Какой срок привлечения по статье 15.5 КоАП РФ?

Срок исковой давности

Какой срок привлечения по статье 15.5 КоАП РФ?

За нарушение срока сдачи налоговой декларации предусмотрена не только налоговая, но и административная ответственность. По заявлению налоговой инспекции мировой судья может вынести предупреждение или оштрафовать руководителя или главного бухгалтера организации на сумму от 300 до 500 руб. за каждую несвоевременно сданную декларацию (ст. 15.5, абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Срок давности за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах наступает по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения (статья 4.5 КоАП РФ).

При этом административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.5 КоАП РФ, не относится к категории длящихся правонарушений, поскольку имеет конкретную дату его совершения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает исчисляться с момента наступления указанного срока.

Моментом окончания административного правонарушения считается день, с которым НК РФ связывает истечение контрольного срока исполнения возложенных на налогоплательщика обязанностей, а не дату принятия декларации налоговым органом.

Поэтому срок давности привлечения к административной ответственности за указанное административное правонарушение, равный одному году, начинает исчисляться не с момента обнаружения налоговым органом правонарушения, а с 29-го числа со дня окончания соответствующего налогового периода (п. 13.1 постановления от 24 марта 2005 года № 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”).

Обоснование

Из рекомендации Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Как составить и сдать декларацию по налогу на имущество

Ответственность

Несвоевременная сдача декларации по налогу на имущество – правонарушение. За него предусмотрена налоговая и административная ответственность (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ).

Подробнее о штрафах за опоздавшие декларации см.:

Из рекомендации Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Кто обязан представить налоговую отчетность в инспекцию

Несвоевременное представление декларации

За несвоевременное представление налоговой декларации налоговая инспекция может:

  • оштрафовать организацию:
  • заблокировать банковский счет организации.

При этом неважно, является организация налогоплательщиком или нет. Инспекция может оштрафовать за такое правонарушение любую организацию, которая должна сдавать налоговые декларации, но по какой-либо причине не исполнила эту обязанность. Например, организацию, которая освобождена от обязанностей налогоплательщика, но является налоговым агентом по НДС (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Размер штрафа составляет 5 процентов от суммы налога, которая подлежит уплате (доплате) на основании данной декларации. При определении размера штрафа из этой суммы вычитается сумма налога, которая была перечислена в бюджет в установленный срок. Пятипроцентный штраф начисляется за каждый месяц (полный или неполный) просрочки с подачей декларации.

При этом общая сумма штрафа не может быть больше 30 процентов от суммы налога и меньше 1000 руб. Например, если налог по декларации был полностью уплачен в установленный срок, то штраф за несвоевременное представление декларации составит 1000 руб.

Если в установленный срок организация уплатила только часть налога, то штраф рассчитывается с разницы между суммой налога, отраженной в декларации, и фактически перечисленной в бюджет.

Такой порядок предусмотрен статьей 119 Налогового кодекса РФ. При наличии смягчающих обстоятельств налоговая инспекция или суд могут снизить размер штрафа в два и более раза (п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ, п. 19 постановления от 11 июня 1999 г. Пленума Верховного суда РФ № 41 и Пленума ВАС РФ № 9).

Решение о штрафе и его размере принимается только после проведения камеральной проверки несвоевременно поданной декларации.

Причем в результате штраф может быть установлен исходя из данных, указанных в декларации (по данным организации) или с учетом доначислений по итогам камеральной проверки (по данным инспекции).

Такие разъяснения содержатся в пункте 1.6 письма ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705.

Кроме того, налоговая инспекция может оштрафовать организацию за несоблюдение порядка представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде (если такой способ подачи отчетности является обязательным). Размер штрафа составляет 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).

Наряду с взысканием штрафа за опоздание с подачей налоговой декларации инспекция вправе заблокировать банковские счета организации. Счет может быть заблокирован, если организация не представила декларацию в течение 10 рабочих дней после того, как истек срок, установленный для ее подачи (п. 3 ст. 76, п.

 6 ст. 6.1 НК РФ). При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167). За несвоевременное представление расчетов авансовых платежей по налогам блокировка банковских счетов не применяется (письмо Минфина России от 12 июля 2007 г. № 03-02-07/1-324).

Ситуация: грозит ли штраф организации, если налоговую декларацию она сдала с опозданием на один день

Да, грозит. При условии что срок сдачи декларации приходился на рабочий день.

За несвоевременно сданную налоговую отчетность инспекторы вправе оштрафовать организацию по статье 119 Налогового кодекса РФ. Штраф рассчитают за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для подачи декларации (п. 1 ст. 119 НК РФ).

И неважно, на сколько задержали отчет: на один день, на неделю или на месяц. Основание одно. Есть срок – это календарная дата, указанная в соответствующей главе части второй Налогового кодекса РФ.

Сдать декларацию можно до 24 часов этого дня (п. 8 ст. 6.1 НК РФ). А если сдали позже хотя бы на час, то срок считается нарушенным. И потому штраф посчитают как минимум за один месяц нарушения.

При этом первым днем опоздания является тот, который следует за крайней датой для подачи декларации (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Именно с этого дня инспекция рассчитает штраф по статье 119Налогового кодекса РФ.

Здесь также действует общее правило. Срок сдачи налоговой декларации, который приходится на нерабочий день, переносится на ближайший следующий за ним рабочий (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

За нарушение сроков сдачи налоговых деклараций предусмотрена не только налоговая, но и административная ответственность. По заявлению налоговой инспекции мировой судья может вынести предупреждение или оштрафовать руководителя или главного бухгалтера организации на сумму от 300 до 500 руб. за каждую несвоевременно сданную декларацию (ст. 15.5, абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Кроме того, если организация не подает налоговые декларации, налоговые инспекции вправе приостанавливать ее операции по расчетным счетам.

Расчетный счет может быть заблокирован в течение 10 рабочих дней после того, как истек последний срок подачи декларации по тому или иному налогу.

О приостановке расчетных операций налоговая инспекция обязана сообщить налогоплательщику, выслав ему копию решения по форме, утвержденной приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ММВ-7-8/662.

Копия решения должна быть вручена представителю налогоплательщика под расписку или отправлена по почте с уведомлением о вручении. Такой порядок следует из положений пункта 6статьи 6.1, пункта 3 и абзаца 5 пункта 4 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

«13.1. Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.

В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.

10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Следует иметь в виду, что в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (часть 3 статьи 30.6, часть 3 статьи 30.9 КоАП РФ).Установив при рассмотрении жалобы такого лица обоснованность выводов юрисдикционного органа, а также правильность исчисления срока давности привлечения к административной ответственности в зависимости от категории дела, судья отказывает в ее удовлетворении и оставляет постановление без изменения. При этом необходимо учитывать, что в названном постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении. При наличии таких выводов в обжалуемом постановлении судья, с учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности, обязан вынести решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину этого лица (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.

14. Абзац исключен постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 13. – См. предыдущую редакцию.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Согласно части 2 статьи 4.

5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока.

Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.

5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства этого лица судья не должен выносить какой-либо процессуальный документ о приостановлении течения срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ.

Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, следует также учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности перерыва данного срока.По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания».

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/170911-qqqm7y16-srok-iskovoy-davnosti

За ошибку придется платить не только гендиректору, но и главному бухгалтеру

Какой срок привлечения по статье 15.5 КоАП РФ?

15 Ноября 2018

ФНС выпустила письмо № ЕД-18-15/652@, посвященное вопросу привлечения налоговыми органами должностного лица к административной ответственности.

Теперь благодаря письму налоговики могут штрафовать не только директора, но и главного бухгалтера, либо иное ответственное лицо компании за ошибки в отчетности и за несдачу деклараций.

Согласно КоАП РФ к административной ответственности привлекают должностное лицо, которое ненадлежащим образом исполнило свои обязанности.

Однако, как показывает практика, налоговики упрощают себе работу: не разбираются в мере ответственности и обязанностях должностных лиц компании и в большинстве случаев просто штрафуют руководителя.

Директора организаций пользуются недобросовестностью налоговых органов и отменяют штрафы в судебных инстанциях.

Поэтому в своем письме ФНС рекомендует инспекторам перед составлением протокола о нарушении изучить должностные инструкции сотрудников и внутренние организационно-распорядительные документы работы компании. Данный анализ поможет определить налоговикам кто в действительности несет ответственность за нарушения и оштрафовать должностное лицо, причастное к нарушениям.

О последствиях опубликованного ФНС письма рассказала Марина Марковская – главный специалист департамента бухгалтерского учета и налогообложения Юридического бюро «Константа»:

«В большинстве организаций в настоящее время бухгалтер отвечает за все отношения с государством: ведет бухгалтерский и налоговый учет, сдает отчетность, формирует платежки по налогам и отправляет их в банк, рассчитывает страховые взносы. Кроме того, бухгалтер выполняет обязанности кадровика, получает лицензии, следит за состоянием расчетов с контрагентами. Поэтому вероятность допустить ошибку при таких обширных обязанностях весьма велика.

Наказать бухгалтера административно за неисполнение обязанностей, прописанных в трудовом договоре или в должностной инструкции, могут за следующие нарушения:

1. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, — ответственность в виде административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. Повторное совершение такого правонарушения грозит штрафом в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацией на срок от одного года до двух лет (ст. 15.11 КоАП РФ).

2.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, — ответственность в виде наложения административного штрафа от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ).

3. Непредставление информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, — ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 1500 до 3000 руб. (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).

4. Нарушение установленных сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).

5. Нарушение установленных порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в территориальные органы ФСС России — штраф в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.33 КоАП РФ).

6. Нарушение кассовой дисциплины влечет наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

Одно из тяжелых последствий привлечения к административной ответственности – это дисквалификация. Однако есть и еще одно, более серьезное последствие. Даже если нет дисквалификации, сам факт привлечения к ответственности — это своеобразный мостик к последующим действиям — вплоть до привлечения бухгалтера к уголовной ответственности.

Потому что привлечение к административной ответственности – это, в первую очередь, установление вины бухгалтера в грубом нарушении ведения бухгалтерской документации и бухгалтерского учета.

Поэтому важно не быть привлеченным к такой ответственности с установлением вины в совершенном административном деянии, так как факт привлечения, установление вины может в будущем иметь очень серьезные последствия».

Марковская Марина Сергеевна Заместитель Руководителя Отдела бухгалтерского учета и налогообложения Получить консультацию

Закрыть окно

Закрыть окно

новости: 48

Источник: https://ruconst.com/news/12457/

Рассмотрение дел о нарушениях сроков сдачи налоговой отчетности могут передать налоговикам

Какой срок привлечения по статье 15.5 КоАП РФ?

18 сентября в Госдуму поступил законопроект № 796001-7 о передаче на рассмотрение налоговых органов дел об административных правонарушениях по ст. 15.5 КоАП РФ (нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам)). В настоящее время такие дела находятся в производстве мировых судей.

Инициатором поправок выступила Костромская областная дума, которая со ссылкой на собственный анализ региональной судебной статистики за 2017 г. заключила, что большая часть таких дел заканчивается предупреждением.

Как следует из пояснительной записки к проекту, протоколы по такому виду правонарушений составляют должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП).

Именно им, как считают авторы поправок, следует передать полномочия по рассмотрению таких дел.

«Предлагаемые изменения соответствуют общей тенденции сосредоточения в налоговых органах всех вопросов по налогам, сборам и страховым взносам.

Передача данных полномочий налоговым органам позволит упростить и ускорить процедуру рассмотрения этих дел, а также снизит нагрузку на судебную систему», – уверены разработчики проекта.

По их мнению, принятие поправок повысит эффективность работы мировых судей.

Комментируя поправки, адвокат АП Московской области, партнер юридической компании «КЪЮ-Групп» Кирилл Данилов поддержал их. «Во-первых, как показывает судебная практика, изложенная в пояснительной записке, подавляющее большинство административных дел данной категории заканчиваются предупреждением нарушителя, а не реальным денежным штрафом.

В то же время судебная нагрузка по таким делам составляет порядка 5% от общего количества дел. Законодательная инициатива позволит разгрузить мировые суды.

Во-вторых, авторы поправок справедливо полагают, что все вопросы по налогам, сборам и страховым взносам следует сосредоточить в руках налогового органа как имеющего не только компетенцию, но и правовые механизмы, регулирующие данные вопросы», – отметил он.

По словам эксперта, НК РФ уже содержит специальный раздел «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение», включающий не только общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, но и конкретные виды последних и ответственность за них (гл. 16). «Например, ст.

119 НК предусматривает аналогичный ст. 15.5 КоАП состав правонарушения (непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета).

И санкция, предусмотренная данной нормой НК, значительно серьезнее закрепленной в КоАП», – пояснил адвокат.

Кирилл Данилов добавил, что для компаний гораздо более чувствительно привлечение к ответственности по ст. 119 НК, нежели привлечение их должностных лиц по ст. 15.5 КоАП (предупреждение или административный штраф на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.). «Например, как следует из материалов дела № А40-113319/17-75-1213, налоговый орган оштрафовал компанию на 3 млн руб.

по ст. 119 НК за то, что налогоплательщик представил в налоговый орган декларацию на 1 день позже положенного срока. Суд, правда, не согласился со столь суровым наказанием всего лишь за день просрочки сдачи декларации и снизил штраф до 342 тыс. руб. Итоговая сумма штрафа стала в 10 раз меньше изначального размера, но все равно существенна для любой компании», – пояснил он.

Эксперт полагает, что если ст. 15.5 КоАП утратит силу, организации-налогоплательщики и их должностные лица не испытают каких-либо неудобств или стеснений в правах, поскольку ст. 119 НК страшит их гораздо больше. В то же время нагрузка на судебную систему будет снижена без существенного ущерба для бюджета государства, подытожил он.

По мнению адвоката, руководителя практики налоговых споров «МЭФ Аудит» Дмитрия Кириллова, присутствие в КоАП «налоговых» норм (ст. 15.3–15.

11) вызывает много вопросов, поскольку в итоге они удваивают ответственность налогоплательщика посредством его должностных лиц. «Безотносительно этого инициатива авторов законопроекта, очевидно, снизит нагрузку на мировых судей.

При этом нагрузка на налоговые органы, соответственно, возрастет, и важно понимать, насколько она посильна для них с учетом объема задач», – отметил он.

Эксперт положительно оценил передачу в ведение налоговых органов только принятия решений по ст. 15.5. КоАП, устанавливающей ответственность за нарушение сроков представления налоговой декларации или расчета по страховым взносам. «Например, ст. 15.

11 КоАП за грубое нарушение требований к бухучету предусматривает намного более серьезные санкции, вплоть до дисквалификации должностных лиц.

Считаю благоприятным для налогоплательщиков то, что принятие решений по этой статье остается в ведении мировых судей как независимых органов судебной власти», – заключил Дмитрий Кириллов.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/rassmotrenie-del-o-narusheniyakh-srokov-sdachi-nalogovoy-otchetnosti-mogut-peredat-nalogovikam/

Обзор судебной практики по рассмотрению судами Камчатской области дел об административных правонарушениях в области налогов и сборов в соответствии с главой 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Какой срок привлечения по статье 15.5 КоАП РФ?

Обзор судебной практики по рассмотрению судами Камчатской области дел об административных правонарушениях в области налогов и сборов в соответствии с главой 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях

В соответствии с планом работы Камчатского областного суда на первое полугодие 2005 года изучена практика рассмотрения судами области дел об административных правонарушениях в области налогов и сборов.

В ходе обобщения изучены дела об административных правонарушениях анализируемой категории, рассмотренных судами области в 2004 году и в первом полугодии 2005 года.

Кассационной и надзорной инстанцией Камчатского областного суда решения по делам об административных правонарушениях анализируемой категории не рассматривались.

Изучение дел об административных правонарушениях в области налогов и сборов показывает, что несмотря на правильное рассмотрение в целом судами области дела данной категории у судов имеются вопросы, вызывающие трудности в правоприменительном процессе.

К нарушениям законодательства в области налогов и сборов относится лишь часть составов, а не все содержащиеся в главе 15 КоАП РФ.

Объектом правонарушения дел указанной категории являются отношения в сфере взимания налогов и сборов, а также возникающие при осуществлении налогового контроля в РФ.

Перечень административных правонарушений в области налогов и сборов дополнительно разъяснен в Постановлении Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 года “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”, согласно которому ответственность за административные правонарушения в области налогов и сборов установлена статьями 15.3 – 15.9 и 15.11 КоАП.

Следовательно, административными правонарушениями в сфере налогов и сборов являются:

1) нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (статья 15.3);

2) нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (статья 15.4);

3) нарушение сроков представления налоговой декларации (статья 15.5);

4) непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (статья 15.6);

5) нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (статья 15.7);

6) нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) (статья 15.8);

7) неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (статья 15.9);

8) грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (статья 15.11).

Административные правонарушение в сфере налогов и сборов не относятся к категории длящихся.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев, а по некоторым категориям дел, в том числе за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении со дня его обнаружения.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения.

Следует отметить, что непосредственно в КоАП РФ определение длящегося правонарушения отсутствует.

Данное определение содержится в постановлении Пленума ВС РФ N 5 от 24 марта 2005 года “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”, согласно которому, длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.

Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Необходимо также отметить, что все административные правонарушения в области налогов и сборов ответственность за которые установлена статьями 15.3 – 15.9 и 15.11 КоАП не могут быть отнесены к категории длящихся правонарушений, поскольку их объективная сторона характеризуется совершением (не совершением) конкретных действий к установленному сроку.

Следовательно, в отношении всех указанных нарушений должно применяться исчисление срока давности привлечения к административной ответственности со дня их совершения.

Например, днем совершения правонарушений, предусмотренных ст.ст. 15.3-15.

6 КоАП РФ будет являться дата, с которой законодатель связывает истечение контрольного срока исполнения возложенной обязанности, а днем совершения административного правонарушения по ст. 15.

11 КоАП РФ будет считаться день, следующий за окончанием налогового периода, в котором было допущено соответствующее правонарушение.

Так, постановлением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 02 ноября 2004 года прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.11 КоАП РФ, в отношении директора “Фонда :”.

Как видно из материалов дела об административном правонарушении 24 мая 2004 года по результатам проверки органами ФНС России деятельности “Фонда :” было выявлено грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета за период с 01 января 2001 года по 31 декабря 2002 года, а именно: исчисленный налог на прибыль в 2001 и 2002 годах искажен более чем на 10 %.

Принимая во внимание, что данное правонарушение не является длящимся и, что с момента совершения административного правонарушения прошло свыше одного года, судья в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ сделал правильный вывод об истечении срока давности привлечения к административной ответственности и обоснованно прекратил производство по делу.

В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности постановлением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 18 апреля 2005 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ и в отношении генерального директора ООО Г.

Из материалов дела следует, что Г. не представила в срок до 1 апреля 2004 года сведения о доходах выплаченных физическим лицам и суммах начисленных и удержанных налогов. Поскольку данное правонарушение не является длящимся и с момента его совершения прошло свыше одного года, судья прекратил производство по делу в связи с истечением срока давности.

Судья правильно расценил искажение суммы исчисленного налога на прибыль белее, чем на 25%, как грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и признал руководителя коммерческой организации виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ.

Постановлением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 23.03.2004 генеральный директор ООО З. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/25803583/

Законовед
Добавить комментарий