Как осуществляется ликвидация предприятия без пайщиков?

Ликвидация: что должен знать бухгалтер?

Как осуществляется ликвидация предприятия без пайщиков?

“ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ: ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ БУХГАЛТЕР?”. Бухгалтерский учет, 2010, N 2

Предприятия в чем-то похожи на людей: рождаются, живут и заканчивают свой путь, уступая дорогу новым компаниям. Уходят они тоже по-разному. Одни ликвидируются в спешке, оставляя после себя множество незаконченных дел, другие организованно – по заранее намеченному плану.

Гражданское законодательство выделяет два основания, по которым юридическое лицо может быть ликвидировано:

– добровольно по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

– принудительно по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона (если они носят неустранимый характер), либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Порядок ликвидации общества

Учредители (участники) юридического лица или его соответствующий орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Таково требование ст. 62 ГК РФ. Однако термин “незамедлительно” малоинформативен, поэтому обратимся к другим нормам действующего законодательства.

Срок, установленный п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, составляет три дня. Такой же срок установлен и налоговым законодательством в целях налогового контроля (пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ оно должно сообщить налоговому органу согласно ст. 129.

1 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.

Но если в течение налогового периода это уже не первое допущенное налогоплательщиком нарушение, подпадающее под действие рассматриваемой статьи Налогового кодекса РФ, то штраф возрастет до 5000 руб.

Не стоит забывать о возможности административного наказания. В соответствии со ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (от 300 до 500 руб.).

Уведомление о ликвидации в целях выполнения требований Налогового кодекса РФ производится по ф. N С-09-4 (Приложение N 4 к Приказу ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@).

Нужно иметь в виду, что необходимо выполнить требования гражданского законодательства, в частности соблюсти процедуру регистрации ликвидации предприятия в целом. Без подачи необходимых данных, даже если налоговый орган будет своевременно извещен по ф. N С-09-4, ликвидация предприятия не будет зарегистрирована.

В ФНС России также предоставляются:

– уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по ф. N Р15001;

– уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по ф. N Р15002;

– протокол собрания акционеров (участников) общества, содержащий решение о ликвидации;

– решение уполномоченного органа о назначении ликвидационной комиссии и ее руководителя.

После чего ФНС России предоставляет свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по ф. N Р50003 и выписку из ЕГРЮЛ. В выписке указывается, что юридическое лицо находится в стадии ликвидации.

Выездная налоговая проверка в связи с ликвидацией может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Налоговый орган может осуществить повторную выездную проверку. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Ликвидируем поэтапно. Активы должны быть оценены с точки зрения их ликвидности, что необходимо с целью взыскания всех имеющихся сумм дебиторской задолженности, реализации имеющихся активов и погашения кредиторской задолженности, проведения окончательных расчетов с учредителями (участниками) в суммах, оставшихся после погашения кредиторской задолженности.

Ликвидационной комиссии следует разместить в СМИ публикацию о ликвидации предприятия, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Соответственно начинает течь срок с момента выхода печатного издания с публикацией.

Обратите внимание: публикация осуществляется не в любой газете. В соответствии с Приказом ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ сведения о госрегистрации юридических лиц (в том числе об их ликвидации) подлежат публикации на сайте ФНС России и в журнале “Вестник государственной регистрации”.

Источник: //areopag2002.ru/likvidaciya_chto_dolzhen_znat_buhg

Ликвидация кредитного потребительского кооператива

Как осуществляется ликвидация предприятия без пайщиков?

Прцедура ликвидации

1. Ликвидация кредитного потребительского кооператива начинается с принятие решения об этом общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков). Решением этого же собрания назначается ликвидационная комиссия, которая будет заниматься процедурой закрытия и ее председатель.

2. В течение трех дней о принятых решениях необходимо уведомить регистрирующий орган.

Для этого в ИФНС подается пакт документов: решение о ликвидации, о назначении ликвидационной комиссии и заявление по форме № Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица», заверенное нотариально.

Получив от вас документы и заявление, инспектор внесет в ЕГРЮЛ запись, что ваше юридическое лицо находится в стадии ликвидации.

3. В журнале «Вестнике государственной регистрации» необходимо опубликовать извещение о ликвидации. Подать заявку на публикацию нужно по правилам, которые предусматривает сайт журнала «Вестник государственной регистрации».

Прежде всего необходимо зарегистрироваться на сайте. Сделать это может любое лицо. Его данные при регистрации не повлияют на текст сообщения.

Затем нужно заполнить web-заявку:

  • выбрать тип уведомления «Сообщение о ликвидации ЮЛ»;
  • заполнить обязательные поля (со знаком «*»);
  • в графе «Текст публикации» применить автоматическую генерацию и внимательно проверить сгенерированный текст;
  • указать сведения о заявителе.

Остальные поля заполняют по усмотрению заявителя.

Когда вся необходимая информация указана, нужно выбрать способ подачи заявки:

  • с электронной подписью (если у общества есть ключ такой подписи и соответствующий сертификат) или
  • без электронной подписи через региональное представительство журнала.

Подача заявки через региональное представительство

Из предложенного на сайте списка нужно выбрать представительство, в которое заявитель намерен подать документы для публикации. Это может быть любое удобное представительство независимо от места нахождения ООО.

Затем необходимо нажать на кнопку «Продолжить» и отправить web-заявку на проверку. Редакция журнала должна проверить правильность заполнения в течение одного рабочего дня.

Если заявка заполнена правильно, в личный кабинет пользователя поступит счет на оплату публикации. Стоимость публикации определяют из расчета за см2 текста.

Счет можно оплатить любым удобным способом, включая электронные платежи.

После оплаты счета в выбранное региональное представительство необходимо представить ряд документов.

1. Бланк-заявку и сопроводительное письмо. Образцы этих документов можно скачать с сайта после оплаты счета. Каждый из них нужно подать в двух экземплярах (в отличие от перечисленных ниже документов, которые представляют в одном экземпляре).

2. Копию решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии.

3. Платежный документ: копию платежного поручения с отметкой банка об исполнении либо оригинал банковской квитанции, приходного ордера или чека.

4. Доверенность (оригинал или нотариально заверенную копию) – в случае если документы подает лицо, которое не имеет права действовать от имени ООО без доверенности.

Представить перечисленные документы можно любым из двух способов:

  • непосредственно в региональном представительстве журнала;
  • по почте.

В результате редакция журнала должна включить сообщение о ликвидации в ближайший номер издания. Информацию о дате публикации и номере журнала можно получить в личном кабинете пользователя. Для этого надо нажать на статус заявки.

4. О принятии решения прекратить деятельность следует сообщить не только посредством публикации, но и разослать письма кредиторам и организациям, с которыми у вас были взаиморасчеты, с просьбой обменяться актами сверки.

Также для оценки стоимости имущества должен быть вызван оценщик, который пропишет в ведомости цену всего, что числится на балансе у кооператива. На основании этих документов вы будете создавать ликвидационный баланс.

5. После того как истечет срок для предъявления требований кредиторами (т.е. спустя 2 месяца после публикации уведомления о закрытии), ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ) и утвердить его общим собранием членов кооператива..

Баланс должен содержать сведения (п. 2 ст. 63 ГК РФ):

  • о составе имущества ликвидируемого общества;
  • о требованиях, предъявленных кредиторами;
  • о результатах рассмотрения требований;
  • о перечне требований кредиторов, которые удовлетворил суд, причем независимо от того, приняла ли их ликвидационная комиссия. Сведения о таких требованиях необходимо включить в промежуточный ликвидационный баланс, если решение суда в отношении них вступило в законную силу.

О составлении промежуточного ликвидационного баланса нужно уведомить налоговую инспекцию. Для этого руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) должен направить уведомление по форме № Р15001. В качестве причины подачи такого документа нужно указать факт составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 2.3 формы № Р15001).

6. Ликвидируемая организация обязана рассчитаться по долгам с кредиторами. Для этого ликвидационная комиссия должна выплатить кредиторам денежные суммы в порядке очередности (п. 1 ст. 64 ГК РФ).

7. После расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс (п. 6 ст. 63 ГК РФ) и утвердить его на собрании. У нотариуса заверяется форма № Р16001, оплачивается госпошлина на ликвидацию, и вместе с ведомостью ликвидационного баланса и Протоколом о его утверждении эти документы передаются в регистрирующий орган.

После того, как процесс ликвидации будет завершен, на основании окончательной ведомости баланса оставшееся имущество подлежит распределению между его членами кооператива (пайщиками) пропорционально сумме их паенакоплений (паев).

Ликвидация кредитного кооператива считается завершенной, а кредитный кооператив – прекратившим существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.

Обоснование

Закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»

Статья 10. Ликвидация кредитного кооператива

1. Кредитный кооператив может быть ликвидирован:

1) по решению общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков);

2) по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.2

2. Ликвидация кредитного кооператива и удовлетворение требований его кредиторов осуществляются в порядке, определенном федеральными законами.

3.

В случае, если в течение шести месяцев количество членов кредитного кооператива (пайщиков) меньше минимального количества, установленного частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, кредитный кооператив должен принять решение о ликвидации и ликвидироваться в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке. В случае невыполнения данного требования кредитным кооперативом его ликвидация осуществляется по решению суда.

4.

При принятии решения о ликвидации кредитного кооператива назначается ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемого кредитного кооператива, проводится обязательная оценка рыночной стоимости имущества ликвидируемого кредитного кооператива в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. Ликвидационная комиссия по требованию членов ликвидируемого кредитного кооператива (пайщиков) обязана предоставить им для ознакомления отчет об оценке имущества такого кредитного кооператива.

5. После принятия решения о ликвидации кредитного кооператива этот кредитный кооператив не вправе осуществлять прием новых членов, привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и предоставлять займы.

Члены кредитного кооператива (пайщики) обязаны исполнить свои обязательства перед кредитным кооперативом в сроки, установленные общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков), а в случае ликвидации кредитного кооператива по решению суда – в срок, установленный судом.

6. В случае неисполнения членом кредитного кооператива (пайщиком) своих обязательств перед кредитным кооперативом в установленный в соответствии с настоящей статьей срок кредитный кооператив (ликвидационная комиссия) вправе в судебном порядке потребовать исполнения указанных обязательств.

7. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество кредитного кооператива подлежит распределению между его членами (пайщиками) пропорционально сумме их паенакоплений (паев).

8. Промежуточный ликвидационный баланс и окончательный ликвидационный баланс ликвидируемого кредитного кооператива утверждаются общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) или органом, принявшим решение о ликвидации кредитного кооператива.

9. Ликвидация кредитного кооператива считается завершенной, а кредитный кооператив – прекратившим существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.

10. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных кооперативов, регулируются законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Справочная информация: Пример заполнения уведомления о ликвидации юридического лица (ф. № Р15001)

Справочная информация: Пример заполнения заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (ф. № Р16001)

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг.

Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг.

Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».

Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа

Задайте свой вопрос экспертам «Системы Главбух»

Источник: //www.glavbukh.ru/hl/204979-likvidatsiya-kreditnogo-potrebitelskogo-kooperativa

Добровольная ликвидация юридических лиц

Как осуществляется ликвидация предприятия без пайщиков?
Обновлено 17.10.2017 23:55

Оглавление – Ликвидация юридических лиц

Глава 3. ДОБРОВОЛЬНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

§ 3.1. Основания для добровольной ликвидации

Действующее законодательство не дает определения добровольной ликвидации. Его можно вывести исключительно путем толкования нормы, указанной в п. 2 ст.

61 ГК: “Юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано…”. Исходя из указанной нормы:

– в самом общем виде добровольную ликвидацию можно определить как такую ликвидацию, решение о проведении которой принимается самим юридическим лицом (в лице его учредителей (участников) либо органа юридического лица) без какого-либо юридически оформленного вмешательства со стороны третьих лиц (по мотиву нецелесообразности дальнейшего существования и т.п.), а также в случае, если юридическим лицом достигнута цель, ради которой оно было создано, или истек срок, на который оно создавалось;

– главным основанием для добровольной ликвидации можно признать решение об этом учредителей (участников) либо органа юридического лица (поскольку формально истечение срока существования и достижение цели в соответствии с действующим законодательством “поглощаются” наличием такого решения).

Такая логика ГК в части оснований для так называемой добровольной ликвидации вызывает много вопросов. Что означает понятие “добровольная ликвидация”? Начнем с того, что такое понятие в общих положениях ГК, регулирующих ликвидацию (ст. ст.

61 – 65), не используется. Его мы встречаем, однако, неоднократно: а) по тексту ГК (к примеру, ст. ст.

92 , 104 , 112 ); б) во многих федеральных законах ; в) в многочисленных судебных постановлениях (разъяснениях судебной практики), а также в специальной литературе.

——————————–

Статья 92 ГК: “Общество с ограниченной ответственностью может быть… ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников”.

Статья 104 ГК: “Акционерное общество может быть… ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров”.

Статья 112 ГК: “Производственный кооператив может быть добровольно реорганизован или ликвидирован по решению общего собрания его членов”.

Статья 14 Федерального закона “О жилищных накопительных кооперативах”, ст. 12 Федерального закона “О кредитных историях”, ст. 21.1 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”, ст. 9 Федерального закона “Об инвестиционных фондах”, ст. 24.

2 Федерального закона “Об оценочной деятельности”, ст. 57 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”, ст. 27 Федерального закона “О производственных кооперативах”, ст. 21 Федерального закона “Об акционерных обществах” и т.д.

Ни в одном нормативном акте (речь идет как о действующих, так и об уже утративших силу нормативных актах) или разъяснении судебной практики суть добровольной ликвидации в полной мере не раскрывается. Можно встретить лишь указание на отдельные аспекты. Так, п. 137 Положения об акционерных обществах, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г.

N 601, разделяя добровольную и принудительную ликвидацию, указывал: “Добровольная ликвидация общества производится назначенной им ликвидационной комиссией, принудительная – комиссией, назначенной судом”. В Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 февраля 2009 г.

N А42-3783/2008 отмечается, что “добровольная ликвидация юридического лица, являющегося коммерческой организацией, возможна, если оно в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

В случае, если юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, не имеет достаточных средств для удовлетворения требований кредиторов, оно ликвидируется вследствие признания его несостоятельным (банкротом) в судебном порядке”.

Категорию “добровольность” и гражданское и иное законодательство использует весьма активно. В частности, во многих актах говорится о добровольности как о принципе деятельности в какой-либо сфере; очень много норм, использующих это понятие, мы находим в уголовном законе. Однако по большей части (есть редкие обратные примеры ) законодательство не поясняет, что имеется в виду.

Не исследуется этот вопрос и в специальной литературе. Во многом в силу, казалось бы, очевидности его. Как во многом справедливо было замечено В. Витрянским, “перечень оснований в обычном порядке остается открытым. В конце концов учредители (участники) юридического лица вольны его ликвидировать в любой момент, когда им заблагорассудится.

Законодателя же должно волновать лишь соблюдение установленного им порядка ликвидации” . Однако такой взгляд на современную трактовку закона в части оснований добровольной ликвидации представляется излишне упрощенным. Для анализа попробуем ответить на вопрос о том, как право понимает добровольность.

В самом общем виде (с учетом понимания этого термина всеми отраслями законодательства) добровольность можно охарактеризовать следующими основными признаками:

——————————–

К примеру, ст. 3 Федерального закона “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей” вводит “принцип добровольности и равнодоступности”, который в соответствии со ст.

4 этого же Закона означает, что: а) в программе финансового оздоровления имеет право участвовать любой сельскохозяйственный товаропроизводитель, отвечающий требованиям закона; б) никто не может принудить должника к участию в программе против его воли.

Витрянский В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц: забота об интересах кредиторов // Закон. 1995. N 3. С. 100.

а) действие (бездействие) по собственному желанию, воле, в своем интересе. Этот критерий применим в отношении лиц как физических, так и юридических. Его хорошо раскрывает ст.

1 ГК (“Основные начала гражданского законодательства”), которая указывает, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Этот признак добровольности подчеркивается и в судебных постановлениях, в частности в актах Верховного Суда РФ о приватизации жилья .

Согласимся с такой позицией суда и признаем, что указанные критерии – основные для характеристики добровольности, а все остальные, о которых пойдет речь ниже, – по сути производные от них. Однако без них (производных) объяснить основные критерии вряд ли будет возможно.

——————————–

Источник: //legascom.ru/notes/515-dobrovolnaya-likvidatciya

Ликвидация предприятия в Подольске

Как осуществляется ликвидация предприятия без пайщиков?

В бизнесе все не просто: стремительный взлет и неожиданное падение, постоянные партнеры становятся рейдерами, мировой кризис заставляет искать более удобные формы собственности, а форс-мажорные обстоятельства вынуждают продать все активы. И это малая толика того, что может повлиять на принятие решения о ликвидации организационно-правовой формы деятельности.

Полная ликвидация ООО – процесс, требующий терпения

ГК РФ, согласно ст. 61-64, предусматривает процедуру полной ликвидации обществ с ограниченной ответственностью, опираясь на Федеральные законы «О государственной регистрации юридических лиц» и «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Законодатель дает четкие рекомендации по процедуре ликвидации этой негосударственной формы собственности, заставляя поэтапно проходить все организационные ступени. Согласно ст.20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», начало полной ликвидации наступает в момент принятия собранием пайщиков решения о прекращении деятельности.

Причин полной ликвидации много, в связи с чем налоговая инспекция назначает выезд своих специалистов по месту нахождения предприятия, чтобы участвовать в процедуре снятия с налогового учета.

С этого момента в Устав запрещается вносить какие-либо изменения и дополнения. Более того, закон устанавливает конкретный срок, когда в регистрирующий орган должно быть отправлено письменное уведомление о ликвидации общества.

3 дня есть у его участников, чтобы документ стал отправной точкой в создании ликвидационной комиссии, состав которой будет сформирован из представителей государства и собственников предприятия.

Ликвидационная комиссия немедленно приступает к своим обязанностям.

Первым ее шагом становится уведомление через СМИ о начале процедуры ликвидации компании с целью выявления претензий по долгам ООО. Все последующие действия направлены на удовлетворение претензий кредиторов, составление промежуточного ликвидационного баланса, изменение подписей генерального директора и главного бухгалтера в банках, где ООО открыло счета.

Наряду с этими действиями, происходит процедура увольнения работников предприятия и уведомление налогового органа о ликвидации. Вместе инспекцией по налогам, о ликвидации ООО в известность ставятся внебюджетные фонды и органы статистического учета.

После продажи имущества предприятия, погашения дебиторской и кредиторской задолженности, происходит согласование с вышеперечисленными фондами и Госкомстатом. Только после выполнения этих действий, ликвидационная комиссия распределяет оставшиеся средства или имущество между пайщиками.

Как только на счетах предприятия не осталось средств, происходит их закрытие. Если кто-то из пайщиков отказывается от имущества, оставшегося после ликвидации ООО, то его передача осуществляется Комитету по управлению имуществом. Такая передача осуществляется в случае, когда в качестве пая было внесено имущество, принадлежащее государству.

И только после выполнения такой длительной процедуры, происходит предоставление необходимого пакета документов в орган государственной регистрации для исключения из реестра ЕГРЮЛ, уничтожение всех печатей и штампов и снятие с учета в налоговой инспекции. Остается лишь получить свидетельство о том, что ООО ликвидировано.

Согласно п.6 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», « ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим свою деятельность, после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц».

Весь процесс, согласно действующему законодательству, не должен занимать менее 2 месяцев с момента появления объявления в СМИ о ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Обычно такая процедура длится около полугода¸ но в практике встречались случаи, когда ликвидация предприятия занимала несколько лет. В этом и кроется недостаток такого способа прекращения деятельности.

Положительные черты данного ликвидационного процесса в том, что предприятие имеет возможность расплатиться по долгам с государством и кредиторами и до своей полной ликвидации продолжать работать.

Реорганизации предприятия как один из видов ликвидации

Законодательство РФ определяет термин «слияние» предприятий, как создание новой организационно-правовой формы, а, следовательно, слияние, присоединение субъекта хозяйствования с подобными формами, происходит путем его ликвидации.

При этом поэтапно проходят следующие действия: общее собрание собственников принимает решение о реорганизации предприятия методом слияния, в трехдневный срок уведомляет об этом налоговую инспекцию, ставит в известность своих кредиторов, проводит общее собрание с лицами нового предприятия, на котором принимается новый устав, направить соответствующие документы в ЕГРЮЛ.

Такой способ ликвидации выгоден тем, что вместе с активами ликвидированного предприятия во вновь созданное юридическое лицо переходят и обязательства, и долги.

Недостаток такого способа ликвидации состоит в сборе огромного пакета документов, куда войдут не только паспортные данные и старых, и новых собственников и руководителей, справки из внебюджетных фондов и налоговой инспекции, но и бухгалтерские отчеты за последний период деятельности, выписки из ЕГЮЛ, новый пакет учредительных документов и протоколы собраний собственников.

Срок ликвидации такого предприятия составляет от трех до четырех месяцев.

Упрощенная процедура банкротства как вид ликвидации субъекта хозяйствования

Данный вид ликвидации основывается на двух нормативных актах: Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» и статье 65 Гражданского кодекса РФ.

Упрощенная процедура мало чем отличается от полной ликвидации, когда общим собрание принимается решение о прекращении деятельности, в известность о принятом решении ставится орган государственной регистрации по месту нахождения предприятия, создается ликвидационная комиссия, через СМИ происходит уведомление кредиторов и так далее.

Дополнение вносит лишь обращение в арбитражный суд от лица собственников паев и акций о признании хозяйствующего субъекта банкротом.

В случае положительного решения, проводится конкурс, на предприятие назначается временный управляющий для проведения полной инвентаризации имущества.

В процессе конкурса происходит взыскание дебиторской задолженности, требования кредиторов удовлетворяются в зависимости от очередности, архивируются документы и закрываются все счета, находящиеся в банках.

Временный управляющий уведомляет суд отчет, на основании которого выносится решение о ликвидации юридического лица. Выгода такого способа состоит в том, что происходит не только снятие с учета в налоговой инспекции без участия выездной комиссии и органа государственной регистрации, но и не требуются дополнительные выплаты.

Процедура ликвидации предприятий выгодна только тем, у кого перед бюджетом и третьими лицами существует большая сумма задолженности при отсутствии имущества, продажа которого покроет все долги.

Эти слова подтверждает пункт 9 статьи 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», где сказано, что требования кредиторов считаются погашенными, если не хватает имущества должника».

В противном случае, иск арбитражным судом будет не удовлетворен.

Самое важное, что по окончании конкурсного производства все требования кредиторов, не удовлетворенные в полной мере по причине недостаточности средств, после продажи имущества должника, считаются полностью погашенными.

При положительном сходе дела, срок ликвидации не займет не больше 5 месяцев.

Вопросы ликвидации предприятия не так просты, как кажутся на первый взгляд. Они требуют серьезного и продуманного подхода.

Позвоните нам и получите консультацию по выбору варианта ликвидации ООО в Подольске, который походит именно Вам. Поручив задачу закрытия предприятия любой организационной формы экспертам компании “ПРОФЕССИОНАЛ” в Подольске, вы убережете себя от ошибок и ненужных трат времени и средств.

Источник: //www.profi-podolsk.ru/likvidaciya-firm

Ликвидация юридического лица

Как осуществляется ликвидация предприятия без пайщиков?

10 сентября в 13:36 4205

1. Что такое ликвидация юридического лица

Ликвидацией юридического лица является прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Зачастую прекращение предприятием уставной деятельности по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг или возложенных на юридическое лицо функций воспринимается как ликвидация, однако это является заблуждением.

Свёрнутая хозяйственная или иная деятельность лишь одна из возможных причин для принятия решения о ликвидации и проведения ликвидационных мероприятий. Возможна ликвидация юридического лица, которое, как раз, вполне успешно осуществляет производственно-коммерческую деятельность или выполняет иные возложенные на него функции.

Юридическое лицо осуществляет не только финансово-хозяйственную деятельность, либо государственные, общественные, отраслевые или ведомственные функции, но также нанимает сотрудников и тем самым вступает с гражданами в трудовые правоотношения, владеет имуществом, имеет соответствующие обязательства по договорам, является налогоплательщиком и агентом по сбору налогов и иных обязательных сборов и взносов в бюджет и т.д.И, кроме этого, юридическое лицо с момента государственной регистрации (в настоящее время функции государственной регистрации вменены Федеральной Налоговой Службе РФ в лице налоговых органов на местах) числится на соответствующем государственном учёте в Едином Государственном Реестре Юридических Лиц (ЕГРЮЛ) вплоть до его исключения из указанного Реестра по соответствующему документу полномочного лица или органа.Иными словами, юридическое лицо может не иметь персонала, имущества, расчётных счетов, денежных средств, неисполненных договоров и обязательств, может не иметь ничего, даже документов, но при этом числиться в ЕГРЮЛ, а значит продолжать быть юридическим лицом, хотя и на бумаге, а следовательно иметь вытекающие из такого положения права, обязанности и ответственность юридического лица.

Юридическое лицо считается прекратившим своё существование с момента внесения записи о ликвидации этого юридического лица в ЕГРЮЛ.

2. Кто принимает решение о ликвидации юридического лица

Ликвидация юридического лица может осуществляться добровольно – по решению самого юридического лица, т.е. уполномоченных на такое решение учредительными документами (как правило, Уставом) органов.

Обычно Уставами, а в большинстве случаев и законодательством, возможность такого решения предусмотрена за высшим органом управления: для акционерных обществ – это общее собрание акционеров; для обществ с ограниченной ответственностью (ООО) – общее собрание участников и т.д.

Ликвидация – вопрос судьбоносный, поэтому решить его, допустим, руководитель предприятия не вправе (за исключением случаев, когда руководитель является собственником или сособственником руководимого им предприятия, но в таких случаях он выступает не как руководитель, а как акционер, участник, пайщик и т.д.).

В ряде случаев ликвидация предприятия руководителю может быть «полезна» или «выгодна», но не отвечает интересам его собственников.В то же время существует, по крайней мере, одна ситуация, когда руководитель предприятия вправе совершить на вполне законных основаниях действия, которые приведут к ликвидации предприятия.В частности, ст.

9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрена обязанность руководителя направить заявление о несостоятельности (банкротстве) в арбитражный суд в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких приводит к невозможности исполнения предприятием денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей в полном объёме перед другими кредиторами. Обосновать такой поступок не очень трудоёмко, если очень «нужно» руководителю предприятие ликвидировать. Согласия собственников в данной ситуации не требуется.

Как известно, чаще всего банкротство заканчивается ликвидацией предприятия. Таким образом, цель – ликвидировать предприятие, может быть достигнута в обход собственников предприятия.

Кроме предприятий юридическими лицами являются также государственные и муниципальные учреждения, решения о ликвидации которых, принимают вышестоящие государственные и муниципальные органы власти и управления.

Полномочия последних прописаны в соответствующих уставах: единообразия здесь нет, в некоторых случаях право ликвидировать учреждение предоставлено Главе Администрации района (Мэру города, Губернатору) или отраслевому органу управления (Министерству, Главному управлению, Управлению и т.д.), а в некоторых – представительному органу, например Законодательному собранию региона.

Иногда разграничение полномочий по принятию решений о ликвидации учреждений между исполнительной и представительной властью связано с размером активов (имущества) учреждения или иными подобными критериями.

Ликвидация предприятия также может быть помимо его (предприятия) воли, т.е. принудительная.
В этом случае соответствующее решение принимает арбитражный суд.

Такое решение принимается судом не по собственной инициативе, а по заявлению заинтересованных лиц, которое направляется в суд и на предприятие. В таком заявлении указываются причины, по которым следует предприятие ликвидировать.

Суд оценивает доводы, указанные в заявлении, и принимает соответствующее решение. Естественно, суд оценивает доводы и самого предприятия, если оно (предприятие) против своей ликвидации.

Введение в отношении предприятия в рамках процедуры банкротства конкурсного производства также является ликвидационной процедурой.Однако, если в отношении предприятия введено конкурсное производство, то это обстоятельство не означает однозначной ликвидации.

Конкурсное производство – это, как правило, конец истории предприятия, но не однозначный. В ряде случаев производство по делу о банкротстве может быть прекращено, а это означает прекращение и конкурсного производства.

Кроме этого, возможно заключение мирового соглашения с кредиторами, возможен также переход к внешнему управлению.

Что же касается ликвидации предприятия по решению суда не в процедуре банкротства, то это решение не может быть пересмотрено, за исключением случаев его явной ошибочности.

Т.е. принятие судом решения о ликвидации предприятия – это однозначный финал истории предприятия.

3. Почему возникает необходимость ликвидировать юридическое лицо

Причин для ликвидации великое множество, все их перечислить просто невозможно, да и необходимости такой нет. Важно лишь понять общие принципы.

При добровольной ликвидации – это, как правило, следующие:1) предприятие или учреждение выполнило уставные задачи, для которых оно было создано;2) продукция, работы, услуги предприятия не востребованы, деятельность не эффективна с точки зрения собственников, нет должной рентабельности, оборотов и т.д.

;3) собственник сворачивает деятельность по причинам личного характера: переезд в иную местность, страну и т.д., либо не имеет возможности контролировать предприятие должным образом, не может или не хочет им заниматься;

4) собственник намерен использовать имущество предприятия для иных целей и т.п.

Ещё раз замечу, что прекращение всякой деятельности предприятием не освобождает его от сдачи отчётности в налоговые, статистические и иные государственные органы: при отсутствии перспективы возобновления деятельности «бросать» предприятие невыгодно – будут штрафовать за не представление отчётности, а представлять отчётность – следовательно, нести затраты. При таком положении вещей также целесообразно провести ликвидационные мероприятия.

При принудительной ликвидации причинами могут быть следующие:1) предприятие ведёт деятельность, требующую лицензирования, без соответствующих лицензий и разрешений;2) предприятие не привело свои учредительные документы, в том числе это может касаться организационно-правовой формы, в соответствие с изменившимся законодательством в установленный для этого срок;

3) предприятие не прошло перерегистрацию в органах ФНС в соответствии с законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; и т.п.

4. Кто осуществляет ликвидацию юридических лицПри ликвидации юридического лица должен быть назначен ликвидатор или ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению предприятием.

Ликвидатора может назначить суд, если ликвидация осуществляется по решению суда. Суд может поручить учредителям провести ликвидационные мероприятия и назначить ликвидатора.

При банкротстве (конкурсное производство) ликвидационные мероприятия осуществляются конкурсным управляющим, к которому переходят все права руководителя предприятия.

5. Как при ликвидации решать вопросы по учёту кредиторской задолженности и расчётам с кредиторами

Ликвидатор (ликвидационная комиссия) выявляют кредиторов, уведомляют их о процедуре ликвидации, порядке и сроках предъявления требований.

С этой целью всем известным кредиторам направляется письменное уведомление и публикуется объявление в журнале «Вестник государственной регистрации».Требования кредиторов включаются в промежуточный ликвидационный баланс, здесь же отражаются сведения о стоимости имущества.

Промежуточный ликвидационный баланс показывает, в какой мере возможны расчёты с кредиторами.Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по специальной форме вместе с данным балансом представляется в органы ФНС по месту регистрации предприятия.

Расчёт с кредиторами осуществляется после реализации имущества (если денежных средств недостаточно) в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ.

6. Каким образом решаются вопросы с активами (имуществом, денежными средствами, подотчётными суммами и дебиторской задолженностью) при ликвидации юридических лиц

Ликвидатор проводит сплошную полную инвентаризацию денежных средств, имущества (движимого и недвижимого), обязательств и иных активов предприятия.Ликвидатор принимает меры к взысканию дебиторской задолженности.

Имущество реализуется на торгах в установленном законодательством порядке.

7. Издержки (расходы) при ликвидации юридического лица

Кроме расчётов с кредиторами при ликвидации необходимо капитализировать платежи для расчётов с лицами, получившими профессиональные заболевания на производстве, травмы и увечья, а также для расчётов с лицами по потере кормильца (при наличии случаев гибели сотрудников на производстве по вине предприятия).

К текущим расходам следует отнести расходы на оплату труда ликвидационной комиссии и привлечённых ею лиц (напр., сторожей).При ликвидации необходимо оплачивать текущие налоговые платежи (напр., налог на имущество, отчисления на фонд оплаты труда во внебюджетные фонды, НДФЛ) и т.д.

Отдельная статья расходов – оплата обработки и хранения архивных документов.

8. Как правильно провести ликвидацию своими силами

Закона о ликвидации юридических лиц нет, нормы, регулирующие ликвидацию, изложены в ГК РФ.Надо наметить план и действовать согласно ему, соблюдая указанные в Кодексе сроке.

Если такой возможности нет, лучше обратиться к профессиональным ликвидаторам.

При этом не стоит считать ликвидацией действия по перерегистрации предприятия с одного собственника на другого. В этом случае ловкие юристы «подставляют» новым владельцем бомжа или лиц из люмпен-пролетарской среды.

Предприятие в этом случае остаётся, а это чревато возможными проблемами в будущем, даже, если оно уже не ваше.

9. А что после ликвидации?

После исключения предприятия из реестра юридических лиц необходимо в органах ФНС получить соответствующее свидетельство. Это свидетельство обезопасит от претензий со стороны «вынырнувших» из небытия кредиторов, государственных, правоохранительных и иных органов, со стороны которых возможны претензии, требования и т.д.

Документы бухгалтерского и налогового учёта рекомендую хранить в течение 4-х лет после завершения ликвидации и исключения предприятия из Реестра.Документы по реализации имущества рекомендую хранить в течение 10-ти лет после исключения предприятия из Реестра.

Все документы по проведению процедуры ликвидации, если ликвидация осуществлялась по решению суда, необходимо сдать в соответствующий суд.

Олег Кратько,
арбитражный управляющий

Источник: //sibadvokat.ru/statiy/likvidatsiya-yuridicheskogo-litsa

Законовед
Добавить комментарий