Административная ответственность физического лица

Журнал «Юридический мир»

Административная ответственность физического лица

Оксана ТЕМНИЦКАЯ

В настоящее время все больше появляется мнений о необходимости корректировки Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) в части соразмерности налагаемых административных взысканий совершенным административным правонарушениям.

В большинстве своем санкции носят не просто воспитательно-превентивный характер, а исключительно карательный, который может повлечь за собой ликвидацию субъекта хозяйствования.

В целях расширения круга правонарушений, за совершение которых возможно применение воспитательно-превентивных мер, таких как предупреждение, необходимо рассмотреть возможность применения такой меры административного взыскания к юридическим лицам.

КоАП определяет, что административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.

В целом, применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Развитие рыночных отношений повлекло за собой развитие института юридических лиц как наиболее активных участников экономической деятельности.

В силу этого увеличилось число административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами. В соответствии со ст. 4.

8 КоАП юридические лица наряду с физическими лицами подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных КоАП.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие, бездействие), за которое установлена административная ответственность. Таким образом, признаками административного правонарушения,совершаемыми как физическими, так и юридическими лицами, являются:

— антиобщественность;

— противоправность;

— виновность;

— наказуемость.

Законодатель определил, какое деяние является антиобщественным в рамках института административной ответственности, а какое — нет.

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административной и других отраслей права, охраняемых мерами административной ответственности.

Административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Исходя из ч. 2 ст. 6.2 КоАП в отличие от физических лиц к юридическим лицам не может быть применено такое административное взыскание, как предупреждение.

Многие задаются вопросом: почему? Ведь административное взыскание, которое налагается на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.

Так почему же в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений нельзя применять предупреждение как меру административного взыскания к юридическому лицу?

Что такое предупреждение? 

Рассмотрим правовую природу данной меры административного взыскания.

Определяя предупреждение как вид административного наказания, законодатель рассматривает его как меру ответственности за совершение административного правонарушения в ряду с другими административными наказаниями. Согласно ч. 1 ст.

6.3 КоАП предупреждение наряду со штрафом, исправительными работами и административным арестом применяется в качестве основного административного взыскания.

В соответствии со ст. 6.4 КоАП предупреждение состоитв письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправного поведения.

Публично-правовое содержание предупреждения обусловливается тем, что данная мера административного наказания применяется уполномоченным органом государства (его должностным лицом) к физическим лицам как субъектам административных правоотношений, находящимся в рамках административной ответственности.

Само по себе предупреждение рассматривается законодателем в качестве итоговой негативной реакции на деяние (действие, бездействие), признаваемое и характеризуемое как административное правонарушение, то есть противоправное, виновное, общественно вредное действие (бездействие) физического лица, преследуемое законом под угрозой административного наказания.

Предупреждение, как и другие виды административных наказаний, носит личный характер, то есть применяется к конкретному физическому лицу и может быть, по мнению автора, применено и к юридическому лицу, совершившему административное правонарушение. При этом указанная мера административной ответственности может применяться лишь за виновное совершение административного правонарушения.

Предупреждение по своим последствиям не отличается от других видов административных наказаний, поскольку означает привлечение субъекта к административной ответственности со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. В этом состоит отличие предупреждения от признания административного правонарушения малозначительным в силу ст. 8.

2 КоАП, когда суд либо орган, ведущий административный процесс, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности, и лицо считается не привлекавшимся к ней. Кроме того, с применением предупреждения наступает срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

По своему содержанию предупреждение как административное наказание представляет собой карательную санкцию исключительно морального характера, поскольку выражается, по сути, в официальном и легальном причинении правонарушителю морального вреда от имени государства.

Но, как подчеркивается в административно-правовой литературе, по сравнению с другими административными наказаниями доза карательного воздействия в таком предупреждении минимальна, и оно в большей мере носит воспитательно-превентивный характер.

Мы согласны с такими выводами, поскольку вынесение предупреждения является по преимуществу профилактической мерой, которая призвана побудить правонарушителя к добровольному исполнению нарушенной им же обязанности и способствовать выполнению им правовых обязанностей.

Опыт соседей 

Анализируя законодательство стран СНГ, можно констатировать, что как мера административного взыскания предупреждение применяется и к юридическим лицам, например, в Российской Федерации, Казахстане.

Статья 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) устанавливает, что в отношении как физического, так и юридического лица может быть применено предупреждение, которое выражается в официальном порицании. Как гласит ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение выносится в письменной форме.

Например, ст. 14.

25 КоАП РФ за непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление определено законом, предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

Копия постановления, вынесенного в отношении физического или юридического лица, о назначении административного наказания в виде предупреждения вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица либо законному представителю юридического лица, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения данного постановления. Согласно ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ в случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения, протокол об административном правонарушении не составляется. КоАП РФ, исходя из ст. 31. 5 не предусматривает возможность отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении данного вида административного наказания.

В случае применения к правонарушителю предупреждения вместе с любым другим более суровым видом административного взыскания определение названной меры как воспитательно-превентивной окажется лишенным всякого смысла и уже в силу этого не будет соответствовать требованию соразмерности назначаемого наказания совершенному правонарушению. Поэтому законодатель и определяет предупреждение как основное административное наказание, которое применяется самостоятельно и лишь в прямо предусмотренных законом случаях. В связи с этим можно сказать, что предупреждение является самодостаточной мерой административного наказания за определенные составы нарушений.

Вместе с тем предупреждение влечет для лица серьезные ограничения морального характера, поскольку карательная составляющая данного административного наказания усиливается, прежде всего, такими факторами, как его применение в связи с административным правонарушением и наступление административного наказания в течение определенного законом срока.

Так, например, исходя из п. 2 ч. 1 ст. 4.

3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым такому наказанию, отнесено к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность.

В заключение хотелось бы отметить, что норма, предусматривающая возможность применения предупреждения к юридическому лицу, соответствует целям административного наказания, применяемого к юридическим лицам, так как административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. Учитывая большое профилактическое значение данной меры, целесообразно значительно расширить круг таких правонарушений, за совершение которых возможно ее применение.

В связи с этим с целью законодательного урегулирования данного вопроса необходимо дополнить КоАП соответствующими положениями, предусмотрев, за какие конкретные административные правонарушения законодатель может применить к юридическому лицу предупреждение исходя из принципа соразмерности назначаемого наказания совершенному правонарушению.

Источник: //profmedia.by/pub/bnp/art/detail.php?ID=31375

Тема № 15 административная ответственность

Административная ответственность физического лица

  1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

  2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СОСТАВ

  3. СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

  4. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

  5. ПРАВИЛА НАЛАЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

1.Понятие и признаки административной ответственности

Административнаяответственность – это вид юридическойответственности, который заключаетсяв применении компетентными органами идолжностными лицами, судьямиадминистративных наказаний к лицам,совершившим административныеправонарушения в соответствии с КОАПРФ и законами субъектов РФ.

Признакиадминистративной ответственности:

  1. Её основанием является административное правонарушение, содержащее все элементы состава;

  2. К административной ответственности привлекают органы и должностные лица, судьи, указанные в главе 22 и 23 КоАП РФ;

  3. Административные наказания налагаются на неподчиненных правонарушителей (на подчиненных правонарушителей налагаются дисциплинарные взыскания);

  4. Мерой административной ответственности является административное наказание, виды которого указанны в 3-й главе КоАП РФ;

  5. Административная ответственность урегулирована нормами административного права.

Всенормы, регулирующие административнуюответственность содержаться в КоАП РФи законах субъектов РФ «Об административной ответственности».

КоАПРФ был принят 30 декабря 2001 года. Вступилв силу с 1 июля 2002г.

ВЧелябинской области действует ЗаконЧелябинскойобластиот 27 мая 2010 г. N 584-ЗО «ОбадминистративныхправонарушенияхвЧелябинскойобласти».

2.Административное правонарушение. Понятие, признаки и состав

Административноеправонарушение – это виновноепротивоправное действие или бездействиефизических или юридических лиц, закоторое КоАП РФ или законами субъектовРФ установлена административнаяответственность ( ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).

Признаки:

  1. Это виновное деяние, т.е. осознается лицом и управляется его волей;

  2. Это противоправное деяние, т.е. нарушает нормы разных отраслей права;

  3. Оно общественно вредное, т.е. кратковременно расстраивает нормальное течение общественных отношений;

  4. Оно предусмотрено КоАП РФ или законами субъектов РФ об административной ответственности;

  5. Оно влечет административное наказание, предусмотренное КоАП РФ или законами субъектов РФ об административной ответственности;

  6. Наличие субъекта правонарушения – физического или юридического лица. В отличие от привлечения к уголовной ответственности, где субъектом правонарушения может быть только физическое лицо, наказание за административное правонарушение может быть наложено на юридическое лицо.

    Физическое лицо привлекается к административной ответственности по достижении им шестнадцатилетнего возраста.

    Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Составадминистративного правонарушения

Составадминистративного правонарушения –это юридическая модель, логическаяконструкция реального административногоправонарушения

Составправонарушения включает четыре элемента:

  1. Объект административного правонарушения;

  2. Объективная сторона административного правонарушения;

  3. Субъект административного правонарушения;

  4. Субъективная сторона административного правонарушения.

  • Объект административного правонарушения – это те общественные отношения, на которые посягает правонарушитель.

Объектыподразделяются на три группы:

  1. Общий (все общественные отношения, охраняемые законодательством РФ);

  2. Родовой (определяется по названию главы КоАП РФ);

  3. Непосредственный (определяется по названию статьи, где закреплено конкретное правонарушение).

    • Объективная сторона – это внешнее выражение правонарушения, т.е. само деяние, выраженное в действии или бездействии.

Объективнаясторона отвечает на вопрос: Как и какимобразом совершенно правонарушение?

Кфакультативным признакам объективнойстороны относятся:

  1. Место совершения правонарушения;

  2. Время совершения правонарушения;

  3. Предмет совершения правонарушения;

  4. Способ совершения правонарушения.

Вматериальных составах правонарушенияобъективная сторона включает 3 элемента:

  1. Деяние;

  2. Общественно вредный результат деяния;

  3. Причинно – следственная связь между деянием и результатом.

  • Субъект административного правонарушения – это физическое или юридическое лицо, совершившее правонарушение.

Пообщему правилу административнойответственности подлежит лицо:

-достигшеек моменту совершения административногоправонарушения возраста шестнадцатилет.Если противоправное деяние совершенов день рождения правонарушителя, тосогласно правилам ст.191ГК РФ данное лицо будет считатьсяшестнадцатилетним с нуля часов дня,следующего за днем рождения, следовательно,такое лицо не может быть привлечено кадминистративной ответственности;

-вменяемоелицо, т.е. способное по состоянию своегопсихического здоровья осознаватьфактическую сторону и социальный смыслсвоего поведения и руководить им (ст.2.8КоАП РФ).

Отсутствиехотя бы одного из указанных признаковсубъекта административного правонарушениявлечет за собой отсутствие составаадминистративного правонарушения, чтоявляется обстоятельством, исключающимадминистративную ответственность (п.2 ч. 1 ст. 24.5КоАП РФ).

Ч.2ст.2.3 КоАП РФ установлено факультативноеоснование освобождения от административнойответственности лиц от 16-и до 18-и лет,т.е. несовершеннолетних, но достигшихвозраста привлечения к административнойответственности.

Условиемосвобожденияот административной ответственностиданной категории субъектов являетсяследующее:

-на момент совершения административногоправонарушения лицо должно достигнуть16-ти лет, но не достигнуть 18-ти лет;

-дело об административном правонарушениирассматривает специальный орган -комиссия по делам несовершеннолетнихи защите их прав, действующая на основанииФедерального законаот 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системыпрофилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних»;

-комиссия изучает все обстоятельствасовершения правонарушения и личностьсамого нарушителя, в т.ч. семейныеобстоятельства, успеваемость,характеристику по месту учебы и местужительства и т.д.;

-в качестве альтернативы административнойответственности к несовершеннолетнемунарушителю применяются иные меры,предусмотренные законом о защите правнесовершеннолетних (в настоящее время- Федеральный закон от 30.12.

2012 N 297-ФЗ «Овнесении изменений в статьи 4 и 11Федерального закона «Об основах системыпрофилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних»),например, обязать принести извинение,передать несовершеннолетнего под надзорродителей и пр.

Уюридических лиц ответственность заправонарушение возможна с моментагосударственной регистрации юридическоголица.

Ч.третья ст.2.

1 КоАП РФ предусматриваетвозможностьпривлеченияк административной ответственности поодному и тому же составу административногоправонарушения одновременно и юридическоголица, и должностного лица данногоюридического лица, виновного в совершенииправонарушения:назначение административного наказанияюридическому лицу не освобождает отадминистративной ответственности заданное правонарушение виновное физическоелицо, равно как и привлечение кадминистративной или уголовнойответственности физического лица неосвобождает от административнойответственности за данное правонарушениеюридическое лицо.

ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5«О некоторых вопросах, возникающих усудов при применении Кодекса РФ обадминистративных правонарушениях»дает некоторые разъяснения по примененияуказанной нормы. В соответствии сч.3 ст. 2.

1КоАП РФ в случае совершенияюридическим лицом административногоправонарушения и выявления конкретныхдолжностных лиц, по вине которых онобыло совершено (ст.2.4КоАП РФ), допускается привлечениек административной ответственности поодной и той же норме как юридическоголица, так и указанных должностных лиц.

При определении степени ответственностидолжностного лица за совершениеадминистративного правонарушения,которое явилось результатом выполнениярешения коллегиального органа юридическоголица, необходимо выяснять, предпринималисьли должностным лицом меры с цельюобратить внимание коллегиального органалибо администрации на невозможностьисполнения данного решения в связи стем, что это может привести к совершениюадминистративного правонарушения.ПосколькуКоАПРФ не предусматривает в указанном случаекаких-либо ограничений при назначенииадминистративного наказания, судьявправе применить к юридическому идолжностному лицу любую меру наказанияв пределах санкции соответствующейстатьи, в том числе и максимальную,учитывая при этом смягчающие, отягчающиеи иные обстоятельства, влияющие настепень ответственности каждого изэтих лиц. Привлечение к уголовнойответственности должностного лица неможет в силуч.3 ст. 2.1КоАП РФ служить основанием дляосвобождения юридического лица отадминистративной ответственности.

  • Субъективная сторона – это внутреннее психическое отношение субъекта к содеянному.

Еёцентром является вина в форме умыслаили неосторожности (ст.2.2 КоАП РФ)

Умыселозначает осознание противоправногохарактера своего действия или бездействия,предвидение его вредных последствий ижелание их наступления либо сознательноеих допущение, либо безразличное к нимотношение.

Когдалицо желает наступления последствийумысел называется прямым, а когдаотносится к ним безразлично или допускаетих, то умысел называется косвенным.

Встатьях КоАП РФ прямо указывается наряд составов административныхправонарушений, наказуемость которыхнаступает лишь при наличии умышленнойвины (умышленное уничтожение илиповреждение чужого имущества – ст.7.

17КоАП РФ; умышленное невыполнениетребований прокурора -ст.17.7КоАП РФ; умышленное повреждениеили срыв печати -ст.19.2КоАП РФ; умышленная порча удостоверенияличности гражданина -ст.19.

16КоАП РФ, умышленная порча илиуничтожение военного билета -ст.21.7КоАП РФ и др.).

Осовершении правонарушения умышленносвидетельствуют такие слова диспозицийстатей ОсобеннойчастиКоАП РФ, как “сокрытие”,”уклонение”, “отказ”,”принуждение”, “изготовление”,”распространение”, “сбыт”,”воспрепятствование”, “подкуп”,”заведомо ложное”, “неповиновение”.Однако в большинстве случаев вывод осубъективной стороне составаадминистративного правонарушения можносделать лишь на основе анализа всехпризнаков, приведенных в соответствующейстатьеОсобеннойчастиКоАП РФ.

Неосторожность– это предвидение возможности наступлениявредных

последствий,но легкомысленный расчет на ихпредотвращение или не предвидениевозможности наступления последствий,хотя лицо должно было и могло ихпредвидеть.

Различаютсядве формы неосторожной вины: легкомыслие- это предвидение лицом возможностинаступления вредных последствий своегодействия или бездействия, соединенноес самонадеянным расчетом их предотвратить,и небрежность – непредвидение такойвозможности при условии, что лицо должнобыло и могло предвидеть наступлениеуказанных в законе последствий.

Длявыяснения, должно ли было лицо предвидетьвредные последствия своего действияили бездействия, необходимо установитьобъективные условия, в которых ононаходилось.

Обязанность предвидениявредных последствий может быть обусловленахарактером выполняемых лицом служебныхобязанностей и требованиями правилобщежития, как, например, при уничтоженииили повреждении леса в результатенебрежного обращения с огнем.

Отнеосторожной вины нужно отличатьневиновное причинение вреда, такназываемый казус, или случай, при которомлицо не несет ответственности.

Дляпоследнего характерно, что лицо недолжно было и не могло предвидеть вредныепоследствия, наступившие в результатесовершаемого действия.

С невиновнымпричинением вреда – «случаем» – иногдаприходится встречаться при рассмотрениидел об административных правонарушенияхна транспорте.

Источник: //studfile.net/preview/5299326/page:45/

О порядке привлечения к административной ответственности

Административная ответственность физического лица

Административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения.

Целями такой формы преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.

Однако не всегда привлечение граждан к административной ответственности отвечает требованиям законодательства. В связи с чем, граждане вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.

В данной памятке изложены часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка привлечения к административной ответственности.

1. Предусмотренные КоАП РФ гарантии обеспечения законности при привлечении граждан к административной ответственности.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением нижеописываемых случаев: совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации; правонарушения, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статьей 24.

5 КоАП РФ предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии одного из которых исключается производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

2. Сроки составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные сроки.

3. Требования к составлению протокола об административном правонарушении.

В соответствии сост. 28.

2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении

4. Обязательные сведения, которые указываются в постановлении об административном правонарушении.

Статьей 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных сведений отсутствует, то постановление может быть отменено (если оно обжаловано или опротестовано).

5. Ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении в случае вынесения наказания в виде штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его уплаты.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Одновременно составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.

25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, предусматривающей административную ответственность виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. С жалобами по указанным вопросам следует обращаться в органы прокуратуры, поскольку полномочиями по принесению протестов наделены прокуроры в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ.

Также представленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочиями прокурор либо его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть обжалованы в порядке в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.13,30.14 КоАП РФ. 

ООПАЗ ГУ МВД России по Саратовской области

Источник: //64.xn--b1aew.xn--p1ai/document/6667462

Пособие Порядок привлечения к административной ответственности физического лица Автор Мельникова Е

Административная ответственность физического лица
sh: 1: –format=html: not found

ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА

Привлечение граждан к административной ответственности весьма распространено. Всплеск административных правонарушений традиционно приходится на весенне-летний период.

В данном материале даны ответы на самые распространенные вопросы о том, что делать, как себя вести, на что обратить внимание, которые непременно возникают в случае, когда в отношении физического лица начат административный процесс.

Сам факт составления в отношении гражданина протокола об административном правонарушении свидетельствует о начатом в отношении него административном процессе.

Административный процесс – это порядок деятельности участников по делу об административном правонарушении, который урегулирован Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП).

Однако какие именно деяния являются административными правонарушениями, а также виды административных взысканий и порядок их наложения регламентированы Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Поводы для начала административного процесса

Повода для начала административного процесса всего три (ст.9.1 ПИКоАП):

1) заявление физического лица (не анонимное);

2) сообщение должностного лица госоргана, общественного объединения, иной организации;

3) непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения.

Однако только достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, могут послужить основанием для начала административного процесса. Достаточность, безусловно, понятие субъективное.

При этом есть административные правонарушения, за совершение которых гражданин может быть привлечен к административной ответственности только по письменному заявлению потерпевшего. Перечень таких нарушений указан в ст.4.5 КоАП, например клевета, оскорбление, разглашение коммерческой или иной тайны.

Сроки наложения административного взыскания

По общему правилу административное взыскание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня его совершения (п.1 части 1 ст.7.6 КоАП).

Однако для отдельных составов правонарушений установлены более длинные сроки их совершения (пп.2-8 части 1 ст.7.6 КоАП).

К примеру, при нарушении требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках срок для наложения административного взыскания составляет 6 месяцев с момента совершения.

Кто вправе составить протокол об административном правонарушении

Для составления протокола об административном правонарушении (далее – протокол) у должностного лица должны быть соответствующие полномочия. Какой орган и в отношении каких административных правонарушений вправе составить протокол, урегулировано ст.3.30 ПИКоАП.

Обязательность составления протокола

По общему правилу протокол должен быть составлен (часть 1 ст.10.2 ПИКоАП), однако есть и исключения (ст.10.3 ПИКоАП).

Например, если нарушитель сразу признал себя виновным и выразил согласие на применение к нему административного взыскания без составления протокола.

Второй, более распространенный случай – фиксация превышения скорости движения, нарушения правил остановки или стоянки транспортного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами.

В этих случаях протокол не составляется. Должностным лицом, уполномоченным составлять протокол, выносится постановление о наложении административного взыскания без участия лица, в отношении которого ведется административный процесс. Данное постановление вступает в законную силу с момента его вынесения (часть 31 ст.10.3 ПИКоАП).

Справочно

На эту тему см. пособие «Ответственность за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств на основании фото- либо видеофиксации. Отбуксировка (эвакуация) транспортных средств».

Составление протокола в отсутствие нарушителя

Если протокол составляется не на месте непосредственного совершения правонарушения, нарушитель в обязательном порядке должен быть вызван в орган, ведущий административный процесс, для подписания протокола.

Как правило, вызов осуществляется посредством повестки. Повестка вручается под расписку, а в случае временного отсутствия гражданина – совершеннолетнему члену его семьи, нанимателю, администрации учреждения образования. Допустим вызов повесткой, высылаемой по почте, телефонограммой или с использованием иных средств связи (часть 1 ст.10.9 ПИКоАП).

В повестке указывается, кто и в качестве кого вызывается, куда и к кому, время явки, а также последствия неявки без уважительных причин.

Если нарушитель был вызван надлежащим образом, но не явился, протокол будет все равно составлен и выслан нарушителю в течение 3 дней со дня его составления.

Значение протокола при рассмотрении дела об административном правонарушении

Составление протокола является элементом подготовки дела об административном правонарушении. Его основное назначение – фиксация обстоятельств, которые затем подлежат доказыванию в целях привлечения нарушителя к ответственности (или опровержения правонарушителем в целях защиты).

Исход дела зависит от доказательственной базы и грамотной ее презентации органу, рассматривающему дело (в том числе суду).

При этом при рассмотрении дела обязательно выясняется:

• было ли совершено административное правонарушение;

• виновно ли данное лицо в его совершении;

• подлежит ли лицо административной ответственности;

• имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

• причинен ли вред административным правонарушением;

• иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Нарушитель вправе представить органу, рассматривающему дело, свои письменные пояснения по делу с приложением отсутствующих в деле доказательств его невиновности. Это право, а не обязанность, однако такое представление целесообразно при наличии веских аргументов в свою пользу.

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня объявления постановления, а лицом, в отношении которого вынесено постановление, отсутствовавшим при рассмотрении дела, – не позднее 10 суток со дня получения копии постановления (часть 1 ст.12.14 ПИКоАП).

Обратите внимание!

Для решения вопроса об обжаловании постановления рекомендуем сразу же после объявления постановления подать заявление о составлении мотивировочной части постановления. В таком случае жалоба может быть подана уже в течение 10 суток со дня получения копии мотивировочной части постановления.

Постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации может быть обжаловано в течение 5 суток со дня объявления постановления (часть 1 ст.12.14 ПИКоАП).

Далее приведем примерную форму заявления о составлении мотивировочной части постановления по делу об административном правонарушении

Суд Ошмянского района Гродненской области
ул. Советская, д. 39, 311003, г. Ошмяны

Лицо, в отношении которого  
ведется административный процесс:
  

Иванов Иван ИвановичМесто жительства

Телефон

Орган, ведущий  
административный процесс:  

Ошмянская таможня

ул. Я.Коласа, 72, 311000, г. Ошмяны

ЗАЯВЛЕНИЕ
о составлении мотивировочной части постановления

__________________ судом Ошмянского района Гродненской области (судья __________________) в отношении меня вынесено постановление по делу об административном правонарушении по части ___ ст.___ КоАП.

Настоящим прошу составить мотивировочную часть постановления и направить ее мне по адресу, указанному в шапке заявления.

Рекомендации адвоката

На что обратить внимание при составлении протокола об административном правонарушении

Во-первых, необходимо обязательно прочитать протокол от начала и до конца (каждое слово) на предмет соответствия действительности того, что в нем указано. Особое внимание следует обратить на описание времени, места и обстоятельства совершения административного правонарушения.

Во-вторых, все, за что нарушитель или другие лица расписались, должно быть действительно сделано (разъяснение прав и обязанностей и т. д.).

В-третьих, нужно проследить, чтобы не было неточностей/неясностей в изложении фактов, а также объяснений нарушителя. При этом нарушитель вправе, но не обязан давать пояснения. Их можно дать и непосредственно в ходе рассмотрения дела.

Что делать, если имеются неточности в тексте протокола

Если имеются неточности в тексте протокола, необходимо требовать внести дополнения/изменения в протокол.

Если, по мнению нарушителя, лицо, составившее протокол, каким-либо образом ущемляет его права, замечания следует изложить в протоколе в соответствующей графе.

Пример формулировки: «На странице 3 протокола после слов ___________ не отражено ___________».

Когда не стоит подписывать протокол

Если все, что изложено в протоколе, соответствует действительности, а объяснения нарушителя записаны с его слов верно, то нет оснований для отказа нарушителя от подписания протокола.

Однако если в протоколе имеются неточности, а должностное лицо, составляющее протокол, отказывается их устранить, тогда стоит отразить свои замечания в соответствующей графе протокола и подписать его.

Пример формулировки: «На странице 2 протокола мой ответ на вопрос ___________________ зафиксирован неполно, не отражено, что ________________. Во внесении правок лицо, составившее протокол, отказало».

Однако если замечания не разрешают внести (маловероятный вариант), тогда целесообразно отказаться от подписания протокола и указать конкретные причины такого отказа, которые в обязательном порядке вносятся в протокол (если причины названы).

Пример формулировки: «Я отказываюсь от подписания настоящего протокола, поскольку он не отражает действительный ход событий. В протоколе не отражено, что ________________. Лицо, составившее протокол, лишило меня возможности изложить мои замечания на него в соответствующей графе».

Факт отказа от подписания протокола удостоверяется должностным лицом, его составившим, посредством проставления соответствующей отметки, заверяемой подписью составителя протокола.

Обратите внимание!

Факт отказа нарушителя от подписания протокола не влечет его недействительности.

На какой стадии лучше обратиться за юридической помощью

Чем раньше, тем лучше. Оптимально обращаться на стадии составления протокола об административном правонарушении или непосредственно после этого, чтобы было время для выработки правовой позиции по делу.

29.02.2016

Елена Мельникова, адвокат адвокатского бюро «Ревера Консалтинг Групп Лтд»

Источник: //bii.by/tx.dll?d=317510&a=12

Законовед
Добавить комментарий