Как привлечь к ответственности и прокурорской проверке за незаконные трудовые отношения?

Как прокуратура может помочь в отмене незаконного решения налоговиков

Как привлечь к ответственности и прокурорской проверке за незаконные трудовые отношения?

  • Новости
  • Проверки и санкции

Как прокуратура может помочь в отмене незаконного решения налоговиков 17 июня 2013 Алексей Крайнев Юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям

Прокуратура имеет обширнейшие полномочия по проверке деятельности любых организаций и физических лиц, может обращаться в суды, а также проверять законность действий и решений властей. Именно эту, последнюю, особенность полномочий прокуроров и можно использовать во взаимоотношениях с налоговиками.

Полномочия прокуроров детально зафиксированы в Законе РФ от 17.01.92 № 2202-1, который так и называется «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — закон «О прокуратуре»).

Согласно статье 21 этого документа, на прокуратуру возложен контроль исполнения законов любыми органами исполнительной власти и их должностными лицами. Налоговая служба является одним из таких органов.

А значит, нарушения, допущенные налоговиками, вполне могут быть предметом интереса прокуроров.

По каким же поводам можно обращаться в прокуратуру за защитой? Как мы уже упоминали, закон «О прокуратуре» возложил на прокуроров функцию контроля за исполнением законов.

Из этого следует, что с жалобой в прокуратуру нужно обращаться в тех случаях, когда налоговики допустили незаконные действия или бездействия, вынесли решение, явно противоречащее Налоговому кодексу.

Проще говоря, жаловаться в прокуратуру не имеет смысла, если возник спор о порядке расчета налогов, учета той или иной суммы в расходах или доходах, либо о сумме вычета. Обращаться в прокуратуру следует в случае нарушения инспекторами норм Налогового кодекса или другого закона.

Как правило, это процессуальные или процедурные нарушения. Например, инспекторы не выполняют обязанность по государственной регистрации организации, нарушают правила проведения выездной налоговой проверки, осмотра или выемки и т п.

Именно в таких ситуациях обращение в прокуратуру может быть весьма действенным способом устранения нарушения. Установив по вашему заявлению факт нарушения закона, прокурор или его заместитель внесет на имя руководителя ИФНС представление об устранении нарушений закона.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона. О результатах таких мер нарушитель (в данном случае — руководитель ИФНС) должен письменно сообщить прокурору (ст.

24 закона «О прокуратуре»).

Обращаться в прокуратуру можно также в том случае, когда в действиях налоговиков имеются признаки административного правонарушения. Например, инспектор не выдает сведения из Единого государственного реестра юрлиц.

За это нарушение предусмотрена административная ответственность должностных лиц налогового органа (ст. 14.25 КоАП РФ).

Чтобы соответствующий штраф стал реальностью, имеет смысл обратить внимание прокурорских работников на факт данного нарушения.

Аналогичным образом можно поступать в случае разглашения инспектором налоговой тайны или персональных данных налогоплательщика, нарушения порядка работы с документами налогоплательщика и т п. За все эти действия предусмотрена административная ответственность, а значит, имеется поле для работы прокуроров.

Отметим, что фразу о возможности привлечения налоговиков к административной ответственности можно вносить в любую жалобу, направляемую в прокуратуру, даже если вы не смогли найти подходящей статьи в КоАП РФ.

Эта фраза придаст жалобе больший вес, и заставит прокурорских работников более тщательно подходить к проверке изложенных в жалобе фактов — ведь им придется обоснованно ответить вам, если никто не будет привлечен к ответственности.

Наконец, есть еще один сценарий обращения за помощью к прокурорским работникам. Статья 25.1 закона «О прокуратуре» предусматривает право прокурора действовать на опережение — выносить в адрес должностных лиц предостережение о недопустимости нарушения закона. Такое предостережение прокурор выносит при наличии у него сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Как этот инструмент можно использовать в спорах с налоговиками? Предположим, организация получила из инспекции решение о проведении выездной проверки. Из решения видно, что налоговики планируют осуществить повторную выездную проверку.

Однако оснований для ее проведения, предусмотренных нормами Налогового кодекса, не имеется, и в решении они не указаны. Понятно, что если проверка начнется, то данное действие будет являться нарушением Налогового кодекса.

В такой ситуации можно попробовать остановить еще не начавшуюся проверку, добившись вынесения прокурорского предостережения.

Как привлечь прокуроров на свою сторону

Перейдем к процессуальной стороне общения с прокурорами. Основанием для начала прокурорской проверки является жалоба.

Подать жалобу можно различными способами: передать лично на приеме у прокурора; направить по почте; передать в экспедицию прокуратуры; опустить в специальный ящик, расположенный в здании прокуратуры; воспользоваться интернет-сервисом на сайте соответствующей прокуратуры. (Например, интернет-сервис для подачи обращений в прокуратуру г. Москвы расположен по адресу //www.mosproc.

ru/rabota-s-obrashenijami/, прокуратуру Московской области – //www.mosoblproc.ru/internet-priemnaja/, прокуратуру Свердловской области – //prokurat-so.ru/main.php?id=16. Адрес интернет-приемной Генеральной прокуратуры: //genproc.gov.ru/contacts/ipriem/).

Следует отметить, что жалобу можно подать в прокуратуру любого уровня. Начиная от районной прокуратуры (причем как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения налоговой инспекции) и заканчивая Генеральной прокуратурой. Прокуроры должны сами разобраться в том, кто именно обязан проверить вашу жалобу, переслать все материалы по нужному адресу и уведомить вас об этом.

Подача жалобы в прокуратуру не облагается государственной пошлиной. Срок рассмотрения жалобы — 30 календарных дней (ст. 10 закона «О прокуратуре»). Как видим, процедура подачи жалобы в прокуратуру весьма проста и прозрачна. Главное — грамотно составить текст жалобы. При ее написании советуем учесть следующие нюансы.

Во-первых, надо постараться подготовить максимально короткую и понятную жалобу.

Четко описать допущенные налоговиками нарушения; сослаться на нормы Налогового кодекса, другого закона или нормативного акта, которые были нарушены.

Желательно средствами текстового редактора визуально выделить (подчеркнуть или сделать полужирным) основные нарушения. Но и злоупотреблять выделениями не следует, чтобы не усложнять чтение текста.

Во-вторых, нужно четко указать, что данные незаконные деяния или решения налоговиков повлекли (или повлекут) нарушение прав организации. Если есть возможность указать, какие именно права нарушены, это нужно сделать.

В-третьих, не нужно делать выводы за прокурорских работников, а также указывать им, какое именно решение они должны принять по вашей жалобе. Все просьбы надо формулировать максимально широко. Например, достаточно попросить «принять меры прокурорского реагирования».

Конкретную меру реагирования — представление, предостережение, обращение в суд — прокуроры выберут сами. Или можно попросить «рассмотреть вопрос о привлечении к административной или уголовной ответственности».

Выбор применимой нормы опять же остается за прокурорскими работниками.

Наконец, не забудьте оформить жалобу по правилам делопроизводства (если, конечно, жалоба подается не через интернет). Жалобу лучше составить на бланке организации.

Документу нужно присвоить исходящий номер, указать дату составления. Желательно, чтобы жалобу подписал руководитель организации.

Это избавит от лишних вопросов о полномочиях лица, подписавшего этот документ (образец жалобы см. ниже).

Образец заявления
 

НА БЛАНКЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Прокурору г. Рязань. от ООО «Астра» 390015, г. Рязань, ул. Вокзальная, д. 2, оф. 4, тел. 25-18-97

Источник: //www.buhonline.ru/pub/beginner/2013/6/7447

Что проверяет прокуратура

Как привлечь к ответственности и прокурорской проверке за незаконные трудовые отношения?

Не прочитано

Ключевые проблемы

  • Что будет поводом для прокурорской проверки?
  • Как проходит проверка?
  • Какие полномочия и права есть у прокуроров?

Илья БРОВКИН, специалист по охране труда ОАО «Пензтяжпромарматура» (Пенза)

Проверка прокуратуры может настигнуть любого работодателя. При этом прокуроры могут проверять исполнение трудового законодательства, привлекая к проверке Государственную трудовую инспекцию, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и т. д. Какие права есть у сотрудников прокуратуры и к чему готовиться работодателю? Разберемся подробнее.

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

Что будет поводом для прокурорской проверки

Прокуратура призвана контролировать исполнение законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями. Поводом для прокурорской проверки может быть:

  • задание вышестоящей прокуратуры, в котором прокурору предписано комплексно проверить исполнение трудового законодательства на определенной территории или на предприятии;
  • необходимость плановой проверки;
  • указание прокурора о проведении выборочной проверки исполнения трудового законодательства в организации при получении сведений о нарушениях (необходимость внеплановой проверки);
  • материалы СМИ о нарушениях трудового законодательства (это повод для внеплановой проверки, и ее может инициировать, помимо руководителя прокуратуры, работник прокуратуры, на которого возложен данный вид надзора);
  • обращение в прокуратуру (как устное, так и письменное) с информацией о нарушении законодательства в организации.

«Кто и как проверяет нормы охраны труда в организации» (№ 1, 2013)

Как проходит проверка

В прокурорской проверке могут быть задействованы многие. Поэтому о ее начале работодателя уведомляют заранее. Проверка начинается с предъявления представителем прокуратуры служебного удостоверения и документов, обосновывающих проверку. Если хотя бы один из этих документов отсутствует, то проверка считается незаконной и представители организации вправе отказать в ее проведении.

Прокуроры проверяют документы, материалы и другие сведения, касающиеся обращения о нарушениях. Иногда по запросу прокуратуры с документов и материалов снимаются копии. У должностных лиц и граждан, связанных с обращением, берутся письменные объяснения.

Если представители прокуратуры выявляют нарушение, они выносят представление с требованием его устранить, возбуждают административное дело, а материалы направляют в Государственную инспекцию труда для принятия мер реагирования – наложения штрафов, приостановления деятельности и т. д.

По всем выявленным нарушениям прокуратура составляет акт прокурорского надзора. Его передают в тот орган или тому должностному лицу, у которого есть полномочия для устранения допущенных нарушений. В течение месяца организация должна представить в прокуратуру отчет об устранении выявленных замечаний.

Какие организации прокуратура может привлечь в помощь при проверке

Прокуратура вправе привлекать к проверке различных специалистов1. Ведь на практике прокуроры не обладают специальными знаниями в узких отраслях (например, в производственных характеристиках сложного технического оборудования и вариантах его безопасной эксплуатации для работников).

На практике прокуратура может привлечь к совместной проверке Государственную инспекцию труда и другие органы, причастные к регулированию трудовых отношений. Например, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Ростехнадзор и т. д. Это поднадзорные субъекты прокуратуры, которые обязаны предоставлять своих специалистов по требованию.

Таким образом, прокуратура может проверять исполнение трудового законодательства, используя различные подходы. И если трудовые инспекторы по итогам проверки обычно возбуждают производство об административном правонарушении по статьям 5.27, 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях, то органы прокуратуры не ограничиваются этими статьями.

«Проверки Ростехнадзора. Что проверяют инспекторы» (№ 4, 2014)

В прокуратуру Симбирского района поступило сообщение из органов полиции об обращении работника ООО «Инвест» в больницу с травмой. Чтобы выяснить причины и обстоятельства инцидента, прокуратура передала материалы в Государственную инспекцию труда.

Вышедший на проверку инспектор установил, что слесари-ремонтники ООО «Инвест» Петров А. В. и Никифоров И. А., закончив ремонт крана-штабелера (находящегося на высоте пяти метров), спускались по стеллажам с готовой продукцией. Петров потерял равновесие и упал на бетонный пол с высоты трех метров. В результате падения он получил травму правой ноги и закрытую черепно-мозговую травму.

Петров был принят на работу за несколько дней до несчастного случая. Он не прошел инструктаж на рабочем месте и обучение по охране труда при работе на высоте.

На выполнение данной работы не выдавался наряд-допуск, несмотря на то, что она относится к опасным. На рабочем месте не было лестницы для подъема и спуска. Кроме того, на месте работ не было мастера ремонтного участка Маркина И. П.

, поручившего Никифорову и Петрову ремонт крана-штабелера. Расследование данного случая в организации не проводилось.

По результатам проверки в отношении ООО «Инвест» было возбуждено административное дело по статье 15.34 Кодекса об административных правонарушениях и на организацию был наложен штраф в размере 10 000 рублей. Материалы проверки направили в прокуратуру.

По требованию прокуратуры в отношении Маркина было возбуждено уголовное дело по статье 143 Уголовного кодекса и назначено наказание – один год лишения свободы и штраф в размере 150 000 рублей.

Прокуратура не подменяет другие контролирующие органы2 и не проводит самостоятельно плановые проверки организаций, кроме случаев прямого надзора, о которых говорилось в начале статьи. Органы прокуратуры только участвуют в планировании проверок, а также контролируют исполнение планов.

Какие полномочия и права есть у прокуроров

При проверках прокуратура имеет особые права3:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения организации, получать доступ к ее документам и материалам;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц организации предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушения законов.

Есть требования, которым прокуратура должна четко следовать.

  • Нельзя вмешиваться в текущую хозяйственную деятельность организации. То есть разрешено просматривать только те документы, которые напрямую относятся к обращению.
  • Необходимо соблюдать сроки рассмотрения обращений о нарушениях закона в организации. По общему правилу, результат должен быть представлен заявителю спустя 30 дней с момента обращения.
  • Нужно соблюдать установленные формы прокурорского реагирования: протест, представление, постановление прокурора. Если получены сведения о готовящихся противоправных деяниях, прокурор должен направить предостережение о недопустимости нарушения закона.

За умышленное невыполнение законных требований прокурора грозит ответственность (ст. 17.7 КоАП РФ):

  • для граждан – штраф от 1000 до 1500 рублей;
  • для должностных лиц – штраф от 2000 до 3000 рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года;
  • для организаций – штраф от 50 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Дмитрий КАЗАНЦЕВ, 

старший юрисконсульт ОАО «Центр развития экономики» – В2В-Center (Москва)

Если своевременно не предоставить прокурору информацию, необходимую для проверки, организации грозит штраф до 5000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ). За невыполнение в срок представления прокуратуры можно поплатиться штрафом: для должностного лица – от 1000 до 2000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет, для организации – от 10 000 до 20 000 рублей (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Ответы на ваши вопросы

Может ли сводная ведомость стать причиной проверки?

Может ли сводная ведомость результатов спецоценки, направленная в ГИТ, стать причиной для проведения внеплановой проверки в организации?
Кира ПАРШИНА, специалист по охране труда (Санкт-Петербург)

Внеплановая проверка может проводиться, если получены сведения о причинении вреда жизни и здоровью работников или о возможном риске причинения такого вреда4.

Сводная ведомость результатов спецоценки вполне может содержать такие сведения. Например, если условия труда признаны вредными или опасными, неправильно установлен размер компенсаций, не выданы полагающиеся СИЗ и т. д.

Таким образом, сводная ведомость может инициировать внеплановую проверку.

Документы за какой срок понадобятся при проверке?

При проверке инспекторы проверяют только актуальные документы по охране труда или за несколько прошедших лет?
Дмитрий ЖЕРДИН, индивидуальный предприниматель (Саратов)

Законом не установлена давность документов, которые вправе проверять инспекторы. Одно выявленное нарушение может повлечь проверку документов за несколько прошедших лет. Поэтому инспекторы вправе запрашивать документы по охране труда любой давности.

Однако постановление об административном нарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев с момента правонарушения. То есть инспектор не вправе выдать постановление по нарушениям, которые произошли давно и по которым срок давности является общим (п. 1 ст.

24.5 КоАП РФ).

Может ли предписание инспектора дублировать существующий план мероприятий по охране труда?

После внеплановой проверки трудовой инспектор выдал предписание об устранении нарушений. Оно фактически дублирует план мероприятий по улучшению условий труда. Не является ли это нарушением?
Елена ЦИМЕР, специалист по охране труда (Смоленск)

Нет, это не является нарушением. Если основанием проверки стала жалоба о невыполнении существующего плана мероприятий по охране труда, то инспектор вправе выдать предписание, дублирующее существующий план.

По истечении срока выполнения предписания работодатель должен представить в ГИТ сведения, подтверждающие, что оно выполнено хотя бы по части пунктов, а также скорректировать и заново утвердить план мероприятий по охране труда.

Иначе стоит ожидать повторной проверки и нового предписания.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

ДокументПоможет вам
Статья 15.34 КоАП РФУзнать, что грозит за сокрытие страхового случая
Статья 17.7 КоАП РФВспомнить, какое наказание грозит за невыполнение законных требований прокурора
Статья 19.5 КоАП РФВыяснить, что будет, если не выполнить представление прокурора
Статья 19.7 КоАП РФПонять, как накажут за непредоставление информации, необходимой для проверки
Статья 24.5 КоАП РФУточнить сроки давности привлечения к административной ответственности
Статья 143 УК РФПонять, чем обернется нарушение требований охраны труда
Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1Разобраться, как проходят проверки прокуратуры
Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1Узнать, как обжаловать действия прокурора

1 Прокурорская проверка может проводиться, например, по заданию вышестоящей прокуратуры, по сообщениям в СМИ, а также по обращениям граждан по поводу нарушения их трудовых прав.

2 Перед началом проверки прокурор должен предъявить служебное удостоверение и документы, обосновывающие проверку.

3 Прокуратура может привлекать к проверке узкопрофильных специалистов, а также органы госнадзора – ГИТ, Ростехнадзор, Роспотребнадзор и т. д.

4 За умышленное невыполнение требований прокурора, предоставление ложной информации и невыполнение прокурорского представления работодателю грозит штраф или дисквалификация.

Звезда
за правильный ответ

Неправильно

Правильно!

Вправе ли прокурор вмешиваться в текущую хозяйственную деятельность предприятия:

вправе, если на то есть разрешение вышестоящей прокуратуры

вправе, по согласованию с работодателем

Источник: //e.otruda.ru/389958

Закон «О прокуратуре»

Как привлечь к ответственности и прокурорской проверке за незаконные трудовые отношения?

О прокуратуре

Закон Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 81-VI.

      Настоящий Закон определяет статус, компетенцию, организацию и порядок деятельности прокуратуры Республики Казахстан.

 Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Назначение прокуратуры

       Прокуратура от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование.

Статья 2. Правовые основы деятельности прокуратуры

       Компетенция, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются Конституцией и законом.

Статья 3. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

       1.

Прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору.

       2. Прокуратура осуществляет свои полномочия на принципах законности, независимости от других государственных органов, должностных лиц и подотчетности лишь Президенту Республики Казахстан.

       3. Запрещается вмешательство в деятельность органов прокуратуры при осуществлении ими своих функций и полномочий.

       4. Прокуратура не вправе вмешиваться в деятельность субъектов предпринимательства, организаций и государственных органов, назначать проверки их деятельности, запрашивать информацию либо документы по основаниям, не предусмотренным законом.

       5.

Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод человека и гражданина, о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.

Статья 4. Задачи прокуратуры

       Прокуратура в пределах, установленных законом, осуществляет следующие задачи:

       1) защиту и восстановление прав и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц, общества и государства;

       2) выявление и устранение нарушений законности, причин и условий, им способствующих, а также их последствий;

       3) координацию деятельности правоохранительных и иных государственных органов по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью;

       4) иные задачи, определяемые законом и актами Президента Республики Казахстан.

 Глава 2. СФЕРЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

Статья 5. Основные направления прокурорского надзора

       В пределах и порядке, установленных законом, прокуратура осуществляет высший надзор (далее – надзор) за законностью:

       1) деятельности государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, иных организаций независимо от формы собственности, а также принимаемых ими актов и решений;

       2) судебных актов, вступивших в законную силу;

       3) исполнительного производства и производства по делам об административных правонарушениях;

       4) деятельности правоохранительных и специальных государственных органов в сферах:

       досудебного расследования, оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности;

       исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения;

       соблюдения международных договоров Республики Казахстан;

       5) государственной правовой статистики и специальных учетов;

       6) иных направлений, определяемых законом.

Статья 6. Предмет, формы и пределы надзора

       1.

Прокуратура осуществляет надзор за законностью актов, действий (бездействия) государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а в исключительных случаях, по поручению Президента Республики Казахстан или Генерального Прокурора, – иных организаций независимо от формы собственности.

       2. Надзор осуществляется путем проведения проверок и анализа состояния законности, а также оценки актов, вступивших в силу.

       3. Проверка соблюдения законности назначается и проводится прокурором в пределах его компетенции на основании поручений:

       1) Президента Республики Казахстан;

       2) Генерального Прокурора Республики Казахстан.

       4. Решения заместителей Генерального Прокурора, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров, прокуроров районов и приравненных к ним прокуроров о назначении и проведении проверки деятельности государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц принимаются для защиты прав, свобод и законных интересов:

       1) лиц, которые в силу физических, психических и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять их защиту;

       2) неограниченного круга лиц;

       3) лиц, общества и государства, если это необходимо для предотвращения необратимых последствий для жизни, здоровья людей либо безопасности Республики Казахстан.

       5.

Проверки, за исключением проводимых на основании пункта 3 настоящей статьи либо при осуществлении надзора за соблюдением законности в деятельности правоохранительных и специальных государственных органов, могут назначаться только в случаях установления факта невыполнения или ненадлежащего выполнения своих полномочий иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, к компетенции которых отнесены соответствующие вопросы.

       6. При осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют функции иных государственных органов.

Статья 7. Порядок проведения проверок

       1.

Прокурор поручает проверку уполномоченному государственному органу, в компетенцию которого входит ее проведение, за исключением случаев:

       1) предусмотренных подпунктом 1) пункта 3 статьи 6 настоящего Закона, а также проверок, проводимых при осуществлении надзора за соблюдением законности в деятельности правоохранительных и специальных государственных органов;

       2) конфликта интересов в деятельности данного органа либо его должностных лиц;

       3) когда поводом для назначения проверки послужила жалоба на решения и действия (бездействие) данного органа либо его должностных лиц.

       Компетентный орган обязан сообщить прокурору о результатах проверки в установленный законом срок.

       2. В случаях, предусмотренных подпунктом 1), 2) и 3) пункта 1 настоящей статьи, проверка проводится прокурором.

       3. О проведении проверки выносится постановление, которое регистрируется в уполномоченном государственном органе по правовой статистике и специальным учетам.

       Проверка соблюдения законности проводится в течение не более тридцати календарных дней.

       При необходимости истребования дополнительных материалов, а также в связи со значительным объемом проверки срок ее проведения в исключительных случаях может быть продлен не более чем на тридцать дней и только по согласованию с Генеральным Прокурором.

       Проверка может быть приостановлена в случаях назначения экспертизы, а также необходимости получения сведений и документов от иностранных государств – до их получения, а также в иных случаях, препятствующих проведению проверки.

       Исчисление срока проведения приостановленной проверки продолжается со дня ее возобновления.

       Данный порядок регистрации постановлений о назначении проверок и сроки их проведения не распространяются на проверки, проводимые в рамках уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, законодательства об исполнительном производстве, административных правонарушениях, оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности.

       4. Проверка может проводиться только теми лицами, которые указаны в постановлении о назначении проверки.

       5.

При осуществлении проверки прокурор не вправе:

       1) требовать предоставления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки;

       2) превышать установленные сроки проведения проверки;

       3) препятствовать нормальному функционированию проверяемого субъекта.

Статья 8. Анализ состояния законности

       1.

Порядок проведения анализа состояния законности, в том числе с использованием доступа к информационным системам и ресурсам, интегрированным с системой информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов, определяется настоящим законом, иными законодательными актами и актами Генерального Прокурора.

       2. Анализ проводится без посещения прокурорами субъектов (объектов) путем изучения статистических данных, сведений государственных и международных организаций, средств массовой информации, материалов гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, а также иных источников информации.

       Результаты анализа оформляются в виде справки. По результатам анализа принимаются меры прокурорского надзора либо реагирования в соответствии с настоящим Законом.

Статья 9. Права и обязанности проверяемых субъектов

       1.

Проверяемые субъекты либо их уполномоченные представители при осуществлении прокурорами проверки вправе:

       1) не допускать лиц, прибывших для проведения проверки на объект, в случаях:

       непредоставления проверяемому субъекту постановления о назначении проверки;

       проведения проверки без регистрации в органах правовой статистики и специальных учетов, когда такая регистрация обязательна;

       истечения сроков, указанных в пункте 3 статьи 7 настоящего Закона;

       проведения проверки лицами, не указанными в постановлении о назначении проверки;

       отсутствия документа, подтверждающего разрешение о допуске к государственным секретам, когда это предусмотрено законодательством;

       2) не предоставлять сведения и документы:

       не относящиеся к предмету проводимой проверки или периоду, указанному в постановлении о назначении проверки;

       содержащие государственные секреты или иную охраняемую законом тайну при отсутствии соответствующего допуска или документа, дающего право на ознакомление с такими сведениями и документами;

       3) обжаловать постановление о назначении проверки, а также действия (бездействие) должностных лиц органов прокуратуры в порядке, установленном законом.

       2. Проверяемые субъекты либо их уполномоченные представители при проведении прокурорами проверок обязаны:

       1) обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц органов прокуратуры на территорию и в помещения проверяемого субъекта.

       Доступ должностных лиц органов прокуратуры на территорию и в помещения режимных объектов обеспечивается с учетом требований о пропускном и внутриобъектном режимах, установленных в проверяемой организации;

       2) с соблюдением требований по охране государственных секретов или иной охраняемой законом тайны предоставлять должностным лицам органов прокуратуры документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к справке о результатах проверки, а также доступ к информационным системам и ресурсам органов и организаций, интегрированным с системой информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов, в пределах предмета проверки;

       3) ознакомиться и получить под роспись постановление о назначении проверки и справку о ее результатах;

       4) в соответствии с требованиями о безопасности и охране труда обеспечить необходимые условия для лиц, осуществляющих проверку.

Статья 10. Надзор за соответствием Конституции, законам и актам Президента Республики Казахстан актов и решений Правительства, иных государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также иных организаций

       1.

Прокуратура осуществляет надзор за соответствием Конституции, законам и актам Президента Республики Казахстан:

       1) актов и решений Правительства, иных государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, за исключением актов, указанных в пункте 2 статьи 24 настоящего Закона;

       2) актов и решений иных организаций независимо от формы собственности, если данные акты и решения касаются неограниченного круга лиц либо носят публичный характер.

       2. Предусмотренный настоящей статьей надзор осуществляется прокуратурой путем оценки принятых актов и решений в порядке, определяемом актом Генерального Прокурора.

Статья 11. Надзор за соблюдением законности в досудебном расследовании

       Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности в ходе досудебного расследования в соответствии с полномочиями, определенными уголовно-процессуальным законодательством.

Статья 12. Надзор за соблюдением законности оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности и негласных следственных действий

       1.

Надзор за соблюдением законности оперативно-розыскной деятельности и негласных следственных действий осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, настоящим Законом, Законом Республики Казахстан “Об оперативно-розыскной деятельности”, актами Генерального Прокурора и согласованными с ним нормативными правовыми актами правоохранительных и специальных государственных органов.

       Надзор за соблюдением законности контрразведывательной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Республики Казахстан “О контрразведывательной деятельности”, совместными нормативными правовыми актами Генерального Прокурора и органов, осуществляющих контрразведывательную деятельность.

       2. При осуществлении надзора прокурор:

      1) в случаях, установленных законодательством, санкционирует проведение оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий, проверяет законность их проведения, а также законность проведения негласных следственных действий;

      2) инициирует проведение оперативно-розыскных мероприятий;

      3) прекращает оперативно-розыскные мероприятия при выявлении нарушений законности, прав и свобод человека и гражданина;

      4) выполняет иные полномочия, предусмотренные законом.

Источник: //prokuror.gov.kz/rus/npa/normativnye-pravovye-akty/zakon-o-prokurature

Как наказать работодателя за незаконное увольнение?

Как привлечь к ответственности и прокурорской проверке за незаконные трудовые отношения?

В этой заметке я более подробно расскажу о юридической ответственности за незаконное увольнение работника.

Вы узнаете, какое наказание за незаконное увольнение может ждать работодателя, если он незаконно уволит своего сотрудника.

Ранее вопрос ответственности за незаконное увольнение и наказания на незаконное увольнение я рассматривал в статье «Последствия незаконного увольнения», где рассказывал о всех возможных последствиях.

Законодательством Российской Федерации установлена административная ответственность за незаконное увольнение в Кодексе Российской Федерации об административной ответственности.

Наказание за незаконное увольнение предусмотрено в ст. 5.27 КоАП РФ.

Статья 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает наказание за любое нарушение законодательства о труде и об охране труда. Поскольку незаконное увольнение неизбежно связано с нарушением трудового законодательства, немудрено что работодателя, нарушившего могут привлечь к административной ответственности и назначить наказание.

Уголовная ответственность за незаконное увольнение не предусмотрена.

Какие органы могут привлечь к административной ответственности за незаконное увольнение

Проверки соблюдения трудового законодательства проводит государственная инспекция труда (федеральная инспекция труда). Также проверку может провести прокуратура, которая наделена полномочиями проводит любые проверки любого законодательства.

Все зависит от того, в какой государственный орган направит жалобу незаконно уволенный работник.

Если жалоба поступит в прокуратуру, то прокуратура вправе сама провести проверку или направить жалобу в ГИТ (Государственную инспекцию труда) по подведомственности.

И Федеральная инспекция труда и прокуратура могут проводить как плановые проверки, так и внеплановые. Вероятность выявить нарушения трудового законодательства при незаконном увольнении выше при проведении внеплановой проверке по жалобе незаконно уволенного работника.

Какие нарушения трудового законодательства могут быть допущены при незаконном увольнении

При нарушении порядка (процедуры) увольнения или при увольнении при отсутствии оснований для увольнения могут быть допущены самые разные нарушения трудового законодательства.

Например, нарушения порядка оформления процедуры увольнения: не выдана трудовая книжка, не направлено уведомление о необходимости явиться за ней или дать согласие на отправление трудовой книжки по почте, работник не ознакомлен с приказом об увольнении, в день увольнения не выдана заработная плата. Могут быть выявлены нарушения процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, предшествующей увольнению. К примеру, до привлечения к ответственности у работника не затребованы объяснения или приказ об увольнении издан ранее получения объяснений и с момента затребования объяснений прошло менее двух дней. У вас могут отсутствовать документы, подтверждающие, что работнику предлагалась другая подходящая ему работа при сокращении численности или штата. При наличии профсоюза для работника члена профсоюза не учтена процедура учета его мнения. Примеров можно привести очень много.

Но привлечение к ответственности за нарушение трудового законодательства будет только за явные бесспорные нарушения. Это связано с тем, что ни инспекция труда, ни прокуратура не вправе подменять суд и разрешать спор об увольнении по существу.

Пояснить эту мысль я хочу примером. Если работник увольняется за прогул, то доказательствами прогула, как правило, являются докладные записки и объяснения непосредственного начальника и лиц, которые работают вместе с уволенным работником.

Если такой уволенный работник обжалует свое незаконное увольнение и пишет, что докладные записки и объяснения ложные, то прокуратура и государственный инспектор труда не будут заниматься оценкой этих документов и допрашивать иных свидетелей.

В этом случае имеет место спор и работнику разъяснят необходимость обратиться в суд с иском о восстановлении на работе.

То же самое при сокращении численности или штата. Ни прокуратура, ни федеральная инспекция труда не будут устанавливать, является ли сокращение реальным или же сокращение проводится для вида, чтобы уволить неугодного сотрудника. Также будет разъяснена необходимость обратиться в суд.

Как происходит привлечение к административной ответственности за незаконное увольнение

В случае выявления проверяющими явных, как правило, процедурных нарушений при незаконном увольнении, государственный инспектор труда составляет протокол об административном нарушении, а прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

За большинство нарушений работодатель будет привлечен к ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ. По части 2 статьи 5.

27 возможно привлечение только за аналогичные нарушения, допущенные в период не позднее одного года с даты исполнения предыдущего наказания.

Здесь есть определенные нюансы, если они вас интересуют – обращайте за «живой» консультацией (мои контакты).

Наказание за незаконное увольнение

Часть 1 статьи 5.

27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает в качестве наказания для должностных лиц (руководитель юридического лица) предусматривает штраф в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – штраф от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, для юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Дело об административном правонарушении рассматривает государственный инспектор труда, либо районный суд, если производство осуществлялось в форме административного расследования или если инспектор передал дело на рассмотрение в суд для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности.

Часть 2 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривает наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет. По данной статье могут быть привлечены только должностные лица, в том числе руководители юрлиц, и индивидуальные предприниматели.

Возникли дополнительные вопросы? Обращайтесь за “живой” консультацией.Предложение в первую очередь актуально для Екатеринбурга и Свердловской области.

Для других регионов возможны консультации по электронной почте и Скайпу.

Звоните по телефону: +7(343)361-55-56Пишите по электронной почте: mail@gubinalexander.ru

Читайте подробнее про трудовой юрист в Екатеринбурге

Источник: //gubinalexander.ru/otvetstvennost-za-nezakonnoe-uvolnenie/

Незаконное увольнение с работы – статья ТУ и УК РФ, ответственность, куда обращаться

— Организация бизнеса — Кадры — Незаконное увольнение и ответственность за него – как быть в такой ситуации

Российское законодательство защищает права трудящихся и предусматривает ответственность за незаконное увольнение.

Прекращение трудового договора должно производиться сугубо по законным основаниям и с соблюдением всех необходимых процедур.

В противном случае, сотрудник может подать на незаконное увольнение в суд и добиться как привлечения работодателя к ответственности, так и получения ряда компенсаций.

Признаки незаконного увольнения и правовое регулирование процедуры в целом

Порядок увольнения в Российской Федерации тщательно регламентирован нормативными положениями Трудового кодекса, а также ряда иных законодательных актов, однако именно ТК РФ является основополагающим в вопросах, связанных с трудоустройством и его регулированием.

Нормативы, касающиеся расторжения трудового договора, в большинстве своём раскрываются в Главе 13 ТК РФ. Возможные причины для увольнения раскрываются в положениях ст. 77 ТК РФ и являются основным перечнем, применимым работодателем.

В частности, увольнение допускается по следующим основаниям:

  • Соглашение сторон. В данном случае увольнение считается законным, если оно было подписано обеими сторонами в добровольном порядке. Одностороннее расторжение трудового договора по соглашению недопустимо.
  • Истечение срока трудового договора. Увольнение по указанной причине редко бывает незаконным. Однако при нарушении сроков или несоблюдение условий, равно как и увольнение после окончания срока действия трудового договора, если он не был расторгнут сразу в момент окончания, могут свидетельствовать о незаконности увольнения.
  • Увольнение по собственному желанию. Чаще всего данный вариант редко бывает незаконным – признать принуждение к его заключению можно только в судебном порядке и со значительной доказательной базой.
  • Увольнение по инициативе работодателя. Предусматривает большое количество причин и наиболее часто считается выполненным с нарушением процедуры, так как специфика решения каждого вопроса является по-своему уникальной и требует различных процессуальных действий.
  • Увольнение по причине отказа работника от смены должности, условий труда или места деятельности. В таковом случае оспорить незаконность работник также имеет возможность, но при должном оформлении процедуры она является минимальной.
  • Увольнение по не зависящим от воли сторон обстоятельствам. Чаще всего увольнение является ультимативным и вероятность его оспаривания также стремится к нулю.
  • Увольнение по причине нарушения норм трудового законодательства. Доказать соответствующее нарушение норм само по себе достаточно сложно, поэтому данные увольнения применяются достаточно редко и могут стать причиной длительных судебных разбирательств.

В любом случае, причина и основания для увольнения указываются исключительно в соответствии с положениями ст. 77 ТК РФ. Указание других статей, регулирующих каждый тип увольнения, в трудовой книжке в качестве основания является неправильным оформлением расторжения трудового договора. Сама по себе запись может являться правомерной причиной для признания увольнения незаконным через суд.

//www.youtube.com/watch?v=YkJcX1LsyGA

Рассмотреть каждую из возможных причин увольнения, а также вопросы законности их применения следует более подробно.

Порядок увольнения в общих случаях и способы признания его незаконным через суд

В целом, порядок увольнения напрямую зависит от ситуаций и оснований, по которым он производится.

Источник: //hoz-molotok.com/kak-nakazat-rabotodatelya-za-nezakonnoe-uvolnenie/

Законовед
Добавить комментарий