3 организации по одному юр. адресу

Юридический адрес некоммерческой организации | Lawtrend — Центр правовой трансформации

3 организации по одному юр.  адресу

Что такое юридический адрес? Какие требования предъявляет законодательство к размещению юридического адреса некоммерческой организации?

Согласно Гражданскому кодексу место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются)[1], а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. В соответствии с законодательством юридическим адресом общественного объединения и фонда является место расположения их руководящего органа.

Некоммерческая организация должна иметь юридический адрес в нежилом здании (помещении). Помещения, в которых могут располагаться юридические адреса некоммерческих организаций, могут находиться как в государственной, коммунальной (областной, городской, районной), так и в частной собственности.

Заключение договора аренды нежилых помещений, находящихся в государственной и коммунальной собственности, как правило, осуществляться по соглашению сторон или путем проведения аукциона по продаже права на заключение договоров аренды в порядке, установленном законодательством. Однако местные исполнительные распорядительные органы могут устанавливать особенности порядка сдачи в аренду нежилых помещений, находящихся в коммунальной собственности соответствующей территории[2].

Некоммерческая организация может также иметь юридический адрес в индивидуальном (блокированном или одноквартирном) жилом доме или его части.

При этом одноквартирным жилым домом является жилой дом, состоящий из одной квартиры, вход в которую организован с придомовой территории, блокированным – жилой дом, состоящий из двух и более квартир, вход в каждую из которых организован непосредственно с придомовой территории.

Однако использование индивидуальных жилых домов или их части для размещения юридического адреса (использования не по назначению) в соответствии со ст.

14 Жилищного кодекса Республики Беларусь без перевода в нежилые может осуществляться по согласованию с районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе с соблюдением установленных для проживания санитарных и технических требований, правил пожарной безопасности и в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений. Обратите внимание на то, что сельские советы в соответствии с законодательством не наделены правом согласовывать использование не по назначению индивидуальных жилых домов.

Использование собственником иных жилых помещений (помещений, предназначенных и пригодных для проживания граждан) для размещения организаций допускается только после перевода этих помещений в нежилые.

При регулировании вопроса размещения юридического адреса, белорусское законодательство дискриминирует некоммерческие организации по сравнению с коммерческими.

Запрещая некоммерческим организациям использовать жилое помещение для размещения юридического адреса, законодатель закрепляет это право за некоторыми коммерческими организациями. В соответствии с Декретом президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г.

№ 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» местонахождением частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица – собственника имущества частного унитарного предприятия при соблюдении условии, определенных законодательством.

На практике до недавнего времени регистрирующие органы придерживались аналогичной точки зрения о возможности размещения юридического адреса некоммерческой организации в индивидуальном жилом доме. Нередки были случаи подобного согласования со стороны местных органов власти.

Так, Главное управление юстиции Гродненского облисполкома отказало в регистрации одного создаваемого общественного объединения на основании того, что “в регистрирующий орган не представлены необходимые документы, подтверждающие право на размещение руководящего органа Объединения по указанному адресу в случае его государственной регистрации в установленном порядке. В случае размещения юридического адреса в индивидуальном блокированном, одноквартирном жилом доме (его части) без перевода его в нежилой (использование не по назначению жилого дома) в регистрирующий орган предоставляется копия документа, подтверждающего право собственника на данный жилой дом, а также заявление собственника дома о согласии на размещение в индивидуальном жилом доме (его части) юридического адреса объединения с согласием всех совершеннолетних граждан, зарегистрированных в данном доме. Подписи этих граждан должны быт заверены начальником ЖЭСа либо нотариусом. Указанные документы в регистрирующий орган предоставлены не были.”

Однако, с недавнего времени в практику местных органов власти вошло принятие решений об отказе в согласовании размещения юридического адреса некоммерческих организаций в индивидуальных жилых домах в силу того, что такое согласование невозможно. Такие отказы основываются на разъяснении все того же Министерства юстиции Республики Беларусь, однако иного, чем Управление некоммерческих организаций, управления.

Текст подобного разъяснения для ознакомления:

“Главное управление нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства совместно с управлением Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Республики Беларусь в ответ на Ваше обращение, поступившее 25 сентября 2018 г., в пределах компетенции сообщает следующее.

Порядок обращения граждан и юридических лиц в государственные органы, иные организации и порядок рассмотрения таких обращений установлены Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц», Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г.

№ 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее – Указ № 498).Исходя из подпункта 1.

1 пункта 1 Указа № 498, обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в местных исполнительных и распорядительных органах, подчиненных им организациях, территориальных подразделениях (органах) и организациях, подчиненных или входящих в состав (систему) республиканских органов государственного управления и государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, другим государственным органам, иным организациям, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях.Вместе с тем относительно поставленного в обращении вопроса полагаем возможным отметить следующее.Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования регулируется Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Положение).Пунктом 5 Положения определено, что жилое помещение может являться местонахождением только частного унитарного предприятия и крестьянского (фермерского) хозяйства.Аналогичная норма, устанавливающая исчерпывающий перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право размещения в жилых помещениях, закреплена в части второй пункта 2 статьи 14 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее – Жилищный кодекс).Частью четвертой пункта 2 статьи 14 Жилищного кодекса определена возможность использования не по назначению блокированных, одноквартирных жилых домов или их части (в том числе осуществление религиозной деятельности религиозными организациями) без перевода в нежилые по согласованию с районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе с соблюдением установленных для проживания санитарных и технических требований, правил пожарной безопасности и в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений.Указанная норма позволяет лишь использовать жилые помещения не по назначению, но не дает право на размещение и государственную регистрацию юридических лиц в таких помещениях.Для целей государственной регистрации субъектов хозяйствования следует руководствоваться нормами Положения. В связи с тем, что пунктом 5 Положения определен исчерпывающий круг юридических лиц с правом нахождения в жилых помещениях, размещение учреждения в таких помещениях не допускается.В соответствии с Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» оказание на профессиональной основе юридической помощи клиентам в целях осуществления и защиты их прав, свобод и интересов является одной из основных задач адвокатуры.

В этой связи для получения юридической помощи, в том числе консультаций и разъяснений действующего законодательства, Вы вправе обратиться к адвокату по своему выбору.

С уважением,  Начальник главного управления нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства   Е.В.Филимонова”

Что необходимо для согласования использования индивидуального жилого дома не по назначению (размещения юридического адреса в индивидуальном жилом доме)?

Для согласования использования одноквартирных, блокированных жилых домов или их частей не по назначению необходимо обратиться в исполнительный и распорядительный орган (районный, городской исполнительный комитет, местную администрацию района) по месту нахождения индивидуального жилого дома.

Перечень документов, необходимый для такого согласования, установлен Указом президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан».

В соответствии с данным указом в местный исполнительный и распорядительный орган подаются:

1) заявление;

2) технический паспорт и документ, подтверждающий право собственности на одноквартирный, блокированный жилой дом или его часть;

3) письменное согласие совершеннолетних членов семьи собственника одноквартирного, блокированного жилого дома или его части на использование этого жилого дома или его части не по назначению.

В соответствии с разъяснениями Министерства юстиции Республики Беларусь предоставление гражданами иных документов, помимо перечисленных, не предусмотрено. Это предполагает обязанность исполнительных и распорядительных органов самостоятельно проверять соблюдение правил градостроительства, норм санитарной гигиены и противопожарной безопасности, направляя при этом необходимые запросы.

Государственная пошлина за согласование использование не по назначению индивидуального жилого дома составляет 0, 5 базовых величин.

Заявление должно быть рассмотрено в течение 15 дней со дня его подачи, а в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций в течение месяца.

Решение о согласовании использования не по назначению одноквартирных, блокированных жилых домов или их частей действует бессрочно.

Законодательство не содержит положений относительно оснований для отказа в согласовании использования индивидуального жилого дома не по назначению. Таким образом, решение о согласовании либо несогласовании использования не по назначению индивидуального жилого дома или его части принимается местным исполнительным и распорядительным органом по собственному усмотрению[3].

Часто местные исполнительные и распорядительные органы также путают две процедуры: согласования использования индивидуального жилого дома не по назначению и перевод из жилого дома в нежилой. Обращаем ваше внимание, что это две разные административные процедуры в соответствии с законодательством.

Какие документы, подтверждающие наличие юридического адреса, необходимо представлять для государственной регистрации некоммерческой организации?

Источник: https://www.lawtrend.org/other/yuridicheskij-adres-nekommercheskoj-organizatsii

Фактический и юридический адрес не совпадают: риски для компании

3 организации по одному юр.  адресу

Юридический адрес организации – это место нахождения ее единоличного исполнительного органа, т.е. руководителя.

При регистрации ООО налоговая инспекция всегда очень тщательно проверяет достоверность заявленного адреса: полноту и точность написания, наличие гарантийного письма или согласия собственника жилого помещения.

На практике часто случается так, что по заявленному при регистрации юридическому адресу организация не находится, и связь с ней отсутствует. При этом возможны два варианта:

  1. ООО зарегистрировано, но не работает;
  2. компания реально работает, но находится по другому адресу – фактическому или почтовому.

Правовые последствия для юридического лица в этих вариантах будут разными. Неработающая организация, которая в течение года не сдает отчетность и не проводит банковские операции, признается фактически прекратившей деятельность (ст. 21.1 закона № 129-ФЗ). Впоследствии такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции, как недействующее.

Если же организация ведет деятельность, но связь с ней по юридическому адресу отсутствует, то такая ситуация трактуется как представление недостоверных сведений об юридическом лице. В этом случае налоговая инспекция может:

  1. привлечь руководителя к ответственности по статье 14.25 КоАП РФ (штраф от 5 до 10 тысяч рублей, а при повторном правонарушении – дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет);
  2. препятствовать учету затрат при расчете налоговой базы самой организации и ее контрагентов;
  3. внести в ЕГРЮЛ запись, что сведения об организации недостоверны;
  4. потребовать от банка расторгнуть договор банковского счета с такой организацией;
  5. обратиться в суд с иском о принудительной ликвидации юридического лица.

Если вы только планируете открыть ООО, то воспользуйтесь нашим бесплатным сервисом, который сэкономит ваше время и подготовит документы для регистрации фирмы.

Как налоговые органы узнают, что фактический и юридический адрес не совпадают

Визиты без предупреждения налоговые органы не наносят, поэтому о том, что фактический и юридический адрес компании не совпадают, они узнают, потому что направленная ими почтой информация возвращается обратно с отметкой: «организация выбыла», «адресат отсутствует», «за истечением срока хранения» и тому подобное.

Сигнал о том, что организация не находится по юридическому адресу, может быть получен налоговиками от других государственных органов, клиентов или контрагентов. Случается, что компания сама указывает фактический адрес, не совпадающий с юридическим, в своей рекламе и даже в отчетах и письмах в ИНФС. Такого, конечно, делать не стоит.

Своим контрагентам, с которыми сложились доверительные отношения, сообщать фактический адрес в переписке можно без проблем. В контактах рекламы, адресованной неопределенному кругу лиц, надо указывать юридический адрес, а для фактического делать приписку: «адрес склада» или «адрес производства».

Обратите внимание: Если по фактическому адресу, отличному от юридического, создано хотя бы одно стационарное рабочее место сроком более, чем на один месяц, необходимо зарегистрировать обособленное подразделение.

В идеале, конечно, фактический и юридический адрес организации должны совпадать, но если вы исправно получаете корреспонденцию при заказе адреса с почтово-секретарским обслуживанием, то риски быть привлеченным к ответственности минимальны.

Что делать, если налоговая инспекция обнаружила несовпадение фактического и юридического адреса

После того, как ИНФС обнаружила несоответствие фактического и юридического адресов, она направляет уведомление руководителю организации с требованием объяснений по этому вопросу. При этом уведомление отсылается не только на юридический адрес, с которого оно, с большой вероятностью, вернется, но и на адрес прописки директора и учредителей ООО. Ответить необходимо в течение 30 дней.

Можно, конечно, сообщить, что организация находится там, где ей положено, просто письма почему-то не доходят, но если вы ведете реальную деятельность и сдаете отчетность, то стоит сменить юридический адрес на достоверный по форме Р13001 или Р14001. После изменения юридического адреса надо дать ответ, что проблема устранена, процесс переезда организации несколько затянулся, но теперь сведения об юридическом лице полностью достоверны. Обычно после этого ИФНС считает вопрос решенным.

Еще в 2017 году ФНС начала масштабную чистку ЕГРЮЛ от компаний-однодневок. К сожалению, под ударом оказались и добросовестные организации, чьи юридические адреса налоговики посчитали недостоверными на формальных основаниях. Например, в момент проверки адреса директора на месте не оказалось. В данный момент в список подозрительных попало более полумиллиона организаций. 

Обязательно учитывайте тот факт, что есть еще и риски, связанные с неполучением от налоговой инспекции важной информации. Согласно статье 31 НК РФ заказные письма, направленные налоговым органом по почте, считаются полученными адресатом на шестой день со дня отправки. Полученными независимо от того, находится организация по юридическому адресу или нет!

Налогоплательщик считается официально уведомленным, и последствия здесь могут оказаться более серьезными, чем просто штраф за недостоверные сведения об юридическом адресе.

Налоговая инспекция может направить требование дать объяснения по сданной декларации или отчетности, сообщение о блокировке расчетного счета, решение о привлечении к налоговой ответственности и др.

Как правило, налогоплательщику дается определенное время, чтобы дать объяснения или устранить нарушения, поэтому быть на связи и своевременно получать официальную корреспонденцию, конечно, в ваших же интересах.

Источник: https://www.regberry.ru/registraciya-ooo/fakticheskiy-i-yuridicheskiy-adres-ne-sovpadayut-riski-dlya-kompanii

Юридический адрес организации

3 организации по одному юр.  адресу

С точки зрения законодательства нашей страны категория «юридический адрес» может трактоваться следующим образом: место нахождения юридического лица, место размещения юридического лица, место государственной регистрации юридического лица. По сути, все эти понятия обозначают тот адрес, который отражен в учредительных документах юридического лица и по которому находятся его органы управления.

Зачем указывать юридический адрес в учредительных документах, и чем он отличается от почтового?

Во-первых, на основании юридического адреса определяются органы, на учете в которых будет состоять субъект хозяйствования, а также правовой режим, если на какой-либо территории для зарегистрированных субъектов предусмотрены какие-либо льготы или ограничения.

Так, например, Декретом Президента РБ от 07.05.2012 №6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» предоставляются льготы, но они относятся только к определенным населенным пунктам.

То есть юридический адреса не просто позволяет определить «место связи» с организацией, но и определить, с какими государственными органами она обязана контактировать в ходе своей деятельности, а также особенности правового положения, характерные для той или иной территории.

В статье 50 ГК место нахождения юр.лица определено как место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются), а если таковой отсутствует – иного органа либо лица, которые имеют право действовать от имени организации без доверенности.

В Положении о государственной регистрации юридический адрес определяется с помощью следующих понятий: «место нахождения», «местонахождение» и «место размещения». А в п.4 Положения отражено правило, согласно которому регистрация юридического лица происходит по месту его нахождения.

Таким образом, можно заключить, что юридический адрес зависит от действительного места нахождения организации, то есть места нахождения ее руководящих органов.

Теперь заглянем в Налоговый Кодекс, в нем используется понятие «место нахождения организации», и приведены некоторые разъяснения. Так, согласно ст.15 НК местом нахождения организации (за исключением простого товарищества) признается место ее государственной регистрации, если иное не установлено НК.

При отсутствии (бездействии) места государственной регистрации местом нахождения организации признается место нахождения ее высшего органа управления (место, где осуществляются его полномочия в соответствии с учредительными документами).

При отсутствии (бездействии) высшего органа управления местом нахождения организации признается место, где осуществляются полномочия ее постоянно действующего исполнительного органа управления (администрации, дирекции, правления, централизованной бухгалтерии или иного подобного органа, осуществляющего оперативное финансовое управление этой организацией).

При отсутствии (бездействии) исполнительного органа управления местом нахождения организации признается место, где принимаются решения по вопросам создания, ликвидации и реорганизации этой организации, изменения состава ее учредителей (участников), увеличения или уменьшения размеров уставного фонда, приобретения или отчуждения ее имущества и другим существенным вопросам управления организацией, либо место, в котором находятся основные бухгалтерские документы организации, либо место жительства ее руководителя, учредителя или участника.

Таким образом, налоговое законодательство в вопросе конкретизации реального места нахождения юридического лица не ограничивается презумпцией нахождения юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах. Согласно налоговому законодательству местом нахождения организации может быть признано место жительства руководителя, учредителя или участника, то есть жилое помещение.

Практически это означает следующее.

Например, если организация приостановила свою деятельность, единственным исполнительным органом в таком случае остается руководитель, который может уведомить письменно налоговые органы о своем фактическом нахождении (адрес места жительства). В обычной практике, если налоговые органы могут связаться с руководителем организации по адресу, который указан в уведомлении, претензий к адресу местонахождения у налоговой службы не возникает.

В процессе регистрации новой компании указывать адрес местонахождения необходимо, он же должен быть прописан и в Уставе. В заявлении учредитель подтверждает, что порядок создания юридического лица (в т.ч. требование абзаца 3 п.

12 Положения о государственной регистрации об определении предполагаемого места нахождения) соблюден.При этом исходя из положения ст.50 Гражданского Кодекса юридическим адресом может быть лишь указание на административно-территориальную единицу и населенный пункт, в котором размещается юридическое лицо.

На практике же в регистрирующий орган необходимо представить сведения о юридическом адресе, позволяющие установить конкретное изолированное помещение.

Исходя из этого подхода составлена форма заявления о государственной регистрации юридического лица, форма уведомления об изменении местонахождения юридического лица, утвержденные постановлением Минюста РБ от 27.01.2009 № 8 (далее – постановление № 8).

Конкретный почтовый адрес при регистрации указывают с точки зрения практической: это необходимо для нормального взаимодействия с контрагентами, а также государственными структурами.

При внесении соответствующих данных в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) эти данные являются общедоступными и обладают свойством публичной достоверности.

Если при регистрации сообщаются сведения о юридическом адресе, не соответствующие действительности, это наносит ущерб не столько государству, сколько гражданскому обороту в целом, что является основанием для признания государственной регистрации недействительной.

На сегодняшний день система государственной регистрации юридических лиц позволяет учредителям выбрать вариант указания юридического адреса при подаче документов на государственную регистрацию.

Положение о государственной регистрации закрепляет требование об определении до государственной регистрации предполагаемого места размещения юридического лица, т.е.

теоретически учредителям теперь можно будет не утруждать себя до подачи документов на государственную регистрацию поисками юридического адреса и получением гарантийного письма на него.

При регистрации в качестве предполагаемого места размещения можно указать любой адрес, зарегистрироваться по нему, затем найти подходящий офис, заключить договор аренды на него и уведомить регистрирующий орган о смене местонахождения.

«Любой» адрес не значит «вымышленный», поскольку учредители несут ответственность за достоверность сведений, представляемых в регистрирующий орган. Однако для подстраховки рекомендуется до подачи документов в регистрирующий орган заручиться гарантийным письмом в качестве доказательства, что данные, указанные в заявлении, не вымышленные и учредитель на самом деле приложил усилия для определения предполагаемого места размещения организации.

Основные нормативные правовые акты, касающиеся регулирования вопросов размещения юридических лиц:

  • Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (вместе с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования);
  • Гражданский кодекс РБ;
  • Жилищный кодекс РБ;
  • Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП);
  • Налоговый кодекс РБ;

Источник: https://www.a2um.by/articles/yuridicheskij-adres-organizacii.html

Юридический адрес: отголоски крепостного права или новый правовой фетиш?

3 организации по одному юр.  адресу

С либерализацией законодательства о юридических лицах практически сразу актуальным стал вопрос о так называемом “юридическом адресе” организации. Так называемом – ибо легального определения этого феномена нет. До 2014 г. под ним на практике понималось место нахождения юр.

лица, которое, в свою очередь,  определялось по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа. В результате внесенных в 2014 г. изменений в ст. 54 ГК РФ понятия место нахождения и адрес юр. лица разделились.

Теперь достаточной степенью конкретизации места нахождения является указание на наименование населенного пункта (муниципального образования), а под адресом понимается адрес, по которому осуществляется связь с юр. лицом (т.е., почтовый адрес).

Под флагом борьбы с “фирмами-однодневками” законодательство и правоприменительная практика последовательно ужесточали требования к организациям по части юр.

адреса, исходя из посыла, что организация обязана находиться по указанному в её учред. документах адресу.

Разумеется, особую активность и творческий подход в этом деле проявил ключевой игрок на этом поле – регистрирующий орган, среди основных инициатив которого можно выделить следующие:

– налоговые органы сформировали списки «адресов массовой регистрации», по которым регистрация юр. лиц стала невозможной. Основой послужил Приказ ФНС РФ от 29.12.

2006 N САЭ-3-09/911@ “Об информационной поддержке”, установивший следующее требование: «Каждое Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации путем издания соответствующего распорядительного акта устанавливает свой минимальный критерий отбора адреса массовой регистрации (например, один и тот же адрес указан при государственной регистрации в качестве последнего места нахождения 10-ю и более юридическими лицами, 5-ю и более юридическими лицами и т.п.)». УФНС по Москве остановилась на цифре 10. (Надо сказать, критерий, помимо того, что на законе никак не основан, весьма сомнительный по содержанию. Напр., в любом крупном торговом центре находятся – причем реально, а не фиктивно – десятки, а то и сотни, организаций. Почему все они не могут быть зарегистрированы по адресу этого ТЦ? Да и не только ТЦ. Юристы из Москвы помнят, что в старом здании Арбитражного суда г. Москвы на Новой Басманной, 10 располагалась куча всяких разных организаций – торговли, общепита и т.д. И что же, отсюда вытекало, что суд зарегистрирован по адресу массовой регистрации? J ).

– также налоговые органы единодушно отказывали в регистрации юр. лица по месту жительства его учредителя или директора, уверенно ссылаясь на п. 3 ст.

288 ГК («размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое»), пока в вопрос не вмешался ВАС РФ, решивший, что, всё-таки, можно (постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61).

В последнее время к борьбе за достоверность юридического адреса (но уже под флагом борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма) подключились банки, вплоть до того, что при открытии расчетного счета могут направить своего представителя по юр. адресу в целях проверки, действительно ли организация там находится.

В результате всего этого возник весьма прибыльный бизнес по продаже юр. адресов. Специализирующиеся на этом фирмы дают 100%-е гарантии надежности продаваемого адреса.

Под надежностью понимается отсутствие этого адреса в списках адресов массовой регистрации и подтверждение от собственника помещения в случае какой-либо проверки.

Однако учитывая, что банкам и налоговым органам хочется, чтобы организация реально находилась по этому адресу, а покупатель адреса заведомо не планирует там находиться, становится очевидным, что 100%-я гарантия в данном случае распространяется лишь на создание видимости, что всё ок.

Но действительно ли закон требует, чтобы организация находилась по своему «юр. адресу» в том смысле, в каком понимают это налоговики и банки? А они понимают это так, что по данному адресу должно находиться помещение, в котором должен сидеть, как минимум, директор компании, т.е. речь, в частности, об офисе.

Однако есть десятки видов бизнеса, когда офис как таковой просто не нужен, напр., интернет-торговля, перевозки пассажиров и грузов, всякого рода дистанционные консультации, клининговые услуги и т.д. и т.п.

Непонятно, зачем людям снимать/приобретать офис во всех этих случаях, тем более, что ничего подобного сам закон от юр. лиц не требует.

По смыслу п. 3 ст. 54 ГК РФ адрес юр. лица необходим лишь в целях осуществления связи с ним. Этим же подходом пронизано упомянутое выше Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с  достоверностью адреса юридического лица”.

Но если так – разве для поддержания почтовой связи необходимо помещение, в котором при этом обязательно должен физически находиться директор организации?

ФЗ «О почтовой связи» предлагает различные возможности для почтовой связи, в частности, почтовый абонентский ящик, абонентский почтовый шкаф.

В конце концов, организация может договориться с партнером, что по адресу последнего будет получать корреспонденцию. Да и шире – какая разница, какой почтовый адрес указывает юр.

лицо, если оно способно и готово вести по этому адресу переписку, а доказательств обратного не имеется?

Так чего хотят налоговые органы? Крепостного права в отношении организаций? Или создания дополнительных искуственных проблем бизнесу, у которого и так этих проблем хватает? А может, всё нормально, и так и должно быть? 

Источник: https://zakon.ru/Discussions/yuridicheskij_adres_otgoloski_krepostnogo_prava_ili_novyj_pravovoj_fetish/71833

Компания не находится по юридическому адресу: какие риски с этим связаны и как изменить сведения в реестре?

3 организации по одному юр.  адресу

Регистрация юридического лица по неверному адресу — явление, часто встречающееся на практике. Причины этого могут быть различными. Очень часто компании, сменившие свое фактическое место нахождения, просто не хотят тратить время на внесение соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.

При этом риски, связанные с недостоверными сведениями об адресе компании в ЕГРЮЛ, достаточно серьезные. О том, какие последствия могут быть у компании, место нахождения которой не совпадает с ее юридическим адресом, как внести изменения в ЕГРЮЛ и чего ждать в 2016 г.

, читайте в этом материале.

Адрес места нахождения организации является общедоступной информацией, внесенной в ЕГРЮЛ. Благодаря электронному сервису каждый пользователь сети «Интернет» на сайте https://www.nalog.ru может получить сведения о юридическом лице, зарегистрированном на территории Российской Федерации, в том числе информацию о его адресе.

В части 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.

2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации) предусмотрено, что в ЕГРЮЛ должна содержаться информация об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, либо, в случае отсутствия такого органа, любого иного лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности. Именно по этому адресу осуществляется связь с юридическим лицом.

Безусловно, открытый характер сведений об адресе места нахождения компании предполагает их достоверность. Однако на практике далеко не всегда компании располагаются по адресам, указанным в ЕГРЮЛ. С какими правовыми последствиями может столкнуться компания, не осуществляющая деятельность по указанному в ЕГРЮЛ адресу места нахождения?

Правовые риски отсутствия организации по адресу ее государственной регистрации достаточно разнообразны.

Риск первый: отказ в государственной регистрации юридического лица

Основания, по которым юридическому лицу может быть отказано в государственной регистрации, перечислены в ст. 23 Закона о госрегистрации.

Одним из таких оснований является наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных для регистрации документах сведений об адресе места нахождения юридического лица (подп. «р» ч. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).

Кстати, до 30 июня 2013 г. регистрирующий орган не был уполномочен проверять достоверность сведений, представленных для государственной регистрации компании. Федеральный закон от 28.06.

2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее — Закон № 134-ФЗ) внес несколько важных изменений в ГК РФ, НК РФ, а также в Закон о госрегистрации.

В частности, Законом № 134-ФЗ в новой редакции изложена ст. 51 ГК РФ. В соответствии с п. 3 ст.

51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в сроки, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в реестр.

Одновременно Закон № 134-ФЗ расширил перечень оснований для отказа в государственной регистрации сведений об адресе места нахождения организации, а также регистрации вносимых в сведения об адресе изменений.

К таким основаниям теперь относится наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности представленных для регистрации заявителем сведений об адресе места нахождения юридического лица.

Пленум ВАС РФ в п. 1 постановления от 30.07.

2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее — Постановление № 61) разъяснил, на основании каких признаков налоговые органы вправе делать вывод о недостоверности сведений об адресе места нахождения юридического лица.

Во-первых, если адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.). Во-вторых, если адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен. Третий признак — адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства. Четвертый признак — если адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.). И наконец, пятый — если имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств, сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу может быть осуществлена.

Одновременно с этим судам рекомендуется учитывать, что по смыслу п. 4 ст.

9 Закона о госрегистрации, налоговый орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов, помимо тех, которые предусмотрены законом.

Риск второй: возможность ликвидации компании в связи с ее отсутствием по юридическому адресу

Если процедура регистрации успешно пройдена и компания активно ведет свою хозяйственную деятельность, у нее есть свой веб-сайт, сложился круг деловых партнеров, в налоговую инспекцию регулярно представляются отчетные документы, активно используются открытые в банках расчетные счета.

Вместе с тем даже с учетом всех перечисленных обстоятельств, у налоговой есть шанс добиться в суде ликвидации организации в случае, если по заявленному при регистрации адресу такая организация отсутствует.

В пункте 3 ст. 61 ГК РФ указано, что компания может быть ликвидирована в судебном порядке в том случае, если она допустила грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер. Одновременно с этим положением в п. 2 ст.

25 Закона о госрегистрации установлено, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов.

Представление недостоверных сведений об адресе места нахождения организации может рассматриваться в качестве основания для подачи иска о ликвидации, в силу нарушения предусмотренного подп. «в» п. 1 ст.

5 Закона о государственной регистрации требования о представлении регистрирующему органу сведений об адресе (месте нахождения) постоянного действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица), по которому может быть осуществлена связь с юридическим лицом.

Согласно п. 6 Постановления № 61 при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.

), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (п. 2 ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст. 25 Закона о госрегистрации).

При этом требования налоговых органов о ликвидации организации в связи с невозможностью связаться с ней по указанному в ЕГРЮЛ адресу суды нередко удовлетворяют.

Так, например, в одном деле суд удовлетворил требование налоговой инспекции о ликвидации общества и обязал учредителя ликвидировать компанию в течение шести месяцев, поскольку содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения об адресе, по которому осуществляется связь с обществом, были недостоверными, по указанному адресу общество или его исполнительный орган фактически отсутствовали, корреспонденция, направляемая в адрес общества, возвращалась с отметкой органа почтовой связи «иные обстоятельства — нет такой организации», письма в адрес учредителя/генерального директора общества возвращались также с отметкой «отсутствие адресата по указанному адресу, выбыл» (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 № 10АП‑4867/2015 по делу № А41-4440/15).

Источник: https://www.eg-online.ru/article/298308/

Законовед
Добавить комментарий