Что делать, если художник выполнил работу, но ему не заплатили?

Великие обманщики

Что делать,  если художник выполнил работу,  но ему не заплатили?

Микеланджело было 20, когда он сделал своего «Спящего Купидона».

Свежие находки античной эпохи подпитывали Возрождение, и пылкий юноша «придал античности» своему произведению с помощью кислой почвы и продал его Бальдассаре дель Миланезе, перекупщику, перепродавшему скульптуру кардиналу Риарио, заядлому коллекционеру.

Мошенничество раскрылось, и Риарио потребовал вернуть свои деньги. Все как сейчас, правда? Неправда. Кардинал был так впечатлен купидоном, что пригласил Микеланджело в Рим. Там художник и провел свою жизнь.

Искусство подделывали с тех пор, как оно вышло за пределы пещерных стен и превратилось в сокровище, и теперь, когда индустрия стала многомиллиардной, эта сторона бизнеса тоже разрослась.

Прошлым летом, после ареста Глафиры Розалес, арт-дилера c Лонг-Айленда, обнаружилось, что более чем за 15 лет она снабдила Knoedler, ныне закрывшуюся манхэттенскую галерею, а также частного арт-дилера 63 холстами, якобы принадлежавшими кисти Кунинга, Поллока, Мазеруэлла, Клайна, Ньюмана, Стилла, Ротко и других обитателей художественного Олимпа. Документов у нее не было, только словесные кружева о тайном коллекционере из Цюриха и большой шишке в Испании, тем не менее ни обилие зияющих пробелов, ни негативные отзывы экспертов не смогли удержать дилеров. Как редакторы таблоидов говорят о скандальных материалах, «штука слишком хороша, чтобы ее проверять». Knoedler заплатила Розалес 950 тыс. долларов за один из холстов и продала его за 15 млн.

Что же с художником? Пей-Шен Тянь эмигрировал из Китая в 1981 году, но не добился успеха. Парень Розалес приметил его, когда тот рисовал на улице в Нижнем Манхэттене. Ему заплатили несколько тысяч долларов за каждую подделку. Обвинений против него не выдвинули, и он вернулся в Китай.

Считается, что мотив – исключительно алчность, но есть случаи, когда художники сами создавали подделки, тем самым показывая средний палец всему истеблишменту. Хан ван Меегерен, голландский живописец, осмеянный критиками как «имитатор», занялся подделками в том числе из-за уязвленной гордости.

В 1937 году он убедил специалиста по Вермееру, что его «Ужин в Эммаусе» – оригинал, и за военные годы продал голландских мастеров на 30 млн долларов (в переводе на современный курс).

После войны его арестовали за сотрудничество с нацистами, и в свою защиту помимо прочего он признался, что «Вермеер», проданный им Герману Герингу, на самом деле был «ван Меегереном», так что он не предатель, а национальный герой. Художник отделался годом заключения, но умер, так и не побывав в камере.

Римские остатки

В начале 1960-х я побывал в римской студии Джорджо де Кирико, чьими «метафизическими» пейзажами восторгались Пикассо и сюрреалисты. На тот момент его студия была завешена написанными им автопортретами, отвергнутыми авангардом. В ответ он отказался от своих более ранних работ, которые всплыли на рынке как подделки.

Мы осматривали студию, а маэстро, похожий на низкорослого де Голля, озвучивал цены на холсты, возможно произвольные. Не помню подробностей, но я заметил небольшую «метафизическую» картину, подвешенную повыше.

– А эта сколько стоит? – спросил я. Без всякого умысла, это ведь забытая манера. – Пару тысяч лир, да?

– Миллиарды лир, – громогласно ответил де Кирико.

Теперь мы знаем, что многие из этих «метафизических» картин, появившихся на рынке, действительно были подделками, но сделанными самим де Кирико и датированными более ранним периодом, чем они есть на самом деле.

Сальвадор Дали тоже подпортил свой рынок, но не своими подделками, а тем, что поощрял подделки. В середине 1970-х он обнаружил, что арт-дилеры готовы ему платить всего лишь за подписанные чистые листы бумаги. По словам капитана Мура, его бывшего личного секретаря, он подписал 350 тыс. листов.

Дали оспаривал точное количество, но оно было огромным. Жан-Поль Делькур, арт-издатель, описывал, как показывал подозрительные произведения художнику и его жене в парижском отеле. Дали прошептал что-то на ухо Гала. Она ответила Делькуру: «Дали говорит, подписи хороши, а работа поддельная».

– Почему поддельная? – спросил он.

– Потому что Дали не заплатили, – ответила она.

Как бы то ни было, большинство великих мастеров подделки – неудавшиеся художники.

Том Китинг, чей отец работал маляром, учился в колледже Голдсмитс, теперь известном как чашка Петри, на которой выросли все «Молодые британские художники».

Позже он сам стал маляром, и прежде чем обратиться к подделкам, подрабатывал реставратором и безуспешно занимался собственным искусством. Он заявлял, что все это было протестом против тяжелой жизни художников.

«Мне казалось несправедливым, что многие из них умирали в бедности», – сказал он. «Всю жизнь их эксплуатировали бессовестные дилеры, а потом, будто оскорбляя их память, те же дилеры использовали их и после смерти. Я твердо вознамерился сделать все возможное, чтобы отомстить за своих собратьев, до такой степени, что решил подделывать Секстона».

Китинг признался, что страстно увлекался Дега и Гойей. «Старина будто стоял там рядом со мной и так четко направлял мою руку, что мне казалось, будто я не контролирую происходящее на холсте», – подметил он. Он подделал 2000 картин и был осужден, но в тюрьму не попал, что можно приписать либо мягкосердечности стражей закона, либо их несерьезному отношению к арт-преступлениям.

Китинг стал вести популярное телешоу. Подписанные им картины продавались за пятизначные суммы. И здесь виноваты не только легкомысленные знаменитости.

В середине XIX века Билли Смит и Чарли Итон, два чурбана, жившие за счет старинных вещей, выкопанных из ила со дна Темзы, начали подделывать средневековые свинцовые медальоны.

Задолго до современной арт-истерии знаменитостей такие «Билли и Чарли» отхватывали солидный куш. Коллекционеры любят коллекционировать. А подобные вещи всегда отражают свою эпоху и место.

Источники света

Одно объединяет всех великих мастеров подделки послевоенного мира искусства: их тщеславие. Китинг оставлял язвительные послания свинцовыми белилами под самой картиной, зная, что на рентгеновском снимке их будет видно.

Эрик Хебборн, еще один кокни и разочарованный художник, выбравший себе в жертвы подделок Мантенью, Пиранези и Коро, написал автобиографию «Дорисовался: исповедь мастера подделок». Его некролог в New York Times был озаглавлен так: «Эрик Хебборн, хвастливый автор контрафактных произведений искусства, скончался в возрасте 61 года».

В материале было отмечено, что любовник Хебборна, Грэм Смит, корректно упомянул о непричастности Хебборна (по его словам) к подделке гравюры Брейгеля в нью-йоркском Метрополитен.

Еще один плодовитый изготовитель подделок, Элмир де Хори, стал героем книги Клиффорда Ирвинга и документального фильма Орсона Уэллса «F Is for Fake». (Возможно, вам это покажется интересным: Ирвинг позже подделал дневники Говарда Хьюза.

) Вскоре появились подделки работ самого Элмира де Хори. Альфредо Мартинес, прекрасный художник сам по себе, подделал несколько полотен Баскиа и три года провел в бруклинской тюрьме. Потом одного из его «Баскиа» повесили как работу Мартинеса в арт-галерее White Box.

Теперь она висит в частной коллекции.

Казалось бы, современные технологии и быстрый доступ к информации должны были бы усложнить создание подделок. Нелепые копии Вермеера кисти ван Меегерена, к примеру, не смогли бы обмануть современного знатока.

И действительно, Джеймс Мартин из Orion Analytical, подвергнувший краски с картин из запасников Глафиры Розалес тестам, не оставил камня на камне от их датировки.

Однако адвокат Розалес гневно ответил: «Отчеты экспертов Orion не стоят и бумаги, на которой они написаны».

Ах, да. Адвокаты. Эксперты теперь боятся давать негативные оценки произведениям искусства, соблазн скромных суточных не стоит все большей угрозы тяжелого судебного разбирательства.

Комитет Уорхола засудили после того, как там отказались подтверждать подлинность картины Уорхола, принадлежащей коллекционеру Джо Саймону.

Саймон отозвал дело после того, как оно ему обошлось в 8 млн долларов, но комитет закрылся в 2011. Комитет Баскиа последовал его примеру в 2012-м.

Еще ужаснее, когда нет четкого представления об имуществе художника. Модильяни скончался молодым, но вскоре стал знаменитым посмертно. Его сразу начали подделывать, иногда, по слухам, с молчаливого согласия дилера. Весь русский авангард канул во тьму сталинизма, и с тех самых пор этот рынок наполнился подделками.

Сезар Балдаччини, парижский художник, известный своими «Компрессиями», кубическими скульптурами из машин и всего чего угодно, сделанными в промышленном прессе (также он создал Сезар, французский аналог Оскара), умер в 1998 году.

На протяжении многих лет за его собственность сражались жена Розина и любовница Стефани, а рынок наводнили сотни поддельных Сезаров.

Слухи из Китая

Что же с художниками? Неслучайно Пей-Шен Тянь из Китая, где подделки повсюду. Недавно в Поднебесной конфисковали большое количество «говядины» – она оказалась обработанной свининой. Говорят, что из клетки с надписью «африканский лев» в Хэнаньском зоопарке раздавался лай. Там сидел тибетский мастиф. Лис переделывали в леопардов, собак перекрашивали в панд.

Китай – последняя в мире страна, где молодые художники проходят строгое академическое обучение в школе изящных искусств, уделяя большое внимание копированию.

В начале 1990-х китайский бизнесмен основал центр в Дафене, деревне в провинции Гуандун, недалеко от Пекина, где художники писали копии, например, Рембрандта, ван Гога, Дали и Уорхола.

Для таких художников обычным делом было выдавать по несколько картин в день, и часто они работали на заказ. По слухам, в Дафене находятся 3000 таких художников-копиров. Лучше проверьте еще раз ту картину, что висит у вас.

Групповой анализ

Определение поддельных полотен традиционно сочетало в себе искусство и науку: проверке подвергают не только физические параметры, такие как тип используемой краски, но также необходимо быть знатоком и подкреплять догадки образованием.

Групповой портрет предположительно авторства итальянского художника XV века в 1923 году приобрела Национальная галерея. Вскоре реставратор подтвердил ее подлинность с помощью растворителей.

Однако в 1951 году куратор музея решил, что картина современная, отчасти из-за странного качества краски. В 1960 году специалист по историческим костюмам показал, что одежда персонажей «и анахронизм, и бессмыслица по своему строению». Мужская шляпа была похожа на фасон 1913 года.

Все продолжалось до 1996 года, когда научный анализ в достаточной мере продвинулся и стало возможным раскрыть «удивительные технические детали». Для начала в деревянной основе искусственным образом были созданы трещины, чтобы она выглядела старше. Затем последовала экспертиза красок.

В то время как основа – гипсовый грунт и яичная темпера – не вызвала удивления, оказалось, что слишком много пигментов появилось только в XIX веке: кобальтовая синь, желтый кадмий и желтый крон.

В конце концов, лак состарили, чтобы получить кракелюр (искусственные трещины), характерный для старых картин.

Главный вопрос остается открытым: кто же выполнил столь сложную и замысловатую подделку? Некоторые утверждают, что это был итальянский реставратор Ичилио Федерико Йони (1866–1946), другие – что это Умберто Джунти (1886–1970). Кто бы это ни был, ему хотя бы на время удалось обмануть Национальную галерею. Картина по-прежнему хранится в ее коллекции.

Источник:SPEAR'S Russia #9(41)

Источник: https://pbwm.ru/articles/velikie-obmanschiki

Художник Евгений Заремба: «Я вроде и крашу много, и холстов не хватает»

Что делать,  если художник выполнил работу,  но ему не заплатили?

© Алексей Чистяков. Евгений Заремба

02 Авг 2018, 07:31

Тайга.инфо: Помните, когда вы решили стать художником?

— Это желание появилось у меня довольно рано. Все детство я провел на севере Омской области. До тайги было 15 минут пешком. На летних каникулах все дети как дети, а я постоянно в лесу с этюдничком. Сознательно готовился к поступлению в институт на художника, в 14 лет у меня уже прошла первая персональная выставка.

Тайга.инфо: Вы не так давно живете в Новосибирске. Как переезд повлиял на работу?

— Да, я переехал из Омска всего 2,5 года назад. Мне работается везде хорошо, где бы я ни был. Но Новосибирск более динамичный. Он открытый, развивающийся, легко принимает. Это мне нравится.


Тайга.инфо: Вы росли в деревне и вдохновляетесь природой, насколько вам комфортно жить в городе?

— Раньше для меня нахождение в городе было катастрофой. Больше трех дней в нем я не мог пробыть, чувствовал себя, как в консервной банке. И до сих пор, когда я приезжаю к родителям, ощущаю, что все это пространство прямо до горизонта — мое. А в городе твой взгляд ограничен стеной комнаты или соседним зданием, поэтому ощущение места совсем другое. Сейчас я уже привык, конечно.

Тайга.инфо: Да, город присвоить тяжелее, чем открытое пространство. Чтобы он стал твоим, нужно пройтись по всем улицам-лабиринтам, а в деревне взгляд шире и знакомство с местом происходит намного быстрее.

— Согласен. Поэтому я стараюсь все время ездить на велосипеде по городу.  

«Для меня живопись — это размышление об устройстве мира»

Тайга.инфо: Вы пишете с натуры? Ваши работы выглядят, как абстрактные, при этом на выставке в ГЦИИ много этюдов.

— После окончания института я с натуры не писал вообще. В 2012 году галерист Вадим Мишулин (владелец «Галереи №1» в Новосибирске — прим. Тайги.инфо) предложил мне съездить на пленэр. Я согласился не сразу.

Первое время получалось натурно, но постепенно нашел свой подход. Мне стало интересно погружаться в атмосферу и заниматься созданием образа места.

Прошло 4–5 пленэров, я начал находить верные подходы, цвет и пришел к тому, чем занимаюсь сейчас.

Само место — это только точка отсчета для создания работы. По этюду я продолжаю работать на больших размерах в мастерской. Там уже пытаюсь перенести не только образ места на холст, но и добавляю свои символы и смыслы в изображение.

Тайга.инфо: Какие символы?

— Самые простые: берега, течение, река, вода, плюс и минус, их соединение и разъединение, камень на перепутье как символ момента выбора пути человека. У всех бывают ситуации, когда решения меняют все в жизни.

Такие моменты, точки бифуркации, для меня очень важны. В них пульсирует жизнь, они меняют все наше настоящее и будущее.

На примере простых природных символов стихий я своими работами говорю о природе, человеке и вселенной.


Тайга.инфо: Я читала, что раньше вы работали без эскизов. Сейчас их роль, по сути, выполняют этюды. Почему вы изменили метод работы?

— У меня были разные периоды, и в них я работал по-разному. Раньше постоянно думал, как мне найти такую формулу, чтобы не мучиться в процессе? Но сейчас этот момент отпустил и понимаю, что мучения, сомнения, неудачи — это обычные составляющие рабочего процесса. Когда есть преодоление, всегда получается лучше. Поэтому переделывать — абсолютно нормально. По крайней мере для меня.

В один из прошлых периодов я сразу наносил краски. Сейчас могу начинать и заканчивать работу, опираясь на эскизы, а иногда начинаю с одного, а в итоге все получается совсем иначе.

Тайга.инфо: Никогда не знаете, как завершится работа?

— Да. Все должно как-то само складываться. Для меня это общий принцип и в работе, и в жизни. Не форсирую и никогда не упираюсь. Работа начинается с импульса и затем может постепенно уйти в сторону. Но если бы я не начал с одного, то не родилось бы той картины, которая получилась в итоге. 

141318

Тайга.инфо: Как считаете, что в вашей биографии повлияло на формирование такого даосского отношения к жизни?

— Мне кажется, в таком подходе нет ничего особенного, он естественен для любого человека. Каждый задумывается о том, кто мы такие, откуда пришли, как все устроено. У меня, наверное, это с детства. Я жил в селе, много времени проводил на природе, поэтому хорошо ее чувствую. Изображение обычных пейзажей меня не привлекало. Всегда было интересно заглянуть глубже, посмотреть иначе.

Был период, когда я интересовался древними цивилизациями, думал, это мне поможет. Люди тогда жили в тесной связи с природой и миром, а не отдельно, как мы сейчас. Поэтому было интересно туда нырнуть. Но потом я, слава богу, вынырнул.

Тайга.инфо: Почему «слава богу»?

— Чтобы работать с языком древних культур и создавать на его основе свои знаки и символы, необходимо иметь те же культурные коды, что были у людей, живущих в то время.

Позже я понял, что этот язык чужой и недоступный для меня, живущего в Омске или в Новосибирске в 2018 году. С другой стороны, я отталкивался от этого периода, он помог мне сформироваться.

Без него не было бы того, что есть сейчас.

Тайга.инфо: Древние культуры — закрытая система в синергетическом смысле? (Синергетика — междисциплинарное направление научных исследований, которое изучает закономерности и принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации систем — прим. Тайги.инфо)

— Да. Я думаю, что наш мир представляет собой огромный механизм, в котором абсолютно все работает по законам системы. Человек, например, тоже система. Нам только кажется, что мы отделены от мира, но на самом деле мы его часть и в него вписаны.

Тайга.инфо: Как вы относитесь к своим работам из других периодов?

— Не могу сказать, что плохо, но не хотел бы, чтобы они были в общем доступе. Я отсек их от себя и считаю неправильным сравнивать свои ранние периоды с настоящим. Не отрицаю своего творческого прошлого, но сейчас я в другом состоянии и хочу, чтобы меня знали таким.

Тайга.инфо: Вы сказали, что работаете со стихиями, но у меня сложилось впечатление, что не с ними даже, а с глубинными основаниями человеческого существования. Ты смотришь на полотно, не можешь понять, что на нем изображено, и при этом чувствуешь сильнейшее эмоциональное воздействие.

— Я хочу понять, как все устроено, и пытаюсь перенести это понимание на холст. Для меня живопись — это размышление об устройстве мира, о том, как происходит взаимодействие между ним и человеком. Мне близок подход, в котором человек рассматривается как открытая система, приемник внешних воздействий, и интересно разбираться, насколько и чем в искусстве можно это воздействие усилить.

«Не только критика, но и похвала могут сбить настрой»

Тайга.инфо: Как устроена сейчас ваша жизнь? Вы пишете каждый день?

— Да, каждый день стараюсь красить. Это слово у нас еще со студенчества. «Писать» или «рисовать» звучит слишком высокопарно. Не всегда выходит работать ежедневно, иногда мешают бытовые или организационные дела. Вдохновения, конечно, не жду. Вообще не понимаю, что это такое.

Сидеть, ждать чего-то и не начинать работу без особого состояния мне кажется странным. Все приходит в процессе. Что-то получается, что-то нет, ты мучаешься, ищешь, и когда находишь решение, тогда работа начинает идти гладко. Это, наверное, и можно назвать вдохновением. Но чтобы оно пришло, нужно начать действовать.

Без ежедневной работы вдохновение на тебя так просто не свалится.

Тайга.инфо: На какое время у вас обычно приходятся пики активной работы?

— Когда темнеет. Очень много уходит на настройку, раскачку, прокрастинацию. Для настроя нужно чая попить, поймать волну внутри себя. Но если чувства захлестывают, в этом состоянии тоже не могу работать. Надо успокоиться, покурить.

Процесс идет по-разному. У меня же многослойные работы. Один слой должен просохнуть, прежде чем я смогу наложить новый.

Поэтому, чтобы можно было работать постоянно, мне приходится заниматься сразу несколькими холстами. Бывает, когда есть мысли, до десяти работ одновременно делаю.

Но когда нахожусь на завершающей стадии, остаются одни подмалевки, и я понимаю, куда всё идет, погружаюсь уже основательно только в одну работу.

Если ты дорогу протаранил и у тебя борта появились, то остается только идти вперед. Но, с другой стороны, путь может быть и ошибочный. Бывает, закончу и чувствую: что-то не то. Тогда переделываю и чаще всего основательно.


Тайга.инфо: Вам хотелось когда-нибудь переделать уже проданную работу?

— Я не продаю работы, в которых сомневаюсь. Они вылеживаются в мастерской, пока не придумаю, что с ними сделать. Незавершенные холсты я вообще стараюсь никому не показывать.

Раньше художники накрывали свои недоделанные картины кусками ветоши и таким образом прятали их от посторонних, чтобы никто не мог вмешаться в их работу. Я это очень хорошо понимаю.

Не только критика, но и похвала могут сбить настрой.

«Раньше художники накрывали свои недоделанные картины кусками ветоши и таким образом прятали их от посторонних, чтобы никто не мог вмешаться в их работу»

За тот кусок, который похвалили, ты потом будешь держаться до последнего, и это поломает весь процесс, поскольку помешает естественному ходу твоего поиска. Или, наоборот, могут сказать, что кусок неудачный и его надо изменить. Но если человек смотрит недоделанную работу, он ведь не знает, во что в итоге эта часть может трансформироваться.

Я обычно специально закрашиваю как «хорошие», так и «плохие» куски, чтобы быть свободным от чужого мнения. Когда работа закончена, она сама себя защищает, а пока она еще в процессе, о ней нужно заботиться. Как о ребенке.

Тайга.инфо: У вас висят дома работы Евгения Зарембы?

— Дома я вешаю только работы других художников, а вот в мастерской оставляю только свои. Там чужие работы могут сбить настрой, атмосферу. Но пока работаю в своей квартире. В сентябре Союз художников обещает дать мастерскую. Очень жду этого момента.

Тайга.инфо: Часто удается выставиться за рубежом?

— В последнее время, к сожалению, нет. Мне иногда пишут и приглашают на выставки в других странах, но сейчас не хватает работ. Чтобы сотрудничать с зарубежными галереями, нужно иметь в наличии холстов сто.

Несколько лет назад из-за нужды мне пришлось продать в рассрочку большую партию своих картин. С тех пор еще не накопил свободных работ. Поэтому так получается, что я вроде и крашу много, и холстов не хватает.

Тайга.инфо: А вы цены поднимите.

— В этом году так и сделал. Посмотрим, как сложится. Живопись — это мой единственный источник дохода, поэтому с ценой тут надо быть осторожным. Раньше я еще преподавал, но сейчас занимаюсь только этим.


Тайга.инфо: Вам нравится преподавать?

— Да, но я этим занимаюсь периодами. Как только надоедает — ухожу. Спустя время опять куда-нибудь зовут, и я соглашаюсь.

Преподавание — это тоже творчество, оно отнимает много сил. В нем ты даешь свою энергию и получаешь отдачу от студентов. Иногда это так выматывает, что на свои уже не остается сил. Приходится расставлять приоритеты: либо погружаться в одно, либо в другое.

Тайга.инфо: Как думаете, вы счастливый человек?

— Скорее всего, да. А как еще? Мне, по крайней мере, есть, за что держаться в этой жизни. Что бы со мной ни происходило, как бы ни мотало, у меня есть работа и желание что-то делать. Если это сломается, я не знаю, что тогда будет.

Беседовала Валерия Ветошкина
Фото — Алексей Чистяков

Выставка «Вверх по течению» Евгения Зарембы продлится в Городском центре изобразительных искусств Новосибирска до 12 августа.

20 Янв, 16:41

Документалку о борьбе со СПИДом в Уганде покажут новосибирцам Что задумал Путин? Башни должны быть одной высоты Глава управления Минюста РФ по Кузбассу найдена мертвой в ночном клубе Снег заблокировал алтайский поселок. Его глава не получил помощь, сам чистил дорогу лопатой и подал в отставку Полиция проводит проверку после ранения мужчины в институте СО РАН

Page 3

20 Янв, 16:41

Документалку о борьбе со СПИДом в Уганде покажут новосибирцам Что задумал Путин? Башни должны быть одной высоты Глава управления Минюста РФ по Кузбассу найдена мертвой в ночном клубе Снег заблокировал алтайский поселок. Его глава не получил помощь, сам чистил дорогу лопатой и подал в отставку Полиция проводит проверку после ранения мужчины в институте СО РАН

Page 4

20 Янв, 16:41

Документалку о борьбе со СПИДом в Уганде покажут новосибирцам Что задумал Путин? Башни должны быть одной высоты Глава управления Минюста РФ по Кузбассу найдена мертвой в ночном клубе Снег заблокировал алтайский поселок. Его глава не получил помощь, сам чистил дорогу лопатой и подал в отставку Полиция проводит проверку после ранения мужчины в институте СО РАН

Page 5

20 Янв, 16:41

Документалку о борьбе со СПИДом в Уганде покажут новосибирцам Что задумал Путин? Башни должны быть одной высоты Глава управления Минюста РФ по Кузбассу найдена мертвой в ночном клубе Снег заблокировал алтайский поселок. Его глава не получил помощь, сам чистил дорогу лопатой и подал в отставку Полиция проводит проверку после ранения мужчины в институте СО РАН

Источник: https://tayga.info/141837

Прочтите и распишитесь

Что делать,  если художник выполнил работу,  но ему не заплатили?

Талант, интересное резюме, регулярные продажи, а также знание правовых особенностей в творческой деятельности – составляющие успешности художника. О последнем пункте авторы часто забывают и порой жестоко расплачиваются за это.

Какой договор стоит подписывать художнику, а какого следует опасаться, знают далеко не все творцы. Об этих, а также других тонкостях правовых взаимоотношений между создателем работ и посредником либо покупателем, мы решили вам рассказать.

О том, что договор с заказчиком необходим всегда, известный молодой скульптор Алексей Золотарев выяснил на собственном опыте. Как-то студия, где Алексей является одним из основателей, получила заказ на архитектурную композицию в интерьер киевского ресторана. Ребятам был выдан аванс, и они принялись за работу.

Когда наступило время полного расчета, клиент отказался доплатить остаток. Нет, не подумайте, претензий к качеству выполненной работы у него не было. Он просто обманул своего подрядчика.

Поскольку письменного договора между сторонами не было, заказчик остался безнаказанным, а студия так и не получила свой гонорар в полном объеме.

Подобных примеров – великое множество. На самом деле, от мошенников можно защититься. Стоит лишь вовремя предложить клиенту или партнеру грамотно составленный договор.

Извечные споры

Предположим, что во время работы выставки к художнику обратился потенциальный клиент. Мол, хочу купить картину из выставочной серии. По классике жанра: если покупателя привел сам художник, то гонорар его агента/менеджера – существенно сокращается. Скажем, с 40% до 20%.

Но где это записано? Часто – нигде. В результате чего возникают склоки между автором и агентом, которые завершаются взаимными обвинениями в непорядочности.

Чтобы избежать «нечестного дележа», размер комиссионных и условия их получения нужно зафиксировать в документе под названием «договор о предоставлении услуг».

В справедливом договоре организатор выставки может претендовать не более, чем на 50% от стоимости работы, если продаст работу на вернисаже или же своему клиенту в ходе выставки. Важно для художника вписать условие «если клиента привел он сам», о котором мы рассказали. Чтобы не было войны с партнером.

Фото АД «Золотое Сечение»

Нас выселяют

Кто из художников не знает, как сложно найти приличную мастерскую и как мучительно больно ее покидать, в случае чего. А случаи бывают разные.

Один из киевских художников был полностью удовлетворен своей мастерской, а также порядочностью арендодателя, что ему и в голову не приходило попросить последнего внести в договор аренды пункт о сроках выселения из помещения. Но, увы, немолодой владелец недвижимости скоропостижно скончался.

И тогда арендатор пожалел о том, что не внес пункт о сроках выселения в договор между сторонами. Ведь родственники арендодателя попросили художников освободить помещение, дав на сборы два дня.

Мораль сей басни такова: в обязательном порядке подписывайте договор аренды помещения и указывайте в нем сроки и условия выселения, если документ расторг арендодатель. Почему? Да потому, что в один прекрасный день последний может выставить вас за дверь. Причем, потребовать покинуть помещение в этот же вечер. Рекомендация: пишите срок «не менее 30 дней» и не ошибетесь. Этого времени вам должно хватить на поиск новой мастерской.

Его нет и не будет

Хуже, чем неграмотно составленный договор, может быть его полное отсутствие, то есть, устное соглашение. Помните – только письменные договоренности. По закону договор может быть и устным, но тогда вы рискуете потерять клиента и деньги. Отсутствие письменного договора сыграло злую шутку уже не с одним художником.

Ненадежный клиент однажды попался и украинскому художнику-керамисту Юрию Мусатову. А произошло вот что: покупатель выбрал работу, но прежде чем оплатить и забрать ее, попросил отреставрировать творение – поправить небольшие трещинки на керамике, которые в такой технике, в общем, не считаются изъяном.

Выполняя пожелания клиента, художник потратил время и деньги – отправил работу в другой город, где исправили эти мелкие недостатки. Когда работа была готова, покупатель вдруг передумал. Что сказать – бывает. Безусловно, подобные просьбы клиента следует исполнять.

Но только после того, как покупатель будет иметь право просить вас об этом, а именно – получит работу в собственность. Договор особенно важно подписать с незнакомыми вам клиентами, чтобы труд не оказался мартышкиным.

Дополнительные документы

Помимо основных договоров, художники должны знать и о других важных документах, с которыми им рано или поздно придется столкнуться. В частности, дополнениям к соглашению.

Например, художник заключил с галереей договор о том, что он должен передавать в собственность институции четыре картины в год. Взамен галерея обязалась выпустить монографию художника, заниматься его продвижением и организовать персональную выставку творца.

По итогам года, галерея и художник понимают, что выполнили лишь половину своих обязательств, но, тем не менее, прекращать сотрудничество обе стороны не желают. Им просто нужно прописать новые условия работы.

В таком случае они могут  подписать дополнение к соглашению, в котором буду описаны новые условия сотрудничества. Допустим, вместо четырех – две работы в год. Все же остальные условия по умолчанию остаются прежними.

Акт приема-передачи работы, скажем, на комиссию или участие в коллективной выставке – еще один документ, который может быть подписан вместо традиционного договора. Важно указать в нем срок и цену, о которых договариваетесь. Акт приема-передачи работ хорош в работе с аукционным домом – когда вы поручаете последнему продать вашу работу на торгах.

Фото АД «Золотое Сечение»

Как акт приема-передачи работ, так и дополнения к договору, следует подписывать в двух экземплярах, в единственном может существовать только расписка. Например, художник составляет расписку о том, что он получил деньги за свою работу и не имеет никаких претензий. Или же – галерист вручает автору расписку о том, что берет работы на реализацию.

В случае серьезного конфликта в будущем, расписка может быть принята судом как доказательство. Но для этого ее следует составить по всем правилам: указать полные паспортные данные обеих сторон (ФИО, серии и номера паспортов), а также конкретные факты, которые этот документ подтверждают (получение денег, обязательство выполнить работу в срок и так далее).

Если речь идет о деньгах, то сумма прописывается как цифрами, так и словами.

Форс-мажор

Обычной нормой большинства договоров является пункт о форс-мажорных обстоятельствах. Если кратко: стороны освобождаются от ответственности за невыполнение своих обязательств во время войны, при пожаре, наводнении и прочих невзгодах. Норма, которая ранее была номинальной, нынче стала очень актуальной.

Например, если вы подписали договор о создании работы на заказ и во время гражданской войны бесчинства «титушек» в вашей мастерской помешали вовремя закончить и передать заказчику произведение, вы освобождаетесь от уплаты неустойки.

То же касается вашего партнера: если, скажем, галерист был обязан передать вам гонорар за несколько часов до того, как вы улетите зимовать в Гоа, но не успел этого сделать из-за коктейля Молотова, от которого загорелся его офис, то он не обязан платить вам проценты за каждый просроченный день.

В таких случаях галерист имеет право выслать деньги при первой реальной возможности.

Иногда в договоре прописано условие – «необходимо доказать наличие форс-мажорных обстоятельств уполномоченным органом». Как правило, в документе указано, у какой именно организации нужно просить это доказательство. Если это война, революция или бедствия, получившие широкую огласку, то подтверждения не нужны.

Почему так, а не иначе

Вывод прост – работать с договором безопаснее и проще. Когда все сказанное зафиксировано на бумаге, стороны зачастую придерживаются условий соглашения. В итоге между партнерами не возникает ненужных обид и обвинений.

Если одна из сторон все же нарушит условия соглашения, и мирным путем дело разрешить не удастся, то оно попадет на рассмотрение суда. А грамотно составленный договор выступит главным доказательством правоты или неправоты одной из сторон.

Скажем, доказательством вины вашего партнера-обманщика, который не заплатил вам гонорар.

Источник: http://artukraine.com.ua/a/prochtite-i-raspishites/

Жестокий фриланс – Журнал

Что делать,  если художник выполнил работу,  но ему не заплатили?

Фрилансер пообещал выполнить работу, но обманул или выполнил, но заказчик ему не заплатил. От хронической болезни рынок фриланса призваны вылечить новые схемы. Интернет-биржи резервируют деньги работодателя, гарантируя исполнителю выплату гонорара за качественно и в срок выполненный заказ.

НАТАЛИЯ БЛОХИНА

Президент и удаленка

За прошлый год вольные стрелки рынка труда настреляли никак не меньше $400 млн. Проекты, которые прошли через Free-lance.ru, крупнейший российский сайт по поиску удаленной работы, тянут, по оценкам его аналитиков, примерно на $175 млн.

Еще $75 млн приходится на долю конкурентов — таких бирж фриланса, как Weblancer.ru и Freelancejob.ru. Еще $150 млн, по самым сдержанным оценкам, объем сделок, которые фрилансеры заключили, минуя подобные площадки. Естественно, это только прикидки.

Точных данных по рынку, львиная доля которого находится в “серой” зоне, нет.

“В зарплатном фонде российских компаний выплаты фрилансерам занимают 1-3%, это несколько миллиардов рублей в месяц. Проблема в том, что более половины исполнителей работает без договора, поэтому их доходы никак не отследить”,— говорит президент компании HeadHunter Юрий Вировец.

По данным Free-lance.ru, средний месячный доход российского фрилансера — 44 тыс. руб. (больше всего зарабатывают программисты и web-разработчики). Для сравнения, средняя зарплата в России — немногим больше 20 тыс. руб. По данным исследования, проведенного сайтом hh.ru, более 40% наемных работников когда-либо пробовало себя во фрилансе.

“Самый заметный рост мы наблюдали в 2008 году.

К началу кризиса феномен фриланса уже был знаком российскому рынку труда, и именно он помог компаниям решить кадровые задачи в сложных экономических условиях”,— замечает основатель Free-lance.

ru Василий Воропаев. Уже несколько лет, сходятся во мнении эксперты, оборот ежегодно удваивается. Похоже, российский рынок удаленной работы и правда созрел для выхода из тени.

О легализации фриланса зашла речь на совещании по вопросам занятости населения, которое Дмитрий Медведев провел 14 февраля в подмосковных Горках.

“Считаю, что это правильно и давным-давно пора было бы сделать, потому что многие люди хотели бы так работать.

Если у нас не хватает в настоящий момент нормативной базы по этому поводу, необходимо Трудовой кодекс в этом плане поменять”,— выразил пожелание президент.

Собственно, хотя Трудовой кодекс и не дает определения фрилансу, у свободных художников всегда была возможность работать в правовом поле. Можно заключить договор с компанией в качестве физического или юридического лица.

Это может быть договор возмездного оказания услуг, подряда или авторского заказа. “В народе это называется договором фриланса,— замечает Юрий Вировец из компании HeadHunter.— Это единственная законная форма оформления отношений, которая защищает обе стороны от мошенничества”.

В этом случае заказчику придется заплатить за фрилансера социальный налог (47%) и отчитаться перед налоговиками. Если же фрилансер выступает как индивидуальный предприниматель, он сам обязан заплатить налог (6%).

Кстати, закон требует от граждан, ведущих предпринимательскую деятельность и заключающих более двух контрактов в год, обязательной регистрации юрлица.

Но исследование, проведенное на сайте Kadrof.ru, показывает: никто не хочет терять на налогах. Среди полутора тысяч опрошенных фрилансеров более 80% предпочитает “серые” гонорары. По данным Free-lance.ru, договоры заключают менее чем в 10% случаев.

Вряд ли стоит рассчитывать, что легализации рынка фриланса даст ход желание заказчиков и подрядчиков добропорядочно платить налоги.

Прежде всего игроки заинтересованы в том, чтобы, с одной стороны, исполнитель не подводил с качеством и сроками выполненных работ, а с другой — чтобы добросовестного вольного художника не кидал с оплатой заказчик. Ведущие фрилансерские биржи вводят схемы легализации, опробованные на международных площадках.

Модель называется “эскроу”: сайт резервирует на собственном счету гонорар, полученный от работодателя и обещанный фрилансеру, в момент заключения сделки. Если условия не нарушены — заказчик не сможет не заплатить.

Вова из Лондона

Владимир Шопотов — иллюстратор и граффити-художник.

Почти все заказы он получает по рекомендации знакомых, многим из которых он известен как Вова из Лондона. Договор ему приходилось заключать лишь несколько раз.

Когда Владимиру предложили оформить московский офис рекламного агентства ZenithOptimedia, заключение договора, который в числе прочего предполагал, что художник не сможет перепродать изображения, было одним из требований заказчика. По договору он работал и с одним из крупных интернет-магазинов.

Это был довольно дорогой заказ (оформление офиса и грузовых машин, дизайн сайта и рекламной продукции), и заказчику нужно было провести его через бухгалтерию.

В обоих случаях оговаривалось, что, выступая налоговым агентом Владимира и выплачивая за него положенную сумму в казну, заказчик платит художнику оговоренный гонорар. Но чаще, если гонорар не превышает $1,5 тыс., даже крупные компании платят в конверте. И проблем почти не было.

Разве что несколько лет назад один развлекательный центр попросил оформить детскую игровую комнату. Обязательным условием было изображение забавного бегемотика. Зверя Шопотов нарисовал, гонорар получил, а потом обнаружил, что заказчик вовсю использует гиппопотама и в логотипе, и в своих сувенирах. Вообще-то это тоже стоит денег, но ничего не докажешь.

Фриланс в любом случае лучшая схема для Владимира, потому что жить он действительно предпочитает в Лондоне.

Можно, рассказывает он, использовать и обычные фрилансерские сайты, для “знакомств без обязательств”, но рынок больших заказов для вольных художников контролируют агентства. Отдав им, скажем, 20% гонорара, можно найти работу, которую оплатят гарантированно.

Крупнейшие интернет-ресурсы — международные. На сайте freelancer.com почти 2,3 млн участников, это самая крупная в мире площадка для поиска удаленной работы. Сайт предлагает использовать такую модель.

После того как заказчик находит исполнителя, он должен перевести гонорар на счет платежной системы, с которой работает сайт. Когда заказ выполнен, фрилансер получает гонорар. Сайт получает 10% (но не менее $5), кроме того, гонорар облагается налогом. Поскольку сайт freelancer.

com австралийский, это местный налог GST (goods and services tax), который составляет 10%.

Такую модель в России продвигает Free-lance.ru. Называется она “сделка без риска”. Работодатель находит фрилансера и договаривается с ним об объеме работы, сроках и гонораре.

“Работодатели могут сами определить, как строить отношения в рамках сервиса, на основе договора подряда или по модели эскроу-агента,— рассказывает Василий Воропаев.— В обоих случаях договор заключается в виде оферты либо в традиционном бумажном виде с подписью и печатью.

Мы обеспечиваем работодателю все закрывающие бухгалтерские документы по РСБУ в зависимости от выбранной ранее схемы. А за исполнителя выплачиваем налоги и переводим ему его гонорар”.

То есть заключать стандартный договор на оказание услуг или нет — это уже на усмотрение сторон. Если желание возникнет, они могут сделать это по почте. Агентский договор с сайтом предполагает, что исполнитель и заказчик заплатят по 5% за использование сервиса. Если исполнитель выступает как физическое лицо, с него дополнительно взимается 13% НДФЛ.

Договор-оферту с биржей подписывать и отправлять по почте не нужно — документ считается автоматически подписанным, после того как деньги поступили на счет посредника. Оферта, а позднее акт и счет-фактура появляются в специальном разделе на сайте.

По идее заключение стандартного договора подряда и без резервирования гонорара должно являться защитой.

Но, даже подписав договор, заказчик может не заплатить, если у него есть основания предположить, что фрилансер не станет судиться. И правда, мало кто пойдет в суд из-за нескольких сотен долларов.

Схема эскроу, получается, обеспечивает интересы заказчика и исполнителя без привлечения государственных институтов.

Другие фрилансерские сайты идут в том же направлении. Биржа PROhq тестирует сервис, позволяющий фрилансеру регистрировать ИП, формировать отчетность, рассчитывать налоги и отправлять налоговую отчетность через интернет.

“Система позволяет заказчикам оплачивать работу фрилансеров по безналичному расчету и получать расходные документы не от фрилансера, а от нашей биржи,— рассказывает представитель компании.— Расходы фрилансеров составят чуть больше 5% с учетом уплаты налогов.

Сейчас обналичка электронной валюты фрилансеру обходится примерно в те же деньги”.

Свой арбитраж

У Free-lance.ru примерно треть заказов осуществляется через новый сервис, и в течение 2011 года планируется увеличить показатель до 50%. В случае возникновения спорных вопросов обе стороны имеют возможность обратиться к администрации сайта.

В первые месяцы работы сервиса через этот арбитраж проходило около 20% всех сделок, в этом году показатель снизился до 2-3%. Фрилансеры оценивают новшество положительно.

“Существенно ниже риски фрилансера: в сделке присутствует третья незаинтересованная сторона — арбитраж”,— рассуждает дизайнер сайтов Сергей Михалев, воспользовавшийся новой услугой. Можно найти и негативные отзывы. Фрилансеры, во-первых, критикуют “волокитную процедуру” получения вознаграждения.

Во-вторых, они говорят, что часто заказчику самостоятельно разобраться во всех нюансах ведения проекта через систему бывает сложно. “В результате приходится поэтапно объяснять заказчику, что делать. Поэтому свои проекты мы стараемся вести сами. Так удобнее и быстрее и для нас, и для заказчика”,— говорит Сергей Михалев.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/1597137

Законовед
Добавить комментарий