Вопрос по поводу опеки и разрешений

Консультации по наиболее часто задаваемым  гражданами вопросам

Вопрос

Полагается ли какая-то оплата родителям-опекунам несовершеннолетнего ребенка, помимо ежемесячных пособий на его содержание. Если полагается, то всем или только неработающим?

Ответ

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно.

Одновременно с этим обращаем внимание на соответствующие статьи нового Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48 “Об опеке и попечительстве”, вступившего в действие с 1 сентября 2008 г. и предусматривающего возмездное исполнение обязанностей по договору.

Так, статьей 14 нового федерального закона устанавливается:

1.

Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

2. Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно.

При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3.

При установлении опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя относительно представительства и защиты прав и законных интересов подопечного возникают с момента принятия органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения договора об осуществлении опеки или попечительства.

Вопрос

Мы с мужем хотим удочерить ребенка, в банке данных нашли малышку, как нам узнать про нее больше информации и с чего начать при оформлении документов

Ответ

Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями с приложением следующих документов:

  • краткая автобиография;
  • справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;
  • копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
  • справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
  • медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;
  • копия свидетельства о браке (если состоят в браке).

Документы, перечисленные в подпунктах 2-4, действительны в течение года со дня их выдачи, а медицинское заключение о состоянии здоровья – в течение 3 месяцев.

Лицо, обращающееся с просьбой об усыновлении, должно предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – иной документ, удостоверяющий личность.

Для подготовки заключения о возможности быть усыновителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка.

На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители.

Отрицательное заключение и основанный на нем отказ, в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок с даты его подписания. Одновременно заявителю возвращаются все документы, и разъясняется порядок обжалования решения.

Вопрос

Я родила ребенка, будучи замужем. С отцом ребенка развелись, он не общается с ребенком и согласен написать отказ от него. Сыну три с половиной года. Три года я живу не в официальном браке,мой гражданский муж хочет усыновить моего сына. Насколько это возможно без заключения брака и какие документы для этого нужны?

Ответ

Без заключения брака усыновление Вашего ребенка гражданским мужем невозможно. В соответствии с пунктом 2 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Вопрос

Мой ребенок родился вне брака. В графе отец-прочерк. Я вышла замуж. Взяла фамилию мужа. А в августе родится второй ребенок. Муж усыновлять ребенка не хочет. Могу я без его согласия дать своему сыну сою нынешнюю фамилию, т.е. фамилию мужа?

Ответ

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 63 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ “Об актах гражданского состояния” при перемене фамилии одним из родителей фамилия их ребенка, не достигшего возраста четырнадцати лет, может быть изменена по соглашению родителей, а при отсутствии соглашения по указанию органа опеки и попечительства.

Вопрос

Подскажите, пожалуйста, могу ли я усыновить 4-летнего ребенка будучи незамужем и не работая (студентка). Моя семья готова содержать нас ближайший год до окончания моего обучения. И возможно ли усыновить с “подстраховкой” для ребенка, т.е. при усыновлении помимо приемной родительницы (меня), может ли быть опекун или другая форма заботы и контроля (моя мама, например).

Ответ

В соответствии с пунктом 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права.

Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, устанавливается Правительством Российской Федерации;

лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;

лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями, см. Приказ Минздрава РФ от 10.09.1996 N 332.

Пункт 2 указанной статьи гласит: Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Вопросы

1.

Скажите через какое время можно повторно обращаться за выдачей заключения о возможности быть приемным родителем? Дело в том что мне отказали сослались на то, что у меня нет стажа в воспитании детей, на курсы меня не отправили, просто отказали и все на этом.

2.За бездействие сотрудника в отношении моего заявления можно взыскать денежную компенсацию морального вреда? Дело в том, что сотрудник рассматривал мое заявление более 30 дней.

3.

При обжаловании заключения в суде нужно ли плать госпошлину, если да то сколько.

4. Обязан ли сотрудник опеки выдать вместе с заключением о невозможности быть приемным родителем выдать на руки акт обследования жилого помещения?

Ответ

1.

Законодательством данный срок не установлен. Однако, решение органа опеки и попечительства Вы вправе обжаловать в судебном порядке.

2.Согласно статье 16 Федерального закона от 02.05.06 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Источник: //www.usynovite.ru/bz/Advice.html

Организация деятельности органов опеки и попечительства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей

Вопрос по поводу опеки и разрешений

В соответствии с п.1 ст. 61, п. 2 ст. 65 Семейного Кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей; все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей, и с учетом мнения детей.

 
Разногласия и споры по всем вопросам воспитания, образования детей могут возникать между: 
– родителями, проживающими совместно;
– родителями, проживающими раздельно;
– родителями и близкими родственниками ребенка.

 

Действующим законодательством предусмотрен различный порядок участия органа опеки и попечительства в указанных категориях споров.

1. Порядок участия органа опеки и попечительства в разрешении разногласий по вопросам воспитания и образования детей между родителями, проживающими совместно.

Если родители, проживающие совместно, не могут прийти к взаимному согласию, они вправе обратиться за разрешением возникших разногласий в орган опеки и попечительства по месту своего жительства или в суд. 

Основаниями для таких обращений могут стать нанесение одним из родителей вреда психическому и физическому здоровью детей; пренебрежительное, грубое, унижающее человеческое достоинство детей обращение; оскорбление или эксплуатация детей; иные формы воспитания, применяемые в ущерб детям. 
При обращении в орган опеки и попечительства для разрешения разногласий родители (один из них) подают заявление с обоснованием своей просьбы и документы, подтверждающие необходимость разрешения возникших разногласий. Такими документами могут быть:
– письменное заявление ребенка, достигшего возраста 10 лет;
– медицинские документы, подтверждающие наличие отклонений в состоянии здоровья ребенка, нанесение одним из родителей психического и физического вреда здоровью ребенка;
– характеристика ребенка, составленная педагогами образовательного учреждения;
– иные документы.
К указанным документам родители представляют копию свидетельства о рождении ребенка, копию свидетельства о браке родителей или копию свидетельства об установлении отцовства;
Специалисты органа опеки и попечительства проводят обследование условий жизни и воспитания ребенка, одновременно беседуют с обоими родителями ребенка (по необходимости – с его близкими родственниками), самим ребенком (на уровне, соответствующем его возрасту) и составляют соответствующий акт.
С целью выяснения степени эмоциональной привязанности ребенка к каждому из родителей орган опеки и попечительства может направить ходатайство в психологическую службу о проведении психологического обследования ребенка и подготовке соответствующих рекомендаций.
После изучения представленных документов, условий жизни и воспитания ребенка, результатов психологического обследования ребенка орган опеки и попечительства проводит вторую беседу с обоими родителями и выдает им на руки письменное мотивированное заключение о возможности разрешения разногласий с указанием конкретных рекомендаций. Одновременно родителям разъясняется право обращения в суд, если разногласия не будут разрешены после обращения в орган опеки и попечительства.
Заключение органа опеки и попечительства о возможности разрешения разногласий между родителями по вопросам воспитания детей готовится в трех экземплярах в течение месяца со дня представления родителями (одним из них) документов. Каждому родителю выдается по одному экземпляру, один хранится в отделе опеки и попечительства вместе с другими документами по данному вопросу. 

2. Порядок участия органа опеки и попечительства в разрешении споров по вопросам определения места жительства ребенка с одним из родителей и осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

Родители, проживающие раздельно и пришедшие к взаимному согласию о месте жительства ребенка и о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающем отдельно от ребенка, вправе заключить об этом соглашение в письменной форме. Рекомендуется соглашение удостоверять нотариально. В соглашение могут быть внесены дополнения и изменения в установленном порядке.

Если родители не могут прийти к взаимному согласию, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства.
Орган опеки и попечительства по определению суда обязан провести обследование условий жизни ребенка и родителя, претендующего на его воспитание, и, в соответствии со ст. 78 Семейного кодекса РФ, представить суду акт обследования и основанное на нем письменное заключение по существу спора. 
Перечень документов, необходимый для представления в органы опеки и попечительства для подготовки заключения об определении места жительства ребенка с одним из родителей и круг обстоятельств, подлежащих изучению, не определены нормативно-правовыми документами. Принимая во внимание, что указанное заключение органов опеки и попечительства должно быть мотивированным, всесторонним, отвечающим интересам ребенка, при его вынесении учитываются следующие критерии: 
– степень участия каждого родителя в воспитании ребенка, 
– морально – нравственные качества родителей;
– привязанность ребенка к каждому из родителей;
– возраст ребенка;
– наличие братьев и сестер, опасность нанесения психологической травмы детям при их разделении;
– характер работы родителей (режим работы, наличие или отсутствие свободного времени; постоянная или временная работа; наличие длительных командировок и т.д.);
– присутствие в семье лиц (отчима, мачехи, других родственников), способных неблагоприятно повлиять на воспитание ребенка;
– наличие или отсутствие у родителей медицинских противопоказаний к осуществлению родительских прав и обязанностей;
– мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста;
– уровень материального положения каждого из родителей;
– жилищно-бытовые условия каждого из родителей.

При подготовке заключения об определении места жительства ребенка орган опеки и попечительства исходит из равенства прав и обязанностей родителей, отдавая предпочтение тому из них, кто может обеспечить наиболее благоприятные условия для воспитания ребенка, его нравственного, духовного, психического и физического развития.

При разрешении судебного спора об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (в частности, об определении порядка встреч с ребенком) орган опеки и попечительства также по определению суда готовит письменное мотивированное заключение об осуществлении родительских прав отдельно проживающим родителем. 

В заключении должны быть отражены выводы о целесообразности установления порядка осуществления родительских прав родителем, заявившим соответствующие требования в суде, и выражено мнение органа опеки и попечительства о том, отвечает ли интересам ребенка установление заявленного порядка. При подготовке заключения об установлении порядка осуществления родительских прав, как правило, учитываются:
– морально – нравственные качества родителя, обратившегося с заявлением об определении порядка осуществления своих родительских прав;
– привязанность ребенка к каждому из родителей;
– возраст ребенка;
– характер работы родителей (режим работы, наличие или отсутствие свободного времени; постоянная или временная работа; наличие длительных командировок и т.д.);
– присутствие в семье лиц (отчима, мачехи, других родственников), способных неблагоприятно повлиять на воспитание ребенка;
– отсутствие или наличие у заявителя медицинских противопоказаний к осуществлению родительских прав и обязанностей;
– мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста;
– жилищно-бытовые условия родителя, обратившегося с заявлением об определении порядка осуществления своих родительских прав.

Для исследования всех обстоятельств до подготовки заключения об определении места жительства ребенка с одним из родителей и заключения об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, специалист отдела опеки и попечительства проводит беседы с родителями несовершеннолетнего, самим несовершеннолетним (на уровне, соответствующем его возрасту), другими членами семьи; организует психологическое обследование ребенка, изучает жилищно-бытовые условия родителей несовершеннолетнего, при необходимости – других родственников. Результаты бесед, обследований оформляются соответствующими документами (актами).

Принимая во внимание, что орган опеки и попечительства действует по определению суда и имеет копию заявления родителя в суд, заявление в орган опеки и попечительства о подготовке заключения родителем не подается. Отдельное заявление может быть подано в случае, если родитель до судебного заседания намерен частично изменить свои исковые требования. Родители представляют в орган опеки и попечительства следующие письменные материалы:
– копию свидетельства о рождении ребенка;
– копию свидетельства о заключении либо о расторжении брака;
– копию свидетельства об установлении отцовства (если факт установления отцовства имеет место);
– бытовую и производственную характеристики;
– справки с места жительства;
– справки о заработной плате за предшествующий обращению год;
– по необходимости – другие документы (справки органов внутренних дел, справки из учреждений здравоохранения, справки и характеристики из учреждений образования и т.п.).
Заключение органов опеки и попечительства об определении места жительства ребенка с одним из родителей или об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, и акт обследования жилищно-бытовых условий ребенка представляются в суд. 
При наличии вновь вскрывшихся в ходе судебного заседания обстоятельств заключение может быть изменено в какой-либо части, либо отозвано по ходатайству представителя органа опеки и попечительства. В этом случае представитель органа опеки и попечительства вправе заявить ходатайство о предоставлении дополнительного времени для подготовки нового заключения. 

3.Порядок участия органа опеки и попечительства в реализации права на общение с ребенком близких родственников.

В соответствии со ст. 67 Семейного кодекса РФ близкие родственники (дедушки, бабушки, братья, сестры и другие родственники) имеют право на общение с ребенком.

В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним, орган опеки и попечительства может обязать родителей не препятствовать этому общению.
В данном случае близкие родственники обращаются в орган опеки и попечительства с заявлением об устранении препятствий к общению с ребенком, где предлагают свой вариант порядка общения с ребенком.
Орган опеки и попечительства проводит обследование жилищно-бытовых условий заявителя, составляет акт по установленной форме и приглашает на прием для совместной беседы родителей ребенка и подавших заявление близких родственников ребенка. При необходимости орган опеки и попечительства проводит беседу с ребенком, и оформляет результаты беседы соответствующим актом.
Для подготовки решения орган опеки и попечительства обязывает родителей предоставить копию свидетельства о рождении ребенка и справку о его регистрации по месту жительства (пребывания). Органы опеки и попечительства вправе ставить вопрос о представлении сторонами иных документов, необходимых для разрешения спора в интересах ребенка (в частности, характеристики).
По результатам проведенной работы орган опеки и попечительства выносит решение об устранении препятствий к общению близких родственников с ребенком. Решение издается в форме распоряжения главы администрации.
Если вынесение такого решения не отвечает интересам ребенка, орган опеки и попечительства вправе вынести решение об отказе близким родственникам в устранении препятствий к их общению с ребенком, которое также издается в форме распоряжения главы администрации. Одновременно заявителям разъясняется порядок обжалования решения об отказе.
Распоряжение главы администрации об устранении препятствий к общению близких родственников с ребенком, или постановление об отказе выносится в трех экземплярах, выдается родителям и заявителям, один экземпляр хранится в отделе опеки и попечительства вместе с документами по данному вопросу.
Если решение органа опеки и попечительства об устранении препятствий к общению близких родственников с ребенком не выполняется, близкие родственники или орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с соответствующим иском.

Споры о детях, связанные с их воспитанием, относятся к числу наиболее сложных, так как имеет место противостояние сторон – равных обладателей родительских прав и прав близких родственников, находящихся обычно в состоянии ожесточенного конфликта.

Противостояние между обладателями прав, предусмотренных семейным законодательством, осложняется тем, что «предметом» глубоких разногласий является ребенок со своими переживаниями, склонностями и привычками. Поэтому для разъяснения спорных вопросов могут быть привлечены специалисты, в частности, педагоги, психологи, медицинские работники.

Источник: //socchel.ru/organizaciya-deyatelnosti-organov-opeki-i-popechitelstva-pri-razreshenii-sporov-svyazannyh-s

Выдача предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок с имуществом подопечного

Вопрос по поводу опеки и разрешений

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) органами местного самоуправления, должностными лицами, муниципальными служащими органов местного самоуправления, в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ органа местного самоуправления, муниципального служащего органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган местного самоуправления. Жалобы на решения, принятые должностным лицом органа местного самоуправления, подаются в Правительство Санкт‑Петербурга.

Жалоба может быть направлена по почте, через МФЦ, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта органа местного самоуправления, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления, либо муниципального служащего органа местного самоуправления. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии) либо их копии, подтверждающие доводы заявителя.

Жалоба, поступившая в органы местного самоуправления, подлежит рассмотрению в следующие сроки:

  • в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации жалобы;
  • в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы в случае обжалования отказа органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений;
  • в иные сроки в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

По результатам рассмотрения жалобы орган местного самоуправления принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом местного самоуправления опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

При рассмотрении жалобы органом местного самоуправления гражданин имеет право:

  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  • получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
  • обжаловать принятое решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения обращения (жалобы).

Органы местного самоуправления, его должностные лица, муниципальные служащие органа местного самоуправления обязаны предоставить заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения (жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес Комитета по социальной политике Санкт‑Петербурга:

190000, г. Санкт‑Петербург, пер. Антоненко, д. 6;

телефон (812) 576‑24‑61, факс (812) 576‑24‑60;

e‑mail: ksp@gov.spb.ru.

Вице‑губернатор Санкт‑Петербурга, курирующий соответствующую отрасль:

191060, г. Санкт‑Петербург, Смольный;

телефон (812) 576‑44‑80, факс (812) 576‑7955.

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения МФЦ, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга:

191060, Смольный, Администрация Губернатора Санкт‑Петербурга;

e‑mail: ukog@gov.spb.ru;

телефон (812) 576‑70‑42.

Источник: //gu.spb.ru/188701/

Ребенок-собственник: если опека не разрешает…

Вопрос по поводу опеки и разрешений

По закону дети от 14 до 18 лет могут совершать сделки только с согласия своих законных представителей (родителей), а дети до 14 лет вообще не могут совершать сделки сами – за них действуют родители, за исключением специально перечисленных в законе случаев (ст. 26, ст. 28 ГК РФ).

При этом родители не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки (или давать согласие на их совершение), если в результате этого отчуждается или иным образом уменьшается имущество ребенка или ребенок отказывается от принадлежащих ему прав (п. 2 ст. 37 ГК РФ, ч. 2 ст. 20 и ч. 1 ст.

21 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве”).

Органы опеки и попечительства, проверяя законность сделки по отчуждению недвижимости, устанавливают, соответствует ли она интересам несовершеннолетнего и не ухудшаются ли условия проживания несовершеннолетнего, если он не является собственником в отчуждаемом жилом помещении, или не уменьшается ли его собственность в случае, если несовершеннолетний является собственником квартиры.

Разрешение на совершение сделки должно быть выражено ясно и недвусмысленно, в нем должно содержаться указание на то, какую именно сделку (купли-продажи, мены, залога и т.п.) и на каких условиях разрешается заключить. Но главный критерий в данном случае – подобные условия не должны каким бы то ни было образом умалять имущественные права и ущемлять законные интересы несовершеннолетнего.

При этом Конституционный Суд в своем определении от 6 марта 2003 г. № 119-О пришел к выводу, что из содержания абз. 2 п. 1 ст. 28 и п.п. 2-3 ст.

37 ГК РФ не вытекает право органов опеки и попечительства произвольно запрещать сделки по отчуждению имущества несовершеннолетних детей, совершаемые их родителями; напротив, в соответствии с общими принципами права и требованиями ст. 2, ст. 17 и ст.

 38 Конституции РФ, решения органов опеки и попечительства – в случае их обжалования в судебном порядке – подлежат оценке исходя из конкретных обстоятельств дела.

Например, судебная практика исходит из того, что на снятие денежных средств со счета, открытого на имя ребенка, разрешение может быть выдано опекуну не только на разовый акт, но и, например, на распоряжение неограниченными по количеству выдач и размеру сумм денежными средствами до достижения ребенком определенного возраста (как правило, до 16 лет, когда он сможет это делать сам) (см., например, решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 4 марта 2011 г.). Лицу, не являющемуся законным представителем, опекуном или попечителем ребенка разрешение опеки на распоряжение деньгами несовершеннолетнего не может быть выдано: так, в одном из дел дедушка открыл на имя внука вклад, однако через некоторое время передумал и решил забрать деньги, но ни орган опеки, ни суд его желание удовлетворить не смогли (решение Химкинского городского суда Московской области от 18 июля 2012 г.).

В другой ситуации мать решила продать доли в уставном капитале ООО, принадлежащие ее дочери по наследству после смерти отца, по цене в четыре раза меньшей, чем было указано в свидетельстве о праве на наследство, при этом понижение стоимости имущества никак не было обосновано. В результате орган опеки в выдаче разрешения на продажу отказал, и суд с ним согласился (решение Нефтеюганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области от 1 февраля 2012 г. по делу № 2-296/2012).

Возражения второго родителя по поводу совершения сделки не являются безусловным основанием для отказа органа опеки – проверяется, насколько сделка соответствует интересам ребенка, а не родителей (одного из них).

Так, согласно утвержденному актом муниципалитета порядку для получения разрешения в орган опеки должны были обращаться оба родителя, в том числе и в случае расторжения между ними брака; заявление от одного родителя могло быть принято только от одинокой матери или в случае признания второго родителя без вести пропавшим. Однако суд признал это положение не соответствующим закону, поскольку оно ограничивает права родителей – ведь федеральное законодательство не предусматривает обязательного достижения родителями согласия относительно имущественных прав их ребенка (смотрите, например, решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 мая 2011 г. по делу № 2-1249/11).

При этом если несогласие второго родителя мотивировано объективными причинами – то есть тем, что сделка противоречит интересам ребенка, и это подтверждается в результате проведенной органом опеки проверки, – то суд признает отказ органа опеки в даче согласия на сделку правомерным.

Так, в одном из судебных процессов рассматривалось дело, где у матери, отца и ребенка было по 1/3 доли в квартире. Мать продала свою долю постороннему лицу, а затем запросила у опеки разрешение на продажу доли и ребенка, однако отец возражал.

Мать после продажи своей доли не приобрела взамен никакого жилья, продолжила вместе с ребенком проживать на чужой жилплощади в квартире нового мужа, а на средства от продажи доли ребенка планировала приобрести квартиру в другом городе для сдачи в аренду, а не для улучшения жилищных условий ребенка.

Орган опеки, естественно, отказал в выдаче разрешения на продажу, и Зеленоградский районный суд г. Москвы его поддержал.

В другом деле мать просила согласия органа опеки на продажу квартиры, принадлежащей дочери, поскольку они проживали в другом месте в частном доме и у нее не было средств на содержание этой квартиры, деньги от продажи она планировала потратить на свои нужды и нужды детей, а не на приобретение жилья дочери. Естественно, суд признал отказ опеки правомерным (см. решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 22 октября 2010 г. по делу № 2-855/10).

Источник: //www.garant.ru/ia/opinion/author/mazuhina/516762/

Разрешение органом опеки и попечительства вопросов, касающихся предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ребенком

Вопрос по поводу опеки и разрешений

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) органами местного самоуправления, должностными лицами, муниципальными служащими органов местного самоуправления, в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ органа местного самоуправления, муниципального служащего органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган местного самоуправления. Жалобы на решения, принятые должностным лицом органа местного самоуправления, подаются в Правительство Санкт‑Петербурга.

Жалоба может быть направлена по почте, через МФЦ, с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта органа местного самоуправления, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления, либо муниципального служащего органа местного самоуправления. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии) либо их копии, подтверждающие доводы заявителя.

Жалоба, поступившая в органы местного самоуправления, подлежит рассмотрению в следующие сроки:

  • в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации жалобы;
  • в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы в случае обжалования отказа органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений;
  • в иные сроки в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

По результатам рассмотрения жалобы орган местного самоуправления принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом местного самоуправления опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

При рассмотрении жалобы органом местного самоуправления гражданин имеет право:

  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  • получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
  • обжаловать принятое решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения обращения (жалобы).

Органы местного самоуправления, его должностные лица, муниципальные служащие органа местного самоуправления обязаны предоставить заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения (жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес Комитета по социальной политике Санкт‑Петербурга:

190000, г. Санкт‑Петербург, пер. Антоненко, д. 6;

телефон (812) 576‑24‑61, факс (812) 576‑24‑60;

e‑mail: ksp@gov.spb.ru.

Вице‑губернатор Санкт‑Петербурга, курирующий соответствующую отрасль:

191060, г. Санкт‑Петербург, Смольный;

телефон (812) 576‑44‑80, факс (812) 576‑7955.

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения МФЦ, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга:

191060, Смольный, Администрация Губернатора Санкт‑Петербурга;

e‑mail: ukog@gov.spb.ru;

телефон (812) 576‑70‑42.

Источник: //gu.spb.ru/188021/

Законовед
Добавить комментарий