Имею ли я право требовать увольнения по сокращению?

Онлайн Инспекция – Увольнение по инициативе работодателя

Имею ли я право требовать увольнения по сокращению?

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.

рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал).

Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей  и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1          В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

 2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов. 

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

 3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.  

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи.  В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена. 

 4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

– адрес проживания заявителя;

– фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

– номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда.

Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/).

В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

– электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы. 

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

– регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

– данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

– сведения о своей должности и периоде работы;

– сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

– пояснения к сложившейся ситуации;

материалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

–           игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

–           отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

–           экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);

–           коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

–           недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

–           не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

–           не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

–           не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Спасибо за внимание и понимание!      

Источник: https://xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai/target/945

Алгоритм увольнения при сокращении численности или штата работников

Имею ли я право требовать увольнения по сокращению?

Возможные причины сокращения численности или штата работников

Сокращение численности или штата работников связано с уменьшением в организации количества определенных рабочих мест (должностей). Решение о сокращении наниматель принимает самостоя­тельно.

Сокращение может быть связано с внедрением новых технологий, оборудования, автоматизацией процессов, уменьшением объемов работы, упразд­нением структурных подразделений.

Сокращение численности или штата работников может произво­диться во всей организации, в отдельных структур­ных подразделениях или касаться отдельных рабочих мест (должностей).

При этом количество одних ра­бочих мест (должностей) может уменьшаться, а дру­гих – увеличиваться.

При сокращении численности или штата работ­ников наниматель вправе по своей инициативе рас­торгнуть трудовой договор с работником (п. 1 ст. 42 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).

Однако наниматель обязан учитывать как общие правила расторжения трудового договора по ини­циативе нанимателя, так и особые, предусмотрен­ные трудовым законодательством для случаев сокра­щения работников.

Учитывая целый ряд требований трудового за­конодательства к порядку и условиям увольнения в связи с сокращением нанимателем численности или штата работников, процедуру увольнения целесооб­разно проводить последовательно в несколько этапов.

Давайте рассмотрим эти этапы.

Принятие решения о сокращении и уведомление работников

Основанием для увольнения по п. 1 ст. 42 ТК является действительное сокращение численности и (или) штата работников.

Это означает, что до увольнения работников должны быть внесены соответствующие изменения в штатное расписание организации (исключены со­кращаемые рабочие места (должности)).

Изменения в штатное расписание вносятся при­казом (распоряжением) нанимателя с указанием конкретных рабочих мест (должностей), подлежа­щих сокращению, их количества и даты сокращения. Штатное расписание с внесенными изменениями утверждается руководителем организации.

Необходимо учитывать, что наниматель впра­ве произвести сокращение непосредственно перед увольнением работников (например, за 2 недели до увольнения). Однако в некоторых случаях целесо­образно производить сокращение (т.е.

вносить кон­кретные изменения в штатное расписание) не позд­нее дня предупреждения работников о предстоящем увольнении.

В основном это связано с намерениями нанимателя заменить предупреждение о предстоя­щем увольнении выплатой компенсации в разме­ре 2-месячного среднего заработка и произвести увольнение работников до истечения 2-месячного срока предупреждения.

К процедуре сокращения численности и (или) штата и увольнения работников необходимо приступить заблаговременно

По общему правилу не позднее 2 месяцев до увольнения нанимателю нужно определить работ­ников, подлежащих увольнению, с учетом их квали­фикации, производительности труда, гарантий, пре­доставленных законодательством, локальными нор­мативными актами. В случае сокращения большого количества рабочих мест (должностей) либо одного рабочего места (должности), но при наличии несколь­ких однородных, время для определения кандидатов на увольнение может быть довольно значительным.

Это связано с установлением преимуществ работников друг перед другом, подтверждением работниками статуса, гарантирующего предостав­ление преимущественного права оставления на ра­боте, оформлением предупреждений о предстоящем увольнении и их вручением работникам под рос­пись. Поэтому к процедуре сокращения численно­сти и (или) штата и увольнения работников необхо­димо приступить заблаговременно.

После принятия решения о сокращении нани­мателю следует в кратчайший срок уведомить об этом работников, чьи рабочие места или должно­сти подпадают под условия сокращения. В качестве уведомления можно рассматривать ознакомление заинтересованных работников с приказом (распо­ряжением) о сокращении численности и (или) штата работников.

Уведомление также может быть оформлено от­дельным документом (например, при внесении из­менений в штатное расписание непосредственно перед увольнением), который вручается каждому работнику либо вывешивается в том месте, где ра­ботники могут с ним ознакомиться. Как и в приказе (распоряжении) о внесении изменений в штатное расписание, в уведомлении необходимо указать кон­кретные рабочие места (должности), подлежащие со­кращению, а также дату их сокращения. Кроме того, в уведомлении можно:

-привести категории работников, имеющих пре­имущественное право на оставление на работе;

-разъяснить порядок определения работников, подлежащих оставлению на работе;

-предложить работникам представить докумен­ты (с указанием срока представления), подтверждаю­щие недопустимость их увольнения в связи с сокра­щением численности или штата работников либо преимущественное право на оставление на работе.

Работники, которые имеют преимущественное право на оставление на работе

Определение работников, обладающих преиму­щественным правом оставления на работе, произво­дится по согласованию или с участием профсоюза (при его наличии).

При сокращении значительного количества ра­бочих мест (должностей) имеет смысл создание ко­миссии, так как за ограниченное время наниматель должен определить конкретных работников, подле­жащих увольнению.

Комиссия может создаваться и при сокращении одного рабочего места (должности), если штатным расписанием организации предусмотрено несколь­ко таких рабочих мест (должностей). В состав ко­миссии, как правило, входят непосредственные руко­водители работников, рабочие места (должности) которых подлежат сокращению, а также работники кадровой и юридической службы.

Для выявления работников с преимуществен­ным правом оставления на работе нанимателю не­обходимо установить гарантии, предоставляемые законодательством конкретному работнику, и кри­терии определения преимуществ одного работника перед другим.

При сокращении значительного коли­чества рабочих мест (должностей) (либо одного ра­бочего места при наличии нескольких однородных) следует составить список работников, подпадающих под условия сокращения, с указанием по каждому работнику наличия или отсутствия преимуществ (их различных критериев) в оставлении на работе.

Основные правила оставления на работе при со­кращении численности или штата работников преду­смотрены ст. 45 ТК. Так, преимущественное право на оставление на работе предоставляется работни­кам с более высокой производительностью труда и квалификацией и в других случаях, предусмотрен­ных законодательством (часть первая ст. 45 ТК).

Однако прежде чем рассматривать преимущест­венные права работников на оставление на работе,
необходимо обратить внимание на ограничения в увольнении работников по инициативе нанимателя. Более подробно это рассмотрено ниже.

Здесь же от­метим, что при сокращении численности или штата работников наниматель не вправе уволить на протя­жении определенного периода времени некоторые категории работников вне зависимости от их произ­водительности труда и квалификации. При наличии таких работников нанимателю необходимо исключить их из возможных кандидатов на увольнение либо рас­смотреть вопрос об увольнении данных работников после истечения срока запрета на их увольнение.

Независимо от производительности труда и квалификации преимущественное право на ос­тавление на работе имеют инвалиды, работающие в организациях, имущество которых находится в собственности общественных объединений инва­лидов, а также в других специализированных ор­ганизациях, цехах и на участках, применяющих труд инвалидов (часть третья ст. 45 ТК, часть вось­мая ст. 22 Закона РБ от 11.11.1991 № 1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Бе­ларусь» (далее – Закон № 1224-XII)).

Производительность труда отражает эффективность выполнения работником своей трудовой функции

Эффективность может оцениваться по качест­венным и количественным показателям.

Например, рациональное использование ресурсов, улучшение качества продукции, обслуживания или, наоборот, жалобы и претензии клиентов, ошибки в документах и их количество, производство бракованной продук­ции, уровень ответственности и самостоятельности работника являются качественными критериями оценки производительности его труда.

А объем про­даж (в рублях, штуках, килограммах и т.д.), количест­во и стоимость бракованной продукции, выполнен­ных работ, оказанных услуг, экономия ресурсов (вре­мени, сырья, материалов, электроэнергии и др., если поддается измерению), количество заключенных контрактов, оформленных (обработанных) докумен­тов и т.п. являются количественными критериями.

Вне зависимости от критериев оценки произво­дительность труда работников может сравниваться только в рамках одной профессии (должности) (при наличии у работников идентичных прав и обязанно­стей) и должна подтверждаться соответствующими доказательствами.

Ими могут выступать первичные учетные документы по учету труда и заработной пла­ты за определенный период (например, полгода или год), характеристики работников непосредствен­ными руководителями, отзывы других работников,клиентов, приказы (распоряжения) о поощрении, привлечении работников к дисциплинарной, мате­риальной ответственности и другие документы.

Квалификация работников определяется уровнем обшей и специальной подготовки

Квалификация работников определяется уров­нем общей и специальной подготовки, подтверждае­мым установленными законодательством документа­ми (аттестат, диплом, свидетельство и др.).

Квалификацию сравнивают по уровню знаний и профессионализму работников (тарифным разрядам, классам, категориям, званиям, степеням), соответст­вию этого уровня установленным требованиям, по опыту и сложности выполняемой работы (по профес­сии, специальности, должности) и т.д.

Как и произво­дительность труда, квалификацию работников также оценивают по отзывам других работников, клиентов, характеристикам непосредственных руководителей, приказам (распоряжениям) о поощрениях.

В пределах однородных профессий и должно­стей наниматель вправе произвести перестановку (перегруппировку) работников и перевести более квалифицированного работника, должность которо­го сокращается, с его согласия на другую должность, уволив с нее по п. 1 ст. 42 ТК менее квалифициро­ванного работника.

Однородные профессии (должности) характери­зуются, прежде всего, аналогичными или сходными функциями с возможным различием в квалифика­ции (разряд, класс, категория). Этот вопрос реша­ется в каждом конкретном случае путем сравнения условий трудовых договоров работников.

При этом могут быть использованы Единый тарифно-квали­фикационный справочник работ и профессий ра­бочих, Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, иные квалификационные справочники, утвержденные в установленном порядке (ст. 61 ТК), должностные ин­струкции и т.п. (п. 28 постановления Пленума Вер­ховного Суда РБ от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее – постановление Пленума № 2)).

При равной производительности труда и квали­фикации преимущественное право на оставление на работе имеют:

инвалиды (п. 3 части второй ст. 45, часть вось­мая ст. 287 и п. 3 части первой ст. 325 ТК, часть седьмая ст. 22 Закона № 1224-XII);

заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Черно­быльской АЭС, других радиационных аварий (п. 2 части второй ст. 45 и п. 2 части первой ст. 325 ТК, подп. 8.2 п. 8 ст. 18 Закона РБ от 06.01.2009 № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиа­ционных аварий» (далее – Закон № 9-З));

участники ликвидации последствий катастро­фы на Чернобыльской АЭС (п. 1 части второй ст. 45 и п. 1 части первой ст. 325 ТК, подп. 2.3 п. 2 ст. 19 и подп. 2.3 п. 2 ст. 20 Закона № 9-З);

Источник: https://www.spok.by/izdaniya/ya-spok/algoritm-uvolneniya-pri-sokrashchenii-ch_0000000

Какие права имеет работник при сокращении | TLT.ru – Новости Тольятти

Имею ли я право требовать увольнения по сокращению?

Помощник прокурора Автозаводского района г. Тольятти Ксения Семенова разъяснила какие права имеет работник при сокращении.

— Ксения Валерьевна, каким бывает увольнение и какие требования должен соблюдать работодатель при этом?

— Одним из распространенных оснований увольнения по инициативе работодателя является сокращение численности или штата предприятия.

Увольнение по сокращению численности или штата предусмотрено пунктом 2 статьи 81 Трудового кодекса РФ. Дела об увольнении по данному основанию составляют самый большой процент среди судебных исков по трудовым спорам. Для того чтобы увольнение по сокращению численности или штата было признано законным, работодатель должен соблюдать следующие требования законодательства:

— факт сокращения штата действительно должен иметь место;

— работнику должны быть предложены все имеющиеся у работодателя вакантные должности, как равнозначные, так и нижестоящие, соответствующие квалификации и состоянию здоровья работника;

— при увольнении по сокращении численности или штата предприятия работодатель должен соблюсти требования Закона о преимущественном праве оставления на работе;

—  работник должен быть предупрежден о предстоящем увольнении в сроки, предусмотренные законодательством;

-. При увольнении должно учитываться мнение выборного профсоюзного органа;

— работнику должно быть выплачено выходное пособие.

— Что означает сокращение численности штата?

— Под сокращением штата следует понимать упразднение в установленном порядке одной или нескольких штатных единиц по соответствующим должностям. Сокращение штата может производиться также путем ликвидации вакантных рабочих мест. Доказательством, подтверждающим факт сокращения штатов, является штатное расписание.

Если на предприятии нет штатного расписания, то подтверждающими документами могут являться ведомости на выплату зарплаты до и после сокращения, списочный состав работающих и т. п. При проверке штатного расписания суд исследует, не была ли должность уволенного заменена на другую похожую должность.

Если сменилось только название должности, а объем работы и характер выполняемых обязанностей остался прежним, то сокращение может быть признано фиктивным.

— Какую должность должен предложить работодатель своему работнику?

— При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника.

Как правило, такая работа предлагается одновременно с предупреждением об увольнении в связи с сокращением штата.

В соответствии со сложившейся практикой суд требует от работодателя предоставления доказательств того, что работнику предлагался перевод на другую работу, или того, что работодатель не имел возможности устроить сотрудника на другую работу.

Если работа не предлагалась, то суд проверяет фактическую занятость должностей и рабочих мест, наличие вакансий на день предупреждения и на день увольнения. Если в течение двух месяцев между предупреждением и увольнением образовывались вакансии и они не были предложены работнику, то суд принимает решение о восстановлении уволенного сотрудника на работе.

Какие работники имеют преимущественное право на оставление в прежней должности?

— В соответствии со статьей 179 Трудового Кодекса РФ выбор работников, увольняемых по сокращению штата, должен осуществляться с соблюдением преимущественного права на оставление на работе.

Преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

В качестве доказательств более высокой производительности труда принимаются, как правило, такие показатели, как выполнение значительно большего объема работы по сравнению с другими работниками, получение премий и др.

В тех случаях, когда работники имеют равную производительность труда, из их числа выделяются те, которые имеют более высокую квалификацию (уровень образования и соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к той или иной категории работников, стаж работы по данной специальности).

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается:

· лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;

· работникам, получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание;

· инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;

· работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы;

· семейным гражданам – при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию).

Кроме перечисленных в Трудовом кодексе категорий работников преимущество при оставлении на работе предоставляется федеральными законами и другим работникам: авторам изобретений; супругам военнослужащих; гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей на работе, куда они поступили впервые после увольнения с военной службы; одиноким матерям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Законы «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» также предоставляют ряду граждан преимущество при оставлении на работе.

При увольнении по сокращению штатов следует также учитывать, что нельзя уволить по данному основанию беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), а также других лиц, воспитывающих указанных детей без матери.

В какой срок работодатель должен предупредить работника о предстоящем сокращении?

— О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.

При этом такая компенсация выплачивается дополнительно к установленному трудовым законодательством выходному пособию.

Предупреждение о предстоящем увольнении в связи сокращением численности или штата работников, равно как и согласие работника на расторжение с ним трудового договора без предупреждения об увольнении в установленные сроки, необходимо зафиксировать документально путем оформления приказа, который должен быть подписан каждым увольняемым работником.

— В случае, если на предприятии предусмотрен профсоюзный орган, какие требования должен соблюсти работодатель?

— В решении вопроса об увольнении по данному основанию обязательно участие профсоюзного органа, если таковой имеется.

Согласно части 1 статьи 82 ТК РФ  работодатель не позднее чем за 2 месяца до начала мероприятий по сокращению численности или штата, если это повлечет расторжение трудовых договоров, обязан письменно известить выборный профсоюзный орган.

Если сокращение численности или штата может повлечь массовое увольнение работников, работодатель обязан уведомить об этом выборный профсоюзный орган в письменной форме не позднее чем за 3 месяца до проведения соответствующих мероприятий.

Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, производится с учетом мотивированного мнения профсоюзного органа данной организации (часть 2 статьи 82 ТК РФ).

При этом применяется процедура, установленная статьей 373 ТК РФ.

Так, работодатель должен направить в соответствующий профсоюзный орган проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Согласия профсоюзного органа на увольнение работников не требуется, если в организации отсутствует соответствующий выборный профсоюзный орган.

— Какие последствия предусмотрены при расторжении трудового договора?

— В соответствии со статьей 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Работникам, занятым на сезонных работах, выходное пособие выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка.

В случае если работник не согласен с приказом об увольненнием либо с его оснвоание, то рабонику необюходимо обращаться непосрдественно в суд по месту нахождения организации. Поскольку в соответствии с гражданско-процессуальным кодексом такие дела подведомственны суду общей юрисдикции.

В исковом заявлении работник указывает организацию, которая будет ответчиком, указывает все обстоятельства и ссылается на нормы законы, с которыми он несогласен и по каким основаниям.

В просительной части заявления указывает то, что он хочет увидеть от работадателя в конечном итоге: либо восстановить его прежнюю должность, либо получить компенсацию с выдачей трудовой книжки и внесением в нее соответсвующих записи.

В случае если на предприятии предусмотрен профсоюзный орган и он считает, что увольнение работника либо работников производится с нарушением действующего законодательства, профсоюз направляет свое решение работодателю, который должен учитывать его мнение.

В случае если между профсоюзным органом и работодателем возникает спор по действующим нормам закона либо в части несогласия с принятием такого решения, то такие споры также подлежат разрешению в судебном порядке. 

Источник: https://tlt.ru/city/kakie-prava-imeet-rabotnik-pri-sokrashhenii/1951985/

Отличия между сокращением (исключением) штатной единицы и сокращением работника

Имею ли я право требовать увольнения по сокращению?

Сокращение штата или численности работающих – весьма распространенный сегодня вид увольнения работников, сохранение которых в штате организации по каким-либо причинам нецелесообразно.

Несмотря на то что это весьма затратный по времени и финансам способ сокращения персонала, многие работодатели пользуются им, так как он считается более гуманным и надежным, ведь при расторжении трудового договора по этому основанию максимально учитываются интересы обеих сторон.

Сокращение штата или численности работни­ков – это удаление из штатного расписания орга­низации отдельных должностей или целых струк­турных подразделений.

Возможно и полное изменение организацион­ной структуры, которое приводит к тому, что на­звания отдельных должностей изменяются вместе с изменением их функционала. Другие же долж­ности, переставшие быть актуальными, ликвиди­руются.

В тех случаях, когда изменения в штатном расписании достаточно обширны, имеет смысл создать новое штатное расписание. Если же из­менения носят единичный характер, целесообраз­нее издать приказ об их внесении в действующее штатное расписание.

Когда увольнение в связи с сокращением штата правомерно?

Трудовой кодекс РБ (далее – ТК) содержит це­лый ряд требований, которые должны быть соблю­дены работодателем для того, чтобы увольнение в связи с сокращением штата являлось правомер­ным.

Одно из таких требований – обязанность работодателя персонально и под роспись не ме­нее чем за 2 месяца предупредить работника о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата сотрудников организации (абзац третий ст. 43 ТК).

В данном случае в основании увольне­ния работника лежит определенный юридический факт – сокращение именно той штатной единицы, которую занимает увольняемый сотрудник. То есть на момент предупреждения работника об уволь­нении сокращение штатной единицы – вопрос ре­шенный.

Правильно разделяем 2 понятия

Вам следует различать сокращение штатной единицы и сокращение численности работников или сокращение должности.

Трудовой договор, заключенный на неопреде­ленный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия может быть рас­торгнут нанимателем в случаях сокращения чис­ленности или штата работников (п. 1 ст. 42 ТК).

Обратите внимание: в данной норме разделе­ны 2 понятия – сокращение численности работни­ков и сокращение штата.

Пол сокращением штатного расписания пред­полагается сокращение должности как таковой, т.е. исключение должности из штатного расписа­ния. В этом заключается отличие от сокращения численности сотрудников, при котором должность остается, а вот количество штатных единиц по этой должности сокращается.

Сокращение штатного расписания является юридическим фактом, с которым ТК связывает увольнение работника по инициативе работодателя (п. 1 ст. 42 ТК).

Сокращение штата (штатной единицы) опосре­дуется приказом работодателя (см. шаг 1). По­этому на момент уведомления работника о пред­стоящем увольнении (см. шаг 3) приказ о вне­сении изменений в штатное расписание в связи с сокращением штатных должностей уже должен существовать.

С другой стороны, было бы нелогично сокра­тить штатную должность за 2 месяца до увольне­ния работника, так как в этом случае неясно, на каком основании работник продолжает трудовую деятельность по должности, которой не существу­ет. Во избежание данных противоречий алгоритм действий работодателя должен быть следующим:

При этом в приказе руководителя желательно указать предполагаемую дату сокращения.

Новое штатное расписание вводится приказом работодателя не ранее того дня, с которого сокра­щаемые должности перестают существовать. Однако правовое значение при решении вопроса законности увольнения или сокращения штата имеют приказ о сокращении штата и соблюдение последующей про­цедуры увольнения работников, а не приказ об утвер­ждении штатного расписания в новой редакции.

Также следует помнить, что ответственность за неуведомление органов государственной службы за­нятости, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этой службы нанимателем или уполно­моченным должностным лицом нанимателя о пред­стоящем высвобождении работников в связи с ликви­дацией юридического лица или сокращением числен­ности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий) предусмотрена ч. 3 ст. 9.15 Кодекса РБ об административных правонарушениях.

После того как руководством организации при­нято решение о сокращаемых должностях, встает вопрос об увольнении конкретных работников. Он не возникнет, если под сокращение попадает один
работник, занимающий штатную единицу, однако если несколько человек числятся в одинаковой должности, проблема будет стоять очень остро.

Разумно столь важные решения принимать коллегиально. В этом случае приказом директора может быть создана комиссия по сокращению шта­тов, состоящая из сотрудников фирмы. Решение, принятое комиссией, оформляется протоколом.

Кто имеет преимущественное право быть оставленным на работе?

Принимать решение об увольнении конкрет­ных сотрудников нужно, руководствуясь нормами ст. 45 ТК. В этой статье названы категории работ­ников, имеющих преимущественное право быть оставленными на работе при сокращении числен­ности или штата. К ним относятся:

участники ликвидации последствий катаст­рофы на Чернобыльской АЭС;

заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Черно­быльской АЭС, других радиационных аварий;

инвалиды;

другие категории работников, предусмот­ренных законодательством, коллективным догово­ром, соглашением.

Инвалиды, работающие в организациях, иму­щество которых находится в собственности обще­ственных объединений инвалидов, а также в це­хах и на участках, применяющих труд инвалидов, в других организациях, имеют преимуществен­ное право на оставление на работе независимо от производительности труда и квалификации.

Преимущественное право на оставление на работе при прочих равных условиях при сокра­щении численности или штата работников также предоставляется:

ветеранам боевых действий на территории других государств (ст. 18 Закона РБ от 17.04.1992 № 1594-XII «О ветеранах» (далее – Закон о вете­ранах));

Источник: https://www.spok.by/izdaniya/ya-spok/otlichiya-mezhdu-sokrashcheniem-isklyuch_0000000

Кого и как нельзя сократить на работе

Имею ли я право требовать увольнения по сокращению?

Ситуация на рынке труда осложняется: число оставшихся без работы постепенно растет, приближаясь к миллиону. Чтобы сократить расходы на персонал, убрать “лишних” работников, работодатели используют простой прием: они объявляют об изменении штатного расписания.

Сокращение штата или численности работников – это законный повод для расторжения трудового договора по инициативе работодателя, пояснили “РГ-Неделе” в Роструде. Он предусмотрен пунктом 2 части первой ст. 81 ТК РФ.

Если работник попадает под этот “дамоклов меч”, противопоставить начальству, как правило, нечего. И все-таки для некоторых категорий работников Трудовой кодекс предусматривает повышенные меры защиты.

Какие именно – поясняют эксперты Роструда.

В каких сферах будут самые большие сокращения штата

Кого нельзя “сокращать”?

Расторжение трудового договора не допускается:

  • если у работницы ребенок до трех лет;
  • если сотрудник в одиночку воспитывает ребенка до 14 лет, а если ребенок имеет инвалидность, то возраст увеличивается до 18 лет;
  • если у сотрудника многодетная семья (трое и больше малолетних детей), в т.ч. ребенок младше трех лет либо ребенок-инвалид, и при этом второй родитель не работает.

Кроме того, работников – членов профсоюза можно уволить только по согласованию с первичной профсоюзной организацией (часть вторая статьи 82 ТК РФ).

Важно: не допускается увольнение работника по сокращению штатов во время его болезни или отпуска.

Как происходит отбор работников, попадающих под сокращение?

Закон требует, чтобы при проведении сокращения работодатель оставлял работников более высокой квалификации и с более высокой производительностью труда (часть первая ст. 179 ТК). На деле, конечно, это происходит не всегда.

Но, по крайней мере, это требование, закрепленное в Трудовом кодексе, может служить основанием для отстаивания работником своих прав в суде.

Если, конечно, он сумеет доказать, что работает лучше и с большей производительностью, чем те, кто остался в штате.

Если приходится выбирать между работниками, имеющими примерно одинаковые профессиональные качества, работодатель обязан отдавать предпочтение:

  • семейным при наличии минимум двух иждивенцев (например, двух малолетних детей или одного ребенка и супруга-инвалида);
  • работникам – единственным кормильцам в семье;
  • работникам с инвалидностью, если профзаболевание или травма, которая привела к инвалидности, случились на данном предприятии;
  • инвалидам боевых действий;
  • сотрудникам, направленным на обучение без отрыва от работы.

Как происходит сокращение?

Работника предупреждают об увольнении за два месяца, под роспись. Если он согласен, трудовой договор может быть расторгнут и раньше, при этом работник получает дополнительную компенсацию в размере средней зарплаты за “недоработанные” дни.

Работодателей обяжут брать на работу пенсионеров и молодежь

Важно: увольнение по сокращению штатов допускается только в том случае, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую вакантную должность или работу (как соответствующую квалификации работника, так и нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Работнику должны предложить все имеющиеся вакансии.

Что получает “сокращенный” работник?

  • выходное пособие в размере средней месячной зарплаты;
  • средняя зарплата сохраняется на время трудоустройства, но не более чем на два месяца с момента увольнения.

Важно знать: если работник обратится в службу занятости сразу же после увольнения (не более двух недель с момента расторжения трудового договора), и ему не смогли подобрать новое место, то средняя зарплата может быть сохранена за ним еще на один (третий) месяц.

Как получить деньги за второй и третий месяц?

Уволенный работник должен предъявить работодателю трудовую книжку, чтобы подтвердить, что он не устроился на работу, а также паспорт. Для получения денег за третий месяц нужно также представить решение органа службы занятости.

Когда выплачиваются деньги?

Все причитающиеся работнику деньги выплачиваются ему в день увольнения. В этот же день ему выдается и трудовая книжка.

Важно: если работник и работодатель не могут согласовать сумму выплат, в случае такого спора работнику выплачивается неоспариваемая часть суммы.

Как обратиться в суд, если есть конфликт?

Это можно сделать в течение трех месяцев со дня, когда были нарушены права работника.

По спорам об увольнении – срок один месяц со дня, когда работник получил приказ об увольнении либо трудовую книжку (часть первая ст. 392 ТК РФ). Суд может принять исковое заявление и позже.

Только нужно предъявить документы, подтверждающие, что опоздание произошло по уважительной причине, например, из-за болезни.

Источник: https://rg.ru/2015/03/04/socrashenie.html

Законовед
Добавить комментарий