Какова ответственность собственника машины, если в ДТП попал другой водитель?

Взыскание ущерба от дтп с работника

Какова ответственность собственника машины, если в ДТП попал другой водитель?

Ущерб работодателю виновный работник возмещает в полном объеме по основаниям, прямо предусмотренным ст.243 ТК РФ, в числе которых административное правонарушение, установленное госорганом. При этом ст.238 Трудового кодекса допускается компенсация прямого действительного ущерба, а недополученная выгода в расчет не принимается.

Обязанность компенсировать работодателю причиненный урон носит относительный характер: так, по ходатайству виновного суд может снизить размер возмещения или вовсе освободить работника от выплат при наличии весомых оснований (ст.250 ТК РФ).

Судебная практика по возмещению ущерба ДТП придерживается принципа пропорционального снижения ответственности наемного лица при условии предоставления им доказательств:

Какова ответственность водителя

Согласно п. 1 ст. 1068 Гражданского Кодекса РФ, работодатель возмещает вред пострадавшей в аварии стороне при участии в инциденте его работника, но только во время исполнения им своих служебных обязанностей.

В рабочее время

Самая простая и экономичная ситуация, если работник попал в ДТП на служебной машине, застрахованной по ОСАГО и/или КАСКО. Возмещение ущерба осуществляется в пределах максимально установленной суммы по страховому договору. По ОСАГО:

  • 400 тысяч рублей — когда нанесен только материальный ущерб;
  • 500 тысяч рублей – если пострадали и люди.

Если последствия дорожной аварии превышают указанные лимиты, то разницу обязан доплатить собственник авто (ст. 1072 ГК РФ). Им в рассматриваемой ситуации является юридическое лицо.

Далее действия работодателя могут быть различны. Он вправе выставить регрессное требование своему работнику на оплаченную пострадавшему сумму или не делать этого. Более подробно мы рассмотрим правила регресса далее.

Сложнее ситуация, когда водитель попал в ДТП и виноват, но автомобиль не застрахован. По ст. 1068 ГК РФ вся ответственность ложится на фактического собственника автомобиля, то есть работодателя. Во всех последующих разбирательствах работник организации участвовать не будет.

Однако если в ходе расследования происшествия будет доказано, что именно действия водителя на служебном транспорте спровоцировали ДТП, то оплата ремонта ТС может быть произведена за счет личных средств водителя. Зачастую наниматели сами оплачивают ремонт, а затем частями взыскивают его с заработной платы работника.

Плюс к этому водитель может понести ответственность и в другой форме, предусмотренной корпоративными правилами.

Совсем иная ситуация, если судом сотрудник, попавший в ДТП, признан невиновным. В этом случае к нему не применяются никакие виды наказания – ни со стороны работодателя, ни со стороны суда, так как сам водитель выступает пострадавшим.

Что если время нерабочее

Далеко не всегда управление служебным транспортом в нерабочее время происходит самовольно и является преступлением.

Довольно часто наниматель сам позволяет сотруднику управлять машиной после окончания рабочего дня. Но даже этот факт не особенно поможет водителю, ведь в конечном итоге ответственность все равно ляжет именно на него.

Изначально все необходимые выплаты пострадавшей стороне будут компенсированы самим предприятием. Но затем он вправе составить и подать иск в суд на нерадивого работника и потребовать взыскания с него:

  • возмещения полной суммы расходов;
  • материальную компенсацию.

С первым видом взыскания все понятно – работник погашает всю сумму, затраченную на возмещение вреда пострадавшей стороне и на восстановление транспортного средства. Остановимся на материальной компенсации. Поскольку автомобиль является частью рабочего процесса, то его простой законодательством расценивается как недополученная прибыль.

Поэтому наниматель вправе привлечь своего сотрудника к дисциплинарной ответственности и взыскать с него материальную компенсацию. Ее максимальный размер рассчитывается как 2/3 от тарифной ставки.

Но надо отметить, что материальная компенсация является возможностью, а не обязанностью, поэтому ее взыскание налагается сугубо по желанию работодателя.

Если в момент происшествия сотрудник находился в состоянии алкогольного опьянения, то наниматель может сразу же направить соответствующий иск, и весь ущерб, полученный от ДТП второй стороной, будет взыскан с водителя незамедлительно.

При попадании в аварию служебного автомобиля ответственность несет владелец транспорта, то есть юридическое лицо. Поэтому судебные иски пострадавшим лицом или его родственниками (в случае летального исхода) подаются в отношении организации, а не водителя.

о взыскании с работника материального ущерба

В _________ (наименование работодателя) ответчик работал с «___»__________ ____ г. в должности _________ . «___»__________ ____ г. с ответчиком был заключен договор о полной материальной ответственности. Согласно данному договору, ответчик принял на себя полную материальную ответственность за недостачу вверенного имущества.

«___»__________ ____ г. была проведена инвентаризация, в результате которой была обнаружена недостача материальных ценностей в размере _______ рублей. Как было установлено в ходе служебного расследования, недостача образовалась в результате _________ (указать причины недостачи материальных средств, в чем заключается вина ответчика).

Ответчик ознакомлен с должностной инструкцией под роспись, однако возложенные на него обязанности не исполнил. С ответчика было затребовано объяснение о причинах случившегося. Такое объяснение он предоставить отказался, о чем был составлен соответствующий акт.

Бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении своей обязанности _________ (какие конкретно обязанности не исполнил работник), стало причиной возникновения ущерба. Причиненный ущерб ответчик отказался возместить в добровольном порядке.

Размер ущерба подтверждается _________ (привести ссылки на первичные документы и другие доказательства, подтверждающие передачу имущества ответчику в подотчет).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 233, 243, 248 Трудового кодекса РФ, статьями 131—132 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Прошу:

  1. Взыскать с _________ (Ф.И.О. ответчика) в пользу _________ (наименование работодателя) сумму причиненного ущерба _______ руб.

Перечень прилагаемых к заявлению документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

  1. Копия искового заявления
  2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины
  3. Копия (выписка из) приказа о приеме ответчика на работу
  4. Копия трудового договора
  5. Акт инвентаризации
  6. Копия договора о полной материальной ответственности
  7. Копия акта служебного расследования
  8. Должностная инструкция ответчика
  9. Требование предоставить объяснение
  10. Акт об отказе предоставить объяснение
  11. Копия доверенности на представление интересов в суде

Дата подачи заявления «___»_______ ____ г.       Подпись представителя _______

Скачать образец заявления:

  Исковое заявление о взыскании с работника материального ущерба

Источник: //oficialnyj.okd1.ru/konsultacziya/vzyskanie-ushherba-ot-dtp-s-rabotnika/

Компенсация морального вреда, причиненного в результате ДТП – ilex

Какова ответственность собственника машины, если в ДТП попал другой водитель?

Материальный вред, причиненный в результате ДТП, возмещается страховыми компаниями. А как быть, если вы пострадали морально? Материал поможет разобраться, с кого и когда можно взыскать компенсацию морального вреда.

Что такое моральный вред

Под моральным вредом следует понимать испытываемые гражданином совместно или по отдельности :
физические страдания.

Это физическая боль, функциональное расстройство организма, изменения в эмоционально-волевой сфере, иные отклонения от обычного состояния здоровья, которые являются последствием действий (бездействия), посягающих на нематериальные блага или имущественные права гражданина ;
нравственные страдания.

Они обычно выражаются в ощущениях страха, стыда, унижения, а равно в иных неблагоприятных для человека в психологическом аспекте переживаниях, связанных с утратой близких, потерей работы, раскрытием врачебной тайны, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с ограничением или лишением каких-либо прав граждан и т.п. .

На практике физическими и нравственными страданиями из-за ДТП могут быть переживания в связи с:— гибелью человека (родственника, друга и т.д.);— получением увечья;

— причинением вреда здоровью и т.д.

Другими словами, моральный вред при ДТП вытекает из причинения вреда жизни и здоровью, вызванного ДТП. Он компенсируется пострадавшему независимо от возмещения материальных затрат, связанных с причинением вреда жизни и здоровью (расходы на лечение и покупку лекарств, дополнительное питание, уход и т.д.) .

На заметку
Размер указанных материальных затрат определяется согласно установленным правилам и подлежит страховому возмещению .

Моральный вред в рамках страхового возмещения не компенсируется .

С кого требовать возмещения морального вреда

Моральный вред возмещает владелец механического транспортного средства (далее — автомобиль) .

Владельцем автомобиля (далее — автовладелец) считается :
— собственник автомобиля.

Пример
Работник организации на автомобиле, принадлежащем ей, попал в ДТП. За возмещением морального вреда необходимо обращаться к организации;

— лицо, управляющее автомобилем по доверенности, договору безвозмездного пользования или договору аренды (за исключением аренды транспортного средства с экипажем).

Пример
Гражданин (собственник автомобиля) передал автомобиль в безвозмездное пользование организации. Сотрудник организации на данном автомобиле попал в ДТП. Предъявлять требование о возмещении морального вреда необходимо к организации, которая на момент ДТП являлась автовладельцем в силу заключенного договора безвозмездного пользования.

Автовладельцем не является водитель, который управляет автомобилем по поручению или с согласия собственника .

Пример
Собственником автомобиля является муж. Он передал данный автомобиль для поездок жене (доверенность не оформлял). Жена попала в ДТП. Предъявлять требование о возмещении морального вреда необходимо к мужу, так как он является автовладельцем.

Моральный вред потерпевшему обязан компенсировать автовладелец, даже если он или лицо, управляющее автомобилем, не были виноваты в ДТП .

Пример
Автовладелец одолжил автомобиль другу. Друг сбил пешехода, который в темное время суток внезапно выбежал на дорогу из-за припаркованного на обочине автомобиля. Пешеход получил тяжкие телесные повреждения.

В ходе следствия было установлено, что водитель (друг) не виноват в ДТП, так как не имел технической возможности его предотвратить. Уголовное дело в отношении водителя было прекращено.

Однако автовладелец компенсировал потерпевшему моральный вред.

Если автовладельцев несколько, то в отношении пострадавших третьих лиц, например пассажиров, пешеходов, они будут нести ответственность солидарно .

Пример
Произошло ДТП с участием двух автомобилей. При происшествии пострадал пассажир. Компенсировать моральный вред будут солидарно автовладельцы обоих автомобилей.

Солидарная ответственность автовладельцев означает, что пострадавший вправе потребовать возмещения морального вреда от них всех сразу или от любого из них в отдельности, как полностью, так и частично .

На заметку
Автовладелец, который возместил пострадавшему моральный вред, вправе истребовать его :
— с других автовладельцев в размере, соответствующем степени их вины;
— виновника ДТП (например, с водителя автомобиля, виновного в ДТП).

Если в причинении вреда виноваты несколько лиц, то автовладелец, который возместил пострадавшему моральный вред, вправе истребовать уплаченную сумму с виновных лиц соразмерно их вине.

Если же степень вины определить невозможно, виновники возмещают моральный вред в равных долях .

На практике пострадавшими в ДТП, кроме третьих лиц, могут быть и сами автовладельцы. Они также могут иметь право на компенсацию морального вреда с учетом следующего :

1. Если ДТП произошло по вине одного из автовладельцев, а пострадал другой автовладелец, то первый компенсирует второму моральный вред.

Пример
Водителями обоих автомобилей являлись автовладельцы. При столкновении их автомобилей один из автовладельцев получил увечье (имеется соответствующее медицинское заключение). Виновником ДТП признан другой автовладелец. Соответственно, пострадавший вправе требовать от виновного автовладельца компенсацию морального вреда.

2. Если пострадал только автовладелец, виновный в ДТП, моральный вред ему не компенсируется.

Пример
Автовладелец совершал обгон в запрещенном месте, при этом двигался с превышением допустимой скорости (нарушил ПДД).

Не справившись с управлением, он выехал на встречную полосу, задел другой автомобиль, выехал с трассы в кювет и перевернулся. Данный автовладелец получил тяжкие телесные повреждения. Второй автовладелец не пострадал.

Так как единственным виновником ДПТ был признан автовладелец, нарушивший ПДД, моральный вред ему не компенсируется.

3. Если в ДТП виноваты оба автовладельца, размер компенсации морального вреда определяется соразмерно их степени вины и наступившим последствиям.

Пример
В результате ДТП пострадали два автовладельца. Первый получил легкие телесные повреждения, второй — тяжкие телесные повреждения.

Первый автовладелец двигался с нарушением скоростного режима, второй пересек двойную сплошную (оба автовладельца нарушили ПДД).

Компенсация морального вреда будет определяться компетентным органом соразмерно степени вины каждого из них и наступившим последствиям.

4. Если автовладельцы не виноваты в причинении друг другу морального вреда (независимо от наступивших последствий), ни один из них не имеет права на компенсацию.

Пример
ДТП произошло в результате неуправляемого заноса автомобиля из-за гололеда на дороге. В аварии пострадали два автовладельца. Ни один из них не имеет права на компенсацию морального вреда.

Когда автовладелец освобождается от возмещения морального вреда

Автовладелец освобождается от компенсации морального вреда, только если докажет, что вред возник вследствие :

1) непреодолимой силы.

Пример
Автовладелец попал в ураган. Из-за сильного бокового ветра автомобиль выбросило на встречную полосу движения и произошло столкновение с автомобилем, двигавшимся навстречу. Если будет доказано, что ДТП произошло только из-за наличия обстоятельств непреодолимой силы, автовладелец будет освобожден от возмещения морального вреда;

2) умысла потерпевшего.

Пример
Подросток внезапно выбежал из-за припаркованного на обочине автомобиля. Автовладелец, несмотря на экстренное торможение, не смог избежать наезда.

В результате ДТП подростку были причинены тяжкие телесные повреждения.

Однако, поскольку в кармане подростка была найдена предсмертная записка (потерпевший имел умысел), автовладелец будет освобожден от компенсации морального вреда.

Кроме того, освободить автовладельца от возмещения морального вреда (полностью или частично) вправе суд . Основанием для этого может быть:— грубая неосторожность самого потерпевшего, если она содействовала возникновению вреда или его увеличению;

— имущественное положение причинителя вреда.

Принимая данное решение, суд учитывает степень вины потерпевшего и причинителя вреда.

Каков порядок предъявления требований о компенсации морального вреда

Определить размер морального вреда

Размер морального вреда пострадавший оценивает самостоятельно
в денежной форме . При этом пострадавшему целесообразно учитывать свой возраст, пол, способность к восстановлению и т.д.

Например, одни и те же последствия вызовут разные физические и нравственные страдания у ребенка и у пожилого человека.

Сумма компенсации морального вреда должна соответствовать тяжести вреда, а также быть разумной и справедливой .

Пример
В результате ДТП один пострадавший получил тяжелую черепно-мозговую травму, второй — множественные двусторонние переломы ребер. И те и другие повреждения относятся к тяжким телесным .

Вместе с тем первая травма, в отличие от второй, может навсегда полностью лишить человека способности передвигаться и общаться.

Поэтому размер компенсации морального вреда пострадавшему с тяжелой черепно-мозговой травмой будет больше.

Отметим, что если вред возник или увеличился из-за грубой неосторожности самого потерпевшего (например, в момент ДТП пострадавший не был пристегнут, пешеход находился в состоянии сильного алкогольного опьянения), то размер компенсации морального вреда подлежит уменьшению .

Обратиться за компенсацией к автовладельцу(ам)

Для получения компенсации морального вреда потерпевшему необходимо обратиться непосредственно к автовладельцу(ам). Сделать это желательно в письменной форме, чтобы у автовладельца(ев) было четкое понимание заявленных к нему (ним) требований.

В случае если автовладелец откажется компенсировать моральный вред в добровольном порядке или будет не согласен с суммой компенсации, потерпевший может обратиться в суд.

На заметку
Обратиться за компенсацией морального вреда может не только сам потерпевший, но и иное лицо, действующее в его интересах.

Нарушение ПДД, как правило, является, административным или уголовным правонарушением. Дело возбуждается непосредственно в отношении водителя, нарушившего ПДД. Если водитель одновременно является автовладельцем, то потерпевший вправе заявить требование о компенсации морального вреда в рамках рассмотрения соответствующего дела. Платить за это ему не придется .

Обратиться за компенсацией в суд (при необходимости)

Обратите внимание!
Суд по своей инициативе не вправе решать вопрос о компенсации морального вреда .

Если требование о возмещении морального вреда не было заявлено в рамках административного или уголовного процесса либо данного процесса вообще не было, потерпевший вправе обратиться в суд с отдельным исковым заявлением по месту жительства (месту нахождения) ответчика, если иное не установлено ГПК .

Наличие морального вреда нужно обосновать (например, представить заключение врача). Полагаем, что рассказ мужа о затянувшейся депрессии жены, пережившей аварию, вряд ли будет рассмотрен как серьезный довод для признания наличия морального вреда.

Источник: //ilex.by/news/kompensatsiya-moralnogo-vreda-prichinennogo-v-rezultate-dtp/

Доверил по доверенности. «Продал автомобиль, через пять лет получил иски за чужое ДТП, требуют более 400 миллионов рублей»

Какова ответственность собственника машины, если в ДТП попал другой водитель?

В весьма неприятную историю попал минчанин Александр Пинязик. Он продал по генеральной доверенности старенький Ford Sierra. Покупатель уверял, мол, переоформит машину на себя. Но через пять лет оказалось, что де-юре Александр по-прежнему является собственником автомобиля.

И только потому, что он считается владельцем источника повышенной опасности, теперь должен оплатить ущерб, нанесенный в результате чужого ДТП. «Общая сумма по трем предъявленным искам составляет более 400 миллионов рублей! Я получил жизненный нокаут: из-за обыкновенной формальности теперь должен огромную сумму.

Уже наложены аресты на мой дом в деревне и автомобиль. Что делать?» — в отчаянии спрашивает мужчина.

— В 2007 году я решил продать Ford Sierra, который нуждался в ремонте и был не на ходу, — рассказывает Александр Анатольевич. — Покупатель предложил оформить генеральную доверенность, пообещав потом поставить автомобиль на учет на свое имя. В общем, я поверил. Через некоторое время мы созвонились и он заверил меня, что машину перерегистрировал. На этом я и успокоился.

Надо сказать, что в то время еще не было камер скорости и сделки по «продаже автомобилей по доверенности» (намеренно берем фразу в кавычки, поскольку такой процедуры по закону не существует) были довольно распространены.

Однако при этом формальные владельцы транспортного средства, которым они реально уже не обладали, не учитывали важную особенность законодательства. Иначе они бы все же потратили день-другой для оформления купли-продажи.

Последствия незнания законов редко афишируются, но получаются не менее показательными. История Александра Пинязика — одна из таких. В 2012 году минчанин совершенно случайно узнал, что Ford Sierra по-прежнему зарегистрирован на его имя: «Меня остановил сотрудник ГАИ. Стал что-то проверять по базам и сообщил, что автомобиль до сих пор зарегистрирован на мое имя. Я уже совсем забыл о нем!»

Мужчина забеспокоился и стал узнавать, где «его» машина. Впоследствии выяснилось, что она находится у молодого жителя Климовичей. «Причем автомобиль он тоже купил.

Но только не у мужчины-покупателя, а у неких его родственников. Молодой человек передал деньги, а взамен получил расписку от руки. Я пошел в милицию, хотел найти контакты.

Далее планировал все-таки переоформить машину по закону», — подчеркивает минчанин.

Но эти действия уже были запоздалыми. Через несколько недель Александра Пинязика вызвали в суд Климовичского района. Иск? Компенсация? За что? Сначала мужчина решил, что это недоразумение. Однако чем больше он погружался в ситуацию, тем больше понимал — все очень и очень серьезно.

— Оказалось, что новый владелец автомобиля, тот самый молодой человек из Климовичей, ездил на машине без техосмотра и даже обязательной страховки, — продолжает Александр Анатольевич. — Одним осенним днем 2010 года он совершил наезд на пешехода, что стало отправной точкой судебного процесса.

Авария случилась 23 ноября 2010 года на ул. 50 лет СССР в Климовичах. Молодой водитель Ford Sierra сбил женщину. У той были диагностированы переломы обеих костей голени.

Впоследствии эти травмы признали тяжкими. А медицинская комиссия назначила потерпевшей вторую группу инвалидности.

Возбудили уголовное дело по части 2 статьи 317 «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств».

Не будем вдаваться в нюансы расследования аварии. То, что дело дошло до суда, говорит само за себя. Отметим также, что водитель во время заседания вину не признал. Однако его приговорили к исправительным работам и лишению водительских прав.

Про компенсацию нужно рассказать отдельно. Во время заседания Климовичского районного суда представители истицы попросили взыскать средства за поврежденное пальто (2,6 млн рублей), транспортные расходы потерпевшей к месту лечения и обратно (6,1 млн), лекарства (5,4 млн), юридическую помощь (85 млн), а также в счет возмещения вреда здоровью (241 млн).

При чем тут бывший владелец Ford, спросите вы. Дело в том, что юридически на момент аварии именно он являлся собственником автомобиля.

А по статье 948 Гражданского кодекса граждане, «деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании».

Только не нужно думать, что это некая уловка! Напротив, во время подобных заседаний всегда выясняется, кому по документам принадлежит автомобиль. Даже если уголовное дело возбуждено не было, у потерпевшего всегда есть возможность подать гражданский иск, апеллируя к этой норме.

Оба ответчика иск не признали. Водитель, в частности, объяснил, что не считает себя виновным в ДТП. А Александр Пинязик — что в реальности не являлся владельцем источника повышенной опасности (того самого злополучного Ford Sierra).

Однако суд постановил взыскать с водителя 91,7 млн рублей (сюда вошли стоимость поврежденного имущества потерпевшей, лекарств, расходы по оказанию юридической помощи и оплата проезда), а также госпошлину и расходы по оплате услуг представителя в суде. Для сравнения: Александру Пинязику, кроме оплаты госпошлины и услуг представителя, нужно выплатить 241 млн рублей за вред, причиненный здоровью потерпевшей.

Другой иск поступил от Белорусского бюро по транспортному страхованию. Эта организация после ДТП выплатила потерпевшей компенсацию (в 109 млн рублей) и выставила регрессный иск, что является стандартной процедурой в таких случаях (ведь машина не была застрахована по «автогражданке»). Выплата данной суммы также ложится на плечи собственника автомобиля.

По словам Александра Пинязика, был еще третий иск, по которому предстоит выплатить около 40 млн рублей. То есть в итоге мужчина должен более 400 млн.

— Очень интересно получается: водитель признан виновником ДТП, реально машина принадлежит ему, а выплачивать бóльшую часть компенсации женщине, которую я никогда не видел (в суде ее интересы представляли дочь и адвокат), должен я! — возмущается экс-владелец Ford.

— И расскажите, в чем я виновен? Что продал машину, не оформив документы? Но меня нагло обманули! Это был не автомобиль, а корыто, не на ходу. Чтобы снять его с учета, потребовалось бы везти в ГАИ, нанимать эвакуатор.

А покупатель умолял обойтись без этого, обещал все оформить самостоятельно.

По сути, дело в простой формальности. Смысл введения нормы об ответственности владельца транспортного средства в Гражданский кодекс очевиден: раз доверяешь кому-то потенциально опасный объект, то постарайся контролировать обращение с ним.

Это своеобразное перекладывание ответственности, не лишенное смысла в условиях, когда автомобиль стал массовым явлением. Другой вопрос, что этот механизм не работает эффективно.

Часто за рулем машин оказываются люди случайные, а отвечает за их действия мало причастный (или совсем не причастный) к произошедшему человек.

— Не представляю, как смогу выплатить хотя бы часть долга! — минчанин объясняет, что числится в одном из банковских отделений обычным рабочим. — Моя ежемесячная зарплата — всего 5 млн рублей, у жены и того меньше — 4 млн.

К Александру Пинязику уже приходили судебные исполнители, наложен арест на дом и земельный участок в Стародорожском районе, которые достались ему по наследству от родителей, а также на автомобиль Renault Megane (2008 г. в.).

— Говорят, могут высчитывать 70% зарплаты, — рассказывает мужчина. — Так сколько у меня тогда останется? Миллион, два? А мне еще семью содержать, дочь с мужем живут с нами, у них недавно родился второй ребенок. Нужно помогать внукам! Мне 54 года, работать по ночам не могу, здоровье уже не позволяет.

Минчанин все же не сдается, пытается обжаловать решение суда, пишет апелляции, доказывает, что отношения к произошедшему не имеет. Однако по документам владельцем автомобиля является он, и ничего здесь не попишешь! Все его аргументы наталкиваются на этот железобетонный факт.

В статье 948 Гражданского кодекса есть оговорка: если источник повышенной опасности выбыл из обладания в результате противоправных действий других лиц, то владелец не отвечает за вред. Речь об угоне или краже (это разные понятия) автомобиля. Однако в данном случае говорить об этом неуместно, считают юристы: «Ведь изначально транспортное средство было передано добровольно».

Впрочем, у Александра Пинязика есть шанс отбиться от иска. Существует постановление пленума Верховного суда (от 01.10.2008 г.

) №7 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств», в котором сказано: «Судам надлежит принимать меры к разрешению гражданских исков, имея при этом в виду, что в качестве гражданских ответчиков должны привлекаться владельцы транспортных средств, поскольку в соответствии с законодательством обязанность по возмещению вреда, в том числе и морального, причиненного источником повышенной опасности, возлагается на владельца этого источника, то есть на организацию или гражданина, осуществляющих эксплуатацию источника повышенной опасности как в силу права собственности или оперативного управления, так и по другим основаниям (по доверенности, договору аренды и т. п.) (ст. 948 ГК)».

…Это не единичный случай, когда основную финансовую нагрузку иска несут владельцы автомобилей, потерявшие машину из виду. Нежелание погрузиться в бюрократический процесс спустя время оборачивается большими проблемами.

Источник: //auto.onliner.by/2016/01/20/sud-287

justice pro…

Какова ответственность собственника машины, если в ДТП попал другой водитель?

Законом предусмотрена возможность оформления полиса ОСАГО с ограничением круга лиц, допущенных к управлению автомобилем.

Что будет, если за рулем окажется водитель, не внесенный в ОСАГО? Какое наказание ему грозит, какой штраф, если не вписан в страховку, заберут ли машину на штрафстоянку, понесет ли ответственность собственник автомобиля за передачу управления такому лицу, изменится ли размер штрафа, когда владелец находится в авто — сколько штраф, если не вписан в страховку, а хозяин рядом? А если не вписан в страховку и попал в ДТП, какие последствия ждут водителя, не указанного в страховом полисе?

Если не вписан в ОСАГО: нарушение или нет?

Полис ОСАГО может быть без ограничений (так называемая «открытая» страховка) и с ограниченным использованием транспортных средств. В первом случае ответственность каждого допущенного к управлению водителя, который сел за руль, будет застрахована (в соответствии с законом). Указывать водителей в таком полисе не надо.

Но неограниченная страховка, как правило, стоит дороже, чем ОСАГО с ограничениями. Поэтому наиболее популярен вариант заключения договора обязательного страхования с ограниченным использованием автомобиля, а именно с возможностью управления авто только указанными страхователем водителями.

В «ограниченной» страховке указываются водители, допущенные к управлению машиной. При расчете стоимости ОСАГО в этом случае применяются коэффициенты, учитывающие водительский стаж, возраст и иные персональные данные водителей, которые вписаны в полис.

Но, когда водитель садится за руль и он не вписан в страховку, наказание для него будет или нет? Ограничится ли наказание штрафом (если не вписан в ОСАГО) или возможны другие последствия?

Для начала выясним, можно ли ездить, если не вписан в страховку.

Если не вписан в страховку, можно ли управлять автомобилем?

Согласно Закону об ОСАГО (п.3 ст. 16) страхователь обязан незамедлительно в письменной форме сообщать страховщику о передаче управления транспортным средством водителям, не указанным в страховом полисе в качестве допущенных к управлению транспортным средством.

При получении такого сообщения страховщик вносит соответствующие изменения в страховой полис. При этом страховщик вправе потребовать уплаты дополнительной страховой премии в соответствии со страховыми тарифами по обязательному страхованию соразмерно увеличению риска.

Таким образом, в соответствии с законом ответственность каждого водителя на дороге должна быть застрахована. В случае оформления полиса ОСАГО с ограничением, водители, садящиеся за руль, должны быть вписаны в страховку.

Участника дорожного движения ожидает штраф (если не вписан в страховку), а также возможны другие негативные последствия, если водитель не внесен в ОСАГО и попал в ДТП.

Не вписан в страховку: штраф

Согласно ПДД водитель за рулем автомобиля обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки среди прочих документов страховой полис ОСАГО или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа.

В рассматриваемом в статье случае полис ОСАГО есть, но водитель не вписан в страховку.

Какой штраф, если не вписан в страховку?

В соответствии с частью 1 статьи 12.37 КоАП «управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».

Таким образом, штраф, если не вписан в ОСАГО, 500 рублей.

Изменится ли размер штрафа, если не вписан в страховку, но хозяин рядом? Предусмотрено ли наказание за передачу управления лицу, не вписанному в страховку?

Отметим, что езда без страховки (полис ОСАГО не оформлялся или он просрочен хотя бы на день) наказывается штрафом в другом размере и может иметь другие последствия при ДТП (для виновного и невиновного участника аварии).

Заберут ли машину, если не вписан в страховку?

Ранее (до 2014 года) инспектор ДПС за езду не вписанным в страховку был вправе эвакуировать транспортное средство на штрафстоянку. Но в данный момент эта норма не действует.

И если Вас остановили (не вписан в страховку), то при наличии всех необходимых документов инспектор ГИБДД забрать автомобиль не имеет право.

Итак, можно дать окончательный ответ на вопрос «какое наказание, если не вписан в страховку» — штраф в размере 500 руб. без эвакуации машины.

Сколько штраф, если не вписан в страховку — важно ли присутствие хозяина в машине?

Ранее, когда доверенность на автомобиль от собственника временному владельцу была необходима, тот факт, что хозяин машины рядом, могло уберечь водителя за рулем без доверенности от наказания.

В связи с этим у многих возникает вопрос: «Можно ли ехать за рулем, если не вписан в страховку, но хозяин рядом?». Законом установлена обязанность владельцев транспортных средств страховать риск своей гражданской ответственности на дороге.

К владельцам автомобиля согласно Закону об ОСАГО отнесены собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее авто на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.

Таким образом, любой водитель за рулем машины должен быть застрахован в соответствии с Законом об ОСАГО, за нарушение этой нормы положено наказание:

Не вписан в страховку: наказание (хозяин сидит рядом)

Если водитель не вписан в полис ОСАГО (хозяин рядом на пассажирском сиденье), ему придется понести ответственность. Сколько штраф в этом случае? Управление автомобилем лицом, не вписанным в страховку, в присутствии хозяина также наказывается штрафом (500 руб.).

Какой штраф, если не вписан в страховку (без хозяина)

Как мы выяснили, при вождении не вписанным в страховку, если собственник автомобиля сидит рядом, наказанием водителю, не вписанного в ОСАГО, будет наложение штрафа.

И если не вписан в страховку, какой штраф (хозяина нет рядом) будет водителю за рулем (т.е. размер штрафа) не будет зависеть от присутствия собственника в машине.

В любом случае водитель, не указанный в полисе ОСАГО, подлежит ответственности в виде штрафа 500 руб.

Ответственность каждого водителя на дороге должна быть застрахована. Если человек садится за руль не вписанным в страховку, он должен осознавать, что его могут ожидать негативные последствия

Нужна ли доверенность на автомобиль, если не вписан в страховку?

С конца 2012 года доверенность на машину не является обязательным документом при управлении автомобилем. Поэтому, если водитель не вписан в ОСАГО, то ему необходимо иметь при себе обязательные для предъявления сотруднику полиции документы, в том числе:

  • водительское удостоверение,
  • полис ОСАГО,
  • регистрационные документы (СТС).

На лицо за рулем будет наложен штраф (если человек не вписан в страховку); при наличии указанных выше документов последствий в виде задержания транспортного средства и отстранения водителя от управления быть не должно.

Передача руля лицу, не вписанного в страховку

КоАП предусматривает наказание за передачу управления автомобилем лицу, не имеющему прав, или лицу, находящемуся в состоянии опьянения.

Есть ли подобная норма, если владелец (собственник) передал управление не вписанному в страховку? Как известно, ответственность каждого водителя на дороге должна быть застрахована.

Собственник авто по закону об ОСАГО при передаче руля другому лицу (если полис ОСАГО с ограничением круга лиц, допущенных к управлению) обязан сообщить об этом страховщику, который вносит изменения в полис.

Хозяина автомобиля в этой связи может интересовать вопрос, сколько штраф, если не вписанный в страховку водитель будет посажен им за руль? Если собственник автомобиля (страхователь) не выполнил указанного законом предписания, сотрудник полиции вправе наложить на хозяина машины  штраф за передачу руля лицу, не вписанному в страховку, в размере 500 руб.

Жена не вписана в страховку

Если водитель не вписан в полис ОСАГО, наличие родственных связей между собственником автомобиля и водителем за рулем на возможность наказания в виде штрафа и других вероятных негативных последствий (например, при ДТП) никак не повлияет. Штраф за езду не вписанным в страховку мужем, сыном или другим родственником или членом семьи составит также 500 руб.

Владелец машины не вписан в страховку

То, что хозяин машины заключил договор страхования (является страхователем), не означает, что он является лицом, допущенным к управлению автомобилем, в соответствии с законом об ОСАГО. Если владелец собирается ездить на авто, он должен быть вписан в страховку, т.е.

указан в полисе ОСАГО в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством.

В противном случае, если собственник не вписан в страховку и попал в ДТП (признан виновником аварии), его может ждать требование страховщика в сумме выплаченного страхового возмещения потерпевшим в порядке регресса (Определение Верховного Суда РФ от 17.07.2018 N 69-КГ18-9).

ДТП: водитель не вписан в страховку

Управление автомобилем лицом, не вписанным в страховку, может привести к различным нежелательным последствиям. Сколько, какой штраф, если не вписан в страховку, мы уже выяснили.

Но на дороге у каждого водителя есть шанс стать участником аварии. Теперь узнаем, что будет, если не вписан в страховку и попал в ДТП.

Рассмотрим различные ситуации в зависимости от того, кем будет признан человек, не указанный в полисе ОСАГО:

  • Водитель не вписан в страховку и оказался потерпевшим.

Лицо, управляющее автомобилем, обязано быть застрахованным по ОСАГО. Но, если человек не вписан в страховку и признан потерпевшим (его машина повреждена или он сам пострадал), это не является основанием для отказа в страховой выплате. Подробнее об этом здесь.

  • Водитель не вписан в страховку и виновен в аварии.

Можно утверждать, что ответственность (если не вписан в страховку) временного владельца должным образом не застрахована.

Что будет в этом случае, кто ответит за нанесенный вред? Потерпевший сможет получить страховое возмещение, но далее в соответствии с Законом об ОСАГО страховая компания может потребовать выплаченную ею сумму с водителя, который не вписан в полис и виновен в ДТП. Т.е.

кроме штрафа (если водитель не вписан в страховку) виновного ожидает требование от страховщика возместить убытки в порядке регресса. Отметим, что никаких выплат на восстановление своей машины виновный водитель, не внесенный в полис ОСАГО, получить не может. О том, что ожидает виновного водителя, если он не вписан в КАСКО, можно узнать здесь.

Если человек не вписан в страховку, так называемый «европротокол» по закону оформлять нельзя. Участникам ДТП, если кто-то из них не указан в полисе ОСАГО, для оформления документов о ДТП необходимо вызывать сотрудников полиции.

О том, что будет, если водитель, попавший в аварию, оказался пьяным, можно прочитать в этой статье.

Не вписывают в страховку, что делать?

Если Вы обратились в страховую компанию, чтобы в соответствии с требованиями закона вписать водителя, допущенного к управлению автомобилем, а страховщик Вам отказывает, необходимо выяснить у сотрудников компании причины отказа.

Требуйте письменный отказ с объяснением, почему не вписывают в страховку. Далее в зависимости от причин отказа Ваши действия могут быть различны.

Так, если причины отказа Вам покажутся неправомерными, можно пожаловаться на действия страховой в ЦБ и в другие компетентные органы.

Итак, подведем итоги, что будет, если не вписан в страховку.

Управление ТС не вписанным в страховку является нарушением закона. В статье мы выяснили, какое наказание грозит и какой (сколько) штраф, если не вписан в страховку. Кроме того, водитель, не внесенный в полис ОСАГО, рискует своими деньгами: если он совершит ДТП, ему придется выплатить страховщику сумму страхового возмещения потерпевшим в порядке регресса.

Опубликовал:

Раленко Антон Андреевич

Москва 2019

Источник: //just-ice.info/2019/01/30/esli-ne-vpisan-v-strahovku/

Законовед
Добавить комментарий