Как оплачивать налог за земельный участок сельхозназначения?

Земельный налог. Расчет и ставка земельного налога в Украине

Как оплачивать налог за земельный участок сельхозназначения?

Совсем недавно цена на землю совершила солидный скачек вверх. Причина понятна и легко объяснима, один из комитетов Верховной Рады разрабатывает законопроект, позволяющий продавать землю (в то числе иностранцам). Пока законотворцы трудятся владельцам земельных участков нужно платить налог, и здесь важно сделать правильный расчет.

Не имеет значения, с какой цель Вы приобрели участок земли (для личного пользования, или с целью инвестирования) налог на землю платить придется. Земельный налог по сути – это арендная плата государству.

Ставка земельного налога устанавливается местными советами, но не может быть более:

  1. За земельные участки с проведенной нормативной денежной оценкой налог на землю составляет не более 3% (для сельскохозяйственных угодий не более 1%)от их нормативной денежной оценки, кроме некоторых категорий земель, о которых будет сказано далее.
  2. За земли, находящиеся в постоянном пользовании предприятий – ставка налоге не более 12% от нормативной денежной оценки.
  3. За земельные участки, находящиеся вне населенных пунктов и не имеющих нормативной денежной оценки – ставка налога на землю составляет не более 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по соответствующей области.

Все граждане обязаны перечислять плату за землю со дня возникновения у них соответствующего права ст. 287 НКУ. Согласно ст. 125 Земельного кодекса Украины (далее – ЗКУ), происходит это при получении государственного акта местных органов власти или регистрации договора аренды. Таким образом, с момента совершения и регистрации сделки с землей требуется оплачивать налог на нее.

Отдельно следует уточнить, что земельный налог платят собственники именно земельных участков, а не строений, расположенных на них.

В случае перехода права собственности на здание или его часть налог на землю под ним (а также на придомовую территорию) уплачивается на общих основаниях.

Но только с той даты, когда будет произведена государственная регистрация права собственности на земельный участок.

Данная норма уточняется в п. 6 ст. 287 НКУ. Она представляет собой значительное облегчение ситуации, ведь до этого года платить земельный налог приходилось с того момента, как в собственность переходило здание, даже если земля еще не была оформлена надлежащим образом.

При переходе права собственности на земельный участок от одного владельца к другому в течение календарного года налог уплачивают оба лица: бывший собственник – от начала года до первого числа месяца, в котором произошла регистрация сделки; новый собственник – с данного месяца и до конца года (ст. 286 НКУ).

Когда на участке расположено здание, находящееся в совместной собственности двух и более лиц, земельный налог оплачивает каждый из них. Размер платежа устанавливают пропорционально или в равных участях в зависимости от того, как разделена недвижимость.

База налогообложения установлена в ст.271 НКУ. В соответствии с данной нормой на выбор базы налогообложения земельным налогом влияет наличие нормативной денежной оценки (НДО) по тому или иному земельному участку. В зависимости от наличия НДО базой налогообложения может быть:

  • нормативная денежная оценка (НДО) земельных участков с учетом коэффициента индексации;
  • площадь земельных участков (если их НДО не проведена).

Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра (п.286.1 ст.286 НКУ).

Что касается базы налогообложения для арендной платы, то она НКУ не определена. Объясняется это тем, что согласно п.288.4 ст.288 НКУ размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором с соблюдением ее минимального и максимального пределов, предусмотренных п.288.5 ст.288 НКУ.

Начисление земельного налога проводится контролирующими (налоговыми) органами. Налоговики до 1 июля должны выдать (отправить) решение-уведомление о необходимости уплаты налога на землю. Граждане должны уплатить земельный налог в течение 60 дней с даты вручения налогового уведомления-решения. То есть земельный налог в 2017 году нужно уплатить до 29 августа текущего года.

В сельской и поселковой местностях плата за землю может осуществляться через кассы сельсоветов по квитанции о принятии налоговых платежей. Если налоговое уведомление-решение не пришло, есть смысл самостоятельно обратиться в налоговую по месту расположения земельного участка.

Согласно п 8 подразд 6 разд ХХ НКУ, индекс потребительских цен за 2016 год, который используется для определения коэффициента индексации НДО земель, применяется со значением:

  • для сельхозугодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и перелогов) – 100 %;
  • для земель несельскохозяйственного назначения – 106 %.

То есть для расчета земельного налога на 2017 год к НДО нужно применять следующие коэффициенты:

  • для сельхозугодий – 1,0;
  • для земель несельскохозяйственного назначения – 1,06.

Ставки земельного налога в 2017 году Ставки земельного налога устанавливают органы местного самоуправления по местонахождению земельных участков (п 284 1 НКУ).

Следовательно, ставка налога для каждого конкретного земельного участка определяется решением органа местного самоуправления, на территории которого находится этот участок.

Решение о ставках земельного налога и предоставленных относительно него льгот подается органу ГФС по местонахождению земельного участка до 25 декабря года, предшествующего отчетному.

Если в указанный срок орган местного самоуправления не принял решение о размере ставок земельного налога, то в текущем году применяются ставки, которые действовали до 31 декабря предыдущего года.

Есть вопрос к юристу?

Задать вопрос Задать вопрос юристу Ответ в течение ~15 минут

В ст. 281 НКУ регламентируется, что от оплаты земельного налога освобождаются:

  • инвалиды первой и второй группы;
  • физические лица, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей;
  • пенсионеры, вышедшие на заслуженный отдых по возрасту;
  • ветераны войны и лица, приравненные к ним;
  • пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС.

При этом льготная нулевая ставка налога относится только к тем приусадебным территориям, чей размер не превышает 0,25 га в селах, 0,15 га в поселках и 0,12 га в городах.

Если земля предназначена для ведения личного крестьянского хозяйства, то ее размер может составлять до 2 га.

Важно понимать, что льготные условия касаются только одного участка, находящегося в собственности у лица, по каждому виду использования.

Для перечисленных лиц льготы устанавливаются в пределах норм, установленных Земельным кодексом Украины:

  •  для ведения личного крестьянского хозяйства – не больше 2 г;
  • для садоводства – не больше 0,12 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений в селах не более 0,25 г, в поселках – не больше 0,15 г, в городах – не больше 0,1 г.

Льготы распространяются исключительно на один земельный участок по каждому виду целевого назначения. Например, если физическое лицо является собственником четырех земельных участков – две для садоводства и две для индивидуального дачного строительства, то льготы будут распространятся на один земельный участок для садоводства и один для индивидуального дачного строительства.

Если право на льготу возникает у плательщика в течение календарного года, от обязанности на льготу он освобождается со следующего месяца (ст. 284 НКУ).

Задача физического лица – своевременно предоставлять в налоговую инспекцию документы, подтверждающие право на соответствующую льготу.

Остальное контролеры сделают сами и до 1 июля текущего года пришлют плательщику налоговое уведомление-решение с готовой суммой к уплате.

Такое же правило действует и в том случае, когда льготные возможности утеряны (например, один из детей достиг совершеннолетнего возраста). Кроме того, владельцы земли, которые относятся к одной из льготных категорий, но сдают свою собственность в аренду, оплачивают земельный налог на общих основаниях.

От уплаты налога на землю освобождаются те сельскохозяйственные предприятия, которые выступают в качестве плательщиков четвертой группы плательщиков ЕН.

Однако, следует отметить, что в данном случае речь идет лишь о ту землю, что используется для производства продукции сельскохозяйственного назначения, при чем освобождение касается только земельного налога, а не арендной платы, которую они должны платить в полном размере.

Как отмечено в 20-м разделе Налогового кодекса Украины, плата за землю в 2017 году в Украине снимается в том случае, если она находятся на захваченной оккупантами территории. Также это касается тех сел или поселков на востоке Украины, где на данный момент происходят военные действия.

Что касается уплаты налога на землю, то, согласно 282-й статье НК, его могут не уплачивать:

  • санаторно-оздоровительные учреждения;
  • учреждения для реабилитации людей с физическими недостатками;
  • культурные, образовательные учреждения, а также учреждения, занимающиеся охраной здоровья;
  • базы для подготовки спортсменов-олимпийцев и параолимпийцев.

Правила взимания платы за землю в 2020 году не претерпели кардинальных изменений по сравнению с прошлым годом. Это значит, что в 2020, как и в 2018 году, плату за землю — собственники земли и арендаторы будут платить в двух формах:

  • земельного налога (п.п. 14.1.72 НКУ);

Источник: https://uristy.ua/articles/fiscal-law/nalog-na-zemlyu-raschet/

Можно ли избежать уплаты налога на землю?

Как оплачивать налог за земельный участок сельхозназначения?

«ФАКТЫ» уже рассказали своим читателям о двух «имущественных» налогах, квитанции о которых должны быть разосланы до 1 июля: о налоге на автомобили и на недвижимость.

Однако у нас есть еще третий «имущественный» налог, который наши сограждане уплачивают каждый год, — налог на землю. И квитанции о его уплате также должны быть разосланы до 1 июля.

О том, кто платит налог на землю, на какие земельные участки он распространяется и можно ли избежать его уплаты, «ФАКТАМ» рассказал партнер юридического объединения ID LegalGroup Олег Добровольский.

— Начнем с главного. Кто платит земельный налог?

— Его обязаны платить физические лица, которым принадлежит право собственности на земельные участки.

— Какие именно земельные участки?

— Все паи, которые находятся в собственности физических лиц. Это могут быть участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), земельные участки сельскохозяйственного назначения, для садоводства, для личных сельских хозяйств, огородничества и так далее.

— Относятся ли к объектам, с которых платится налог, дачные участки?

— Да, относятся, и не только дачные. Объектами такого налогообложения являются земельные участки, занятые садовыми и дачными домами физических лиц для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, сенокоса и выпаса скота.

Очень важным условием для определения объекта налогообложения земельным налогом является то, что этот участок находится в собственности такого физического лица.

— А участки земли, на которых стоят обычные дома в селе?

— Применяются те же правила, что и для дачных участков. Это земельные участки для личных сельских хозяйств.

— При каких условиях считается, что земельный участок находится именно «в собственности»? Он должен быть оформлен должным образом?

— Если земельный участок зарегистрирован в Государственном земельном кадастре и имеет кадастровый номер, то считается законодательно оформленным.

— А если участок не оформлен и у него нет номера?

— Действительно, есть такие случаи. Земельные участки, на которые право собственности получено до 2004 года, не имеют кадастрового номера. Но при этом они считаются сформированными в соответствии с Законом Украины «О государственном земельном кадастре».

Отсутствие кадастрового номера говорит о том, что сведения о таком участке не внесены в Государственный реестр земель. Этот недостаток правового режима земельного участка легко исправить, подав соответствующее заявление от имени владельца.

— Какой именно налог платится с земли? По какой ставке?

— Ставка земельного налога устанавливается исключительно решением органа местной власти на территориях, где находятся земельные участки. Однако есть ограничение — она не может быть больше трех процентов от нормативной денежной оценки участка (с учетом коэффициента индексации).

— А как люди узнают, сколько стоит их участок?

— Каждое физическое лицо, которому принадлежит право собственности на земельный участок, вправе получить информацию о своем участке по его кадастровому номеру. Для этого нужно обратиться в центр предоставления административных услуг или заказать выписку в электронном виде о нормативной денежной оценке земли на сайте Госгеокадастра.

Для получения услуги Госгеокадастра физическому лицу необходимо осуществить следующие действия:

  • зайти на вышеупомянутый интернет-адрес;
  • зарегистрироваться в электронном кабинете с помощью электронной почты, электронной цифровой подписи или платежной карты банка (BankID);
  • в окне электронного кабинета «Е-сервисы», в разделе «НДО», заполнить заявку для получения выписки. Обязательно указать кадастровый номер земельного участка, ФИО заявителя, заполнить другие поля формы заявки, дать согласие на обработку персональных данных заказчика и «отправить» заявку.

После обработки запроса на электронный адрес заявителя придет письмо с информацией, как получить заказанную выписку из технической документации НДО.

Услуга предоставляется бесплатно. Срок исполнения — не более трех рабочих дней с даты получения заказа.

— А каким образом контролирующий орган получает информацию о нормативно-денежной оценке земельных участков? Я должна ее самостоятельно предоставить налоговой службе?

— А вот тут у нас произошли изменения — с 1 января 2018 года вступили в силу изменения относительно процедуры получения контролирующими органами информации о нормативной денежной оценке земельных участков.

— Какие именно?

— Теперь Государственное агентство земельных ресурсов направляет фискальному органу информацию (в электронном виде) о проведенной нормативно-денежной оценке земельных участков по состоянию на 1 февраля 2018 года. Эту информацию контролирующий орган публикует на своем официальном сайте.

Таким образом, на официальном сайте фискального органа размещается сводная информация о размере установленных ставок земельного налога и нормативной денежной оценке земельных участков на соответствующих территориях.

— Ясно. А если не была проведена нормативная денежная оценка участка?

— В случае, если такая денежная оценка земли отсутствует, базой налогообложения будет площадь земельного участка. Она указана в документе, который подтверждает право собственности на землю: в свидетельстве о праве собственности на недвижимое имущество.

— Так, я совсем запуталась. Кто должен определить, какой земельный налог нужно уплатить человеку — сам человек или фискальная служба?

— Рассчитывают и определяют сумму налога, которую нужно заплатить в бюджет, исключительно контролирующие органы по месту нахождения земельного участка.

— Когда?

— Решение об уплате земельного налога направляется контролирующим органом по почте или вручается налогоплательщику по месту его регистрации до 1 июля.

Но я вам хочу сказать, что в связи с внесенными в Налоговый кодекс изменениями с 2018 года физическое лицо — собственник земельного участка освобождается от штрафа и пени за несвоевременную уплату земельного налога, если контролирующий орган не направил либо не вручил решение в срок до 1 июля.

— Понятно. То есть, если мне до 1 июля никаких решений и квитанций не пришло, то это не моя забота?

— С 2018 года — да. В случае, если контролирующий орган не выносит решения об уплате налога или физическое лицо не получает такое решение, ответственность собственника земельного участка действующим законодательством не предусмотрена.

— Тогда очень важным является ответ на вопрос: в каком случае считается, что налоговое решение является врученным?

— Нормами действующего законодательства определено, что решение считается врученным физическому лицу в следующих случаях:

  • если решение направлено по месту жительства с уведомлением о вручении;
  • вручено лично физическому лицу или его представителю.

— А если я отказываюсь брать решение?

— Есть четкие позиции, которыми определено, когда решение считается врученным физлицу. Если его вручили лично гражданину или его представителю, а также, когда отправили по адресу местожительства с уведомлением о вручении.

Если почта не может вручить такое решение в случае отсутствия владельца по месту жительства или он отказывается принять решение, получать письмо, либо не пришел за письмом в почтовое отделение, то налоговое уведомление-решение все равно считается врученным со дня, отмеченного почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения.

— Имеет ли право контролирующий орган начислить земельный налог за 2018 год после законодательно определенного срока — после 1 июля 2018 года?

— Да. Новшества, вступившие в силу с января 2018 года, предусматривают, что контролирующие органы имеют право начислить физическим лицам, являющимся собственниками земельных участков, земельный налог за 2018 год не позднее 1095 дней (трех лет) от последнего дня предельного срока уплаты земельного налога за 2018 год.

То есть налоговая служба может начислять земельный налог за 2018 год до 1 июля 2021 года.

— Понятно. В какой срок нужно заплатить земельный налог?

— Физическое лицо — собственник земельного участка должен уплатить налог в течение 60 дней со дня вручения решения об уплате.

— А какое наказание предусмотрено для тех, кто не уплатил налог?

— В случае получения решения от контролирующего органа и неуплаты налога в течение 60 дней законодательством предусмотрена ответственность в виде штрафа и пени.

— За какой период будут начислять земельный налог в 2018 году?

— За отчетный 2018-й год.

— То есть наперед?

— Фактически — да.

— А если я заплачу налог в июле, а в августе продам участок?

— В случае перехода права собственности на земельный участок в течение 2018 года уплата земельного налога осуществляется двумя владельцами.

Предыдущий платит налог за период с 1 января 2018 года до начала месяца, в котором прекратилось его право собственности на такой участок.

А новый владелец земли должен уплатить налог с того месяца, в котором он приобрел право собственности.

— Но ведь я уже полностью уплачу налог в июле!

— В таком случае предыдущий владелец земли должен предоставить фискальной службе информацию о переходе права собственности на участок.

— А деньги мне вернут? Как?

— Предыдущий владелец предоставляет в контролирующий орган оригиналы документов о переходе права собственности на земельный участок.

Контролирующий орган в течение десяти рабочих дней проводит перерасчет суммы земельного налога и отправляет или вручает физическому лицу новое налоговое уведомление-решение.

Предыдущее же считается отмененным или отозванным. А сумма переплаты по этому налогу должна быть возвращена.

— Допустим, мне не пришло решение до 1 июля, но я очень сознательный гражданин и хочу заплатить налог. Я могу это как-то сделать?

— Да. В случае, когда плательщик не получает решение, или владелец участка имеет право на пользование льготой, либо меняется собственник, то человек вправе обратиться в фискальные органы (по месту нахождения земельного участка) и предоставить соответствующие документы.

— Кстати, а если мне пришло решение по моему участку, но оно не соответствует его площади — вместо шести соток мне посчитали налог на 60 соток?

— В случае выявления несоответствия данных (площадь участка, право на пользование льготой, размер ставки налога, начисленная сумма налога) физическое лицо имеет право обратиться с письменным заявлением в контролирующий орган для проведения сверки данных.

Если контролирующий орган выявляет несоответствия на основании предоставленных к проверке физическим лицом оригиналов документов, то в течение десяти рабочих дней осуществляет перерасчет налога и направляет или вручает новое налоговое решение.

Предыдущее решение считается отмененным.

Кроме того, владелец участка имеет право в административном порядке обжаловать решение в течение 30 дней после получения квитанции.

— А кому предоставляются льготы по уплате земельного налога?

— От уплаты земельного налога, в соответствии с законодательством, освобождаются следующие лица:

  • инвалиды первой и второй группы;
  • физические лица, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • пенсионеры по возрасту;
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны»;
  • физические лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы и официально признанные законом.

Очень важно: с 1 января 2018 года было отменено ограничение применения льготы для одного вида участка.

— Что это значит?

— А то, что с 2018 года применение льгот распространяется на участки по каждому виду использования в пределах граничных норм. До 2018 года эта льгота касалась только одного участка каждого вида.

Допустим, физическое лицо имеет в собственности два или больше земельных участков одного вида использования, и общая сумма этих участков превышает льготные нормы. В этом случае возникает необходимость самостоятельного выбора того земельного участка, который будет освобожден от уплаты налога на землю.

Рассмотрим на примере.

В собственности у физического лица находится два земельных участка. Целевое назначение одинаковое — для ведения садоводства. Площади участков 0,07 га и 0,08 га. Общая суммарная площадь 0,15 га. В соответствии с Налоговым кодексом, льготная норма для такого вида земельного участка (для ведения садоводства) составляет не более 0,12 га.

Поскольку общая площадь этих двух участков превышает льготные 0,12 га, значит, необходимо выбрать из них (0,07 га или 0,08 га) один, который будет льготным. И предоставить в фискальный орган письменное заявление. Тогда за него не придется платить земельный налог.

Но сделать это нужно было до 1 мая 2018 года.

* Фото Светланы ЕЛШАНСКОЙ, «ФАКТЫ»

Читайте нас в Telegram-канале, и

Источник: https://fakty.ua/273266-mozhno-li-izbezhat-uplaty-naloga-na-zemlyu

Плата за землю для физических лиц

Как оплачивать налог за земельный участок сельхозназначения?

В соответствии со ст.

 22 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, либо предназначенные для этих целей земли.

Граждане могут получить в собственность или пользование земли сельскохозяйственного назначения для ведения личного сельского хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, ведения товарного сельскохозяйственного производства. Иностранцы и лица без гражданства не могут получить в собственность земли сельскохозяйственного назначения.

К землям сельскохозяйственного назначения относятся: сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и перелоги); несельскохозяйственные угодья (хозяйственные дороги и прогоны, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме относящихся к землям лесохозяйственного назначения, земли под хозяйственными сооружениями и дворами, земли под инфраструктурой оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, земли временной консервации и т. п.).

Ставки налога за земельные участки сельскохозяйственных угодий (независимо от местонахождения) установлены ст. 272 Налогового кодекса.

В соответствии с этой статьей ставки налога за 1 га сельскохозяйственных угодий устанавливаются в процентах их нормативной денежной оценки в следующих размерах:

  • для пашни, сенокосов и пастбищ — 0,1%;
  • для многолетних насаждений — 0,03%.

За сельскохозяйственные угодья, предоставленные в установленном порядке и используемые по целевому назначению, в том числе военными сельскохозяйственными предприятиями, независимо от того, к какой категории земель они относятся, налог взимается по ставкам, определенным п. 272.1 указанной статьи (п. 272.2 ст. 272 Налогового кодекса).

Налог за другие земельные участки сельскохозяйственного назначения, не являющиеся сельскохозяйственными угодьями, взимается по ставке:

  • в размере 1% нормативной денежной оценки земли — за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от местонахождения);
  • установленной ст. 275 этого Кодекса, — за земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена;
  • в размере 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области — за земельные участки несельскохозяйственных угодий, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена, занятые хозяйственными зданиями (сооружениями);
  • в размере 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области — за земельные участки несельскохозяйственных угодий, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена;
  • в размере 0,03% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области — за земельные участки несельскохозяйственных угодий, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена, занятые землями временной консервации (деградированные земли).

Предлагаем рассмотреть, в каком размере должна устанавливаться плата за аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, земельных долей (паев), какой коэффициент применяется к нормативной денежной оценке земель сельскохозяйственного назначения при исчислении сумм земельного налога или арендной платы за земельный участок, в каком случае освобождается от уплаты земельного налога физическое лицо при предоставлении земельных участков (земельных долей (паев)) в аренду.

Размер платы за аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения

Какую плату за аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, земельных долей (паев) должен получать собственник пая при заключении договора аренды?

Земельные отношения в Украине регулируются Земельным кодексом, а взимание платы за землю — Налоговым кодексом.

Согласно ст. 269 Налогового кодекса плательщиками налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи.

В ст. 270 этого Кодекса указано, что объектами налогообложения являются земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, и земельные доли (паи), находящиеся в собственности.

В соответствии с Указом № 1529 заключение договора аренды земельной доли (пая) с выплатой арендной платы в натуральной или денежной форме является обязательным.

С целью повышения уровня социальной защиты крестьян — собственников земельных участков и земельных долей (паев), а также ответственности землепользователей за эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения Указом № 92 признана одной из приоритетных задач развития аграрного сектора экономики обеспечение повышения уровня социальной защиты сельского населения, в частности путем введения платы за аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, земельных долей (паев) в размере не меньше 3% определенной согласно законодательству стоимости земельного участка, земельной доли (пая) и постепенного увеличения этой платы в зависимости от результатов хозяйственной деятельности и финансово-экономического положения арендатора.

Арендные отношения в Украине регулируются Законом № 161, ст. 1 которого определено, что аренда земли — это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности.

Статьей 5 этого Закона установлено, что арендаторами земельных участков являются юридические или физические лица, которым на основании договора аренды принадлежит право пользования земельным участком.

Согласно ст. 13 указанного Закона договор аренды земли — это договор, по которому арендодатель обязан передать арендатору земельный участок в пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок согласно условиям договора и требованиям земельного законодательства.

В соответствии с определением, приведенным в ст. 21 Закона № 161, арендная плата за землю — это платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком.

Исчисление размера арендной платы за землю осуществляется с учетом индексов инфляции, если иное не предусмотрено договором аренды.

Учитывая вышеуказанное, плата за аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, земельных долей (паев) устанавливается в размере не меньше 3% определенной в соответствии с законодательством стоимости земельного участка, земельной доли (пая), которая постепенно увеличивается в зависимости от результатов хозяйственной деятельности и финансово-экономического положения арендатора и индексов инфляции.

Льготы при предоставлении земельных участков в аренду

Какие льготы по уплате земельного налога установлены для физических лиц и освобождаются ли от уплаты земельного налога физические лица — собственники земельных участков (земельных долей (паев)) при предоставлении земельных участков (земельных долей (паев)) в аренду?

В соответствии с п. 281.1 ст. 281 Налогового кодекса от уплаты земельного налога освобождаются:

  • инвалиды первой и второй групп;
  • физические лица, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • пенсионеры (по возрасту);
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона № 3551;
  • физические лица, признанные законом лицами, пострадавшими вследствие Чернобыльской катастрофы.

Согласно п. 281.2 ст. 281 Налогового кодекса освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц п. 281.1 этой статьи, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок): в селах — не более 0,25 га, в поселках — не более 0,15 га, в городах — не более 0,10 га;
  • для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 га;
  • для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 га;
  • для ведения садоводства — не более 0,12 га.

В соответствии с п. 281.3 ст. 281 этого Кодекса от уплаты земельного налога освобождаются на период действия ФСН собственники земельных участков, земельных долей (паев) при условии передачи земельных участков и земельных долей (паев) в аренду плательщику ФСН.

Таким образом, физические лицасобственники земельных участков (земельных долей (паев)) имеют льготы по уплате земельного налога только при передаче земельных участков, земельных долей (паев) в аренду плательщикам ФСН.

Применение коэффициента при исчислении суммы земельного налога

Какой коэффициент следует применять к нормативной денежной оценке земель сельскохозяйственного назначения?

Постановлением № 1185 внесены изменения в Методику нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утвержденную постановлением № 213, и определено, что показатели нормативной денежной оценки 1 га пашни отдельного земельного участка, проведенной по состоянию на 01.07.95 г., применяются с коэффициентом 1,756. Указанное постановление вступило в силу 1 января 2012 г.

Следовательно, при исчислении суммы земельного налога или арендной платы за земельный участок плательщики должны применять коэффициент 1,756 к нормативной денежной оценке 1 га пашни отдельного земельного участка, проведенной по состоянию на 01.07.95 г.

Уплата налога за земельные участки, предоставленные для ведения садоводства

Должно ли физическое лицо — пенсионер, имеющее неприватизированный земельный участок в садоводческом товариществе, уплачивать земельный налог?

Статьей 35 Земельного кодекса определено, что граждане — члены садоводческого товарищества имеют право приватизировать земельный участок, и такая приватизация осуществляется без согласия на то других членов этого товарищества.

Земли общего пользования садоводческого товарищества являются его собственностью, к ним относятся земельные участки, занятые защитными полосами, дорогами, проездами, зданиями и сооружениями, а также другими объектами общего пользования. Использование земельных участков садоводческих товариществ осуществляется в соответствии с законом и уставами этих обществ.

Согласно ст. 116 этого Кодекса граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом.

В соответствии с пп. 281.1.3 п. 281.1 ст. 281 Налогового кодекса пенсионеры (по возрасту) освобождены от уплаты налога.

При этом освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренные для соответствующей категории физических лиц п. 281.1 этой статьи, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм, в частности для ведения садоводства — не более 0,12 га.

Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов (п. 30.2 ст. 30 Налогового кодекса).

Когда земельные участки приватизированы гражданами — членами садоводческого товарищества и каждый гражданин получил документ, удостоверяющий право на земельный участок, такие граждане, кроме тех, кому предоставлены льготы по уплате земельного налога согласно ст. 281 Налогового кодекса, самостоятельно уплачивают земельный налог в бюджет. За земельные участки общего пользования, находящиеся в собственности товарищества, земельный налог в бюджет будет уплачиваться товариществом.

Статьей 286 Налогового кодекса указано, что основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

Согласно ст. 126 Земельного кодекса документами, удостоверяющими право собственности или право пользования землей, является Государственный акт на право собственности на земельный участок и Государственный акт на право постоянного пользования земельным участком.

Учитывая вышеуказанное, если собственником земли или пользователем земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, является садоводческое товарищество и члены товарищества не оформили право на свой земельный участок, то такое товарищество и будет плательщиком земельного налога в бюджет (включая земельные участки общего пользования).

Если физическое лицо имеет в собственности земельный участок, предоставленный для ведения садоводства, и этот участок удостоверяется Государственным актом на право собственности, то в этом случае указанное лицо должное самостоятельно уплачивать земельный налог, или оно имеет льготу по земельному налогу в соответствии со ст. 281 Налогового кодекса.

Источник: http://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/5613

Денег нет, но за землю платите: что нужно знать крымчанам о земельном налоге

Как оплачивать налог за земельный участок сельхозназначения?

С нынешнего года крымчане будут платить земельный налог. В российском законодательстве этот вид взыскания существует давно, но до Крыма дошел только сейчас, после создания регистрационной базы. Правила оценки земли и оплаты налога вызывают дискуссии в экспертном сообществе. Юристы прогнозируют массовые судебные разбирательства.

Согласно российскому законодательству, пользование даже собственной землей является платным. Но с 2014 года взимание этого налога в Крыму было невозможным из-за отсутствия полных данных о земельных участках и их владельцах.

На время формирования регистрационной и кадастровой баз крымчанам предоставили отсрочку от уплаты налога. Теперь же владельцы земли должны оплатить за 2017 год.

Платить придется и за землю, используемую под индивидуальное строительство, и за паи сельхозназначения, и даже за дачные и приусадебные участки.

По данным созданного в Крыму Управления Федеральной налоговой службы, около 140 тысяч крымчан (физических лиц) в этом году оплатят налог а 180 тысяч земельных участков, стоимость которых определена Госкомитетом по госрегистрации и кадастру по состоянию на 1 января 2017 года.

6 соток свободы

В начале июля глава управления Федеральной налоговой службы в Крыму Роман Наздрачев сообщил, что от взимания земельного налога планируют собрать около 100 миллионов рублей, которые «будут поступать исключительно в крымский бюджет».

Начислять земельный налог будут на основании сведений Госкомитета по госрегистрации и кадастру правительства Крыма. Местные органы власти будут оценивать земельные участки, исходя из максимальной ставки налога: 0,3% стоимости земли – для социально значимых земель (индивидуального строительства и сельхозназначения) и до 1,5% – для других видов земель.

«Нормативная стоимость земельных участков определяется органом местного самоуправления. Они запрашивают информацию о земельном участке из регистрирующего органа и проводят его оценку путем умножения площади земельного участка на стоимость одного квадратного метра.

Эта информация затем направляется в Госкомитет по госрегистрации и кадастру. Налоговый орган рассчитывает земельный налог исключительно исходя из сведений, который предоставляют органы регистрации и кадастра.

Никто его самостоятельно корректировать не будет», – разъясняют в налоговой.

Не будут платить земельный налог крымчане льготных категорий, включая пенсионеров, и те, чьи участки не превышают 6 соток.

Местные органы власти могут самостоятельно дополнять список льготников, включая туда, например, многодетные и малообеспеченные семьи. Но им все равно придется обратиться с заявлением в налоговые органы, иначе придется платить за землю на общих основаниях.

«Налог для крестьянских хозяйств, как для пансионатов на ЮБК»

Таким образом, за основу возьмут кадастровую стоимость земли, установленную на 1 января каждого года в границах населенных пунктов, независимо от того, где расположен участок – в центре или на окраине. Крымский юрист Алексей Белан обращает внимание, что эта норма может повлечь большие проблемы для собственников земли.

Идет явное завышение сумм налогов на 30-50%

«Есть вопросы по базовой сумме, с которой берется этот налог. Сумму налога для личных крестьянских хозяйств, расположенных на Южном берегу Крыма, рассчитывают так же, как для пансионатов. Идет явное завышение сумм налогов примерно на 30-50%. Потому что одно дело – выращивать сельхозпродукцию на участке, и другое – если этот участок находится у моря и сдается под пансионаты», – говорит он.

Алексей Белан говорит, что оспорить некорректную сумму налога будет непросто: «Нормативную оценку земли должна проводить независимая экспертиза, неправильность начисления налога доказывается в суде. Думаю, люди получат налоговые уведомления и начнут судиться».

Руководитель севастопольской экспертной группы ассоциации «Национальная коллегия специалистов-оценщиков» Роман Галеев ранее заявлял, что с такими проблемами столкнутся и юридические лица.

Поскольку споры по кадастровой стоимости земли и приведение ее в соответствие с рыночной уполномочены рассматривать суды общей юрисдикции, а не Арбитражный суд, работу судов могут заблокировать «земельные» иски, допускает он.

Это будет катастрофа! У нас 90% понесутся в суд – и суды остановятся

«Это будет катастрофа! У нас 90% (землепользователей) понесутся в суд – и суды остановятся, зная, как работают районные суды», – поддержал его представитель сельхозпредприятия «Севастопольский» Георгий Савенко на заседании «круглого стола» в Севастополе.

«Письма счастья» из Волгограда

Земельный налог может принести немало проблем владельцам участков. Теперь им нужно будет тщательно следить за почтовыми уведомлениями. Еще в начале июля Роман Ноздравчев уверял, что налогоплательщикам «никуда ходить не надо, мы гражданина найдем сами».

А уже 10 июля начальник отдела налогообложения имущества Управления Федеральной налоговой службы в Крыму Сергей Королев сообщил журналистам, что владелец земли сможет оплатить налог, согласно налоговому уведомлению.

К концу июля крымчанам начнут рассылать «письма счастья» со штемпелем «Волгоград» (там расположен центр обработки данных субъектов Южного федерального округа России). Но чтобы получить налоговую выписку для оплаты, плательщикам придется обращаться в почтовые отделения.

Плательщик налога должен получить почтовое уведомление, пойти на почту и забрать там конверт с налоговым уведомлением

«Плательщик налога должен получить почтовое уведомление, на основании которого пойти на почту и забрать там конверт с налоговым уведомлением. Если вы увидели в своем почтовом ящике конверт из Волгограда, рекомендую сообщить об этом в налоговый орган.

Потому что налоговое уведомление носит конфиденциальную информацию, подпадающую под статью 102 Налогового кодекса России (налоговая тайна). Информация о правообладателе земельного участка – исключительно конфиденциальная.

Лицо, которое будет доставлять такую корреспонденцию, будет действовать некорректно и, наверное, вопреки закону», – говорит Королев.

Чиновники представили образец такого налогового уведомления.

Для упрощения процедуры крымчанам рекомендуют заводить личные кабинеты на сайте налоговых органов, где будут отображаться все уведомления относительно земельного налога. Многие владельцы личных кабинетов уже получили суммы для оплаты. Некоторые жалуются на проблемный сервис оплаты. Об этом заявила и крымская журналистка Наталья Гаврилева.

«Зашла в личный кабинет, увидела, что мне уже выставлена сумма земельного налога. Я пошла по всем этапам и могу сказать, что у меня это очень плохо получилось. Почему-то моего ИНН в государственной базе не обнаружила. Поэтому форма оплаты онлайн у меня оказалась закрыта.

Вручную через РНКБ с меня тоже требовали указать ИНН, но там не было окошка. Пришлось через пресс-секретаря банка просить обратить внимание. В конечном итоге я все таки оплатила. Но система, насколько я знаю, не отработана», – рассказала она на пресс-конференции в Симферополе.

Группа риска

За каждый просроченный день оплаты налога будут начислять пеню. В группе риска окажутся владельцы участков, налог по которым составит меньше 100 рублей. Им не будут рассылать уведомлений об оплате – для получения информации придется обращаться в налоговую.

Проблемы могут возникнуть и у тех, кто не живет по месту официальной регистрации и не сможет вовремя получить налоговое уведомление, а также у жителей домов без доступа почтальона к почтовым ящикам.

Крымчанам, которые получили землю под индивидуальное жилищное строительство, но не успели построить и зарегистрировать строения в течение десяти лет, придется платить удвоенный земельный налог.

Эта норма ударит по всем, кто когда-либо пытался оформить в Крыму землю для строек.

Практика тысяч людей показала, что из-за бюрократии и коррупционного фактора этот процесс затягивается на долгие годы.

Источник: https://ru.krymr.com/a/29358889.html

Законовед
Добавить комментарий