Имею ли я право на обращение в трудовую инспекцию?

Онлайн Инспекция — Решаем случай

Имею ли я право на обращение в трудовую инспекцию?

Статья 392 ТК РФ предусматриваетсрок для обращений работников в судза защитой своих трудовых прав. Напрактике работники порой егопропускают, что, впрочем, не мешаетзащитить им свои права путемобращения в трудовую инспекцию(хоть по истечении нескольких лет содня нарушения).

Ведь в ТК РФ нет ни слова о срокеобращения работника в этот орган. Но не всеспециалисты готовы подписаться под даннымутверждением.В качестве примера приведем одно из недавнихсудебных дел.

Верховный суд Республики Мордовияотменил предписание и акт трудовой инспекции, которые были вынесены за пределамитрехмесячного срока, установленного ст. 392 ТК РФ (дело № 33-449/13, БюллетеньВерховного суда Республики Мордовия № 15).

В своем решении суд указал, что наобращение в государственную инспекцию труда распространяется норма ст. 392 ТК РФо сроках обращения в суд, поскольку права инспектора труда являются производнымиот прав работника.Прав ли суд? С этим вопросом редакция обратилась к специалистам в областитрудового права.

Владимир Абалдуев,заведующий кафедрой трудового права ГОУ ВПО СГАП, почетный работниквысшего профессионального образования РФ• Проблема сроков на обжалование работниками действий и решений работодателя актуальна с момента создания в 1995 году системы государственных органов по надзору за соблюдением норм трудового права — государственной инспекции труда (ГИТ).Вопросы по поводу соблюдения сроков, установленных нормами Кодекса законов о труде РФ (ст. 205 и 211) и Трудового кодекса РФ (ст. 386 и 392), касались:

• предъявления по истечении установленного срока иска в суд государственным инспектором труда в интересах конкретного работника;• вынесения инспектором ГИТ предписания об устранении нарушения трудового права, если пропущены сроки на обжалование действий работодателя в КТС и (или) в суд.

В настоящее время право инспекции на обращение в суд с исковыми заявлениями в интересах работников законодательством не предусмотрено (исключено из ст. 357 ТК РФ в ред. от 30.06.2006).Поэтому согласно ч.1 ст. 46 ГПК РФ инспектор более не может обращаться в суд по данной категории дел и признается участником такого процесса лишь в качестве эксперта.

Таким образом, проблема соблюдения сроков по искам, заявленным инспектором, фактически снята. Но как и раньше, отсутствует однозначное решение по вопросу: должны ли применяться установленные ст. 386 и 392 сроки при обращении работника в ГИТ с заявлениями о защите своих трудовых прав?Если рассматривать этот вопрос с формально юридических позиций, то ответ совершенно очевиден.

Отметим, что в соответствии с нормами ГПК РФ, ТК РФ (глава 60) ГИТ не является органом по рассмотрению и разрешению трудовых споров.Хотя ГИТ и входит в систему органов по защите трудовых прав, но как орган государственной власти осуществляет надзорные функции и трудовые споры не разрешает.Сроки, предусмотренные ст.

386 и 392 ТК РФ, адресованы исключительно КТС и суду, и поэтому в отношениях по поводу обращения работников с жалобой в ГИТ применяться не могут.В связи с этим следует критически оценить существующую на этот счет судебную практику.

Имеются в виду примеры, когда судебные органы, вынося решения по жалобам работодателей на предписания ГИТ, считают их незаконными, если предписание вынесено по истечении срока, установленного ст. 386 и 392 ТК РФ.В частности, согласно приведенному постановлению ВС Республики Мордовия суд считает, что на государственного инспектора труда распространяется норма ст.

392 ТК РФ, поскольку права инспектора труда производны от прав работника, интересы которого он защищает.

Конструкция производного права в данном случае неуместна, учитывая, что ГИТ не является представителем работника, а выступает как орган государственного надзора с ясно определенными собственными правомочиями, в число которых не входит реализация полномочий работника в споре с работодателем.Судья Верховного Суда РФ Б.А.

Горохов по делу о признании незаконным предписания главного государственного инспектора труда в Республике Татарстан, вынесенного в адрес ГУП РТ «Чистополь-Водоканал», указал, что инспектор, как и сам работник, должен соблюдать установленные сроки для рассмотрения трудового спора в суде (см.: Определение ВС РФ от 28.06.2006 № 11-В06-8).

На этом основании заявление работодателя о признании предписания ГИТ незаконным было удовлетворено.В обоих указанных случаях имеет место позиция суда, которая свидетельствует о субъективном понимании и применении норм ТК РФ, расширительном толковании данных норм в пользу работодателя.

//www.youtube.com/watch?v=8OvRLjjj2Y0

Такая позиция суда не согласуется с буквальным содержанием закона, который не предусматривает сроков обращения в ГИТ, и не может быть признана верной, поскольку суд руководствовался смыслом закона при достаточно ясном правовом решении законодателя.Учитывая, что ситуация с применением сроков на обращение в ГИТ на практике понимается по-разному, решением данного вопроса, учитывая статус инспекции, может стать дополнение ст. 357 ТК РФ нормой о том, что предписание ГИТ об устранении нарушения может быть выдано без соблюдения сроков, указанных в ст. 386 и 392 ТК РФ. Либо законодатель займет противоположную позицию. Разъяснения по данному вопросу от имени ВС РФ без соответствующей корректировки закона, наверное, недостаточны.

Елена Забрамная,кандидат юридических наук, доценткафедры трудового права МГУ им. М.В.Ломоносова

• Как известно, трудовое законодательство устанавливает сроки обращения работника в юрисдикционные органы за разрешением индивидуального трудового спора. Эти сроки согласно ст.

392 ТК РФ составляют:• по спорам об увольнении — 1 месяц, исчисляемый со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки;• по иным спорам — 3 месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Несмотря на то, что закон не называет их сроками исковой давности, они являются сроками, определенными в норме именно материального, а не процессуального права (ч. 2 ст. 392 ТК РФ). Поэтому пропуск этих сроков не препятствует обращению за судебной защитой, но может служить основанием к отказу в иске, если о пропуске истцом срока заявит ответчик (п.

5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Росийской Федерации»).Напомним, что общий срок исковой давности, установленный гражданским законодательством, составляет три года.

Также в ГК РФ определено, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или, напротив, более длительные по сравнению с общим сроком (ст. 195—197 ГК РФ).

Сроки исковой давности, установленные в ГК РФ, не распространяются на индивидуальные трудовые споры, поскольку, как уже было сказано, ТК РФ закрепляет сроки обращения работников в юрисдикционные органы (комиссию по трудовым спорам и суд) за разрешением индивидуального трудового спора.

При этом нормы трудового законодательства о сроках обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора неоднократно оценивались Конституционным Судом РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и признавались соответствующими Основному закону.

Заметим, что трудовые инспекции по своей природе являются не органами по разрешению трудовых споров, а административными органами, призванными контролировать соблюдение трудового законодательства и принимать меры по устранению нарушений трудового законодательства и восстановлению нарушенных прав граждан (гл. 57 ТК РФ).

Поэтому к процедуре принятия решений трудовой инспекцией нормы ТК РФ о сроках обращения в юрисдикционные органы за разрешением индивидуальных трудовых споров неприменимы, равно и к обращениям граждан с жалобами на нарушение своих трудовых прав в органы прокуратуры.

В связи с вышесказанным необходимо отметить, что нужно различать сроки обращения в суд за разрешением индивидуального спора и сроки привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о труде и охране труда, установленные административным законодательством. Так, ст. 4.

5 КоАП РФ, устанавливает давность привлечения к административной ответственности (постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения). При длящемся административном правонарушении срок исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.

Однако срок давности привлечения к административной ответственности не распространяется на деятельность инспекторов по выдаче предписаний об устранении нарушений трудового законодательства, поскольку выдача таких предписаний инспектором не является мерой административного взыскания, а направлена на пресечение нарушения.Таким образом, трудовая инспекция не ограничена какими-либо сроками для вынесения предписания об устранении нарушения трудового законодательства и может устранить нарушение прав работников независимо от времени совершения работодателем нарушения, т. е. может выдать соответствующее предписание и по истечении срока давности привлечения работодателя к административной ответственности.

Анна Тимреева,эксперт «Центра защиты трудовых прав»• Если подходить к данному вопросу буквально, то действительно — работник не ограничен в сроках обращения в трудовую инспекцию. Говорить о том, что права трудового инспектора производны от трудовых прав работника, в данном случае неправильно, так как трудовая инспекция является исключительно надзорным органом.

Однако, пропустив срок обращения в суд, работник путем обращения в трудовую инспекцию получает реальный шанс восстановить данный срок. Ведь работодатель не может проигнорировать предписание трудовой инспекции, иначе он будет привлечен к административной ответственности. Значит, в своих же интересах он вынужден обжаловать решение в суд данное предписание.

А суд в свою очередь будет рассматривать по существу спор, возникший между работником и работодателем. Налицо своеобразная лазейка. Такое положение кажется неправильным.Во-первых, получается — несмотря на то, что срок, установленный для рассмотрения спора в суде, истек, спор все равно рассматривается.

Во-вторых, трудовая инспекция, выдающая предписания по истечении срока, предусмотренного для обращения в суд, как бы становится последней инстанцией, хотя действия госорганов по защите прав работника принадлежат к досудебному регулированию.

В-третьих, работодатель как процессуальная сторона в данном ситуации оказывается в неравном положении с работником (который, между прочим, давно может им и не являться). Ведь у работодателя по истечении столь долгого времени могут и не сохранится уже необходимые документы, будут сложности с поиском нужной информации и т. д.

В-четвертых, сами работники благодаря такой лазейке отказываются в неравном положении по отношению друг к другу. Получается, что работники, которые знали о ней и обратились по истечении долгого времени в трудовую инспекцию, свои трудовые права смогут защитить, а те, кто не знал, — уже нет.

Это можно рассматривать как нарушение такого принципа, как «равенство прав и возможностей работников» (ст. 2 ТК РФ).Конечно, работник сам выбирает форму защиты своих трудовых прав (инспекция или суд). Однако он не должен злоупотреблять своим правом (ст. 10 ГК РФ).

Представляется, что законодатель, не установив срока для обращения в трудовую инспекцию, исходил из того, что трудовая инспекция всегда будет досудебной инстанцией.Если защитить права работника трудовая инспекция не сможет, то тогда работник обратиться в суд. Либо работник может сразу идти за защитой в суд. Но такого положения вещей, когда трудовая инспекция оказывается «последней» инстанцией, быть не должно.Поэтому, как представляется, такие лазейки надо прикрывать, что вполне может сделать суд, например путем расширительного толкования норм права. Ведь законодатель данную проблему никак не разрешает.

Мирон Жильцов,кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права УрГЮА• Статья 357 ТК РФ устанавливает полномочия государственных инспекторов труда в сфере надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства работодателями, в том числе право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.Аналогичные полномочия предусмотрены Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324.В то же время ни ТК РФ, ни указанное Постановление не устанавливают каких-либо предельных сроков для обращения граждан с жалобами на неправомерные действия работодателя, не устанавливают они и предельных сроков для вынесения государственными инспекторами труда соответствующих предписаний. Если речь идет о привлечении виновных лиц к административной ответственности, то данный вопрос регулируется КоАП РФ. В то же время имеющаяся неопределенность с вопросом о максимальном сроке с момента нарушения трудовых прав работников, когда работники вправе обратиться к государственному инспектору труда и тот имеет возможность вынести предписание об устранении нарушений, с неизбежностью влечет за собой различные подходы в судебной практике к решению данного вопроса. Данный пробел может быть разрешен только законодателем, но не судом.

Источник: //xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai/case/53034

Онлайн Инспекция —

Имею ли я право на обращение в трудовую инспекцию?

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.

рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала //онлайнинспекция.рф (далее – Портал).

Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей  и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1          В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: //онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

 2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов. 

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

 3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.  

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (//www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи.  В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена. 

 4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

– адрес проживания заявителя;

– фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

– номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда.

Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (//rostrud.ru/).

В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

– электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы. 

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

– регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

– данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

– сведения о своей должности и периоде работы;

– сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

– пояснения к сложившейся ситуации;

материалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

–           игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

–           отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

–           экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);

–           коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

–           недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

–           не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

–           не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

–           не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Спасибо за внимание и понимание!      

Источник: //xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai/

Что делать, если работник обратился в трудовую инспекцию?

Имею ли я право на обращение в трудовую инспекцию?

В прошлом году административные штрафы за несоблюдение требований трудового законодательства существенно увеличили. Максимальный штраф для юридических лиц подняли с 50 000 до 200 000 рублей, для физических — с 5000 до 40 000 рублей.

Ввели «мультиштрафы» — это когда работодателя штрафуют в отношении каждого работника. Только в Москве за вторую половину прошлого года Трудовая инспекция (ГИТ) наложила штрафов на 146 млн рублей.

«Секрет» попросил юристов объяснить, как работодателям избежать убытков, если на них жалуются сотрудники.

Чаще всего работодатель узнаёт, что сотрудник обратился в трудовую инспекцию, получив уведомление о предстоящей проверке по почте. Чтобы выиграть время, периодически проверяйте сайт онлайнинспекция.

РФ, на котором можно узнать о наличии жалобы, и сайт Государственной инспекции труда, где информация об открытой проверке появится в первую очередь. Одновременно с жалобой работник мог подать иск в суд.

Проверьте сайт районного суда по месту регистрации компании, а также по месту жительства работника. У вас будет больше времени на подготовку возражений на исковое заявление.

Генеральный директор Центра охраны труда «НСС Консалт»

Трудовое законодательство и судебная система в большинстве случаев выступают на стороне работника. Так что, если назревает трудовой конфликт, договориться с работником всегда дешевле, чем «воевать». Если он пойдёт в суд, с большой вероятностью работодатель его проиграет.

Чаще всего ухищрения сотрудников связаны с больничными листками. Например, менеджер по продажам не ставит непосредственного руководителя в известность о том, что уже два дня у него открыт лист нетрудоспособности.

Получив извещение об увольнении, по окончании болезни он обращается в суд и, естественно, выигрывает, так как уволен в период временной нетрудоспособности.

Исполнительный директор ООО «Юрсодбиз»

Компания должна в первую очередь проверить наличие и правильность оформления документов в отношении самого работника.

Есть ли подписанный трудовой договор? Все ли обязательные условия в нём содержатся? Выдан ли экземпляр работнику? Есть ли необходимые приложения (по изменению заработной платы, переводу на другую должность и т. д.

)? Соответствует ли размер заработной платы, указанный в договоре, той сумме, которую работник получает по ведомости? Правильно ли оформлены локальные нормативные акты (правила трудового распорядка, положение о премировании, положение об охране труда и т. д.)?

Во вторую очередь надо доделать те дела, до которых раньше не доходили руки, — ознакомить всех работников с правилами премирования или внести отметки в табель учёта рабочего времени.

Латание дыр может быть уже неактуально для конкретного случая, но в целом для организации всё равно необходимо.

При этом ни в коем случае нельзя «подчищать» документы, делать их задним числом или откровенно подделывать.

После поступления заявления работника инспектор вызовет работодателя на приём. Прийти должен генеральный директор или представитель по доверенности. Скорее всего, на приёме инспектор вручит требование о предоставлении документов. Работодателю рекомендуется попросить ознакомиться с заявлением работника.

В течение 30 дней после регистрации обращения работника трудовой инспектор может предложить сторонам спора заключить мировое соглашение. Если они достигнут согласия, сотрудник обязан в письменном виде направить повторное заявление о снятии претензий. После этого трудовой инспектор имеет право закрыть жалобу и не начинать рассмотрение по существу. Такой подход активно используют и поощряют.

Юрисконсульт отдела сопровождения земельных и инвестиционно-строительных отношений компании «Интерцессия»

ГИТ Роструда вправе приступить к внеплановой выездной проверке незамедлительно, если основанием для неё является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В таких случаях в течение 24 часов будет извещена и прокуратура.

Уклоняться от предоставления документов не следует. Это может повлечь дополнительную административную ответственность. Строго в соответствии с запросом инспектора подготовьте копии документов, которые касаются работника-заявителя. Все документы необходимо прошить и заверить печатью организации и подписью руководителя. К ним нужно приобщить развёрнутые письменные пояснения по инциденту.

При любой проверке главная опасность для бизнеса — дисквалификация должностного лица, так как инспектор в первую очередь привлекает к ответственности руководителя компании. Если нарушение установлено, покажите виновность в нём другого должностного лица. Таким образом вы выведите генерального директора из-под удара.

Если инспекторы уже у вас на пороге, первым делом требуйте, чтобы проверяющие показали служебные удостоверения и заверенную печатью и подписью копию приказа о выездной проверке.

Если проверка проводится на законных основаниях, обеспечьте беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности, к оборудованию и транспорту.

//www.youtube.com/watch?v=CNpT1rXqM7c

Старший юрист адвокатского бюро «Качкин и партнёры»

По результатам проверки всегда составляется акт.

Если инспектор обнаружил нарушения, то составит также предписание, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности.

Необходимо проверить, правильно ли составлены все эти документы, не допущено ли ошибок при установлении факта нарушения, правильно ли вынесено наказание.

На оплату штрафа компании отводится 60 дней с момента вступления постановления в законную силу. Можно подавать в ГИТ ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки. Об уплате штрафа следует отчитаться в ГИТ.

За неисполнение постановления предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, административным арестом на срок до 15 суток, обязательными работами на срок до 50 суток.

Адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнёры»

Постановление о привлечении к административной ответственности и предписание об устранении нарушений трудового законодательства можно обжаловать в административном порядке (в вышестоящий орган) или в суде. Подавать жалобу и туда, и туда не стоит, так как приоритет у суда. Обжаловать только в административном порядке зачастую неэффективно. Своим доверителям мы рекомендуем обращаться сразу в суд.

Если вы уже смирились с перспективой получить штраф, то заявляйте о наложении штрафа персонально на генерального директора, а не на компанию. Денежные взыскания на должностных лиц в разы меньше, чем на сами организации.

Руководитель юридического отдела аудиторской компании МКПЦ

Государственные инспекторы труда вправе привлечь работодателя к административной ответственности по каждому выявленному факту нарушения законодательства.

В рамках одной проверки могут назначить несколько наказаний за разные нарушения трудового законодательства.

Например, за ненадлежащее оформление трудового договора грозит штраф 30 000 рублей, за нарушение порядка направления работников в отпуск — 30 000 рублей, за нарушение порядка привлечения работника к материальной ответственности — ещё 30 000 рублей.

Инспекторы при проведении проверки не имеют права выдавать предписания по индивидуальному трудовому спору — например, когда сотрудник обжалует увольнение. Разрешение таких споров возможно только в суде.

Если инспекторы всё же вынесут предписание, например о восстановлении сотрудника на работе, вы сможете отменить его через суд.

Инспектор вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, в том числе и при его увольнении, только посредством вынесения обязательного для работодателя предписания об отмене приказа о применении к работнику дисциплинарного взыскания или приказа об увольнении работника.

Директор департамента юридического сопровождения и контроля ManpowerGroup

Избегайте аналогичного нарушения в течение года после исполнения предыдущего постановления об административном наказании, иначе придётся платить повышенные штрафы, а виновное должностное лицо может быть дисквалифицировано. По некоторым нарушениям приостановка деятельности организации может достигать 90 суток.

Юридический партнёр Forensic Solutions

Работник обратился в трудовую инспекцию с заявлением, что компания N не выплатила ему заработную плату. В документе, подтверждающем выплату денежных средств, действительно отсутствовала подпись работника.

Трудовой инспектор обязал компанию N выплатить работнику причитающуюся сумму. Не согласившись с предписанием, компания N обратилась в суд.

Там выяснилось, что работник денежные средства получал, но размер выплаченной суммы его не удовлетворил, что и послужило основанием обращения в трудовую инспекцию. Суд предписание отменил.

Адвокат, управляющий Группой компаний «Гордейчик и партнёры»

Несколько раз нам удавалось доказать ошибочность подходов инспекции труда к толкованию условий контрактов отдельных категорий работников.

Например, один заслуженный региональный театральный артист решил, что его ущемляют в надбавках за качество и интенсивность труда.

Так уж устроено наше, в том числе региональное законодательство, что при его формальном прочтении этот почтенный мэтр, выходя на сцену в эпизодических ролях один-два раза в месяц, в связи с наличием специального знания всё равно получал больше основной массы актёров.

Это не устроило руководство театра, пересмотревшее локальное положение о премировании. В итоге суд не согласился с поддержавшими заявителя инспекцией и прокуратурой, сославшись на автономию учреждения культуры и на то, что акты Минкульта субъекта федерации носили для него рекомендательный характер.

Иллюстрация на обложке: Наталья Осипова / «Секрет Фирмы»

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе

Источник: //secretmag.ru/business/methods/chto-delat-esli-rabotnik-obratilsya-v-trudovuyu-inspekciyu.htm

Трудовая инспекция сможет взыскивать с работодателей долги по зарплате без суда. Госдума приняла такие поправки в первом чтении

Имею ли я право на обращение в трудовую инспекцию?

Сейчас для взыскания с работодателя задолженности по зарплате и другим платежам работнику нужно обратиться в суд. Рассмотрение такого дела в суде может занять несколько месяцев. Также понадобится время на передачу исполнительного листа приставам или в банк.

Правительство РФ предложило возложить на трудовую инспекцию полномочие взыскивать с работодателя долги по зарплате без суда. То есть инспектор труда сам вынесет постановление о взыскании с работодателя денег в пользу работника и передаст его приставам.

Пакет законопроектов с такими поправками Госдума приняла в первом чтении.

На рассмотрении Госдумы находятся два правительственных законопроекта, в которых предлагается разрешить государственной инспекции труда взыскивать долги по заработной плате с работодателей без обращения в суд.

Один из них — законопроект № 755304-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику». Госдума приняла его в первом чтении 19.09.2019. В нем содержатся поправки в Трудовой кодекс, касающиеся новых полномочий трудовой инспекции.

Второй — это сопутствующий законопроект № 755318-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об исполнительном производстве“ в связи с принятием Федерального закона „О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику“». В нем предусмотрена процедура исполнения решения инспектора труда о принудительном взыскании зарплаты с работодателя. Госдума приняла этот законопроект в первом чтении 24.09.2019.

Как трудовая инспекция будет взыскивать долги с работодателей?

В законопроекте № 755304-7 предлагается наделить государственных инспекторов труда полномочиями по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате денег работникам. Речь идет о начисленной, но не выплаченной работнику заработной плате и других выплатах, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Предполагается такой порядок взыскания: по результатам проверки (например, по жалобе работника) государственный инспектор труда выдаст работодателю предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с выплатой работнику заработной платы. Если работодатель не выполнит это предписание в предусмотренный в нем срок, то инспектор труда оформит решение о принудительном исполнении обязанности по выплате зарплаты. Такое решение он должен принять не позднее одного месяца после истечения указанного в предписании срока. А если работодатель обжаловал предписание в судебном порядке, то инспектор должен будет вынести решение не позднее одного месяца после вступления в законную силу решения суда о признании законным данного предписания.

Решение государственного инспектора труда о принудительном исполнении одновременно является исполнительным документом.

В течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения инспектор должен будет направить его работодателю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Работодатель вправе в течение десяти дней со дня получения обжаловать данное решение в суде.

Затем инспектор труда направит это решение для исполнения в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Он должен будет это сделать по истечении срока обжалования решения о принудительном исполнении, а в случае его обжалования — после вынесения судом решения об оставлении жалобы без удовлетворения.

В решении государственного инспектора труда о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате должны содержаться отметка о вручении решения работодателю и сведения о реквизитах банковского счета взыскателя.

На кого не будет распространяться упрощенный порядок?

Положения о праве трудовой инспекции взыскивать долги по зарплате самостоятельно не будут применяться по отношению к взысканию с банков зарплатной задолженности перед некоторыми банковскими работниками.

В частности, перед теми, которые занимают должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, руководителя, главного бухгалтера филиала банка, членов совета директоров банка.

Как будет исполняться решение инспектора труда?

Предложенный законопроектом № 755318-7 порядок исполнения решения о принудительном исполнении предусматривает, что при наличии на счетах работодателя денег взыскание задолженности осуществляется в бесспорном порядке полностью или частично, обеспечивая тем самым внесудебную защиту трудовых прав работников.

Аналогичный порядок взыскания денежных средств со счетов должника в настоящее время применяется в рамках принудительного исполнения удостоверений, выдаваемых комиссиями по трудовым спорам.

При этом большая часть исполнительных производств, возбужденных на основании данных исполнительных документов, как правило, оканчивается в двухмесячный срок и без применения иных мер принудительного исполнения, в том числе ареста и реализации имущества должников.

В проекте предусмотрен такой порядок исполнения: пристав должен вынести постановление о возбуждении исполнительного производства.

Одновременно он обязан запросить у банков и иных кредитных организаций сведения о видах и номерах банковских счетов работодателя, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте.

По истечении срока для добровольного исполнения пристав вынесет постановление, содержащее требование о взыскании денежных средств с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, и не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, направит его в соответствующий банк или иную кредитную организацию.

Банк или иная кредитная организация должны будут незамедлительно перечислить деньги со счетов должника на указанный в постановлении счет взыскателя.

Исполнительное производство по исполнению решения о принудительном исполнении будет окончено, если в течение двух месяцев на счетах работодателя не окажется денег.

В этом случае пристав вынесет постановление об окончании исполнительного производства. Экземпляр этого постановления он направит в форме электронного документа инспектору труда.

Принять к сведению

Что уже сейчас грозит работодателям за невыплату зарплаты работникам?

Административная ответственность (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ)

Работник может пожаловаться в Государственную инспекцию труда на задержку или невыплату зарплаты. В этом случае инспекция проведет внеплановую проверку и привлечет работодателя к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа:

  • для должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.;

  • для индивидуальных предпринимателей — от 1000 до 5000 руб.;

  • для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Если работодателя привлекают к ответственности за это нарушение не в первый раз, то должностным лицам будет грозить штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет, индивидуальным предпринимателям — штраф от 10 000 до 30 000 руб., юридическим лицам — от 50 000 до 100 000 руб.

Уголовная ответственность (ст. 145.1 УК РФ)

Если работодатель выплачивает зарплату не полностью (менее половины суммы) свыше трех месяцев из корыстной или иной личной заинтересованности, то руководителю организации работодателю — физическому лицу, руководителю филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации может грозить уголовная ответственность. В частности, штраф в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до одного года.

Важно, что уголовная ответственность может наступить, только если будут доказательства корыстной или иной личной заинтересованности, например, того, что руководитель или иное лицо имели реальную финансовую возможность для выплаты или не имели такой возможности из-за своих неправомерных действий (п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»).

Полная невыплата работнику зарплаты и других выплат свыше двух месяцев, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности, может обернуться штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб.

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если эти деяния повлекли тяжкие последствия, то наказание — штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишение свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Лицо, впервые совершившее преступление по этой статье, могут освободить от уголовной ответственности, если оно в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасит задолженность, а также уплатит проценты (выплатит денежную компенсацию) и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Приостановление работы (ст. 142, 379 ТК РФ)

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

Не допускается приостановление работы в исключительных случаях, например, если в трудовые обязанности работников входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения: энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, деятельность станций скорой и неотложной медицинской помощи.

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. При этом за ним сохраняется средний заработок.

Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Выплата компенсации (ст. 236 ТК РФ)

При нарушении работодателем срока выплаты заработной платы или других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации).

Проценты должны быть не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

При неполной выплате в срок заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Повышенный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть установлен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Банкротство работодателя

Работник вправе подать заявление в суд о банкротстве работодателя. Минимальный размер задолженности перед работником должен составлять не менее 300 000 руб.

, а продолжительность просрочки в выплате зарплаты — не менее трех месяцев. При этом работники имеют возможность объединить свои требования (п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 5 ст. 39 Федерального закона от 26.10.

2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Источник: //www.eg-online.ru/article/407011/

Законовед
Добавить комментарий