Какие выплаты я могу получить от нарушителя по состоянию здоровья?

Топ-10 нарушений трудового законодательства

Какие выплаты я могу получить от нарушителя по состоянию здоровья?

Государственная инспекция труда (ГИТ) – главный «выявитель» нарушений норм трудового законодательства, допускаемых работодателями. Частота обнаружения нарушений зависит не только от специфики деятельности работодателей, но и от уже выработанной линии проверочных мероприятий государственных инспекций труда. Рассмотрим более подробно, где именно работодатели допускают ошибки.

В целом нарушения, выявляемые за последние три-четыре года, можно классифицировать по нескольким группам, сделав это аналогично разделам ТК РФ.

Самые «популярные» нарушения выявляются в области:

  • заключения, изменения и прекращения трудового договора;
  • оплаты труда, в том числе при увольнении;
  • охраны труда;
  • режима труда и отдыха;
  • непредоставления гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ;
  • дисциплины труда и применения взысканий;
  • гарантий, предоставленных ТК РФ отдельным категориям работников;
  • повышения квалификации;
  • нарушений при принятии локальных нормативных актов;
  • исполнения требований законодательства при применении иностранной рабочей силы.

1. Нарушения при заключении, изменении и прекращении трудового договора

Поскольку трудовые отношения с работниками начинаются с момента заключения трудового договора, именно здесь встречаются первые нарушения. По данным проверок ГИТ, наиболее часто они состоят в следующем:

  • трудовой договор в нарушение требований ст. 67 ТК РФ не заключен в письменной форме;
  • в трудовой договор не включены обязательные условия, установленные ст. 57 ТК РФ (чаще всего не указываются условия оплаты труда (размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты));
  • при приеме на работу работника не ознакомили с Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, Положением об оплате труда и иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника (ст. 68 ТК РФ);
  • прием на работу не был оформлен приказом (распоряжением) работодателя или не был объявлен под роспись в трехдневный срок со дня подписания трудового договора (ст. 68 ТК РФ);
  • лица, не достигшие 18 лет, были приняты на работу без прохождения обязательного медицинского осмотра (ст. 69 ТК РФ) или на работу с вредными условиями труда (ст. 265 ТК РФ);
  • нарушен порядок ведения и хранения трудовой книжки (не внесены сведения о переводах, награждениях, увольнениях, формулировки записей об увольнении не соответствуют формулировкам ТК РФ, иного федерального закона; в день увольнения не выдана трудовая книжка) (ст. 66 ТК РФ);
  • не соблюден двухмесячный срок уведомления работника об изменении определенных сторонами условий трудового договора (введение новых форм оплаты труда, изменение режима работы и пр. – ст. 72, 74 ТК РФ);
  • установлено испытание при приеме на работу лицам, которым испытание не устанавливается (поступающие на работу по конкурсу, беременные женщины, несовершеннолетние, избранные на выборную должность на оплачиваемую работу, впервые поступающие на работу после окончания учебных заведений профессионального обучения);
  • вместо трудового договора заключен гражданско-правовой (подряда, оказания услуг, поручения и др.), или заключен срочный трудовой договор в случаях, не предусмотренных ст. 59 ТК РФ.

В большинстве случаев выявление нарушений происходит либо при проведении плановой проверки ГИТ, либо внеплановой на основании письменного обращения-жалобы работника. Зачастую ее инициатором может выступать и прокуратура, в которую работники обращаются не реже, чем к государственному инспектору труда.

При заключении трудового договора самым распространенным является отсутствие письменного трудового договора и/или приказа о приеме на работу (ст. 67 и 68 ТК РФ).

Одним из частых видов нарушений при заключении трудового договора является его специфический подвид: прием работников без наличия обязательных для них документов, установленных как ТК РФ, так и иными законодательными актами.

Такими документами, например, являются водительское удостоверение для водителя, удостоверение о допуске к работам по определенной группе электробезопасности – для электрика, справка об отсутствии судимости – для лиц, претендующих на работу в детских учреждениях.

Пример 1

Показать

ГИТ квалифицировала прием на работу в ГУ «МДОЦ» «Лесная сказка» работников, не представивших справки о наличии (отсутствии) судимости и/или фактах уголовного преследования в личные дела, как нарушение ст. 65, 351.1 ТК РФ. В отношении юридического лица вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа1.

Нарушения в области изменения трудового договора чаще всего заключаются в неправильном оформлении переводов работников на другую работу. Работодателем, как правило, нарушается требование о наличии письменного согласия работника на перевод.

Пример 2

Показать

В ООО ЧОП «Регион» работников переводят без письменного согласия в нарушение требований ст. 72 ТК РФ. Работодателю выдано предписание об устранении нарушения2.

Еще чаще, по данным проверок ГИТ, встречаются нарушения при изменении определенных сторонами условий трудового договора, в части порядка оплаты труда и составных частей заработной платы.

Пример 3

Показать

В нарушение ст. 74 ТК РФ работодатель не уведомил в письменной форме работников об изменении системы оплаты труда в МУК «Белоярский ЦДиТ». Руководителю выдано предписание, он привлечен к административной ответственности3.

При расторжении трудового договора инспекторы нередко констатируют нарушения порядка расторжения (например, срочного трудового договора или по основанию, предусмотренному ст.

71 ТК РФ, – по результатам неудовлетворительного испытания), а также требований ТК РФ о совершении определенных действий работодателя в день увольнения – о выдаче трудовой книжки и проведении окончательного расчета.

2. Нарушения в области оплаты труда, в том числе при увольнении

Нарушения в области оплаты труда занимают, пожалуй, второе место по частоте встречающихся нарушений норм трудового законодательства. В данном случае ГИТ фиксируются следующие виды:

  • выплата заработной платы один раз в месяц (ст. 136 ТК РФ);
  • задержка выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ);
  • невыплата всех сумм, причитающихся при увольнении (ст. 140 ТК РФ).

Статья 136 ТК РФ устанавливает, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Однако на многих предприятиях, имеющих финансовые проблемы и малочисленный состав трудового коллектива, а также применяющих «черный нал» при расчетах с работниками, такое нарушение – обычное дело.

Бывают даже случаи, когда работодателю просто лень выплачивать зарплату дважды в месяц, нагружая и бухгалтера, и кассира, проводя операции по расчетному счету и т.д.

Отметим, что невыплата сотрудникам всех сумм, причитающихся при увольнении, в день увольнения с работы, – очень распространенное нарушение требований ТК РФ. При этом нарушается требование ст. 140 ТК РФ: при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся сотруднику, производится в день его увольнения.

Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Чаще всего данное нарушение устанавливается не в ходе плановых проверочных мероприятий, а в результате внеплановой проверки, проводимой на основании обращения уже уволенного работника, в отношении которого допущено нарушение.

Пример 4

Показать

В ООО «Производственный центр «Поиск» 12.11.2011 ГИТ выявила нарушения ст. 140, 183 ТК РФ в части невыплаты полного денежного расчета при увольнении, в том числе пособия при временной нетрудоспособности. Руководителю выдано предписание, он привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа4.

Практика показывает, что по нарушению ст. 136 ТК РФ, выражающемуся в задержке оплаты труда, очень часто фиксируются рецидивы. Такое положение вещей обычно связано с нестабильной финансовой ситуацией на предприятии. При этом организация не обязательно находится в стадии банкротства.

Частой причиной являются неплатежи со стороны контрагентов, ситуация конфликта с налоговыми, таможенными органами, возникшего в результате недоначисления налогов, неуплаты таможенных платежей. И, как результат, – приостановление операций по счету.

А это препятствует своевременному проведению расчетов с собственными работниками по оплате труда без выполнения определенных сложных и длительных действий для получения денежных средств с собственного счета на оплату труда работникам.

Однако указанное «бедственное» положение предприятия-работодателя никак не влияет на его обязанность по своевременной оплате труда, а также на ответственность, к которой оно может быть привлечено за данный вид нарушения ТК РФ.

Пример 5

Показать

18.11.2011 ГИТ провела проверку исполнения ранее выданного предписания о выплате работникам МУП «Безенчукское коммунальное хозяйство» задолженности по заработной плате. Предписание не исполнено. Составлен протокол о привлечении к административной ответственности юридического лица по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, который был направлен в суд5.

Задолженность перед работниками может быть небольшой по размеру и срокам, но это не влияет не только на возможность привлечения работодателя к административной ответственности, но и на размер санкции.

3. Нарушения в области охраны труда

Виды нарушений в сфере охраны труда едва ли не превышают по численности выявляемые нарушения при заключении, изменении и расторжении трудового договора. Их разнообразие связано с большим количеством требований ТК РФ в данной области. Поэтому практически на каждое установленное ТК РФ требование находится свое нарушение и свой нарушитель.

Чаще всего работодатели игнорируют требования по проведению аттестации рабочих мест, установленные ст. 209–212 ТК РФ.

Напомним, что аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда в настоящее время проводится в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.

2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

Следует отметить, что сроки проведения аттестации устанавливает работодатель, но аттестация не может проводиться реже, чем каждые пять лет для каждого рабочего места.

Проведение аттестации рабочих мест – мероприятие затратное, довольно долгое и имеет множество нюансов, которые могут привести к ее недействительности. Не желая связываться с таким сомнительным с точки зрения продуктивности, необходимости, делом, работодатели часто игнорируют требования законодательства в данной области охраны труда.

Пример 6

Показать

Источник: //www.delo-press.ru/articles.php?n=10141

Изменения в новом году: пособия, детские выплаты и уголовные проступки

Какие выплаты я могу получить от нарушителя по состоянию здоровья?

Первая неделя нового года радует выходными, отдыхом, праздничными блюдами, развлекательными событиями. Но через несколько дней яркие огоньки погаснут и начнутся рабочие будни. По каким правилам, нововведениям и законам нам придется жить после праздников?

Чего ждать детям и рейдерам

На одном из последних заседаний Кабмина в 2019 году был принят ряд изменений, с которыми страна будет жить в 2020 году.

«Принят ряд новых важных для страны решений, – заявил премьер-министр Алексей Гончарук. – Повысили социальную помощь с 2020 года: для детей-сирот – с 2 до 2,5 прожиточных минимумов (это дополнительно более 1000 грн/мес.

на одного ребенка), для детей с инвалидностью, воспитывающихся в детских домах семейного типа и в приемных семьях, – с 2 до 3,5 прожиточных минимумов (это дополнительно более 3000 грн/мес. на одного такого ​​ребенка).

Кроме того, денежное обеспечение родителям-воспитателям и приемным родителям повысится на 30% на каждого ребенка-воспитанника или приемного ребенка».

По его словам, сделан еще один шаг для успешного старта программы медицинских гарантий с 1 апреля 2020 года – утвердили порядок использования средств Национальной службой здоровья Украины (НСЗУ).

Это значит, что в 2020 году НСЗУ получит возможность оплачивать медуслуги на всех уровнях – экстренной, первичной, специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи, реабилитации, паллиативной помощи и программы «Доступные лекарства».

Также премьер рассказал о других важных изменениях: упрощается пересечение границы Херсонщины с Крымом для детей от 14 до 16 лет. Если они учатся на территории материковой Украины, то смогут самостоятельно пересекать Контрольный пункт въезда-выезда (КПВВ) при наличии паспорта гражданина Украины.

Будут изменены подходы к финансированию университетов.

Уже с января 2020 года заработает «формульный» подход: 80% бюджета вузы получат гарантированно для базовых расходов, остальное – в зависимости от позиции каждого из них в международных рейтингах, процента трудоустройства выпускников, объема привлеченных из альтернативных источников средств и т.д. Это позволит повысить качество образования, которое студенты получают в университетах, и будет стимулировать экономно расходовать государственные средства.

Еще из важного: установлен 24-часовый срок реагирования государства на рейдерство.

В правительстве одобрили порядок рассмотрения жалоб граждан и бизнеса, и, в частности, сократили до 24 часов срок реагирования на рейдерство в сфере имущественных прав.

Также упрощается процедура рассмотрения жалоб в сфере госрегистрации и уменьшаются сроки принятия решений по отдельным категориям дел до 24 часов.

Кроме того, запущен пилотный проект безбумажных квитанций об оплате админуслуг. Теперь, вместо бумажной квитанции, украинцы могут воспользоваться сервисом check.gov.ua. Как это работает? Вы предоставляете код квитанции вместо ее бумажного варианта. Ревизор платежа проверяет его в соответствующей электронной базе.

Доживи до 80 – получишь надбавку

В связи с ростом прожиточного минимума, в стране будут увеличиваться все выплаты, «привязанные» к этому показателю. По состоянию на 1 января 2020 года прожиточный минимум на одного человека, установленный 1 декабря 2019-го, составляет в среднем 2027 грн, с 1 июля 2020 года повысится до 2118 грн, а с 1 декабря – до 2189 грн. Причем, для разных категорий населения он не одинаков:

  • для детей в возрасте до 6 лет 1 января 2020 года – 1779 грн, с 1 июля – 1859 грн, с 1 декабря – 1921 грн;
  • для детей в возрасте от 6 до 18 лет 1 января 2020 года – 2218 грн, с 1 июля – 2318 грн, с 1 декабря – 2395 грн;
  • для трудоспособных лиц 1 января 2020 года – 2102 грн, с 1 июля – 2197 грн, с 1 декабря – 2270 грн;
  • для лиц, утративших трудоспособность, 1 января 2020 года – 1638 грн, с 1 июля – 1712 грн, с 1 декабря – 1769 грн.

Минимальная зарплата, согласно проекту госбюджета на 2020 год, увеличится на 550 грн, до 4723 грн (4173 грн по состоянию на декабрь 2019 г.). Минимальный размер оплаты труда за 1 час составит 28,31 грн (было 25,13 грн).

Минимальная пенсия с 1 января 2020 года будет составлять 1638 грн, с 1 июля – 1712 грн, с 1 декабря – 1769 грн.

«Детские деньги» или пособие при рождении ребенка будут выплачивать на уровне прошлого года. Как и раньше, оно составит 41 280 грн. Выплата проводится единовременно в сумме 10 320 грн, остальная сумма помощи выплачивается равными частями (по 860 грн) в течение следующих 36 месяцев.

Только на повышение пенсий в 2020 году предусмотрено 13 млрд грн. Отдельная история – пенсионеры, которым больше 80 лет. Им обещают повысить пенсии дополнительно.

«Мы придумали очень интересную стратегию по повышению пенсий для людей по возрасту, – заявил президент Владимир Зеленский. – Мы готовы повысить им пенсии значительно, это правда, это люди почувствуют, от 400 до 1000-1100 гривен тем пенсионерам, которым 80+».

Дальше пенсии поэтапно будут повышать тем, кто старше 75 лет, потом – 70-ти и так далее. Сразу всем повысить пенсионные пособия нет возможности, поскольку в Украине – почти 12 млн пенсионеров.

«Вообще с пенсиями очень сложный вопрос. Невозможно жить. Понимаю. Будем стараться увеличивать их. Но пока нам Минсоцполитики не предоставило всю схему. Они должны предложить схему с пенсиями, сказали, что постепенно, частями, учитывая возраст людей, будем помогать и увеличивать. Но надо, чтобы люди хоть налоги платили.

Откуда взять деньги? Мы все понимаем, что на 2,5 тыс. гривен человек не может существовать и просто быть человеком. Это понятно. Увеличим, но дайте время», – так ответил Зеленский на одной из встреч с жителями Киевской обл.

на вопрос местного пенсионера, который все еще вынужден работать, поскольку его пенсия составляет всего 2,5 тыс. грн.

Об адвокатах и преступниках

В 2020 году вступают в силу многие раньше принятые законы. В январе начнет работать закон о социальных услугах. В соответствии с ним, система предоставления услуг должна быть систематизирована. Будет активизирован Реестр предоставителей и получателей соцпомощи, который создает и контролирует Минсоцоплитики.

Этот закон расширяет полномочия местных органов власти в вопросе функционирования системы соцуслуг. В нем сказано, что бесплатно предоставляются экстренные услуги – например, теплая одежда в мороз.

Также сказано, что, за счет бюджета и не зависимо от дохода, бесплатно должны предоставляться соцуслуги детям-сиротам, детям с инвалидностью, детям, лишенным опеки, семьям опекунов, попечителей, приемным семьям, детдомам семейного типа и семьям патронатных воспитателей, людям с инвалидностью первой группы, пострадавшим от семейного насилия или насилия по половому признаку, пострадавшим от торговли людьми. Другим категориям бесплатные услуги могут предоставить, только если их доход составляет меньше двух прожиточных минимумов.

Вначале предполагалось, что закон об уголовных проступках вступит в силу с 1 января 2020 года, но пока его отсрочили до 1 июля. Сейчас преступления делятся на – небольшой тяжести, средней, тяжкие и особо тяжкие. С июля часть преступлений небольшой тяжести перейдут в разряд уголовных проступков.

Сейчас это около 200 видов нарушений, максимальная ответственность за которые – штраф до 3 тыс. необлагаемых минимумов (51 тыс. грн) или лишение свободы на срок до двух лет. Так вот, 126 из них, с максимальной ответственностью – штраф до 3 тыс.

необлагаемых минимумов и наказанием без лишения свободы, станут уголовными проступками. В частности, уголовными проступками станут, например, незаконное увольнение сотрудников, нарушения авторских прав, фиктивное предпринимательство и т.д.

Считается, что введение уголовных проступков должно снизить нагрузку на органы досудебного расследования. Их будут рассматривать по упрощенной процедуре. Расследование будет длиться максимум месяц после вручения подозрения.

Право проводить дознание по уголовным проступкам будет у уполномоченных полицейских, госисполнителей, сотрудников Службы безопасности и Государственного бюро расследований, детективов Национального антикоррупционного бюро.

И, кстати, те, кто совершит уголовный проступок, отбудет наказание и заплатит штраф, не будут считаться судимыми.

С 1 января 2020 года управление транспортным средством в нетрезвом виде станет уголовно наказуемым (до конца 2019 года было административным правонарушением).

Если раньше ответственность по соответствующей статье 130 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) была в виде штрафа 600 необлагаемых минимумов (10,2 тыс. грн) и лишения прав на год, повторное нарушение – штраф 1,2 тыс. минимумов (20,4 тыс. грн) с лишением прав и изъятием авто.

После вступления в силу обновленного Уголовного кодекса, штраф за вождение в нетрезвом виде составляет 1-2 тыс. необлагаемых минимумов (17-34 тыс. грн) с лишением прав на срок до трех лет. За повторное нарушение – штраф до 3 тыс. минимумов (51 тыс. грн) и лишение прав на срок от 2 до 3 лет.

Кроме того, нетрезвого воителя могут еще и задержать.

И об адвокатской монополии. Еще в 2016 году с переходным периодом до 2020 г. в Украине ввели адвокатскую монополию. Это значит, что представлять интересы физического или юридического лица в суде могут только адвокаты. Как исключение, до 1 января 2020 года юристы имели право выступать в судах только от имени органов государственной власти и местного самоуправления.

К монополии адвокатов было много вопросов – не хватало специалистов (адвокатов), не были исключены коррупционные моменты при получении юристами адвокатских удостоверений. Поэтому еще в сентябре 2019 г.

президент подал в Верховную Раду законопроект об отмене адвокатской монополии. Конституционный суд одобрил этот законопроект. Теперь задержка – за народными депутатами, которые, скорее всего, только в феврале 2020 года смогут рассмотреть этот законопроект.

Пока же в судах монопольное положение – за адвокатами.

Точно неприкасаемые?

Наконец-то депутаты сделали невозможное – сняли с себя неприкосновенность. Народ этого давно ждал, ведь перед законом все должны быть равны. И с 1 января 2020 года из ст. 80 Конституции исчезнет формулировка о гарантированной народным депутатам полной неприкосновенности.

Для этого исключается из текста абзац о том, что для привлечения к уголовной ответственности, задержания и ареста депутата необходимо согласие Верховной Рады. Но в статье остается пункт о том, что нардепы не несут юридическую ответственность за свои ания и выступления в парламенте. Исключения – если с трибуны прозвучали оскорбления и клевета.

Таким образом, вместо абсолютного иммунитета у депутатов останется привилегия на свободные выступления и ание. Однако нормы Конституции о снятии неприкосновенности должны быть внесены и в другие законы – о статусе народного депутата и в Уголовно-процессуальный кодекс.

Пока что там остались нормы об особом порядке привлечения к ответственности и следственных действиях в отношении парламентариев. Без этих правок изменения, внесенные только в Конституцию, не будут работать. А это значит, что о полном снятии неприкосновенности пока очень рано говорить.

Узелки на память

  • В 3 часа 20 января 2020 года все украинские телеканалы закодируют свои сигналы. И смотреть телевизор смогут только те владельцы спутниковых тарелок, кто установил их легально и официально платит за услуги.
  • С 1 февраля «Укртелеком» прекратит работу всех таксофонов, услуга которых потеряла актуальность и стала убыточной, и начнет демонтировать оборудование. А стоимость абонплаты за стационарный телефон планируют повысить примерно на 30%.
  • Национальный банк Украины в 2020 году планирует ввести в оборот монету номиналом в 10 грн, которую начнут выпускать где-то в середине года, и обновленную банкноту номиналом в 200 гривен, которая должна появиться в обороте 25 февраля.
  • «Укрзализныця» планирует ежемесячно на 2% поднимать тарифы на проезд в течение 10 месяцев, начиная с марта. Таким образом, билеты до конца года подорожают на 22%. Точнее, в планах ведомства увеличение тарифов на пассажирские перевозки – на 21,9%.

Мнение

Начни с себя

Похоже, что год будет непростым и насыщенным разными событиями. Не могу не порадоваться тому, что сейчас принимается много важных законов. Судя по планам парламентариев – немало их должны принять и в этом году. Но почему-то у нас часто идет расслоение между принятыми законами и их выполнением. И если мы видим такой дисбаланс, то виним кого угодно, кроме себя.

Виновата полиция, ЖЭК, власть, кондуктор, дворник. Многие в пример ставят заграницу, точнее, Европу, мол, там такой порядок, законы работают как часы, все выполняют свои функции. Да, там порядок, там работают законы, нарушителей серьезно наказывают, если штраф – то очень большой.

Но там и люди сами, каждый человек, каждый гражданин, относятся к законам и порядку достаточно серьезно. Несколько лет назад, в декабре, я был в немецком городе Кельне, расположенном на реке Рейн. Город небольшой, с узенькими улочками и достаточно холмистым рельефом.

Однажды утром наш экскурсионный автобус проезжал по очень узкой дороге, на которую с тротуара вдруг «выехал» мусорный контейнер. Водитель притормозил, чтобы выйти и убрать его с дороги. Тут же по тротуару шел человек, с виду – чиновник (соответственно одет, с портфелем).

К нашему удивлению, он бросился к этому контейнеру и оттащил его с проезжей части, помахал рукой нашему водителю и пошел дальше. Мы были шокированы, для нас это дикость, а для них – в порядке вещей. У нас в подобной ситуации большинство сказало бы, что это – не мое дело. А чиновник у нас не шел бы, а ехал на «козырном» авто.

Чувствуете разницу между бедной и богатой страной? Я хочу призвать всех и каждого не быть сторонним наблюдателем в жизни, а начать выполнение законов с себя: не бросать под ноги мусор, не курить там, где не положено, не сквернословить, не ездить без билета, не садиться пьяным за руль, платить налоги и т д. И наша жизнь станет намного лучше. Ведь многое зависит от нас.

Даниил Наливайко, адвокат

Алина Ветрова, Ирина Ванда, Александр Будовой

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал //t.me/aif_ukraine.

Источник: //aif.ua/society/law/izmeneniya_v_novom_godu_posobiya_detskie_vyplaty_i_ugolovnye_prostupki

Увольнение сотрудника после получения производственной травмы

Какие выплаты я могу получить от нарушителя по состоянию здоровья?

Москалева Ольга

Юрисконсульт

moskalevao@yandex.ru

//rospravosudie.com/

Травматизм — неотъемлемая часть многих профессий, особенно это касается рабочих производственных предприятий. Получив травму, человек может полностью или частично утратить дееспособность, и это будет означать не только потерю работы, но во многих случаях и потерю средств к существованию.

Действующее законодательство предусматривает специальные меры для защиты той категории работников, трудовая деятельность которых может повлечь наступление несчастного случая на производстве. К таким мерам, в частности, относятся различные виды страхования и возможность перевода на другую работу, не противопоказанную по состоянию здоровья.

Для работодателя получение травмы работником влечет за собой необходимость совершения ряда действий по подбору для последнего другой подходящей работы, выплаты установленных пособий и т.д. Какие последствия могут наступить для работодателя, если, например, он уволит работника, получившего производственную травму?

Пример. Определение Нижегородского областного суда по делу № 33-9317/10 от 26.10.2010.

Истец обратился в суд с иском к ОАО «…» о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе.

В обоснование иска указано, что истец работал в должности аппаратчика кристаллизации. Приказом он был уволен по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Данное увольнение истец считает незаконным, поскольку от перевода на другую работу он не отказывался, ему не были предложены вакантные должности.

Кроме того, истец указал, что он получил производственную травму. Степень вины организации согласно акту составляет 90%.

Основываясь на положениях п. 8 ч. 1 ст. 77 ГК РФ, суд пришел к правильному выводу о незаконности увольнения истца с работы.

Из дела видно, что основанием увольнения истца с работы является отказ работника от перевода на другую работу, необходимую ему в соответствии с медицинским заключением (п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Согласно ч. 1, 3 ст. 73 ТК РФ работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья.

Если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Как следует из дела, в основу увольнения истца по п. 8. ч. 1 ст. 77 ТК РФ положена справка по заключению комиссии ВВК о возможности работы истца по состоянию здоровья слесарем-сантехником без работы в канализационных колодцах, кладовщиком, плотником без высоты, укладчиком-упаковщиком, грузчиком.

Учитывая, что вакансий по указанным в справке должностям у работодателя не имеется, истец был уволен.

Из дела видно, что у работодателя имелись вакансии: крановщика, термиста, резьбонарезчика, наладчика ХВА, наладчика автоматов и полуавтоматов, водителя автопогрузчика, технолога, помощника руководителя.

Как следует из искового заявления, конкретные вакантные должности истцу не предлагались. Доказательств отказа работника от иной работы, предложенной работодателем, в деле не имеется.

Вместе с тем при получении медицинского заключения о необходимости перевода работника на другую работу работодатель подбирает и предлагает работнику имеющуюся работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Доводы работодателя о том, что в перечне вакантных должностей отсутствуют должности, указанные в справе, являются необоснованными.

По мнению судебной коллегии, перечень должностей, указанный в справе, не может являться исчерпывающим, поскольку в медицинском заключении определяется характер рекомендуемой работы с учетом квалификации больного и состояния его трудоспособности, а не конкретная должность.

Более того, работодателем не представлено доказательств того, что истцу противопоказаны по состоянию здоровья работы по вакантным должностям.

Учитывая, что при увольнении истца с работы вышеуказанные требования закона работодателем не соблюдены, истцу не предлагалась иная работа по вакантным должностям, суд пришел к правильному выводу о незаконности произведенного увольнения.

Решение оставлено без изменения.

Требования п. 8 ч. 1 ст. 77 ГК РФ абсолютно четко определяют порядок увольнения работника, не способного выполнять свои обязанности по состоянию здоровья. Работодатель должен предложить ему все должности, которые он может занимать по состоянию здоровья, и решающим аргументом будет являться отказ работника.

В данном случае работодатель, разумеется, не имел умысла ущемить права работника, и здесь мы видим именно неправильное толкование норм ТК РФ в части предложения работнику любой работы, которая ему не противопоказана.

Суд справедливо указал на то, что заключения ВВК носят рекомендательный характер, и норму ТК РФ следует толковать буквально.

На практике встречаются достаточно неоднозначные случаи, когда на первый взгляд вина работника в произошедшем очевидна, его работоспособность полностью утрачена, и нет необходимости ни предлагать ему альтернативные варианты работы, ни выплачивать компенсации, но на деле все оказывается совсем не так.

Источник: //www.top-personal.ru/lawissue.html?2618

Алименты на ребенка в Украине 2019: размер и порядок начисления

Какие выплаты я могу получить от нарушителя по состоянию здоровья?

Алименты – это определенная сумма денег, которая добровольно либо же по решению суда выплачивается одним из родителей для содержания несовершеннолетнего ребенка.

Если родители решают разорвать свои отношения, то возникает вопрос: кто и как должен содержать ребенка или нескольких детей, родившихся в браке.

Об этом позаботилось государство и на законодательном уровне установило определенные нормы, согласно которым производится расчет материального обеспечения, которое обязан выплачивать один из родителей.

Проживание родителей порознь не снимает ответственности ни с одного из них. Размер алиментов, на которые может претендовать несовершеннолетний, четко прописан в законе.

Алименты на ребенка в Украине в 2020 году

С 1 января 2020 повышается прожиточный минимум в Украине, это влияет и на некоторые социальные выплаты. Например, на размер алиментов на ребенка. Итак, существует несколько критериев, по которым определяются выплаты на детей, а также изменяется размер выплат в зависимости от возраста ребенка (детей).

В течение 2020 года планируется дважды повышать размер алиментов на несовершеннолетних детей – 1 июля и 1 декабря.

Минимальный гарантированный размер выплат на одного ребенка до 6 лет:

  • с 1 января 2020 года – 889,5 гривен;
  • с 1 июля 2020 года – 929,5 гривен;
  • с 1 декабря 2020 года – 960,5 гривен.

Для ребенка возрастом от 6 до 18 лет:

  • с 1 января 2020 года – 1109 гривен;
  • с 1 июля 2020 года – 1 159 гривен;
  • с 1 декабря 2020 года – 1 197,5 гривен.

Минимальная рекомендуемая ежемесячная сумма алиментов на одного ребенка возрастом до 6 лет:

  • с 1 января 2020 года – 1779 гривен;
  • с 1 июля 2020 года – 1 859 гривен;
  • с 1 декабря 2020 года – 1 921 гривен.

Для ребенка возрастом от 6 до 18 лет:

  • с 1 января 2020 года – 2218 гривен;
  • с 1 июля 2020 года – 2318 гривен;
  • с 1 декабря 2020 года – 2395 гривен.

Согласно украинскому законодательству, с родителя, который платит алименты, удерживается определенная часть зарплаты в зависимости от количества детей:

1/4 – на одного ребенка;

1/3 – на двоих детей;

1/2 – на троих.

Более троих детей – с плательщика высчитывается половина его дохода, но сумма не должна превышать 10 прожиточных минимумов на одного ребенка соответствующего возраста.

Эти данные следует учитывать работодателям, в частности, если из заработной платы сотрудников необходимо удерживать алиментные выплаты в привязке к прожиточному минимуму на детей соответствующего возраста. Также следует знать, что работодатель не оплачивает алиментные выплаты сотрудника с начисленной суммы больничных.

Размер алиментов в Украине

Алименты на несовершеннолетнего или совершеннолетнего ребенка могут выплачиваться в двух вариантах.

  1. Заранее оговоренная сумма (принимается во внимание индексация).
  2. Сумма, которая вычитается из заработной платы одного из родителей и зависит от ее размера.
  • Государство устанавливает минимальную и максимальную сумму алиментов. Первая составляет 50% от прожиточного минимума, определенного для детей соответствующей возрастной категории. Максимальная – 10 прожиточных минимумов.
  • С 01.01.2020 года прожиточный минимум для детей составляет от 1626 грн до 2106 грн в зависимости от возрастной категории.
  • Для детей до 6 лет: минимум – 965 грн (50% от прожиточного минимума), максимум – 19 210 грн.
  • Для детей от 6 до 18 лет: минимум – 1198 грн, максимум – 23 950 грн.

Большинство украинцев убеждены, что минимальный размер недостаточен для обеспечения нормальной жизни ребенку, поэтому просят парламентариев пересмотреть эти нормы.

Новый Закон об алиментах

В 2019 году вступил в силу новый Закон об алиментах в Украине, цель которого усилить ответственность за неуплату денежной помощи своим детям. Теперь должников могут ограничивать в таких правах, как: свободный выезд за границу (даже если это командировка), вождение транспортного средства, использование оружия. Такие ограничения будут в силе, пока родитель не погасит долг.

При назначении суммы выплат судом будут учитываться расходы свыше десяти минимальных зарплат, наличие имущества и даже банковских сбережений. Если бывшая жена знает, что доходы супруга выше, чем заявленные, и ему есть что скрывать, то в новом Законе про алименты имеются нормы, которые позволяют собирать и предъявить доказательства более высокого уровня жизни, чем было заявлено.

Мужчина, который со временем стал меньше зарабатывать, имеет право подать ходатайство об уменьшении суммы алиментов.

Как рассчитывается сумма алиментов на ребенка в Украине?

На одного ребенка с плательщика вычитают 25% от дохода, алименты на двоих детей в Украине составляют – 33%, на троих и более – 50%. Максимальная сумма не должна превышать 10 минимумов, установленных законом на каждого ребенка.

Актуально:

В 2020 году увеличился минимальный размер алиментов

С начала нового года в связи с увеличением прожиточного минимума для детей увеличился и минимальный гарантированный размер алиментов, который не может быть меньше 50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста (до июля 2017 было 30%).

При назначении суммы учитывают также:

  • здоровье ребенка и потребность в лечении;
  • здоровье и потребность в лечении плательщика;
  • есть ли у плательщика другие дети, которые нуждаются в финансовой поддержке;
  • финансовые возможности первого родителя (с кем проживает ребенок).

Для удобства минимальная сумма алиментов в Украине приведена в таблице:

Источник: //deltafinance.com.ua/ru/vse-ob-alimentah-na-rebenka-v-ukraine-razmer-poryadok-nachisleniya-obrazets-zayavleniya/

Увольнение с работы

Какие выплаты я могу получить от нарушителя по состоянию здоровья?

Начало читай тут

Конституция Украины гарантирует каждому гражданину защиту от незаконного увольнения (ч. 6 ст. 43). Данная гарантия обеспечивается путем закрепления целого ряда требований к порядку прекращения трудового договора.

Одним из таких требований является возможность прекращения трудового договора только по предусмотренным действующим законодательством основаниям, общий перечень которых закреплен в КЗоТ. Итак, законодательством предусмотрены такие основания и случаи прекращения трудового договора:

1) соглашение сторон (п. 1 ст. 36 КЗоТ);

2) окончание срока, на который был заключен трудовой договор (п. 2, 3 ч. 1 ст. 23 КЗоТ), кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не выдвинула требование об их прекращении (п. 2 ст. 36 КЗоТ);

3) призыв или поступление работника на военную службу, направление на альтернативную (невоенную) службу (п. 3 ст. 36 КЗоТ);

4) расторжение трудового договора по инициативе работника (ст. 38 КЗоТ — при расторжении бессрочного трудового договора,ст. 39 КЗоТ— при расторжении срочного трудового договора) (п. 4 ст. 36 КЗоТ);

5) перевод работника по его согласию на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность (п. 5 ст. 36 КЗоТ);

6) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с предприятием, учреждением, организацией, а также отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда (п. 6 ст. 36 КЗоТ);

7) вступление в законную силу приговора суда, которым работник приговорен (кроме случаев освобождения от отбывания наказания с испытанием) к лишению свободы или к другому наказанию, которое исключает возможность продолжения данной работы (п. 7 ст. 36 КЗоТ);

8) расторжение трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа (ст. 40 КЗоТ — по общим основаниям,ст. 41 КЗоТ — с отдельными категориями работников при определенных условиях) (п. 4 ст. 36 КЗоТ);

9) расторжение трудового договора по требованию профсоюзного или другого уполномоченного на представительство трудовым коллективом органа (ст. 45 КЗоТ);

10) расторжение трудового договора по основаниям, предусмотренным контрактом (п. 8 ст. 36 КЗоТ);

11) расторжение трудового договора, в том числе срочного, с несовершеннолетним по требованию его родителей, усыновителей и попечителей, а также государственных органов и служебных лиц, на которых возложен надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, в случае когда продолжение его действия угрожает здоровью несовершеннолетнего или нарушает его законные интересы (ст. 199 КЗоТ);

12) установленное во время испытательного срока несоответствие работника работе, на которую он принят (ст. 28 КЗоТ).

Кроме того, ст. 7 КЗоТ допускает возможность установления дополнительных основанийдля прекращения трудового договора, которые устанавливаются различными законодательными и подзаконными актами и распространяются на определенные категории работников.

Например, согласно ст. 30 Закона о госслужбегосударственная служба может прекращаться в случаях:

— нарушения условий реализации права на госслужбу, определенных ст. 4 Закона о госслужбе;

— несоблюдения связанных с прохождением госслужбы требований, установленных ст. 16 Закона о госслужбе;

— достижения госслужащим предельного возраста прохождения государственной службы;

— отставки госслужащих 1 и 2 категории согласно ст. 31 Закона о госслужбе;

— выявления или возникновения обстоятельств, которые препятствуют пребыванию государственного служащего на госслужбе (ст. 12 Закона о госслужбе);

— отказа госслужащего от принятия присяги или ее нарушения;

— неподачи или подачи госслужащим неправдивых сведений о его доходах.

Рассмотрим требования к порядку прекращения трудового договора по наиболее распространенным на практике основаниям более подробно.

4.2. Каковы особенности прекращения трудового договора по соглашению сторон (п. 1 ст. 36 КЗоТ)

Отличительная черта этого основания прекращения трудового договора от других, предусмотренных КЗоТ, следует из самой его формулировки.

В данном случае трудовой договор может быть прекращен в любое время после достижения согласияпо этому поводу между работником и собственником предприятия (уполномоченным им органом).

При этом инициатором прекращения трудового договора может быть как работник предприятия, так и собственник (уполномоченный орган).

Обращаем внимание, что само по себе согласие собственника или уполномоченного им органа удовлетворить просьбу работника об увольнении в любое время (т. е.

до окончания предусмотренного законодательством двухнедельного срока предупреждения) не означает, что трудовой договор прекращен по п. 1 ст. 36 КЗоТ, если не было договоренности сторон именно об этом основании прекращения трудового договора.

В этом случае увольнение считается произведенным по инициативе работника (ст. 38 КЗоТ)*. На это обращает внимание и ВСУ в абзаце втором п. 8 постановления № 9.

* Подробнее об особенностях прекращения трудовых договоров по инициативе работников см. на с. 52.

Соглашение сторон может быть основанием для прекращения как срочных трудовых договоров, так и трудовых договоров, заключенных на определенный срок. В то же время на практике необходимость в прекращении трудового договора на основании п. 1 ст.

36 КЗоТ возникает, как правило, у сторон срочного трудового договора для досрочного его прекращения. Дело в том, что по инициативе работника срочный трудовой договор может быть прекращен досрочно только при наличии уважительных причин, предусмотренных ст. 39 и ч. 1 ст. 38 КЗоТ.

По инициативе собственника предприятия досрочное прекращение срочного трудового договора также требует наличия оснований, предусмотренных КЗоТ.

Если же ни одна из сторон договора не имеет достаточно веских оснований для досрочного прекращения срочного трудового договора, в этом случае они могут договориться о его прекращении на основании п. 1 ст. 36 КЗоТ.

Дата увольнения в этом случае определяется сторонами трудового договора по взаимной договоренности.

При этом для увольнения по соглашению сторон характерно отсутствие взаимных претензий и обязанностей сторон в части, например, выплаты выходного пособия, обязательства относительно последующего трудоустройства, предварительного предупреждения об увольнении или согласования увольнения с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

Еще одна особенность прекращения трудового договора на основании п. 1 ст. 36 КЗоТ касается возможности отзыва заявления об увольнении по соглашению сторон, в случае если инициатива увольнения принадлежит работнику. Как известно, отзыв заявления об увольнении в одностороннем порядке — безусловное право работника, но только если трудовой договор с ним прекращается на основании ст. 38 КЗоТ, т. е.

в случае увольнения по собственному желанию. В случае прекращения трудовых отношений между работником и работодателем на основании соглашения сторон заявление работника об увольнении в одностороннем порядке не может быть отозвано. Аннулирование договоренности о прекращении трудового договора может иметь место только при взаимном согласии собственника или уполномоченного им органа и работника.

Такой вывод подтверждает и судебная практика. Судебная палата по гражданским делам ВСУ в определении от 25.02.2004 г. отметила, что при прекращении трудового договора по соглашению сторон (на основании п. 1 ст. 36 КЗоТ) возможность отзыва работником своего заявления не предусмотрена, в отличие от увольнения по собственному желанию.

4.3. Как уволить работника в связи с окончанием срока действия трудового договора (п. 2 ст. 36 КЗоТ)

Возможностьпрекращения срочного трудового договора по окончании его срока действия дает п. 2 ст. 36 КЗоТ. При этом обращаем внимание, что на этом основании может быть прекращен только срочный трудовой договор, заключенный в строгом соответствии с требованиями ст. 23 КЗоТ.

Если же по каким-либо причинам трудовой договор с работником не отвечает установленным правилам, то условие о сроке считается незаконным, а сам договор считается заключенным на неопределенный срок. Следовательно, такой договор не может быть прекращен на основании п. 2 ст.

36 КЗоТ.

Прекращение срочного трудового договора по истечении его срока не требует от работника оформления заявления об увольнении. Собственник предприятия (уполномоченное им лицо) также не обязан предупреждать или каким-либо образом заранее информировать работника об увольнении.

В то же время истечение срока трудового договора не влечет за собой автоматическое увольнение работника. Дело в том, что согласно требованиям того же п. 2 ст.

36 КЗоТ истечение срока является основанием для прекращения срочного трудового договора, кроме тех случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не выдвинула требования об их прекращении.

Поэтому работодатель в последний день срока договора должен издать приказ об увольнении работника*. При этом необходимо ознакомить работника с оригиналом такого приказа под роспись.

* О порядке оформления приказа об увольнении см. с. 77.

Следует отметить, что к срокам истечения срочных трудовых договоров нужно относиться очень внимательно, ведь прекращение трудового договора при истечении его срока возможно только в течение одного дня.

Источник: //buhgalter.com.ua/articles/details/3569/

Законовед
Добавить комментарий