Как определить степень вины участников в ДТП, если оба нарушили ПДД?

«Оба хороши»: обоюдная вина при ДТП — что делать в такой ситуации

Как определить степень вины участников в ДТП, если оба нарушили ПДД?

В законе об ОСАГО понятия «обоюдная вина» нет, но в ГИБДД под ним имеется в виду ситуация, когда оба водителя совершили нарушения правил, которые привели к ДТП.

Допустим, водитель глубокой ночью едет и внезапно врезается в машину, которая припаркована не по правилам. С одной стороны, первый двигался неосторожно, не учитывая тёмное время суток. С другой стороны, хозяин припаркованной машины также нарушил ПДД и является виновником.

Есть и ещё более редкие ситуации: когда сотрудники ГИБДД не могут понять, по чьей вине случилось ДТП, например, из-за противоречий в показаниях обоих участников — в таком случае делается вывод, что виновника установить невозможно.

Чаще всего попасть под «обоюдку» можно, нарушив пункт ПДД 10.1, в котором, в частности, говорится, что водитель обязан ехать со скоростью, при которой он контролирует дорожную ситуацию.

То есть если ДТП можно было предотвратить при помощи торможения, но водитель этого не сделал, его также могут посчитать виновником ДТП даже в том случае, если другой автомобиль явно нарушил правила. В таком случае виновность водителя, который нарушил пункт 10.1 должна быть установлена с помощью экспертизы.

Здесь есть видео-пример обоюдной вины: «Газель» не уступила дорогу машине, у которой было преимущество, а легковушка, в свою очередь, совершила обгон с нарушением ПДД.

Что делать, если виноваты оба

Наиболее чёткую позицию по «обоюдке» даёт постановление пленума Верховного суда, которое было выпущено в 2015 году: там говорится, что во-первых, лицо, которое обратилось за страховой выплатой, имеет право на её получение, а во-вторых, СК выплачивают компенсации в равных долях. 

Если из документов, составленных сотрудниками полиции, невозможно установить вину застрахованного лица в наступлении страхового случая или определить степень вины каждого из водителей – участников дорожно-транспортного происшествия, лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на ее получение.

В таком случае страховые организации производят страховые выплаты в равных долях от размера понесенного каждым ущерба (абзац четвертый пункта 22 статьи 12 Закона об ОСАГО).

Страховщик освобождается от обязанности уплаты неустойки, суммы финансовой санкции, штрафа и компенсации морального вреда, если обязательства по выплате страхового возмещения в равных долях от размера понесенного каждым из водителей – участников ДТП ущерба им исполнены.

— Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС”

Комментирует страховой эксперт Insurance Team Михаил Михеев:

В моей практике случаев, когда страховая отказывала в выплате при обоюдной вине, не было. Но были случаи, когда сами клиенты не знали своих прав и не обращались за компенсациями при ДТП при «обоюдке», считая, что им ничего не полагается по закону.

А вот если кто-то из участников ДТП с таким решением не согласен — тогда вопрос уже будет решаться через суд:

В случае несогласия с такой выплатой лицо, получившее страховое возмещение, вправе обратиться в суд с иском о взыскании страхового возмещения в недостающей части.

При рассмотрении спора суд обязан установить степень вины лиц, признанных ответственными за причиненный вред, и взыскать со страховой организации страховую выплату с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых застрахована.

Обращение с самостоятельным заявлением об установлении степени вины законодательством не предусмотрено.

— Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС”

В суде будет определяться степень вины каждого участника ДТП. Здесь особую важность будет иметь обоснованность доводов, которые представит каждая из сторон в свою пользу, будут учитываться выводы всех проводившихся экспертиз и т.п.

Далее: если водитель виновен на 60% согласно постановлению суда, тогда ему причитается 40% от суммы понесённого ущерба. В этом случае водитель, получив ущерб на 100 тысяч рублей, 60 тысяч будет вынужден оплатить из собственных средств.

Если у водителя есть полис КАСКО, то здесь ситуация упрощается:

Для урегулирования события по КАСКО не важна степень виновности водителей, ответственность страховой компании составит 100%. Водителю ничего не придется доплачивать, компенсация будет произведена по принципу «новое за старое».

Однако при продлении договора будет применяться один из поправочных повышающих коэффициентов.

— Михаил Михеев

В итоге

Таким образом,  схема поведения в такой ситуации будет следующей: сначала попытаться решить вопрос через страховую и лишь затем идти в суд (если СК отказывается выплачивать компенсацию по «обоюдке» или если водитель не согласен с выплатой 50 на 50).

Если дело доходит до суда, очень важно привести убедительные доводы в свою пользу — для этого пригодятся фотографии и видео с места ДТП, показания свидетелей (о том, что важно сделать до, во время и после оформления ДТП, мы рассказывали здесь: 1 и 2).

Обладателям полиса КАСКО в случае обоюдной вины волноваться за компенсацию не нужно — страховая выполнит свои обязательства без доплат со стороны автовладельца.

Однако при продлении стоимость полиса будет дороже — страховая компания применит поправочный коэффициент.

Источник: https://www.ins-team.ru/news/oba

Обоюдная вина при ДТП: выплаты страховой по ОСАГО, кто кому должен при обоюдке

Как определить степень вины участников в ДТП, если оба нарушили ПДД?

Страховка ОСАГО предусматривает возмещение ущерба, причиненного при ДТП застрахованным лицом. Однако бывают ситуации, когда ущерб причинен по обоюдной вине двух участников дорожного движения. Когда такое возможно? Как оформлять документы в этом случае? Попробуем разобраться в этом вопросе.

В каких случаях признается обоюдная вина водителей в дтп

практически все аварии на дорогах происходят из-за того, что какое-то лицо нарушило пдд. однако возможны ситуации, когда дтп произошло из-за того, что неправильно действовали все его участники. именно в этом случае вина признается обоюдной.

здесь возможны следующие ситуации:

  1. оба водителя признаются виновными в дтп, их обоих привлекают к административной ответственности. здесь сотрудники гибдд оформляют протокол и выносят постановление в отношении каждого из участников дтп.
  2. стороны оформили дтп по “европротоколу”, согласившись, что оба водителя виноваты в случившемся.
  3. установить вину невозможно. как правило, здесь идет речь о дтп с небольшим ущербом для машины (например, водитель оставил машину на стоянке, а вернувшись, обнаружил помятое крыло, но кто конкретно его задел при парковке – неизвестно).

обоюдная вина не означает равной гражданской ответственности и равного права на возмещение.

когда нарушение пдд не приведет к обоюдной вине

однако необходимо помнить: даже тот факт, что обе стороны нарушили пдд, не означает, что в итоге их вина окажется обоюдной. для определения, из-за кого был причинен вред, важна причинно-следственная связь между нарушением пдд и причиненным вредом. здесь можно привести два классических примера:

  • столкновение на трассе. водитель иванов превысил скорость, водитель петров ехал с выключенными фарами. если бы иванов придерживался нормы скоростного режима, петров успел бы разъехаться с ним, но если бы петров включил свет – иванов заметил бы его и сбавил бы скорость на пересечении дорог. здесь вина обоих водителей будет обоюдной.
  • снова столкновение, но иванов ехал на красный свет, а петров не пристегнул ремень, номера у него были ржавые и нечитаемые, а осаго на этот месяц было уже не действующим. есть ли нарушение пдд со стороны петрова? однозначно да. есть ли связь между этим нарушением и случившейся аварией? так же однозначно нет: даже если бы петров пристегнулся, поменял вовремя номера и купил свежий полис осаго – это не помогло бы ему избежать столкновения.

когда явно не нарушив правила можно оказаться виноватым

водителю следует иметь в виду, что бывают случаи, когда явно не нарушив правила, можно в итоге оказаться виновным в дтп. здесь речь идет прежде всего о п. 10.1 пдд.

он гласит, что двигаться надо с той скоростью, которая позволяет контролировать ситуацию на дороге и допускает возможность торможения и остановке.

легко увидеть, что этот пункт является оценочным, зависящим от опыта вождения и скорости реакции человека, о конкретных параметрах скорости не сказано ничего – они лишь должны не превышать установленные ограничения.

именно поэтому водитель, который не смог затормозить, хотя такая техническая возможность у него была, все равно считается виновником дтп, даже если при этом строго соблюдал пдд в каждом пункте.

как оформлять дтп при “обоюдке”

Порядок оформления ДТП в том случае, если оно произошло по вине обоих водителей, будет стандартным. Если на место вызываются сотрудники ГИБДД, необходимо сделать следующее:

  1. Заглушить двигатель и остановить машину. Передвигаться на ней до окончания оформления документов и покидать место аварии категорически запрещено. Исключение – если машина парализует проезд и нужно освободить дорогу другим автомобилям, либо когда надо срочно доставить к медикам пострадавших, а дождаться “скорой” нет возможности.
  2. Вызвать инспектора ГИБДД по телефону.
  3. До его приезда – самостоятельно зафиксировать (например, с помощью фото- или видеосъемки) место расположения машины, следы повреждений, траекторию движения и т. д. Эти материалы пригодятся в случае суда.
  4. Постараться найти свидетелей аварии и уговорить их остаться на месте до приезда инспектора. Если такой возможности нет – записать их имена и контактные данные.
  5. После того, как сотрудники ГИБДД прибыли, необходимо сообщить им о всех обстоятельствах ДТП и передать данные свидетелей.
  6. Получить на руки копию протокола о ДТП. С 20 октября 2017 года справки на руки больше не выдаются.

Если же ущерб незначителен, спора о вине нет, а из людей никто не пострадал, то можно провести оформление по “Европротоколу”. В этом случае можно вызвать на место ДТП аварийного комиссара (независимого или от страховой компании, где заключался договор ОСАГО) и действовать по его указаниям.

Также можно оформить документы и самостоятельно. Для этого нужно на бланках извещений описать обстоятельства аварии, зарисовать схему ДТП и указать данные обоих водителей. После того, как извещения будут подписаны обеими участниками, документы можно передавать в страховую за возмещением ущерба.

В чью страховую обращаться при обоюдной вине

при обычном дтп необходимо обращаться за возмещением в ту ск (страховую компанию), где виновник приобретал полис. но как быть, если виновников двое? здесь возможны следующие варианты действий:

  • проще всего, если оба участника застраховались в одной ск. им обоим нужно обратиться именно туда.
  • если полисы приобретены в разных компаниях, каждый из участников обращается в ск второй стороны.
  • если же у одного из участников нет полиса осаго или же страховка просрочена, то обращаться надо в ту ск, договор с которой еще действующий. но в этом случае возмещение с незастрахованного участника придется взыскивать уже через суд в гражданско-правовом порядке.

как рассчитывается размер возмещения

возмещение рассчитывается в зависимости от степени вины каждого из участников в дтп. здесь возможны следующие варианты:

  1. если нет никаких документов, подтверждающих различную степень виновности водителей, вина по умолчанию считается равной. в этом случае каждому из участников будет возмещено 50% от ущерба. это наиболее распространенный вариант.
  2. если установлена различная степень вины (например, решением суда), то выплаты производятся пропорционально степени вины каждого из водителей. например, если определено, что иванов виноват в дтп на 70%, а петров на 30%, то иванов получит 30% возмещения, а петров – 70%

точный же размер возмещения может определяться:

  • специалистом ск. но нужно помнить, что они склонны занижать размер ущерба, чтобы уменьшить выплаты.
  • независимым экспертом-оценщиком. важно при этом известить ск о том, что будет проводиться экспертный осмотр, и пригласить их сотрудника поучаствовать в процедуре. если этого не сделать, ск имеет полное право отказаться принимать во внимание заключение эксперта.

можно ли выбрать способ возмещения

законодательство об осаго предусматривает два варианта того, как будет возмещен ущерб от дтп:

  1. выплата соответствующей суммы (с учетом заключения эксперта и степени вины застрахованного лица).
  2. направление автомобиля на ремонт в компанию, у которой есть соответствующий договор с ск, при этом страховщик частично оплачивает стоимость работ в пределах установленной суммы.

с марта 2017 года выбор остается за ск. владелец поврежденной машины имеет право указать в заявлении, каким способом он хотел бы получить возмещение, но окончательное решение будет принимать страховщик. единственное исключение – это если в ск обращается инвалид: ему законно об осаго прямо разрешает выбирать форму возмещения.

тем не менее, есть случаи, когда выплата вместо ремонта прямо предусмотрена законом:

  • если планируемый ремонт продлится свыше 30 дней. превышение этого времени чревато тем, что пострадавший при дтп будет получать неустойку (0,5% от суммы возмещения за каждый день просрочки).
  • если мастерская находится от места, где произошло дтп или проживает пострадавший, дальше чем на 50 км.
  • если машина новая (менее 2 лет), а ск не имеет договора с официальным дилером конкретно этой марки.
  • машина не подлежит восстановлению (“тотальное повреждение”).
  • есть погибшие или раненые при дтп.

многие водители уверены, что при оформлении по “европротоколу” положены только деньги. на самом деле это не так: способ возмещения не зависит от того, каким образом было зафиксировано дтп.

процесс получения выплаты

чтобы получить возмещение, пострадавшему при дтп необходимо предпринять следующие действия:

  1. уведомить ск об аварии. срок для этого – 15 дней при оформлении в гибдд, 5 дней – при “европротоколе”. однако чтобы соблюсти это требование, достаточно направить извещение, остальные документы (например, заключение независимого оценщика) можно прислать и позднее.
  2. передать в ск все необходимые документы. их точный перечень зависит от обстоятельств дтп (например, если есть пострадавшие – потребуются копии меддокументации). если ск недостаточно документов, она в течение 3 дней с момента получения пакета вправе затребовать недостающие у пострадавшего.
  3. компания принимает пакет документов, производит осмотр и экспертизу повреждений машины и принимает решение о выплате или отказе в ней. срок на это – 20 дней за вычетом праздников и нерабочих дней.
  4. решение ск в письменном виде доводится до потерпевшего.

что делать, если страховая компания отказывает в выплате

если ск необоснованно отказала в возмещении ущерба, пострадавшему нужно действовать так:

  • составить претензию, в которой нужно указать, почему решение ск необоснованно и незаконно. это необязательный шаг, но он позволит в дальнейшем увереннее чувствовать себя в суде. в претензии указывается срок, который дается на рассмотрение. он не установлен законом, поэтому указывать надо исходя из своих соображений о разумности.
  • если по истечении претензионного срока ответа нет либо получен повторный отказ – составить иск и обратиться в суд. заявление подается по месту, где находится филиал ск, выдавший полис осаго.

как доказать обоюдную вину в суде

При определении обоюдности и степени вины часто возникают споры, требующие судебного разбирательства. Точного алгоритма действий дать невозможно: каждый случай индивидуален. Однако в общих чертах действовать заинтересованное лицо должно следующим образом:

  • Получить на руки документы от ГИБДД.
  • Обратиться с жалобой в суд в порядке, установленном процессуальным законодательством.
  • В суде подтвердить свою позицию с помощью доказательств. Ими могут быть показания свидетелей, заключения экспертов (трассологов, автотехников, и т. д.), справки из гидрометеоцентров о погодных условиях в момент ДТП в конкретном месте и т. д. Как доказательство может использоваться все, что прямо не запрещено законом.
  • Получить на руки судебное решение, где вина будет признана обоюдной с указанием степени виновности каждого участника. Если же решение не устроило – его можно обжаловать в вышестоящий суд.

Как вести себя в суде

Во время судебного заседания пострадавшему следует:

  1. Вести себя спокойно, уверенно и корректно.
  2. Предъявлять доказательства, требуя внесения их в протокол, а для документов – приобщения к делу.
  3. Заявлять ходатайства о вызове в заседание свидетелей и экспертов (если нужны пояснения к заключениям).
  4. Пользоваться иными процессуальными возможностями.

Поскольку судебный процесс – вещь для неподготовленного человека достаточно сложная, лучше всего обратиться к адвокату или юристу, работающему по делам о ДТП.

Если никто не обращался в суд

Следует помнить, что СК не занимается определением, кто виноват в ДТП и какова степень вины. По закону она и права-то такого не имеет. Поэтому если нет на руках судебного решения – вина по умолчанию считается равной. В этом случае СК выплатит каждой из сторон ровно по 50% от возмещения, если участников трое – то по 33% и т. д. Чтобы изменить пропорцию, решение суда нужно позарез.

Если участники обжаловали постановление в суде

Если постановление по административному делу о ДТП было обжаловано (законодательство дает такое право), СК имеет полное право отказать в выплате до момента, когда рассмотрение жалобы будет закончено. Поэтому здесь нужно просто ждать.

Что, если два участника ДТП виноваты, а третий невиновен

Возможна ситуация, когда в ДТП участвовали трое, но авария произошла по вине лишь двух из них, а третий пострадал “за компанию”. В этом случае выплаты будут произведены так:

  • Невиновный получит 100% возмещения.
  • Виновные – обратно пропорционально степени их вины (если нет решения суда – то по 50% каждый).

Если один без страховки

ОСАГО применяется лишь в тех случаях, когда у виновного есть полис. Если же один из водителей не был застрахован, возмещение будет проведено так:

  • Не имеющему полиса нужно обратиться в СК второго участника.
  • Застрахованному лицу обращаться надо сразу же в суд. Если нет у виновного полиса ОСАГО – ущерб возмещается в гражданско-правовом порядке.

Прямое возмещение убытков (ПВУ) в выплате по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

ПВУ применяется в случае, если одновременно соблюдены два условия:

  1. Вред причинен только машинам.
  2. У всех участников ДТП есть полисы ОСАГО.

В этом случае потерпевший может обратиться в СК не виновника, а свою. Компания в свою очередь возмещает ему ущерб согласно степени вины, а затем взыскивает эту сумму с СК второго участника.

Заключение

Если в ДТП виновны все участники, это не лишает их права на возмещение. Однако сумма выплат или стоимость ремонта будет ограничена. Если же СК отказывает в выплате, ее решение можно обжаловать в суде.

ПредыдущаяСледующая

Вам также может понравиться

Источник: https://strahovanie.guru/osago/deystviya-pri-dtp-po-osago/vyplaty-po-osago/osago-pri-oboyudnoy-vine.html

Обоюдная винапри ДТП: кому положенавыплата по ОСАГО?

Как определить степень вины участников в ДТП, если оба нарушили ПДД?

Практика показывает, что при ДТП с обоюдной виной сложнее получить выплату по ОСАГО. Страховые компании повсеместно направляют автовладельцев в суд, чтобы судебные органы установили степень вины каждого участника. Законные ли подобные требования?

Бывает, что дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с двумя машинами происходит по вине обоих водителей.

Фиксируются нарушенные каждым из них пункты Правил дорожного движения (ПДД), на каждого оформляется «Протокол» или «Определение». С одной стороны, участники «сами виноваты» в случившемся инциденте.

А с другой – оба автолюбителя являются потерпевшими. В такой ситуации закономерно каждому из них рассчитывать хотя бы на частичное возмещение ущерба.

Но с точки зрения страховых компаний всё не так просто. Потерпевший и виновник в одном лице часто вызывает вопросы у специалистов по урегулированию убытков. Мало того, что за выплатой обращается один из «инициаторов» дорожного инцидента.

Так ещё и не ясно, на какое возмещение он может рассчитывать в данной ситуации. Далеко не всегда «вклад» нарушителей в произошедшее ДТП одинаков, но полиция не устанавливает степень вины участников.

А страховая компания тем более не обладает полномочиями для этого.

В «Законе об ОСАГО» есть позиция, призванная регламентировать описанные случаи (п. 22 ст. 12). В ней сказано, что выплаты при «обоюдке» производятся «с учетом установленной судом степени вины лиц».

Казалось бы, эта фраза «расставляет все точки над i».

Но в том же пункте указано, что «если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена», страховые компании платят «в равных долях».

Такая формулировка вызывает разночтения. Степень вины водителей может быть не установлена судом при разных обстоятельствах:

  1. Судебные органы по каким-то причинам не смогли определить степень вины участников ДТП в процессе разбирательств.
  2. Автовладельцы не обращались в судебные органы, поэтому степень вины не была установлена.

Обе эти позиции в целом подходят под указанную фразу «Закона об ОСАГО», но у каждой из них есть свои сторонники. Кто-то говорит, что отсутствие обращения в суд в данном контексте формулировалось бы слова «судом не устанавливалась». А формулировка «судом не установлена» означает, что суд всё же пытался установить степень вины.

Таким образом, судебные разбирательства при обоюдной вине предусмотрены по закону, поскольку иных вариантов не оговаривается.

Другие утверждают, что здесь предполагается обязанность страховых компаний возместить половину ущерба без необходимости обращения автовладельцев в суд.

В качестве аргумента, в том числе, используется перечень документов для выплаты. Он установлен Правилами, которые не предусматривают возможность для компаний требовать какие-то дополнительные бумаги.

И ничего похожего на судебное решение в данном перечне не фигурирует.

Казалось бы, объяснить правила игры должны основные контролирующие структуры в области ОСАГО , а именно Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако возникает впечатление, что данные организации сами не имеют чёткого представления о правильном алгоритме действий при «обоюдке».

В частности, в июне 2019 года при телефонной консультации представитель Банка России не смог дать ответа на соответствующий вопрос. Оператор пояснил, что подобной информацией Центробанк не обладает. Для получения разъяснений было рекомендовано обратиться в РСА.

Сотрудник РСА по телефону горячей линии пояснил, что при обоюдной вине водителей выплата осуществляется на усмотрение компании.

И если страховщик отказывается оплачивать 50% ущерба, необходимо обращаться в суд. Нарушением подобная позиция страховой организации не является.

В то же время руководитель Представительства РСА в СЗФО в переписке по электронной почте не был столь однозначен. В своём ответе он сослался на позицию Верховного Суда, которая не соответствует информации, полученной по телефону.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) от 29 января 2015 г. № 2, действительно, содержит достаточно чёткие разъяснения. Пункт 21 устанавливает, что при обоюдной вине участников ДТП:

  1. Лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на её получение.
  2. Страховые организации производят страховые выплаты в равных долях.

То есть, каждому из автовладельцев причитается половина от полученного ущерба. Если страхователь не согласен с такой ситуацией, он может обратиться в суд для взыскания дополнительной компенсации.

Судебные органы определяют степень вины участников происшествия, после чего взыскивают недостающую сумму со страховщика. Если, конечно, решение оказалось в пользу истца. Однако никаких штрафных и прочих финансовых санкций к компании в этом случае уже не применяется.

Итак, что в результате получается? Пожалуй, позиция ВС РФ должна позитивно восприниматься автолюбителями. При взаимном нарушении ПДД в момент ДТП, впоследствии не нужно тратить время на длительные судебные тяжбы для получения хоть какой-то выплаты.

Заявитель вправе требовать частичную компенсацию по калькуляции с учётом износа или отремонтировать автомобиль по направлению страховой компании, доплатив необходимую сумму (при двух участниках – 50%). Но на практике страховщики в большинстве подобных ситуаций отказываются урегулировать убыток.

Автовладельцам предлагается обратиться в суд для установления степени вины.

В иных случаях нарушений своих прав страхователи нередко обращаются в надзорные органы с жалобами на действия страховой организации. Но здесь приходится сомневаться в помощи соответствующих компетентных структур.

Центробанк и РСА пока не могут похвастаться чёткой позицией по данному вопросу. Можно, конечно, попробовать «убедить» страховщика в досудебном порядке, используя «нормативные» аргументы.

Однако если эта затея не увенчается успехом, для решения вопроса придётся привлекать судебные органы.

Какой толк от Постановления Пленума ВС РФ, если для применения его позиций всё равно необходимо обращаться в суд? Неисполнение страховщиком обязанности по оплате 50% ущерба при «обоюдке» является нарушением.

Верховный Суд недвусмысленно говорит об этом. А значит, страхователь может претендовать на предусмотренные законодательством финансовые санкции в свою пользу. Возможно, со временем этот факт наведёт порядок в практике урегулирования подобных страховых случаев.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_obojudnaya_vina

Обоюдная вина при ДТП и возмещение ущерба по ОСАГО

Как определить степень вины участников в ДТП, если оба нарушили ПДД?

Нередко аварии на дорогах случаются в результате неправильных действий не только одного водителя. Такие случаи квалифицируются как ДТП по обоюдной вине. Тогда в отношении каждого виновника выносится отдельное постановление о правонарушении.

Расследование любого ДТП завершается, как правило,  одним из следующих результатов:

  1. Виновником происшествия признаётся один из участников аварии. В этом случае другой участник будет пострадавшей стороной, и он имеет право рассчитывать на компенсацию ущерба по ОСАГО в установленном законом порядке.
  2. Группа разбора ГИБДД прекращает расследование и выносит соответствующее постановление о закрытии дела в связи с невозможностью определения виновника происшествия или установления истинной картины ДТП вследствие противоречивых показаний свидетелей и отсутствием материалов объективного наблюдения. Если участники ДТП не согласны с официальным решением инспекции, то дальнейшее разбирательство возможно в судебной инстанции.
  3. Виновниками дорожного происшествия признаются оба участника, и каждому из них предъявляется постановление о правонарушении и протокол происшествия.

Многие автолюбители ошибочно полагают, что виновника аварии определяет инспектор ГИБДД, прибывший на место и составляющий протокол ДТП. На самом деле это не так.

Основная функция и задача сотрудников ДПС по прибытии на место происшествия – это подробная фиксация деталей с целью объективного определения причин ДТП, сопутствующих факторов и последствий аварии. А определение виновника и степени его вины относится к полномочиям судебного органа.

 Если причиной обоюдного ДТП послужили нарушения правил обоими участниками, то их вина очевидна, но определение степени вины каждого водителя является прерогативой суда.

Особенности толкования «обоюдной вины»

Обоюдная вина в ДТП на дороге может быть как реальной, так и кажущейся.

Бывает, что водитель допустил нарушение правил, но в происшедшем столкновении он не виноват. Рассмотрим, к примеру, два реальных случая из судебной практики аварий по обоюдным ДТП:

  1. Водитель выехал в город на машине, на которую не оформлена страховка по ОСАГО, нарушив тем самым требование п.2.1.1 ПДД. Подъехав к перекрёстку, он остановился на стоп-линии, так как светофор замигал и переключился на красный свет, но на него сзади наехал грузовик. В данной ситуации различные нарушения ПДД совершили оба водителя, но виновен в столкновении только водитель грузовика, который не соблюдал нужную дистанцию, поэтому фактически здесь в ДТП нет обоюдной вины. В этом случае виновником происшествия будет определён с большой долей вероятности водитель грузовой машины, а пострадавшим будет первый водитель.
  2. Точно такой же случай из судебной практики, только нарушение пострадавшего состояло в том, что он оказался пьяным за рулём. Нарушителями ПДД, как и в первом случае, признаны оба водителя. Но виновником ДТП признан наехавший сзади водитель из-за несоблюдения требуемой дистанции. Пьяный водитель признан пострадавшим, но виновным в управлении транспортом в нетрезвом состоянии, за что привлечён к выплате штрафа и временному лишению водительских прав. На восстановление автомобиля он получил страховку по ОСАГО от страховой компании виновника аварии.

К сожалению, существует много нюансов в толковании случаев дорожных происшествий по обоюдной вине и последствий по страховым выплатам.

В практике судебного разбирательства были и такие случаи, когда страховое возмещение выплачивалось обеим сторонам в полном объёме на том основании, что в положении по ОСАГО не предусмотрено сокращение страховой компенсации в зависимости от установленной степени виновности участника ДТП, случившегося по обоюдной вине.

Если в дорожной аварии существуют какие-то признаки обоюдки, то участникам следует особо внимательно отнестись к оформлению протокола сотрудниками ГИБДД, чтобы в нём были отмечены все детали ДТП, свидетельствующие о виновности противной стороны. Не стесняйтесь обращать внимание инспектора на обстоятельства, которые были упущены в протоколе или схеме аварии.

Может быть и так, что один из участников ДТП, осознавая свою вину и надеясь возместить причинённый ущерб за счёт страховой компании, признаёт свою виновность.

Однако в дальнейшем, когда выясняется, что размер ущерба превышает максимальную сумму страховки ОСАГО и ему придётся оставшуюся часть компенсировать пострадавшему из своего кармана, он передумывает брать вину на себя и обращается в страховую фирму с заявлением, что в аварии имеется факт обоюдной вины.

Тем самым страховой компании предоставляется возможность сократить или отменить выплаты, которой она обязательно воспользуется и приостановит процесс компенсации ущерба потерпевшему до завершения рассмотрения дела в суде.

Если на суде адвокат докажет, что имело место обоюдная вина участников, то первоначальный потерпевший не сможет рассчитывать на возмещение ущерба со стороны страховой компании, а первоначальный виновник аварии  освободится от обязанности выплачивать компенсацию пострадавшему из своего кармана.

Как нужно доказывать обоюдную виновность в ДТП

Как было указано выше, степень вины каждого участника дорожного происшествия определяется судом в процессе рассмотрения дела по иску потерпевшего о возмещении причинённого ущерба.

При этом в качестве ответчика нужно привлечь не только виновного в ДТП водителя, но и его страховую компанию, которая должна выплачивать компенсацию.

В иске отразите просьбу в определении степени вины ответчика.

В ходе разбирательства на судебных заседаниях нужно проявлять активность, основывая свои аргументы конкретными пунктами Правил и статей законов. Свою версию дорожного происшествия обоснуйте материалами объективного наблюдения и свидетельскими показаниями. При этом свидетели аварии должны быть зарегистрированы в протоколе ДТП.

Если заявитель не имеет большого опыта участия в судебных разбирательствах, то ему лучше обратиться за помощью к адвокату , который поможет с построением грамотной и обоснованной тактики поведения на судебных заседаниях для достижения максимально выгодного результата. Возможно, что потребуется проведение специальной экспертизы для объективной оценки состояния пострадавшего автомобиля и размера причинённого ущерба. На основании экспертной оценки устанавливается размер страховых выплат.

Страховые выплаты при обоюдной вине

При установлении обоюдной вины в ДТП выплата страховки производится пропорционально степени вины данного участника происшествия по  решению суда. Чем больше вина человека, тем на меньшую долю возмещения он может претендовать.

Таким образом, если степень вины в аварии не одинакова, то менее виноватому участнику стоит обратиться в суд для официального установления этой разницы, иначе страховая фирма разделит установленную сумму страховых выплат поровну между обоими участниками по 50% каждому.

В действующем российском законодательстве не регламентированы вопросы о порядке выплат по компенсации ущерба при обоюдном ДТП, поэтому страховые фирмы по-своему решают эти проблемы, руководствуясь своими интересами. При этом обычно применяются следующие варианты их реализации:

Выплачивают обоим участникам ОСАГО – виновникам ДТП по 50% полученного ущерба. Страховщики исходят из того, что если нет возможности точно определить степень виновности каждого участника, то они считаются равными, т.е. размер возмещения ущерба делится поровну. Доказательство неравности вины участников обоюдного ДТП при недостатке фактической информации является достаточно сложным процессом.

Выносят решение об отказе в выплате компенсации обоим участникам происшествия на основании невозможности определения степени их виновности в аварии. Неправомерность такого решения очевидна, оно осознается и страховой фирмой, но принимается с тем расчётом, что потерпевшие-виновники просто не захотят впутываться в судебное разбирательство, требующее от них дополнительных финансовых расходов.

Однако закон устанавливает (ГК РФ ст.1083 ч.2) зависимость размера возмещения ущерба потерпевшему от степени его вины в случившемся происшествии.

Теоретически это принимается в расчёт судебными органами при проведении разбирательства, однако практически установить обоснованную фактами истинную меру вины потерпевших очень сложно.

Поэтому суды нередко следуют по упрощённому пути – определяют равную долю в компенсации ущерба.

Но бывает и так, что искушённые адвокаты добиваются своих целей и достигают других решений суда в распределении процентного соотношения размера компенсации участникам аварии – 90/10, 80/20 и т.д. Однако на практике редко кто из виновников-потерпевших выражает готовность идти до конца и бороться за более выгодное для себя решение суда.  Особенно, когда вопрос касается не очень больших сумм.

Большинство таких потерпевших участников аварии по обоюдной вине предпочитают гарантированную «синицу в руках» далёкому «журавлю в небе» и безропотно соглашаются на встречное предложение страхователя о выплате 50-процентной компенсации обеим сторонам. Таким образом, наличие обоюдной вины в дорожном происшествии на руку страховой фирме, так как неразбериха в правовом урегулировании этого вопроса даёт ей возможность маневрирования в принятии выгодных для себя решений.

Худший поворот событий для участников аварии – это невозможность получения компенсации ущерба по ОСАГО в связи с тем, что суд не может принять решение о конкретном виновнике происшествия или установить обоюдную вину по следующим причинам:

  • отсутствие достаточных фактов для принятия обоснованного решения о виновнике ДТП;
  • отсутствие объективных материалов об обстоятельствах происшествия или отсутствие свидетельских показаний, проясняющих истинную картину аварии;
  • кардинальные противоречия в объяснениях участников ДТП.

В таком случае им остаётся надеяться только на КАСКО, если соответствующее страхование было оформлено.

С 27.04.2017 года вступили в действие дополнения и изменения в Закон об ОСАГО, согласно которым установление обоюдной вины в ДТП позволит потерпевшему получить денежную компенсацию вместо восстановления повреждённой автомашины в сертифицированной станции техобслуживания. При этом сумма денежной компенсации зависит от степени износа автомобиля.

Если же пострадавший автовладелец решит восстанавливать машину в СТО страховой фирмы, то часть ремонта ему придётся оплачивать самому в зависимости от степени вины.

Например, если стоимость восстановления оценена в 40 000 рублей, а вина сторон установлена одинаковой, то бесплатно ему будет оказана только половина этих услуг, а оставшуюся часть в 20 000 рублей он доплачивает  из своего кармана.

Это решение более выгодно для потерпевшего в ДТП с обоюдкой, так как при получении возмещения деньгами он получит сумму, равную 50% ущерба, дополнительно уменьшенную на определенную величину с учётом износа автомобиля.

Как получить страховку?

Если оба участника ДТП с обоюдной виной согласны с решением страховой компании о выплате половинной доли ущерба или восстановлением повреждённых машин в СТО с оплатой половины стоимости ремонта, то им можно обойтись без судебного разбирательства.

Особенно это актуально, когда дело касается небольших размеров причинённого повреждения.

Тогда им можно обращаться к страховщику сразу после получения на руки необходимых документов в ГИБДД, где указаны допущенные нарушения каждой стороны, и получить причитающиеся деньги или обслуживание в установленные сроки.

Если же один из участников аварии не согласен с распределением выплат пополам, то ему следует:

  • довести до сведения страховой компании о происшествии и своём несогласии на половинную выплату компенсации;
  • обратиться в суд с заявлением об установлении меры виновности участников ДТП и дождаться решения;
  • получить положенное по решению суда возмещение пропорциональное степени своей вины.

При этом учитывайте, что судебные разбирательства занимают длительное время (до нескольких месяцев) и нет гарантии, что он удовлетворит требование истца. Поэтому обращение в суд целесообразно в тех случаях, когда:

  • ГИБДД не определила виновника аварии;
  • вина одного из участников очевидно и явно превалирует над виной другого водителя;
  • значительный размер причинённого ущерба, когда получение максимально возможной компенсации играет большую роль.

Если страховая компания отказывает в выплате компенсации участникам аварии, ссылаясь на обоюдную вину, не предъявляя других законных оснований, то им нужно подать жалобу на данное решение в досудебном порядке, а затем при повторном письменном отказе подавать иск в суд.

Источник: http://avtomotoprof.ru/zakon-i-voditel/oboyudnaya-vina-pri-dtp/

Обоюдная вина при ДТП по ОСАГО

Как определить степень вины участников в ДТП, если оба нарушили ПДД?

Обоюдная вина при ДТП возникает у водителей довольно часто. Особенные сложности обоюдная вина приносит при попытке получить выплату по ОСАГО.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в России практически не осуществляются.  В очень редких случаях страховая компания может заплатить небольшой процент от стоимости ущерба при обоюдной вине.

1. Что такое обоюдная вина при ДТП?

Обоюдная вина в ДТП означает, что причиной ДТП явились виновные действия водителей, которые в нем участвовали. Обычно, обоюдная вина возникает при случае, когда в ДТП участвовали два транспортных средства, водители каждого из которых нарушили ПДД РФ.

2. Каковы действия ГИБДД при обоюдной вине участников ДТП?

В случае, если ДТП совершено при обоюдной вине водителей, ГИБДД обычно устанавливает факт нарушения Правил Дорожного Движения РФ каждым из участников. Например, одному участнику может быть вменено несоблюдение приоритета при движении, а другому несоблюдение скоростного режима. То есть, из документов ГИБДД будет видно, что нарушили оба участника ДТП.

Однако, бывают и случаи, при которых вина водителей в ДТП вообще не установлена органами ГИБДД.

Такое бывает нередко и происходит, если показания свидетелей со стороны каждого водителя и показания самих водителей «не сходятся» между собой.

Поэтому, несмотря на наличие вины кого-то из водителей, сотрудники ГИБДД могут написать в документах, что «вина не установлена ввиду противоречивости показаний».

3. Как определить наличие вины или степень вины при ДТП с обоюдной виной водителей?

Как следует из положений п. 2 ст. 1083 ГК РФ, вина каждого из водителей определяется судом. Суд может определить степень вины каждого из водителей по 50%, либо в любом другом соотношении, 10% на 90%, 20% на 80%, 30% на 70% или 40% на 60%.

При этом, при определении степени вины суд будет учитывать причинно-следственную связь между действиями каждого из водителей. Ярким примером такого исследования является ситуация, когда один водитель в темное время суток врезается в припаркованный в нарушение правил на обочине дороги другой автомобиль.

С одной стороны виноваты оба. Один быстро ехал, не учитывая темное время суток, а другой припарковал машину с нарушением. Но в данном случае, суд будет выяснять, чьи же действия из водителей являются непосредственной причиной ДТП.

Для этого необходимо ответить на простой вопрос: «Безусловно ли действия того и другого водителя приводили к ДТП»?

В первом случае водитель, который ехал в темноте без учета особенностей движения в темное время суток, врезался бы в любой объект, находящийся на месте припаркованного автомобиля. В том числе и в человека, либо же животное.

Между тем, водитель авто, нарушивший правила парковки, хоть и явился объектом ДТП, но лишь как объект.

Поэтому, в данной ситуации 100% вина в дтп будет именно водителя, двигавшегося с нарушением скоростного режима. А водитель, нарушивший правила парковки, хоть и нарушил ПДД РФ, но в ДТП не виноват.

Почему степень вины распределена именно так, ведь водитель, который нарушил правила парковки, тоже виноват?

На самом деле, определение степени вины в гражданско-правовом процессе (когда суд определяет вину для взыскания убытков и ущерба) и в административном праве (ГИБДД) имеют одно важное различие. В первом случае суд устанавливает истинного виновника, чьи действия привели к ДТП, то есть, устанавливает причинно следственную связь. А для ГИБДД важен лишь сам факт нарушения требований ПДД РФ.

Это означает, что даже если ГИБДД установило в Ваших действиях какие-то нарушения ГИБДД, при рассмотрении спора о возмещении ущерба суд вполне может признать Ваши действия нарушением ПДД, которое не являлось причиной ГИБДД и освободить от ответственности по возмещению ущерба (но не от административного штрафа).

А равно суд может установить виновником ДТП и то лицо (водителя), в чьих действиях на момент ДТП ГИБДД не установило нарушений.

Другими словами, юрист на гражданском суде необходим именно для того, чтобы вина была определена именно в интересах клиента!

4. Обоюдная вина при ОСАГО

Страховое возмещение по ОСАГО при обоюдной вине выплачивается, обычно, по решению суда. Ведь именно суд может определить страховые выплаты при обоюдной вине, подлежащие выплате каждому из участников ДТП.

К сожалению, в случаях обоюдной или неустановленной вины, страховая компания вынуждена отказывать по ОСАГО. Страховая компания не вправе сама определять степень вины каждого из участников ДТП, без участия суда.

Поэтому, получив отказ по ОСАГО при обоюдной или неустановленной вине, не расстраивайтесь.

Вам необходимо собрать все документы по выплате и подать в суд.

Если вы находитесь в Московском регионе, то наш юридический центр «ЮрФилд» всегда готов помочь в деле установления вины и взыскании размера ущерба по ОСАГО.

5. Как определяется размер ущерба при обоюдной вине?

Одним из самых простых и, вместе с тем, неизвестных вопросов для обычного водителя, является вопрос определения размера ущерба при обоюдной вине.

Очень многие наши клиенты, попав в ДТП при обоюдной вине считают, что каждый из водителей должен восстанавливать свой автомобиль самостоятельно.

Но это не так!

При обоюдной вине каждый виновник возмещает ущерб другим лицам исходя из процентного отношения своей вины.

Например, в ДТП участвовали: ВАЗ-2101 и БМВ-7. ВАЗ получил повреждения на 15 000 рублей, а БМВ на 200 000.

Предположим, что степень вины водителя ВАЗ установлена судом в размере 30%, а водителя БМВ — 70%.

В итоге водитель БМВ должен будет возместить водителю ВАЗа 70% от 15 000, то есть 10 500 рублей.

А водитель ВАЗа должен будет возместить водителю БМВ 30% от 200 000 рублей, то есть 60 000 рублей.

При  условии наличия у водителей ОСАГО, все хорошо.

А если ОСАГО нет?..

В любом случае, при наличии обоюдной вины, мы советуем проконсультироваться с юристами.

К сожалению, многие водители недооценивают риски, которые скрывает в себе ДТП с обоюдной виной и зачастую становятся жертвами своего незнания. Последствия хоть и сугубо материальные, но крайне неприятные.

Истории успеха наших клиентов

«Росгосстрах» насчитал
7 795 рублей компенсации
Полностью отказ в выплате!Страховая: «Альянс».Вердикт: ущерб автомобиляBMW X5 оценен в

77 878 рублей

Мы взыскали через суд: 86 211 р.В результате с нашей помощью хозяин «Аudi А3» получил в 11 раз больше.Наши автоадвокаты подали в суд на страховую компанию.С нашей помощью по обращению хозяина Citroen C-Crosser взыскано в суде 1 333 815 рублей.Страховые адвокаты нашей компании защищали интересы клиента в суде.Последнее слово: взыскано через суд 224 757 рублей.

+7 (495) 720-99-39

+7 (495) 539-51-01

+7 (903)720-99-39

Источник: http://law21.ru/tipichnye-situacii/avtoyuristy-i-spory-so-straxovymi/oboyudnaya-vina-pri-osago-i-bez/

Законовед
Добавить комментарий