Имеют ли право заставить заключать договор на вывоз мусора?

Ни экономии, ни порядка: чем новые правила обращения с мусором навредили ТСЖ

Имеют ли право заставить заключать договор на вывоз мусора?

Заинтересованность ТСЖ в поддержании порядка на контейнерной площадке падает. Расчет с регоператором по нормативу не позволяет сэкономить. Начисление платы по количеству жильцов —​ головная боль. Сменить контрагента невозможно, даже если качество обслуживания ухудшается. А перспективы пугают.

С 1 января для ТСЖ и управляющих компаний в Татарстане изменились правила игры в части обращения с твердыми коммунальными отходами.

Все они вынуждены заключать договоры на вывоз ТКО с выбранными региональными операторами — ООО “УК “ПЖКХ” в Западной зоне и ООО “Гринта” — в Восточной.

Малый бизнес, вывозивший мусор из жилого фонда, оказался вытеснен с рынка, а жилищники вынуждены менять устоявшиеся схемы работы.

Кроме смены контрагентов и существенного роста тарифа (с 297 рублей за куб до 439 руб.), изменилась система начисления платы за услугу.

Если раньше она начислялась исходя из площади квартир, то теперь — исходя из количества проживающих (и нормы накопления ТКО). Итого — 71,95 руб. с человека.

С ТСЖ и УК регоператор также взимает плату по нормативу (это заявлено в его типовом договоре), хотя прежде они рассчитывались с мусоровывозящими компаниями по фактическому объему ТКО.

“Idel.Реалии” поговорили с представителями нескольких казанских ТСЖ и узнали, что они думают о новшествах в работе.

Отметим, что на момент разговора (начало марта) ни один из наших собеседников еще не получил счет на вывоз ТКО от регоператора. У большей части также нет и договора.

“СХЕМА НЕРАБОЧАЯ”

Лейсан Сайфутдинова, председатель правления ТСЖ “Даурская 24А”, считает что новая схема обращения с ТКО нерабочая и через полгода придется что-то менять.

— Раньше (когда ТСЖ оплачивало вывоз ТКО по фактическому объему — “Idel.Реалии”) мы были заинтересованы в том, чтобы не пускать чужих на контейнерную площадку, чтобы крупногабаритный мусор не бросали в контейнеры, а вывозили самостоятельно. А сейчас, когда расчет ведется по нормативу, никакой заинтересованности нет.

Прежде, отмечает Сайфутдинова, если образовывались излишки (разница между суммой, выплаченной мусороперевозчику, и собранной с жильцов), они направлялись на нужды ТСЖ. Сейчас же все излишки будут оседать у регоператора — “УК “ПЖКХ” на счете в Нижнем Новгороде.

Ходить по квартирам и выяснять, сколько людей в них проживает, предлагалось руководству ТСЖ

Принятый порядок начисления платы — исходя из количества проживающих людей — вызывает у нашей собеседницы очень большие вопросы. По её словам, сначала “УК “ПЖКХ” планировала рассчитывать плату за вывоз ТКО исходя из фактически проживающего населения. При этом ходить по квартирам и выяснять, сколько людей в них проживает, предлагалось руководству ТСЖ.

Об этом праве ТСЖ и управляющих компаний говорится в п. 148_23 (в) постановления правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”.

Впрочем, спустя какое-то время, говорит наша собеседница, планы изменились: регоператор в расчетах решил перейти от фактически проживающего населения к прописанному. Однако если в квартире не прописан никто, в этом случае следовало считать, как если бы там был прописан хотя бы один человек. То есть если в доме 160 квартир и никто не прописан, ТСЖ будет платить исходя из 160 человек.

Словом, сколько фактически проживает — не сосчитать, заключает Сайфутдинова, ну а если начислять по прописанным, получается несправедливо. Кто-то вообще прописан в другом регионе.

“НЕ ТАК ХОРОШО ОБСЛУЖИВАЮТ, КАК РАНЬШЕ”

— Проблема, сложность в том, что меня не так хорошо сейчас обслуживают, как раньше, — объясняет Наиля Закирова, председатель правления ТСЖ “Серебряный каскад” (по данным МинЖКХ.РУ в управлении — 6 домов). — И я не могу перейти в другую компанию. Обычно, если плохо начинали работать, мы тут же переходили в другую компанию, даже на более выгодных условиях.

По словам Закировой, они высказывали свое пожелание к регоператору вывозить мусор каждый день. Однако уже несколько раз в этом году было так, что водитель мусоровоза на контейнерную площадку ТСЖ не заезжает под предлогом того, что там мало мусора.

— А раньше все время приезжали, — отмечает она. — Независимо от того, сколько контейнеров у нас полных. И в воскресенье тоже вывозили, потому что за субботу-воскресенье очень много мусора набирается.

На этой почве уже происходят конфликты с жильцами.

Второе неудобство в работе по новой схеме, отмечает Закирова, заключается в том, что плату начисляют по прописанным людям и собственникам, и этим людям приходится платить, даже если они проживают в другом месте. Мол, на этой почве уже происходят конфликты с жильцами.

Впрочем, по её словам, это пока “УК “ПЖКХ” собирает данные с ТСЖ по прописанным и собственникам, а в дальнейшем планирует вести расчеты по фактически проживающим. Правда, каким образом — Закирова не представляет.

На текущий момент, по словам председателя ТСЖ “Серебряный каскад”, регоператор не выполнил их просьбы установить на мусорной площадке евроконтейнеры с частью из них — для раздельного сбора ТКО. А ведь согласно п.

148_30 постановления правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года в случае раздельного накопления сортированных отходов размер платы за услугу по обращению с ТКО определяется исходя из фактически вывезенного объема мусора (объема контейнеров).

По предварительным оценкам Закировой, в связи с начислением платы по нормативу ТСЖ будет платить раза в два больше, чем если бы расчет велся по фактическому объему.

“ТЕХНИЧЕСКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ НАЧИСЛЯТЬ ПО СОБСТВЕННИКАМ НЕ РЕАЛИЗОВАНА”

— Есть такие квартиры, где никто не прописан, — рассказывает Руслан Губайдуллин, главный бухгалтер ТСЖ “Мечта” (по данным МинЖКХ.РУ в управлении — 4 дома). — Техническая возможность начислять по собственникам пока не реализована. И у оператора пока тоже нет никаких четких пояснений по тому, как это будет реализовано в ближайшее время.

Получается, что вразрез с жилищным законодательством будет двойное начисление услуги

По закону, если нет ни одного прописанного человека, то считается по собственникам, — более подробно объясняет Губайдуллин (это следует из п.

148_36 постановления правительства РФ №354, в котором говорится, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения — “Idel.Реалии”). — Получается, что вразрез с жилищным законодательством будет двойное начисление услуги.

Но у нас это пока проблематично реализовывать, потому что именно по собственникам начисление (в программном обеспечении, которым они пользуются —​ “Idel.Реалии”) не производится, а производится только по проживающим.

Расчет по нормативу, по мнению Губайдуллина, приведет к росту платы за услугу, а для их контрагента — подрядчика регоператора “Мехуборка КЗН” может обернуться проблемой.

— Эта проблема ложится не на регионального оператора, а, скорее, на исполнителей, потому что именно исполнители в случае превышения фактического вывоза над нормативным будут вынуждены из своего кармана расплачиваться за это. Может быть такое, что, скажем, с нашего дома они должны вывезти 100 тонн, а вывозят, например, 120. За 20 они будут вынуждены заплатить.

РАСЧЕТ ПО ПЛОЩАДИ БЫЛ БОЛЕЕ СПРАВЕДЛИВЫМ

Павел Громов, председатель правления ТСЖ “Старт” (по данным МинЖКХ.РУ в управлении — 6 домов), считает, что в их ТСЖ ситуация с вывозом мусора принципиально не изменилась. Даже контрагент остался тот же — “Поволжская экологическая компания” (“ПЭК”), сейчас она является подрядчиком регоператора.

Правда, один минус все же есть. Раньше, рассказывает он, рядом с контейнерами стоял большой бункер, который использовали как запасной. Когда контейнеры заполнялись, их закрывали, а мусор начинали складывать в бункер. Сейчас “ПЭК” бункер убрала, и хотя компания регулярно вывозит отходы, случается, что контейнеры стоят переполненные и жильцы складывают мусор на землю.

Это ж какой штат сейчас людей надо найти, чтобы эти офисы пройти и заставить их заключить договор?

Громов считает, что расчет стоимости вывоза ТКО исходя из площади квартир был более справедливым и понятным, по сравнению с расчетом по прописанным людям. У них, говорит он, чуть ли не половину квартир сдают, некоторые квартиры сдают посуточно. Соответственно мусора там может быть гораздо больше, чем прописано людей. А фактически проживающих сосчитать нереально.

Кроме того, Громов опасается, что для работы с офисами, которые сейчас должны заключать договоры напрямую с регоператором и ему же платить, будут привлекать ТСЖ.

— Раньше мы у них (офисов — “Idel.Реалии”) брали с квадратного метра. Так они же (регоператор — “Idel.Реалии”) сейчас припахивать нас начнут, как я понимаю. У них людей не хватает. Как они сейчас с этих офисов [будут взымать плату]? Кто у них будет следить? Это ж какой штат сейчас людей надо найти, чтобы эти офисы пройти и заставить их заключить договор?

Опасения Громова имеют под собой основания. Так, в п. 148_1 вышеупомянутого постановления правительства РФ №354 сказано, что управляющие компании, товарищества, кооперативы предоставляют регоператору сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляют уведомления этим собственникам о необходимости заключить договор с региональным оператором.

“НАШЕЙ-ТО ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ НИКАКОЙ НЕТ”

ТСЖ “Новаторов” реформа пока не коснулась. Их мусор продолжает, как и раньше, вывозить частный перевозчик.

— Первое, что мне не нравится — у нас количество людей всегда будет меняться.

А по этому закону мы ведь должны сбор денег и перечисление денег делать по количеству людей, — делится своим мнением о грядущих переменах Валерий Мороз, председатель правления ТСЖ “Новаторов”.

— Это очень неприятно, потому что вписываются, выписываются, то убывает численность людей, то прибавляется. А тут как мы это урегулируем? Мы должны каждый месяц или каждые два-три месяца подавать эти данные? У нас девять домов!

Во-вторых, я не знаю, как они будут вывозить мусор, как они будут крупногабаритный мусор вывозить. Мы им будем звонить — вот у нас тут накопилось, или они будут следить за этим?

Уборка этих контейнерных площадок у нас отдельным параграфом идет. Я всегда следил за своими контейнерными площадками. Всегда у нас были чистота, порядок. А сейчас кто будет за этим [следить]? Меня это пугает.

Нашей-то заинтересованности никакой нет. Немножко это отдаляет от нас вот это все: кто будет вывозить, когда будет вывозить, как будет вывозить, сколько будет копить. Мы всегда следили за этим.

У меня есть люди, которые занимаются этим. У них порядок там. А сейчас немного все по-другому.

И вот этот индивидуальный перевозчик, который у меня вывозил — бывают же люди разные — всегда помогал ребятам, и всегда были чистота и порядок.

С этим мусором очень большая проблема, понимаете? Мы только наладили это всё — сейчас выходит этот закон, и там много сырых вопросов, которые совершенно еще не урегулированы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Источник: https://www.idelreal.org/a/29839498.html

Что будет, если не платить за мусор?

Имеют ли право заставить заключать договор на вывоз мусора?

Придут ли к вам судебные приставы, если проигнорировать квитанцию, и продолжат ли вывозить отходы у домов-должников.

– С чего мы должны платить за мусор в разы больше, если ничего не меняется? Я за капремонт ни разу не платил, и насколько знаю, по истечении трёх лет накопленный долг уже не взыскать. С мусором это прокатит?

В начале января жители многих российских городов начали получать рассылку в мессенджере WhatsApp с призывом не платить за мусор.

Неизвестные авторы сообщали, что платёжную квитанцию можно проигнорировать (напомним, в Кирове плата за мусор будет указана в одной платёжке с платой за электричество), так как договор с регоператором по вывозу мусора якобы считается заключённым только с момента оплаты первой квитанции.

– Направленный вам документ постарайтесь сохранить, возможно, в суде он будет единственным доказательством вашего отказа от заключения договора.

Отнеситесь, пожалуйста, со всей внимательностью к этому процессу, так как при неосторожном заключении договора в дальнейшем расторгнуть его можно будет только через суд, а суммы задолженности за это время могут вырасти до неподъёмных, – такой текст распространялся в мессенджере.

До Кирова волна рассылок в мессенджерах пока не докатилась. Однако в социальных сетях кировчане уже активно обсуждают, можно ли не платить за вывоз мусора и какие могут быть последствия.

– Найти провокаторов и интересантов вброса – дело правоохранителей, – прокомментировал рассылку вице-спикер ОЗС Кировской области Роман Титов в своём телеграм-канале.

– Но пыл любителей коммунальных лайфхаков хочется охладить: по закону конклюдентными действиями (простите за юридический термин) по принятию договора-оферты с регоператором является вовсе не оплата квитанции, а пользование контейнерами (или площадками складирования), равно как и принятие регоператором обязанности по вывозу мусора из контейнеров.

Таким образом, даже если вы не заключали договор с региональным оператором – компанией «Куприт» – и не оплачивали первую квитанцию, обязанность платить всё равно есть.

Однако если ваши соседи саботируют платёжки, это не значит, что двор утонет в мусоре. В «Куприте» заявили, что долги конкретных домов никак не повлияют на качество услуг.

Региональный оператор продолжит выполнять работу в своей зоне ответственности вне зависимости от того, как платит население.

Но в «Куприте» говорят, что будут вести претензионную работу с должниками в судах. Далее последствия неоплаты вывоза мусора будут такими же, как в случае неоплаты любой другой коммунальной услуги:

  • взыскание суммы долга, в том числе на лицевых счетах в банках;
  • взыскание суммы долга на зарплату, пенсию и другие доходы должника, в том числе возможно удержание с банковской карты;
  • арест имущества с его дальнейшей реализацией в счёт уплаты долга;
  • временное ограничение на выезд за границу;
  • ограничение регистрационных действий с имуществом (например, на продажу квартиры).

Если суд постановил заплатить долг, а должник не погасит его в течение пяти дней, судебный пристав-исполнитель вынесет постановление о взыскании исполнительского сбора, что предполагает дополнительные денежные взыскания – 7% от суммы долга, но не менее 1 000 рублей для граждан и 10 000 рублей для должников-организаций.

По теме

Мэрия: форма оплаты за мусор в Кирове меняться не будет

1669 12

Также в случае неоплаты квитанции должнику будут начисляться пени. С 31-го по 90-й день просрока платежа пени составит 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка за каждый день просрочки, с 91-го дня – 1/130 от ставки рефинансирования. Рассчитать пени можно с помощью онлайн-калькуляторов (их можно найти в интернете).

Когда в 2015 году появился взнос за капремонт, в сети также появлялись призывы не платить.

Использовался такой же аргумент, что и с мусором: если собственник не заключил договор с Фондом капитального ремонта, то платить якобы необязательно.

Также апеллировали к тому, что организация носит название НКО «Фонд капитального ремонта», а это значит, что взносы в неё могут быть только благотворительными.

В попытке оспорить законность взимания взносов в «общий котёл» оппозиционные партии дошли до Конституционного суда. Но тот в конце концов признал эти платежи законными. Можно вспомнить и многочисленные митинги против «поборов» на капремонт, и масштабный сбор подписей в 2015 – 2016 годах. Все эти действия по большому счёту ни к чему не привели.

В городской администрации и «Куприте» говорят, что учли возможный риск неоплаты вывоза отходов на первых этапах реализации мусорной реформы. По словам сити-менеджера Ильи Шульгина, у регоператора есть финансовый запас прочности на несколько месяцев, чтобы продолжать работу вне зависимости от собираемости платежей.

Собственно, и за капитальный ремонт кировчане поначалу тоже платили неохотно: к марту 2015 года собираемость составляла всего около 40%. В августе неплательщики взносов получили первые квитанции с пени, а руководство Фонда капремонта Кировской области напомнило о своём праве подать на должников в суд, что и было сделано.

В конце 2015 года за капремонт платили уже 77% собственников, а сейчас собираемость взносов составляет 84%, несмотря на ежегодный рост тарифа. С должниками продолжает работать служба судебных приставов.

По данным на начало 2018 года, на исполнении в службе судебных приставов находилось более 1 000 исполнительных производств, связанных с неоплатой капремонта.

Коротко – о главном:

  1. Договор оферты с региональным оператором «Куприт» считается заключённым с момента начала оказания услуги по вывозу мусора, то есть с 1 января 2019 года. Не имеет значения, заключали ли вы с «Купритом» отдельный договор и оплачивали ли первую квитанцию. Обязанность оплачивать услугу всё равно есть.
  2. Если у вашего дома низкая собираемость взносов, это не значит, что двор утонет в мусоре – отходы всё равно будут вывозить, но «Куприт» будет подавать на должников в суд.
  3. Собственникам, которые не оплачивают услугу вывоза отходов, как и любую другую коммунальную услугу, грозит начисление пени, запрет на выезд за границу, разбирательства в суде. У службы судебных приставов есть возможность списать долг с вашей банковской карты.

Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.
Михаил Целоусов

Источник: https://kirov-portal.ru/news/vopros-otvet/chto-budet-esli-ne-platit-za-musor-23163/

Информация для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о реформе в области обращения с твердыми коммунальными отходами

Имеют ли право заставить заключать договор на вывоз мусора?

К 1 января 2019 года в России завершится переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. “Мусорная” реформа затронет всех граждан страны, но еще не все понимают ее суть.

Что изменится для населения, предприятий и бизнеса; как будет проходить перестройка существующей схемы утилизации отходов… Предлагаем разобраться в деталях и внести предельную ясность в понимание этого вопроса.

Одно из основных новых понятий для населения – региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Кто это?

Региональный оператор – это ключевое звено новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), организация, которая несет ответственность за весь цикл жизни ТКО, включая организацию их сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения в специально отведенных для этого местах. Такие системы должны начать работать в каждом регионе России до начала следующего года.

С 1 января 2019 года на территории Красноярского края будут работать 19 региональных операторов – каждый в своей зоне ответственности.

Региональные операторы Красноярского края

Какие отходы относятся к твердым коммунальным, и что с ними будет делать региональный оператор?

С законодательной точки зрения, ТКО – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления, а также товары, которые утратили свои потребительские свойства в процессе их использования.

К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и аналогичные по составу, которые образуются в жилых помещениях.

Проще говоря, региональными операторами от населения будут вывозиться пищевые отходы и упаковка продуктов (стеклянная, деревянная, полимерная и т.п.), пакеты и смёт из жилища, домашние растения и крупногабаритные отходы. К последним относятся пришедшие в негодность мебель, мелкая и крупная бытовая техника, электрические приборы за исключением ртутьсодержащих ламп.

Услугу Регионального оператора по обращению с ТКО оплачивает собственник твердых коммунальных отходов: население – собственники помещений в МКД и хозяева частных домо­владений, юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Кто должен заключать договор с региональным оператором?

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить собственники ТКО.

Собственники ТКО – это:

собственники помещений в многоквартирных домах,

собственники частных домовладений,

юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО.

Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО.

С Региональным оператором договор можно заключить как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор).

Самый насущный для жителей вопрос: как будет начисляться оплата за ТКО и в каком размере? Кто будет контролировать её сбор?

С переходом на новую систему обращения с ТКО услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных в коммунальные. Соответственно, плата для населения будет рассчитываться не по квадратным метрам, а исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления таких отходов и стоимости услуги регионального оператора.

Нормативы накопления ТКО для разных категорий потребителей устанавливает Министерство экологии и рационального природопользовании Красноярского края.

А предельный тариф для каждого регионального оператора устанавливает министерство тарифной политики Красноярского края.

При формировании стоимости услуги регионального оператора учитываются:

– расходы на сбор и транспортирование ТКО с контейнерных площадок;

– стоимость захоронения и обработки ТКО на действующих полигонах и объектах обработки отходов по утвержденным тарифам;

– собственные организационные (в т.ч. сбытовые) расходы Регионального оператора.

Что касается платы юридических лиц, которые расположены не в многоквартирных домах и имеют собственные емкости для накопления ТКО (это необходимо для определения объемов мусора), то законом предусмотрены два варианта расчета: либо по соответствующему нормативу, утвержденному на уровне края, либо по объему образуемых отходов. Право выбора в этом случае остается за юрлицом. Контролировать сбор платежей и бороться с должниками обязан региональный оператор.

Как будет начисляться оплата за услугу по обращению с ТКО?

Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из нормативов накопления ТКО, образующихся в жилищном фонде и на объектах общественного назначения, расположенных на территории Красноярского края, утвержденных приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 19.12.2017 № 1/1934-од.

При начислении платы за услугу по обращению с ТКО для населения Красноярского края будут учитываться:

– среднегодовая норма накопления ТКО;

– утвержденный единый тариф на услугу регионального оператора;

– количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире (индивидуальном жилом доме).

Какие принципиальные изменения в сфере обращения с ТКО повлияли на повышение цены на данную услугу?

Можно выделить 3 основных фактора, появление которых непосредственно влияет на стоимость услуги по обращению с ТКО.

Во-первых, в соответствии с действующим законодательством в единый тариф Регоператора по обращению с ТКО войдет плата за негативное воздействие на окружающую среду. До появления Регоператора эту плату вносили только юридические лица, т.е. предприятия и организации, теперь же эта плата будет взиматься со всех потребителей услуги по обращению с ТКО, в т.ч. с населения.

Во-вторых, Региональный оператор является плательщиком НДС – налога на добавленную стоимость.

Управляющие компании освобождены от уплаты этого налога, а предприятия, занятые вывозом и захоронением отходов, как правило, находятся на упрощенной системе налогообложения и тоже не платят НДС.

Это означает, что к стоимости услуг по вывозу и захоронению отходов с началом работы Регоператора добавится еще НДС.

Третьим фактором, который влияет на рост стоимости услуги по обращению с ТКО, является сбытовая надбавка Регоператора, она включает в себя затраты на заключение и обслуживание договоров с потребителями.

Теперь о льготах:

Государственная поддержка в виде компенсации части расходов малоимущих граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) распространяется и на коммунальную услугу по обращению с ТКО.

На получение такой компенсации могут претендовать те граждане, чьи ежемесячные расходы на ЖКУ превышают 22% от совокупного семейного дохода.

Обратиться за назначением такой поддержки можно в органы социальной защиты.

Должны ли жители частных домовладений (частного сектора) заключать договор с региональным оператором?

Источник: http://www.zeladmin.ru/gorozhanam/obrasheniya-grazhdan/informaciya-dlya-yuridicheskih-lic-individualnyh-predprinimatelej-i-grazhdan-o-reforme-v-oblasti-obrasheniya-s-tverdymi-kommunal

Заключение договора о вывозе мусора стало обязанностью собственников

Имеют ли право заставить заключать договор на вывоз мусора?

Транспортирование и обработка бытовых отходов теперь самостоятельные коммунальные услуги наравне с отоплением и водоснабжением. Чтобы избежать административной ответственности, владельцы домов должны позаботиться о заключении договора об оказании услуги по обращению с отходами, а собственники квартир – убедиться в его наличии

В этом году в квитанциях на оплату коммунальных услуг появилась новая строка – обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Прежде эта услуга входила в перечень общедомовых нужд, но в связи с так называемой мусорной реформой она была из него исключена.

Теперь обращение с ТКО оплачивается отдельно, как вода и электричество (подробнее об этом читайте в публикации «Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить»).

Собственники жилых помещений обязаны заключить договор на оказание услуги по обращению с ТКО.

По этому договору региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством, а собственник – оплачивать услуги регионального оператора, цена которых определена в пределах единого тарифа.

В случае отсутствия такого договора гражданин несет административную ответственность в виде штрафа от 1 тыс. до 2 тыс. руб. (ст. 8.2 КоАП РФ).

Кроме того, органы власти субъектов РФ могут самостоятельно устанавливать административную ответственность. Например, согласно ст. 6.

21 Кодекса Московской области об административных правонарушениях отсутствие договора на вывоз мусора влечет для гражданина штраф в размере 5 тыс. руб.

Обычно от лица владельцев квартир договор о вывозе мусора заключает управляющая компания. Также собственники могут заключить договор с региональным оператором напрямую.

При этом, как ранее разъяснил Минстрой, если по состоянию на 3 апреля 2018 г. между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и региональным оператором отсутствовал договор на оказание услуги по обращению с ТКО, он заключается между собственниками и региональным оператором (Письмо Минстроя от 16 октября 2018 г. № 41963-АЧ/04).

Важно отметить, что договор будет считаться заключенным согласно утвержденной правительством типовой форме, даже если собственник не предпринял для этого никаких действий, а в квитанции появится строка с указанием стоимости услуги по обращению с ТКО. Чтобы получить бумажный экземпляр договора, необходимо подать заявку региональному оператору.

Казалось бы, раз договор о вывозе мусора в любом случае считается заключенным, собственник может и не обращаться к оператору за этим. Однако это не так. Дело в том, что не все регионы перешли на работу по новым правилам. В некоторых из них не назначены региональные операторы, и услуги по обращению с отходами продолжают оказывать частные организации.

Поскольку законодательством установлена ответственность за отсутствие договора о вывозе и обработке мусора, собственникам рекомендуется узнать о его наличии у управляющей компании или регионального оператора.

В случае отсутствия договора следует заключить соглашение. При этом нужно иметь в виду: о наличии договора будет свидетельствовать строка в квитанции об оплате услуги по обращению с ТКО.

В этом случае к ответственности собственника не привлекут.

Договор на оказание услуги по обращению с мусором представляет собой утвержденную правительством типовую форму (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами»).

Заполнить эту форму несложно. В основном нужно выбрать текст из предложенных в ней вариантов.

Сроки и порядок оплаты, права и обязанности сторон, ответственность сторон, порядок фиксации нарушений определены в типовом договоре, и согласовывать эти условия не требуется.

Указать нужно будет место накопления мусора. Также в договоре необходимо уточнить объем отходов. Это можно определить расчетным путем исходя из нормативов накопления мусора, которые установлены в вашем субъекте РФ в соответствии с утвержденными правительством правилам определения таких нормативов1. Кроме того, придется указать периодичность вывоза мусора.

Для этого следует ориентироваться на срок хранения отходов.

В населенных местах в дворовых сборниках в холодное время года (при температуре -5°C и ниже) такой срок должен составлять не более трех суток, в теплое время (при температуре выше +5°C) – не более одних суток, что означает ежедневный вывоз мусора (читайте об этом также в новости «Роспотребнадзор разъяснил, как часто должны вывозить собранный раздельно мусор»).

Случаи отказа собственникам домов в заключении таких договоров известны. Так, например, в апреле 2019 г. Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу гражданина М. о признании недействующим подп. «а» п. 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Речь идет о норме, согласно которой условия предоставления коммунальной услуги по обращению с мусором собственнику жилого дома по его выбору определяются либо в договоре на оказание этой услуги, заключенном собственником с региональным оператором, либо в договоре между собственником и организацией, которая в его интересах от своего имени заключает договор с региональным оператором.

Поводом для обращения гражданина М. в суд послужило то, что региональный оператор отказал ему в заключении договора, хотя Правила закрепляют право собственника на это.

Верховный Суд указал, что договор на оказание услуги по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора, т.е.

он не вправе отказать в его заключении собственнику ТКО, места накопления которых находятся в зоне деятельности оператора.

Суд удовлетворил требования собственника и признал оспариваемую норму недействующей, так как норма является неопределенной и вызывает неоднозначное толкование.

Теперь в случае отказа регионального оператора заключить договор об обращении с ТКО собственники могут сослаться на решение2 Верховного Суда, тем самым доказать законность своих требований и настоять на их исполнении.

У многих владельцев домов в частном секторе нет договоров о вывозе мусора. Они делают это самостоятельно, так как образуется незначительное количество отходов.

В Жилищном кодексе не разрешен вопрос об обращении с ТКО в частном секторе. При этом данную обязанность с владельцев домов никто не снимает. Закон об отходах производства и потребления обязует местные органы власти решать этот вопрос самостоятельно. Следовательно, к ним и следует обращаться с проблемой вывоза отходов жильцам частного сектора.

Выходом из непростой ситуации может стать заключение договора с организацией, которая занимается сбором и вывозом ТКО. Такой договор может быть как коллективным, так и индивидуальным.

Для заключения коллективного соглашения на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО жильцы частного сектора должны создать и зарегистрировать товарищество собственников жилья (ТСЖ).

Оно информирует местные органы власти о создании ТСЖ и заключает соглашение на вывоз мусора со специализированной компанией. Договор подписывают представители компании и ТСЖ.

Можно иначе заключить договор. Представитель товарищества обращается в мусоровывозящую компанию с подписанным односторонним обращением о вывозе отходов с пункта ТСЖ, где они хранятся. Гарантией оказания услуги будет служить квитанция или чек.

1 Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов»).

2 Решение Верховного Суда РФ от 29 апреля 2019 г. по делу № АКПИ19-128.

Источник: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/zaklyuchenie-dogovora-o-vyvoze-musora-stalo-obyazannostyu-sobstvennikov/

Штраф за отсутствие договора на вывоз мусора

Имеют ли право заставить заключать договор на вывоз мусора?

Еще в феврале текущего года Минстрой РФ опубликовал законопроект о введении в КоАП штрафов за отказ или уклонение от заключения договора на вывоз мусора (ТКО).

Для граждан штраф составит от двух тысяч до пяти тысяч. На должностных лиц – от тридцати до сорока тысяч. На юридических лиц – от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей.

Об этом законопроекте я рассказывал в феврале (За отсутствие договора на вывоз мусора собираются штрафовать).

Теперь и МинЖКХ планирует внести в КоАП ответственность за отказ жителей заключать договор на вывоз отходов.

На Ставрополье ведь раньше всех в стране началась мусорная реформа. Вся Россия только к 1 января 2019 года должна перейти на новые правила обращения с отходами.

Вот вчера в краевой думе и состоялось совещание по вопросам мусорной реформы с участием заместителя председателя Государственной думы РФ Ольги Тимофеевой и зампреда комитета Госдумы РФ по природным ресурсам Михаила Кузьмина.

“Сейчас в законодательстве отсутствует административная ответственность за невыполнение обязанностей по заключению договора по обращению с ТКО с региональным оператором. Мы планируем внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях изменения о введении административной ответственности за такие действия, – рассказал Марченко (Министр ЖКХ края). Также готовятся изменения в Закон Ставропольского края об административных правонарушениях.

То есть речь уже идет как минимум о трех законопроектах, предлагающих ввести штрафы за отказ от заключения договора на вывоз мусора.

Не удивлюсь, если к концу года в Государственной думе будет с десяток подобных законопроектов, а в каждом регионе страны будет по своему штрафу за это нарушение.

Я правда не вижу смысла один и тот же штраф вводить одновременно в КоАП России и в региональный КоАП. Штрафовать в этом случае всё равно будут по одному из законов – по КоАП РФ.

Впрочем, депутатам виднее.

Сомнений в том, что к концу года такой штраф появится, у меня практически нет.

Мне только кажется, что эти штрафы проблему не решат.

По словам министра ЖКХ, договоры на вывоз мусора заключили только 57% граждан. Это, наверное, средняя температура по больнице.

В отдельных районах этот процент гораздо меньше:

“Сейчас в Изобильненском районе договора заключили 35% граждан, а в Труновском – около 14%” По информации newstracker.ru (орфография сохранена)

То есть половина, а местами даже больше 80% жителей могут попасть под эти штрафы.

Реально ли оштрафовать 80% населения? Ну, хотя бы половину жителей реально оштрафовать?

Затея мне кажется сомнительной. Нельзя оштрафовать половину населения края.

И самое главное, за что они собираются штрафовать?

За неподписанную бумажку?

С 1 января 2018 года все жители на территории обслуживания регионального оператора уже заключили договор на вывоз ТКО. И при этом не имеет никакого значения, подписали они что-то или не подписали.

В Гражданском кодексе есть статья 426 “Публичный договор”.

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлятьв отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории.

Напомню, цена услуги по вывозу ТКО определяется тарифной комиссией; региональный оператор обязан на единых для всех условиях заключить договор с каждым (каждый обязан заключить договор с региональным оператором).

Согласитесь, очень похоже на публичный договор. Прям, один в один.

А в какой момент этот публичный договор считается заключенным?

Это я еще с первого курса помню:

С учетом разъяснений, содержащихся в п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. № 14, договор будет признан заключенным, не только в случае оплаты потребителем товаров (работ, услуг) в соответствии с условиями проекта договора как это предусмотрено п. 3 ст.

438 ГК РФ, но и в случае фактического потребления (пользования) потребителем товаров (работ, услуг) коммерческой организации, независимо от факта оплаты.

В ряде случаев закон прямо указывает, что публичный договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента к сети энергоснабжения (статья 540 ГК РФ), тепловой энергии, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой (статья 548 ГК РФ).

Таким образом все граждане фактически уже заключили договоры с региональным оператором с того момента, когда он начал оказывать услуги.

При этом никто не скажет, что пользовался в этот момент услугами другого регионального оператора, потому что оператор один-единственный.

С юридическими лицами и предпринимателями немного сложнее, но там и проблема заключения договоров, судя по публикациям в прессе, отсутствует.

А чего же тогда они с этими договорами…?

Мы в каком веке живем? Правильно, в информационном веке.

Региональному оператору макулатура в виде бумажных договоров вряд ли необходима, ему информация нужна: сколько собственников, сколько жителей, где они живут, сколько мусора и откуда вывозить, кому и в каком размере направлять платежки?

По многоквартирным домам такую информацию должны предоставлять управляющие организации. Тут вообще никакого смысла в бумажных договорах с собственниками и жильцами квартир нет.

Если не ошибаюсь, для управляющих компаний за непредоставление такой информации даже штрафы установлены.

Особенно остро проблема с получением информации о жителях возникает в отношении частного сектора: дома и дачи.

Потому в частном секторе гораздо меньше процент “заключивших” договоры на вывоз ТКО. Там жители годами за вывоз мусора не платили и платить не собираются.

Объяснение обычно очень простое “Мы весь мусор сжигаем”. К слову, за сжигание отходов штрафы установлены, и странно, что местные власти за эти чистосердечные признания еще не штрафуют. Впрочем, не об этом речь.

Как региональному оператору получить информацию о жителях частного сектора?

Первый вариант – получить ее у других коммунальщиков.

Если дом жилой, значит в нем есть коммуникации (газ, вода, свет, тепло). Соответственно у кого-нибудь из коммунальщиков есть сведения о количестве жителей в этих домах.

Почему бы этими сведениями не поделиться?

Ссылки на Закон “О персональных данных” в данном случае очень сомнительно выглядят. Региональный оператор – такой же оператор персональных данных, как водоканал, горгаз или рассчетно-кассовый центр.

Вариант второй – содействие местных властей.

Борьба с мусором и забота об экологии это ведь дело общее. Уже который месяц в СМИ твердят, что местные власти содействуют в проведении мусорной реформы. Вот, пусть посодействую.

В местных администрациях тоже имеется информация о жителях. Иногда эта информация даже актуальнее, чем у коммунальщиков.

У них же сведения о предпринимателях и юридических лицах, осуществляющих деятельность в соответствующем населенном пункте.

Разъяснительная беседа с населением это хорошо, объявления на подъездах и заборах тоже неплохо (хотя в этом случае жалко леса и дворников), но можно бы и сведениями поделиться с региональным оператором.

Вариант третий – паспортный стол.

Они то к МВД относятся, то к Миграционной службе, то еще к чему-то. Я по-старинке.

В паспортном столе вообще вся информация о жителях региона. Зарегистрированные постоянно, временно, не зарегистрированные вовсе – все жители на виду, а главное в базе МВД находятся. Передавать сведения из одной базы в другую должно быть удобно.

Конечно, МВД вряд ли согласиться делиться информацией с какими-то региональными операторами. Для МВД эта ваша экология параллельна, у них свой мусор.

Тут просто фантазирую. Вдруг кто из депутатов прочитает…

Есть у нас система ГИС ЖКХ. Хотя это скорей ГИС МКД, потому что содержит информацию по многоквартирным домам. Но это не какая-нибудь частная лавочка, а вполне себе федеральный ресурс, на котором собирается информация по объектам и услугам в сфере ЖКХ.

Почему бы эту ГИС МКД не превратить в настоящую ГИС ЖКХ и не включить туда информацию о частном секторе.

Ее можно сделать площадкой для обмена сведениями о жителях. Сведения в такую систему смогли бы предоставлять все коммунальщики и местные власти. Да и МВД, думаю, не стыдно было бы актуальные сведения в такую систему публиковать.

По предпринимателям информация есть у налоговой службы и Пенсионного фонда.

Мне кажется правильнее было бы наладить обмен информацией и получение актуальных сведений о жителях, чем штрафовать половину населения. Это и самим жителям удобнее должно быть.

В общем штраф за отсутствие договора на вывоз ТКО, судя по всему, появится до конца этого года.

Хотя, на мой взгляд, разумнее было бы наказывать за не предоставление информации.

Само по себе заключение или не заключение договора, подписание или не подписание бумажки погоды не делают. Проблема в недостатке информации, актуальных сведений.

Могу ошибаться, ведь за мусорной реформой наблюдаю хоть и давно, но всё же со стороны.

Будем посмотреть. Продолжение следует…

Другие мои заметки можете прочитатьна каналеи насайте.Приятно получать “палец вверх”, если статья Вам нравится.Вопросы и пожелания пишите на почту:myzen@inbox.ruПодписывайтесьна канал в Телеграме, чтобы получать уведомления о новых заметках.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/b26/shtraf-za-otsutstvie-dogovora-na-vyvoz-musora-5ae0e0912f578c8a0d342114

Почему я должен платить за мусор, если я его полностью утилизирую?

Имеют ли право заставить заключать договор на вывоз мусора?

Объясняем, надо ли жителям частных домов платить за вывоз мусора, если они его сжигают и компостируют.

– Я живу в своём доме и много лет свой мусор я никуда не ношу, всё сжигаю в печке в бане, пищевые отходы складирую в огороде в компостную кучу, чтобы сделать удобрение. Почему я должна платить за мусор?

Не платить за мусор по нынешним законам нельзя. Статья 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» обязывает собственников твердых коммунальных отходов, то есть вас, заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого эти отходы образуются и накапливаются.

А в соответствии со ст. 426 ГК РФ, договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов является публичным и в силу закона считается заключенным, даже если его нет в письменном виде и на нём не стоит ваша подпись как потребителя. Иными словами, государство вменило вам эту обязанность, и прецедентов, когда кто-либо из граждан сумел бы через суд оспорить эту обязанность, ещё не было.

При этом законодательство не устанавливает отличную плату для тех, кто мусор сортирует или утилизирует. Плата складывается из единого тарифа и норматива накопления мусора. Единый тариф установлен для всех жителей области. Различается только норматив накопления – он разный для Кирова, Кирово-Чепецка и остальной области.

Что касается полной утилизации отходов, то чиновники отмечают, что закон запрещает сжигать мусор, который выделяет вредные вещества, на территории населённого пункта. Например, тот же пластик.

– В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» на территориях организаций и населенных пунктов сжигание загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещено, – подчеркнули в министерстве энергетики и ЖКХ Кировской области.

В АО «Куприт» отмечают, что гражданам не запрещается создавать компостные ямы на своих огородах, а вот сжигать мусор можно только в специализированных печах, в которых установлено оборудование для очистки выбросов.

В противном случае вы можете получить штраф в 5000 рублей. То есть заявляя о том, что сжигаете все отходы в печке, вы по сути признаётесь в нарушении природоохранного законодательства и подписываете себе штрафные санкции.

При этом сжигание мусора в печке чревато ещё и нарушением санитарного законодательства. Правда, в Управлении Роспотребнадзора по Кировской области поясняют, что сам факт сжигания мусора в печах частных жилых домов не является нарушением требований санитарного законодательства, а следовательно, за него не предусмотрена административная ответственность.

– Вместе с тем, если при сжигании мусора на территории жилой застройки будут формироваться уровни загрязнения атмосферного воздуха, превышающие предельно-допустимые концентрации, то это будет являться нарушением требований санитарных правил, за которое Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. В таком случае требуется проведение исследований атмосферного воздуха и установление взаимосвязи между сформированным загрязнением атмосферного воздуха и деятельностью источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (сжиганием отходов), – добавили в ведомстве.

Что-нибудь изменится?

Однако ещё есть некоторые надежды на здравый смысл.

Например, в настоящее время институт «Кировкоммунпроект» – предприятие, подведомственное областному министерству энергетики и ЖКХ, проводит повторные замеры объёмов накопления ТКО, чтобы в дальнейшем рассчитать новые нормативы отдельно для многоквартирных и индивидуальных жилых домов.

Ожидается, что для частного сектора норматив накопления мусора будет ниже по сравнению с городскими квартирами. А значит ниже будет и плата за вывоз ТКО. Правда, произойдёт это не раньше 2020 года, так как специалистам необходимо провести замеры по методике четырех сезонов — зимой, весной, летом и осенью.

При этом на федеральном Минстрое ведутся разговоры о том, чтобы сделать льготные тарифы для тех граждан, кто сортирует мусор. Правда, это пока касается только жильцов многоквартирных домов и дальше разговоров дело не продвинулось.

Ещё одно нововведение, которое может снизить расходы жителей частного сектора на вывоз ТБО – введение системы оплаты по факту, то есть сколько мусора человек произвёл, столько за него и заплатил.

О том, что такая задача в ближайшее время будет поставлена регионам, 14 января на встрече с председателем правительства Дмитрием Медведевым заявил вице-премьер Алексей Гордеев.

Правда, сроков, увы, не называется.

Коротко о главном:

  1. Платить за мусор обязательно вне зависимости от того, сортируете ли вы отходы или полностью утилизируете их.
  2. Сжигать некоторый мусор в домашних печах запрещено, за это грозит штраф до 5000 рублей. А вот компостные ямы пока ещё не запретили.
  3. Возможно, в будущем для жителей частного сектора, которые сортируют и утилизируют мусор, будут пересчитаны тарифы, но когда и на сколько, пока точных данных нет.

Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.

Источник: https://kirov-portal.ru/news/vopros-otvet/pochemu-ya-dolzhen-platit-za-musor-esli-ya-ego-polnostyu-utiliziruyu-29551/

Законовед
Добавить комментарий