Что ответить другому участнику ДТП?

Наша инструкция: как уехать с места ДТП и не лишиться прав

Что ответить другому участнику ДТП?

Вызывать ГИБДД и ждать 4-5 часов – удовольствие сомнительное, поэтому при мелких ДТП зачастую проще решить вопрос на месте. Однако не все еще уяснили, при каких условиях можно сделать это безнаказанно. Напомним, что с 2014 года ПДД предлагают несколько альтернатив, однако намеренный или неправильно оформленный «побег» с места ДТП приведет к лишению прав на 1,5-2 года.

Когда разъезжаться нельзя

Ни при каких обстоятельствах нельзя покидать место ДТП, если:

  • есть пострадавшие. Речь не только об очевидных травмах, но и тех, что может выявить медицинское обследование. Соответственно, любой наезд на пешехода – это обязательный вызов экипажа;
  • пострадало имущество третьих лиц. Скажем, автомобиль налетел на ограждение, снес знак, киоск, светофор.

Отдельной строкой упомянем ДТП из-за плохих дорог, когда, например, автомобиль пробил колесо. Если планируете обращаться в суд для получения компенсации, вызов ГИБДД желателен, потому что выиграть дело на основании собранных заинтересованной стороной доказательств весьма проблематично.

Ничтожные ДТП

При мелких ДТП участники могут разъехаться, однако перед этим необходимо оформить расписки примерно такого содержания.

Расписка

Я, Иванов Иван Иванович (паспортные данные), 3 марта 2017 года, двигаясь на автомобиле ВАЗ-2106 (госномер) по ул.

Ленина города Сыктывкар, в районе дома №1 совершил наезд на стоящий автомобиль Porsche Cayenne (госномер) Петрова Петра Петровича (паспортные данные), в результате чего автомобили соприкоснулись зеркалами. На торцах зеркал обоих автомобилей остались незначительные царапины.

Взаимных претензий со вторым участником происшествия не имеем. Ущерб третьим лицам не причинен. Пострадавших в ДТП нет. Необходимости в оформлении документов нет.

В расписку можно включить и другие обстоятельства, например, указать сумму, которую один из участников передал другому в качестве компенсации. И обратите внимание на последнюю фразу расписки – она обязательна.

В любом случае не повредят фотографии автомобилей и крупные планы поврежденных деталей.

Европротокол

Чтобы получить компенсацию от страховой без вызова ГИБДД, должны быть выполнены несколько условий:

  1. В ДТП участвуют два автомобиля.
  2. Нет ущерба третьим лицам.
  3. Нет пострадавших.
  4. Кто-то из участников взял вину на себя.
  5. Оба автомобиля застрахованы.
  6. Оцениваемый ущерб не превышает 50 тысяч рублей (для столиц – 400 тысяч).

Все обстоятельства ДТП отражаются в извещении, которое заполняется обоими участниками (документ двухсторонний), а также на схеме ДТП и с помощью фото- или видеосъемки.

Обратиться в страховую нужно не позднее 5 дней с момента аварии, а ремонтировать автомобиль запрещено в течение 15 дней. При этом я бы сделал звонок в страховую прямо с места ДТП и уточнил все требования: не исключено, страховщики направят на место представителя.

Однозначный виновник

Можно обойтись без вызова ГИБДД и при значительном ущербе, если один из водителей взял на себя вину. В этом случае допускается оформить на месте стандартный набор документов (извещение, схема, фото-, видео-, данные очевидцев, описание повреждений) и ехать в ближайший пункт ГИБДД для дальнейшего оформления. Естественно, можно воспользоваться услугами аваркома.

Важный пункт: признание вины одним из участников ДТП должно быть оформлено в виде расписки или объяснения, которое хранит у себя второй участник. Кроме того, виновность должна следовать из обстоятельств, изложенных в извещении о ДТП. Также необходимо удостовериться в наличии страховки ОСАГО у оппонента и переписать данные в извещение.

Плюсы схемы: сравнительная быстрота оформления на дороге и обращение в страховую по классической схеме с лимитом выплат 400 тысяч рублей. Минусы: возможные подозрения в автоподставе и попытки страховой забюрократить процесс. Поэтому к оформлению документов стоит подойти максимально тщательно и заручиться поддержкой двух-трех независимых очевидцев.

Кроме того, звонок в ГИБДД не вреден в любом случае: с недавних пор сотрудники службы имеют право по телефону рекомендовать участникам оформить ДТП самостоятельно, и при отсутствии разногласий, не исключено, выберут именно этот вариант.

Классическое ДТП

В большинстве случаев никто из участников не горит желанием брать вину на себя. Если так, звонок в ГИБДД обязателен. Далее возможен описанный выше вариант, когда дежурный проинструктирует оформить ДТП самостоятельно. Тогда на месте подписываются лишь необходимые документы, остальное – в отделении ГИБДД.

При звонке в ГИБДД стоит записать данные инспектора, а в случае чего быть готовым обратиться к оператору связи, чтобы подтвердить факт обращения в полицию. Соответственно, звонить лучше со своего телефона.

Итого

Закон позволяет разъезжаться без длительного ожидания полиции в нескольких случаях, однако все равно необходимо оформление тех или иных документов.

При намерении компенсировать ущерб за счет страховой по ОСАГО или каско желательно как можно скорее связаться с оной для получения инструкций.

Звонок в ГИБДД также не навредит, даже если один из участников взял вину на себя: в этом случае, вполне вероятно, инспектор официально разрешит самостоятельное оформление.

Источник: //74.ru/text/auto/51022551/

Что делать если вы попали в аварию: советы юриста

Что ответить другому участнику ДТП?

Каждые 1,22 минуты на дороге погибает 1 человек в аварии. Водитель, который управляет транспортным средством, подвергается риску попасть в дорожно-транспортное происшествие. Даже если автомобилист очень осторожен на дороге, все равно есть вероятность, что ему разобьет машину какой-нибудь «лихач».

Авто Информатор решил разобраться, что же делать если ДТП все таки произошло. За комментарием мы обратились к адвокату Виталию Познякову.

Инструкция, что делать, если вы попали в ДТП

  1. Глушим двигатель (в нервном состоянии обо всем этом можно и забыть). Включаем«аварийку», ставим ТС (транспортное средство) на «ручник» и на передачу, и определяем, есть ли пострадавшие. Если да – вызываем «скорую» и по возможности оказываем первую медицинскую помощь.
  2. Установите знак аварийной остановки, дабы избежать еще одного столкновения.
  3. Если пострадавших нет, то выдыхаем, и по возможности стараемся полностью успокоиться, эмоции вам точно не помогут.
  4. Определите степень повреждения ТС. Если они незначительны (на устранение которых будет затрачено не более 50 000 грн.

    ), не причинен материальный ущерб третьим лицам, участники ДТП в трезвом состоянии, у всех есть полисы автогражданки и согласны со всеми деталями происшествия, кто виновен в ситуации – оформляем европротокол. Не стоит бояться этого делать.

    Если есть переживания по правильному заполнению – советую воспользоваться новым сервисом на сайте МТСБУ —электронный европротокол, для чего вам понадобится лишь мобильное устройство со встроенным фотоаппаратом и выходом в интернет. При этом электронный вариант – полный аналог бумажного. И заполнить его более, чем просто – в необходимые поля ввести информацию и ответить на ряд вопросов.

    Стоить отметить, что в Европе оформление ДТП без участия полиции практикуется еще с 50-х годов 20-го века.

    Стоит отметить, что оформление европротокола предоставит неоспоримые плюсы для обоих участников ДТП: не придется общаться с сотрудниками полиции и являться в суд на рассмотрение дела, что позволит сэкономить и время, и нервы; потерпевшему же не нужно будет отдельно обращаться в страховую компанию или суд, собирать необходимые доказательства и ждать, когда же ему выплатят компенсацию.

    Но самое главное — никто не будет привлечен к ответственности по 124 КУПАП (ни штрафа, ни лишения прав).

  5. Если ущерб ТС значительный, либо же нет согласия оформлять европротокол – вызываем полицию.
  6. Пока ждем полицию – ищем свидетелей, возможно есть камеры видеонаблюдения, регистратор. Фотографируем все по максимум на мобильный телефон и с разных ракурсов.

    Если сами не разбираетесь в тонкостях оформления материалов – звоним другу, а лучше — адвокату, чтобы они успели прибыть до приезда патрульных.

  7. После ДТП не принимайте алкоголь или какие-либо лекарства — это может повлиять на результаты анализов, в случае их проведения.
  8. Приезд патрульных.

     Общайтесь с сотрудниками полиции спокойно, лишние нервы никому не помогут. Внимательно следите за оформлением материалов, в частности составлением схемы ДТП. Это доказательство будет одним из важнейших для определения виновного. Обязательно требуйте от сотрудников полиции предоставить вам возможность изложить свои письменные показания.

    Они должны быть недвузначными, лаконичными и крайне понятными. Сосредоточьтесь на технической части – подробно опишите дорожную обстановку, кто и с какой скорость ехал, в каком ряду и тому подобное. Не стоит указывать, например, кто во что был одет и какая играла музыка.

  9. Внимательно изучите составленный инспектором протокол и схему ДТП (чтобы обязательно было указано наличие или отсутствие светофора, его исправность, наличие дорожных знаков и дорожной разметки, состояние дорожного покрытия, видимость, погодные условия, место столкновения ТС – если показания водителей разнятся – необходимо указать на съеме место столкновения по версии каждого из участников, обязательно отметить количество пассажиров в машине (если их не укажут – сложно будет использовать их показания как свидетельские при дальнейшем судебном разбирательстве). Если с чем-то не согласны – укажите свои замечания. Если у вас временно изъяли водительское удостоверение (до вынесения решения судом), это также должно быть отражено в протоколе. В таком случае вам обязательно должны выдать временное водительское удостоверение и справку о ДТП для страховой компании.

Что делать после оформления ДТП на месте

  • Необходимо обратиться в страховую компанию. Вам необходимо в течение трех дней оформить страховой случай (если вы виновны).Если же вы пострадавший – в течение года сможете обратиться в страховую виновника.
  • Проведите экспертное исследование вашего ТС для определения суммы причиненного ущерба транспорту. На такое обследование пригласите представителей страховой и другого участника ДТП.
  • Далее суд. Дату заседания можно узнать на сайте Судебной власти Украины, либо в канцелярии суда. Также вам на мобильный телефон, указанный патрульным, придет смс-повестка.
  • Если механизм ДТП довольно сложный и трудно однозначно определить виновника, тогда рекомендуем как следует подготовиться к заседанию. Для начала ознакомьтесь с материалами дела. Кроме подготовки необходимых процессуальных документов, уделите особое внимание сбору дополнительных доказательств. Имеет смысл подготовить заключение автотехнической экспертизы, в рамках которой эксперт даст ответы на вопрос: «Действия какого из водителей привели к столкновению».
  • Получите копию решения суда. Если не согласны – можете обжаловать его в апелляционном суде.
  • Далее, если вы потерпевший – сдайте это решение, которое набрало силу, в страховую и ожидайте выплаты компенсации. Если же вас признали виновным в аварии – тогда для возврата водительского удостоверения обратитесь в патрульную полицию по месту совершения ДТП, предъявите им копию решения суда, квитанцию об уплате штрафа и временное водительское удостоверение.
  • Если же страховая отказывается выплатить компенсацию, или же выплачена компенсация не в полном объеме, или же размера компенсации недостаточно для восстановления ТС – вам необходимо будет обращаться в суд с гражданским иском к виновнику ДТП и уже с него взыскивать такие средства.

Ранее мы писали, почему важно пользоваться ремнями безопасности. Также рассказывали про характеристики и цены на детские кресла в автомобили.

Юлия Дюдюн, Виталий Позняков

Источник: //avto.informator.ua/2018/06/23/chto-delat-esli-vy-popali-v-avariyu-sovety-yurista/

Порядок оказания помощи пострадавшим в ДТП

Что ответить другому участнику ДТП?

Ожоги кожи.

 Могут возникать под воздействием прямого повреждения кожи пламенем, паром, горячим предметом (термические ожоги); кислот, щелочей  и других агрессивных веществ, (химические ожоги); электричеством (электроожоги); ультрафиолетового излучения (солнечные ожоги). Оказание помощи при различных видах ожогов практически одинаково, за исключением солнечных (которые, как правило, не представляют опасности для взрослых).

Выделяют 4 степени ожогов, однако для оказания первой помощи проще разделить ожоги на поверхностные и глубокие.

Признаками поверхностного ожога являются покраснение и отек кожи в месте воздействия поражающего агента, а также появление  пузырей, заполненных прозрачной жидкостью (см. ссылку 41).

Глубокие ожоги проявляются появлением пузырей, заполненных кровянистым содержимым, которые могут быть частично разрушены; кожа может обугливаться и становиться нечувствительной к боли (см. ссылку 42). Часто при ожогах сочетаются глубокие и поверхностные поражения.

Тяжесть состояния пострадавшего зависит не только от глубины повреждения, но и площади ожоговой поверхности.

Площадь ожога можно определить «методом ладони» (площадь ладони примерно равна 1% площади поверхности тела) или «методом девяток» (при этом площадь тела делится на участки, размеры которых кратны 9% площади тела – голова и шея, грудь, живот, правая рука, левая рука; правая и левая нога по 18%, спина 18%) (см. ссылку). При определении площади ожога можно комбинировать эти способы.

Наиболее опасными для жизни пострадавшего являются поверхностные ожоги площадью более 15% и глубокие ожоги площадью более 5% площади тела

Первая помощь:

  • Прекратить действие повреждающего агента.
  • Охладить обожженную часть тела под струей холодной воды (см. ссылку 11) или приложением холода.
  • Ожоговую поверхность закрыть нетугой асептической повязкой.
  • Дать пострадавшему теплое питье.
  • При оказании первой помощи запрещается вскрывать ожоговые пузыри, убирать с пораженной поверхности части обгоревшей одежды, наносить на пораженные участки мази, жиры.

Ожоги верхних дыхательных путей чаще всего возникают в результате вдыхания горячего пара, дыма, либо вследствие ингаляции летучих агрессивных веществ.

Заподозрить ожог дыхательных путей можно по следующим признакам: обгоревшие волосы в преддверии носа, ожог шеи и лица, налет копоти на языке, осиплость голоса, кашель с мокротой черного цвета, а также, если пострадавший был извлечен из горящего автомобиля или помещения.

Ожоги дыхательных путей крайне опасны, поскольку могут привести к смерти пострадавшего за короткий промежуток времени на месте происшествия в результате развития нарушений дыхания (если пострадавший не получает адекватную первую помощь).

Первая помощь:

  • Прекратить действие поражающего агента.
  • Освободить пострадавшего от стесняющей дыхательные движения одежды (ремень, пояс и др.), вынести на свежий воздух.
  • Придать пострадавшему, находящему в сознании, полусидячее положение (см. ссылку).
  • При отсутствии дыхания приступить к сердечно-легочной реанимации в объеме компрессий грудной клетки и искусственной вентиляции легких (см. ссылку 12).

Отравление угарным газом (окисью углерода) представляет опасность вследствие того, что угарный газ через легкие быстро проникает в клетки крови, заменяя содержащийся в них кислород. В результате этого в организме возникает кислородное голодание. Длительное и непосредственное воздействие угарного газа может привести к смерти.

Отравление может произойти при работе бензиновых двигателей, сгорании природного газа, при пожаре и на некоторых промышленных объектах. Значительное количество смертей в результате отравления угарным газом происходит в закрытых помещениях с плохой вентиляцией, например, в гаражах.

Признаки отравления угарным газом – опоясывающая, сжимающая головная боль, тошнота, одышка, нарушение сознания, вишневый цвет кожи.

Первая помощь:

  • Необходимо следовать общим принципам оказания первой помощи при отравлениях через дыхательные пути (см. ссылку на главу 11)– вынести пострадавшего из зоны отравления, как можно скорее перекрыть источник отравления (например, выключить двигатель автомобиля).
  • Приступить к оказанию первой помощи, исходя из состояния пострадавшего.

3. Холодовая травма. Наиболее часто встречается отморожение – местное повреждение тканей, вызванное длительным воздействием низкой температуры. Признаки отморожения – потеря чувствительности кожи, появление на ней белых, безболезненных участков.

При выраженном отморожении возможно появление «деревянного звука» при постукивании пальцем по поврежденной конечности, невозможность или затруднение движений в суставах.

Через некоторое время после согревания на пораженной конечности появляются боль, отек, краснота с синюшным оттенком, пузыри (см. ссылку).

Первая помощь при отморожении:

  • Незамедлительно укрыть поврежденные конечности и участки тела теплоизолирующим материалом (вата, одеяло, одежда) (см. ссылку), т.к. согревание должно происходить “изнутри” с опережающим восстановлением кровообращения.
  • Переместить пострадавшего в теплое помещение.
  • Дать теплое питье.
  • Создать обездвиженность поврежденного участка тела.
  • Пораженные участки нельзя активно согревать (опускать в горячую воду), растирать, массировать, смазывать чем-либо.

Переохлаждение (общее охлаждение, гипотермия) – расстройство функций организма в результате понижения температуры тела под действием холода.

Как правило, развивается на фоне нарушений теплорегуляции, вызванных длительным нахождением на холоде в одежде, несоответствующей температурному режиму или в результате травмы, физическое переутомления, голодания, алкогольного или наркотического опьянения; в детском или старческом возрасте.

Признаками переохлаждения пострадавшего являются жалобы на ощущение холода, дрожь, озноб (в начальной стадии переохлаждения). В дальнейшем появляется заторможенность, утрачивается воля к спасению, появляется урежение пульса и дыхания.

При продолжающемся переохлаждении сознание утрачивается, пульс замедляется до 30-40 в минуту, а число дыханий до 6-3 в минуту. Переохлаждение может сочетаться с отморожениями, что следует учитывать при оказании первой помощи.

Первая помощь:

  • Поменять одежду на теплую и сухую, укутать пострадавшего (см. ссылку).
  • Необходимо переместить пострадавшего в более теплое помещение.
  • Дать тёплое питье.
  • В помещении можно осуществить согревание в виде теплых воздушных ванн (направить на пострадавшего поток теплого воздуха).
  • При выраженном переохлаждении контролировать состояние, быть готовым к проведению сердечно-легочной реанимации в объеме компрессий грудной клетки и искусственной вентиляции легких (см. ссылку12).

4.

Перегревание (тепловой удар, гипертермия) развивается обычно при нарушениях теплоотдачи из организма вследствие длительного нахождении людей в условиях повышенной температуры окружающего воздуха (особенно в сочетании с высокой влажностью) – в автомобиле или помещении; при работе в защитном снаряжении, затрудняющем теплоотдачу. Признаками перегревания являются повышенная температура тела, влажная бледная кожа, головная боль, тошнота и рвота, головокружение, слабость, потеря сознания, судороги, учащённое сердцебиение, учащённое поверхностное дыхание. В тяжелых случаях возможно развитие сердечного приступа, остановка дыхания и кровообращения.

Первая помощь:

  • Переместить пострадавшего в прохладное место.
  • При наличии сознания дать выпить охлаждённой воды.
  • Расстегнуть или снять одежду.
  • Пострадавшему без признаков сознания следует придать устойчивое (стабильное) боковое положение (см. ссылку 2).
  • Не следует допускать резкого охлаждения тела пострадавшего.
  • Контролировать состояние пострадавшего, быть готовым к проведению сердечно-легочной реанимации в объеме компрессий грудной клетки и искусственной вентиляции легких (см. ссылку 12).

Источник: //bezdtp.ru/bezdtp/ru/pritormozi/o_3587

Меня шантажируют после ДТП

Что ответить другому участнику ДТП?

Водитель зацепил бампером пешехода на зебре. От небольшого удара человек упал. Участники происшествия стали разбираться. Водитель автомобиля начал вызывать скорую и ДПС. Однако потерпевший встал, сказал, что нога не сильно повреждена, и предложил решить все полюбовно без ДПС. Машина повреждена не была.

Мы поехали в травмпункт. Потерпевший сказал врачу, что подвернул ногу. Сделали осмотр, рентген. Диагноз — вывих сустава и небольшая трещина. Поставили гипс. Врач сказал, что ничего страшного — через 10 дней уже будете бегать. Дали ему больничный.

После этого потерпевший и водитель написали расписку в двух экземплярах. В ней написано: пострадавший претензий не имеет и просит моральную компенсацию в размере 50 000 рублей. В расписке не указано, что произошло. Он получил деньги, в чем и расписался. Все мирно разошлись, все довольны.

Через несколько дней звонит родственник потерпевшего и просит от его лица еще 210 000 рублей. Угрожает судом. Говорит, что денег мало, дали подачку и так далее. Утверждает, что потерпевший не работает из-за травмы, ему за квартиру съемную платить надо. Он — рабочий-нелегал из Челябинска.

Что стоит предпринять? Какого специалиста подключать? Какие есть риски?

Анонимно

Если коротко — с учетом того, как все оформлено по документам, нарушений с вашей стороны формально нет, оснований для взыскания дополнительных денег тоже будет не так просто найти. Но риски все же есть и их нужно иметь в виду.

Сложно рассуждать о виновности или невиновности людей в ДТП, не глядя в документы — например, в те же самые европротоколы или расписку, как в вашем случае.

Разберемся, как нужно было бы поступить по закону, что получилось у вас и какие могут быть последствия.

Это не универсальная инструкция для всех случаев с неоформленными ДТП, отказом от медицинской помощи и решением вопросов с возмещением ущерба на месте. В других ситуациях события могут развиваться и по другому сценарию.

В принципе закон не запрещает участникам ДТП решать вопросы возмещения ущерба без участия ГИБДД и страховой компании. Правила дорожного движения разрешают водителям не сообщать о ДТП в полицию и оставить место ДТП, если оформят его по европротоколу.

Если не выполнить эти требования — ситуацию признают оставлением места ДТП. За такое могут лишить водительских прав на срок от года до полутора лет или поместить под административный арест на срок до 15 суток. Также за оставление места ДТП при наличии пострадавших могут привлечь к уголовной ответственности.

При этом в законе нет оговорок, что при отказе пострадавшего от медицинской помощи можно не вызывать ГИБДД и не оформлять документы.

Даже если упавший человек говорит, что с ним все в порядке, но водитель знает, что было столкновение с его автомобилем, — положено вызывать ГИБДД.

Оставление места ДТП до вызова сотрудников полиции или оформления европротокола — это нарушение, за которое накажут по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Вот несколько дел из судебной практики, когда отказ пешехода от медицинской помощи и вызова ГИБДД не помог водителю избежать ответственности за оставление места ДТП:

  1. Водитель наехал на пешехода, но тот отказался от врачей и вызова ГИБДД. Водитель убедился, что к нему никто не имеет претензий, и уехал, а потом его лишили прав на год.
  2. Девушка на велосипеде упала рядом с машиной. От помощи отказалась, доказательств, что она получила травму именно из-за столкновения с машиной, не было. Велосипедистка и водитель разъехались. Пострадавшая пошла домой, а потом оказалось, что она была в шоке и не заметила травму руки. Водителя лишили прав за оставление места ДТП и не приняли во внимание тот факт, что к нему никто не имел претензий, а связь травмы и столкновения не доказана. Для квалификации нарушения по ч. 2 ст. 12.27 КоАП достаточно того, что водитель уехал.
  3. Произошло ДТП с участием водителя и пешехода. При этом пешеход сказал, что чувствует себя хорошо, помощь ему не нужна, ГИБДД вызывать тоже не стоит. И даже написал расписку, что не имеет к водителю претензий. А потом сам пошел в больницу фиксировать повреждения. Водитель узнал об этом и сразу приехал в ГИБДД, то есть он не прятался. Но все равно остался без прав на год, потому что с места ДТП уезжать нельзя.

Во всех этих историях пострадавшие хоть и позже, но на каком-то этапе заявили о факте ДТП. То есть суд посчитал, что само происшествие было, это доказано.

В истории с наездом на зебре и распиской факт ДТП не зафиксирован, а при осмотре в больнице пострадавший не упомянул о причине травмы.

Но другим водителям стоит иметь в виду чужой опыт, чтобы как минимум не остаться без прав на долгий срок.

Как правило, сотрудники ГИБДД изучают место ДТП, под протокол опрашивают всех участников, свидетелей, изучают показания видеорегистраторов и камер видеонаблюдения, если они есть. И уже после этого делают выводы о наличии вины водителя.

Закон в этом случае защищает интересы всех участников дорожного движения. Если человек сам бросается под колеса проезжающих авто с целью получить компенсацию, и это удастся доказать — потерпевшим его не признают, и на выплаты он может не рассчитывать.

Также потерпевшим не признают человека, который получил травму не в результате ДТП, а в другом месте. Нет причинно-следственной связи между столкновением с автомобилем и травмой — нет права требовать компенсацию.

Как экономить, меньше тратить и больше зарабатыватьРассказываем в нашей бесплатной рассылке. Подпишитесь, чтобы получать на почту лучшие статьи дважды в неделю

На пешеходном переходе случилось некое происшествие, в результате которого пешеход упал. При этом событие необязательно являлось ДТП: машина могла стоять, у пешехода могла закружиться голова, он мог подвернуть ногу на зебре. И так случилось, что рядом оказался автомобиль с неравнодушным водителем. Автовладелец решил вызвать полицию и скорую помощь, но пешеход отказался.

Причины отказа неизвестны. По закону они не должны волновать водителя, его обязанность в случае ДТП — вызвать ГИБДД, даже если пешеход говорит, что с ним все в порядке. Но в этой истории пешеход согласился на помощь, но как будто не из-за автомобиля, а из-за дискомфорта в ноге.

Он ничего не говорил про ДТП, не обвинял водителя в травме и не сообщил врачам, что произошел контакт с транспортным средством.

Водитель отвез пострадавшего в травмпункт, поскольку полагал, что может требоваться врачебное вмешательство. В травмпункте пострадавший сказал врачу, что подвернул ногу, ничего не упомянув про ДТП и его связь с травмой. Водитель точно не знает, было ли это так на самом деле, но оснований не доверять пешеходу у него не было.

При этом водитель вроде бы не мешал пешеходу сообщать врачам о дополнительных обстоятельствах получения травмы — например, о том, что он столкнулся с бампером автомобиля.

Медработники при поступлении человека с травмой всегда заполняют сигнальный листок, где со слов пострадавшего записывают обстоятельства получения телесных повреждений.

Сам водитель, вероятно, ни медиком, ни автоэкспертом не является. Оценить, в результате чего была получена травма, он не может. Если пострадавший сам утверждает, что подвернул ногу — возможно, так и было. В конце концов, ему виднее.

А если пострадавший водителя виновником своей травмы не считает, на вызове полиции не настаивает, а говорит, что ногу подвернул сам — формально это событие не считается ДТП, потому что автомобиль в нем не участвовал. А если нет ДТП, то нет и оснований для выполнения требований, предусмотренных пунктами 2.6 и 2.6.1 ПДД.

Пострадавший попросил моральную компенсацию, которую на месте и получил. Но о том, что это компенсация за травму, полученную в ДТП, он нигде не упоминает.

Все это не означает, что водителю вообще ничего не грозит. При оставлении места ДТП суд должен установить вину и умысел водителя. Для доказательства могут принять любые обстоятельства и факты, в том числе показания свидетелей.

Теоретически человек, который подвернул ногу на пешеходном переходе, может получить дополнительную компенсацию. Если кто-то причинил вред, он должен его возместить. Но потребовать их и получить выплату — это не одно и то же.

Возмещать материальный и моральный вред нужно в том случае, если есть вина. Иногда моральный вред возмещают даже при отсутствии вины, но все равно нужна причинно-следственная связь между управлением автомобилем и вредом пешеходу.

Если бы документы были оформлены правильно, как при ДТП, пешеход мог бы получить компенсацию от страховой компании. А для водителя повысился бы коэффициент при оплате полиса ОСАГО. Моральный вред, утраченный заработок и наем жилья страховая возмещать не будет. Эти суммы водитель должен платить из своего кармана.

Если пешеход решит пойти в суд, придется сослаться на расписку, по которой он уже получил 50 тысяч рублей в счет компенсации.

При таких травмах компенсация через суд может оказаться даже меньше и водителю больше ничего не придется платить.

Но такой гарантии нет, поэтому на всякий случай стоит учитывать даже самый неблагоприятный сценарий: что пешеход докажет факт ДТП и наличие связи со своими травмами, суд установит вину водителя и насчитает большую сумму компенсации.

Мы уже рассказывали о таких случаях в статьях «Продала подержанную машину, а теперь покупатель требует деньги на ремонт» и «Купили квартиру, а продавец передумал и требует доплаты».

С точки зрения закона такие действия можно квалифицировать как вымогательство. Определения шантажа в уголовном кодексе нет. Это не отдельное преступление, а способ совершить какое-то нарушение.

В тех статьях, где он упоминается, имеется в виду вид принуждения к каким-то действиям, но именно под угрозой — например, распространения каких-то сведений или разглашения тайны.

Когда речь идет о возмещении вреда при ДТП, это не совсем такой случай: если потерпевший требует что-то для защиты своих прав и угрожает судом, это не шантаж и даже не вымогательство.

Вот что можно посоветовать в этой ситуации.

Общаться только письменно. Предложите пострадавшему и его представителям составить письменную претензию, а в ответ на угрозы судом стоит ответить, что это будет самое правильное решение.

Пусть пешеход отправит претензию и водителю, и в страховую компанию. На самом деле никакого смысла обращаться по полису ОСАГО уже нет, но отказ страхователя в выплате поможет пешеходу убедиться в том, что у него почти нет шансов на компенсацию, потому что случай не оформлен как ДТП.

В письменных ответах стоит ссылаться на законы. Возможно, для этого лучше подключить юриста или адвоката. Уверенность в своей правоте и юридическая грамотность отпугнут мошенников, которые рассчитывают на легкую наживу.

Выбрать тактику защиты и подготовиться к суду. Не видя обоснований доводов пострадавшего, говорить о судебных перспективах сложно. Но обычно до судов такие истории доходят редко.

Если дело все же дойдет до судебного разбирательства — нужно будет смотреть, какие требования будут в иске, какие доводы будут приводиться и как будут обосновываться заявленные требования. Это станет понятно из письменных претензий пешехода.

На всякий случай стоит проконсультироваться с автоюристом с опытом в таких делах. Это поможет сориентироваться и учесть судебную практику в вашем регионе.

Подключать каких-либо специалистов для конкретных действий на этапе звонков и угроз преждевременно. Не всегда такие слова перерастают в реальные иски и требования.

Запомните:

  1. Для пострадавшего в ДТП самый надежный способ получения компенсации — оформить все по закону. То есть ждать ГИБДД, сообщить врачу о причинах травмы, требовать компенсацию от страховой компании и собирать доказательства ущерба для суда. Договоренность с водителем на месте может привести к тому, что даже сам факт ДТП будет сложно доказать. Хотя многое зависит от формулировок в расписке, но в этой истории они не в пользу пешехода.
  2. Для водителя оформление всех дорожно-транспортных происшествий без участия ГИБДД не всегда выгодно. Если задеть пешехода на зебре и причинить ему легкий вред, скорее всего это будет грозить штрафом. Чтобы уменьшить риски, нужно сделать все по правилам и найти максимум смягчающих обстоятельств. Еще повысится коэффициент при покупке полиса ОСАГО. Но если отдать деньги без вызова ГИБДД и уехать, вероятность потерять права будет гораздо выше, а потом придется решать вопросы с вымогательством и угрозами.
  3. Не торопитесь платить сразу в подобных случаях. Конкретно в этой ситуации уже поздно привлекать страховую компанию, но вообще вред здоровью могла бы оплатить она. Если дело дошло до требований дополнительных выплат и есть риск, что водителю все же придется отвечать, предложите пострадавшему взыскать предполагаемый ущерб через суд. Скорее всего административной ответственности здесь уже не будет, а размер компенсации может оказаться меньше, чем требует пешеход. Если он вообще сможет ее получить.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Источник: //journal.tinkoff.ru/ask/kompensatsia-dtp/

Ущерб должен возмещать…пострадавший???

Что ответить другому участнику ДТП?

За последние 20 лет резко увеличилось автомобилестроение в стране, в том числе за счет создания совместных предприятий с иностранными инвестициями.

И, несмотря на ужесточение требований к обучению водителей, ужесточение наказания за нарушение Правил дорожного движения (далее – ПДД), приходится констатировать, что с ростом количества автомобилей на наших улицах растет и количество аварий.

Конечно, с приходом ОСАГО в Россию с 1 июля 2003 года со вступлением в силу Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» конфликтных ситуаций на дорогах стало меньше, хотя споры, передаваемые на разрешение суда, в практике остались. Но все мы привыкли, что основные споры возникают, как правило:

— между автовладельцами – участниками аварий,

— между автовладельцем пострадавшего в ДТП автомобиля и страховой компанией по поводу выплаты страхового возмещения.

Спор между пешеходом и автовладельцем – редкость, а тем более, если с иском о возмещении материального ущерба выступает автовладелец, а ответчиком – пешеход.

Тем не менее пешеход является полноправным участником дорожного движения, он также обязан соблюдать ПДД и отвечать за их нарушение.

На практике в подавляющем большинстве случаев пешеход, в неположенном месте переходивший дорогу, в результате чего автовладелец вынужден был совершать маневры по предотвращению наезда на пешехода, из-за чего нередко автомобиль получает повреждения (например, водитель, уворачиваясь от наезда, направляет автомобиль в кювет, в столб, на бордюр и т.д.) просто…покидает место ДТП без какого-либо наказания. Другое дело, когда автовладельцу не удалось избежать наезда на нарушившего ПДД пешехода, и материальный вред причинен обоим – и автомобилю, и пешеходу.

В большинстве случаев участники спора рассуждают вполне здраво: кто виноват в ДТП, тот и должен возмещать ущерб другой стороне, даже если повреждения получили оба участника аварии (и автомобиль, и пешеход). Позиция же суда может их сильно удивить…

Пример: автомобиль сбил подростка на нерегулируемом переходе, врачи у мальчика диагностировали сложный перелом голени. От предложения водителя автомобиля, сбившего мальчика, компенсации в 30 000 рублей родители мальчика отказались. Затем уже суд рассматривал возникший между ними спор.

Суд установил, что ДТП произошло по вине ребенка, автомобилист правил не нарушал и мог не пропускать пешехода. Позиция суда была на стороне автомобилиста, которому родители мальчика и должны возместить вред, причиненный автомобилю.

Семья мальчика опротестовала вердикт, в результате чего областной суд признал его правоту. Во встречном иске семья мальчика требовала взыскать с водителя полмиллиона рублей за моральные страдания и 50 тысяч материального ущерба.

Пока суд да дело, родителям мальчика пришло письмо из страховой компании с требованием выплаты компенсации за ремонт фары автомобиля, который его сбил…

Итак, пешеход стал виновником ДТП. Мало того, что он не только сам пострадал (иногда бывает и без этого), но и повредил автомобиль, который на него совершил наезд. Кто кому и что должен возместить в указанной ситуации и почему?

Ситуация спорная, запутанная и пока еще (!) редкая. Попробуем разобраться, чьи требования обоснованны, а чьи – нет. А также посмотрим на практику, сложившуюся по аналогичным спорам, проанализируем позиции судов.

Часть 1: Взыскание вреда/ущерба с пешехода

1.1. Требования компенсации материального вреда с пешехода автовладельцу

В статье 24 Федерального закона от 10.12.

1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», регулирующей права и обязанности участников дорожного движения, в пункте 3 продекларировано право участников дорожного движения на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством РФ, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия.

Итак, право на возмещение материального ущерба имеют оба участника ДТП: и автовладелец, и пешеход.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Для наступления гражданской ответственности по возмещению убытков применительно к статьям 15, 1064 ГК РФ необходимо установить, в том числе, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между совершенными действиями и возникшими убытками, а также вину причинителя вреда.

Суды взыскивают ущерб с пешеходов, переходивших проезжую часть дороги в неустановленном месте, в том числе в нетрезвом состоянии, равно как и в установленном месте, но на запрещающий сигнал светофора, а также совершающих иные нарушения ПДД, в результате которых автомобилям автовладельцев причиняются механические повреждения. Практика таких дел достаточно обширна (см., например, апелляционное определение Пермского краевого суда от 16.12.2015 по делу № 33-13646/20151).

Вывод:на пешехода, явившегося виновником ДТП и повреждения автомобиля другого участника движения, законом возложена обязанность возместить материальный ущерб, причиненный автомобилю.

1.2. Взыскание материального ущерба с пешехода в порядке суброгации

Не секрет, что современные автолюбители уже оценили преимущества страхования, и потому довольно часто автомобили страхуют по КАСКО.

В этом случае автовладелец устраняется от решения проблем со взысканием материального ущерба в рамках полиса ОСАГО с виновника ДТП – другого автомобиля (особенно, если суммы возмещения недостаточно для оплаты восстановительного ремонта авто).

Да и в случае, если виновником ДТП является пешеход, ремонт автомобиля оплачивает страховая компания.

Согласно ч. 1 ст.

965 ГК РФ, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. В настоящее время в судах рассматривается достаточно большое количество дел по искам страховых компаний о взыскании в порядке суброгации с пешеходов-виновников сумм ущерба, причиненных автомобилям, застрахованным по КАСКО в указанных страховых компаниях.

В силу статьи 387 ГК РФ при суброгации права кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая, переходят к страховщику в силу закона.

При этом при суброгации не возникает нового обязательства, а происходит замена кредитора (потерпевшего) в уже существующем обязательстве.

Право требования, перешедшее к новому кредитору в порядке суброгации, осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки.

Примеры из практики.

Источник: //www.top-personal.ru/komsporissue.html?36

Законовед
Добавить комментарий