Имеется ли возрастной ценз в кинотеатрах?

На фильм с отметкой 18+ подростка не пустят в кинотеатр даже с мамой

Имеется ли возрастной ценз в кинотеатрах?

– Мою 12-летнюю дочку не пустили на фильм “Фантастические твари и где они обитают”, сказав, что он рассчитан на зрителей от 14 лет.

Сегодня мы сходили на этот фильм в другой кинотеатр, и там выяснилось, что он для аудитории 12+, и в зале было много пятилетних, – написала на своей страничке в Фейсбуке писательница Евгения Пастернак.

Она предположила, что, если ребенок идет в кино с мамой, она сама вправе решать, может дочка посмотреть фильм или нет.

Наивные вопросы о возрастных ограничениях в кинотеатрах мы задали главному специалисту отдела по кинематографии Министерства культуры Наталье Гуриной, первому заместителю генерального директора УП «Киновидеопрокат» Андрею Разжевайкину и председателю Республиканской экспертной комиссии по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости Нине Тихоновне Фрольцовой.

Кто определяет возрастные ограничения?

– Такие маркировки выставляет отдел по кинематографии Министерства культуры, а точнее классификационная комиссия по определению возрастных ограничений зрительской аудитории.

Это налаженный и не очень трудоемкий процесс, поскольку киноленты закупаются на рынке, который стандартизирован, и комиссия просто уточняет, соответствуют ли маркеры на фильмах публичному показу в нашей стране, – говорит Нина Тихоновна. – Если в ленте есть элементы, связанные с жестокостью, насилием, специалисты предоставляют этот материал на экспертизу в Республиканскую экспертную комиссию.

Чем отличается маркировка 16+ и 18+?

– Считается, что аудитория 16+ еще не готова психологически для восприятия эротики, поэтому, если в фильме есть сексуальные сцены, его не разрешат показывать людям такого возраста. А кино с меткой 18+ уже может содержать откровенные эротические сцены, как, например, фильм «Нимфоманка».

Какими критериями руководствуется комиссия при определении возрастного ценза?

– Комиссия опирается на постановление Совета министров от 13 ноября 2012 года №1038. Самих критериев в открытом доступе нет, мы пользуемся внутренним документом с описанием возрастного рейтинга, – объясняет Наталья Гурина.

Если маленький ребенок придет на фильм 14+ один, его вполне законно не пустят в зал Павел МАРТИНЧИК

Правда ли, что в день премьеры на фильм могут идти дети всех возрастов, потому что наша комиссия еще не успела посмотреть ленту и выставить рейтинг?

– Действительно, на самом первом показе фильм идет еще с российским рейтингом. Уже на втором показе ленте присваивают белорусскую возрастную оценку.

Это связано с техническими условиями: дистрибьюторы не предоставляют фильм заранее, чтобы мы могли его отсмотреть.

Если есть возможность, мы стараемся посмотреть его раньше, но многие фильмы, особенно американские, приходится смотреть только на премьерном показе.

Как можно удостовериться, что этот рейтинг действительно выставлен комиссией Минкульта?

– Мы высылаем «Киновидеопрокату» государственное регистрационное удостоверение, а они на основании этого документа делают свой указ и рассылают его по кинотеатрам. Такой документ обязан быть в каждом кинотеатре – любой посетитель при желании может его посмотреть.

Возрастными ограничениями Минкульта должны руководствоваться все кинотеатры страны – и частные, и государственные?

– Да, возрастной ценз, который выставляет белорусская комиссия, распространяется на все кинотеатры и везде должен быть одинаковым. Частные кинопрокатчики на каждый фильм тоже берут прокатное удостоверение, где указано, на какую аудиторию рассчитано кино.

В кино лучше носить с собой школьную справку Павел МАРТИНЧИК

На какие фильмы ребенка не пустят в кино, даже если он придет с мамой?

– На фильмы 16+ и 18+ кассир не может пропустить школьника, который еще не достиг этого возраста, даже если он придет с мамой, папой и старшей сестрой. А вот на все ленты, где стоит маркировка от 0 до 14+, может прийти и ребенок помладше, но только в сопровождении родителя или педагога, – рассказывает представитель УП «Киновидеопрокат».

Правда ли, что в кино нужно носить с собой справку или паспорт?

– Да. Бывает, что ребенок выглядит младше своего возраста, и кассир отказывается его пропускать без документов. В этом случае прав будет кассир, поэтому, отправляясь в кино, ребенок должен взять паспорт или школьную справку, – советует Андрей Разжевайкин.

Источник: https://www.kp.by/daily/26617/3635100/

Отсеять по возрасту. Как работает система рейтингов для кино в России

Имеется ли возрастной ценз в кинотеатрах?

В то же время, отмечают «Ведомости», резко возросло число фильмов с маркировкой «18+». В 2014-м это был каждый седьмой фильм, в 2015-м — каждый четвертый. В прошлом году в эту категорию попали 37% картин, еще 40% вышли с пометкой «16+». Доля отечественных «взрослых» фильмов практически не изменилась.

Никаких запретительных мер

Председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям и председатель Московского отделения Союза кинематографистов РФ Евгений Герасимов заявил «360», что в комиссию, оценивающую фильмы, входят уважаемые эксперты, оценивающие ленты исходя из одинаковых условий. Поэтому он не видит в их действиях каких-либо запретительных мер в отношении иностранных фильмов. В целом же, отметил депутат, у граждан есть много претензий к тому, что смотрят дети. Поэтому это вполне естественно, что есть возрастные категории.

«Родители хотят пойти в с ребенком в кино, читают рецензии и видят рекомендацию по возрастному ограничению. А дальше их дело — идти или нет. Никто никого не ограничивает. Тем более если посмотреть на то, что, бывает, показывают по телевидению или можно найти в интернете. Но, наверное, не нужно, чтобы восьмилетний смотрел то, что даже 14-летнему не рекомендовано, правда?» — сказал он.

Поэтому, по его мнению, нет никакого ущемления кинематографа той или иной страны. Главное, подчеркнул Герасимов, чтобы «он был достойный и хороший». В России существует единый ценз как для отечественных, так и для зарубежных фильмов, носящий рекомендательный характер.

«Решает семья, никто ничего не запрещает. Я не вижу, что в данной ситуации есть какой-то запрет иностранному кино. Его много и в кинотеатрах, и по телевидению, и в интернете», — заключил депутат.

Дело ясное, что дело темное

Гендиректор аналитической компании «Невафильм Research» Олег Березин заявил «360», что Минкультуры использует возрастные ограничения для зарубежных фильмов в качестве инструмента протекционизма в отношении российских картин. Увеличивая рейтинг, он отсекает часть аудитории и снижает число зрителей иностранных лент, тем самым увеличивая долю зрителей российских фильмов.

«У Минкульта всего два показателя, по которым он отчитывается за развитие российского кино. Они связаны с долей отечественных кинофильмов и почему-то с количеством кинозалов. Отсюда как раз все программы поддержки маленьких кинотеатров для увеличения числа кинозалов и все эти меры борьбы за долю российских фильмов», — пояснил Березин.

При этом Березин уверен, что эти явления — исключительно российская тенденция. В свое время их аналитическая компания проводила исследование и наблюдала, как за рубежом менялись рейтинги выходивших в российском прокате иностранных картин. И там нет такой огромной разницы между долей местных и иностранных кинолент в прокате.

«Во всем мире такие ограничения носят информационно-рекомендательный характер. Они, скорее, являются ориентиром для зрителей, для родителей, но не поводом не пускать в кинозал.

У тех же американцев рейтинги рекомендательные, их устанавливают общественные организации, и они являются информацией для родителей.

Часто даже пишут, что дети до 12 лет могут смотреть только в присутствии родителей, чтобы при необходимости они смогли объяснить что-то ребенку. И это делается задолго до премьеры», — подчеркнул он.

В конечном итоге, сказал эксперт, часто вообще непонятно, как эти рейтинги назначаются и кто именно принимает решение. Порой, выдача прокатного удостоверения происходит аккурат перед премьерой картины.

И уже было несколько случаев, когда правообладатель, уполномоченный заявлять рейтинг, указывает, например, «12+», а в последний день перед началом проката получает удостоверение, а там написано «16+».

И он даже не успевает ничего обсудить или опротестовать так как процедура эта долгая и «невнятная».

«Так было с российской картиной „Ночная смена“, снятой, правда, американской киностудией. Заявили рейтинг „12+“, вся реклама была соответствующей. А за день до проката получили удостоверение, где написано „16+“, и просить изменить рейтинг было уже поздно», — пояснил он.

Расплывчатый закон

Березин пояснил, что и сам закон о возрастных рейтингах, в части самой градации, написан довольно расплывчато. Особенно в разделе, затрагивающем категорию «16+». По его словам, «никто не понимает ее глобальный статус»: то ли она обязательна к выполнению, то ли это просто рекомендация.

«Вот с „18+“ ясно, что это обязательно. И то, непонятно, что делать, если приходит родитель и покупает билет себе и своему ребенку. Так как родитель — законный представитель, то ему решать, куда идти ребенку», — добавил Березин.

Именно поэтому, отметил эксперт, в их ассоциации сейчас работают над предложениями сделать рейтинги четко рекомендательными, присвоение рейтингов передать правообладателям. Ведь именно они, уточнил Березин, несут за это ответственность. Если они выпускают в прокат фильм, не соответствующий законодательству по рейтингу, то они за это отвечают.

«Третий момент: если возникает какая-то спорная ситуация, правообладатель сомневается в рейтинге и хочет куда-то обратиться за оценкой, нужно, чтобы этим занималась некая общественная организация, куда могли бы войти учителя, родители, представители кино. Чтобы они присваивали рейтинг и обосновывали свое мнение. На сегодняшний день Минкультуры даже не обосновывает свои решения.

Например, по его мнению, непонятно, почему российская драма об авиакатастрофе «Экипаж» получила рейтинг «6+», хотя помимо самой трагедии в картине показана постельная сцена. А какому-то иностранному фильму рейтинг несправедливо завышен.

«Так, например рассчитанные на широкую детскую аудиторию „Звездные войны“ имеют рейтинг „16+“, комедия „Такси 5“ — „18+“, а российский фильм „Собибор“ со сценами издевательств над военнопленными, смерти и кровопролития — всего „12+“», — заключил Березин.

В пресс-службе Министерства культуры лишь подтверждают установленную производителями и распространителями возрастную классификацию или предлагают свою позицию по присвоению возрастного рейтинга с учетом строгого анализа кинокартины. Это связано с тем, что производители и распространители продукции не всегда точно могут оценить критерии отнесения ленты к той или иной возрастной категории.

Присваивая фильму определенный рейтинг, Минкультуры России основывается на положениях Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», касающихся возрастных ограничений. Такая работа ведется из года в год, и никаких внутренних или внешних команд ведомство в данном случае не получало.

Кроме того, министерство не несет ответственность за то, чтобы кинофильмы с соответствующими возрастными ограничениями ежегодно выходили в одном и том же количестве. Это определяется тем, какие именно картины произведены и ввезены на территорию России для их дистрибуции.

«Поэтому, на наш взгляд, выводы, сделанные авторами материалов, носят исключительно умозрительный характер», — рассказали в пресс-службе Министерства культуры РФ.

и

Определением категории занимается Департамент государственного регистра Минкультуры, руководствуясь законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Если у сотрудника департамента возникает сомнение, или правообладатель не согласен с присвоенной категорией, то он может обратиться в экспертный совет, возглавляемый руководителем Департамента кинематографии Минкульта.

В совет должны войти несколько представителей заинтересованных органов исполнительной власти, научных и общественных организаций, творческих союзов и работников кинопроката. Его члены рассмотрят вопрос и дадут свою рекомендацию.

При этом на фильмы «16+» детей, не достигших этого возраста, могут пустить с родителями или письменным разрешением от них, а на «18+» — только достигших этого возраста.

0+

Картина не должна вредить здоровью или развитию не достигших шести лет детей. В лентах допускаются оправданные жанром или сюжетом эпизодические ненатуралистичные описания или изображения любого несексуального насилия. Обязательное условие: добро должно победить зло, жертве нужно сострадать, а агрессора — осудить.

6+

Все то же самое. Кроме того, можно показывать или описывать болезни, правда нетяжелые, не унижающие достоинство, а «кратковременные и ненатуралистические». Такие же описания и изображения несчастных случаев, аварий и катастроф без последствий.

Правда, только так, чтобы дети не испугались, не ужаснулись и не вали в панику. Можно показывать или рассказывать о преступлениях и антиобщественных действий. Но, опять же, так, чтобы они не показались оправданными или привлекательными, детям не захотелось их повторить.

Дополнительное условие: преступника или антиобщественника обязательно нужно осудить.

12+

К перечню добавляются уже обыкновенные сцены жестокости или насилия, правда, без натуралистичного показа нанесения увечий или смерти. Жертве — выразить сострадание, жестокость — осудить.

Если только насилие не применяется для защиты прав граждан или законных интересов общества и государства. Детям этого возраста можно показывать пиво и прочий алкоголь, сигареты, азартные игры, бродяжничество и попрошайничество.

Разумеется, в такой форме, чтобы им не захотелось все это опробовать. Наркотики пока можно только упоминать. И, конечно, все плохое необходимо осудить.

Кроме того, 12-леткам уже можно смотреть на «ненатуралистические половые отношения» между мужчинами и женщинами. Правда, так, чтобы они от увиденного не возбуждались и не оскорблялись. Показывать «действия сексуального характера» нельзя.

16+

Кроме уже перечисленного этой категории можно показывать несчастные случаи, смерть, аварии, катастрофы без натуралистической демонстрации последствий, сцены с наркотиками/одурманивающими веществами и последствиями их использования, если осуждается употребление и подчеркивается их опасность и неэксплуатирующие интерес к сексу, неоскорбительные половые отношения без показа самого процесса. Герои могут ругаться, правда, аккуратно и цензурно.

18+

Нельзя показывать то, что спровоцирует детей сделать что-то угрожающее их жизни или здоровью. Отдельно выделены самоубийство и демонстрация культуры общества ЛГБТ. Запрещено все то, что может побудить ребенка попробовать наркотики или одурманивающие вещества, закурить, выпить, поучаствовать в азартных играх, заняться проституцией или зоофилией.

Нельзя включать сцены отрицания семейных ценностей, формирующие неуважение к родственникам, а также порнографию, открытые внутренние органы, оправдывающую жестокость и преступления, информацию, сексуальное или кровавое насилие, сцены с нецензурной и другой бранью.

Источник: https://360tv.ru/news/tekst/otsejat-po-vozrastu/

До 18 нельзя: Как работают возрастные ограничения в прокате — Статьи на КиноПоиске

Имеется ли возрастной ценз в кинотеатрах?

Кто в России определяет рейтинг фильма? Почему зрителям от 16 до 18 лет достаются одни блокбастеры, а детям не разрешают смотреть «Жизнь Кабачка»?

Система рейтингов в российском кинопрокате действует с 2012 года, согласно закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

КиноПоиск поговорил с прокатчиками и организаторами фестивалей о том, как работает эта защита, влияет ли закон на сборы и какие решения принимало министерство культуры, раздавая рейтинги (российские подразделения студий-мейджоров отказались давать нам комментарии; Минкульт также пока не ответил на наш запрос).

По существующей схеме прокатная компания сама предлагает тот или иной рейтинг для фильма, подавая заявку в министерство культуры. Одновременно в кинотеатрах, на улицах, в сети появляется рекламная продукция, на которой также указаны возрастные ограничения. Проблемы возникают, если экспертный совет Минкульта решит, что рейтинг фильма недостаточно низок.

Алена Опрокиднева, специалист по связям с общественностью A-One Films:

— граница — 18+ или нет. Здесь Минкульт поступает порой странно, автоматически присваивая максимальный рейтинг всем фильмам, которые имеют рейтинг R в Америке.

А такой рейтинг может быть присвоен из-за мата, например, которого в дубляже, конечно, не будет. Наличие ценза влияет на нашу работу с кинотеатрами.

Это касается печати рекламной продукции, где должен быть указан ценз, рекламных роликов, расписания. Сам фильм может быть снят с показа, если случится форс-мажор и рейтинг поменяют.

У Американской киноассоциации (MPAA) есть пять категорий возрастных рейтингов: G — фильм подходит для аудитории любого возраста; PG — детям рекомендуется просмотр в присутствии взрослого; PG-13 — в фильме имеется контент, возможно, нежелательный для детей младше 13 лет (например, брань); R — условно взрослый контент (например, обнаженка), лица до 17 лет могут смотреть фильм только в сопровождении родителя или законного представителя; NC-17— самая хардкорная категория, «детям до 17 запрещается», строго взрослый контент (секс, насилие, наркотики, ненормативная лексика, особенно если все это сразу).

Последние год-два мы уже перестраховываемся и дуем на воду. При этом, кажется, мы попались с рейтингом лишь один раз. Если не ошибаюсь, это был фильм «Проект „Флорида“», которому мы предложили рейтинг 16+, а Минкульт поменял на 18+. Тогда мы потратили деньги и время, свое и кинотеатров, чтобы менять всю рекламу в последний момент.

«Проект „Флорида“»

Большинство наших фильмов все же соответствует рейтингу 18+, поэтому особых потерь мы не несем. Тяжело оценить, каков процент аудитории, который теряется из-за ценза, но нет чувства, что мы наступаем себе на горло.

Порой мы показываем фильмы 16+, и на таких сеансах администраторы обычно более лояльны — могут ходить и четырнадцатилетние подростки с родителями. Если рейтинг максимальный, такие фокусы не пройдут.

Наверное, до 18 лет лучше и не смотреть какое-нибудь «Убийство священного оленя».

и MPAA носят рекомендательный характер. При желании производитель может вовсе отказаться от рейтинговой оценки фильма, что, c одной стороны, ограничивает его прокат, с другой — делает его более вероятным, чем в случае получения жесткого рейтинга NC-17. Так, например, поступили с «Детками» Ларри Кларка или со «Счастьем» Тодда Солондза.

В то же время некоторые американские фильмы не имеют рейтинга R и также проходят контроль минкульта. Потому даже полный насилия боевик, если там нет реалистичной крови, могут порой смотреть дети лет с двенадцати. Немного обидно: мы считаем, пусть лучше бы они посмотрели Соррентино.

«Молодость»

Максимальный рейтинг по-прежнему присваивается за кровь, секс, наркотики, алкоголь, табак. Но речь идет лишь о том, что в кадре. Если наркотик каждые пять минут упоминается, но не показывается, ему могут присвоить и 16+. И надо понимать, что никакого строгого перечня — чего можно и чего нельзя — ни у какого чиновника нет.

Многие в кинобизнесе согласны с тем, что угадать, какое ограничение у фильма будет, заранее нельзя. Впрочем, есть тенденции к завышению рейтинга и к более либеральной оценке отечественных масштабных проектов. Таким образом, нечеткие критерии закона могут способствовать нечестной конкуренции.

Кирилл Сорокин, основатель Beat Film Festival:

— Существует проблема: критерии присвоения возрастного рейтинга более-менее непрозрачны. Мы можем взять некоторые национальные блокбастеры вроде «Легенды № 17», которые имеют низкие рейтинги и доступны детям, несмотря, например, на сцены насилия или эротики. Не хочется обязательно предполагать некий лоббизм, но по факту мы его и видим, хотя неизвестно, на каком этапе он возникает.

«Легенда № 17»

Есть очевидные формальности — скажем, курение и алкоголь в кадре. Тут уже сразу ставят максимальные ограничения из расчета «как бы чего не вышло». Но и в этом случае мы найдем примеры больших патриотических фильмов, которым такие вещи совершенно не мешают.

Кино, которое показываем мы — документальное кино, — фактически не нуждается в этих ограничениях. Молодые люди его, как правило, и не смотрят. К тому же мы в основном показываем фильмы на фестивалях, где установлена единая — обычно максимальная — входная планка. Не могу вспомнить, чтобы именно мы реально пострадали от рейтинга.

Впрочем, у нас были мысли получить прокатное удостоверение для показа подросткам ленты «Скейт-кухня». Героини фильма — молодые девчонки, которые катаются на скейтах по Нью-Йорку, влюбляются, взрослеют. Там нет секса и наркотиков, зато есть сигареты, поэтому вряд ли нам дали бы 12+.

Кстати, ограничение 16+ было у фильма «Ла-Ла Лэнд», но там уж совсем не было ничего сомнительного. Это понимали все, включая охранников кинотеатров, поэтому и я, и многие шли на мюзикл с совсем маленькими детьми. Потому на деле все работает всегда по-разному.

«Ла-Ла Ленд»

По естественным причинам, больше всего несправедливых решений о присвоении рейтинга относится к детско-юношескому кино. Многие фильмы, снятые для молодежи на Западе, у нас выпадают из поля зрения подростков.

Марианна Ибрагимова, глава отдела закупок Russian World Vision:

— Сейчас, подавая заявку, мы ориентируемся на свой опыт работы с Минкультом. Несколько неприятных ситуаций, связанных с возрастным цензом, у нас уже было. Поэтому некоторые случаи отработаны до автоматизма. Есть сцена употребления наркотиков или даже упоминания о наркотиках — мы уже не рискуем ставить что-то, кроме 18+.

Помимо веществ, включая табакокурение, отсекают от юной аудитории любые сексуальные сцены в фильме. Доходит до смешного: отмеченный в Каннах «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» получил 16+ за сцену, где показаны обнаженные боксеры в душе.

«Самый счастливый день в жизни Олли Мяки»

Бывают, впрочем, и неожиданности. Например, история с мультфильмом «Жизнь Кабачка». Его смотрели наши собственные дети и дети во всем мире, но в российском прокате присвоили максимальный возрастной рейтинг.

«Жизнь Кабачка» затрагивает тему усыновления и детдомов, при этом никакой жести там нет, хотя до определенной степени мультфильм реалистичен. Нам достался вечерний прокат, в результате он не окупился.

Но обидно больше даже не это, а то, что тысячи детей не увидели действительно хороший мультфильм.

Конечно, эти ограничения и практика вечерних показов взрослых фильмов влияют на успех проката. Кроме того, из-за ограничений мы не проходим на большинство телеканалов.

«Жизнь Кабачка»

Проблема возрастных ограничений связана с несовершенством самой шкалы рейтингов. Закон не делает различия как между десяти- и пятилетними детьми, так и между подростками двенадцати и пятнадцати лет. Возможным решением было бы воспользоваться американской практикой и узаконить родительское сопровождение в спорных случаях.

Мария Терещенко, программный директор Большого фестиваля мультфильмов:

— В области детского кино есть ценз 6+, а следом за ним уже 12+. Между этими возрастами огромный разрыв, и остро не хватает промежуточного рейтинга. Притом что у нас есть два разных рейтинга — 16+ и 18+, хотя разница между шестнадцатилетним и восемнадцатилетним вовсе не столь существенна, как бывает в раннем детском возрасте.

В результате на фестивалях детского кино бывают такие парадоксы: в рекламе указано 6+, и там же написано, что «для детей от десяти лет». Выглядит это, конечно, глупо. Но если мы так не напишем, получится, что половину зала займут дети трех-четырех лет.

На рейтинговом отрезке между 0 и 12 годами за таким никто не следит. Бывает, что фильму приходится ставить рейтинг 12+, хотя по-справедливости надо ставить 10+, но такого рейтинга нет. Тогда на показ идут подростки, которым эта история уже неинтересна.

Еще казус — уже не с фестивалей. В фильме нет вообще ничего такого, у него рейтинг 0+, но он, конечно, взрослый. Имеются в виду, скажем, интеллектуальные фильмы, где два человека в кадре разговаривают два часа о смысле жизни. Или многие старые советские фильмы.

В России существует пять категорий возрастных ограничений информационной продукции: 0+, 6+, 12+, 16+ и 18+. Критерии, по которым присваивается та или иная категория, достаточно четко прописаны в Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Среди этих критериев есть и все градации экранного насилия, и отрицание «семейных ценностей», и формирование «неуважения к родителям и (или) другим членам семьи».

Закон также проводит различие между «половыми» и «сексуальными» отношениями: на первые можно смотреть с 12 лет, на вторые — только после 18.

Именно этим законом руководствуется специальная комиссия при департаменте кинематографии, выносящая окончательный вердикт.

Разумеется, скупые строки закона не могут охватить все нюансы жизненных ситуаций и конфликтов, что дает простор широкой трактовке его положений (например, насильственная смерть матери героя и суровые будни детдома в пресловутой «Жизни Кабачка» (12+) — это какая степень жестокости?).

Когда делаешь программу для подростков, возникает много проблем, потому что в большинстве случаев рейтинг идет от 16+. Какой-нибудь «Пролетая над гнездом кукушки» мы все видели лет в четырнадцать-шестнадцать, и все было благополучно.

Более того, именно в том возрасте такие фильмы были важны, отвечали на волнующие вопросы. Теперь им установлена планка 18+, и подростки их не видят — по крайней мере в кино.

Просто потому, что в этих фильмах показывают такое, чем подростки часто занимаются, но на что им нельзя смотреть.

Бывает совсем смешно. Однажды подслушала в кинотеатре разговор двух девушек, которым было пятнадцать, и на фильм «Красавица и чудовище» им было нельзя, только после шестнадцати (такой строгий рейтинг был связан, видимо, с тем, что персонаж Джоша Гада в фильме — фактически гей, влюбленный в главного героя. — Прим. КиноПоиска). Они над этим обстоятельством очень потешались.

«Красавица и чудовище»

Нет проблем только с однозначно взрослым кино — 18+, и все. Помимо границы совершеннолетия, можно было бы воспользоваться практикой PG, когда подросткам разрешен просмотр вместе с родителями. Оставить, например, рейтинг PG-13.

Многие прокатчики все же не слишком оптимистично смотрят на будущее этой практики, припоминая, в частности, новый закон о фестивалях. Сегодня феномен возрастных рейтингов сочетает плавучую цензуру, лоббирование, бюрократическую инерцию и человеческие ошибки.

Глава международного отдела компании «ПРОвзгляд» Татьяна Долженко:

— Среди наиболее чувствительных к возрастным рейтингам сегментов — подростковое, молодежное кино. Дело в том, что по существующему регламенту таким фильмам практически всегда присваивается 16+.

И в последнее время наметилась закономерная тенденция на российском прокатном рынке: молодежное кино закупается все реже. Например, мы выпускаем в прокат 6 сентября «Клуб „Школа“». Очевидно, что одним из ядер целевой аудитории были бы подростки, но по регламенту смогут попасть лишь те, кто старше 16.

Да, при покупке билетов в онлайн-кассах нет проверки паспортов, но уже сейчас в разработке меры контроля на площадках.

«Клуб „Школа“»

Вообще специфика бизнес-процессов в немейджорских компаниях такова, что документы на прокатное удостоверение обычно подаются почти перед самой датой релиза.

Были прецеденты, когда Минкульт поднимал запрошенный рейтинг, и такие ситуации чреваты серьезными затратами для прокатчика (рассылка новых экранных заставок, новой полиграфии на площадки и т. п.).

Так что небольшим компаниям зачастую приходится перестраховываться.

Помню прецеденты у нашей компании. В 2016-м с фильмом Йоакима Триера «Громче, чем бомбы», когда Минкульт отредактировал рейтинг до 18+. Мы получили фидбек, что это связано с американским рейтингом R (17+), так что здесь история не про цензуру.

А вот с «Поездом в Пусан», по всей вероятности, мы попали под расчистку даты, так как вместе с нами выходили «28 панфиловцев» с рейтингом 12+.

В день старта проката мы узнали про увеличение рейтинга с 16+ до 18+, хотя кино про зомби традиционно рассматривалось как самое что ни на есть разновозрастное развлечение.

«Назови меня своим именем»

Но рейтинг 18+ — это, безусловно, не худшее из зол. Худшее — отказ в выдаче прокатного удостоверения. Есть серьезные и, к сожалению, обоснованные опасения, что с внедрением новых поправок в закон о кино часть фильмов будет браковаться на входе.

Если «Назови меня своим именем» по понятным причинам не был закуплен в прокат (в фильме рассказывается о романтических отношениях между тинейджером и молодым мужчиной. — Прим. ред.

), но хотя бы имел возможность добраться до зрителя иным способом, через фестивальные показы, теперь подобное кино может вовсе не попасть на российские экраны.

Дальнейшее ужесточение практики возрастных рейтингов приведет к тому, что в прокате будут выживать только крупные международные и отечественные патриотические блокбастеры. А пострадает прежде всего авторское кино, предназначенное молодому зрителю. Сегодняшняя система российской дистрибьюции исключает подростков из числа тех, кто способен адекватно оценить искусство.

Источник: https://www.kinopoisk.ru/media/article/3240260/

Кто определяет возрастной ценз кинозрителей?

Имеется ли возрастной ценз в кинотеатрах?

В редакцию обратилась гродненка, которая сетовала на то, что контролер одного из гродненских кинотеатров не пустила ее двенадцатилетнего сына на вечерний сеанс. Мальчишка был с совершеннолетним братом.

На ваше усмотрение

– У фильма стояло ограничение 16+, поэтому одного я не отпускала, знала, что могут не пропустить, отправила вместе со старшим сыном. Ему девятнадцать, – рассказала горожанка.

– Но младшего сразу предупредили, что не пустят на просмотр, хотя я не раз наблюдала, что в зале находятся дети, которые еще не доросли до указанного возраста.

Кто решает, пускать или не пускать? Разве это не на усмотрение родителей?

Мы решили провести эксперимент: позвонить в кинотеатры Гродно и под видом посетителей, узнать, пустят ли нас с 12-летним ребенком на сеанс «не по возрасту». В одном кинотеатре выбрали военную драму «По соображениям совести» с маркировкой «18+». На том конце провода даже раздумывать не стали:

– Это на ваше усмотрение. Одного не пустим, а вот с родителями можно. Сами решайте, нужен ли этот фильм вашему ребенку.

Звоним в другой кинотеатр. Выбираем фильм «Прибытие». Диалог примерно такой:

– Фильм имеет ограничения 16+, но очень хотим с сыном сходить. Мальчику 12 лет. Пустите?

– Мы смотрим, что за фильм. Конкретно в этом, который вы выбрали, нет ничего страшного. Так что с родителями – без проблем.

– А если один придет?

Собеседница с кем-то посоветовалась, потом неуверенным голосом произнесла:

– На поздние сеансы нет, на другие приходите.

Номер не прошел

А вот реакция работников кинотеатра «Октябрь», куда обратилась с тем же вопросом (речь шла о вышеупомянутом фильме «По соображениям совести»), оказалась иной.

Мужчина на том конце провода категоричен: не пустим даже с родителями. Пытаюсь возразить: я сама несу ответственность за своего ребенка и вправе выбирать, что ему смотреть.

Более того, говорю, что в других кинотеатрах пускают. Номер не прошел. Мужчина стоял на своем:

– Уважаемые родители, вы же думайте, что делаете. Вашему сыну 12 лет, а вы собираетесь вести его на фильм 18+. Не зря, наверно, существуют возрастные ограничения. Вы что и дома посадите его перед телевизором, когда идет кино для взрослых и разрешите ему смотреть? Не понимаю, как можно вообще такое просить.

– Но… – пытаюсь возразить.

– Нет, не пустим, – говорит собеседник.

Честно признаться, если бы у меня действительно были намерения пойти с ребенком на кино для совершеннолетних, после такой лекции я бы точно передумала. Здорово пристыдил собеседник. И ведь прав, ничего не скажешь.
Но идут и просятся, сетуют работники кинотеатров. Не пусти – жалуются. Пусти – себе дороже. И как быть?

В обход кассира?

За комментарием обратились в КУП «Гроднооблкиновидеопрокат». Там пояснили: поскольку упомянутые фильмы отнесены к категории 16+ и 18+ то ответ на вопрос, мог ли работник кинотеатра не пропустить детей на сеанс, однозначен: мог и должен был не пропустить. И в данном случае не важно, один он идет или с родителями.

Жалобы жалобами, но есть законодательство, в котором эти нюансы четко прописаны. Всех «непонятливых» адресуют к Правилам киновидеообслуживания населения (они размещены в каждом кинотеатре). Один из пунктов гласит: «Продажа билетов лицам, не достигшим возраста, предусмотренного индексом фильма, не допускается».

Но, чего греха таить, кассира обхитрить легко. Например, когда покупают билеты сами родители либо когда подростки просят это сделать любого взрослого. Тут уж, скорее, ответственность лежит на контролере.

Он имеет право, несмотря на наличие билета, не пропустить ребенка на сеанс, до которого тот еще не дорос. Законодательство позволяет контролеру требовать у зрителя документы, подтверждающие его возраст.

– Мы постоянно держим данный вопрос на контроле, взаимодействуем с работниками кинотеатров, чтобы четко следили за этим. Возрастные ограничения зрительской аудитории определяет Министерство культуры, исходя из содержания фильма. Правда, в Беларуси пока указывается не возраст, а «звездочки».

Например, три звездочки означают, что фильм разрешен для показа зрителям старше 16 лет, четыре – 18 и старше.

В новом Кодексе о культуре, который вступит в силу в ближайшее время, предусматривается необходимость присваивать фильмам ограничения не звездочками, а возрастом, чтобы зрители сразу ориентировались, – отмечают в КУП «Гроднооблкиновидеопрокат».

И припоминают недавний случай. В кинотеатре «Октябрь» шел нашумевший фильм. Стояло ограничение 16+, но среди желающих было немало подростков 13-14 лет, пытающихся попасть на сеанс. В кинотеатре не стали нарушать закон. В итоге родители не один день обрывали телефоны в Гроднооблкиновидеопрокате с жалобами, что их детей не пропускают в кинозал. Хотя, казалось бы, в чьих это интересах?

Так что если вдруг у вас возникла мысль отправить своего ребенка на кино для взрослых, вспомните слова работников кинотеатра «Октябрь»: думайте, родители, что делаете…

Символика ограничений

 0+ фильм не имеет никаких возрастных ограничений и подходит для любой зрительской аудитории.

12+ просмотр фильма запрещён для зрительской аудитории, не достигшей возраста 12 лет.

14+ просмотр фильма запрещён для зрительской аудитории, не достигшей возраста 14 лет.

16+ просмотр фильма запрещён для зрительской аудитории, не достигшей возраста 16 лет (такое ограничение распространяется на фильмы, слабо намекающие на присутствие в своём содержании сцен насилия или эротики, либо имеющие незначительную по времени часть эротических и насильственных сцен).

18+ просмотр фильма запрещён для зрительской аудитории, не достигшей возраста 18 лет (такое ограничение распространяется, как правило, на фильмы, содержащие сцены насилия и эротики, а также на фильмы ужасов).

КСТАТИ

Если имеется возрастное ограничение 12+ и 14+, то такой фильм могут посещать дети и младше, но в сопровождении взрослых – родителей или педагогов. К категории 16+ и 18+ это не относится. Фильмы разрешены для показа только зрителям старше указанного возраста.

Источник: http://rgazeta.by/ru/society/kto-opredelyaet-vozrastnoj-tsenz-kinozritelej.html

Возрастной рейтинг: невидимые судьи, или чем 12+ отличается от 16+

Имеется ли возрастной ценз в кинотеатрах?

Накануне мы проанализировали изменения, которые Министерство культуры и правительство планируют внести в закон «О защите детей от негативной информации». Надеемся, что участники кинопрокатной индустрии, прежде всего демонстраторы, примут самое активное участие а его обсуждении на сайте нормативно-правовых актов.

Безусловно, этот законопроект имеет отношение не только в кинотеатрам — в тексте документа речь идет и о маркировке книжной продукции, и о размещении «неправильной рекламы» в непосредственной близости (менее 100 метров) от различных детских профильных учреждений и других важных аспектах. Но нам ближе индустрия кино, поэтому мы возвращаемся к теме возрастных рейтингов, которые присваиваются фильмам при получении Прокатных удостоверений.

Многие наши читатели задаются вопросом: «Кто же эти члены экспертного совета, которые принимают решение о маркировке 12+, 16+ или 18+ после просмотра фильмов?»

В структуре Департамента кинематографии на сайте Минкульта есть информация об ответственных сотрудниках. Непосредственно вопросами ПУ занимается Отдел взаимодействия с организациями кинематографии, который возглавляет Александр Иконников.

Правда, имена самих экспертов (обычно это 2 человека), которые непосредственно работают с просмотровками от дистрибьюторов и продюсеров фильма, в Минкульте не называют — очевидно, чтобы исключить возможность нарушения рабочего процесса и давления со стороны заинтересованных лиц или вопросов СМИ.

https://www.youtube.com/watch?v=5XuICA577iQ

Согласно инсайдерской информации, максимально внимательно эксперты просматривают проекты, которые претендуют на рейтинг 12+, потому что на них в большом количестве могут прийти подростки, а фильмы с рейтингом 16+ и 18+ пропускают даже более свободно.

Неудивительно, что в последнее время резко сократилось количество фильмов категории 12+. По итогам просмотра чиновники отвечают заявителю, почему фильм получил тот или иной рейтинг.

Попытки бороться дистрибьюторы (или продюсеры) никогда не оставляют, но если это не картина, поддержанная Минкультом или Фондом кино, то шансы на успех в условиях существующей конъюнктуры минимальны.

Полагаем, что участникам отрасли не стоит пускать «стрелы гнева» в его сотрудников — они не занимаются самодеятельностью и не выдумывают рейтинги, а выполняют соответствующие установки вышестоящих начальников (если таковые имеют место быть).

А то, что эта политика заметно изменилась в последнее время, можно судить по косвенным признакам. Например, в государственном регистре все фильмы франшизы ГОЛОДНЫЕ ИГРЫ в разное время получили сразу два прокатных удостоверения (театральный прокат и публичное видео).

Все театральные ПУ имеют рейтинг 12+, а все права на публичное видео — 16+.

Интересно, почему существует данная разница, ведь речь идет об одних и тех же фильмах, в которые не внесены какие-либо изменения? Почему эксперты в 2014-м и 2013-м годах поставили этим фильмам один рейтинг, а в августе 2015-го — другой? Про финальную СОЙКУ-ПЕРЕСМЕШНИЦУ с рейтингом 16+ также было сказано достаточно.

Надеемся получить ответы на эти вопросы в Министерстве культуры, куда мы послали официальный запрос.

Также мы хотели бы внести важное уточнение в статью “Возрастной рейтинг: Почему растут цифры? В поисках “теории заговора“. Мы сравнивали систему рейтингов, принятую MPAA, и считали, что R соответствует рейтингу 16+, а NC-17 — для 18+.

Такое предположить было очень логично, но оказалось, что в стенах Минкульта действует другое понимание вопроса: в категорию 18+ (то есть лицам до 18 лет просмотр запрещен) попадают все картины с рейтингом R (лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого) и NC-17 (лицам до 17 лет просмотр запрещен).

В то же самое время за возрастные ограничения 12+ и 16+ «отдувается» только категория PG-13  (детям до 13 лет просмотр не желателен).

Именно здесь происходит «ужесточение режима», которое так расстраивает демонстраторов — они рискуют потерять внушительную часть аудитории подростков 16-17 лет, которым, оказывается, до 18 лет смотреть многие жанровые фильмы нельзя — в прошлый уик-энд это были остросюжетный триллер СКОРОСТЬ: АВТОБУС 657, фильмы ужасов ГОРОД МОНСТРОВ, КТО ТАМ?, ЗЕЛЕНЫЙ АД, комедии ШЕФ АДАМ ДЖОНС и НОВЕЙШИЙ ЗАВЕТ, криминальную драму ДЕТИ 90-х и музыкальный байопик ГОЛОС УЛИЦ.

О том, какие критерии используются при определении возрастного рейтинга, информацию можно обнаружить в интернете, так что вы, уважаемые читатели, можете самостоятельно выступить в роли экспертов.

Возрастная классификация информационной продукции введена с 1 сентября 2012 года.

Информационная продукция для детей, всех возрастов (0+)

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные её жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет (6+)

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет (12+)

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет (16+)

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Информация, запрещенная для распространения среди детей (18+)

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера.

______________

При беглом взгляде на запреты, содержащиеся в 7 последних пунктах, можно сделать только один вывод: эксперты получают возможность по-разному трактовать одни и те же события в разных фильмах.

Например, по формальному признаку (R в системе MPAA) фильм СКОРОСТЬ: АВТОБУС 657 получает возрастной рейтинг 18+, а ПЕРЕВОДЧИК, где события разворачиваются по абсолютно аналогичной схеме — совершение главным героем преступления, чтобы спасти своего ребенка, доступно зрителям в рамках сегмента 16+.

Российский парадокс: система рейтингов работает и одновременно имеет достаточное количество изъянов, которые видны невооруженным глазом. Поразительно, что на нашем рынке никоим образом не прописывается ответственность родителей в этих вопросах. Семья, как институт, отсутствует (видимо, ей не доверяют), решения сразу принимаются на государственном уровне.

https://www.youtube.com/watch?v=9fzOZpXbzIY

Мы очень надеемся, что в ближайшее время опубликуем третью часть, посвященную проблеме возрастных рейтингов, и там в качестве спикеров выступят представители министерства культуры РФ, дистрибьюторы и кинотеатры. Соответствующие запросы направлены, и мы надеемся на публичное обсуждение, а не на решение в кулуарах «по умолчанию». Ждем также ваши комментарии на эту тему.

В ТЕМУ

ВОЗРАСТНОЙ РЕЙТИНГ: ПУБЛИЧНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА НАЧАЛОСЬ!

Источник: http://cinemaplex.ru/2015/11/18/12-16-experts.html

Законовед
Добавить комментарий