Административная ответсвенность за использование БПЛА

За что оштрафуют владельцев беспилотников

Административная ответсвенность за использование БПЛА

ФотО: Агентство городских новостей «Москва»

В воскресенье, 27 октября, заканчивается срок, отведённый владельцам беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на их регистрацию. Постановке на учёт подлежат отечественные, иностранные и самодельные дроны массой от 0,25 до 30 килограммов. «Парламентская газета» узнала в Росавиации, в каких случаях обладатели беспилотников могут быть оштрафованы.

За что положены штрафы

В сентябре вступило в силу постановление Правительства, обязавшее всех владельцев беспилотников зарегистрировать свои аппараты в Росавиации. На выполнение этого требования им отводился ровно месяц — этот срок истекает в воскресенье, 27 октября.

Ранее СМИ сообщали, что граждане, не поставившие дроны на учёт, будут оштрафованы на крупную сумму. Однако на самом деле в Кодексе об административных правонарушениях такая ответственность не предусмотрена.

Зато есть санкции за нарушение Федеральных правил использования воздушного пространства, которые в том числе устанавливают, что, чтобы поднять в небо квадрокоптер, его владелец должен получить у властей разрешение.

Именно за отсутствие такого допуска, а не за отсутствие регистрации, положен штраф — для граждан он составит от 20 до 50 тысяч рублей. Читайте по теме

Понятно, что неучтённому в Росавиации аппарату «допуск в небо» не дадут. Эту информацию «Парламентской газете» подтвердили в Федеральном агентстве воздушного транспорта: до 27 октября можно было запускать дроны без регистрации и получения разрешения. А с понедельника все полёты придётся согласовывать с властями.

Кто не успел — не опоздал

В Росавиации также рассказали, что делать гражданам, которые не успели в срок поставить БПЛА на учёт. «Если аппарат у вас будет лежать и вы не будете им пользоваться до присвоения регистрационного номера – никаких штрафов за это не предусмотрено», — сообщили «Парламентской газете» в агентстве.

Если же владелец хочет использовать свой дрон в соответствии с законом, то пройти регистрацию всё же придётся. Сделать это можно и после 27 октября. Заявление о постановке своего устройства на учёт нужно отправить по почте в Росавицию. Письма на электронный адрес агентство пока не принимает. Также там работают над созданием специального онлайн-портала для регистрации БПЛА.

В заявлении о постановке беспилотника на учёт нужно указать данные о самом аппарате и об изготовителе, а также контакты и данные владельца. К заявлению следует приложить фотографию дрона. Подробные требования изложены на сайте федеральной службы. 

Несколько однотипных аппаратов можно поставить на учёт по одному заявлению. Если же они разных наименований, то на каждый нужно подать отдельное заявление.

В Росавиации недавно отчитались, что за месяц в агентство поступило свыше трёх тысяч заявлений по учёту квадрокоптеров. Из них 31 заявителю было отказано.

Обратите внимание, какие ошибки они допустили: нечитаемые сведения, отсутствие фото беспилотника, отсутствие СНИЛС, отсутствие заявления о постановке на учёт, отсутствие даты рождения владельца аппарата, подписание заявления неуполномоченным лицом.

Если аппарат у вас будет лежать и вы не будете им пользоваться до присвоения регистрационного номера — никаких штрафов за это не предусмотрено.

После рассмотрения документов Росавиация внесёт данные об аппарате в единую базу данных, присвоив ему учётный номер.

«Когда получите регистрационный номер и нанесёте его на корпус вашего дрона — можете звонить в зональный центр, они согласуют время и место полётов», — пояснили «Парламентской газете» в ведомстве.

Под зональным центром имеется в виду региональный центр Единой системы организации воздушного движения.

В дальнейшем владельцы БПЛА должны обращаться в федеральную службу, если аппарат будет утерян или украден, либо будут изменены его технические данные. Снять его с учёта можно в случае его разрушения, либо по просьбе владельца, но тогда учётный номер станет недействительным, и выполнять полёты с ним будет незаконно.

В поиске компромисса

При этом стоит отметить, что такой порядок вскоре может быть отменён: Минтранс согласовал проект постановления, который позволит запускать бытовые беспилотники без разрешения. В ближайшее время документ внесут в кабинет министров, пишут «Известия».

Предполагается, что послабление будет действовать для полётов не выше 150 метров в светлое время суток, при этом аппарат должен всё время быть в зоне видимости владельца.

Исключение составят полёты вблизи аэродромов и мест проведения публичных мероприятий — тут без разрешения не полетаешь.

 Подчеркнём, что пока эти изменения в проекте, так что если в ближайшие недели вы планируете снять свой город с высоты птичьего полёта — придётся получить разрешение.

Максим Сураев. ФотО: instagram.com/suraevmaxim

«У государства нет задачи просто взять и всё запретить. Есть задача сделать так, чтобы людям было комфортно и безопасно», — сказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по транспорту и строительству, лётчик-космонавт РФ Максим Сураев.

Он напомнил, что запреты для беспилотников возникли не просто так — уже было много случаев, когда эти устройства опасно сближались или даже врезались в самолёты.

Кроме того, есть примеры, когда беспилотники оказываются на службе у террористов или других преступников.

Депутат порадовался, что Правительство нащупало компромисс между требованиями безопасности и запросами простых граждан. «Посмотрим, если люди не будут хулиганить, использовать беспилотники в плохих целях — значит, так и останется всё, гайки никто не будет закручивать», — считает парламентарий.

Сураев также обратил внимание, что беспилотники не так давно вошли в привычную жизнь россиян, а потому регулирование в этой сфере ещё только формируется.

«Уверен, со временем всё устоится и придёт в ту форму, которая будет устраивать и государство, и граждан.

Здесь ведь есть вопросы и безопасности людей, и авиационной безопасности, и соблюдение права на личную жизнь, и доступа к частной территории и так далее», — заключил он.

Источник: //www.pnp.ru/social/za-chto-oshtrafuyut-vladelcev-bespilotnikov.html

Полетали и хватит. В Украине введена ответственность за использование дронов без разрешений. » ANTIRAID

Административная ответсвенность за использование БПЛА

Наверное, каждый из нас видел зрелищные панорамные видео, снятые с воздуха с помощью беспилотных летательных аппаратов – дронов.

Эта технология получила широкое применение при съемке рекламных роликов, мониторинге погоды, трафика и даже в службах доставки грузов.

Благодаря использованию дронов в журналистских расследованиях наши граждане увидели «скромные» владения украинских чиновников и политиков.

Такая активная деятельность журналистов не могла долго оставаться незамеченной и вот с 1 июня 2018 года в Украине радикально меняются правила обращения с беспилотными летальными аппаратами (БПЛА). В этой статье мы постараемся детально разобраться в законодательных новшествах и ответить на вопрос как владельцам дронов оставаться в правовом поле при использовании своих устройств.  

История вопроса.

До 1 июня правовое регулирование использования БПЛА в Украине практически отсутствовало. Единственное упоминание о них содержалось в ст. 39 Воздушного кодекса Украины согласно которой БПЛА массой до 20 кг.

не подлежат регистрации в государственном реестре гражданских воздушных суден.

А поскольку в Украине действует принцип свободы – разрешено всё что не запрещено, владельцы дронов использовали их практически без ограничений.

Что изменилось.

1 июня 2018 року вступил в силу Временный порядок использования воздушного пространства Украины, утверждённый Государственной авиационной службой (далее – Порядок), который детально урегулировал возможные варианты использования дронов. Теперь все БПЛА можно условно разделить на две категории – со взлетной массой до 2 кг. и свыше 2 кг.

К числу последних, с учётом веса камеры и прочего навесного оборудования, можно отнести практически все профессиональные устройства и для их использования теперь необходимо получение разрешения на взлет с обязательным информированием органов ВВС Украины, пограничной службы и организаций управления полётами! Другими словами, к полётам дронов массой свыше 2 кг.

теперь установлены условия аналогичные условиям вылета пассажирского Boeing 737.

Требования к полётам.

Полеты БПЛА массой до 2 кг. включительно выполняются без подачи заявок при условии соблюдения всех следующих требований:

  • полеты выполняются только днем;
  • полеты выполняются без пересечения государственной границы;
  • полеты выполняются в пределах прямой видимости, но не далее, чем 500 м. от внешнего пилота;
  • максимальная высота полета не выше 50 м. над уровнем земной (водной) поверхности;
  • скорость полета составляет не более 160 км/ч;
  • внешний пилот не осуществляет управление БПЛА с другого транспортного средства, которое двигается;
  • внешний пилот управляет полетом только одного БПЛА;

Запрещены полёты над:

  • дорогами государственного значения, железными дорогами;
  • центральными улицам городов;
  • промышленными зонами, электростанциями, железнодорожными станциями, морскими портами, складами горючего, нефти, газа, других опасных веществ и жидкостей, кроме случаев выполнения полетов по согласованию с владельцем объекта;
  • местами (районами) аварий и катастроф (кроме задействованных в ликвидации их последствий и поисково-спасательных работах);
  • учреждениями исполнения наказаний и следственными изоляторами, кроме случаев выполнения полетов в интересах администраций указанных учреждений и изоляторов;
  • другими важными государственными и потенциально опасными объектами;
  • объектами, которые определены Министерством обороны Украины, Министерством внутренних дел Украины, Государственной пограничной службой Украины, Службой безопасности Украины, Национальной полицией Украины, Национальной гвардией Украины, Управлением государственной охраны, другими военными формированиями и правоохранительными структурами;

Полёты дронов не выполняются в зонах полицейских/антитеррористических/специальных операций и зонах, определенных для обеспечения безопасности лиц, которые находятся под государственной охраной. Также во время полётов запрещено приближаться ближе чем на 30 метров к любым третьим лицам.

Ответственность.

Поскольку теперь правила воздушных полётов распространяются и на владельцев дронов, за их нарушение они могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности.

Административная по ст. 111 КУоАП за выполнение полётов с нарушениями указанных правил предусматривает наложение штрафа в размере от 1020 до 8500 грн.

Если же в результате использования дрона возникла опасность для безопасности воздушных полётов владельца могут привлечь и к уголовной ответственности по ст.

282 УК Украины «Нарушение правил использования воздушного пространства», санкция которой помимо штрафа предусматривает исправительные работы сроком на два года или ограничение свободы сроком до пяти лет.

Все эти нововведения ожидаемо вызвали острую негативную реакцию не только в среде журналистов, но и среди рядовых владельцев дронов. И поскольку утверждённый порядок использования воздушного пространства Украины временный, будем надеемся, что Государственная авиационная служба при подготовке основного документа учтёт интересы всех заинтересованных в полётах БПЛА сторон.

Максим Кобзов 

старший партнер, адвокат АО «КФ «ДОМИНАНТА»

Хотите быть в курсе важнейших событий? Подписывайтесь на АНТИРЕЙД в соцсетях.Выбирайте, что вам удобнее:

– Телеграм t.me/antiraid

– Фейсбук .com/antiraid
– Твиттер .com/antiraid

Источник: //antiraid.com.ua/news/poletali-i-hvatit-v-ukraine-vvedena-otvetstvennost-za-ispolzovanie-dronov-bez-razreshenij/

За нелегальное использование беспилотников предложили ввести санкции

Административная ответсвенность за использование БПЛА

Эксперты тюремного ведомства предлагают ввести жесткие санкции вплоть до уголовной ответственности за нелегальное использование беспилотных летательных аппаратов. А возможность легального использования беспилотников резко ограничить.

Такая идея прозвучала на международном пенитенциарном форуме, который завершился вчера в Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний в Рязани.

Например, соответствующие правки могут быть внесены в статью УК, наказывающую за незаконный оборот шпионской аппаратуры. Напомним, что даже покупка какой-нибудь ручки со скрытой камерой грозит сроком до четырех лет.

В Риме задержан россиянин за незаконную съемку с беспилотника

Надо сразу сказать: пока это не является официальной позицией ни тюремного ведомства, ни минюста. Таково мнение специалистов, и они сейчас будут готовить соответствующие предложения. Эксперты, с которыми корреспондент “РГ” поговорил в кулуарах форума, не сомневаются, что рано или поздно такое решение будет принято – как только общество осознает грозящую опасность.

Лучше бы это сделать раньше. Самая серьезная угроза – террористические акты с помощью беспилотников. Неспециалистам она пока кажется виртуальной, так как не было громких терактов, совершенных с помощью дронов.

“Пока не было, – сказал один из экспертов. – Но наберите в Интернете ИГИЛ (запрещенная в России организация) беспилотники видео и сами увидите массу роликов. Террористы уже стали использовать эти аппараты как оружие”.

Между тем беспилотники становятся все доступней.

Как сообщил доктор юридических наук, главный научный сотрудник НИИ ФСИН России Сергей Колотушкин, в прошлом году число беспилотных летательных аппаратов в свободном использовании граждан в нашей стране увеличилось в девять раз. По оценкам экспертов, сейчас в частном пользовании в России находится не менее 30 тысяч беспилотников. Дальше будет больше.

Сами аппараты становятся все дешевле, а их возможности возрастают. И это мировая тенденция. Например, на прошлые новогодние праздники в США населением было приобретено около 700 тысяч беспилотников на общую сумму 500 миллионов долларов. О рисках такого массового использования дронов пока мало кто задумывается.

Но для тюремного ведомства проблема использования беспилотников уже перестала быть какой-то абстрактной, возможной в будущем. Нет, уже сейчас криминал взял на вооружение беспилотные аппараты для доставки в колонии запрещенных предметов.

В Бразилии арестовали грабившую дома с помощью дрона банду

“Как правило, доставляют наркотики и мобильные телефоны. За последние два года число полетов беспилотников над нашими учреждениями увеличилось в три раза, – отметил представитель НИИ ФСИН, профессор Сергей Колотушкин. – Между тем пока нет должного правового регламента приобретения и использования беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве Российской Федерации”.

В этом году тюремное ведомство провело ряд испытаний систем по борьбе с беспилотниками. Но есть две проблемы. Первая: эффективные системы дороги. Чтобы закрыть небо над колониями, фактически надо развернуть по периметру казенных домов системы ПВО.

Как в армии. Естественно, никто на это не пойдет. Вторая: электроника постоянно совершенствуется.

Как только разработана какая-то эффективная и недорогая система противодействия беспилотникам, тут же на рынке появляются системы, которые могут ее преодолевать.

Оборудовать все учреждения ФСИН техническими средствами против беспилотников мешает и высокая цена. Мобильный комплекс стоит 10 миллионов рублей, стационарный – 6 миллионов. Простой комплекс только для пеленгации беспилотника стоит порядка 1 миллиона рублей.

Возникает и масса правовых проблем при применении такой аппаратуры. Например, были протестированы и устройства для принудительной посадки беспилотника через подавление сигнала его радиоуправления.

Но если отключить беспилотник на подлете к зоне, насколько это будет законно? Ведь аппарат – частная собственность и пока формально находится в незакрытом небе. А глушить над колонией уже поздно – беспилотник может сбросить груз.

Сами аппараты недороги, для криминала потерять их нестрашно.

К сожалению, использовать хищных птиц для борьбы с беспилотниками также не получается. Reuters

Поэтому, по мнению экспертов, необходимо в законодательном порядке резко ограничить применение беспилотных аппаратов, а за их нелегальное использование ввести санкции. Какие именно – вопрос обсуждаемый. Возможно, административные.

Возможно, стоит подвести это под уголовную статью, по аналогии со шпионской аппаратурой. Все-таки общественная опасность от применения дронов намного выше, чем ручек со скрытыми камерами. Дело не только в защите неба над колониями.

Просто пока доставка тюремной контрабанды одна из острых проблем на практике.

По мнению экспертов, следует разрешить применение лишь специальных беспилотников для военных, спецслужб, МЧС, природоохранных служб и даже СМИ, а также беспилотники-игрушки с дальностью полета на 50 м. Остальное применение запретить.

То есть предлагается жесткий вариант. Если беспилотник не нужен человеку для дела (например, журналисту), иметь аппарат будет нельзя.

Напомним, этим летом начали действовать правила, предусматривающие обязательную регистрацию беспилотников весом от 250 граммов до 30 килограммов.

Постановкой их на учет занимается подведомственное минтрансу предприятие, которое разработало технологию идентификации дронов.

Радиометки крепятся на корпус при регистрации, с их помощью можно считывать информацию о беспилотнике и его владельце на расстоянии 300 метров.

В этом году тюремное ведомство провело ряд испытаний систем по борьбе с беспилотниками

“Предлагаемая дальность идентификации беспилотного летательного аппарата недостаточна для контроля на обширных территориях нашей страны”, – говорит Сергей Колотушкин.

К тому же пока система мониторинга воздушного пространства для беспилотников не налажена, и регистрация аппаратов еще не проводится.

Что же касается аппаратов весом выше 30 килограммов, то их будут регистрировать по правилам, предусмотренным для гражданских самолетов и вертолетов.

Прямая речь

Денис Федутинов, ведущий российский эксперт в области беспилотных систем:

Что касается вопросов регулирования применения беспилотных авиационных систем, то, судя по уже предпринятым шагам, можно сказать, что Россия пошла по достаточно жесткому по отношению к эксплуатантам беспилотников сценарию.

Кто, как и зачем использует беспилотники

Ситуация такова, что для законного использования систем беспилотных летательных аппаратов необходимо выполнить ряд действий по регистрации и сертификации, согласованию времени и маршрута полета.

Имеет ли смысл далее усложнять жизнь пользователям беспилотных систем? Думаю, нет. Во-первых, полагаю, вряд ли стоит говорить о том, что никакие полеты над территориями и объектами ФСИН не разрешены по определению и, соответственно, не будут согласованы в принципе.

Во-вторых, предлагаемые государством правила, включающие соответствующие ограничения, рассчитаны на законопослушные компании и частных лиц.

Исходя из этого, а также с учетом того, что с ростом распространения беспилотных технологий риски, которые несет возможность применения подобной техники в противоправных действиях, будут также увеличиваться, стоит сделать упор на применение технических средств противодействия БЛА. Проблема эта носит интернациональный характер, и осознание ее актуальности уже сейчас привело к активному появлению в различных странах мира, в том числе и в России, соответствующих технических решений.

Подготовил Иван Петров

Источник: //rg.ru/2017/11/23/za-nelegalnoe-ispolzovanie-bespilotnikov-predlozhili-vvesti-sankcii.html

Насколько законно управлять квадрокоптерами в мегаполисе? | Город+

Административная ответсвенность за использование БПЛА

Сейчас Интернет содержит огромное количество видеороликов, снятых с высоты птичьего полета. Часть из них сделаны профессионалами, другая – любителями.

А еще сеть пестрит объявлениями, где  операторы аэросъемки предлагают свои услуги.

Объединяет подобного вида съемки одно – как правильно пользоваться дронами в рамках закона, особенно в условиях плотной городской застройки.

В части регулирования есть огромные пробелы в законодательстве. Однако это не означает, что куда-то делись базовые правила ответственности.

Один из главных вопросов – пересечение границ чужого участка по воздуху. Юристы спорят, распространяется ли  право собственности на воздушный столб над частной землей.

Строго говоря, воздушное пространство – сугубо юрисдикция государства, которое и регулирует эти вопросы.

Представим картину: человек сидит у себя на дачном участке, а в пяти метрах над ним летает дрон. То есть он явно нарушает границы частной собственности. Можно ли его сбить? Этот вопрос как раз для юристов самый острый. По целому ряду причин можно предположить, что да, можно. Однако не факт, что суд будет придерживаться столь же широкой позиции. 

В городах проблем куда больше. Во-первых, там очень много территорий, зданий и сооружений, у которых есть специальный режим охраняемого объекта. Это и стройплощадки, и участки, где расположены станции метро. В таких местах дроны можно сбивать по публично-правовым основаниям.

А что будет, если квадрокоптер упадет и повредит имущество? Или принесет вред здоровью человеку? Ведь высота полета дронов сейчас достаточно велика, как и вес устройств. Люди, которые пускают квадрокоптеры, рискуют.

Об административной ответственности за такие полеты говорится в  ч. 5 ст. 11.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В документе установлена административная ответственность за управление воздушным судном, которое не стоит на государственном учете.

В соответствии с требованиями п. 3.2 ст. 33 Воздушного кодекса РФ беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг подлежат учету в порядке, установленном Правительством РФ.

Однако такой порядок Правительством РФ на сегодняшний день не установлен. Это не отменяет факта, что деятельность по управлению ими формально содержит признаки состава административного правонарушения.

По смыслу ст. 13 Воздушного кодекса РФ, пунктов 114, 116 установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства беспилотниками.

Однако без разрешения использовать воздушное пространство нельзя. За это предусмотрена административная ответственность в ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ.

Если управление квадрокоптером при отсутствии разрешения на использование воздушного пространства привело по неосторожности к причинению тяжкого вреда здоровью или смерти человека, это считается преступлением. Ответственность за него установлена ст. 271.1 УК РФ.

Признают ли суды квадрокоптеры источником повышенной опасности, как автомобили? В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также юридическому лицу, подлежит возмещению в полном объеме лицом, который виновен в причинении вреда.  Освободить лицо от возмещения можно только если вред был приченен не по его вине.

Однако в силу ст. 1079 ГК РФ вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности), возмещается владельцем источника повышенной опасности независимо от его вины.

Согласно разъяснениями, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.

2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», по смыслу ст.

1079 ГК РФ, источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека.

В качестве деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, в п. 1 ст. 1079 ГК РФ названа в том числе деятельность по использованию транспортных средств.

Однако вопрос об отнесении беспилотников к источникам повышенной опасности не имеет однозначного ответа.

Так, беспилотные воздушные суда максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг не включаются в понятие «транспортные средства» в целях Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Однако, учитывая, что п. 1 ст. 1079 ГК РФ не содержит исчерпывающего перечня источников повышенной опасности, суд, принимая во внимание особые свойства предметов, веществ или иных объектов, используемых в процессе деятельности, вправе признать источником повышенной опасности также иную деятельность, не указанную в перечне.

Вопрос о возложении на владельца дрона того или иного вида юридической ответственности будет зависеть прежде всего от наличия в его действиях признаков противоправности и вины.

Управление беспилотным воздушным судном, не поставленным на государственный учет, и без разрешения на использование воздушного пространства, представляют собой противоправные действия. 

При установлении признаков вины следует учитывать, проявлена ли владельцем дрона необходимая внимательность и предусмотрительность с точки зрения его осведомленности о публично-правовых ограничениях полетов над соответствующими территориями.

Так, например, Приказами Минтранса России от 09.03.2016 № 47 «Об установлении зон ограничения полетов» и № 48 «Об установлении запретных зон» в воздушном пространстве Российской Федерации установлены зоны ограничения полетов и запретные зоны.

В соответствии с данными актами воздушное пространство над всей территорией Петербурга относится к зоне ограничения полетов, а над его центральной частью в границах Обводного канала, территорией Васильевского острова, ограниченной 24-25 линиями на юго-западе и рекой Смоленкой на севере, над Петроградской стороной и участком Заячьего острова – к запретной зоне.

Кроме того, в силу п.

49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации полеты беспилотных летательных аппаратов выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Петербурге и Севастополе – разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.

Следовательно, использование лицом дронов без получения соответствующих разрешений свидетельствует не только о противоправном характере его действий, но и о наличии вины, поскольку таким лицом игнорируются установленные в интересах обеспечения безопасности публично-правовые ограничения полетов.

 //www..com/.

 ЯндексДзен/Города. Новейшее время.

Источник: //gorod-plus.tv/navi/916.html

Как запускать дроны, не нарушая законодательство?

Административная ответсвенность за использование БПЛА

При организации полетов беспилотных летальных аппаратов, как и всех воздушных судов, должны соблюдаться Федеральные правила использования воздушного пространства РФ (далее – Правила).

Они предполагают, в частности, направление в центр Единой системы организации воздушного движения РФ плана полета беспилотного воздушного судна и получение разрешения на использование воздушного пространства.

Кроме того, взлет, посадка в границах населенного пункта и непосредственно полет над ним возможны только с разрешения органа местного самоуправления данного населенного пункта, а в городе федерального значения – уполномоченного органа исполнительной власти (п. 49 Правил).

Для разрешенных полетов дронов устанавливается временный или местный режим или вводятся кратковременные ограничения использования воздушного пространства в определенной зоне в интересах запускающих их лиц (п. 52 Правил) – в порядке, закрепленном соответствующей инструкцией (приказ Минтранса России от 27 июня 2011 г. № 171).

Беспилотные летательные аппараты на постоянной основе применяются, например, силовыми ведомствами, поэтому механизм использования воздушного пространства при установлении указанных режимов уже отработан.

“В рамках планомерной работы: для проведения мониторинга пожароопасной обстановки, других заранее запланированных мероприятий – за трое суток до мероприятия подаем представление об установлении кратковременного ограничения воздушного пространства. Для квадрокоптеров, как правило, задается радиус 1-2 км, и на три часа для нас закрывают воздушное пространство.

Все, кто легитимно подает запросы на использование воздушного пространства, будут знать, что на этой территории введены ограничения, диспетчеры будут уводить авиацию на другой маршрут”, – рассказал в ходе состоявшейся вчера пресс-конференции представитель ГУ МЧС России по г. Москве Вячеслав Алёшин.

В экстренных ситуациях запреты и ограничения вводятся, разумеется, в оперативном режиме, но и в этом случае порядок использования воздушного пространства согласован, предпринимаются все необходимые для избежания столкновений дронов с другими воздушными судами меры.

Следует помнить, что над некоторыми территориями полеты могут быть ограничены на постоянной основе или запрещены в принципе. Так, для защиты важных государственных объектов и ключевых промышленных комплексов в воздушном пространстве над ними могут устанавливаться запретные зоны (п. 29 Правил, приказ Минтранса России от 17 декабря 2018 г. № 451).

Для проведения стрельб на полигонах, работ с боеприпасами, взрывных работ, осуществления научных исследований в атмосфере и т. д. устанавливаются зоны ограничения полетов (п. 34 Правил, приказ Минтранса России от 17 декабря 2018 г. № 452).

Полеты над такими территориями возможны только при условии получения разрешения лиц, в интересах которых такие зоны установлены, за исключением ряда случаев (п. 40 Правил).

Кроме того, дистанционное зондирование территории, фото- и киносъемка с использованием беспилотных воздушных судов является разновидностью авиационных работ, а значит, выполняющие их лица должны соответствовать установленным сертификационным требованиям (информация Минтранса России от 18 октября 2017 г.).

Таким образом, использование беспилотных летательных аппаратов без получения всех необходимых разрешений запрещается.

Тем не менее количество выявленных несанкционированных полетов дронов растет: по данным Росавиации, в 2016 году было зафиксировано 40 нарушений правил использования воздушного пространства беспилотными летательными аппаратами, в 2017 году – 74, в 2018 – 110.

С учетом данной статистики и того факта, что дроны могут нанести повреждения другим находящимся в воздухе объектам, помешать проведению спецопераций (антитеррористических, оперативно-розыскных мероприятий и др.

), причинить вред гражданам, в том числе в местах массового скопления, или имуществу, был разработан законопроект1, предполагающий наделение органов ФСБ России, ФСО России, полиции, войск национальной гвардии правом запрещать или временно ограничивать нахождение беспилотных воздушных судов над территориями, на которых они реализуют свои полномочия по проведению мероприятий, выполнению служебно-боевых задач, обеспечению безопасности граждан, защите охраняемых объектов – для каждой структуры свой перечень таких зон. Стоит отметить, что в настоящее время указанные ведомства для реализации свои полномочий вправе ограничивать или запрещать движение транспортных средств и граждан по отдельным участкам местности, а также доступ к определенным объектам (п. “з.2” ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ “О федеральной службе безопасности”, подп. 10 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ “О государственной охране”, п. 20 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ “О полиции”, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ “О войсках национальной гвардии Российской Федерации”). То есть законопроектом, по сути, предусматривается аналогичное право, но в отношении воздушного пространства.

Также в случае принятия на основе проекта соответствующего закона сотрудники перечисленных структур получат право пресекать несанкционированные полеты дронов путем подавления сигналов управления ими, повреждения или уничтожения аппаратов и изымать все обнаруженные элементы беспилотных авиационных систем.

Как подчеркнул один из авторов документа – заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн, законодательное закрепление таких полномочий сделает невозможным предъявление к сотрудникам правоохранительных и силовых органов исков о возмещении имущественного вреда владельцами беспилотных летательных аппаратов.

Напомним, за использование воздушного пространства лицами, не получившими необходимые разрешения, действующим законодательством предусмотрена административная (ч. 2 ст. 11.4 КоАП) и уголовная – если такое использование повлекло причинение вреда здоровью или смерть человека (ст. 271.

1 Уголовного кодекса) – ответственность. Однако выявить лицо, управлявшее дроном, не всегда возможно, в том числе по причине отсутствия механизма учета беспилотных воздушных судов массой от 250 г до 30 кг. Норма об обязательности такого учета (п. 3.2 ст.

33 Воздушного кодекса; далее – кодекс) действует с 5 июля 2017 года, но порядок его осуществления Правительство РФ до сих пор не утвердило.

Подготовленный Минтрансом России проект2 соответствующего постановления правительства несколько раз корректировался, но и доработанная версия получила отрицательное заключение по результатам проведенной Минэкономразвития России оценки регулирующего воздействия.

Поэтому даже примерно определить сроки принятия данного акта пока нельзя. С беспилотными аппаратами тяжелее 30 кг таких проблем не возникает – они подлежат государственной регистрации и внесению в реестр государственных воздушных судов РФ (подп. 1 п. 1 ст. 33 кодекса).

Кроме того, стоит обратить внимание на существующее правило об обязательном страховании ответственности владельцев воздушных судов за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц (п. 1 ст. 131 кодекса).

По словам Вячеслава Алёшина, практика страхования ответственности собственников именно беспилотных летательных аппаратов постепенно формируется.

Но для того чтобы она стала повсеместной, нужны все же дополнительные разъяснения Минтранса России о том, для каких дронов страховка обязательна.

______________________________

1 С текстом законопроекта № 636681-7 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

2 Текст проекта постановления Правительства РФ “Об утверждении Порядка учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации” размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/12-16/00060129).

Источник: //www.garant.ru/news/1262359/

В россии вышел срок регистрации дронов. что делать тем, кто не успел?

Административная ответсвенность за использование БПЛА

Павел Аксенов Русская служба Би-би-си

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Регистрировать нужно только дроны тяжелее 250 граммов. Но разрешение на полеты нужно всем

В понедельник, 28 октября истекает месячный срок, отведенный правительством России для регистрации всех дронов, которые находились на руках у населения. Что будет с теми, кто не зарегистрирует беспилотник до понедельника?

Короткий ответ: ничего.

Постановление правительства не предусматривает никакого наказания для тех, кто этого не сделает, сказали Би-би-си в Федеральном агентстве воздушного транспорта России.

Но регистрация дрона – лишь полдела. Чтобы поднять любой аппарат в воздух, придется зарегистрировать владельца, согласовывать с властями каждый полет и всякий раз проходить многодневную процедуру сбора разрешений. Иначе – штраф.

За неделю до истечения срока в России были зарегистрированы 1562 дрона; отказано в регистрации, в основном, из-за ошибок в документах, 31. Всего подано заявок – 3197.

Для тех, кто опоздал, фактически действует амнистия: подтверждения покупки не требуется, и чиновники не смогут определить, когда куплен аппарат – до или после дня окончания регистрации существующих дронов.

Как регистрировать дрон

Первое, что необходимо сделать при регистрации беспилотника – взвесить его. Больше четверти килограмма – регистрировать, меньше – нет. Легче от этого если и станет, то не сильно, потому что правила организации полетов одни для всех.

Регистрировать дрон в России можно тремя способами – направлять все документы по почте, принести в Росавиацию лично или через портал госуслуг. Последний способ, правда, не работает по техническим причинам, подтвердила Росавиация. Все документы для регистрации есть на сайте ведомства.

В заявлении надо модель дрона, серийный номер, число двигателей, максимальную взлетную массу, название фирмы-изготовителя. И приложить данные владельца: паспорт, СНИЛС, адрес, телефон и электронную почту.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption План полета надо будет подавать за несколько дней

Наконец, надо сфотографировать дрон на светлом фоне так, чтобы он занимал не менее 70% кадра.

После того, как Росавиация получит документы, она регистрирует дрон в своем реестре и выдает ему номер, который необходимо нанести на беспилотник. Буквально: кисточкой с краской, трафаретом и аэрографом, маркером, как угодно, лишь бы он был читаем и хорошо виден.

Это была простая часть, далее начинается сложная.

Как летать

Чтобы запустить любой дрон в небо, даже если это игрушечный беспилотник ребенка, и летает он на полянке в лесу, необходимо получить разрешение от нескольких организаций.

Причем вес дрона в этом случае никакой роли не играет. Неважно также, где вы запускаете свой беспилотник – федеральные авиационные правила (ФАП-138) устанавливают разрешительный порядок для всех классов воздушного пространства.

Запуск дрона называется “использованием воздушного пространства”. И чтобы запустить беспилотник необходимо установить временный или местный режим, а также ввести кратковременные ограничения в интересах пользователей воздушного пространства.

Владелец дрона обязан подать запрос в Единую систему организации воздушного движения.

Туда надо представить полетный план, который подается в бумажном виде, по факсу, по телефону, электронной почте или через специальный портал Росавиации (на нем указаны все телефоны) за три дня до полета. Для регистрации на нем данные владельца должны присутствовать в “Реестре эксплуатантов воздушных судов” или “Реестре авиационного персонала”.

Информация на этом портале представлена в виде текста, и понять, есть ли запретная зона над местом запуска дрона будет сложно. Более наглядно ее показывают другие ресурсы в интернете, такие как, например, сайт “Полетные планы”. Там необходимая информация отражается на карте, причем в оперативном режиме.

Инструкция по подготовке обращения содержится в приказе минтранса №171.

Однако перед тем владелец дрона должен выяснить, не собирается ли он летать в запретной для полетов зоне. Информацию об установленных зонах публикует на своем сайте Росавиация, причем там же есть и телефоны тех организаций, в чьих интересах запрещены полеты. По этим телефонам теоретически можно с ними договориться о разрешении полетов.

Media playback is unsupported on your device

Новые дроны научились открывать двери и поднимать груз в 40 раз тяжелее их самих

Кроме того, владельцу дрона необходимо сразу проверить, не собирается ли он летать над населенным пунктом. Если да, то надо получить разрешение у органа местного самоуправления.

Наконец, если с дрона планируется вести фото или видеосъемку, то это называется “дистанционное зондирование земли”, и на это надо получить соответствующий сертификат.

После получения всех разрешений перед началом и по окончании полета надо связаться с диспетчером ЕС ОрВ. А пока аппарат в воздухе – не выключать телефон, чтобы диспетчер мог позвонить вам.

Чем грозит нарушение правил?

Если владелец дрона не запускает его, но и не регистрирует, то никакой ответственности он не несет – она просто не предусмотрена законом.

Но административный кодекс России предусматривает ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства.

Для обычных граждан это штраф от 20 тысяч до 50 тысяч рублей (для должностных – от 100 тысяч до 150 тысяч, для юридических лиц – от 250 тысяч до 300 тысяч рублей).

Media playback is unsupported on your device

Дрон против трудоголиков

“Число наказаний, наложенных за незаконное использование БЛА (беспилотного летательного аппарата) существенно меньше реального числа применений беспилотников.

Несмотря на то, что все более широкий круг силовых структур получает право пресекать незаконные полеты БЛА, они, в силу каких-то причин, просто не реализуют в полной мере данные свои полномочия на практике”, – рассказал Би-би-си главный редактор портала UAV.ru Денис Федутинов.

“Таким образом подтверждается классическая фраза о том, что “строгость российских законов смягчается необязательностью их выполнения”.

При этом, по его словам, в России ежегодно продаются десятки тысяч дронов.

“Только за прошлый год, по имеющимся оценкам, было продано порядка 160 тыс. единиц. При этом за последние годы отмечался устойчивый рост продаж. Основную долю среди имеющихся систем БЛА, разумеется, занимают беспилотники малого класса, доступные на рынке для широкого круга потребителей”, – сказал он.

Источник: //www.bbc.com/russian/features-50168837

Законовед
Добавить комментарий