной.

В перечисленных вариантах не нужно обращаться в ГИБДД для регистрации или учета. Подтверждение законности управления машиной происходит при проверке документов на дороге, в том числе при оформлении ДТП.

В процессе аварии происходит причинение ущерба имуществу и физического вреда людям. По ГК РФ автомашина рассматривается как источник повышенной опасности, а обязанность возмещения ущерба возложена на правообладателя. Однако одним из обязательных условий при оформлении ДТП является установление лиц, по чьей вине произошла авария и был причинен ущерб.

Кто отвечает при ДТП – водитель или собственник машины? Однозначный ответ по этому вопросу дал Верховный суд РФ, разъяснив условия разграничения ответственности:

  • ответственность владельца наступает при нахождении его за рулем либо при нарушении правил передачи машины третьим лицам;
  • правообладатель может избежать наказания только доказав, что за рулем находился не он;
  • при столкновении машин вина возлагается на гражданина, находившегося за рулем.

Существует вариант, при котором собственник будет отвечать за ущерб, даже если отсутствовал за рулем. По условиям договора аренды машина должна передаваться в надлежащем техническом состоянии.

Если собственник умышленно скрыл существенные повреждения машины при передаче ее в аренду, он понесет ответственность за ненадлежащую эксплуатацию – этот факт будет доказываться в рамках уголовного или административного дела.

Чтобы определить, кто несет ответственность за ДТП (собственник или водитель), необходимо правильно зафиксировать все обстоятельства аварии. Это могут сделать водители по упрощенной программе европротокола либо на место ДТП будет вызван представитель ГИБДД. Без участия инспектора не обойтись в следующих ситуациях:

  • если в столкновении участвовало более двух машин;
  • если размер предполагаемого ущерба больше 100 тыс. руб.;
  • если в аварии пострадали граждане.

Все обстоятельства инцидента, в том числе характер повреждений автотранспорта, фиксируются в извещении, протоколах и других формах. От содержания этих документов будет зависеть, кто возмещает ущерб при ДТП – собственник или водитель.

Ответственность водителя

Любая авария имеет конкретного виновника, а обязательным условием для ответственности является вина, т.е. совершение определенных действий. Отметим наиболее распространенные виновные действия водителя, повлекшие причинение ущерба:

  • нарушения ПДД при движении автомашины, которые привели к столкновению – превышение скоростных ограничений, несоблюдение знаков и разметки, отказ пропустить пешехода на переходе и т.д.;
  • неправомерные действия непосредственно после аварии – самовольное оставление места аварии, употребление спиртного, отказ пройти медосвидетельствование и т.д.;
  • несвоевременное оказание помощи жертвам, приведшее к более серьезным последствиям.

Вина в совершении этих действий устанавливается путем составления протокола и последующего рассмотрения дела. Отвечать за противоправные действия будет водитель, если его вина будет доказана судом или иным уполномоченным ведомством. Меры воздействия к виновному водителю будут зависеть от таких обстоятельств:

  • если в аварии зафиксирован тяжкий вред либо наступила смерть пострадавших – санкции последуют по УК РФ;
  • если последствиями аварии являются повреждения машины, а также легкий или средний вред гражданам, меры воздействия назначаются по КоАП РФ;
  • при любом варианте наказания виновное лицо должно полностью компенсировать вред – это происходит в рамках ОСАГО или через суд.

Ответственность владельца транспортного средства

Закон допускает и случаи, когда возможна ответственность владельца машины при ДТП.

Наиболее очевидной ситуацией является управление машиной самим собственником – в этом случае оформление документов проходит по общим правилам.

Назначение наказания по КоАП РФ или УК РФ будет зависеть от установления вины владельца, а возмещение ущерба по гражданскому делу допускается даже при невиновности.

Уголовная ответственность при ДТП

Кто отвечает за ДТП, водитель или собственник, если в аварии причинены тяжкие повреждения либо наступил летальный исход? По УК РФ будет наказан фактический причинитель вреда, чья вина установлена. Правила назначения уголовного наказания:

  • по УК РФ привлекаются только частные лица – если автомобиль принадлежит предприятию, за причинение тяжкого вреда или гибель отвечает водитель;
  • санкции будут строже, если водитель был за рулем под воздействием алкоголя или иных опьяняющих веществ;
  • правообладатель понесет наказание, только если причинение тяжкого вреда или смерть были вызваны нарушением требований к безопасной эксплуатации транспорта.

Уголовная ответственность собственника авто при ДТП, совершенным другим лицом, может наступать только по результатам технической экспертизы. Если установлено, что правообладатель передал заведомо неисправную автомашину, что привело к аварии, водитель освобождается от наказания.

Административное наказание собственника

Ответственность собственника транспортного средства по КоАП РФ может наступать даже при его отсутствии за рулем. В перечень таких ситуаций входит:

  • выявление нарушений ПДД по камерам фото- и видеофиксации. Владелец может избежать наказания, только доказав свое отсутствие за рулем;
  • передача транспорта лицу, находившемуся в заведомо нетрезвом виде – на практике доказать такие факты можно лишь при нахождении правообладателя в салоне рядом с пьяным водителем;
  • собственник несет ответственность при ДТП, если причиной аварии стало нарушение требований эксплуатации машины (например, при передаче водителю транспорта с неисправной тормозной системой).

Постановление о нарушениях, зафиксированных камерами слежения, будет вынесено в отношении собственника, так как по реквизитам госномера машины невозможно определить фактического водителя.

Владелец может обжаловать наказание, если представить доказательства своего отсутствия за рулем на момент ДТП.

Такими доказательствами могут являться письменные доверенности или договоры аренды, а также поданное заявление по факту угона или хищения.

Гражданская ответственность

Возмещение ущерба от ДТП происходит по полисам ОСАГО или путем предъявления иска к виновнику аварии. В полисе указан перечень лиц, которым предоставлено право управления машиной. Также допускается оформление страховки с неограниченным кругом таких лиц. Страховая компания выплатит ущерб при таких условиях:

  • если за рулем находился гражданин, вписанный в полис, либо круг водителей в страховке неограничен;
  • если оба водителя имели полисы ОСАГО;
  • если извещением о ДТП или протоколами не установлена обоюдная вина водителей.

Предъявление иска в суд также осуществляется в отношении фактического причинителя вреда. Кроме возмещения имущественного и физического ущерба, с виновника будет взыскана компенсация морального вреда.

Подать иск можно при следующих обстоятельствах:

  • в рамках уголовного дела, рассматриваемого судом;
  • при недостаточности страхового возмещения для покрытия всей суммы ущерба;
  • при отсутствии у водителя полиса ОСАГО.

Если вина владельца авто в причинении ущерба отсутствует, он не понесет гражданской ответственности. Но для установления законности передачи права управления собственника могут привлечь к делу в качестве третьего лица.

Солидарная ответственность виновника ДТП и собственника автомобиля

В исключительных случаях возможна и солидарная ответственность при ДТП, когда пострадавший может самостоятельно выбирать, кому предъявлять требование о возмещении ущерба – собственнику или водителю авто. Привлечение собственника к солидарной ответственности возможно:

  • когда доказано наличие его прямой или косвенной вины в аварии (например, при нарушении правил безопасности при выпуске машины на линию);
  • если непосредственный виновник аварии погиб;
  • если машиной управлял несовершеннолетний гражданин. Владелец может уйти от наказания, если докажет факт угона транспорта;
  • если водитель скрылся с места аварии – в этой ситуации подозрение в совершении проступка автоматически падает на собственника, которому придется доказывать отсутствие вины.

Степень вины при солидарной ответственности будет устанавливать суд.

Ответственность собственника при оставлении водителем места ДТП

Кто несет ответственность при ДТП, собственник или водитель, если нарушитель без уважительных причин скрылся с места аварии? Хотя обязанность по доказыванию вины в совершении проступка возложена на правоохранительные органы, по умолчанию виновным будет считаться собственник машины. Чтобы избежать наказания ему предстоит доказать следующие факты:

  • отсутствие за рулем машины в момент столкновения или наезда на пешехода;
  • противоправное завладение машиной иными лицами (угон, хищение);
  • передача до доверенности или арендному договору.

Если доказать это не получится, собственника могут лишить прав за сам факт владения машиной.

Источник: https://advokat144.com/otvetstvennost-sobstvennika-transportnogo-sredstva-pri-dtp/

Кто отвечает если беспилотный автомобиль попадет в аварию

Кто будет нести ответственность за ДТП?

Господство беспилотных автомобилей на дорогах уже не за горами, ведь практически все крупные автоконцерны анонсируют массовый выпуск робокаров уже после 2020 года. Эксплуатация роботизированного транспорта уже признана наиболее безопасной и эффективной, однако остается еще множество нерешенных юридических вопросов, и один из них – кто будет виноват в случае ДТП?

Кто несет бремя ответственности?

Виноватые в аварии всегда находятся, ведь в бюрократическом обществе не может быть по-другому. Илон Макс предлагает относиться к авариям с участием беспилотников, как к остановке лифта.

Никто не предъявляет исков производителю лифтов, если произошла аварийная остановка. Зато у людей, застрявших внутри, есть шанс выиграть дело против установщика лифта или компании, которая следит за его техническим состоянием.

Такая позиция главы компании-производителя беспилотных автомобилей Tesla наводит на размышления.

В Великобритании активно обсуждают тему ответственности и рассматривают проект «Vehicle Technology and Aviation Bill», в котором определены основные постулаты будущих правовых норм в отношении беспилотного транспорта:

  • Если в момент оформления страхового полиса страховая компания была проинформирована о том, что транспортное средство будет использоваться в режиме автопилота, тогда она несет полную ответственность по застрахованному авто.
  • Если беспилотный автомобиль не застрахован, тогда в случае аварии ответственность будет нести автовладелец.
  • Если аварийная ситуация возникла по причине сбоя в программном обеспечении или оборудовании, тогда вина ложится на плечи компании-производителя.
  • Если авария стала следствием вмешательства автовладельца в ПО или собственник не выполнил указания производителя (например, не провел обновление программного обеспечения вовремя), тогда страховщик может взыскать страховую выплату с автовладельца.

Исходя из этого можно сделать вывод – страховка для самоуправляемых машин с искусственным интеллектом будет мало чем отличаться от обычного ОСАГО. А вот головной боли автовладельцам прибавится – нужно будет следить за всеми обновлениями программного обеспечения, не допускать стороннего вмешательства в технику.

Пока очевиден только один плюс – стоимость страховки беспилотника будет значительно ниже стоимости обычного полиса для классического авто. Высокий уровень безопасности и низкая вероятность попадания в ДТП окажут ключевое влияние на ценообразование в области страхования самоуправляемых машин.

Ответственность производителей

Автоконцерн Volvo торжественно заявил о том, что примет на себя всю ответственность за ДТП с участием своих беспилотников. Такой поступок сегодня кажется весьма отважным, а в долгосрочной перспективе – нереальным.

Пока точно неизвестно, как человек сможет вмешиваться в работу интеллектуальной машины, и каков будущий алгоритм перехода на ручное управление с автопилота.

Своим заявлением Volvo снимает ответственность с автовладельца и берет всю вину в аварии с участием беспилотника на себя, как на производителя.

Главный вице-президент Intel предложил ведущим компания отрасли совместно работать над определением стандартов, согласно которым виновник в ДТП будет устанавливаться однозначно.

Все современные правила дорожного движения основываются на том, что человек единолично управляет транспортным средством.

Внедрение искусственного интеллекта требует серьезного пересмотра ПДД и введения новым норм права.

Ошибки по причине человеческого фактора

Водитель будет однозначно виновен в аварии, если он заснул за рулем, находился в состоянии алкогольного опьянения, показал плохие навыки вождения или незнание правил дорожного движения.

А вот в случае с автономным робокаром дело обстоит сложнее. Автопилот разрабатывается и используется именно для того, чтобы у водителя была возможность и заснуть за рулем, и выпить алкоголь при желании.

Иначе он просто бесполезен.

И вот тут начинается самое интересное. Определить степень вины человека, который просто решил расслабиться и воспользоваться функцией автопилота, ради которой он и купил эту чудо-машину, становится архисложной задачей.

А если кибератака?

Глава корпорации SoftBank (специализируется на телекоммуникациях) Масаеси Сон представил данные, согласно которым в 2017 году количество кибернетических атак на объекты с подключением к сети выросло на 400%, по сравнению с прошлым годом.

Беспилотные технологии находятся в особой зоне риска, так как в результате действий кибер-террористов будут гибнуть люди.

Чисто теоретически это выглядит так – хакер взламывает сеть, выключает тормоза или наоборот – останавливает машину на оживленной трассе.

Инженеры Uber в 2015 году обнаружили слабые места в программном обеспечении автомобиля с системой автопилота. В рамках эксперимента им удалось получить доступ к тормозной системе.

Генеральный директор General Motors называет киберугрозы главной проблемой автопроизводителей и вопросом международной безопасности на сегодняшний день.

Некоторые компании, например, Тесла, Fiat Chrysler и GM специально поощряют лиц, которые находят уязвимые места в системах безопасности автоматизированных машин.

Увеличивается количество стартапов, цель которых – создание новейших технологий киберзащиты для авто.

Автопилот VS ручное управление

Когда беспилотные авто сойдут с конвейеров и появятся на дорогах, автопилоту придется «соседствовать» с ручным управлением. Аварий и конфликтных ситуаций не избежать – это факт. В случае ручного управления у водителя больше возможностей совершить ошибку. Однако это не значит, что при ДТП вина априори ложится на плечи человека, ведь искусственный интеллект тоже страдает сбоями ПО.

Но здесь есть другие опасения – с ростом количества беспилотных автомобилей на дорогах, водители, управляющие вручную, будут иметь ничтожные шансы на оправдание. При чем эти шансы будут уменьшаться с ростом числа беспилотников.

Беспилотные технологии спасут миллионы жизней, однако независимо от качества программного обеспечения аварий не избежать. Проблема состоит в том, что хотя водителю роботизированного авто нет нужды внимательно следить за ситуацией на дороге, сегодня он все равно несет полную ответственность за транспортное средство.

Возможно в будущем все может измениться, когда частное автовладение уйдет в небытие, а беспилотники станут доступны в системе райдшеринг-сервисов. Тогда в случае аварий будут отвечать корпорации типа Google, Baidu и Uber, которым и будут принадлежать умные робокары.

Источник: https://bespilot.com/chastye-voprosy/kto-otvechaet-esli-ba-popadet-v-avariyu

Законовед
Добавить комментарий