Использование военнослужащим накопившейся переработки

Переработки: какие в таком случае могут быть трудовые споры, если речь идёт об армии?

Использование военнослужащим накопившейся переработки

Введение

Цитату из одного замечательного советского фильма: «Есть такая профессия ― Родину защищать», сейчас часто вспоминают только накануне праздников.

В остальные же, «обычные» дни о проблемах, присущих именно этой профессии, вспоминают не так часто или, напротив, вспоминают только после каких-нибудь «горячих» новостей.

Однако праздники и резонансные события проходят, а службу в войсках граждане несут постоянно.

Между тем даже в первом приближении, без глубокого анализа правового регулирование и правоприменительной практики, можно предположить, что существуют определённые особенности такого рода трудовой деятельности, например:

  • значительная закрытость, «кастовость» представителей военного сообщества;
  • повышенная опасность для жизни и здоровья большого количества (если не всех) видов военной деятельности;
  • ввиду основной цели деятельности ― поддержания обороны ― для трудовой деятельности в Вооружённых силах характерны не только особые условия работы (в том числе в неблагоприятных климатических и (или) погодных условиях), но и особые, зачастую непредсказуемые режимы такой службы,
  • особое, специальное правовое регулирование (об этом поговорим чуть позже).

Названные особенности приводят к тому, что для несения службы в армии или осуществления иной трудовой деятельности характерны специфические проблемы.

В статье мы рассмотрим некоторые особенности правового регулирования трудовой деятельности в Вооружённых силах и выясним, какие трудовые споры могут возникать при переработках в армии.

В первую очередь, необходимо напомнить, что согласно ст. 10 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», (далее ― Закон об обороне) Вооружённые силы Российской Федерации (далее ― ВС РФ) ― государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

ВС РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооружённой защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Следовательно, в отличие, например, от работы в коммерческих организациях, целью деятельности которых является систематическое получение прибыли, служба в ВС РФ направлена на обеспечение публичных интересов, которые при этом служат ещё и достижению в самом широком смысле высоких социальных целей, ибо та самая мирная жизнь, о которой, как правило, не задумываются в ежедневной рутине, позволяет гражданам достигать свои личных целей (получать образование, добиваться успехов в карьере, получать качественное медицинское лечение и тому подобное).

Высокие общественно значимые цели ВС РФ обусловливают возникновение следующей нормы, закреплённой в п. 2 раздела «Общие положения» Устава внутренней службы ВС РФ (утв. Указом Президента Российской Федерации от 10.11.1997 №1495): «внутренняя служба требует организованных действий военнослужащих независимо от их желаний».

Таким образом, на нормативном уровне закреплён приоритет нужд службы над личными нуждами военнослужащих.

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее ― ТК РФ) в ст.

 349 также отмечает, что «на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Это обстоятельство, как нам кажется, безусловно, наряду с другими причинами, привело к сложившейся ситуации, когда новостные агентства пестрят подобного рода новостями:

«Заместитель министра обороны и начальник Генштаба Вооружённых сил России Валерий Герасимов потребовал от командующих всех родов войск и частей российской армии соблюдать регламент служебного времени военнослужащих.

[…] Герасимов написал письмо командирам, в котором сообщил, что знает о том, что армейские руководители на местах нарушают режим несения службы военных, а именно вынуждают их работать по 12-15 часов в день, без причин вызывают во время выходных и праздников и заставляют проводить отпуск, не покидая расположение части.

По словам замминистра, всё это увеличивает социальную напряжённость и морально-психологическую усталость и приводит к заболеваниям военных»1.

Во-вторых, следует отметить такую особенность трудовых споров в армии, как их преимущественно персональный характер.

Некоторые авторы прямо подчеркивают, что «…в силу особого правового статуса, обусловленного характером возлагаемых на них задач по подготовке и вооружённой защите Отечества, военнослужащие по сравнению с другими категориями граждан ограничены в использовании некоторых коллективных форм защиты своих прав. Так, например, согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» категорически запрещено участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы. Кроме того, на воинские правоотношения не распространяется такая форма защиты прав граждан, как коллективные трудовые споры (гл. 61 Трудового кодекса Российской Федерации)»2.

В-третьих, говоря о проблеме, озвученной начальником Генштаба ВС РФ и обозначенной в нашей статье, нужно отметить два её компонента. Переработки могут проявляться как сверхурочная работа, так как и работа в выходные и праздничные дни. Правовое регулирование в этих двух случаях будет несколько различаться.

Как известно, согласно ст. 99 ТК РФ сверхурочная работа ― работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учёте рабочего времени ― сверх нормального числа рабочих часов за учётный период.

Работодатель обязан обеспечить точный учёт продолжительности сверхурочной работы каждого работника. Статья 152 ТК РФ устанавливает и минимальный размер оплаты такой работы: за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы ― не менее чем в двойном размере.

Работа же в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается изначально согласно ст. 153 ТК РФ не менее чем в двойном размере.

Также важно помнить, что во всех случаях конкретные размеры оплаты могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учётом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Последним нюансом, на который следует обратить внимание в самом начале, является определённая неоднородность лиц, реализующих своё право на труд в ВС РФ. Исходя из анализа законодательства, можно выделить две большие группы:

  • работники, работающие по трудовому договору в воинских частях и различных учреждениях ВС РФ (и в иных приравненных к ним органах, в которых существует военная служба);
  • непосредственно военнослужащие, в том числе проходящие альтернативную службу, военнослужащие по контракту.

Правовое регулирование, а значит и особенности трудовых споров, для каждой из этих категорий будет отличаться. Рассмотрим это подробнее на примерах из судебной практики.

Споры гражданского персонала воинских частей, вызванные сверхурочной работой и (или) работой в выходные и нерабочие праздничные дни

Говоря о гражданском персонале воинских частей, сразу нужно отметить, что быть таковым (то есть, говоря упрощённо, невоенным среди военных) можно не на всякой службе.

Перечень должностей, на занятие которых может быть допущен гражданский персонал, строго регламентирован. Он утверждён Приказом Министра обороны РФ от 13.10.

2008 № 520 «Об утверждении Перечня должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала, в ВС РФ».

Следовательно, при предварительном анализе любого спора, одной из сторон которого является гражданский сотрудник, работающий в военной части (и приравненные к нему), следует установить, находится ли должность и (или) профессия данного человека в указанном выше перечне. В противном случае рекомендации, данные в нашей статье, будут не актуальны, так как у спора будут иные правовые основания.

Важно! Рекомендуем не воспринимать приведённую выше рекомендацию как общеправовую, не имеющую специфики применительно к теме нашего исследования.

Как отмечают специалисты в области защиты прав военнослужащих и гражданского персонала, «анализ поступивших обращений в государственные инспекции труда, военную прокуратуру показывает, что основными темами обращений по-прежнему остаются несвоевременные выплата заработной платы и оплата отпуска»3.

Именно слабая защищённость гражданского персонала ВС РФ делает, по мнению некоторых исследователей, особо актуальным более чёткое правовое регулирование и обеспечение реальной «практической деятельности профессиональных союзов по защите прав и законных интересов гражданского персонала ВС РФ»4.

Особенности регулирования трудовой деятельности гражданского персонала ВС РФ, в том числе порядка исчисления рабочего времени, режима работы, оплаты труда, вопросы начисления компенсационных выплат (в том числе за сверхурочную работу) и т. п. вопросы строго регламентированы нормативными правовыми актами. Вот некоторые из них:

  • Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (вместе с «Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений»);
  • Приказ Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» (вместе с «Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации», «Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации»);

Источник: https://www.top-personal.ru/lawissue.html?2836

Вопросы правовой регламентации дополнительного отдыха военнослужащих, несущих службу в суточном наряде

Использование военнослужащим накопившейся переработки

(Трощенко Р. А.) («Право в Вооруженных Силах», 2010, N 12)

ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, НЕСУЩИХ СЛУЖБУ В СУТОЧНОМ НАРЯДЕ

Р. А. ТРОЩЕНКО

Трощенко Р. А., преподаватель Краснодарского ВВАУЛ, подполковник.

Рассмотрены вопросы предоставления дополнительного отдыха военнослужащим, привлекаемым к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

Ключевые слова: дополнительные сутки отдыха, регламент служебного времени, журнал учета служебного времени.

Issues of legal regulation of the additional holiday soldiers serving in daily duty R. A. Troshchenko

In publications are considered questions of the granting the additional rest to soldiers called to performance of the duties of the military service over installed length of weekly official time.

Key words: additional day of the rest, regulations of official time, journal of the account of official time.

В юридической прессе неоднократно рассматривались вопросы, связанные с реализацией права военнослужащих на дополнительный отдых . Эта тема остается актуальной. ——————————— См., напр.: Белямов Р. Некоторые вопросы реализации права военнослужащего на отдых // Военно-юридический журнал. 2007. N 8; Бондаренко И. П.

Дополнительные дни отдыха военнослужащих, проходящих военную службу по контракту // Право в Вооруженных Силах. 2001. N 3; Жигульский А. Н. О предоставлении военнослужащим дополнительных суток отдыха // Там же. 2008. N 11; Зенкин М. В. Реализуемо ли право на дополнительный отдых? // Там же. 2006. N 12; Зарипов О. В.

О дополнительных днях отдыха военнослужащих // Там же. 2005. N 6; Сычев Е. Н. Некоторые вопросы реализации права военнослужащего на отдых // Там же. 2006. N 4; Фатеев К. В., Харитонов С. С.

Дополнительные сутки отдыха военнослужащим, проходящим военную службу по контракту: есть ли временные ограничения их использования военнослужащими? // Там же. 2010. N 8 и др.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее — Закон) общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п. 3 ст.

11 Закона, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели.

При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску.

Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы. Согласно п. 3 ст.

11 Закона боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха.

Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Приказом Министра обороны Российской Федерации «О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха» от 14 февраля 2010 г.

N 80 (далее — Приказ N 80) был определен порядок выплаты денежной компенсации военнослужащим, участвующим в мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Одновременно были внесены изменения в Приказ Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих» от 10 ноября 1998 г. N 492.

Из Перечня, наряду с такими видами служебной деятельности, как нахождение в служебных командировках, несение службы оперативными дежурными на командных пунктах, пунктах управления и в составе оперативных групп, были исключены и такие мероприятия, как несение внутренней, гарнизонной и караульной служб.

Вопрос о том, является ли боевым дежурством несение службы оперативными дежурными на командных пунктах и пунктах управления и соответственно обосновано ли исключение данного вида служебной деятельности из названного выше Перечня, предметом настоящей статьи не является.

Речь пойдет о компенсации военнослужащим, привлекаемым к несению внутренней службы, и в частности к несению службы в суточном наряде. Не требует доказательства тот факт, что к данному виду служебной деятельности привлекается большинство военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Не вызывает сомнений и то обстоятельство, что несение службы в суточном наряде длится более нормальной продолжительности ежедневного служебного времени, которое, как правило, составляет 8 часов.

А значит, в конечном итоге общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащего, привлекаемого к таким нарядам, зачастую превышает нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени. Последняя, как известно, не должна превышать 40 часов. Как следует из ст.

11 Закона, денежная компенсация вместо положенных дополнительных суток отдыха предусмотрена только в случае привлечения военнослужащего к мероприятиям, проводимым при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Не до конца ясно, почему права на получение такой компенсации изначально были лишены военнослужащие, привлекаемые к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и (или) к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни. Однако такова позиция законодателя. Теперь же, с изданием Приказа N 80, еще более значительная часть военнослужащих лишилась права на получение денежной компенсации взамен дополнительных суток отдыха и единственным способом компенсации при превышении продолжительности их еженедельного служебного времени вследствие несения службы в суточном наряде является предоставление таким военнослужащим дополнительных суток отдыха. Однако возникает резонный вопрос: как теперь это время правильно рассчитывать и учитывать? Напомним, что в соответствии с Порядком учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (далее — Порядок (приложение N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы ), учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (сверхурочное время) и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале. Форма и порядок ведения журнала устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего. ——————————— Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.

Форма и порядок ведения журнала учета времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения этих военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставления им дополнительного времени отдыха (далее — журнал) установлены приложением N 8 к Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — Инструкция), утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 30 сентября 2002 г. N 350. Согласно п. 5 Порядка время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках . За каждые трое суток привлечения к таким мероприятиям военнослужащему предоставляются двое суток отдыха (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках — 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы. Таким образом, ранее за каждые три суточных наряда, например в качестве дежурного по полку, военнослужащий по своему усмотрению вправе был рассчитывать на два дополнительных дня отдыха. При этом не имело значения то, в какие именно дни (рабочие или выходные (праздничные)) осуществлялось несение службы в наряде. ——————————— Здесь и далее выделено мной. — Р. Т.

Источник: http://center-bereg.ru/e505.html

Компенсация за переработки

Использование военнослужащим накопившейся переработки

Более 1000 военнослужащих и членов их семей получили ответы от военного юриста медиа группы Mil.Press.

Если ваш вопрос связан с денежным довольствием, пенсионным обеспечением, жилищной проблемой или увольнением со службы, выберите нужную тему в представленном ниже выпадающем списке.

Также вы можете ознакомиться со списком наиболее популярных вопросов.

Новые обращению в юрконсультацию временно не принимаются.

По окончании служебной командировки потребовал выходные за воскресенья, проведенные в командировке + переработка в рабочие дни. Командир сказал, что в воскресенья я отдыхал в соответствии с регламентом и ст.

ст 8 и 220 Устава внутренней службы устарели – есть Приказ МО РФ, где командировка исключена из мероприятий, проводящихся без ограничения времени… При чем тут ст.

8 и выходные проведенные в командировке, то есть при исполнении служебных обязанностей? Прав ли командир, исключая выходные, проведенные в командировке из компенсации отдыха в другие дни по окончании командировки?

Сергей Владимирович Петров, Тема вопроса: Прочее Населенный пункт: Воронеж

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона “О статусе военнослужащих” общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вместе с тем в ряде случаев допускается превышение общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с последующей компенсацией им этого времени отдыхом. Так, в том же п. 1 ст. 11 Федерального закона “О статусе военнослужащих” указано, что привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (т. е. дополнительно в рабочие, выходные и праздничные дни) компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления такой компенсации время исполнения служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию военнослужащих к основному отпуску. В соответствии сп. 3 ст. 11 Федерального закона “О статусе военнослужащих” военнослужащие могут быть привлечены к выполнению обязанностей боевого дежурства (боевой службы), участию в учениях, походах кораблей и других мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Перечень этих мероприятий определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. В Министерстве обороны Российской Федерации данный перечень определен приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. №492. Однако в соответствии с п. 3.1. ст. 11 Федерального закона “О статусе военнослужащих” военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в соответствии с пп. 1 и 3 данной статьи не предоставляется. Порядок учета служебного времени и условия предоставления в указанных случаях отдыха определяются Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации “Вопросы прохождения военной службы” от 16 сентября 1999 г. № 1237 (далее – Положение). Непосредственно данные правоотношения регулируются приложением № 2 к Положению, именуемым Порядком учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха. В пп. 1 и 3 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха указано, что учет времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (сверхурочное время) и отдельно учет исполнения служебных обязанностей в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных дополнительных суток отдыха в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона “О статусе военнослужащих” и предоставленного времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале. В соответствии с п. 2 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха форма и порядок ведения журнала устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. В Министерстве обороны Российской Федерации форма и порядок ведения Журнала учета времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности, еженедельного служебного времени, привлечения этих военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставления им дополнительного времени отдыха установлена приказом Министра обороны Российской Федерации “Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации” от 30 сентября 2002 г. № 350. Когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения служебных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску. Дополнительные сутки отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят. Пунктом 5 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определено, что время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям военнослужащему предоставляются двое суток отдыха. Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы. Из содержания приведенных правовых норм усматривается, что продолжительность предоставляемого военнослужащим отдыха (в часах или сутках) зависит лишь от длительности исполнения ими служебных обязанностей в рабочие, выходные и праздничные дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени или длительности привлечения военнослужащих к указанным мероприятиям, проводимым без ограничения времени. При этом продолжительность компенсирующего отдыха ни Федеральным законом “О статусе военнослужащих”, ни Положением не ограничена, а сроки его предоставления строго не определены. Указание в п. 3 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха о возможности присоединения к основному отпуску дополнительных суток отдыха в количестве не более 30 ограничивает лишь длительность компенсирующего отдыха, используемого по желанию военнослужащего совместно с отпуском. Вместе с тем при наличии у военнослужащего права на больший отдых оставшаяся его часть (превышающая зо суток) по смыслу перечисленных правовых норм должна быть предоставлена в другое время отдельно от отпуска. Данный вывод не противоречит п. 7 ст. 29 Положения, согласно которому общая продолжительность основного отпуска с учетом времени отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно. Кроме того, установление законодателем права военнослужащего на присоединение по его желанию дополнительных суток отдыха к основному отпуску предполагает возможность использования этого отдыха не только совместно с отпуском, но и отдельно, а следовательно, и в другом году. Иное толкование и применение названных нормативных правовых актов противоречило бы их буквальному содержанию и правовому смыслу. Аналогичный подход должен применяться и в случае предоставления военнослужащему реабилитационного отпуска, предусмотренного пунктом 6 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха. Для реализации своего права на дополнительные сутки отдыха военнослужащий должен обратиться с рапортом по команде к командиру (начальнику), имеющему право издавать письменные приказы. Поэтому рекомендую Вам подать мотивированный рапорт с подробным указанием переработки по возможности с приложением доказательных документов и просить отдыха. Если ответ будет отрицательным, а права Ваши нарушены, обращайтесь в прокуратуру в порядке надзора за действиями должностных лиц.

Бадасюк В.О. ,

Возврат к списку

Источник: https://flot.com/project/legalservice/?ELEMENT_ID=119521

Законовед
Добавить комментарий