Иск от страховой от 2010 года, стал известен мне только в 2014 году. Нужно ли платить?

Обязательные страховые взносы ИП: когда и сколько платить — Эльба

Иск от страховой от 2010 года, стал известен мне только в 2014 году. Нужно ли платить?

Страховые взносы платят, чтобы бесплатно обращаться к врачу и получать пенсию в старости. За наёмных сотрудников взносы перечисляет работодатель. ИП работает на себя и сам платит страховые взносы. 

Размер страховых взносов ИП в 2019 году

Взносы состоят из двух частей: фиксированной и дополнительной, которая зависит от доходов.

Фиксированную нужно платить всегда, даже если весь год вы не вели бизнес и не получали доходы.

В 2019 году фиксированная часть составляет 36 238 рублей. Из них:

  • 29 354 рублей — на пенсионное страхование
  • 6 884 рублей — на медицинское страхование.

Дополнительные взносы по-прежнему составляют 1% от доходов свыше 300 тысяч рублей.

Максимальная сумма взносов за 2019 год —  241 716 рублей.
Максимальный размер взносов за 2018 год — 218 200 рублей.

Пример:
ИП с годовым доходом 1 млн рублей заплатит 36 238 рублей + 7 000 рублей (1% от (1 млн — 300 тыс.))

Эльба создана для небольшого бизнеса. Она сама готовит платёжки в Пенсионный фонд и ФОМС, уменьшает налог на взносы и формирует отчёты. Первые 30 дней бесплатно.

Доход для расчёта 1% взносов

  • на ОСНО — все доходы, с которых вы платите НДФЛ.
  • на ЕНВД — вменённый доход, который проще всего определить так: сложить показатели строки 100 по декларациям ЕНВД за каждый квартал года.
  • на патенте — потенциально возможный доход, установленный в регионе для вашего вида деятельности. Размер потенциально возможного дохода нужно скорректировать на период, на который вы приобрели патент.
  • на УСН  — доходы, с которых вы платите налог УСН. Обычно это оплата от клиентов за товары и услуги, но есть ещё внереализационные доходы: например, проценты по вкладам и материальная выгода. Расходы не учитываются, даже если вы на УСН «Доходы минус расходы», хотя об этом до сих пор спорят. О неразберихе мы рассказывали на видео:

Если совмещаете несколько систем налогообложения, сложите доходы по каждой из них.

Сроки уплаты страховых взносов за 2019 год

  • 31 декабря 2019 года – для фиксированной части взносов. 
  • 1 июля 2020 года — для уплаты 1% от дохода свыше 300 000 рублей.

Кбк для уплаты страховых взносов

  • 182 1 02 02140 06 1110 160 — фиксированная часть +1% от доходов выше 300 тыс.руб.
  • 182 1 02 02103 08 1013 160 — взносы на медицинское страхование.

Подробнее о заполнении платёжек по взносам читайте нашу статью.

При уплате страховые взносы не делятся на страховую и накопительную части. ПФР самостоятельно распределяет взносы согласно варианту финансирования пенсии, который вы выбрали.

Страховые взносы за неполный год

Если вы зарегистрировали ИП не с начала года, размер взносов уменьшится пропорционально календарным дням. Если закрыли ИП в течение года, сумма взносов тоже будет меньше. Посчитайте взносы за неполный год в калькуляторе взносов.

Уменьшение налогов на страховые взносы

Налог на УСН «Доходы» и ЕНВД можно уменьшить на сумму взносов. Налог уменьшают только те взносы, которые заплатили в тот же период, за который считаете налог. Например, налог УСН за первое полугодие 2019 можно уменьшить на взносы, которые заплатили с 1 января до 30 июня 2019 года. 

ИП без сотрудников могут уменьшить налог полностью на страховые взносы за себя, а ИП с сотрудниками — не больше 50% от суммы налога на взносы за себя и за сотрудников.

На УСН «Доходы минус расходы» страховые взносы не уменьшают налог, а включаются в состав расходов. 
Подробнее о правилах уменьшения читайте в статье.

Ответственность за неуплату страховых взносов

За каждый день просрочки начисляют пени — примерно 9% годовых. Например, если заплатить фиксированную часть взносов за 2019 год на 30 дней позже, начислят 290 рублей пеней.

Ещё могут заблокировать банковский счёт, но только если не заплатить взносы по требованию налоговой.

Отчётность по взносам ИП за себя сдавать не нужно

Просто заплатите в налоговую нужную сумму.

Когда можно не платить страховые взносы за себя

Обратите внимание, отсутствие дохода не отменяет обязанность платить страховые взносы. Законом предусмотрены лишь исключительные случаи, когда ИП вправе не платить взносы:

  • военная служба;
  • отпуск по уходу за каждым ребёнком до 1,5 лет, но не более 6 лет в общей сложности;
  • уход за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности;
  • период проживания за границей с супругами, направленными в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах и т п., но не более 5 лет в общей сложности.

Чтобы воспользоваться освобождением от страховых взносов, придётся предоставить подтверждающие документы налоговой, а также доказать отсутствие деятельности и доходов.

Как поможет Эльба

  • Напомнит о сроках.
  • Посчитает страховые взносы с учётом даты регистрации ИП и ваших доходов.
  • Подготовит платёжки с правильными реквизитами.
  • Уменьшит налог на страховые взносы.

Размер страховых взносов за прошлые годы

Размер страховых взносов в 2018 году

Фиксированная часть — 32 385 рублей, из которых:

  • 26 545рублей — на пенсионное страхование
  • 5 840 рублей — на медицинское страхование.

Размер страховых взносов в 2017 году

Фиксированная часть — 27 990 рублей, из которых:

  • 23 400 рублей — на пенсионное страхование
  • 4 590 рублей — на медицинское страхование.

Дополнительно — 1% от доходов свыше 300 тысяч рублей. Максимальный размер взносов за 2017 год — 191 790 рублей.

Размер страховых взносов в 2016 году

Фиксированная часть — 23 153 рублей 33 копейки, из которых:

  • 19 356 рублей 48 копеек — в ПФР
  • 3 796 рублей 85 копеек — в ФОМС.

Дополнительно — 1% от доходов свыше 300 тысяч рублей. Максимальный размер взносов за 2016 год — 158 648 рублей 69 копеек.

Размер страховых взносов в 2015 году

Фиксированная часть 22 261 рублей 38 копеек, из которых:

  • 18 610 рублей 80 копеек — в ПФР
  • 3 650 рублей 58 копеек — в ФОМС.

Дополнительно — 1% от доходов свыше 300 тысяч рублей. Максимальный размер взносов за 2015 год — 152 536 рублей 98 копеек.

Размер страховых взносов в 2014 году

Фиксированная часть — 20 727 рублей и 53 копейки, из которых:

  • 17 328 рублей 48 копеек — в ПФР 
  • 3 399 рублей 05 копеек — в ФОМС.

Дополнительно — 1% от доходов свыше 300 тысяч рублей. Максимальный размер взносов за 2014 год — 142 026 рублей и 89 копейки.

Взносы перестали делить на страховую и накопительную части, теперь их следует перечислять одной платежкой на КБК страховой части.

Размер страховых взносов в 2013 году

Общая сумма взносов за год составляет 35 664 рублей 66 копеек:

  • 32 479,20 рублей — в ПФР
  • 3 185,46 рублей — в ФОМС.

Взнос в ПФР делится на страховую и накопительную части.

Размер страховых взносов в 2012 году

Сумма взносов — 17 208 рублей 25 копеек:

  • 14 386,32 рублей — в ПФР
  • 2821,93 рублей — в ФОМС.

Взнос в ПФР делится на страховую и накопительную части, которые уплачиваются отдельно. Предприниматели, старше 1967 года, платят только страховую часть, остальные — и ту, и другую.

Статья актуальна на 25.01.2019

Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/29

Пришел регресс страховой компании. Что делать? | Страховой юрист

Иск от страховой от 2010 года, стал известен мне только в 2014 году. Нужно ли платить?

     Бытует мнение, что при иске страховой компании в порядке регресса совершено ничего сделать нельзя.  Это мнение ошибочное. Каждый случай особый и требует индивидуального подхода. В половине регрессных исков (если не больше) есть возможность, если не полностью уйти от ответственности, то существенно уменьшить суму требований страховщика.

Регресс  – право страховщика на выдвижение в пределах фактически оплаченной страхователю суммы возмещения (ущерба) к третьей стороне, которая виновата в страховом случае, с целью получения от нее компенсации за нанесенный вред.

     Мы в своей практике довольно часто сталкиваемся с ситуацией, когда на наших клиентов страховая компания подает иск в суд в порядке регресса.

     Прежде всего, давайте разберемся с тем, на чем именно основывается подача иска страховой компании.

     Нормативная база. Подача страховой компании иска в суд в порядке регресса предусмотрено:

Ст.993 Гражданского кодекса Украины, а именно:

 «К страховщику, который выплатил страховое возмещения по договору имущественного страхования, в размере фактических расходов переходит право требования,  которое страхователь либо другое лицо которое получило страховое возмещение, имеет к лицу, ответственному за причинение ущерба.»

Ст. 27 Закона Украины «О страховании», а именно:

«К страховщику, который выплатил страховое возмещения по договору имущественного страхования, в размере фактических расходов переходит право требования,  которое страхователь либо другое лицо которое получило страховое возмещение, имеет к лицу, ответственному за причинение ущерба».

     При трактовке указанных норм можно увидеть следующее (возьмем к примеру ДТП):

     Страховщик, который застраховал потерпевшее лицо по договору КАСКО, после выплаты страхового возмещения имеет право стянуть выплаченную суму с виновника ДТП. Т.е. виновник ДТП должен возместить страховой компании потерпевшего суму выплаченного страхового возмещения по КАСКО.

     Также законодателем предусматривается возможность регресса (иска страховщика) страховой компании по ОСАГО к своему же страхователю – виновнику ДТП. Т.е.

страховщик по ОСАГО – выплачивая страховое возмещения потерпевшему в ДТП имеет право подать иск на возмещение к своему же страхователю – виновнику ДТП, но исключительно в случаях которые предусмотрены частью 1 ст.

38 Закона Украины «О Обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников транспортных средств», а именно :

а) если страхователь (водитель) управлял  транспортным   средством   в  состоянии  алкогольного,  наркотического  или  другого  опьянения или под воздействием  медицинских  препаратов,  которые  снижают  внимание и скорость реакции.

б) если страхователь (водитель) управлял транспортным  средством  без  права  на  управление транспортным средством соответствующей категории;

в) если страхователь (водитель) скрылся с места ДТП, либо отказался пройти медицинское обследование относительно употребления алкоголя, либо употребил алкоголь сразу после ДТП.

г) если  дорожно-транспортное происшествие вызвано   несоответствием  технического  состояния  и  оборудования  транспортного  средства  существующим  требованиям Правил дорожного движения.

д) если страхователь (водитель) не уведомил Страховщика о наступления ДТП, в сроки  предусмотрены законом;

ж) если страховой случай наступил с использованием застрахованного транспортного средства в  период, что  не предусмотренный договором страхования.

     Также Моторно-транспортное страховое бюро Украины (МТСБУ) имеет право подать регрессный иск в случае:

а) если собственник транспортного средства-виновник ДТП не застраховал свою гражданскую ответственность.

     И к лицам:

а) к водителю транспортного средства, который угнал транспортное средство.

б) к страховщику, который не выплатил страховое возмещение.

г) к предприятию, учреждению, организации, которые отвечают за состояние дороги, если   причиненный в результате  дорожно-транспортного происшествия вред возник по их вине.

д) к лицам, которые указаны в п.13.1. Закона, управлявшими транспортными средствами в состоянии алкогольного либо другого опьянения.

     По причинам регрессных исков МТСБУ более детально остановимся в следующих статьях.

     Выше мы уже разобрались, что такое регресс, на чем он основывается, и когда он возможен. Теперь давайте определимся, что делать, если страховая подала на Вас в суд.

     Куда приходит иск и что он собой представляет.

     Прежде всего, иск от страховой подается по Вашему зарегистрированному месту жительства. Пакет документов, который приходит к Вам состоит из определения суда, искового заявления, документов, которые прилагаются к исковому заявлению.

     Теперь определимся, что нужно делать, если к Вам пришел иск от страховой:

1) Уточните и зафиксируйте дату судебного заседания

2) Полностью изучите иск и документы на котором он основывается

3) Поднимите весь свой пакет документов по данному ДТП

4) Изучите суму требований

5) Найдите несоответствия, ошибки, пропуски, другие неточности, что указаны в иске и в приложенных документах (поверьте, они есть почти всегда)

6) Тщательно готовьтесь к судебному заседанию

     На что нужно обратить внимание во время изучения иска:

1) На исковую давность.

     Как правило, с момента происшествия по которому пришел регресс и до момента подачи на вас в суд проходит много времени. Обратите внимание, не прошла ли исковая давность обращения Страховщика в суд.

2) Наличия у Вас на момент ДТП полиса обязательного страхования гражданской ответственности

     Так как именно Ваш страховщик должен нести ответственность

3) Были ли выплаты Вашей компанией по ОСАГО страховой, которая подала на Вас иск.

4) На суму требований.

     Помните, что Страховщик имеет право требовать от Вас только суму фактической выплаты. Требования оплаты экспертизы, пени и других выплат – незаконно.

5) На документы, которые подтверждают суму требований.

     Помните, что счет СТО, счет-фактура не являются надлежащими документами, которые подтверждают суму требований. Детально на этом обстоятельстве мы остановимся в следующих статьях.

6) На соответствия всех прилагаемых документов и на правильность составления иска.

     Также очень часто происходит ситуация, когда к Вам пришел иск от страховой, а Вы застрахованы по ОСАГО. Здесь бывают несколько вариантов.

     Первый. Это когда Ваша страховая компания по ОСАГО не выплатила потерпевшему и его Страховой по договору страхования ответственности, и Страховая потерпевшего подала на Вас в суд.

     В таком случае в обязательном порядке нужно привлекать своего Страховщика по ОСАГО к судебному разбирательству.

     Второй. Это когда Ваша страховая по ОСАГО выплатила страховое возмещения потерпевшему либо его страховой компании, но этой выплаты не достаточно чтобы полностью покрыть убыток.

     Здесь можно выделить два под варианта.

     Первый – это когда Ваша страховая по ОСАГО выплатила весь свой лимит, который предусмотрен полисом.  В такой ситуации ваша страховая по ОСАГО исполнила все свои обязательства и разбираться со страховой которая подала на Вас иск нужно будет самому.

     Второй  – это когда Ваша страховая выплатила не весь свой лимит, и страховая потерпевшего требует разницу между своим убытком и сумой что оплатила Ваша страховая с Вас. В таком случаи Вам также нужно привлекать Вашу страховую  к судебному разбирательству.

     Более детально ситуацию, когда к Вам пришел регресс, а Вы застрахованы по ОСАГО мы рассмотрим в следующих статьях. 

     Не забывайте, что самостоятельное разбирательство с регрессными исками Страховщиков похоже на самолечение. Бывает удачное, а бывает далеко не очень. При получении регрессного иска рекомендуем обратиться за необходимой консультацией в наш офис, во избежание негативных последствий в будущем.

Комментариев

Источник: http://insur-law.com.ua/prishel-regress-straxovoj-kompanii-chto-delat/

Как страховые «доят» клиентов после ДТП

Иск от страховой от 2010 года, стал известен мне только в 2014 году. Нужно ли платить?

Коллега прислал мне фотографию: «Какой, по-твоему, ущерб для Nissan?» Я ответил: если фара не повреждена, 50-70 тысяч. Не угадал.

Редактор Auto.59.ru Илья Семков попал в неприятную историю. Дело было так: ехал Илья на своем «Ланосе», светофор сменился с красного на зеленый, он вырулил на перекресток и в этот момент с поперечной улицы под него выкатился Nissan X-Trail, до этого стоявший. Видимо, решил успеть. Подробности происшествия – на страничке Ильи.

Скорость была небольшой, так что и удар показался несильным, а «Ланос» так и вовсе отделался «косметикой». Nissan досталось больше, но, судя по снимкам, повреждена лишь правая сторона машины.

По словам Ильи, владелец «Ниссана» вины не отрицал и лишь сокрушался, что его страховка каско невыгодна, если он оказывается виновником ДТП. И тут Илья решил сделать благородный жест: повреждения несильные, у обоих есть каско и ОСАГО, поэтому Илья взял вину на себя.

В результате разошлись миром: страховая Ильи заплатила «пострадавшему» 120 тысяч рублей, остальное тот получил со своей страховой по каско. Обе стороны решили, что они в расчете.

Сюрприз в почтовом ящике

Через год Илья получил претензию от страховой компании владельца Nissan. Илье предписывалось оплатить в пользу страховой сумму, которую сама страховая выплатила хозяину иномарки: 300 тысяч минус 120 тысяч, покрытых ОСАГО. Причем сделать это нужно было в весьма сжатые сроки.

Илья эту бумажку проигнорировал, и вроде бы дело улеглось.

А через три года после происшествия страховая подала в суд исковое заявление, в случае удовлетворения которого Илье необходимо выплатить компенсацию в пользу страховой уже в принудительном порядке.

Сумма ущерба была оценена в 253 тысячи рублей, но из-за особенностей страховки каско (видимо, была франшиза), часть оплатил сам владелец, поэтому на долю Ильи выпало 60 тысяч рублей.

Еще раз подчеркнем, что речь идет не о претензиях владельца Nissan к Илье, а об иске страховой компании «пострадавшего» в адрес виновника ДТП. И здесь нет подвоха.

Так, если клиент, застрахованный по каско, попадает в ДТП не по своей вине, страховая выплачивает ему компенсацию, а потом взыскивает с виновника ту часть ущерба, которая не покрывается страховкой ОСАГО. Это называется зловещим термином суброгация (не путать с регрессом).

Статья 965 ГК РФ: «Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования».

Вот столкнулись две машины. Вышли два адекватных человека, посокрушались. И невиновный говорит: «Да ладно, все в жизни бывает… У меня каско. Не парься сильно». Тут, конечно, происходит эмоциональное сближение сторон, они душа в душу оформляют ДТП, созваниваются, вместе собирают бумажки… Только один из них не знает, что наличие каско у второй стороны – это не всегда плюс.

В принципе, если сумма ущерба оказалась выше выплат по ОСАГО, в суд может подать и частное лицо (например, если страховки каско не было). Но есть один психологический нюанс: частное лицо придирчиво взвешивает, стоит ли связываться.

Скажем, насчитали ущерб 144 тысячи, по ОСАГО выплатили 120 тысяч, а человек по факту отремонтировал машину у китайцев за 85 тысяч.

И он думает: стоит ли морочиться, чтобы открысить еще 24 тысячи, если я и так в плюсе? Не все любят судиться.

Другое дело страховые. Они подают в суд гораздо чаще, а точнее – почти всегда. Для них это рутинный процесс, на выполнение которого заточен целый юридический отдел. Это конвейер: есть виновник, будет суд.

«Если юридический отдел страховой компании работает хорошо, то суброгационные претензии подаются сравнительно быстро, – поясняет генеральный директор федеральной юридической компании «ГлавСтрахКонтроль» Анна Апушкинская.

– Срок исковой давности по таким делам составляет три года, и иногда в силу ряда причин, например, длительного согласования суммы ремонта с клиентом или необходимости продавать остатки конструктивно уничтоженного автомобиля, срок может увеличиваться вплоть до трехлетнего.

Изначально страховая направляет виновнику ДТП претензию и предлагает решить вопрос в досудебном порядке: человек может явиться в страховую и договориться, например, о рассрочке платежа.

Если человек игнорирует претензию, страховая компания подает в суд, который уведомляет виновника о датах заседания. Если виновник игнорирует суд, решение выносится заочно».

Кстати, если франшиза действительно была, то владелец Nissan мог взыскать эту часть ущерба с Ильи через суд. Другое дело, что как раз пострадавшая сторона к Илье претензий не имела.

Куртка замшевая… Три куртки!

Краеугольный камень – это размер ущерба. Проблема в том, что процедура суброгации обычно инициируется уже после того, как машина отремонтирована. Виновник ДТП успокоился, расслабился и оценкой не интересуется, ведь все решают страховые. А когда приходит иск, машина отремонтирована, и оценивать, по сути, нечего. Есть результаты первой экспертизы, есть счета за ремонт – попробуй, оспорь.

В обсуждаемом случае у X-Trail якобы повреждены обе фары (70 тысяч рублей), обе противотуманки, амортизатор, поворотный кулак, ступичный подшипник, капот, радиатор, бачок и моторчик омывателя и так далее. В общем, почти вся передняя часть машины. Были ли эти элементы повреждены, можно ли их было отремонтировать – вопрос почти риторический.

Что можно сделать, чтобы не допустить завышения суммы ущерба?

Во-первых, думать об этом нужно в день происшествия. Эксперты советуют при любых ДТП проводить фото- и видеосъемку последствий аварии с привязкой к местности. На снимках должно быть видно взаимное положение машин, осыпь стекла, тормозные следы, повреждения автомобилей, а также любые детали, относящиеся к происшествию. Все материалы нужно хранить минимум три года.

Ущерб пострадавшей стороне определяется в ходе технической экспертизы. «Страховая компания не обязана приглашать виновную сторону на подобные экспертизы, хотя такая практика существует, – поясняет Анна Апушкинская.

– Как правило, если речь о страховке ОСАГО, виновных приглашают, если каско – то нет. Но виновник может написать заявление в страховую с просьбой присутствовать при экспертизе, а удовлетворит ли компания его пожелание или нет – решать ей.

При этом нужно понимать, что сам по себе факт присутствия на экспертизе виновника не гарантирует ее справедливости».

Вопрос оценки ущерба чужому авто весьма превратен, и наверняка допускает всевозможные «люфты», позволяющие страховым или другим заинтересованным сторонам (прикормленным СТО, например) подтасовывать счета.

«Исходя из практики, почти каждый пункт в подобных заявлениях значительно завышен: это касается и неверной оценки износа транспортного средства на момент ДТП, и завышенных цен на запчасти, завышенной стоимости нормочаса, – делится опытом Илья Семков. – Поэтому, по моим данным, в большинстве случаев судебная экспертиза снижает оценку ущерба более чем на 50%».

Если в итоге вы получили претензию от страховой, то в первую очередь необходимо приехать в компанию и ознакомиться с материалами дела. «Основные документы, например, справку о ДТП, счета со станций техобслуживания и так далее необходимо скопировать, – советует Анна Апушкинская.

– Вести подобные дела самому очень сложно, поэтому, скорее всего, понадобится юрист. Если вы не согласны с суммой ущерба, это нужно будет доказать в суде.

Поскольку машина уже отремонтирована и проводить повторную оценку бесполезно, придется использовать другие методы, например, трасологическую экспертизу на основании фотографий.

Эксперты-трасологи сопоставят характер повреждений и объем ремонта и дадут заключение, могло ли данное ДТП привести к тем или иным повреждениям. Также необходимо проверить каталожные номера деталей, использованных при ремонте, адекватность их цен, правильность расчета трудозатрат, стоимость услуг и так далее».

«Если страховая компания не приглашала все заинтересованные стороны на осмотр транспортного средства при проведении экспертизы, у ответчика появляется обоснованный повод усомниться в объективности экспертизы, – говорит Илья Семков. – Фактически, страховая не обязана этого делать, но имеет такую возможность».

Снизить риск суброгации

Насколько такая система справедлива? Для нас, обывателей, ответ не очевиден. Ведь, фактически, застраховав машину по каско, страховая получила от владельца взнос, который и является ее интересом.

А система суброгации позволяет, грубо говоря, наполовину нивелировать все расходы страховых на оплату каско, оставив при себе премии.

В жизни, конечно, далеко не все виновники порядочны и платежеспособны, но сам принцип вызывает вопросы.

Но коль скоро принцип суброгации есть и действует, езда без страховки ОСАГО тем более чревата. Въедете в дорогую машину, застрахованную по каско – владелец, возможно, вам даже улыбнется. А сумму ущерба потом предъявят вам зубры из юридического отдела страховой.

Тем более, в последнее время ОСАГО стало эффективней за счет увеличения лимитов выплат «по железу» до 400 тысяч, и до полумиллиона за вред здоровью. Да, страховка стала дороже и в среднем стоит порядка 10-20 тысяч рублей (подробнее), но она существенно снижает риск попадания на суброгацию и другие претензии пострадавшей стороны. Тем более в кризис аппетиты страховых могут только возрасти.

Желаем всем читателям, чтобы эти соображения никогда вам не пригодились.

В практике страховых компаний есть еще один похожий термин – регресс. Обычно он применяется к страхователям по ОСАГО, грубо нарушившим правила страховки: умышленный вред, алкогольное опьянение водителя, сокрытие с места ДТП и так далее.

В этом случае страховая выплатит компенсацию пострадавшей стороне в рамках закона об ОСАГО, а затем взыщет соответствующий ущерб со своего клиента.

Попутно страховая может установить для непорядочного клиента увеличенные тарифы при покупке ОСАГО в будущем году.

Источник: https://74.ru/text/auto/51069681/

Верховный суд встал на сторону владельцев ОСАГО. Обзор пяти дел

Иск от страховой от 2010 года, стал известен мне только в 2014 году. Нужно ли платить?

Что разрешено страхователям с точки зрения высшей судебной инстанции

Есть обновление от 16:55 →

Комитет Госдумы рекомендовал принять законопроект о санации страховщиков

ТАСС, Игорь Акимов

Москва. 27 ноября. INTERFAX.RU – Страховщики продолжают при малейшей возможности уклоняться от выплат по полисам ОСАГО, а суды не всегда могут распознать злоупотребления, свидетельствуют материалы новой серии “страховых” судебных споров, которые дошли до Верховного суда (ВС) РФ.

Эксперты отмечают, что кассационная инстанция остается на позиции защиты интересов слабой стороны – страхователя и отчасти нивелирует влияние лоббистов на законодательство.

Отраслевые эксперты в свою очередь опасаются, что решения ВС открывают новые возможности для злоупотреблений “недобросовестных страхователей”.

На протяжении ноября Верховный суд опубликовал серию кассационных определений по делам, в рамках которых автовладельцы оспаривали отказы страховых компаний выплатить компенсации по ОСАГО.

Эти дела объединяет то, что во всех случаях суды районного звена удовлетворяли требования к страховщикам, после чего апелляция эти решения отменяла.

Верховный суд разобрал ошибки судов второй инстанции и вернул им все пять дел на пересмотр.

Страховщик не может диктовать условия осмотра

Первое из этих пяти дел касается ситуаций, когда владелец имеет право не доставлять поврежденную машину в страховую компанию и заказать оценку ущерба самостоятельно.

Это актуальная проблема, считают эксперты. Мошенники зачастую приглашают представителя страховщика на осмотр в населенный пункт, расположенный в сотнях километрах от областного центра, заведомо зная, что никто туда не поедет, сказал “Интерфаксу” заместитель гендиректора СК “МАКС” Виктор Алексеев.

В случае, который рассмотрел ВС, хозяин автомобиля Mitsubishi Pajero, у которого в результате аварии разбилось в том числе и стекло, не поехал в офис страховой компании, несмотря на два вызова, проигнорировал и приглашение приехать для согласования осмотра, высланное уже после отправки претензии и проведения экспертизы. “Росгосстрах” на этом основании платить не стал.

Это неправомерно, решили судьи ВС. Если машина повреждена настолько, что эксплуатировать ее нельзя (даже если просто разбито стекло), то страховщик должен организовать осмотр на территории пострадавшего в течение пяти дней. Не должна страховая компания требовать и доставки аварийной машины на эвакуаторе, вводя ее владельца в дополнительный расход.

В противном случае потерпевший при любых повреждениях машины признавался бы способным транспортировать его к страховщику, что противоречит закону об ОСАГО, отметил ВС в своем определении.

А раз компания не удосужилась организовать осмотр, то потерпевший вправе самостоятельно обратиться за экспертизой, и страховщик должен будет признать ее результаты, резюмировали судьи.

Представители страховой индустрии опасаются, что это решение создаст им серьезные сложности.

“Потерпевшего дважды приглашали на осмотр, после чего ему предложили приехать для согласования даты, времени и места осмотра – это вполне разумные действия”, – сказал “Интерфаксу” начальник управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов.

Теперь же автоюрист мог бы сослаться на решение ВС, указав, что раз суд вернул дело, то потерпевший, который игнорировал предложение страховщика, прав. “Данное решение мы не можем оценить как благоприятное для страховщиков”, – отметил он.

Утраченному праву на экспертизу – еще несколько месяцев

Второе дело – тоже “росгосстраховское”. Компания отказалась выплатить страховое возмещение пострадавшему, когда тот представил результаты самостоятельно заказанной экспертизы ущерба. “Росгосстрах” посчитал, что такого права у хозяина машины уже не было, так как 4 июля 2016 года вступил в силу запрет на такие действия (ст. 12 закона об ОСАГО), а авария произошла 22 июля 2016 года.

Это неправильный подход, указал ВС. В подобных случаях судам следует обращать внимание не на дату ДТП, а на момент заключения договора, разъяснила кассационная инстанция. А бумага эта была подписана до изменения 12-й статьи закона об ОСАГО.

Подобные ситуации возникают в периоды внесения изменений в профильное законодательство, когда и страховщик, и потерпевший не всегда понимают, какие нормы закона об ОСАГО работают в зависимости от дат, фигурирующих в деле (дата ДТП, дата заключения договора, дата вступления в силу изменений в закон об ОСАГО), считают в РСА.

При этом подход ВС союз приветствует. “Решение суда затруднит поиск лазеек между датами для предъявления неправомерных требований”, – сказал Маклецов из РСА. Бывают, по его словам, и добросовестные заблуждения, неверное понимание нововведений.

“Нужно отказаться от поправок в закон об ОСАГО в нынешних реалиях, чтобы дать практике устояться и избежать неправомерных претензий, основанных на различном понимании нововведений”, – резюмировал сотрудник РСА. Впрочем, директор судебно-правового департамента Страховой компании “Согласие” Анна Полина-Сташевская считает, что определение ВС по этому делу четко основано на положениях действующего законодательства.

Ущерб можно обосновать непосредственно в суде

В центре третьего спора оказался отказ страховой компании “ВСК” платить из-за неполного пакета документов, который направил автовладелец.

В последовавшем затем судебном процессе размер ущерба был установлен, страховщик его не оспаривал. А раз так, то лишать права на страховое возмещение нельзя, решил ВС.

Можно отклонять только дополнительные требования: компенсацию морального вреда, неустойку штраф и пр., следует из кассационного определения.

“Верховный суд принял обоснованное решение”, – считает Полина-Сташевская. Не согласен с ней Алексеев из СК “МАКС”, у которого решение Верховного суда вызывает серьезные опасения. По его мнению, суд должен установить не только ущерб, но и документально подтвердить сам факт аварии, иначе все “пьяные” наезды на препятствия могут превратиться в ДТП.

“Злоупотребления по таким ситуациям были и раньше, а на фоне отмены с 20 октября справки о ДТП (так называемая форма №154 – ИФ) можно получить всплеск сфальсифицированных ДТП”, – предупреждает он. “Действия недобросовестных страхователей могут быть весьма неприятны”, – опасаются в РСА. Представители РСА видят в этом почву для конфликтов и роста числа обращений в суд.

Страховщик не может отказать в выплате вместо банкрота

В четвертом деле виновник ДТП был застрахован в страховой компании “Оранта”, у которой отозвали лицензию 29 апреля 2015 года. Потерпевший обратился к своему страховщику – “СК Мегарусс-Д” – за компенсацией, но получил отказ.

Так делать нельзя, указал ВС. Страховая компания потерпевшего в подобных случаях должна заплатить, а потом может обратиться за компенсацией в профессиональное объединение страховщиков, следует из кассационного определения.

Это уже устоявшаяся практика. Если виновник ДТП был застрахован у страховщика, у которого затем отозвали лицензию, мы направляем заявку на акцепт, а затем выставляем требование на оплату в РСА, говорит Алексеев. По его словам, не было случая, чтобы РСА отказал в компенсации.

По закону об ОСАГО, в этом случае потерпевший обращается за прямым возмещением убытков, а страховщик затем обращается в РСА. Такая практика существует с 2014 года, когда вступили в силу соответствующие поправки, отмечают в союзе страховщиков: “Таким образом выплачивается около двух третей всех компенсационных выплат – безо всяких судов, просто по закону”.

Доверенность – это тоже владение

Пятое дело возникло из-за отказа страховой компании “Гелиос” компенсировать автовладельцу ущерб от аварии, в которую попали два его автомобиля. Автомобиль Toyota, где хозяин был за рулем сам, ударил Mercedes, которым управляли по доверенности.

Суды двух инстанций поддержали страховщика на том основании, что кредитор и должник в случае такой аварии едины в одном лице, но ВС направил дело на новое рассмотрение.

Он указал, что водитель Mercedes владел машиной в момент ДТП и, значит, на него распространяются все связанные с владением обязанности.

“Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции не указали каких-либо норм, в силу которых страховщик освобождался бы от выплаты страхового возмещения в случае причинения лицом, ответственность которого застрахована, вреда имуществу другого лица”, – говорится в определении ВС.

Работа над ошибками

Эту серию дел объединяет то, что страховые компании допустили явные злоупотребления, а нижестоящие суды не смогли их распознать, отмечают эксперты. “Верховный суд в целом остается на позиции защиты прав страхователя, как слабой стороны”, – сказал “Интерфаксу” адвокат Алексей Михальчик.

В последнее время под давлением лоббистов страховой отрасли происходит дрейф законодательства не в пользу пострадавших, отметил он. “Требования к страхователям ужесточаются под предлогом борьбы с мошенниками, но в результате мы получаем формулировки закона, de facto устанавливающие презумпцию недобросовестности лица, обратившегося за получением страховой выплаты”, – сказал Михальчик.

Но практика ВС, по его словам, отчасти нивелирует эту тенденцию. “В указанных судебных актах совершенно правильно разъясняется, что основополагающим обстоятельством для страховщика является факт ущерба, а не сопутствующие формальные обстоятельства”, – отметил Михальчик.

“Эти решения Верховного суда пресекают злоупотребления, допущенные страховыми компаниями”, – отметила руководитель юридического отдела юридического бюро “Падва и Эпштейн” Татьяна Манакова.

При этом, по ее словам, они почти полностью основаны на разъяснениях, которые ВС дал в постановлении от 29 января 2015 года №2 “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.

Значит, резюмирует Манакова, ожидать изменения судебной практики не стоит.

Источник: https://www.interfax.ru/business/589199

Законовед
Добавить комментарий