Административные правоотношения

Разновидности административных правоотношений

Административные правоотношения

Логическая классификация административных правоотношений играет существенную роль в законотворчестве, правоприменении, образовательном процессе и развитии административного права в качестве науки. Теория использует критерии классификации, основными из которых являются:

  1. их характер, учитывающий функции права (регулятивные и охранительные, регулятивные динамические и регулятивные статические);
  2. их формирование, которое учитывает подотрасли административного права;
  3. их место и значение в системе госадминистрации;
  4. уровень выраженности властности в них.

Если рассматривать первый критерий, то его можно считать общетеоретическим, остальные три являются отраслевыми. Административные правоотношения первой группы характеризуются общей позитивной направленностью.

Посредством охранительных административных правоотношений происходит обеспечение механизма действия охранительной функции административного права.

Они возникают по причине потребности в защите установленного правопорядка в области работы администрации государства от нарушений, включая административное управление и административно-правовое регулирование.

Их регулирование происходит с помощью охранительных административно-правовых велений, а концентрируются они на защите субъективных прав, использовании мер административной и служебно-дисциплинарной ответственности на случай совершения противоправных деяний в этой сфере.

В свою очередь регулятивные административные правоотношения можно классифицировать на 2 вида, которые взаимодействуют друг с другом. Они могут быть активными и пассивными.

Первые из них отражают динамическую функцию и способны складываться на основе обязывающего административного веления права.

Движущая активная сила в них может являться субъективными юридическими обязанностями положительного содержания.

Пример 1

Лицо, которое желает заниматься предпринимательством, обратилось в орган государственной регистрации, заполнив заявление о регистрации в качестве ИП.

Возникло административное правоотношение, в соответствии с которым орган должен осуществить рассмотрение поступившего заявления и в случае наличия требуемых правовых оснований принимать по нему положительное решение.

Интересы гражданина в качестве управомоченной стороны административных правоотношений должны быть удовлетворены при совершении положительных действий с обязанной стороны, то есть со стороны органа государственной регистрации.

Пассивные административные отношения в области права способны отражать статическую функцию.

Они формируются на основе управомочивающих и запрещающих административных норм права и характеризуются субъективными правами на совершение положительных действий управомоченной стороной, которые являются движущей силой подобных отношений.

Обязанная сторона здесь принимает обязанность воздержания от поведения известного рода в виде пассивного содержания.

Управомоченной стороной административного правоотношения данного типа удовлетворяются интересы с помощью собственных активных действий, при этом обязанная сторона воздерживается от действий посредством пассивного поведения.

Так, органы административного надзора используют собственные компетенционные права, которые предусмотрены управомочивающими административными велениями. В определенном законе порядке они производят соответствующие надзорные действия. Организации, с которыми рассматриваемые органы начинают административно-правовые отношения, не должны препятствовать в проведении надзорной деятельности. Кроме этого, проверяемые организации предоставляют надзорным органам доступ к своим служебным, производственно-хозяйственным помещениям и на подведомственные территории.

Административные правоотношения с учетом подотраслей административного права

Классифицировать группы административных правоотношений можно в зависимости от подотраслей административного права, способных оказывать регулирующее воздействие на подобные правоотношения.

Подотрасль может регулировать собственную под отраслевую группу административных правоотношений.

Пример 2

Управленческим правом осуществляется регулирование административно-управленческих правоотношений, служебным правом — административно-служебных отношений, полицейским правом — административно-полицейских правоотношений. Так, процессуальное право регулирует процессуальные правоотношения, которые относятся к возбуждению и рассмотрению индивидуальных дел, касающихся административных правонарушений и служебно-дисциплинарных проступков.

Вместе с подотраслями административного процессуального права существует отрасль административного материального права, под регулирующим воздействием которого произошло формирование и продолжается развитие административных материальных правоотношений. С их помощью обеспечивается формирование административно-правового статуса для участников административных правоотношений, включая их корреспондирующие административные права и обязанности, правовой режим объектов.

В последнее время происходит обособление процедурных отношений от административных материальных правоотношений. Они действуют в любой отрасли материального права, поддерживая в отличие от административных процессуальных (юрисдикционных) правоотношений порядок работы любых субъектов административного права.

Замечание 1

Эти отношения нельзя отнести к разрешению дел, касающихся административных и служебно-дисциплинарных правонарушений.

Характерная особенность нормативных правовых актов, которые регламентируют административно-процедурные правоотношения, представляет собой наличие понятия «порядок» в наименовании и содержании акта.

Так, ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» содержит положение об установке административных процедурных отношений, которые связаны с рассмотрением гражданских обращений органами государства, местного самоуправления и должностными лицами.

Они же предполагают соответствующий порядок направления письменных обращений лиц в адрес определенных органов, порядок и сроки регистрации обращений, их переадресацию, учитывая компетенцию органов и должностных лиц.

Другие критерии классификации

В соответствии с критерием «место и значение административных правоотношений в системе госадминистрации» они классифицируются на основные и неосновные; внутренние и внешние.

Первые из них характеризуются главной целевой сущностью системы государственной администрации, их властностью.

По причине властного характера подобные правоотношения способны обеспечивать внутренний порядок определенной организационной системы, формируя состояние организованности между теми, кто в систему не включен непосредственно, но вынужден испытывать на себе регулирующее влияние административного права и наделен государственной административной властью субъектов. По этой причине группа правоотношений называется основными, пронизывая и связывая всю систему госадминистрации, область административного управления и регулирования. Она способствует отражению характера иерархических связей вышестоящих звеньев и нижестоящих, руководителей и подчиненных, субъектов административной власти и тех, на кого они способны оказывать управляющее и регулирующее воздействие.

Замечание 2

Такая группа правоотношений может связать органы исполнительной власти, должностное лицо и граждан. Она выражает существование властных, компетенционных обязанностей и прав у первых, их отсутствие у вторых.

Неосновные правоотношения имеют вспомогательное, второстепенное значение и имеют в основе правовые связи между субъектами административного права, которые не соподчинены, хотя в соответствии со своим статусом могут иметь властные полномочия.

Пример 3

Примером может быть два министерства федерального уровня, которые при решении организационных, управленческих, регулятивных задач вступили между собой в отношения в качестве органов государственной исполнительной власти. Это происходит для достижения координации в их деятельности в области исполнения федерального законодательства или преодоления проявляющихся организационных затруднений.

Проявление внутренних административных правоотношений характеризуется решением внутренних организационных задач управления в госадминистрации, включая ее отдельные звенья. Они включают саморегулирование, самоуправление и самоорганизацию.

Обычно происходит решение вопросов совершенствования внутренней структуры элементов, органов исполнительной власти, определяется область их ответственности, распределяются обязанности и права между ними, решаются вопросы в отношении персонала.

Они дают возможность поддерживать высокую степень внутренней организованности, порядка в элементах госадминистрации, что приводит к многократному росту управленческих, регулирующих возможностей. Такие отношения также часто называются внутриорганизационными (внутриаппаратные отношения).

Замечание 3

Что касается внешних административных правоотношений, то они выходят за организационные границы, рамки госадминистрации, ее органов и элементов. Они способны обеспечивать управляющее, регулирующее воздействие на внешние объекты и субъекты (предприятия, граждан).

В соответствии с критерием «выраженность властности в административных правоотношениях» происходит их классификация на две группы: субординационные и координационные; вертикальные и горизонтальные.

Первые из правоотношений характеризует высокая степень проявления властности, иерархичности, авторитарности в них. Максимально выражена в их составе специфика административного управления и административного регулирования, а также правовые связи с участием должностных лиц и органов госадминистрации.

Координационная группа правоотношений включает правовые связи сторон, где авторитарность есть лишь потенциально, не проявляясь внешне. Стороны в них могут соотноситься в качестве равных или как властвующих и подвластных. Но в обоих ситуациях отношения между ними меньше походят на властные, а больше похожи на партнерские.

Координация определяется в качестве формы деятельности правовых субъектов.

Она концентрируется на согласовании их позиций, при этом административные правоотношения этого типа имеют в основе не властные предписания (указания), а согласительные процедуры.

Они проявляются между не подчиненными друг другу органами государственной исполнительной власти (например, 2 федеральных министерства), между подчиненными друг другу органами (например, Правительство РФ и федеральное министерство).

Вертикальные правоотношения способны отражать присущие аспекты правовых связей, сформировавшихся при участии органов, должностных лиц госадминистрации. Они выражают публичную и властную сущность административного регулирования и управления. Именно тот вид правоотношений формируется в соответствии с формулой «власть и подчинение».

Замечание 4

Здесь на одной из сторон представлены субъективные властные правомочия, а на другой возложена корреспондирующая им субъективная обязанность подчинения.

Вторая сторона способна обладать статусом органа, должностного лица, для которого характерно властное право. Тем не менее, сила и объем подобных прав существенно меньше, чем у первой стороны (например, отношения между Правительством РФ и федеральным министерством). Они проявляются между субъектами административного права, которые соподчинены.

Подчинение в пределах административных вертикальных правоотношений имеет различные формы:

  • прямая организационная подчиненность (например, вышестоящие и нижестоящие органы государственной властной исполнительной вертикали, они же и подведомственные государственные организации);
  • координационная подчиненность (например, между государственными органами, которые организационно не соподчинены, или в случае, когда для одного из них предоставляются полномочия координации деятельности других);
  • специальная предметно-функциональная подчиненность (возникает, например, между исполнительным органом власти, который наделен специальной юрисдикцией, и организациями (гражданами), которые не подчинены им по службе).

Горизонтальные административные правоотношения действуют вместе с вертикальными, при этом они представляют собой вспомогательные правоотношения для административно-правового регулирования.

При организации и работе системы госадминистрации происходит формирование большого числа конкретных отношений, обеспечивающих работу элементов системы.

Их регулирование происходит через административные обычаи, в которых стороны не являются соподчиненными, фактически и юридически равноправными.

Пример 4

Например, подобные отношения могут возникнуть между государственными служащими, которые находятся на одном должностном уровне, что не сопровождается их властными решениями, обязательным указанием и др. Такие отношения способны обеспечить осуществление исполнительской деятельности, включая согласованность позиций, подготовку проекта управленческих решений, материалов, справок, отчетов).

Горизонтальный тип отношений может проявляться и между органами власти государства, которые не соподчинены между собой.

Это происходит для согласования их позиций по соответствующим вопросам, создания объединенных согласительных, консультативных и совещательных органов, подготовки проектов единых для них административно-правовых актов.

Также горизонтальные отношения возникают между исполнительными органами государственной власти и общественными объединениями (примером может быть заключение тарифных соглашений с профсоюзами, соглашения между работодателем и профсоюзом).

Существуют и прочие виды административных правоотношений (вместе с вертикальными существуют диагональные; срочные, бессрочные и краткосрочные; федеральные, региональные и местные).

Замечание 5

Огромный интерес представляет и обширная классификация административных правоотношений в соответствии с их строением и при учете сторон (участников), связей (взаимодействий) между ними, объектов, юридического и фактического содержания, юридических фактов.

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/raznovidnosti-administrativnyh-pravootnoshenij/

урок «Административные правоотношения»

Административные правоотношения
§ 1  Ветви власти

В Российской Федерации действует, закрепленная в Конституции, система разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей единой государственной власти осуществляет строго определенные функции.

Законодательная ветвь власти издает законы. Судебная – осуществляет правосудие. Исполнительная – связана с претворением в жизнь, исполнением законов. Деятельность исполнительной власти строится на правовых нормах, совокупность которых составляет отдельную отрасль российского права – административное право.

§ 2  Административное право

Административное право – это такая отрасль права, которая регулирует отношения в сфере государственного управления. Ее нормы определяют порядок организации и деятельности органов управления, их аппарата, права и обязанности должностных лиц. Особая забота административного права – охрана общественного порядка, прав и законных интересов граждан.

§ 3  Административные правоотношения

Административное право регулирует свою особую сферу общественных отношений – административные отношения. Административные отношения – это общественные отношения, возникающие в сфере и по поводу государственного управления. Они складываются в связи с деятельностью органов исполнительной власти.

Административные отношения являются разновидностью правовых отношений и выражают все основные признаки, присущие правоотношениям в целом. Вместе с тем административные правоотношения имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов отношений.

Во-первых, права и обязанности сторон этих отношений связаны с государственным управлением;

Во-вторых, в этих отношениях одной из сторон выступает административный орган (орган, должностное лицо, государственная организация, наделенная государственно-властными полномочиями);

В-третьих, данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной стороны и имеют властный характер;

В-четвертых, в случаи нарушения норм административного права нарушитель несет ответственность перед государством.

§ 4  Нормы административного права

Нормы административного права – это установленные государством правила поведения, которые регулируют деятельность таких субъектов, как:

– государственные органы исполнительной власти,

– органы местного самоуправления,

– коммерческие и некоммерческие организации, общественные объединения,

– должностные лица,

– отдельные граждане.

Они могут иметь форму:

– предписания, то есть установление обязательности совершать определенные действия (например, защита Отечества);

– запрета, то есть установление требования воздержаться от определенных действий (например, никто не вправе проникать в чужое жилище);

– дозволения, т.е. предоставление права на совершение определенных положительных действий (например, право на получение квалифицированной юридической помощи).

§ 5  Административное правонарушение

Административно – правовые отношения регулируются Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Что же такое административное правонарушение?

Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Выделяют следующие виды административных правонарушений:

1. Административные правонарушения, связанные с нарушением личных прав и здоровья граждан (например, нарушение правил охраны труда, нарушение санитарно – гигиенических норм, распространение ложных сведений о человеке и др.);

2. Административные правонарушения, связанные с посягательством на собственность (нарушение прав государственной собственности на недра, земли, воды, мелкое хищение государственной собственности, повреждение чужого имущества);

3. Административные правонарушения, связанные с посягательством на общественный порядок (мелкое хищение, распитие спиртных напитков в общественных местах, безбилетный проезд в общественном транспорте и др.);

4. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и памятников истории и культуры (незаконная вырубка лесов и повреждение деревьев, засорение лесов бытовыми отходами и отбросами, нарушение правил пожарной безопасности и др.).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не были приняты меры по их соблюдению. Физическое же лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, при достижении им возраста 16 лет.

§ 6  Виды наказаний

Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает следующие виды наказания:

– предупреждение;

– административный штраф (который может выражается в величине кратной минимальному размеру оплаты труда, либо стоимости предмета административного правонарушения);

– административный арест (на срок до 15 суток), но он не может применяться к беременным женщинам, детям до 18 лет, инвалидам;

– возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

– лишение специальных прав, предоставленных физическому лицу (например, водительских прав);

– административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

– дисквалификация и др.

Действующим законодательством устанавливается круг органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним относятся:

– мировые судьи,

– комиссии по делам несовершеннолетних,

– органы внутренних дел, налоговые органы, органы пожарного надзора и др.

Таким образом, административные правоотношения регулируются нормами административного права, это общественные отношения которые складываются в сфере деятельности исполнительной власти. Нормы административного права распространяются на экономическую, политическую, социальную, культурную сферы жизни общества, поскольку во всех этих сферах осуществляется функция управления.

Список использованной литературы:

  1. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Политика» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 128, [1] с. – (Единый государственный экзамен).
  2. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 191, [1] с. – (Единый государственный экзамен).
  3. Введение в обществознание: Учеб. Пособие для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И.Матвеев и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 207 с.
  4. Клименко, А. В. Обществознание: учеб, пособие для школьни¬ков ст. кл. и поступающих в вузы / А. В. Клименко, В. В. Румынина. – 5-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2005. – 507 с.
  5. Котова О.А., Лискова Т.Е. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание 2012. Учебное пособие / О.А.Котова, Т.Е. Лискова. – Москва, 2012. – 240 с.
  6. Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах / А.В.Махоткин, Н.В. Махоткина, – М.: Эксмо, 2012. – 368 с.
  7. Никитин А.Ф. право и политика: Учебное пособие для 9 кл. общеобразоват. Учреждений / А.Ф.Никитин. – 9-е изд., исправ. – М.: Просвещение, 2004. – 191 с.
  8. Никитин, А. Ф. Школьный юридический словарь: около 800 терминов и понятий. – М.: Дрофа, 2008.- 224 с.
  9. Обществознание. 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие для абитуриентов, поступающих на экономические и юридические специальности / Под ред. Б.Ю. Сербиновского. Ростов н/Д: изд. Центр «МарТ», 2000. – 320 с.
  10. Токарева И.И. Обществознание: пособие для подготовки к гшосударственной итоговой аттестации / И.И. Токарева. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2013. – 204 с.
  11. Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / под ред Л.Н.Боголюбова, А.И.Матвеева; Рос. Акад. Наук, изд-во Просвещение. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.
  12. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / под ред. Л.Н.Боголюбова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 141 с.

Использованные изображения:

Источник: https://znaika.ru/catalog/9-klass/obshestvoznanie/Administrativnye-pravootnosheniya.html

Административные правоотношения

Административные правоотношения

Задания закрытойформы

1. Особенностямиадминистративной дееспособностиявляются:

  • способность лица своими действиями осуществлять права, предусмотренные административно-правовыми нормами

  • способность лица своими действиями осуществлять обязанности, регулируемые административно-правовыми нормами

  • возможность несения ответственности в соответствии с административно-правовыми нормами

  • возникновение позднее административной правоспособности

  • возникновение ранее административной правоспособности

2. Особенностямиадминистративной правособности являются:

  • регулирование нормами административного права

  • регламентация правовых способностей индивидов в отношениях с субъектами государственной власти

  • возникновение ранее административной дееспособности

  • возникновение позднее административной дееспособности

3. Особенностями,характеризующими административно-правовыеотношения, являются:

  • обязанности и права сторон этих отношений связаны с деятельностью государственной администрации

  • в этих отношениях одной из сторон выступает субъект административной власти

  • данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон

  • споры между сторонами разрешаются только в судебном порядке

  • в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством

  • разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке

4. Какие отношенияне являются административно-правовыми:

  • Правительство Российской Федерации отменила приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

  • отдел здравоохранения администрации города заключил договор со строительной организацией на ремонт здания горбольницы

  • областное управление юстиции зарегистрировало устав общественного объединения

  • прокурор вынес предписание об устранении губернатором области нарушений закона

5. Какое из качествне может быть использовано дляхарактеристики административно-правовыхотношений:

  • возникают, как правило, в сфере организации и деятельности исполнительной власти

  • основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников

  • в рамках подобного рода отношений реализуются публичные интересы

  • обязательными участниками таких отношений выступают государственные органы или их должностные лица, выполняющие управленческие функции

6. Субординационныеадминистративно-правовые отношенияпредполагают:

  • авторитарность юридических волеизъявлений субъекта управления

  • отношения между несоподчиненными исполнительными органами

  • юридическое равенство сторон

  • отсутствие взаимозависимости между сторонами

7. Основным видомправомерных действий в административномправе являются:

  • события

  • юридические акты

  • юридические поступки

  • результативные действия

Задания открытойформы

8. Дополнитеутверждение:

… – это урегулированныенормами административного праваобщественные отношения, складывающиесяв сфере деятельности исполнительнойвласти.

9. Дополнитеутверждение:

… – это способностьиметь права и обязанности, закрепленныенормами административного права.

Задания наустановление соответствия

10. Соотношениекачеств субъектов правоотношений и ихсодержания:

1. Административная правосубъектность

А. Закрепленная нормами административного права способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности в сфере государственного управления

2. Административная правоспособность

Б. Закрепленная нормами административного права совокупность качеств, дающая субъекту возможность быть носителем юридических прав и обязанностей в сфере государственного управления

3. Административная дееспособность

В. Закрепленная нормами административного права способность субъекта нести административную ответственность

4. Административная деликтоспособность

Г. Закрепленная нормами административного права способность субъекта своими действиями приобретать юридические права и нести юридические обязанности в сфере государственного управления

11. Соответствиевидов административно-правовых отношенийих содержанию:

1. Основные

А. Отношения в рамках внутренней деятельности органов управления

2. Неосновные

Б. Отношения авторитарных (властных) волеизъявлений субъекта

3. Внешние

В. Отношения субординационных связей между соподчиненными субъектами

4. Внутриорганизационные

Г. Собственно властеотношения по типу «субъект-объект»

5. Субординационные

Д. Отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны

6. Координационные

Е. Отношения в рамках внешней сферы управления

7. Вертикальные

Ж. Отсутствие авторитарности в управленческих связях

8. Горизонтальные

З. Отношения за рамками непосредственного управляющего воздействия на объект, но органически связанные с его осуществлением

Задания наустановление правильного порядка

12. Расположитепонятия «Субъекты административногоправа» в порядке возрастания их степениточности:

(…) органыгосударственной власти

(…)исполнительные органы государственнойвласти и граждане РоссийскойФедерации

(…) исполнительныеорганы государственной власти

13. Расположитеопределение понятия «Административнаяправоспособность» в порядке возрастанияих степени точности:

(…) способностьиметь права и обязанности, закрепленныенормами административного права

(…) способностьиметь права

(…) способностьиметь права и обязанности

(…) способностьиметь права и обязанности, закрепленныенормами права

14. Расположитепонятия «Административно-правовыеотношения» в порядке возрастания ихстепени точности:

(…) урегулированныенормами административного праваобщественные отношения, складывающиесяв сфере деятельности исполнительнойвласти

(…) отношения,урегулированные нормами права

(…) отношения,урегулированные нормами административногоправа

(…) урегулированныенормами административного праваобщественные отношения

15. Последовательностьэтапов возникновения административногоправоотношения:

(…) субъектадминистративного правоотношения

(…) юридическийфакт

(…) субъектадминистративного права

(…) нормаадминистративного права

16. Последовательностьпонятий в порядке возрастания объемаих содержания:

(…) дееспособность

(…) правовой статус

(…) деликтоспособность

(…) правосубъектность

17. Последовательностьпонятий в порядке возрастания объемаих содержания:

(…) правомерноедействие

(…) деяние

(…) юридическийакт

Источник: https://studfile.net/preview/6058414/page:45/

Законовед
Добавить комментарий