Каковы последствия ДТП вне пешеходного перехода?

Бич украинских дорог: почему даже невиновный водитель всегда платит за виновного пешехода

Каковы последствия ДТП вне пешеходного перехода?
pushkinska.net

В это воскресенье на пешеходном переходе в Борисполе водитель рейсового автобуса сбил двух девочек, одна из которых погибла на месте происшествия.

По сути, оба ребенка были нарушителями, ведь вылетели на переход на роликах, что значительно увеличило скорость их движения и уменьшило количество времени для водителя, чтобы среагировать на них.

В то же время, сегодня ни в одном законе не прописано, что движение на роликах не запрещено, а передвигающиеся на них граждане вообще не являются участниками дорожного движения.

Практически каждый из нас хоть раз видел, как пешеходы-нарушители идут на красный свет или же перебегают восемь полос оживленной трассы, где водители, даже двигаясь с положенной скоростью в 50 км/ч, все равно не успевают среагировать.

Таким образом человек, который не думает о своей жизни, наказывает еще кого-то другого. Тем не менее практически во всех случаях виновным в подобной ситуации становиться именно водитель.

Ведь малейшее превышение скорости является тем основополагающим фактором, который позволяет судье вынести обвинительный приговор.

Редакция NEWSONE.ua решила разобраться, почему же в Украине настолько часто в ДТП с пешеходами наказывают именно водителей и как “научить” тех же пешеходов соблюдать правила дорожного движения, а не идти когда и где вздумается.

Как должны двигаться по дороге пешеходы?

В отличие от водителей пешеходы имеют не настолько много прав и обязательств, которые нужно выполнять. Поэтому-то их не так сложно запомнить, особенно если этому учат еще со школьной скамьи.

Итак, пешеходы имеют право двигаться по дороге согласно действующим ПДД, а также “на преимущество при переходе проезжей части по обозначенными нерегулируемым пешеходным переходам, а также регулируемым переходам при наличии на то соответствующего сигнала регулировщика или светофора”.

Пешеходам категорически запрещается:

  • выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения, внезапно выходить,
  • выбегать на проезжую часть, в том числе на пешеходный переход, допускать самостоятельный, без присмотра взрослых, выход детей дошкольного возраста на проезжую часть,
  • переходить проезжую часть вне пешеходного перехода, если имеется разделительная полоса или дорога имеет четыре и более полос для движения в обоих направлениях, а также в местах, где установлены ограждения,
  • задерживаться и останавливаться на проезжей части, если это не связано с обеспечением безопасности дорожного движения,
  • двигаться по автомагистрали или дороге для автомобилей, за исключением пешеходных дорожек, мест стоянки и отдыха.  

Украинское законодательство предусматривает штраф в размере 51 гривны за “неповиновение пешеходов сигналам регулирования дорожного движения, переход ими проезжей части в неустановленных местах или непосредственно перед транспортными средствами, которые приближаются, невыполнение других правил дорожного движения”.

Читайте тажке – Смертельное ДТП с детьми в Борисполе: в полиции уточнили, когда водителю автобуса изберут меру пресечения

Почему всегда “платит” водитель?

Все эксперты сошлись во мнении, что система штрафов за нарушение ПДД в Украине очень далека от идеала. Теоретически пешехода-нарушителя можно привлечь даже к уголовной ответственности, но таких случаев практически не было.

Правозащитник Владимир Караваев подчеркнул, что водитель просто не успевал среагировать на детей, которые выехали на роликах на пешеходный переход в Борисполе. Теоретически он прав, однако если будет доказано малейшее превышение скорости, его привлекут к ответственности.

“В этом случае будет доказана невиновность водителя, так как девочки выехали на пешеходный переход на роликах, и их скорость движения была намного выше обычного пешехода. То, что водитель не успел отреагировать, это вполне естественно.

Однако законодательно этот вопрос никак не урегулирован. У нас только велосипедисты должны пересекать переход не на нем. Но помимо велосипедов у нас уже давно появились другие механические средства и люди начали на них перемещаться по проезжей части.

У нас законодательно вообще не оговорено – это какой-то вид транспорта или же он приравнивается к велосипеду. Эти нюансы очень важный фактор для адвокатов. Судья точно во время заседания будет спрашивать водителя автобуса о скорости его движения, будет проводиться экспертиза.

Если скорость была превышена, то тогда его признают виновным”, – указал он.

Юрист уточнил, что в редких случаях, когда все же доказывается вина пешехода, который своими действиями спровоцировал ДТП, его как виновное лицо обязывают компенсировать убытки.

“У них нет 100%-ного преимущества на переходах. Да, в ПДД это прописано, но выходя на пешеходный переход, он обязан убедиться в отсутствии приближающихся ТС. У нас пешеходы эту норму не выполняют. У нас каким-то образом существует презумпция вины водителя, но это далеко не во всех случая так”, – добавил эксперт.

Адвокат Вадим Володарский считает, что водителя в ДТП с пешеходом практически всегда можно сделать виновным.

Говоря о сбитых автобусом девочках в Борисполе, он обратил внимание на тот факт, что люди на роликах вообще не являются участникам дорожного движения, так как это нигде не прописано.

“В данном случае должна наступить и ответственность родителей за злостное невыполнение родительских обязанностей, за то, что дети вообще оказались в подобной ситуации. Но у нас всегда делают виновным водителя”, – указал юрист.

Володарский отметил, что нужно рассматривать и моральную составляющую в контексте обвинения водителя в ДТП с пешеходом.   

“У нас каждого, кто имеет автомобиль, рассматривают практически как врага общества. Это рудименты “совка”. Считается, что честно на авто заработать нельзя”, – подчеркнул он.

По его словам, бывают случаи, когда дело закрывается из-за отсутствия состава преступления, могут пешехода привлечь к административной ответственности. Однако в Украине водитель не может получить возмещение убытков от пешехода.

“У нас невиновный водитель возмещает убытки виновному пешеходу. Если не перестать постоянно делать виновными водителей, то нам никак не удастся решить вопрос аварийности на дорогах”, – добавил эксперт.

Юрист Эдуард Багиров отметил, что любой водитель, который видит нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов, имеет право вызвать к месту инцидента полицию. Правоохранители обязаны отреагировать на вызов, но они могут “приехать через три минуты или же через час, и здесь возникает вопрос, есть ли время у самого водителя ждать”.   

“Когда повышают сумму штрафа для водителей это правильно. Но в то же самое время это же нужно сделать и для пешеходов, к примеру, пусть платят 1 500 гривен”, – подчеркнул эксперт.

Автоюрист Богдан Глядик обратил внимание на тот факт, что в ПДД существует норма, которая обязывает водителя в зависимости от обстановки на дороге выбирать правильный скоростной режим. То есть если водитель ехал со скоростью 50 км/ч и сбил человека, еще не значит, что он не виновен и придерживался всех правил.

“В результате совершения ДТП пешеход несет еще и гражданскую ответственность. Пешехода также можно привлекать к уголовной ответственности, так как он также является участникам дорожного движения и нарушил ПДД. Но такое бывает очень редко”, – указал он.

По его словам, в Украине существует очень неправильный подход к безопасности дорожного движения.

В полиции говорят всегда об экономической целесообразности оформления административного постановления на пешехода.

Фактически они говорят об экономической выгоде оформления протокола, а не безопасности на дороге – трата времени на составление протокола будет намного выше, чем та 51 гривна, которую уплатит нарушитель.

“Но здесь должна приниматься во внимание не экономическая целесообразность, а человеческая жизнь”, – добавил правозащитник.

Источник: https://newsone.ua/news/bich-ukrainskikh-doroh-pochemu-dazhe-nevinovnyj-voditel-vsehda-platit-za-vinovnoho-peshekhoda.html

Ответственность Водителя если Сбил Пешехода не на Пешеходном Переходе

Каковы последствия ДТП вне пешеходного перехода?

Наезд на пешехода — ответственность водителя сбившего пешехода

В настоящей статье мы расскажем о распространенном виде ДТП – наезде на пешехода, также мы рассмотрим вопросы ответственности водителя, сбившего пешехода на пешеходном переходе, а равно и пешехода, переходящего дорогу в неустановленном месте или движущегося с нарушением ПДД РФ.

Наименее защищенными из всех участников дорожного движения являются пешеходы. Именно поэтому, большая часть от всех пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях приходится на эту категорию лиц. Как правило, ДТП с участием пешеходов характеризуются повышенной степенью тяжести последствий, в виде причинения вреда здоровью легкой, средней степени, тяжкого вреда или смерти.

статьи

Наезд на пешехода, нарушившего ПДД

По принятой терминологии под наездом на пешехода понимается дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство в процессе своего движения производит контактное взаимодействие с человеком, находящимся вне его габаритов. При этом в качестве последствий, согласно определения ДТП, погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Правила дорожного движения определяют понятие пешехода – это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, либо на пешеходной или вело-пешеходной дорожке и, не производящее на ней работу.

К пешеходам приравниваются:

  • инвалиды, движущиеся в колясках, не оборудованных двигателем;
  • люди, ведущие транспортные средства (велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску);
  • лица, передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах, скейтбордах и пр.

Водители транспортных средств должны относиться к перечисленным категориям участников дорожного движения как к пешеходам, так как на них распространяются все требования и обязанности, предусмотренные разделом 4 ПДД РФ. Не являются пешеходами находящиеся на дороге водители транспортных средств, регулировщики, сотрудники ГИБДД, осуществляющие контроль за дорожным движением, работники аварийных и дорожных служб.

Анализ дорожно-транспортных происшествий — наездов на людей, находящихся на дороге, позволяет выделить наиболее распространенные нарушения, допускаемые пешеходами. К таковым относятся:

  • движение по проезжей части дороги при наличии тротуара;
  • движение по дороге во встречном направлении потоку транспортных средств;
  • переход дороги в неположенном (неустановленном ПДД РФ) месте, то есть, вне пешеходного перехода либо вне перекрестка;
  • создание помех движению транспорта;
  • выход на дорогу из-за предметов и (или) транспорта, ограничивающих обзор дороги водителям;
  • переход дороги перед близко движущимся транспортом.

Невыполнение предписаний и ограничений, предусмотренных Правилами дорожного движения пешеходами, влечет за собой ответственность по статье 12. 29 часть 1 КоАП РФ.

Наказание, установленное КоАП РФ за невыполнение обязанностей «безлошадными участниками дорожного движения, с правовой точки зрения незначительное — предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

По факту, платой за переход дороги пешеходом в неустановленном месте является здоровье, а часто и жизнь нарушителя.

Следует знать, что юридическая ответственность пеших нарушителей ПДД не сводится к административному наказанию. Если по вине пешехода произошло дорожно-транспортное происшествие, то в соответствии со статьей 1064 ГК РФ, он несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный своими неправомерными действиями.

Например, при повреждении автомобиля после наезда на нарушителя, привлеченного к административной ответственности по части 1 статьи 12.

29 КоАП РФ, собственник поврежденного транспортного средства, вправе требовать с виновника возмещения затрат на его восстановительный ремонт. Однако такое случается крайне редко.

Часто вред, причиненный здоровью сбитого пешехода, превышает вред, причиненный автомобилисту, ведь металл крепче человека.

Говоря о грубой неосторожности пешеходов отметим, что, если их действия, находятся в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием и способствовали возникновению или увеличению вреда, то в таких случаях у суда имеются правовые основания к уменьшению размера взыскиваемой с водителя суммы (статья 1083 ГК РФ).

Судебная практика по делам о наездах на пешеходов относит к грубой неосторожности последних нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного, наркотического или медикаментозного опьянения.

Если пешехода сбили на пешеходном переходе

При условии, когда человек двигался по наземному пешеходному переходу и его сбил автомобиль, вина водителя презюмируется, то есть предполагается по умолчанию.

В соответствии с Правилами, водители транспортных средств обязаны уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу по пешеходному переходу (пункт 14. 1 ПД РФ).

Доказать вину пешехода, на которого был совершен наезд на нерегулируемом пешеходном переходе достаточно сложно, но все-таки возможно.

В соответствии с пунктом 4. 5 ПДД РФ:

на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Для того, чтобы убедиться в безопасности перехода дороги как по пешеходному переходу, так и в иных местах, человек должен оценить видимость дороги, расстояние до движущегося в его направлении автомобиля и его скорость, темп своего движения.

С технической точки зрения, критическая ситуация возникает при выходе пешехода на проезжую часть перед находящимся близко транспортным средством, водитель которого вынужден прибегать к экстренному торможению, для того чтобы избежать наезда.

Если в процессе расследования будет установлено, что именно действия пешехода создали опасность для движения водителю транспортного средства, у которого отсутствовала техническая возможность избежать наезда на пешехода, то действия последнего, являются неправомерными и свидетельствуют о вине.

Вопросы наличия либо отсутствия у водителя транспортного средства технической возможности избежать наезда на пешехода в условиях конкретной дорожной обстановки решаются экспертным путем.

Подробности читайте в статьях:

Ответственность водителя за сбитого пешехода

Юридическая ответственность водителя транспортного средства за причинение вреда пешеходу, пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии, представлена нормами административного, гражданского, уголовного законодательства.

В зависимости от тяжести увечий, причиненных сбитому пешеходу, виновный в нарушении ПДД водитель согласно норм, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, может быть оштрафован либо лишен права управления транспортными средствами на указанный в законе срок. КоАП РФ предусматривает ответственность за причинение легкой (статья 12. 24 часть 1) и средней степени тяжести (статья 12. 24 часть 2) вреда здоровью.

По статье 12. 24 часть 1 КоАП РФ возможно назначение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

По статье 12. 24 часть 2 КоАП РФ возможно назначение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Постановление по делам рассматриваемой категории выносит федеральный судья, в соответствии с определенной законом подсудностью. При назначении наказания учитываются характер и степень причиненного вреда, обстоятельства смягчающие или отягчающие наказание.

К первым относятся – обстоятельства, указанные в статье 4. 2 КоАП (раскаяние нарушителя, добровольное возмещение вреда потерпевшему, совершение нарушения несовершеннолетним водителем, женщиной в состоянии беременности или имеющей малолетнего ребенка и пр.

)

Ко вторым относятся — совершение правонарушения в состоянии опьянения, неоднократность совершения правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП.

Если согласно заключения судебно — медицинской экспертизы, сбитому при наезде автомобилем пешеходу причинен тяжкий вред здоровью или смерть, то ответственность водителя наступает по нормам статьи 264 Уголовного кодекса РФ.

Например, при виновном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, возбуждается уголовное дело по части 1 статьи 264 К РФ, а если водитель в момент ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения, то его действия квалифицируются уже по более тяжкой части 2 статьи 264 УК РФ.

По всем ДТП с тяжкими последствиями поводится предварительная проверка в порядке, установленном УПК РФ. При наличии данных о вине водителя, возбуждается уголовное дело и осуществляется предварительное расследование.

После завершения следствия, материалы уголовного дела направляются в федеральный суд для рассмотрения, по существу.

Обобщая вышеизложенное следует отметить, что для привлечения водителя к административной или уголовной ответственности за причинение вреда здоровью или смерть потерпевшего, необходимо доказать вину причинителя вреда в нарушении требований ПДД РФ, которые повлекли за собой наезд на человека. Иными словами, без вины не бывает наказания.

Гражданская ответственность за причиненный переходу вред наступает для водителя вне зависимости от его вины.

Так как любое механическое транспортное средство является источником повышенной опасности, то вред, нанесенный третьим лицам, подлежит возмещению его владельцем вне зависимости от вины (статья 1079 ГК РФ).

Потерпевший, которому причинен вред здоровью, вправе требовать компенсации морального вреда от владельца автомобиля и (или) виновника наезда в порядке, предусмотренном статьями 1099 -1100 ГК РФ.

В заключении отметим, что вопросы, касающиеся установления вины водителя в ДТП с участием пешехода, обжалования постановления о назначении административного наказания, защиты водителя либо представления интересов потерпевшего по уголовному делу, взыскания ущерба и компенсации морального вреда, всегда решаются с учетом обстоятельств конкретного дорожно-транспортного происшествия и требуют индивидуального подхода.

Источник: https://russia-ukraine.com/otvetstvennost-voditelja-esli-sbil-peshehoda-ne-na-p07/

Если сбил. Адвокат о том, что ждет водителя, совершившего тяжелый наезд на пешехода

Каковы последствия ДТП вне пешеходного перехода?
Сегодня адвокат подробно расскажет о том, какую ответственность несет виновник ДТП с тяжкими телесными повреждениями, какая статья УК и какое наказание грозит водителю, который сбил человека, на какой срок суд назначает лишение прав за наезд на пешехода на пешеходном переходе, какова судебная практика по делам о ДТП и в каких случаях можно прекратить уголовное дело за ДТП с тяжкими телесными повреждениями.   Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Открыть/cкачать видео (67.13 МБ)Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Скачать аудио (15.37 МБ)Программа также доступна в HD-качестве на нашем канале на .Если в результате ДТП потерпевший получил тяжкие телесные повреждения, водитель может быть привлечен к уголовной ответственности за ДТП по части 2 (если был трезв) статьи 317 Уголовного кодекса (далее по тексту – УК) Республики Беларусь.

1. Кто занимается расследованием ДТП с тяжкими повреждениями в Минске?

Расследование ДТП с тяжкими телесными повреждениями в Минске ведут следователи отдела по расследованию преступлений против безопасности дорожного движения СУ управления Следственного комитета по городу Минску, расположенного по адресу: г. Минск, ул. Дзержинского, д. 3.

2. Кем определяется степень тяжести телесных повреждений при ДТП?

Степень тяжести телесных повреждений определяется  в ходе судебно-медицинской экспертизы, которая назначается следователем. Экспертизы проводит Государственный комитет судебных экспертиз. Оспорить судебно-медицинскую экспертизу можно, заявив аргументированное ходатайство о назначении повторной экспертизы. 


3. Обязательно ли возбуждается уголовное дело по факту ДТП, когда причинен тяжкий ущерб здоровью потерпевшего?

Да. Мнение потерпевшего и виновника ДТП при решении вопроса о возбуждении уголовного дела не учитывается.   

4. В каких следственных действиях придется принимать участие водителю после возбуждения уголовного дела?

Водитель участвует в допросах, очных ставках, следственном эксперименте с выездом на место ДТП. Ключевым процессуальным действием по многим уголовным делам является следственный эксперимент, во время которого устанавливаются исходные данные (скорость движения автомобиля, темп движения пешехода, видимость дороги, момент возникновения опасности), на основе которых в последующем проводится автотехническая экспертиза и определяется виновник ДТП.  

5. Может ли водитель отказаться от дачи показаний во время допроса?

Да. Как показывает практика, водителю целесообразно отказаться от дачи объяснений или показаний непосредственно в день ДТП, поскольку водитель, как правило, находится во взволнованном состоянии и не всегда в полной мере осознает тяжесть возможной ответственности и юридическое значение многих обстоятельств. Отказ от дачи объяснений является конституционным правом (ст. 27 Конституции Республики Беларусь), поэтому никто не должен понуждаться к даче объяснений. На более поздней стадии уголовного дела адвокаты по ДТП чаще рекомендуют водителям давать показания, поскольку по этой категории дел показания водителя могут быть единственным источником доказательств.     


6. Могут ли виновника ДТП арестовать до суда?

Да, следователь может принять решение о заключении водителя под стражу. В этом случае водитель содержится в СИЗО-1 УДИН МВД Республики Беларусь или в тюрьме № 8 в городе Жодино.

На практике за ДТП с тяжкими телесными повреждениями водителей заключают под стражу, если они совершили ДТП в состоянии алкогольного опьянения или совершили ДТП с множеством пострадавших, или если виновник скрылся с места ДТП и был задержан. Под стражу может быть заключен иностранный гражданин, который совершил ДТП и не имеет постоянного места жительства в Республике Беларусь, а также виновник ДТП, который уклоняется от явки к следователю или в суд. Более распространенной мерой пресечения является подписка о невыезде и надлежащем поведении, которая обязывает водителя не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения следователя или суда, не препятствовать расследованию уголовного дела и рассмотрению его в суде, в назначенный срок являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс

7. Какие еще ограничения могут быть установлены для водителя?

Чтобы гарантировать потерпевшему возмещение вреда в ДТП, следователь может наложить арест на имущество водителя, в первую очередь – на автомобиль, на котором водитель попал в ДТП. Кроме того, арест может быть на иное движимое и недвижимое имущество подозреваемого, а также на банковские счета. Арестованное имущество, как правило, передается на ответственное хранение его владельцу, но в отдельных случаях может помещаться и на охраняемую стоянку. Продажа, дарение и иные сделки с арестованным имуществом запрещены, утрата имущества, переданного владельцу на ответственное хранение, влечет уголовную ответственность.    

8. Что такое тяжкие телесные повреждения и как определяется тяжесть вреда здоровью?

Тяжкими считаются повреждения, имеющие хотя бы один из следующих признаков:

ПризнакиОписаниеПримеры
опасность для жизниповреждения, которые сами по себе угрожают жизни человека или при обычном их течении без оказания медицинской помощи заканчиваются смертью.проникающие ранения черепа, позвоночника, глотки, живота, грудной клетки; открытие костей: плечевой, бедренной, большеберцовой костей.
потеря зрения, речи, слуха или какого-либо органа, либо утрата органом его функцийполная стойкая слепота на оба глаза или такое состояние, когда имеется понижение зрения до счета пальцев на расстоянии 2 метров и менееострота зрения 0,04 и ниже; потерпевший не слышит разговорной речи на расстоянии 3 – 5 см от ушной раковины.
душевная болезньдиагностика душевного заболевания и его причинная связь с полученной травмой устанавливается психиатрической экспертизойпсихическое расстройство
расстройство здоровья, связанное с травмой костей скелета на срок свыше 4 месяцевлечение потерпевшего продолжается свыше 4 месяцевперелом шейки бедра
расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой трудоспособности не менее чем на одну третьразмеры стойкой утраты общей трудоспособности при повреждениях устанавливаются после определившегося исхода повреждениястойкая утрата трудоспособности свыше 35%
прерывание беременностинезависимо от ее срока, является тяжким телесным повреждением, если оно не связано с индивидуальными особенностями организма, а состоит в прямой причинной связи с повреждениемвыкидыш
неизгладимое обезображение лица и шеиесли для устранения требуется оперативное вмешательство (косметическая операция), то повреждения лица и шеи считаются неизгладимыминарушение мимики; рубец.

9. Какую ответственность водителя и наказание за ДТП предусматривает статья 317 УК Республики Беларусь (ДТП с тяжкими последствиями)? 

Вид наказанияРазмер наказанияСущность
Основноенаказание
Исправительные работыот 6  месяцев до 2 летудержание из заработка в размере от десяти до двадцати пяти процентов, но не менее одной базовой величины ежемесячно
Ограничение свободыот 6 месяцев до 5 летв народе наказание более известно под названием – “химия” и бывает двух видов: “домашняя химия” и “химия с направлением”
Лишение свободыот 6 месяцев до 5 летв народе наказание более известно под названием “Горки” по названию местонахождения одной из колоний-поселений открытого типа
Дополнительноенаказание
Лишение прав (лишение права заниматься определенной деятельностью)от одного года до пяти летЛишение прав назначается дополнительно к одному из основных наказаний.

10. Какое наказание за ДТП с тяжкими повреждениями чаще всего назначают суды Республики Беларусь? В практике нашего адвокатского бюро самым частым наказанием за ДТП с тяжкими телесными повреждениями (статья 317 УК) является ограничение свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа (в народе “домашняя химия”). Сущность этого наказания состоит в том, что осужденный обязуется в свободное от работы, учебы время постоянно находится в своем жилище (с 19 до 06 часов), периодически являться в орган внутренних для регистрации, иметь постоянное место работы и т.д. (ст. 48 -1 УИК Республики Беларусь).

11. Обязательно ли назначается дополнительное наказание в виде лишения прав за ДТП с тяжкими телесными повреждения (статья 317 УК Республики Беларусь)?

В судебной практике по статье 317 УК Республике Беларусь  дополнительное наказание в виде лишения прав назначается в большинстве случаев, хотя санкция статьи предусматривает возможность и не применять к водителю лишение прав. В последнее время в Минске и Минской области судебная практика меняется в сторону увеличения срока лишения прав, который может достигать 5 лет, даже для водителей, не находящихся в состоянии алкогольного опьянения в момент ДТП, признавших вину, раскаявшихся в содеянном, возместивших моральный вред в результате ДТП в полном объеме. В этом дополнительном наказании есть один момент – лишение прав начинает исчисляться с момента отбытия основного наказания в ограничения или лишения свободы.

Пример. Водителю, совершившему ДТП во дворе жилого дома, назначено основное наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года и дополнительно назначено лишение права управления всеми видами транспортных средств сроком на 3 года. Общий срок фактического лишения прав составит 5 лет.       

12. Может ли водитель избежать уголовной ответственности за ДТП с тяжкими телесными повреждениями в связи с примирением с потерпевшим?

Да, может. Для этого водителю необходимо соблюсти одновременно три условия (статья 89 УК Республики Беларусь): – совершение преступления впервые; – примирение с потерпевшим; – возмещение вреда потерпевшему. Однако на практике соблюдение всех трех условий не гарантирует прекращения уголовного дела и освобождения от ответственности – это право, а не обязанность следственных органов, прокуратуры или суда. В последнее время все реже прекращаются за примирением уголовные дела по ДТП, где водитель сбил ребенка, и ДТП на пешеходном переходе, поскольку считается, что в такого рода происшествиях существенным образом страдают общественные интересы. Редко примиряют и бесправников. В рамках данного выпуска не рассмотрены вопросы, которые волнуют потерпевших, а именно: возмещение вреда при ДТП, моральный вред и моральная компенсация при ДТП, возмещение ущерба здоровью при ДТП, получение страховки после ДТП. Мы поговорим об этом позже.

В следующем выпуске программы “Хотите по закону?” адвокат Колтунович Павел Игоревич расскажет о юридических последствиях ДТП со смертельным исходом (часть 2 статьи 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь).  Вопросы принимаются на адрес air@tutby.com с пометкой “Хотите по закону?”.

Источник: https://auto.tut.by/news/exclusive/445769.html

Наезд на пешехода – ответственность водителя сбившего пешехода

Каковы последствия ДТП вне пешеходного перехода?

В настоящей статье мы расскажем о распространённом виде ДТП – наезде на пешехода, также мы рассмотрим вопросы ответственности водителя, сбившего пешехода на пешеходном переходе, а равно и пешехода, переходящего дорогу в неустановленном месте или движущегося с нарушением ПДД РФ.

Наименее защищенными из всех участников дорожного движения являются пешеходы. Именно поэтому, большая часть от всех пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях приходится на эту категорию лиц. Как правило, ДТП с участием пешеходов характеризуются повышенной степенью тяжести последствий, в виде причинения вреда здоровью лёгкой, средней степени, тяжкого вреда или смерти.

  статьи

Наезд на пешехода, нарушившего ПДД

По принятой терминологии под наездом на пешехода понимается дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство в процессе своего движения производит контактное взаимодействие с человеком, находящимся вне его габаритов. При этом в качестве последствий, согласно определения ДТП, погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Правила дорожного движения определяют понятие пешехода – это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, либо на пешеходной или вело-пешеходной дорожке и, не производящее на ней работу.

К пешеходам приравниваются:

  • инвалиды, движущиеся в колясках, не оборудованных двигателем;
  • люди, ведущие транспортные средства (велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску);
  • лица, передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах, скейтбордах и пр.

Водители транспортных средств должны относиться к перечисленным категориям участников дорожного движения как к пешеходам, так как на них распространяются все требования и обязанности, предусмотренные разделом 4 ПДД РФ.  Не являются пешеходами находящиеся на дороге водители транспортных средств, регулировщики, сотрудники ГИБДД, осуществляющие контроль за дорожным движением, работники аварийных и дорожных служб.

Анализ дорожно-транспортных происшествий – наездов на людей, находящихся на дороге, позволяет выделить наиболее распространённые нарушения, допускаемые пешеходами.  К таковым относятся:

  • движение по проезжей части дороги при наличии тротуара;
  • движение по дороге во встречном направлении потоку транспортных средств;
  • переход дороги в неположенном (неустановленном ПДД РФ) месте, то есть, вне пешеходного перехода либо вне перекрестка;
  • создание помех движению транспорта;
  • выход на дорогу из-за предметов и (или) транспорта, ограничивающих обзор дороги водителям;
  • переход дороги перед близко движущимся транспортом.

Невыполнение предписаний и ограничений, предусмотренных Правилами дорожного движения пешеходами, влечёт за собой ответственность по статье 12.29 часть 1 КоАП РФ.

Наказание, установленное КоАП РФ за невыполнение обязанностей «безлошадными» участниками дорожного движения, с правовой точки зрения незначительное – предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

По факту, платой за переход дороги пешеходом в неустановленном месте является здоровье, а часто и жизнь нарушителя.

Следует знать, что юридическая ответственность пеших нарушителей ПДД не сводится к административному наказанию. Если по вине пешехода произошло дорожно-транспортное происшествие, то в соответствии со статьёй 1064 ГК РФ, он несёт гражданско-правовую ответственность за вред, причинённый своими неправомерными действиями.  

Например, при повреждении автомобиля после наезда на нарушителя, привлечённого к административной ответственности по части 1 статьи 12.

29 КоАП РФ, собственник поврежденного транспортного средства, вправе требовать с виновника возмещения затрат на его восстановительный ремонт. Однако такое случается крайне редко.

Часто вред, причиненный здоровью сбитого пешехода, превышает вред, причинённый автомобилисту, ведь металл крепче человека.

Говоря о грубой неосторожности пешеходов отметим, что, если их действия, находятся в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием и способствовали возникновению или увеличению вреда, то в таких случаях у суда имеются правовые основания к уменьшению размера взыскиваемой с водителя суммы (статья 1083 ГК РФ).

Судебная практика по делам о наездах на пешеходов относит к грубой неосторожности последних нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного, наркотического или медикаментозного опьянения.  

Законовед
Добавить комментарий