Является ли деятель культуры и искусства предпринимателем?

Открытое письмо Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву от деятелей культуры, искусства и науки

Является ли деятель культуры и искусства предпринимателем?

Этот материал вышел в № 85 от 6 августа 2010 г.ЧитатьЧитать номер

Президенту Российской ФедерацииМедведеву Д.А. Председателю Правительства Российской ФедерацииПутину В.В. Уважаемый Дмитрий Анатольевич и Владимир Владимирович! Прошло полгода с того момента, когда средства массовой информации опубликовали…

Президенту Российской Федерации
Медведеву Д.А.

Председателю Правительства Российской Федерации
Путину В.В.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич и Владимир Владимирович!

Прошло полгода с того момента, когда средства массовой информации опубликовали открытое письмо деятелей культуры и искусства мэру Москвы Юрию Лужкову, посвященное сложной проблеме бездомных животных в Москве. Авторы письма просили мэра не допускать жестоких убийств животных, вернуть к жизни программу стерилизации.

С большим сожалением мы видим, что единственным фактическим ответом на это обращение явилось принятие первым заместителем мэра Москвы нового Порядка работ по отлову, транспортировке, стерилизации, содержанию в приютах, учету и регистрации безнадзорных и бесхозяйных собак и кошек в городе Москве, предполагающего фактически бесконтрольное умерщвление животных и готовящаяся отмена ныне существующих гуманных норм – Регламента, утвержденного распоряжением от 14.06.2001 № 403-РЗП.

Решение о том, жить собаке и кошке или умереть согласно новому Порядку принимается через 10 дней после ее поимки (для тех кто уже сидит в приюте смертный «приговор» может быть вынесен в любой момент).

Названный документ оставляет массу лазеек для злоупотреблений со стороны дельцов из подрядных организаций, осваивающих бюджетные средства и, безусловно заинтересованных в «избавлении» от собак и кошек, средства за которых уже получены, притоке в приюты новых животных и, соответственно, дополнительных бюджетных средств. Так, например:

— Перечень оснований, по которым животных могут умерщвлять, широк, расплывчат, и не основан на действующих ветеринарных правилах.— Не предполагается проведение анализов и экспертиз, не прописан механизм принятия решения, нет процедуры его обжалования и т.д.

— Необходимо также учитывать, что приюты не располагают необходимым оборудованием для выявления описанных в новом порядке заболеваний, являющихся основанием для принятия решения об умерщвлении животных.

— В России нет методик определения агрессивности поведения животных, при этом агрессивность в Порядке указана в качестве основания для умерщвления.

— В порядке не определен момент начала отсчета 7-дневного срока, в течение которого общественные или частные приюты могут попытаться остановить умерщвление, нет механизма информирования общественности, нет ответственности за нарушение правил. Не налажен механизм взаимодействия государственных приютов с зоозащитными организациями для передачи животных, подлежащих усыплению, последним.

Названный Порядок прямо противоречит федеральному законодательству, а именно, Конституции Российской Федерации, Гражданскому Кодексу Российской Федерации.

Необходимо учитывать, что очень высока вероятность трагического стечения обстоятельств, когда случайно потерянная кошка или собака будет умерщвлена в приюте до того как ее владелец успеет найти ее след в одном из многочисленных приютов, не имеющих общей базы данных.

Документ абсолютно уязвим в этическом и юридическом плане, а с точки зрения биологических законов представляется просто безграмотным.

Мы просим Вас вмешаться, пресечь беззаконие, остановить убийство животных в Москве, предотвратить отмену ныне существующих в Москве норм.

Невозможно рассчитывать на гуманизацию нашего общества, допуская бесконтрольное и жестокое убийство животных, прикрываемое так называемыми порядками и инструкциями.

На встрече с деятелями культуры и искусства 29 мая 2010 года Председатель Правительства Российской Федерации дал обещание инициировать процесс подготовки и принятия «Закона о защите животных». Нынешняя ситуация в Москве еще раз подчеркивает необходимость принятия такого закона. Мы искренне надеемся, что принятие общих федеральных норм положит конец произволу, творящемуся в регионах страны.

Мы просим считать это письмо также обращением в Генеральную прокуратуру с просьбой провести проверку соответствия названного документа нормам федерального законодательства.

С уважением,

Алла Пугачева, народная артистка России,
Народный артист России, член совета по культуре при президенте РФ, Андрей Макаревич
Народный артист России, Лауреат государственной премии, Евгений Миронов
Директор государственного музея изобразительных искусств имени А.С.

Пушкина Ирина Антонова
Народная артистка России, Валентина Талызина
Народная артистка СССР Инна Чурикова,
Народный артист России, Дмитрий Певцов
Ведущий эксперт гражданской авиации Юрий Зайцев
Заслуженная артистка России Ольга Дроздова
Президент  Российского библейского общества, Протоиерей Русской православной церкви отец Александр Борисов,
Академик РАМН, заслуженный деятель науки РФ Виктор Тутельян
Профессор, заслуженный врач России Владимир Розинов
Эксперт секции высшего экологического совета комттета ГД ФС РФ по природным ресурсам Георгий Сковрцов,
Журналист, член экспертного совета по правам человека Светлана Сорокина,
Журналист, телеведущий Леонид Парфенов,
Заслуженный художник России, академик академии художеств Александр Цигаль,
Заслуженный мастер спорта, чемпион мира Илья Авербух,
Многократная чемпионка мира и Европы по фигурному катанию, призер олимпийских игр Ирина Слуцкая,
Мастер спорта международного класса Евгений Курочкин,
Пятикратный победитель  велогонок мира, мастер спорта Сайфуджинов.
Директор ветеринарной клиники «Белый Клык», президент хирургического ветеринарного общества Сергей Мендоса-Истратов,
Главный врач ветеринарного центра «Зоовет» Екатерина Корнюшенкова,
Ведущий хирург ветеринарного центра «Зоовет» Дмитрий Гаранин
Генеральный директор ветеринарной клиники «Биоконтроль» В.В. Митин
Антон Беляков Депутат ГД ФС РФ,
Председатель комитета ФС РФ по международным делам  Михаил Маргелов,
Предприниматель Михаил Куснирович,
Народный Артист России Александр Лазарев,
Народная Артистка России,  лауреат государственной премии Наталья Варлей,
Белла Ахмадулина – поэт,
Борис Мессерер, народный художник России,
Режиссер Федор Бондарчук,
Режиссер Авдотья Смирнова,
Председатель РКФ Александр Иншаков,
Герой России, Заслуженный спасатель России, Владимир Легошин
Наталья Солженицына,
Поэт Юрий Ряшенцев,
Поэт Олеся Николаева,
Народная артистка России Елена Камбурова,
Народный Артист России Алексей Серебряков,
Поэт-музыкант Вероника Долина,
Президент фонда для бездомных животных «Зов предков» Елена Глебова, 
Директор международного благотворительного фонда защиты животных «Дарящие надежду» Наталья Юницына,
Адвокат московской городской коллегии адвокатов «На Малой Дмитровке» к.ю.н.  Евгений Черноусов
Генеральный директор корпорации «Дэкс» Александр Якушев

Google ChromeFirefoxOpera

Источник: //novayagazeta.ru/society/2355.html

Лекция 1. Инновационная и предпринимательская деятельность: векторы проведения успешных инициатив по привлечению средств

Является ли деятель культуры и искусства предпринимателем?
Лекция 1. Инновационная и предпринимательская деятельность: векторы проведения успешных инициатив по привлечению средств

Данный курс преимущественно рассматривает альтернативные способы привлечения средств, необходимых начинающим креативным компаниям на раннем этапе своего становления.

В последовательном порядке в нем изложены такие аспекты, как основы инновационной и предпринимательской деятельности, ключевые бизнес-модели, основное содержание и структура бизнес-плана для организаций креативного сектора, а также принципы взаимовыгодного сотрудничества между креативным сектором и другими секторами экономики, способствующие становлению креативных городов, креативных кластеров и иных стратегических форм сотрудничества.

Теоретические аспекты предпринимательской деятельности: краткий обзор

На протяжении столетий человечество вырабатывало многочисленные теории и проводило исследования, стремясь найти определение тому, что такое предпринимательская деятельность и кто такой предприниматель.

Слово «предпринимательство» пришло к нам из французского или немецкого языка, и означает «предприятие». Для этого сложного понятия до сих пор нет единого согласованного определения.

Существующие по этому вопросу точки зрения я бы разделила на несколько групп:

  • Предприниматель как лицо, принимающее риски: Ричард Кантильон (Richard Cantillon — 1680-1734 гг.), первый кто дал определение предпринимателя как лица, готового взять на себя риск с целью получения прибыли в будущем.
  • Предприниматель: ключевой фактор экономического развития: Жан-Батист Сэй (Jean-Baptiste Say —1767-1832 гг.) описывает предпринимателя как лицо, которое может направить экономические ресурсы в сферы с высокой производительностью и наладить производственные процессы, связывая различные факторы производства с имеющимися данными и опытом.
  • Предприниматель: инноватор и двигатель перемен: Йозеф Шумпетер (Joseph Shumpeter — 1883-1950 гг.) определяет понятие «предприниматель» как «лидер, человек, вносящий вклад в процесс «созидательного разрушения»».
  • Предприниматель: ставший таковым благодаря таким личностным качествам и особенностям характера: высокая потребность в достижениях, мотивация стать лучшим, высокий уровень уверенности в себе, оптимизм, способность генерировать новаторские идеи, творческое мышление, одаренный богатым воображением, малоусидчивый и дальновидный.
  • Предприниматель: ставший таковым благодаря своему окружению: внешние факторы, в том числе семейные корни, предыдущая трудовая деятельность, образование, социальные связи, культура, предыдущий управленческий опыт.
  • Предприниматель как лидер и управленец. По мере того, как предприятие разрастается, на определенном этапе его роста предприниматель становится лидером и руководителем. Вот тут и не обойтись без управленческих навыков и знаний.

Предпринимательство в сфере искусства: определение

«Предпринимательство в сфере искусства — это сочетание экономической и социально-культурной деятельности. В его основе лежит:

  • страсть к искусству
  • стратегическое видение устойчивого развития бизнеса и
  • четкое понимание современного контекста, в котором функционирует искусство».

«Предприниматели в сфере искусства берут креативные и инновационные творческие идеи и трансформируют их в устойчивые бизнес-модели, изыскивая и распоряжаясь ресурсами абсолютно неожиданным образом, а также внедряя различные новаторские подходы, при этом принимая на себя определенную долю рисков (не только финансовых, но и репутационных). Они умеют распознавать возможности и тенденции, поступающие извне. И сюда относятся не только рыночные возможности, но и социальные, гуманитарные, культурные». (Источник: «Международная предпринимательская деятельность в сфере искусства», автор — Лидия Варбанова, издательство Routledge, 2016 год)

 Предприниматели в сфере искусства: виды и их характеристика

  • Артпредприниматель (Artpreneur) — человек творчества, который, кроме непосредственно самой творческой деятельности, еще и занимается вопросами, связанными с выпуском своего продукта на рынок, например: привлечение средств, работа с клиентами, продвижение продукта, управление финансами и проч.
  • Предприниматель в сфере культуры (Culturepreneur) имеет более широкое значение, нежели понятие «артпредприниматель», и относится к предпринимателям культурного сектора, которые ведут деятельность самостоятельно или в рамках организации по широкому спектру направлений в области культуры и искусства.
  • Креативный предприниматель (Creative entrepreneur): относится к предпринимателям, занятым в различных отраслях креативных индустрий. Такие предприниматели являются основателями и руководителями предприятий с творческой составляющей, некоммерческих организаций или социальных предприятий.
  • Предприниматели в сфере искусства (Business entrepreneurs in the arts): учредители и владельцы коммерческих организаций.
  • Социальные предприниматели (social entrepreneurs) принимают участие в решении социальных проблем и добиваются влияния в обществе, расширяя права и возможности людей, групп и сообществ.
  • Предприниматель, действующий в интересах сообщества (Community entrepreneur) — это тот, кто стимулирует экономическую деятельность в своем сообществе и принимает участие в решении вопросов, затрагивающих этот регион или город, расширяя возможности для трудоустройства на низовом уровне.
  • Виртуальный предприниматель в сфере искусства (Digital entrepreneur in the arts): такой предприниматель использует потенциал новых технологий и онлайн-инструментарий для поиска и реализации возможностей на международном уровне, создания нового бизнеса, распространения информации, реализации товаров и услуг через интернет и/или для сотрудничества с клиентами и партнерами.

Инновации: инструмент для эффективного внешнего финансирования

Инновации играют важную роль в мобилизации внешнего финансирования, поскольку они подчеркивают уникальность новой компании, зарождающейся в сфере искусства. Важно отметить, что инновации имеют отношение не только к технологиям, но и к социально-экономическим ценностям, которые они создают.

Виды инноваций

Литература, рассматривающая вопросы, связанные с инновациями, по-разному классифицирует их виды в зависимости от таких критериев, как: новизна инновации; какого рода изменения она привносит; сектор, в котором она внедрена; способ создания инновации; мотивы, побудившие к созданию инновации и проч.

  • Революционные инновации вызывают радикальные изменения во многих сферах — в производственной сфере, в сфере услуг, в производственных процессах, в организации сбыта продукции. Такие инновации провоцируют много рисков и требуют больших инвестиций, особенно в научные исследования и разработку
  • Инкрементальные (постепенные) инновации предполагают непрерывное и постепенное совершенствование существующего продукта, услуги, процесса или метода. Такие инновации существенно не меняют бизнес-модель или технологию производства продукции и ее сбыта.
  • В зависимости от разных критериев разделяют следующие виды инноваций, например:
      • Продуктовые и процессные инновации
      • Систематические и единичные инновации
      • Инновации в коммерческой и социальной среде

Для инноваций в искусстве характерны такие ключевые характеристики:

  • Межсекторальное влияние — влияние на другие секторы (сектор науки, технологий, социальная сферу, сфера образования и др.) — это то, что делает творческий проект или организацию уникальными
  • Открытость и широкое участие — содействие использованию искусства как средства для удовлетворения социальных, экономических и других потребностей социума
  • Многофункциональность — относится как к творческому процессу, так и к другим организационным сферам.
  • Открытость к сотрудничеству — предусматривает обмен идеями между отдельными творческими организациями и сообществами.
  • Ориентированность на конкретную страну — то, что может считаться инновационным в одной стране, в одном регионе или контексте, может не быть инновацией в другой стране.

Как только мы разберемся, в чем суть предпринимательской деятельности в сфере искусства, кто такие предприниматели в сфере искусства и почему инновации так важны, в следующей лекции мы рассмотрим основы создания бизнес-модели и источники внешнего финансирования креативных стартапов. В третьей лекции мы изучим азы бизнес-планирования, основанного на принципах взаимовыгодного, коллективного и стратегического сотрудничества. 

Источник: //www.culturepartnership.eu/publishing/crossovers-and-fundraising/part-1

Вслед за Путиным: кто будет давать «культурные советы» Рустаму Минниханову?

Является ли деятель культуры и искусства предпринимателем?

Ирада Аюпова инициировала создание совета по культуре и искусству при президенте РТ. Его секретарем может стать Олеся Балтусова

В казанском Кремле решают судьбу проекта указа главы республики, пришедшего из недр минкультуры РТ.

Если все пройдет гладко, то в Татарстане появится новый «постоянно действующий экспертно-консультативный орган» — совет по культуре и искусству при президенте РТ, который в числе прочего, по данным «БИЗНЕС Online», будет играть ключевую роль в распределении республиканских премий, званий и увековечивании памяти выдающихся деятелей искусства. Средний возраст предполагаемых членов — 56 лет.

Вслед за предпринимателями теперь и татарстанские служители Терпсихоры и Мельпомены смогут «выпускать пар», а также рассказывать о своих бедах и тревогах лично Рустаму Минниханову  president.tatar.ru

Судя по всему, вслед за предпринимателями теперь и татарстанские служители Терпсихоры и Мельпомены смогут «выпускать пар», а также рассказывать о своих бедах и тревогах лично Рустаму Минниханову.

Речь о проекте указа главы РТ «О совете по культуре и искусству при президенте Республики Татарстан», с текстом которого познакомился «БИЗНЕС Online».

В министерстве культуры РТ нам подтвердили существование такого документа и сообщили, что он находится на стадии согласования в высоких инстанциях.

Согласно проекту указа, новая структура создается «в целях повышения эффективности реализации государственной политики в области культуры, усиления взаимодействия с организациями культуры, творческими объединениями, представителями творческой интеллигенции, выработки предложений по актуальным вопросам в области культуры».

В положении о совете названы его основные задачи: выработка предложений президенту по определению приоритетных направлений в области культуры и искусства; рассмотрение проектов и предложений по вопросам культуры, представляемым президенту и правительству РТ; информирование главы республики о положении дел в национальной культуре; рассмотрение вопросов о присуждении премий Республики Татарстан; выработка предложений по вопросам взаимодействия президента с организациями культуры, экспертным сообществом, представителями творческой и научной интеллигенции.

На что имеет право новый совет, согласно проекту указа: «в пределах своей компетенции запрашивать в установленном порядке необходимые материалы у территориальных органов федеральных органов власти, исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления, а также от государственных, общественных и иных учреждений и организаций; привлекать в установленном порядке к работе совета специалистов исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления, представителей государственных, общественных и иных организаций, средств массовой информации; для оперативной и качественной подготовки материалов по рассматриваемым вопросам совет своим решением может образовывать рабочие группы».

В качестве секретаря совета по культуре и искусству предложена кандидатура Олеси Балтусовой (слева) «БИЗНЕС Online»

Совет должен собираться в полном составе не реже двух раз в год, а его президиум — не реже раза в квартал.

Председателем станет Минниханов, его заместителем — глава аппарата президента РТ Асгат Сафаров, а в качестве секретаря совета по культуре и искусству предложена кандидатура Олеси Балтусовой.

Интересно, что среди его 34 предполагаемых членов нет министра культуры РТ Ирады Аюповой, при том что именно данное ведомство должно осуществлять организационное и материально-техническое обеспечение деятельности «постоянно действующего экспертно-консультативного совещательного органа». Сама Аюпова так объяснила корреспонденту «БИЗНЕС Online» свое отсутствие в списке: «Я просто считаю, что чиновников в этом совете должно быть минимальное количество».

Помимо общего обмена мнениями с президентом Российской Федерации два раза в год, у совета есть и вполне конкретные рычаги влияния на некоторые аспекты культурной жизни в стране  kremlin.ru

Кроме того, министр культуры РТ сообщила, что будет готова к предметному разговору о деятельности будущего совета позже, когда положение о новом органе будет окончательно доработано, а указ о его создании подпишет Минниханов. При этом, по словам  Аюповой, в ее ведомстве опираются на практику функционирования аналогичного совета при президенте России, а также на работу похожих совещательных органов в целом ряде регионов страны.

Действительно, проект положения о татарстанском совете во многом повторяет аналогичный документ, по которому сейчас работает совет при президенте Российской Федерации по культуре и искусству (указ президента РФ от 30 августа 2004 года №1132). При этом создан был данный совет еще указом Бориса Ельцина в 1996-м.

Если на первых порах в него входили всего 24 члена (многих из них уже нет с нами: Кирилла Лаврова, Ролана Быкова, Фазиля Искандера, Сергея Капицы и других), то теперь сюда включены 55 человек.

Последнее по времени заседание совета с участием Владимира Путина состоялось в декабре 2018 года и запомнилось прежде всего «наездом» Эдгара Запашного на канадский «Цирк дю Солей».

Кроме того, в ходе встречи участники обсудили самые разные вопросы (от зарплат музыкантов в симфонических оркестрах до необходимости появления во ВГИКе мемориальной таблички в честь Станислава Говорухина), попутно предлагая сделать 2020-й в России Годом народного творчества, а 2023-й — Годом музыки по случаю 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова. В качестве секретаря совета — федерального аналога Балтусовой — выступает Владимир Толстой, праправнук классика русской литературы.

Помимо общего обмена мнениями с главой государства два раза в год, у совета есть и вполне конкретные рычаги влияния на некоторые аспекты культурной жизни в стране.

«Совет организует прием и экспертизу представлений на соискателей государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства, рассматривает вопросы, касающиеся присуждения указанных государственных премий, и вносит соответствующие предложения президенту Российской Федерации», — записано в положении, утвержденном указом президента РФ от 2004 года. Действительно, львиная доля новостей о совете на официальном сайте Кремля рассказывает о приеме документов или объявлении лауреатов госпремии в области литературы и искусства, премии президента для молодых деятелей культуры, премии президента в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества и т. д.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» собеседник, хорошо знающий кухню республиканского минкульта, присуждение татарстанских премий и званий — это одна из тех задач, которые хотят свалить на новый орган. Наш источник напоминает, что все соискатели званий «Народный артист РФ» и «Заслуженный работник культуры РФ» обязательно проходят через путинский совет.

«Министерство культуры замучили все кому не лень, в 20 лет хотят стать народными артистами», — говорит собеседник газеты. По его словам, появление нового органа, пусть и совещательного, может способствовать более взвешенным решениям в этой области. То же самое касается и, скажем, госпремии им.

 Тукая, вручение или невручение которой неизбежно вызывает дискуссии в профессиональной среде.

Аюпова (справа) рассчитывает привлечь совет к вопросу увековечивания памяти выдающихся деятелей культуры. Нынешнюю межведомственную комиссию по этому вопросу возглавляет Лейла Фазлеева (в центре)  shaimiev.tatarstan.ru

И еще один важный момент. По информации «БИЗНЕС Online», Аюпова рассчитывает привлечь совет, если тот начнет свою работу, к вопросу увековечивания памяти выдающихся деятелей культуры. «Необходим инструмент, который позволит оценить последствия тех или иных решений в этой сфере», — говорит тот же собеседник газеты.

Вряд ли речь идет о том, чтобы заменить новой структурой нынешнюю межведомственную комиссию по вопросам увековечения памяти выдающихся деятелей Татарстана, которую возглавляет вице-премьер РТ Лейла Фазлеева, но экспертная оценка в этом вопросе от авторитетного совета была бы серьезным подспорьем, в том числе и для министра культуры. Вряд ли Аюповой хочется выслушать в одиночку гневные речи о том, почему минкульт не повлиял на власти Казани, которые в условиях не самых экономически тучных лет не решились на дорогостоящее переименование улиц в центре города, а предложили аналогичные новые в ЖК «Салават Купере», чтобы назвать их именами Ильгама Шакирова и Альфии Авзаловой.

Рашид Калимуллин: «Совет не должен быть очень громоздким, имею в виду многочисленным. Случается так, что людей много, а спросить не с кого» «БИЗНЕС Online»

Что же касается персонального состава совета по культуре и искусству при президенте Республики Татарстан, то любопытно, что, несмотря на наличие поименного состава в проекте указа, с самими будущими членами еще не разговаривали, хотя вряд ли кто из них решительно откажется от такой общественной нагрузки.

«Я об этом совете впервые слышу, и говорить о его перспективах сейчас сложно. Разумеется, у меня есть свои мысли по данному поводу, все-таки целую жизнь тружусь в сфере искусства, — сообщил „БИЗНЕС Online“ известный драматург и без пяти минут депутат Госсовета РТ от „Единой России“ Ркаил Зайдулла.

— Вообще, странно, что такого совета до сих пор не было. Поэтому, думаю, его создание — правильное решение. Культура у нас и финансировалась не так, чтобы достаточно. Внимание ей было уделено со стороны властей, не скажу, что его не имелось, но целенаправленной работы, конечно, не хватает».

«Совет по культуре и искусству? Не знаю, пока не слышал, — сказал нашему корреспонденту глава союза композиторов РТ Рашид Калимуллин. — Но если оценивать такую инициативу, то это очень правильное решение. Я считаю, совет не должен быть очень громоздким, имею в виду многочисленным. Случается так, что людей много, а спросить не с кого.

Ну и нужны не просто авторитетные люди в области культуры, а реально мыслящие, которые могут что-то сделать. Вообще, я очень приветствую создание такого совета, Рустам Нургалиевич просто так ничего не делает. Плюс у нас новый министр культуры, нестандартно мыслящий, с опытом работы.

Поэтому, если затевается такой проект, хочется, чтобы он был не номинальным и чтобы проблемы решались не поверхностно, не на сегодняшний день, а на перспективу. Это очень важно».

Напомним, что в совете будут 34 члена, 15 из которых станут заседать в президиуме (кстати, в подобном федеральном совете он меняется ежегодно наполовину). Здесь абсолютное большинство — это известные имена.

Тут и деятели культуры, по совместительству депутаты Госсовета РТ, Разиль Валеев, Рауфаль Мухаметзянов, Александр Славутский; руководители профильных вузов — ректор консерватории Рубин Абдуллин, и. о.

ректора «кулька» Роза Ахмадиева; шефы республиканских творческих союзов: писателей — Данил Салихов, композиторов — Калимуллин, художников — Ильнур Сиразиев; руководители успешных культурных учреждений — главный режиссер театра им.

 Камала Фарид Бикчантаев, директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева, директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева, худрук и главный дирижер ГСО РТ Александр Сладковский и др.

А кто-то просто представляет себя, например Салават Фатхетдинов или Ренат Харис. В общем, из неизвестных широкой публике людей в «списке 34-х» есть разве что представители библиотечной системы и районных клубов Татарстана.

Мухаметзянов (справа) и Славутский (слева) бывают буквально везде, так почему бы не дать слово директорам развивающимся и уже всерьез котирующимся на российском уровне театрам из городов Татарстана «БИЗНЕС Online»

При этом хочется разобрать и недостатки данного списка. Во-первых, некоторые признаки эйджизма (дискриминации по возрасту — прим. ред.) в нем.

Скажем, из условного поколения «немного за 30» «БИЗНЕС Online» здесь обнаружил только новоиспеченного главного режиссера театра «Экият» Ильгиза Зайниева и композитора Эльмира Низамова, а также музыкального продюсера, основателя лейбла Yummy Music Ильяса Гафарова. Такого явно недостаточно.

И это при том, что Татарстан в последнее время становится известным и благодаря смелым проектам молодых, например в театре. Конечно, возможно, Нурбек Батулла, Инна Яркова или Йолдыз Миннуллина и не горят желанием участвовать в таких околочиновничьих структурах, но все же.

Кстати, средний возраст 15 членов президиума совета, по подсчетам нашей газеты, — это 57 лет. А в минкульте «БИЗНЕС Online» сообщили, что планируют создать еще и специальный молодежный совет, только уже без Минниханова.

Мир прессы в «списке 34-х» представляют скорее чиновники — Ильшат Аминов и Римма Ратникова, чем реально действующие журналисты «БИЗНЕС Online»

Во-вторых, совет по культуре и искусству получается «казаноцентричным». По сути, кроме директора Елабужского музея-заповедника Гульзады Руденко или боссов райклуба из Бугульмы и библиотеки из Аксубаево, все остальные — это жители столицы Татарстана.

Те же Мухаметзянов и Славутский бывают буквально везде, так почему бы не дать слово директорам развивающихся и уже всерьез котирующихся на российском уровне театров из городов РТ: Армандо Диамантэ (челнинские «Мастеровые»), Фариде Исмагиловой (Альметьевская татдрама), Раилю Садриеву (Буинская драма).

В-третьих, не все сферы культуры и искусства представлены здесь в равной мере. Тему татарской эстрады, по сути, закрывает один Салават, хотя позвать сюда главу фонда им. Вагапова Рифата Фаттахова или кого-то из молодых звезд вроде Ришата Тухватуллина или Гузель Уразовой было бы вполне логичным.

То же самое касается и кино. Мало сомнений в том, что директор форума «Время кино» Альбина Нафигова — самый продвинутый менеджер в данной сфере в Татарстане. Но ее одиночество в совете из числа киношников все-таки смущает, лишний раз демонстрируя отношение к этой отрасли во власти.

В-четвертых, и мир прессы в «списке 34-х» представляют скорее чиновники — Ильшат Аминов и Римма Ратникова, чем реально действующие журналисты.

Источник: //www.business-gazeta.ru/article/430972

Зачем театр нужен предпринимателю

Является ли деятель культуры и искусства предпринимателем?

Игорь СИРЕНКО, заслуженный деятель искусств России:

Игорь Михайлович Сиренко – заслуженный деятель искусств России, актёр, режиссёр, педагог. Его театральная творческая жизнь началась в Московском академическом театре им. В. В.

Маяковского. Под руководством легендарного А. А. Гончарова он успешно постигал не только вершины актёрского мастерства, но и азы режиссуры. После окончания Высших режиссёрских курсов Игорь Сиренко руководил театром им. А. С. Пушкина, возглавлял театр им. Н. В.

Гоголя.

В сложные 1990-е с группой единомышленников основал Московский драматический театр «Сопричастность», ставший одним из интереснейших московских театров. В начале 2008 года за большие заслуги в развитии культуры России Игорь Сиренко был награждён орденом «Гордость России», Высшей общественной наградой нашей страны.

– Игорь Михайлович, можно ли назвать театр коммерческим предприятием?

– Театр – это культурное, просветительское и коммерческое предприятие. Но прежде всего, учреждение культуры.

– Рассмотрим театр как коммерческое предприятие. Какие здесь аспекты Вы бы выделили?

– Ценовая политика, окупаемость постановки, бюджет фестивальных мероприятий, внебюджетное финансирование. К слову, ценовая политика театра «Сопричастность» носит щадящий для населения характер: цена билета на наши спектакли не превышает 300 рублей.

Новые экономические аспекты возникают и при введении новых форм театрального обслуживания зрителя. Таковыми в нашем театре являются, так называемые, клубные мероприятия, когда одновременно с представлением спектакля театр создает условия и для постспектакльного общения публики.

Камерный формат театра «Сопричастность» (100 мест в зрительном зале), а также его уютный интерьер, делают эту форму работы театра очень популярной у публики.

– Возможны ли совместные коммерческие проекты?

– Кроме контактов в области театрального маркетинга, мы можем рассматривать и другие предложения. Например, если у предприятия возникает потребность в презентации того или иного продукта, его информационном продвижении, то мы готовы вести диалог о сотрудничестве в этом направлении.

– Много людей не только редко ходят в театр, но и воинственно утверждают, что театр – вчерашний день и трата времени. Зачем предпринимателю регулярно ходить в театр?

– Достижению успеха в любой работе мешает узость горизонта, наличие границ. Культурный багаж человека является тем инструментом, который не знает границ. Поэтому его пополнение – это необходимость для растущего специалиста.

Посещение театра приучает к восприятию разных культур и служит важным источником вдохновения. Это способ поддержания и пополнения вашей творческой гибкости. Чем больше пьес Вы посмотрите, узнаете людей, тем будете лучше как предприниматель.

В театре Вы сопереживаете, а сопереживание делает человека лучше и богаче.

– Что для Вас самое важное в театре?

– В искусстве театра для меня важны две позиции: искренность и ненавязчивость. Зритель должен проникнуться искренностью рассказа и рассказчиков со сцены.

И, в то же время, этот рассказ не должен быть агрессивным, навязчивым для него. Игра актеров должна провоцировать любопытство публики, «цеплять» её. Актер не может играть для актёра.

Потому что оценкой его мастерства может быть только степень «проникновения» в обычного, неподготовленного зрителя.

– Вы говорите о ненавязчивости, неподготовленном зрителе, но Ваш театр разрабатывает специальные программы для зрителей.

– Созданные нами программы – для юного зрителя, для школьников, для семейного посещения – не направлены на подготовку «профессионального зрителя», это своеобразная предподготовка культурной аудитории. Мы информируем, ориентируем его. Вот такой-то драматург жил в такое интересное время, писал для детей о том-то и так-то: может быть, Вам интересно придти с ребенком на спектакль по его пьесе?

– Как бы Вы сформулировали соотношение «сцена – публика»?

– Во-первых, я бы его уточнил: сцена-публика-сцена. Сцена – это пространство, в котором зрителю выпукло явлена связь между людьми, с окружающим миром, между различными объектами. Театральная форма дает публике возможность воспринять всё это как личный опыт.

Очень важный опыт. С другой стороны, как только спектакль появляется «на публике», то и я, и актеры, и все создатели-участники спектакля получают отзывы и мнения зрителей, критиков, экспертов. Так вот для нас это тоже важный опыт, побуждающий задуматься.

– Главный продукт театра – спектакль. Когда Вы начинаете работать над пьесой, на что Вы делаете акцент?

– Мне важно найти в пьесе место, из «которого видно как можно больше». Тогда приходит понимание этой пьесы как неординарного текста. Мои задачи как постановщика можно сформулировать в виде противоречий: должно быть просто и, одновременно, сложно; ново – и узнаваемо; серьёзно – и весело.

Отсюда и ответы (постановки) выглядят миксами контрастов и противоположностей. Как в жизни. Поэтому меня так увлекла последняя работа театра над пьесой современного итальянского драматурга Манлио Сантанелли «Королева-мать». Кстати, драматург и его супруга прилетели в апреле в Москву на премьеру «Королевы».

Безопасный мощный препарат сиалис 5мг принесет вам максимум пользы.

– По приглашению театра?

– Прежде всего, сам Манлио Сантанелли изъявил такое желание, узнав о нашей работе. Это тем более приятно, тем более приятно, так как на сегодняшний день не менее пяти театров Европы играют его пьесы, а он хочет познакомиться именно с нашим театром.

– Таким образом, итальянский автор познакомится не только с коллективом театра «Сопричастность», но и с русской публикой. Что такое русский зритель?

– Русский зритель – проекция русского человека. Для гражданина России наличие огромной территории, множества людей, говорящих на разных языках, разные религии делают наиболее важным ценность качеств самого человека, а не его веру, национальность, количество денег.

То, что говорил в свое время Достоевский о всемирной отзывчивости русского человека – далеко не пустой звук. Русский человек лишен безразличия, он всегда «наготове» душевно и эмоционально отнестись к другому. Поэтому и театр в России так легко вписывается в ментальность народа.

Поэтому-то театр в России нужно всемерно поддерживать, ибо здесь эта черта русского человека, столь редкая в мире и очень ценная, и изливается, и пополняется!

– В чем заключается успех спектакля?

– Театр – это синтез искусств, который нельзя достичь без баланса его составляющих. Успех спектакля – именно в балансе и во вложенных пропорциях. Ничего не должно быть упущено, ничем нельзя пренебрегать в достижении гармонии. Отсюда столь трогательно для меня понятие дома. Театр – это дом культуры. Ныне часто слышимое «центр культуры» просто ипостась понятия «дом».

– Свободны ли Вы в выборе репертуара? И как Вы понимаете свободу художника?

– Чтобы быть свободным, надо имеет осознанную цель, т.е. смысл жизни. Отсутствие цели позволяет другим легко сбить тебя в любой художественной ситуации. Поэтому выбор пьесы всегда в поле ответственности самого режиссера.

В своих постановках я стремлюсь воплотить всё, что сам, прежде всего, считаю ценным. Я хочу дать публике больше, чем просто удовольствие.

Мне хотелось бы, чтобы зрители чувствовали: в этих спектаклях и есть весь мир, в котором они живут, страдают и наслаждаются.

– Есть ли у Вас какое-нибудь заветное желание?

– Мне очень хочется, чтобы человек чаще покупал билет в театр в подарок, чтобы порадовать других.

(Газета «Московский предприниматель», № 5 (37), май 2008 г.)

Источник: //soprichastnost.ru/?p=1680

Законовед
Добавить комментарий