Есть ли у меня шанс по закону забрать свой автомобиль на ответственное хранение?

Законно купленные машины забирают у владельцев как вещдоки – МК Саратов

Есть ли у меня шанс по закону забрать свой автомобиль на ответственное хранение?

Десятки автовладельцев в Саратове охвачены паникой

Причём производится изъятие настолько странным образом, что заставляет встревоженных людей объединяться в группы, искать помощи у юристов и в прокуратуре, писать обращения на сайт Президента России и спикера Госдумы. В том, что происходит, попытался разобраться корреспондент «МК» в Саратове».

«Сейчас будет задержание»

Рассказ моей собеседницы Галины БАХМАТОВОЙ звучит как несмешной анекдот:

— Вечером 18 апреля мне позвонил какой-то мужчина, представившийся старшим лейтенантом полиции из городского ГИБДД, сообщил, что приехал к моему дому за моей машиной (!), но не нашёл её и теперь желает немедленно встретиться.

Сказал, что руководство поставило ему задачу срочно найти мой автомобиль, при этом причину он точно не знал: «То ли у вас слишком много штрафов, то ли кто-то ездит под вашим номером» (у меня сохранилась запись этого телефонного разговора, как и всех последующих диалогов с якобы сотрудниками полиции). Я пришла в недоумение, поскольку все свои штрафы оплачивала вовремя. Звонивший замялся, пояснил, что подробностями не владеет, так как он «сотрудник низшего звена». Мне это показалось очень странным, и я ответила, что буду реагировать только на официальные уведомления или повестки.

Встревоженная Галина связалась с дежурной частью городского отдела ГИБДД, затем приехала в отдел, где услышала, что её автомобиль suzuki SX4 sedan, приобретённый в августе 2017 г.

у менеджера автосалона «Гепард-Авто», является вещественным доказательством по уголовному делу о мошенничестве. Поэтому надо срочно ехать в Управление МВД по Саратову и там давать пояснения следователю.

Владелица suzuki позвонила своему адвокату и решила, что следователь должен вызвать её повесткой.  

Вскоре последовал ещё один звонок: человек, называвший себя сотрудником отделения розыска полка ДПС по имени Рушан, настаивал, чтобы Галина немедленно приехала в УМВД. При этом он заявлял, что «машина находится в розыске, сейчас будет задержание, вызов следственно-оперативной группы и изъятие автомобиля с помощью эвакуатора».

— Я нашла в интернете информацию о том, что в автосалоне «Гепард-Авто» обманывали клиентов, сдающих туда свои машины на комиссию, то есть для продажи, — говорит Бахматова.

— Авто продавали, но деньги людям якобы не возвращали, поэтому ещё в прошлом году было возбуждено уголовное дело и заместитель гендиректора фирмы «Феникс», занимающейся продажей машин из автосалона, Сергей ВЬЮНОВ находится под домашним арестом.

Но при чём тут я? Машина приобретена законным путём и зарегистрирована в МРЭО ГИБДД. Если у следователя есть ко мне вопросы, пусть приглашают на законном основании.

Этот Рушан опять звонил мне и добивался встречи, якобы чтобы передать повестку — с какой стати это делает инспектор ГИБДД и почему я должна ему верить? Очень странно ведут себя в данной ситуации сотрудники органов внутренних дел!

Свидетели или потерпевшие?

Благодаря своевременной консультации с адвокатом Галина Бахматова пока осталась при своём автомобиле — ей в итоге даже оставили машину под сохранную расписку (хотя моя собеседница не уверена, что её больше не будут беспокоить). Другим владельцам машин из злополучного «Гепард-Авто» повезло гораздо меньше.

Николай ещё в конце 2016 г. выставил на продажу в «Гепард-Авто» старый «опель», принадлежащий жене. Машину продали, но деньги за неё вернули лишь частично: то бухгалтера не было, то ещё возникали какие-то проблемы. В конце концов, уговорили взять из салона другую машину по собственному выбору.

18 апреля нынешнего года поздним вечером вдруг позвонили сотрудники ГИБДД, приехали к дому, потребовали документы на машину и пригласили супругов проехать в городской УМВД. Там их опросил оперуполномоченный службы по борьбе с экономической преступностью, жену сфотографировали на фоне машины и пожелали счастливо добраться домой… на такси.

Ошеломлённым хозяевам сказали, что их машина находится в розыске и теперь арестована, за всеми разъяснениями обращаться к следователю. 

Ещё более интересная история случилась с жительницей Воскресенского района Мариной СВИТИНСКОЙ. Когда осенью 2017 г. она покупала машину на авторынке на Вольском тракте, то ни о каком «Гепард-Авто» ничего не слышала. Вопрос возник лишь 26 апреля: к ней в гости пожаловал оперативник из Саратова в компании местного участкового.

— Мне издалека показали постановление об изъятии машины, нужной следствию как вещдок,— говорит Марина.— Стали что-то объяснять: дескать, совершены мошеннические действия и тому подобное. Я ответила, что меня это не интересует, машина моя на законном основании и никому её отдавать не собираюсь.

Трудный разговор длился до вечера, на меня оказывали психологическое давление, говорили, что сейчас приедет группа с постановлением на обыск и перевернёт всё село в поисках машины. Оба сотрудника полиции клялись: машину изымают всего на три дня для проведения ряда экспертиз. Каких именно экспертиз, они пояснить не могли.

При этом я услышала, как наш участковый разговаривает по телефону с райотделом внутренних дел, от него требовали доставить машину во что бы то ни стало. В конце концов я не выдержала натиска и сдалась. Теперь понимаю, что меня просто запугали. Сама отогнала автомобиль во двор райотдела, где она до сих пор и стоит.

Характерная черта: изъятие происходило без понятых. 

Через некоторое время после нашего разговора Свитинская позвонила мне и сообщила, что её машина из двора райотдела исчезла в неизвестном направлении — сотрудники местной полиции ничего внятно пояснить не могут.

Сейчас владельцы машин, оказавшихся вещдоками и изъятых по этой причине, находят друг друга и собираются в группу, чтобы вместе защищать свои интересы. Таких людей уже более двух десятков.

Они не понимают, кем себя считать — свидетелями по уголовному делу, в которое попали не по своей воле, или потерпевшими? Практически все выражают недоумение действиями сотрудников полиции: к кому-то оперативники приехали, назвавшись работниками компании по автострахованию, другим сообщили, что к ним в дом пришли на основании заявления об угоне автомобиля, поступившего от некой гражданки, и так далее.

Среди владельцев изъятых авто пошли слухи: якобы некоторые машины уже возвращают их прежним хозяевам, тем, кого «кинули» в «Гепард-Авто».

Что это означает? Если пострадавших от мошенничества много (по некоторым данным, их порядка ста десяти человек), расследование уголовного дела может затянуться на годы! Где всё это время будут находиться вещдоки на колёсах и что с ними может произойти за это время? Почему нельзя оставить их на ответственное хранение последним в цепочке законным владельцам? Эти вопросы закономерно адресовать следователям.

Сергей ГУК, которому машину сначала оставили под ответственное хранение, а затем всё же изъяли, так и сделал: позвонил старшему следственной группы ДОБРОВОЛЬСКОЙ.

Он сказал мне, что получил подтверждение того, что его машина передана на хранение «другому лицу» — из разговора следовало, что, видимо, этим лицом является прежний владелец, который пользоваться автомобилем не может, поскольку не имеет на него никаких документов.

Добровольская объяснила, что такое решение принято потому, что некоторые из нынешних владельцев прямым текстом заявляли ей: они лучше продадут авто на запчасти или просто уничтожат, чем отдадут. Вот такого градуса напряжения достиг накал страстей.   

Ещё один из моих собеседников, Антон, сказал, что работает торговым представителем и теперь вынужден срочно брать кредит, чтобы приобрести другой автомобиль, поскольку без колёс выполнять свои обязанности не может. Другие жаловались на то, что, приобретая подержанные машины, вкладывали деньги в их ремонт и техобслуживание — кто будет возмещать эти расходы?

Инструкция специалиста

Вадим МИХОЛАП, юрист, считает, что прежде всего в данной ситуации надо ответить на главный вопрос: насколько правомерны действия сотрудников полиции?

— На первый взгляд, во всём этом нет ничего особенного. Машины являются вещественными доказательствами по уголовному делу о мошенничестве, и руководитель следственной группы выносит постановление об их изъятии.

Но поскольку такие вещдоки, будучи весьма громоздкими и объёмными, в материалах дела храниться не могут, законом предусмотрено, что они могут быть переданы на ответственное хранение законному владельцу (с правом или без права пользования, по этому поводу тоже принимается отдельное решение).

Теперь вопрос: кто в нашей ситуации является законным владельцем? У добросовестных покупателей есть основания считать, что именно они владеют приобретёнными и зарегистрированными на их имя автомобилями по праву. Соответственно, и находиться вещдоки на колёсах должны у них.  

Вадим Витальевич также отметил, что изъятие вещдоков, насколько ему известно, проводится по другой процедуре. Владельца машины-вещдока приглашают официальным извещением к следователю, разъясняют ситуацию и ставят в известность о решении забрать автомобиль.

При этом у человека есть право заявить о несогласии с таким решением и ходатайствовать об оставлении машины у него на ответственном хранении.

Отказ в данном ходатайстве тоже должен быть предоставлен в письменном виде, что даёт возможность обратиться в суд для защиты своих прав.

— Что же получается сейчас? — говорит юрист. — Владельцев машин ловят, как каких-то преступников, вводят их в заблуждение относительно намерений полиции, хотя никто из этих людей, добросовестных покупателей машин, не совершил ничего противозаконного.

https://www.youtube.com/watch?v=0FXApRA_16s

Таким образом, единственная возможность вернуть свой автомобиль — заявить ходатайство о передаче на ответственное хранение и получить ответ, который можно оспорить в суде. При этом, предупреждает Михолап, нужно быть готовым к тому, что следователь по каким-то причинам может ходатайство не принять, в этом случае необходимо проявить разумную настойчивость.

К такому же методу придётся прибегнуть и тем владельцам, которые на сегодняшний день ещё не отдали своих автомобилей — скрывать их от следствия до бесконечности не удастся, да и нет в этом необходимости.

Из ГУ МВД РФ по Саратовской области нам ответили:

— По данному уголовному делу транспортные средства были переданы владельцам либо вторым или третьим приобретателям (после потерпевшего) на ответственное хранение до окончания производства по делу и принятия окончательного решения судом.

Как это понимать, предоставляем решать каждому самостоятельно.

Получается, что от деятельности автосалона «Гепард-Авто» и фирмы «Феникс» пострадали уже две стороны — те, кто сдавал свои автомобили на комиссию и на продажу, и те, кто эти автомобили покупал.

Источник: https://saratov.mk.ru/social/2018/05/15/zakonno-kuplennye-mashiny-zabirayut-u-vladelcev-kak-veshhdoki.html

«Опыт неприятный, но полезный»

Есть ли у меня шанс по закону забрать свой автомобиль на ответственное хранение?

У читателя «Газеты.Ru» Дмитрия Ситникова угнали его Infiniti FX37 2013 года в ночь на 28 июля 2016 года с одного из дворов подмосковного Фрязино. Пропажа обнаружилась на следующий день с утра — вместо автомобиля на парковке его ждали куски разбитого стекла водительской двери.

Автовладелец сразу же вызвал на место сотрудников полиции, которые собрали осколки, сделали снимки и взяли показания. Ключи и документы на автомобиль Ситников также передал стражам порядка. В машине осталась сервисная книжка и полис ОСАГО.

Они, соответственно, пропали вместе с другими ценными вещами, которые находились в салоне.

Однако уже через пять дней автомобиль нашелся, причем полицейские удивились этому не меньше, чем сам автовладелец.

Как нашли

«Мой Infiniti обнаружили уже с другими номерами во дворе в московском районе Дорогомилово, — рассказал Ситников «Газете.Ru». — С тем же разбитым окном. Оказалось, машина была припаркована как-то странно — кто-то из жильцов проявил бдительность, позвонил участковому, а там уже по ориентировкам сработали и полицейские.

Но машину сразу они не забрали — устроили засаду, чтобы дождаться угонщиков, которые вернутся за автомобилем». Так в итоге и случилось».

По словам Ситникова, вскоре на место прибыли двое. Один из них уроженец Чечни. Второй, как выяснилось позже, был покупателем. «Их задержали с поличным, — рассказывает автовладелец. — Продавец сразу в отказ — мол, дождик шел на улице, увидел открытый автомобиль, решил переждать в нем.

Застраховать автомобиль только от полного уничтожения и угона, ограничить пробег и воспользоваться франшизой. А еще обратиться к телематике, которая… →

Приехали эксперты, измазали специальным порошком весь салон, сняли отпечатки пальцев. Автомобиль погрузили на эвакуатор и отвезли в ОВД — кстати, за мой счет.

Там следственные действия продолжались почти до трех часов ночи. Сначала разбирали вещи в автомобиле — часть была моя, некоторые уже чужие. Пропал, к примеру, сотовый телефон. Тем временем сделали дактилоскопическую экспертизу, которая показала, что «продавец» оставил отпечатки по всему салону и под крышкой капота. Так что, видимо, он «пережидал дождик» в моей машине весьма основательно.

Однако сдавать подельников не стал — молчал как рыба, что и усложняло дело. А их ведь минимум трое в цепочке — один взламывает, второй угоняет, третий продает. Перебить VIN (идентификационный номер транспортного средства. — «Газета.Ru) угонщики, к счастью, не успели.

В итоге следователи провели официальное расследование, завершили уголовное дело и отправили материалы на утверждение в прокуратуру.

Кстати, в полиции сказали, что раскрываемость таких случаев просто нулевая. За последнее время это первый найденный Infiniti, так что мне повезло, спасибо бдительным людям».

Однако на этом злоключения автовладельца не закончились — пока получить свой автомобиль он не может. Полицейские разрешили ему только забрать ключи от гаража, и с 2 августа машина до сих пор находится на спецстоянке ОВД в качестве вещдока.

«Для меня важно, чтобы дело передали в суд, — рассказывает автовладелец. — Только после этого я смогу забрать машину под ответственное хранение. Процедура такова: автомобиль отдают мне, снимают с угона, я оплачиваю госпошлину и восстанавливаю свидетельство о регистрации (показывать машину при этом не нужно).

С этим свидетельством я восстанавливаю ОСАГО и делаю новые госномера. После я везу машину к дилеру, там мне прописывают ключи и меняют стекло в двери. Расходы в итоге следующие: по каско машина застрахована, но есть франшиза 30 тыс. руб. Поэтому ремонтирую сам. Заказал стекло за 19 тыс. руб., 5 тыс. руб.

будет стоить восстановление ключей, 500 руб. — стоимость нового полиса ОСАГО.

Еще обязательно потрачусь на дополнительную защиту автомобиля от угона, преступники ведь обошли штатную сигнализацию и дополнительную охранную систему. Поставлю что-нибудь подороже.

И конечно, потерянные вещи и полная мойка салона, чтобы отмыть ее не только после угонщиков, но и от порошка для дактилоскопии. Есть и проблема с пропавшей сервисной книжкой — теперь продать машину будет сложнее».

Кроме того, Ситников будет обязан явиться в суд в качестве свидетеля. В целом водителя это не беспокоит, он надеется помочь стороне обвинения.

Что касается вопросов о том, не жалеет ли он, что машину нашли, автовладелец уверенно отвечает, что лучше так, чем несколько месяцев без колес в полной неопределенности.

Драка подозреваемого в перевозке наркотиков сразу с тремя нарядами полиции. Несколько молодых парней с подозрительными свертками в карманах и изъятый… →

«Чтобы получить страховку, на практике должно пройти три-четыре месяца, — говорит Ситников. – Так, с момента заведения дела об угоне у страховых компаний действует двухмесячный мораторий на оперативные мероприятия: вдруг найдут.

Дальше страховая месяц рассматривает все документы, потом принимает решение и в течение 30 дней после этого должна заплатить. Это означает четыре месяца без машины. Плюс еще вопрос в том, сколько будет стоить новая. У меня машина застрахована на 2 млн руб.

, но по прошествии года страховая сумма снижается на 10%. С франшизой 30 тыс. руб. я отдаю за страховку 120 тыс. руб. в год. В целом, если бы автомобиль не нашли, потерял бы больше денег. Так что я рад, несмотря на то что живу месяц без колес. Опыт неприятный, но полезный.

Жалко, в машине сейчас находиться странно, поэтому, скорее всего, буду продавать».

Что делать, если процесс возврата затянулся

Юрист Коллегии правой защиты автовладельцев Марат Бикбов пояснил «Газете.Ru», что в целом сроки возврата автомобиля владельцу четко в законодательстве не оговорены, поэтому этот вопрос зависит от позиции следователя.

«В самом худшем случае машину могут вернуть уже после того, как суд рассмотрит дело, — говорит Бикбов «Газете.Ru».

— А могут выдать под ответственное хранение и до того, как суд рассмотрит дело, то есть сразу по завершении следственных действий. Так что какой следователь вам попадется, так и будет.

В целом, конечно, это неправильно, что нет конкретных сроков. Но если процесс затягивается, можно смело жаловаться в прокуратуру. Если у следователя нет мотивов для удержания автомобиля, его вам обязаны вернуть».

Взаимоотношения со страховой компанией

Страхователь обязан передать в страховую компанию полный комплект оригинальных ключей от замков транспортного средства (ТС), полный комплект брелоков от сигнализации, полный комплект ключей от иных противоугонных систем, установленных на застрахованном ТС.

«Исключение составляют случаи, когда они приобщены к материалам уголовного дела или похищены вместе с ТС путем совершения преступлений, — говорит «Газете.Ru» официальный представитель компании «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук.

— В случае если ключи, брелоки, метки приобщены к материалам уголовного дела, страхователь обязан предоставить заверенные копии процессуальных документов, которые это подтверждают».

В свою очередь заместитель гендиректора по страховой телематике Meta System Тимур Кузеев обращает внимание «Газеты.Ru», что ранее были случаи, когда страховые компании отказывали в выплате, если отсутствовали документы или комплект ключей был неполным. Но Верховный суд исключил эту практику.

«Что касается размера выплаты, то он зависит от страховой суммы по полису и фактической стоимости автомобиля, также есть износ выплаты, которая рассчитывается пропорционально от срока действия договора и до угона, — говорит Кузеев «Газете.Ru».

— При нахождении ТС сотрудники полиции должны зафиксировать все полученные повреждения. В этом случае заявление об угоне переквалифицируется в противоправные действия третьих лиц и убыток урегулируется по риску «ущерб», если он был застрахован.

Если автомобиль попал в ДТП, это также фиксируется сотрудниками полиции и отдельно в ГИБДД, если имелись вторые участники дорожного происшествия. Эти страховые события должны покрываться в полном объеме».

Если автомобиль нашли после получения выплаты

Дерзкую банду автоподставщиков из пяти человек задержали в Москве. Они работали по стандартной схеме, но смогли обмануть минимум десяток водителей… →

Если автовладелец получил выплату по угону, но автомобиль впоследствии нашли, то в дальнейшем урегулирование будет зависеть от решения страховой компании.

«Если был подписан так называемый абандон и права на ТС перешли в страховую после осуществления выплаты, это уже решение страховщика: снять машину с учета, зарегистрировать на себя, реализовать по своему усмотрению, — говорит Кузеев. — Если в процессе урегулирования страховщика фиксировались иные условия, такие как обязательства возврата выплаты, то, возможно, деньги придется вернуть.

В «АльфаСтраховании» «Газете.Ru» однозначно заявили, что деньги подлежат возврату. «Иначе это будет считаться необоснованной выгодой либо в крайних случаях может трактоваться как попытка страхового мошенничества», — отметил Нехайчук.

По словам экспертов, список лакомых автомобилей для угонщиков зависит от региона. В целом по стране наиболее угоняемые автомобили — это продукция «АвтоВАЗа», Mazda, Toyota, Lexus, Infiniti, BMW, Mercedes-Benz.

Все более популярными у угонщиков становятся корейские марки, в частности Kia Rio и Hyundai Solaris, которые угоняют с целью разбора на запчасти и дальнейшей распродажи по частям.

Эксперты отмечают, что для наиболее эффективной защиты автомобиля следует использовать профессиональные системы спутниковой охраны, которые невозможно просканировать.

Источник: https://www.gazeta.ru/auto/2016/08/16_a_10133369.shtml

Что делать, если у добросовестного приобретателя забирают машину

Есть ли у меня шанс по закону забрать свой автомобиль на ответственное хранение?

Чем дальше мы с Павлом разбирались в истории его (хотя слово “его” в данном случае относительно) автомобиля, тем больше сюжет начинал напоминать театр абсурда.

И ведь не назовешь человека простаком или любителем халявы. Обычный семьянин, трое детей, родители – инвалиды. Mitsubishi Sigma 1991 г.в. (согласитесь, не бог весть какой вариант) был приобретен как единственная возможность передвижения для всех родных. Но уже через пару дней машина может оказаться на торгах в конфискате. Как такое могло произойти?

Акт 1. О добросовестном приобретателе

Фото носит иллюстративный характер

“Эту машину я купил в 2014 году, – говорит Павел. – Не могу сказать, что с ней все было просто, но сейчас такие случаи при покупке на каждом шагу встречаются. Человек, которому я отдавал деньги, имел доверенность на эту машину. Однако я хотел переоформить все документы как надо, поэтому позвонил настоящему собственнику с вопросом о снятии с учета.

Он рассказал, что из-за человека, на которого была оформлена доверенность, он уже получил не один штраф “по камерам”, и если я погашу эти долги, то он без проблем оформит все бумаги. Я заплатил еще 2 миллиона, и взамен получил договор купли-продажи, в котором суммой сделки были указаны 10 миллионов белорусских рублей. Машину без вопросов сняли с учета в Гродно и поставили на учет в Гомеле.

Техпаспорт я получил в феврале 2015 года. 

Прошел ТО, заплатил госпошлину.

Но уже в марте ко мне приехали представители таможенных органов и сообщили, что человек, на имя которого была выписана доверенность, в свое время занимался таможенными махинациями, у автомобиля переварен номер кузова.

Возбуждено дело об административном правонарушении, поэтому Mitsubishi будет изъят как предмет правонарушения. Автомобиль в тот момент был не на ходу, поэтому его просто опечатали и передали моей матери на ответственное хранение. 

Мне же сказали: не беспокойтесь, машину у вас никто не заберет. Но уже в сентябре постфактум я узнал, что состоялся суд, тот человек признал вину, оба автомобиля, замешанные в его “манипуляциях” (второе авто находится в его собственности), подлежат конфискации.

Самое интересное, что его оштрафовали всего-то на 5 миллионов! Что мне сейчас делать, не понимаю. Я не могу получить на руки решение суда, потому что к нарушениям этого товарища не имею никакого отношения.

Но меня даже не опросили и не известили о судьбе моей собственности!”

Мы начали разбираться. Действительно, ч.2 ст.14.1,по которой был привлечен к ответственности судом Октябрьского района г. Гродно гражданин Ш., пользовавшийся в свое время автомобилем Mitsubishi Sigma, предусматривает конфискацию ТС. Независимо от права собственности.

Статья 14.1.Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза вне определенных законодательством мест или в неустановленное время
2.

Перемещение товаров, подлежащих таможенному декларированию, через таможенную границу Таможенного союза с сокрытием от таможенного контроля, то есть с использованием тайников или других способов, затрудняющих их обнаружение, или с приданием одним товарам вида других товаров, а равно покушение на такое перемещение – влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин с конфискацией сокрытых товаров, подлежащих таможенному декларированию, независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также транспортных средств (кроме воздушных судов, железнодорожного и внутреннего водного транспорта общего пользования) и (или) иных предметов с тайниками, использованными для перемещения сокрытых товаров, подлежащих таможенному декларированию, независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации таких транспортных средств и (или) предметов.

Подобный случай не редкость в белорусской судебной практике. Из-за целого ряда нарушений таможенного законодательства можно лишиться транспортного средства. Автомобили конфискуют практически всегда, несмотря на то что санкция статьи содержит альтернативу: “или без конфискации таких транспортных средств и (или) предметов”.

Допустим, в случае с заядлыми контрабандистами такая строгость оправдана. Но если на момент вынесения решения имущество законным образом перешло к другому собственнику, получается перекос: наказание несет совершенно посторонний человек. За что? И что ему делать?

Суды в таких случаях рекомендуют переводить отношения в рамки гражданского процесса. “Собственник имеет право заявить иск в отношении нарушителя и взыскать с него материальный ущерб”, – стандартный совет. Да, но все знают, что платежи по таким искам могут превратиться в переводы “по пять копеек двадцать лет”.

Так как же быть? В законодательстве есть понятие “добросовестный приобретатель”. Это человек, который не знал и не мог знать о том, что приобретаемое имущество находится вне правового поля.

И раз уж государственные органы позволили ему в установленном порядке оформить право собственности (в данном случае – заключить договор купли-продажи, дважды пройти сверку номеров и получить свидетельство о регистрации), значит, это право должно быть защищено Конституцией и Гражданским кодексом. 

“Павел – собственник автомобиля. Его право зарегистрировано в соответствующих регистрационных органах ГАИ на основании договора купли-продажи. Его право собственности охраняется Конституцией РБ и Гражданским кодексом”, – говорит адвокат Минской областной коллегии адвокатов Наталья Майко

Как один из возможных вариантов развития событий адвокаты рекомендуют подавать иск по месту нахождения имущества о признании собственника добросовестным приобретателем и об исключении автомобиля из акта изъятия имущества. Судя по отзывам, перспектива у такой стратегии есть. 

Но на самом деле проблема добросовестного приобретателя намного глубже. Почему законопослушный гражданин должен прибегать к помощи специалистов, чтобы защитить гарантированные основным законом права?

Юристы уже давно поднимают вопрос о том, что логично и правильно будет имущество добросовестного приобретателя оставлять неприкосновенным, а виновного обязывать возмещать государству стоимость этого имущества. По сути, смысл тот же. Только в роли “выжимающего” “по пять копеек двадцать лет” выступает государство, а не человек. 

Более того, в отношении предпринимателей, которые признаны добросовестными приобретателями, почему-то сделано гораздо больше. В 2011 году была подписана Директива №4 “О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь”, пункт 2.1 которой четко говорит:

“… гарантировать добросовестным приобретателям имущества сохранение прав собственности и пользования этим имуществом. При этом: – исключить принятие (издание) нормативных правовых актов, предусматривающих возможность конфискации имущества при совершении административных правонарушений, если эти правонарушения не связаны с незаконным оборотом такого имущества;

– запретить конфискацию, иное изъятие имущества у субъектов предпринимательской деятельности, являющихся его добросовестными приобретателями. При наличии спора о добросовестности приобретателя данную категорию дел рассматривать в судах в первоочередном порядке”. 

То есть предпринимателя защитили, а обычного человека – нет? В таком случае можно настаивать на аналогии закона. 

Акт 2. О молчании ягнят

Суд, однако, предпочел “глубоко не копать”. Была задача рассмотреть дело об административном правонарушении? Оно рассмотрено. Как написано в санкции – так и решили. Хотя если бы хоть кто-нибудь из должностных лиц проявил к этой истории интерес, всплыло бы многое…

Интерес проявили мы. 

“Вы знаете, что об этой машине знали в милиции?! – воскликнул Павел, позвонив мне на следующий день. – Я разговаривал с бывшим хозяином. Оказалось, что он изначально хотел продать Mitsubishi тому самому Ш. Даже выписал на его имя доверенность.

Что-то у них там не получилось, поэтому выданную доверенность он отменил. А потом узнал, что номер кузова переварен. Он пошел в ГАИ, его отправили в милицию. В милиции он написал заявление, но никто ничего не сделал.

А потом машину без проблем переоформили на меня”. 

Связываемся с Дмитрием, прежним собственником автомобиля

– Что уж… Никак мы с этим автомобилем не расстанемся, – вздохнул Дмитрий и рассказал свою версию: – Решили мы продать Mitsubishi. Буквально сразу нашелся этот товарищ Ш. Он отдал почти половину суммы, мы согласились на рассрочку.

Вскоре он позвонил, сказал, что автомобиль надо ремонтировать, попросил еще уступить. Договорились, что пока идет ремонт, проще мне оформить доверенность, чтобы он сам потом в подходящий момент без нашего участия переоформил машину. Сделали доверенность.

А потом мне начали приходить штрафы за скорость, за управление в пьяном виде. За рулем, судя по бумагам, то он сидит, то не он. Попытались его найти – на телефонные звонки не отвечает. Где-то в это время я и отменил доверенность.

В какой-то день он звонит с литовской границы, мол, у машины номер переварен, требовал вернуть деньги, угрожал. Тут я понял, что дело плохо, пошел писать заявление в милицию. В ГАИ меня не приняли, отправили в РУВД.

Заявление, как мне посоветовали, было по поводу угроз, но и про переваренный номер я там написал. Никакого толку из этого не вышло. Этот Ш., скажу я вам, еще тот махинатор… У него и долги, и кредиты… А тут Павел звонит, мол, хочу переоформить. Решили вопрос с уплатой штрафов, и я снял автомобиль с учета.

– А почему вы не сказали Павлу, что машина с проблемами?

– Как не сказал? Сказал! Я даже видел, что это не моя машина. Мою-то Ш. уже давно на запчасти продал – я даже объявление в Интернете встречал. А эта такого же цвета, марки, но не моя.

– Никто мне ничего такого не говорил! – возмущается в ответ Павел. – Я же не враг себе покупать машину с переваренным номером кузова!

Оставим за кадром догадки, кому мы верим больше – Павлу или Дмитрию. Но ни суд, ни органы правопорядка не стали утруждать себя вопросами: почему по стране ездит машина с переваренным номером кузова, как она без проблем проходит переоформление, а также является ли последний собственник добросовестным приобретателем и есть ли смысл лишать его автомобиля за проступки другого человека? 

***

Вся эта история заставляет о многом задуматься. Например, о том, что на уровне законодательства четко прослеживается принцип безразличия к судьбам простых собственников. И о том, что среди служащих ни у кого нет желания разбираться с частными случаями. Наконец, о том, что даже среди обычных людей действуют законы волчьей стаи, по которым первым съедают самого слабого. 

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ Фото героя материала и из открытых источников

ABW.BY

Источник: https://www.abw.by/novosti/law/184857/

Автомобиль в залоге – мифы – читайте от Финэксперт

Есть ли у меня шанс по закону забрать свой автомобиль на ответственное хранение?

Кредит для многих является настоящим спасением. Порой возникает необходимость купить что-то дорогостоящее, при этом в условиях инфляции накопить нужную сумму на покупку достаточно непросто.

Небольшие потребительские кредиты банки выдают безо всякого залога, но если вам требуется более существенная сумма, экспресс-кредитование вряд ли сможет помочь.

Для таких случаев существует автозайм – кредитный продукт, который позволяет получить деньги под залог авто.

Есть несколько мифов о том, как оставить автомобиль в качестве залога. Необходимо внести некоторую ясность и развеять их.

Миф №1. Указание автомобиля в кредитных документах автоматические делает автомобиль залоговым

Человек решил взять кредит в банке. Дабы доказать свою благонадежность и честность, он предоставляет кредитору свой автомобиль в качестве залога.

Банк в свою очередь при составлении кредитного договора учитывает этот факт, внося все необходимые данные: регистрационный номер, марка машины и так далее, описывая тем самым, какое именно имущество является залоговым, для получения разрешения на выдачу кредита.

Казалось бы, все документы оформлены и все хорошо. Но это не так. Для того, чтобы закладываемый автомобиль действительно стал залоговой гарантией для кредита, необходимо не только упоминание его в кредитном договоре, но и специальный отдельный документ – договор залога.

К счастью, прошли те времена, когда люди брали кредиты под залог даже для приобретения мелкой бытовой техники. Поэтому, сейчас случаи залога имущества под кредит очень редки.

Миф №2. Банк может распоряжаться залоговым автомобилем по своему усмотрению

Вторым ошибочным мнением является то, что при покупке машины в кредит, и оформлении его же в качестве залога, банк получает право делать с ним, что угодно: изъять за долги, временно забрать, пока кредитор не выплатит просроченный платеж, продать в качестве уплаты долга и так далее. Это абсолютно неверное представление о подобной ситуации.

При наличии всех оформленных бумаг и договоров, у банка нет права собственности на этот автомобиль. Любые действия с ним могут быть произведены только с согласия владельца или по судебному решению.

А заемщик, в свою очередь, имеет полное право распоряжаться своей покупкой, как ему угодно. Вплоть до крайностей: разобрать по винтику и продать по кускам. Да хоть с моста скинуть. Гражданско-правовых нарушений за заемщиком никаких нет.

А банк в таком случае может лишь, обратившись в суд, потребовать расторгнуть договор досрочно и выплатить весь долг

Миф №3. Если документы на авто у кредитора, то автомобиль продать нельзя

Человек оформляет кредит под залог автомобиля. По каким-то причинам, заемщик показался банку не благонадежным и дабы обезопасить себя, тот оставляет оригинал тех. паспорта закладываемого автомобиля у себя.

Что делать, если человеку срочно потребуется продать эту машину? Обычно, почему-то, люди не ищут легких путей и идут сначала не в банк, с просьбой вернуть им документы на машину, а всеми правдами и неправдами оформляют себе в ГИБДД дубликат этого документа, затем снимают машину с учета и продают.

Все на самом деле гораздо проще. Не стоит бояться банковского отказа. В ГИБДД не регистрируется залог автомобиля, и отказать они не в праве. В редких случаях, если банк является спонсором регистрационных служб, данные о залоге передаются в ГИБДД.

Но даже в такой ситуации они не имеют права отказывать человеку в том, чтобы снять автомобиль с учета. Похоже на мошенничество, но только в том случае, если заемщик, продав машину, в дальнейшем даже и не собирается выплачивать долг.

В жизни может быть всякое, и любому человеку может срочно понадобиться достаточно крупная сумма. Дабы успокоить банк и доказать, что человек не собирается отказываться от своих долговых обязательств, можно после продажи перечислить банку некоторую сумму.

Хоть сто рублей, но это уверит кредитора в добросовестности клиента.

Миф №4. Если после покупки автомобиля выяснится, что он был в залоге, то авто заберут

Бывает так, что человек хочет продать автомобиль находящийся в залоге, а потенциальный покупатель боится того, что после приобретения,  банк заберет машину. И не важно, сколько раз до этого автомобиль продавался и покупался. Мол, концов не найти, а я останусь крайним. Платить или нет налог при продаже авто решайте сами.

Бояться тут и есть и нечего. Даже если автомобиль находится в залоге, и необходимо его изъять в качестве погашения долга, осуществить это может только судебный пристав и только по решению суда. А в судебном предписании четко прописано у кого именно следует забирать машину.

В случае, если владелец уже новый, то и судебное решение должно быть в отношении нового владельца, при этом еще нужно, чтобы последний был в неведении о планируемых действиях. Это крайне сложно. Есть возможность, что приставы попросят банк наложить на машину арест до вынесения нового решения суда.

Но, при этом, изъять авто никто не в праве. Пристав может только выписать постановление, по которому на машину накладывается арест и тогда она переходит на ответственное хранение тому, кто на данный момент является ее владельцем.

В такой ситуации можно не отдавать автомобиль, но необходимо принять некоторые меры, дабы по незнанию не нарушить закон по статье 312.

Но новый хозяин может избежать проблем, зарегистрировав машину в другом регионе. Получается так: должник зарегистрирован в одном месте, а новый владелец – в другом. Шансы взыскания тогда ничтожны. Обычно, приставы запрашивают регистрационные данные машины в залоге только в местных информационных базах.

Федеральные, как правило, остаются без внимания. Кроме того, взыскателю становится проблематично вернуть имущество, находящееся теперь в дальнем регионе. Идеальный вариант – это зарегистрировать машину в одном месте на какого-то человека и отдать ее в пользование другому, по доверенности и в совершенно другом  регионе.

Шанс вычисления равны нулю.

Миф №5. Залогодержатель автомобиля не несет ответственности за его сохранность

Даже не столько миф, сколько забавная история, рассказывающая о том, что при грамотном подходе, любую проблемную ситуацию можно превратить для себя в выигрышную.

Так, у одного состоятельного человека возникли сразу две проблемы – необходимость в определенной сумме денег, дабы съездить на пару месяцев за границу (если нет долгов), и отсутствие того, на кого можно оставить новую иномарку.

Поразмыслив, он отправился в банк и попросил выделить ему некоторую сумму под залог машины, предупредив, что именно на ней собирается отправиться в поездку за границу.

Разумеется, банковские работники, забеспокоившись, что залог может и не вернуться, предложили человеку оставить машину в закладе на время его поездки.

Это означает, что машина останется у банка, и вся ответственность за ее сохранность перекладывается на него.

Вздохнув, человек согласился, а про себя порадовался: и деньги получил, и машина теперь будет на бесплатной хорошо охраняемой стоянке. По возвращении, он досрочно погасил кредит и уехал на своей сохранной машине.

Проблемы с долгами по автокредиту? Пишите, мы поможем !

Источник: https://finexpert24.com/poleznye-materialy/articles/avtokredity/avtomobil-v-zaloge-mify/

Добросовестный покупатель остался ни с чем. От действий автохаусов-мошенников больше других пострадают новые владельцы машин?

Есть ли у меня шанс по закону забрать свой автомобиль на ответственное хранение?

В деле о мошенничестве автохауса «Автокомпанисевен» набралось 500 пострадавших, примерно столько же добавится после рассмотрения деятельности компаний «Автокороб», «Фрешмоторс» и «Автопапа». Но словом «потерпевшие» в судах называют лишь тех, кто доверил комиссионкам продажу своих машин.

Про тех, кто остался по другую сторону ситуации, — покупателей тех самых авто — слышно не так уж и много. А их ровно столько же, сколько продавцов. Судя по всему, им придется вернуть добросовестно приобретенные автомобили: остаться и без денег, и без покупок.

Мы встретились с двумя девушками, когда-то купившими машины без подозрений, что те могут быть предметами криминальной истории.

Обе наши героини — и Галина, и Ольга — стали обладательницами автомобилей, прошедших через нечестные автохаусы. Сегодня Audi и Honda находятся в их пользовании, а точнее сказать, на ответственном хранении. Что будет завтра — известно.

Из хранителей они превратятся в пешеходов, машины просто заберут, чтобы вернуть продавцам.

Теперь девушки вместе с другими добросовестными покупателями собираются объединиться, чтобы защитить свои права на авто в конфликте «продавец — покупатель» — том самом столкновении, в котором никак не будут участвовать «виновники торжества», возглавлявшие комиссионки.

«По справедливости и по логике такие дела должны решаться между автохаусом и продавцами путем возврата денег, — говорят наши собеседницы. — Но никак не нужно перекладывать проблему на плечи покупателей». И они отнюдь не одиноки в своем мнении.

Есть смысл вспомнить, как работает серая схема нечистых на руку автохаусов. Продавец с мыслями о скорой продаже пригоняет свою машину на стоянку фирмы, заключает договор. Ему обещают отдать деньги за проданный автомобиль в течение определенного срока (в среднем месяца три). При нормальных рыночных условиях за это время находится покупатель и сумму действительно передают.

При ненормальных — деньги по контракту нужно отдавать, а покупателя все нет. В итоге автохаус идет на уловки: например, «зависшие» модели скидывают перекупам по низкой цене, недостающие финансы докладывают из следующих продаж. Деньги же продолжают крутиться, поступают новые машины, бизнес не останавливается.

Однако рано или поздно слишком частое обращение к такому «заимствованию» приводит к критической точке: не находится достаточно следующих клиентов, у которых можно занимать. Клиенты начинают возмущаться, требовать возврата авто или денег. Но это уже становится невозможным, пирамида рушится.

По версии следствия по делу о компании «Автокомпанисевен», деятельность осуществлялась по принципу финансовой пирамиды: если владелец выставил цену в 20 тысяч долларов, компания продавала его за 18, то есть себе в убыток.

Часть денег директор вкладывал в подконтрольные ему фирмы (СТО, грузоперевозки), чтобы заработать и покрыть отрицательное сальдо. Оставшейся частью рассчитывался с предыдущими клиентами. Отрицательное сальдо увеличивалось.

Окончательный ущерб деятельности обвиняемых — 94,23 миллиарда рублей «старыми» ($4,4 миллиона).

История обмана глазами продавцов неоднократно освещалась и обсуждалась. Но есть и другая сторона конфликта — покупатели. Они-то не подозревали о криминальном прошлом машин и оказались не в меньшей степени обманутыми. История Галины началась в кабинетах ее собственного предприятия:

«Один мой коллега летом 2014 года продавал Audi A6. Решила купить, цена была не выше и не ниже рыночной — $11 тысяч в эквиваленте. В начале июля я потратила день на оформление сделки и необходимых документов, и в этот же день, как стало известно позже, главу „Автокомпанисевен“ заключили под стражу.

Вскоре коллега уволился, я обнаружила серьезные проблемы Audi — фактически это была „кукла“ с красивой оберткой и полным развалом внутри. Еще через какое-то время поступил звонок от следователя: „Вы обязаны явиться для разговора“.

Из беседы стало понятно, что ранее машина была продана через автохаус, является предметом судебного разбирательства и ее необходимо на время поставить на штрафстоянку. Думаю, каждый представляет, какими были мои эмоции.

Спустя пару месяцев после моих собственных усилий мне разрешили забрать Audi на так называемое ответственное хранение. С боем я вернула машину со штрафстоянки: охранник грудью заграждал проезд и требовал 6 миллионов („старыми“) за хранение, только с помощью звонков следователям его удалось убедить, что ничего я не должна».

«Позже был суд. На озвучивание обвинения ушло пару дней, дело было изложено почти на 1100 страницах, — говорит Галина. — Всего было рассмотрено около 500 случаев. Мой Audi был 341-м в списке. В день рассматривали в среднем по четыре эпизода.

На каждое заседание приглашали продавцов — они были признаны потерпевшими — и покупателей — просто в качестве свидетелей. В таком статусе мы не имели права не согласиться с решением суда. А вышло, что за ошибку продавцов приходится рассчитываться покупателям.

Конечно, это нечестно».

«Действительно, при рассмотрении подобного рода уголовных дел возникают определенные трудности, связанные с разрешением вопроса о возврате имущества (в данном случае — транспортного средства), в случае его изъятия у добросовестного приобретателя, — обратили внимание юристы. — Поскольку здесь сталкиваются два интереса — добросовестного приобретателя и собственника.

Вместе с тем пунктом 1 статьи 283 Гражданского кодекса РБ предусмотрено, что если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество выбыло из его владения помимо его воли. Таким образом, первоначальный собственник вправе заявить требования об установлении факта ничтожности договора купли-продажи и истребовании автомобиля из чужого незаконного владения. При этом в предмет доказывания будет входить исследование вопроса о добросовестном приобретателе.

В данной ситуации будет учитываться и приговор суда, по вступлении его в законную силу, если им будет установлено, что авто выбыло из обладания собственника помимо его воли. Существуют требования (ч. 4 ст.

182 ГПК РБ), предусматривающие, что вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого состоялся приговор суда, по тем вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Кроме того, при разрешении указанных выше исковых требований суд должен будет решить вопрос и о возмещении с виновного лица понесенных покупателем расходов по приобретению автомобиля».

В подобной непростой ситуации оказалась и наша вторая героиня — Ольга. «Купила Honda Civic весной 2015 года со стоянки на ул. Немиге, когда там работала компания „Фрэшмоторс“, — рассказала девушка. — Объявление о продаже нашла в сети. Сделка не вызывала сомнений: составили счет, выдали чек.

Цена не была „сладкой“, машина обошлась в 200 миллионов „старых“ рублей. Моя ошибка была в том, что я не поискала в интернете отзывы о деятельности компании. Потом, когда нашла, многое стало понятным.

Через два месяца после покупки позвонил следователь с печальными вестями: имущество изымается, его оставляют у меня на ответственном хранении, снять с учета нельзя.

В октябре на сайтах появилась новость: установлены 164 факта завладения автомобилем путем мошенничества. Пятеро обвиняемых побыстрее продавали принятые на комиссию автомобили третьим лицам.

Продавцам деньги либо не возвращались вообще, либо компенсировались частично. 29 декабря состоится суд, на который я приглашена в качестве свидетеля, то есть, по сути, не столь полноправного участника процесса, как потерпевший.

Выходит, любую покупку автомобиля, кроме как у официального дилера, можно называть небезопасной?»

Ольга — по профессии юрист и заранее решила подготовиться к заседаниям. Она, так же как и Галина, понимает, что машину, скорее всего, придется вернуть, а деньги требовать у осужденных:

«Насколько мне известно, у продавцов есть выбор: вернуть деньги (с обвиняемых) либо машину (с покупателей). Во втором случае — а их определенно будет большинство — взыскивать деньги с учредителей автохаусов придется именно нам. Думаю, все понимают, что значит пытаться вернуть сотни тысяч долларов от человека, находящегося в заключении.

Никто не отрицает, что мы являемся добросовестными покупателями, однако взыскивать эти суммы придется именно нам. Более того, продавцы начинают накалять ситуацию.

Одни в меру тактично напоминают, мол, ответственное хранение не означает эксплуатацию, да вообще было бы неплохо востребовать с покупателей деньги на амортизацию и износ.

(Тут есть и другая сторона — кто-то из покупателей уже вложился в восстановление и ремонт купленных авто.) Другие прямо заявляют: если не вернете машину, устрою проблемы».

Насколько масштабна проблема, объясняется простыми расчетами: около тысячи машин было незаконно продано указанными четырьмя автохаусами.

Известно, что у осужденных учредителей «Автокомпанисевен» по приговору было конфисковано имущество — недвижимость, автомобили — в счет погашения причиненного ущерба. Но этого хватит едва ли на половину выплат.

Выходит, не менее 500 человек будут вынуждены расстаться с добросовестно купленными машинами и ждать, когда придет очередной чек на мизерную сумму из колонии.

По словам Ольги, покупатели намерены объединиться для отстаивания собственных прав, хотя прогнозы на положительный для них исход дела неутешительны. В отстаивании своей позиции группа покупателей намерена делать упор на Директиву президента №4, в которой в пункте 2.

1 требуется «гарантировать добросовестным приобретателям имущества сохранение прав собственности и пользования этим имуществом».

Есть нюанс: директива не имеет статус закона, да и в принципе касается юридических лиц и ИП, а не физлиц, поэтому обоснованно настаивать на аналогии закона — чтобы имущество добросовестного приобретателя оставляли неприкосновенным, а виновного обязывали возмещать государству стоимость этого имущества. Как бы ни сложились дела в будущем, обманутые приобретатели уверены: делать из покупателей новых потерпевших — не выход.

Источник: https://auto.onliner.by/2016/12/22/avtoxaus-14

Законовед
Добавить комментарий