Как провести экспертизу медицинских услуг?

Положение по экспертизе качества медицинской помощи – Городская клиническая больница скорой медицинской помощи города Ставрополя

Как провести экспертизу медицинских услуг?

Итоги реализации мероприятий по проведению независимой оценки качества

оказания медицинских услуг Общественным советом от 23.09.2016

1. Общие положения

1.1. Целью осуществления ведомственного контроля качества медицинской помощи явля­ется обеспечение прав пациентов на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадровых и материально-технических ресурсов здравоохранения и применения современных медицинских технологий.

1.2. Объектом контроля является медицинская помощь, представляющая собой комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, проводимых по определенной технологии с целью достижения конкретных результатов.

1.3. Система ведомственного контроля качества медицинской помощи включает следую­щие элементы:

  • оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов лечеб­но-профилактического учреждения;
  • экспертиза процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам;
  • изучение удовлетворенности пациентов oт их взаимодействия с системой здравоохранения;
  • расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;
  • выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие к повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи;
  • подготовка рекомендаций для руководителей лечебно-профилактических учреждений и органов управления здравоохранением, направленных на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской по­мощи;
  • выбор наиболее рациональных управленческих решений и проведение оперативных коррегируюших воздействий;
  • контроль за реализацией управленческих решений.

2. Организация и порядок проведения ведомственного контроля качества медицинского помощи.

2.1.

Ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется экспертным путем должностными лицами лечебно-профилактических учреждений и органов управления здравоохранением, клинико-экспертными комиссиями и главными штатными и внештатными специалистами всех уровней здравоохранения. В необходимых случаях для проведения экспертизы могут привлекаться сотрудники ВУЗов, научных центров, НИИ и других учреждений на договорной основе.

2.2. Экспертиза качества медицинской помощи является функцией заведующих подразделениями (первая ступень экспертизы), заместителей руководителя учреждения по клинико-экспертной работе, лечебной работе, хирургии, терапии, акушерству и гинекологии (вторая ступень экспертизы), врачебной комиссии учреждения (третья ступень экспертизы).

2.3. Экспертиза процесса оказания медицинской помощи проводится по отдельным закон­ченным в данном подразделении случаям. Экспертиза, как правило, проводится по медицинской документации (медицинской карте стационарного больного). При необходимости может быть проведена и очная экспертиза.

2.4. Экспертному контролю обязательно подлежат:

  •  случаи летальных исходов;
  •  случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений;
  •  случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;
  •  случаи повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение го­да;
  •  случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения (или временной нетрудоспособности);
  •  случаи с расхождением диагнозов;
  •  случаи, сопровождавшиеся жалобами пациентов или их родственников.

Все прочие случаи оказания медицинской помощи должны иметь одинаковую возмож­ность быть подвергнутыми экспертной оценке, что обеспечивается статистическим методом «случайной» выборки.

2.5.

В течение месяца заведующий стационарным подразделением проводит экспертизу и 100% законченных случаев, заместители руководителя учреждения по клинико-экспертной ра­боте, лечебной работе, хирургии, терапии, акушерству и гинекологии – не менее 30 экспертиз в течение квартала. Объем работы врачебной комиссии определяется задачами в области обеспе­чения качества и эффективности медицинской помощи, поставленными как данным лечебно- профилактическим учреждением, так и вышестоящими органами управления здравоохранени­ем.

2.6. Экспертиза качество медицинской помощи конкретному больному предусматривает сопоставление ее со стандартами, которые, как правило, содержат унифицированный набор и объем диагностических и лечебных мероприятий, а также требования к срокам и результатам лечения при конкретных нозологических формах болезней.

Ведущая роль при экспертизе качества медицинской помощи принадлежит заключению эксперта, который кроме выполнения стандартов учитывает все особенности данного индивидуального случая.

 2.7. Эксперт по время проведения экспертизы качества лечебно-диагностического процес­са:

  • в обязательном порядке оценивает полноту и своевременность диагностических мероприятий, адекватность выбора и соблюдение лечебных мероприятий, правильность и точность постановки диагноза;
  • выявляет дефекты и устанавливает их причины;
  • готовит рекомендации по устранению и предупреждению выявленных недостатков; 

2.8. На каждый случай экспертной оценки заполняется «Карта оценки качества медицин­ской помощи». В результате их статистической обработки рассчитываются показатели, харак­теризующие качество и эффективность медицинской помощи. 

Результаты экспертизы зав. отделением фиксирует в журнале учета экспертизы КМП с указанием выявленных дефектов.

По итогам экспертизы КМП ежеквартально составляется сводный отчет с указанием ха­рактера и количества выявленных дефектов.

2.9. Изучение удовлетворенности медицинской помощью проводится согласно разрабо­танным анкетам.

3. Порядок оценки деятельности лабораторной службы

3.1. Оценка работы коллектива лабораторной службы осуществляется ежемесячно по пре­тензиям клинических отделений и ежеквартально по сопоставлению результатов за квартал с моделью конечных результатов.

3.2. Обоснованными жалобами на работу лаборатории считаются:

  • грубость персонала
  • недостоверность данных
  • несвоевременность выполнения анализов (анализы, поступающие после 11 часов, должны быть выполнены в течение 2-3 часов)
  • невыполнение анализов по вине работников лаборатории

Все конфликтные ситуации рассматриваются ВК.

4. Оценка качества работы отделений параклиники

  • Отделение функциональной диагностики.
  • Рентген-диагностическое отделение.
  • Физиотерапевтическое отделение.
  • Приемное отделение.
  • Патологоанатомическое отделение.
  • Эндоскопическое отделение.

4.1. Оценка качества вышеописанных отделений осуществляется по системе претензий. Карта претензий заполняется заведующим клинических отделений.

4.2. Претензиями считаются:

  •  недостоверные данные, приведшие к повторным и дополнительным исследованиям;
  •  необоснованный отказ или несвоевременное проведение исследований;
  •  несвоевременное обеспечение лечебного процесса процедурами, иссле­дованиями;
  •  осложнения во время и после проведения всех видов пособий (анестезиологических, эндоскопических и др.).

После заполнения карта претензий подписывается заведующим клиническим отделением и представляется ВК.

5. Стандарты качества консультативного приема

5.1. Стандарты качества консультативного приема оценивается в 1.

5.2. Отклонение от стандарта качества определяет дефекты, каждый из которых оценивается:

  • Отсутствие развернутого клинического диагноза с отражением стадии, фазы, локализа­ции, нарушений функций, наличии осложнений.
  • Несоответствие лечебных, реабилитационных, трудовых рекомендаций поставленному диагнозу.
  • Несоответствие поставленного диагноза клинико-диагностическим данным.
  • Отсутствие ответа консультанта на поставленный вопрос.
  • Непринятие мер к установлению окончательного диагноза (не привлечены необходимые специалисты, не создан консилиум, больной не госпитализирован и т.д.)
  • Необоснованный отказ в госпитализации.
  • Повторная явка из-за некачественного проведения консультации (пропущен, диагноз, несвоевременная госпитализация и т.д.).

5.3. Сумма дефектов вычитается из единицы. Разница определяет качество лечения, оценку качества консультации данного больного. Сумма оценок качества лечения больных, закончивших консультацию, позволяет оценить качество работы врача-консультанта за определен­ный период в числовом выражении от 1 до 0.

Зам. главного врача по направлению осуществляет контроль за качеством консультативного приема выборочно по 25-30% закончивших случаев.

Источник: //stavgkbsmp.ru/Pages/examination_of_quality

Этапы внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг

Как провести экспертизу медицинских услуг?

>

Этапы внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг
 

1.Этапы экспертизы качества медицинских услуг:

1) анализ учетной и отчетной документации субъекта здравоохранения проводится с целью сравнительного анализа показателей деятельности субъекта здравоохранения за определенный период работы, с показателями за предыдущий период работы, а также с республиканскими и областными показателями состояния здоровья населения;

2) проведение клинического аудита путем изучения подробного ретроспективного и/или текущего анализа проведенных лечебно-диагностических мероприятий на предмет их соответствия установленным стандартам в области здравоохранения;

3) определение степени удовлетворенности граждан уровнем и качеством оказываемой медицинской помощи проводится путем анкетирования пациентов и (или) их родственников и по количеству обоснованных обращений граждан на деятельность субъекта здравоохранения;

4) анализ и обобщение результатов экспертизы качества медицинских услуг;

5) принятие мер, направленных на устранение и предупреждение выявленных недостатков по результатам экспертизы качества медицинских услуг.

2.Экспертиза качества медицинских услуг осуществляется путем проведения:

1) текущего анализа, в ходе которого изучается медицинская документация пациентов, получающих медицинскую помощь, на момент проведения экспертизы качества медицинских услуг, при необходимости с осмотром пациента;

2) ретроспективного анализа, в ходе которого изучаются медицинская документация пациентов, получивших медицинскую помощь, на момент проведения экспертизы качества медицинских услуг.

3. При проведении анализа медицинской документации оценивается:

1) качество сбора анамнеза;

2) полнота и обоснованность проведения диагностических исследований;

3) правильность, своевременность и обоснованность выставленного клинического диагноза в течение первых 3 дней с учетом результатов проведенных исследований на догоспитальном этапе;

4) обоснованность нахождения на лечении, получения медицинской помощи в данной форме (амбулаторно-поликлинической, стационарной, стационарозамещающей);

5) своевременность и качество консультаций специалистов;

6) объем, качество и обоснованность проведения лечебных мероприятий, в том числе диспансерных, профилактических и реабилитационных.

7) развитие осложнений после медицинских вмешательств;

8) достигнутый результат;

9) удовлетворенность качеством оказанной медицинской помощи;

10) качество ведения медицинской документации.

На уровне амбулаторно-поликлинической помощи дополнительно оцениваются диспансерные, профилактические и реабилитационные мероприятия.

4. Качество сбора анамнеза оценивается по четырем критериям:

1) отсутствие сбора анамнеза;

2) отсутствие системности сбора с частичными или полными упущениями по основным составляющим (аллергологическая часть, гемотрансфузионная часть, перенесенные заболевания, лекарственная часть, отягощенная наследственность);

3) при полном сборе анамнеза отсутствие выделения существенных деталей, имеющих важное значение в трактовке данного случая;

4) некачественный сбор анамнеза явился причиной тактических ошибок, повлекших возникновение осложнений.

В случаях крайней тяжести состояния пациента или пребывания его в бессознательном состоянии качество сбора анамнеза не учитывается.

5. При оценке соответствия диагностических исследований учитываются пять критериев:

1) диагностические мероприятия и обследования не проводились;

2) диагностические мероприятия имеют неправильную трактовку или отсутствуют, что приводит к неправильной постановке диагноза и подбору тактики лечения;

3) не проведены диагностические исследования, предусмотренные протоколами диагностики и лечения заболеваний;

4) имеется чрезмерный набор диагностических процедур и дополнительных исследований с высоким, неоправданным риском для состояния здоровья пациента;

5) имеется чрезмерный набор диагностических процедур и дополнительных исследований, приведший к необоснованному удлинению сроков лечения, удорожанию стоимости лечения, и не принесший информацию для постановки правильного диагноза.

Объективные причины не проведения диагностических процедур и мероприятий, необходимых в соответствии с требованиями протоколов диагностики и лечения заболеваний, такие, как отсутствие оборудования, недостаточная квалификация врача, затруднение проведения диагностических исследований из-за крайней тяжести состояния больного и экстренных показаний к реанимационным мероприятиям или оперативному пособию, отражаются в результатах экспертизы качества медицинских услуг. Проводится оценка влияния невыполнения стандарта по обследованию на последующие этапы осуществления медицинской помощи.

6. Оценка правильности и точности постановки клинического диагноза проводится по четырем критериям:

1) диагноз поставлен неправильно или отсутствует, в том числе диагноз неполный, не соответствует международной классификации болезней или общепринятым классификациям;

2) не выделен ведущий патологический синдром, определяющий тяжесть течения заболевания, не распознаны сопутствующие заболевания, а также осложнения;

3) диагноз правильный, но неполный, не выделен ведущий патологический синдром, хотя выделены осложнения, но не распознаны важные для исхода сопутствующие заболевания;

4) диагноз основного заболевания правильный, однако, не диагностированы сопутствующие заболевания, важные для результата лечения.

Объективные причины неправильной и (или) несвоевременной диагностики, такие, как атипичное течение основного заболевания, завуалированное наличие тяжелого сопутствующего заболевания, редко встречающиеся осложнения и сопутствующие заболевания, отражаются в результатах экспертизы качества медицинских услуг. Проводится оценка влияния неправильной и (или) несвоевременной постановки диагноза на последующие этапы осуществления медицинской помощи.

7. Оценка своевременности и качества консультаций специалистов осуществляется по четырем критериям:

1) консультации не проведены, что привело к ошибочной трактовке симптомов и синдромов, которые отрицательно повлияли на исход заболевания;

2) консультации проведены вовремя, но мнение консультанта не учтено при постановке правильного диагноза, что частично повлияло на исход заболевания;

3) консультации проведены вовремя, мнение консультанта учтено при определении правильного диагноза, но не выполнены рекомендации консультанта по лечению, что частично повлияло на исход заболевания;

4) мнение консультанта ошибочно, что повлияло на исход заболевания.

В случаях проведения консультаций с опозданием, проводится оценка объективности причин несвоевременной консультации и влияния несвоевременной постановки диагноза на последующие этапы оказания медицинской помощи.

8. Оценка назначенных лечебных мероприятий проводится по следующим критериям:

1) отсутствие лечения при наличии показаний;

2) лечение назначено без показаний;

3) при лечении назначены малоэффективные лечебные мероприятия без учета особенностей течения заболевания у данного пациента, сопутствующих заболеваний, осложнений;

4) лечебные мероприятия выполнены не полностью, без учета функциональной недостаточности органов и систем, особенностей механизма действия лекарственных веществ;

5) преждевременное прекращение лечения при недооценке клинического эффекта и/или утяжелении течения заболевания, кроме документально оформленных случаев прекращения лечения по инициативе пациента;

6) несоблюдение требований нормативных правовых актов в области здравоохранения, в том числе значительное отклонение от протоколов диагностики и лечения заболеваний, наличие полипрагмазии без тяжелого побочного действия лекарств и развития нового патологического синдрома;

7) несоблюдение нормативных правовых актов в области здравоохранения, в том числе полное отклонение от требований протоколов диагностики и лечения заболеваний, наличие полипрагмазии, приведшее к развитию нового патологического синдрома и ухудшению состояния пациента.

При оценке лечебных мероприятий учитывается и отражается в результатах экспертизы качества медицинской помощи наличие обстоятельств, создающих затруднение или невозможность проведения эффективных лечебных мероприятий, и оказавших или способствовавших оказанию влияния на исход заболевания.

9.

При проведении экспертизы качества медицинской помощи на уровне стационара проводится оценка обоснованности отказов в госпитализации, оценка качества оказания медицинской помощи в приемных отделениях стационаров, наличие преемственности со станциями (отделениями) скорой помощи, доступности населения к стационарной помощи. На уровне амбулаторно-поликлинической помощи проводится оценка доступности медицинской помощи для пациентов, организация работы регистратуры.

10. Оценке качества медицинской помощи подлежат возникшие осложнения и осложнения, обусловленные низким техническим качеством исполнения операции, послеоперационные осложнения, являющиеся следствием выполнения хирургических манипуляций и применения других методов исследования.

11. Качество ведения медицинской документации определяется по наличию, полноте и качеству записей в соответствии с формами первичной медицинской документации организаций здравоохранения, утвержденными уполномоченным органом в области здравоохранения.

В ходе проведения экспертизы качества медицинских услуг оценивается оформление информированного согласия пациента на проведение инвазивных вмешательств, отказа от предлагаемого лечения, а также обоснованность непроведения патологоанатомического исследования, за исключением случаев, установленных пунктом 2 статьи 56 Кодекса.

12. Диспансерные мероприятия оцениваются исходя из их влияния на состояние больного, частоту возникновения обострений заболевания, их тяжесть и длительность с точки зрения своевременности, регулярности врачебных осмотров, проведенного лабораторного и инструментального обследования, назначения профилактического лечения, по следующим критериям:

1) кратность диспансерного наблюдения;

2) качество обследования и соответствие видов обследований утвержденным протоколам диагностики и лечения заболеваний, обоснованности проведения лабораторно-диагностических исследований, не вошедших в протоколы;

3) качество лечения и соответствие назначенного лечения протоколам диагностики и лечения заболеваний, утвержденным уполномоченным органом в области здравоохранения;

4) при направлении на госпитализацию наличие показаний к стационарному лечению;

5) наблюдение после выписки из стационара;

6) наличие продолжения лечения в том случае, если больной был направлен на стационарное лечение, но в стационар не поступил;

7) статистические данные достоверности снятия с учета в связи с выздоровлением.

13.

Профилактические (скрининги, вакцинация, диспансеризация детей первого года жизни, наблюдение за беременными, мероприятия по планированию семьи) и реабилитационные мероприятия оцениваются с учетом наличия показаний к их проведению, своевременности проведения, уровня первичного выявления заболеваний, принятых мер по результатам медицинского осмотра, выполнения комплекса оздоровительных мероприятий, результатов оздоровления.

14. Оценка профилактических мероприятий за детьми до 5 лет проводится по следующим критериям:

1) соблюдение сроков наблюдения за детьми и полнота осмотров специалистами;

2) своевременность рекомендаций по уходу и вскармливанию;

3) адекватность рекомендаций по уходу и вскармливанию в соответствии с принципами интегрированного ведения болезней детского возраста и развития детей раннего возраста;

4) соблюдение календаря профилактических прививок;

5) наличие контроля за состоянием здоровья ребенка после проведения прививки;

6) обоснованность медицинских отводов.

15. Оценка профилактических мероприятий за беременными женщинами проводится по следующим критериям:

1) сроки взятия на учет и динамика наблюдения по беременности;

2) полнота и эффективность обследования, включая наличие пренатального скрининга;

3) своевременность диагностики осложнений беременности и экстрагенитальной патологии, в том числе наличие консультаций профильных специалистов с целью выявления экстрагенитальной патологии;

4) соответствие группы риска беременной женщины запланированному уровню госпитализации;

5) обеспечение беременных женщин лекарственными препаратами на бесплатной и (или) льготной основе.

16. Оценка достигнутого результата проводится по следующим критериям:

1) достижение ожидаемого клинического эффекта при соблюдении технологии оказания медицинской помощи;

2) отсутствие клинического эффекта лечебных и профилактических мероприятий вследствие некачественного проведения диагностических мероприятий (неполный сбор анамнеза, отсутствие или неправильная интерпретация результатов обследования, установление неправильного или неточного диагноза);

3) не достигнут ожидаемый клинический эффект вследствие проведения малоэффективных лечебных, профилактических мероприятий без учета особенностей течения заболевания у данного пациента, сопутствующих заболеваний, осложнений, особенностей механизма действия лекарственных веществ;

4) наличие полипрагмазии, обусловившее развитие нежелательных последствий.

17. По завершению экспертизы качества медицинских услуг, при отклонении оказания медицинской помощи классифицируются и делаются выводы:

1) о соответствии (несоответствии) оказанной медицинской помощи требованиям действующего законодательства Республики Казахстан в области здравоохранения;

2) о предоставлении пациенту бесплатной медицинской помощи в объеме, гарантированном государством;

3) о наличии оснований для применения мер дисциплинарного и (или) административного воздействия с указанием конкретных лиц.

Ссылка: Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 декабря 2011 года № 1577 Об утверждении Правил организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг

Источник: //online.zakon.kz/document/?doc_id=31482928

Экспертиза при неоказании медицинской помощи, определение качества и объема медицинской помощи

Как провести экспертизу медицинских услуг?

Экспертиза при неоказании медицинской помощи, определение качества и объема медицинской помощи представляют собой судебно-медицинские исследования, предназначенные для оценки действия медицинских работников и выполнения ими своих профессиональных обязанностей.

Так как деятельность врачей часто связана с сохранностью человеческой жизни, на них возлагаются определенные обязанности, в том числе – необходимость оказания врачами посильной помощи, если это возможно.

Из-за несоответствия врачебных действий букве закона возбуждается большое количество уголовных дел, так или иначе связанных с недобросовестно оказанной медицинской помощью или с отказом от оказания помощи вообще.

Длительное время Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривал ответственности за предоставление медицинских услуг ненадлежащего качества.

В настоящее время в Уголовном кодексе присутствует статья, предполагающая ответственность медицинского работника за причинение тяжкого вреда здоровью, причинение вреда здоровью средней степени тяжести, а также за действия (или бездействие), приведшие к смерти больного.

Данный факт, собственно, и явился причиной большого количества возбуждаемых судебных дел, что, в свою очередь, привело к значительной востребованности данного вида исследования.

Судебное решение по делам о неоказании медицинской помощи, а также предоставления медицинских услуг ненадлежащего качества или не в полном объеме во многом зависит от результатов проведенной судебно-медицинской экспертизы.

Результат экспертизы во многом зависит от компетентности эксперта и его опыта проведения подобных исследований.

Данный вид экспертизы может быть осуществлен как в государственном экспертном бюро, так и в негосударственном экспертном центре, специализирующемся на выполнении подобных экспертиз.

Выбор опытного эксперта, обладающего достойной репутацией в данной области, способствует получению достоверного экспертного заключения.

Экспертиза при неоказании медицинской помощи

Неоказанием медицинской помощи считается бездействие врача в отношении больного, то есть полный отказ от предоставления помощи. В современной судебной и экспертной практике выделяют следующие критерии, достаточные для возбуждения дела по факту неоказания медицинской помощи:

  • Юридическая обязанность медицинского работника оказать профессиональную помощь.
  • Наличие реальной возможности данную помощь оказать.
  • Уклонение медицинского работника от оказания профессиональной помощи при игнорировании возможности и юридической обязанности оказания посильной медицинской помощи.

Таким образом, лица, имеющие квалификацию медицинских работников, находящиеся при исполнении своих должностных обязанностей, обязаны оказывать больным необходимую медицинскую помощь.

Довольно часто случается так, что отказ в оказании профессиональной медицинской помощи мотивируется отсутствием у нуждающегося в ней человека документов или полиса медицинского страхования.

Тем не менее, в ряде случаев медицинская помощь оказывается больному вне зависимости от наличия у него каких-либо бумаг. К таким ситуациям относятся инфекционные заболевания, включая такие, как менингит, энцефалит и пр.

, острые и хронические кровотечения, необходимость в срочном хирургическом вмешательстве. Иными словами, если речь идет о спасении жизни человека, медицинские работники обязаны оказать ему помощь.

Еще одно частой причиной отказа от оказания медицинской помощи называется пребывание человека в условиях, не соответствующих требованиям санитарно-гигиенических норм. Однако, если врач физически имеет доступ к больному, он обязан его лечить.

Иначе врач несет ответственность за неоказание медицинской помощи.

Множество громких дел в данной области связаны с отказом медицинского работника лечить больного из-за неприятного запаха в квартире, несоблюдения больным элементарных правил личной гигиены, отсутствия у больного места жительства и так далее.

Экспертиза при неоказании медицинской помощи устанавливает все три компонента, составляющие суть данного понятия, а именно – обязанность и возможность оказания помощи, а также отсутствие факта выполнения врачом его профессиональных обязанностей. Исследование проводится по назначению суда в ходе возбужденного процесса по данной причине.

Судебные разбирательства также возбуждаются по факту неоказания медицинской помощи застрахованным лицам в специализированных медицинских учреждениях. Основанием для решения дела в судебном порядке является нанесение вреда здоровью больного, а также последовавшая за неоказанием помощи смерть обратившегося.

Неоказание медицинской помощи нуждающемуся при наличии объективной возможности это сделать подрывает устои врачебного дела, формирующиеся не одну тысячу лет. Нежелание медицинского работника выполнять свои непосредственные профессиональные обязанности, базирующееся на каких-то личных мотивах и предпочтениях, является уголовно наказуемым проступком.

Определение качества и объема медицинской помощи

Оценка качества оказываемой медицинской помощи относится к самым трудоемким судебно-медицинским исследованиям вследствие сложной процедуры определения данного показателя.

Уровень качества оказываемой медицинской помощи базируется на многих факторах, начиная от степени оснащенности медицинского учреждения и заканчивая компетентностью работающего в нем персонала.

Вопрос о ненадлежащем качестве оказанной медицинской помощи возникает в том случае, когда уровень медицинских услуг не соответствует современным требованиям. Множество гражданских судебных дел возникает в случае халатности медицинских работников и пренебрежения своими обязанностями.

В ходе данной экспертизы устанавливается, насколько профессионально и своевременно пострадавшему была оказана помощь. Кроме того, исследование устанавливает объем оказанной помощи – то есть перечень выполненных процедур и соответствие этого перечня нормативам лечения данного конкретного заболевания.

Методика определения качества оказанной медицинской помощи базируется на выполнении следующих мероприятий:

  • Исследование реальных действий врача.
  • Сопоставление действий врача и современных представлений о том, какие они должны быть.
  • Анализ индивидуальных характеристик пострадавшего, а также конкретных обстоятельств оказания медицинской помощи.

Процедура осуществления экспертизы по определению качества и объема медицинской помощи состоит из трех основных этапов:

  • Установление факта совершенных врачебных ошибок.
  • Медицинское обоснование совершенных врачебных ошибок.
  • Выяснение причин возникновения врачебных ошибок и составление рекомендаций по предотвращению врачебных ошибок с учетом выявленных причин.

Процедура осуществления экспертизы при неоказании медицинской помощи, определения качества и объема медицинской помощи

Судебно-медицинская экспертиза при неоказании медицинской помощи, определения качества и объема медицинской помощи производится по постановлению судебных органов, а также органов следствия и дознания.

При получении соответствующего постановления эксперт определяет цели и задачи предстоящего исследования.

Также составляется перечень вопросов, на которые должен ответить эксперт в процессе осуществления исследования.

На следующем этапе эксперт знакомится со всеми имеющимися материалами дела. Для проведения данной экспертизы специалисту представляют всю медицинскую документацию, а также – при необходимости – следственные данные. Эксперт тщательно изучает документы, проводит ряд дополнительных исследований, после чего переходит к составлению экспертного заключения.

Экспертное заключение – главный документ, который подписывается экспертом и имеет доказательную силу в суде. Эксперт несет персональную ответственность за содержащиеся в заключении данные.

В данный документ заносится подробное описание всех выполненных специалистом действий, список изученных документов и все экспертные выводы.

Впоследствии эксперт может быть вызван в суд для дачи показаний с целью объяснения выполненных им действий и обоснования сделанных выводов.

Правовая база для производства экспертизы при неоказании медицинской помощи, определения качества и объема медицинской помощи

Часть 2 статьи 109 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение должностным лицом своих непосредственных профессиональных обязанностей, повлекшее смерть человека, в том числе за неоказание врачами и другими медицинскими работниками профессиональной помощи.

Часть 2 статьи 118 УК РФ предписывает уголовную ответственность за ненадлежащее исполнение должностным лицом своих прямых обязанностей, повлекшее за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или вреда здоровью средней тяжести. Действие данной статьи распространяется в том числе на медицинских работников, оказавших профессиональную помощь ненадлежащего качества или в недостаточном объеме.

Вопросы, на которые отвечает специалист в процессе производства экспертизы при неоказании медицинской помощи, определении качества и объема медицинской помощи

  • Была ли у медицинского работника объективная возможность для оказания медицинской помощи пострадавшему?
  • Находился ли медицинский работник при исполнении своих служебных обязанностей?
  • Наступила ли смерть пострадавшего в результате неоказания медицинским работником профессиональной помощи?
  • Вред здоровью какой степени тяжести был нанесен здоровью пострадавшего в результате ненадлежащего качества оказанной медицинской помощи?
  • Вред здоровью какой степени тяжести был нанесен здоровью пострадавшего в результате оказанной медицинской помощи в неполном объеме?
  • Какова декларируемая медицинским работником причина отказа от оказания медицинской помощи пострадавшему?
  • Был ли отказ от оказания медицинской помощи со стороны медицинского работника произвольным и добровольным?
  • Соответствует ли проведенное лечение правилам, стандартам и методикам оказания подобной медицинской помощи?
  • Вызваны ли данные нарушения здоровья и другие последствия с некомпетентными действиями медицинского работника?
  • Является ли нанесенный вред здоровью результатом оказания медицинской помощи ненадлежащего качества (в неполном объеме)?
  • Какие нежелательные последствия вызвало несвоевременное оказание медицинской помощи пострадавшему?
  • Какие дефекты здоровья были вызваны несвоевременным (неправильным) оказанием медицинской помощи или отказом от предоставления таковой?

Источник: //sudexpa.ru/expertises/ekspertiza-pri-neokazanii-meditcinskoi-pomoshchi-opredelenie-kachestva-i-obema-meditcinskoi-pomoshchi/

Независимая от закона медицинская экспертиза

Как провести экспертизу медицинских услуг?

21 марта на заседании общественного совета при МЗ обсуждался законопроект, посвящённый вопросам проведения экспертизы качества медицинской помощи, а также независимой экспертизы медицинской документации пациента.

Об этом сообщил уважаемый профессор Василий Викторович Власов. На сайте На сайте ОСДМ/ представлены комментарии Василия Викторовича на данный законопроект, который благодаря неимоверным усилиям думающей части участников был все-таки направлен на доработку.

Мы решили, в том числе про просьбе Василия Викторовича, дополнить данные им комментарии. Итак, разделим их на две части: независимая медицинская экспертиза медицинской документации пациента и экспертиза качества медицинской помощи

Независимая медицинская экспертиза медицинской документации пациента

  • Предлагается исключить из ФЗ № 323 норму о праве граждан на проведение независимой медицинской экспертизы (ч. 3 ст. 58). Конечно, положение о независимой медицинской экспертизе все эти годы было мертвее мертвого, поскольку Правительство РФ так и не удосужилось с 2012 года утвердить положение о независимой медицинской экспертизе. Но повод ли это совсем отменять данное положение? С другой стороны, законопроект предлагает другую «независимую» экспертизу. Попробуем разобраться с ее независимостью.
  • Законопроект устанавливает полномочие медицинских профессиональных некоммерческих организаций (МПНО) на проведение независимой экспертизы медицинской документации пациента. Как указано в проекте, независимая экспертиза МД пациента будет проводится в целях оценки качества оказанной ему медицинской помощи в соответствии с критериями оценки качества медицинской помощи, а также в целях установления возможной причинно-следственной связи между результатами оказанной пациенту медицинской помощи и состоянием его здоровья(ч. 1 ст. 76.1).
  • Стоит ли говорить о том, что такой подарок МПНО является скорее всего попыткой подсластить горькую пилюлю сдвига профассоциаций с плодородной поляны клинических рекомендаций (КР). Напомню, что Научно-практический совет Минздрава грузно водрузился над НМПО и рулит процессом разработки и утверждения ими КР. Но вернусь к сути независимой экспертизы, которую предполагается отдать на откуп МПНО.
  • Согласно законопроекту состав, последовательность, сроки выполнения действий и процедур, проводимых при осуществлении экспертизы медицинской документации пациента, требования к экспертам должны будут устанавливаться ассоциациями (союзом) медицинских профессиональных некоммерческих организаций. То есть вся процедурная часть будет регулироваться не законодателем, а самими МПНО. Хороша вольница, нечего сказать!
  • Сделаю маленькое дополнение – экспертиза будет проводится не любыми МПНО, а только соответствующими критериям, определенным частью 3 или 5 ст. 76 ФЗ № 323 (основанные на личном членстве врачей и объединяющие не менее 25 % от общей численности врачей на территории субъекта РФ). Поэтому уважаемые другие МПНО, не стоит раскатывать губу. Кусок жирного пирога рассчитан не на вас. В стране есть только одна вечно голодная МПНО, которой для достойного пропитания просто жизненно необходимо кушать, простите, и ртом и жопой.
  • Проводить экспертизу медицинской документации пациента предлагается за счет личных средств граждан или за счет средств иных физических или юридических лиц». Давай платные услуги, долой конкурентов! Похоже, что именно такой лозунг руководил помыслами лоббистов данной нормы. Монопольно отжать недюжинный кусок рынка платных услуг – дело без сомнения приятное. Однако, на мой взгляд, стоило хоть как-то подумать и о законности предполагаемой деятельности.
  • Проект предполагает, что независимой экспертиза является в том случае, если проводящий ее эксперт не находится в служебной или иной зависимости от медицинской организации, оказывавшей медицинскую помощь, а также от органов, организаций, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы медицинской документации пациента. Несмотря на все понимание актуальности проведения экспертизы самим профсообществом, не могу не поставить под сомнение соблюдение принципа независимости такой экспертизы. А как быть, если врачи, задействованные в оказании медицинской помощи пациенту (документация которого проходит экспертизу), являются членами этой самой МПНО? А как же уставные цели и задачи МПНО? Смею предположить, что они направлены на отстаивание интересов медицинских работников и медицинских организаций. Да и вообще странным кажется намерение пациента обратиться за независимой экспертизой в профильную медицинскую ассоциацию. Это такой же нонсенс, как если бы врач всерьез рассчитывал на независимую экспертизу в структуре пациентовского сообщества. Случаем не поэтому ли законодатель предполагал одновременно исключить и норму о праве граждан на проведение независимой медицинской экспертизы? Сказать правду – это своего рода даже уважение к пациентам.
  • Но самая борзость заключается в том, что согласно законопроекту такая экспертная деятельность допустима без лицензии или иной разрешительной процедуры допуска. А ведь фактически предполагаемая экспертиза подменяет собой судебно-медицинскую экспертизу, которая на сегодняшний день является лицензируемым видом медицинской деятельности. Обратите внимание, что одной из целей такой экспертизы является «установление возможной причинно-следственной связи между результатами оказанной пациенту медицинской помощи и состоянием его здоровья».А ведь в настоящее время, установление причинно – следственной связи между результатами оказания медицинской помощи и состоянием здоровья пациента (что фактически сопряжено с установлением вреда жизни или здоровью) является исключительной прерогативой судебно – медицинской экспертизы и относится к квалификационным полномочиям врача- судебно – медицинского эксперта (Приказ Минтруда России от 14.03.2018 № 144н). Врач – судебно – медицинский эксперт является медицинским работником, а, следовательно, осуществляет именно медицинскую деятельность, которая по закону подлежит лицензированию. В связи с чем совершенно не ясно, на каком основании предлагается возложить такое полномочие на экспертов профессиональных сообществ.

Источник: //kormed.ru/novosti/nezavisimaya-ot-zakona-medicinskaya-ehkspertiza/

Законовед
Добавить комментарий